fantlab ru

Роберт Блох «Психо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Оценок:
103
Моя оценка:
-

подробнее

Психо

Psycho

Другие названия: Психоз

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Основная мысль трилогии Роберта Блоха «Психо» может быть выражена простой фразой: «Норман Бейтс не умрет никогда».

Главный герой первого романа, психопат Норман Бейтс, оставил после себя неизгладимый след, и даже спустя не одно десятилетие о нем помнят... Он не дает покоя очень многим...

И будто бы сам раз за разом возвращается с единственной целью: убивать.


Содержание цикла:


  • Психо / Psycho  [= Психоз; Психопат; Чучело белки] (1959)  
8.31 (671)
-
34 отз.
7.13 (151)
-
7 отз.
6.27 (119)
-
7 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Таящийся ужас 1
1992 г.
Легион. Психопат
1993 г.
Психопат
1993 г.
Чучело белки
1993 г.
Танцы с волками
1994 г.
Психо. Рассказы
2001 г.
39 ступеней. Психо. Исступление
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 8. Замок ужаса
2003 г.
Психопат
2005 г.
Дом психопата
2009 г.
Психоз. Трилогия
2009 г.
Психоз
2010 г.
Психоз 2
2010 г.

Самиздат и фэнзины:

Психоз. Психоз 2. Дом психопата
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Psycho
1959 г.
(английский)
Psycho II
1982 г.
(английский)
Psycho House
1990 г.
(английский)
Gaspard de la Nuit
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Строго говоря, классическим триллером является только первая часть. Продолжения — они даже не про маньяка, они про то, как он может повлиять на общество и какое пагубное наследство за собой оставить. Это своеобразная критика общества, в котором убийцы получают культовый статус — о них снимают фильмы, строят музеи, пишут книги. Почему, блин, что за несправедливость? Блох фактически прямо ставит такой вопрос, правда, очевидно, что ответ дать невозможно... Потому и чувствуется некоторое смысловое провисание во второй и третьей повестях, хоть они и составляют части одной законченной, целостной истории Нормана Бейтса и его наследия.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга понравилась, хотя я не такой уж любитель детективов.

Прочиталось быстро и впечатление осталось положительное, но ничего особенного впринципе. Ничем не цепляет же.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Благодаря киношедевру Хичкока история о Нормане Бейтсе, его гостеприимном мотеле и грозной матушке известна всем или почти всем; «сцена в душе» цитировалась в популярной культуре сотни раз. И лишь немногие знают, что автор литературной основы, ученик Лавкрафта и учитель Кинга, покойный ныне Роберт Блох, создал целых два продолжения самой знаменитой своей книги.

В наше время, когда начинающие авторы дебютируют не рассказами и не романами даже, а «эпическими полотнами» и циклами, трилогия воспринимается как небольшая трехактная пьеска (завязка, развитие, развязка), а то и миниатюра. Парадоксально, но в эпоху литературных гигантов, на которую пришелся творческий путь Блоха, масштабы были поскромнее: первый и третий романы о Нормане Бейтсе разделяет тридцать один год. Однако уникальной эту сагу делает не время, а обстоятельства ее создания. Никогда еще кино и литература не переплетались так тесно.

«Психоз» образца 1959 года и его экранизация подарили миру принципиально новый персонаж – убийцу, который не только наводит ужас, но и… притягивает. Сейчас, в начале XXI века, культ кинопсихопатов никого не удивляет – достаточно вспомнить, какой фурор произвел улыбчивый садист Джокер, блестяще воплощенный на экране Хитом Леджером в 2008 году. Но тогда, в конце пятидесятых, Блох и Хичкок сильно рисковали – и тот, и другой творили авторское искусство, а не дешевую порнографию с насилием вместо секса (или вместе с ним). Тем не менее, их ставка выиграла – и Блоху, прозванного журналистами «Психопатом», первому пришлось об этом пожалеть. Трагедия Нормана Бейтса превратилась в триумф, и по склону американского кино понесся снежный ком, который с каждым годом приобретал все более насыщенный багровый оттенок…

Бейтс, подобно чудовищу Франкенштейна, ускользнул от своего создателя, чтобы сеять хаос и зло. Стремление Блоха если не приручить, то понять загадочную душу маньяка и тех, кто ему поклоняется, воплотилось в романе «Психоз 2» (1982). Верный принципам хорошего рассказчика, писатель ввел в сиквел детективную интригу, добавил саспенса, прикончил несколько персонажей – но все это не более чем уловка, маскирующая ехидную сатиру на Голливуд и его обитателей. Бейтс сбегает из психиатрической лечебницы и тут же узнает, что о нем снимают фильм; доктор Клейборн, ставящий себе в вину злодеяния пациента, отправляется в Лос-Анджелес, чтобы предупредить горе-киношников… Увы, психопатов хватает и там, и заканчивается роман неутешительным: «Норман Бейтс никогда не умрет». Что бы ни случилось с ним самим… Продолжению не хватает простоты и увлекательности оригинала, но автор и не ставил себе таких задач. «Психоз 2» – это беллетризованный крик души: «Голливуд, одумайся!»

Прошло восемь лет. Голливуд не только не одумался, но исторг из недр шокирующие истории вроде «Попутчика» с Рутгером Хауэром и «Кошмара на улице Вязов» (очень разные по качеству и посылу, но близкие по способу подачи материала). Махнув рукой на алчную фабрику грез, Блох в последний раз обратился к истории о Бейтсе и создал «Дом психопата». В провинциальном Фейрвейле, которому преступления Нормана принесли недобрую славу, находятся люди, желающие из этой славы сделать туристский аттракцион. Заново отстроены мотель Бейтсов и домик позади него, изготовлены восковые куклы психопата, его жертвы и его матери… и начинаются новые убийства. Через сюжет, полный загадок и сложных психологических портретов, Блох подводит читателя к печальному итогу: безумен не столько Бейтс, сколько мир, где на крови делают деньги – и ради денег проливают кровь.

Увы, монстр вновь оказался сильнее своего создателя. Проследить за поражением Роберта Блоха и творческой победой Альфреда Хичкока позволяют материалы, включенные в превосходное русское издание от Азбуки-классики (2009) – интервью с обоими творцами, вдумчивая статья С. А. Антонова, исчерпывающие комментарии.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх