fantlab ru

Патрик Зюскинд «Голубка»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
183
Моя оценка:
-

подробнее

Голубка

Die Taube

Другие названия: Голубь

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 10
Аннотация:

Герой Зюскинда Ионатан Ноэль не просто гражданин послевоенной Франции, он — ребёнок, чьи родители стали жертвой фашистской облавы на евреев. Он вместе с сестрёнкой был спасён неким мужчиной — образ в данном случае собирательный, отражающий героизм и гуманность простых французов, которые до последнего укрывали евреев от фашистских оккупантов. Оторванный в раннем детстве от родителей, он, по сути, оказывается в коллапсе : он многое не понимает , лишённый семейного тепла, он находит некое спокойствие и даже прелесть в батрацкой жизни...

По требованию своего благодетеля Ноэль записывается добровольцем в армию. Ему чужды « мерзости стадной и казарменной жизни», тем не менее он оказывается втянутым в колониальную войну Франции в Индокитае, где был ранен. Возвращение нашего героя домой , весной 1954 года, совпадает с окончанием этой войны (летом того же года). И вот, по возвращении, он узнаёт, что единственно родной ему человек, его сестра, также, как и родители, без разъяснения исчезает, «говорили, что она эмигрировала в Канаду». Вдобавок его жена сбегает вместе с ребёнком в первый год их брака в неизвестном направлении. Ионатан Ноэль приходит к выводу, что полагаться на людей нельзя и, «чтобы жить спокойно, следует держаться от них подальше».

Господину Ноэлю за пятьдесят. Он живёт в Париже, но события трёх десятилетий для него выражаются лишь в факте смены постояльцев соседних комнат.

Для героя всё изменится через 24 часа, после того, как он встретит ручное существо — голубя... И вот, как пол века назад, в тот страшный день, с которого начались его беды, он идёт по лужам...Потребовалась целая жизнь, чтобы Ионатан Ноэль признался сам себе :«Я же не могу жить без других людей!» Что будет дальше? Изменит ли он свою жизнь? или опять станет «человеком в футляре»?..


Издания: ВСЕ (10)

Избранное
1995 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2000 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2000 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2003 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2004 г.
Контрабас
2006 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2007 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2012 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2019 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение. Контрабас
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слабонервным я бы порекомендовал эту повесть не читать. Такие вещи, как «струя клошара», невероятно красочно написанные кистью мастера, не забываются потом очень долго. И если ты действительно мастер и так хорошо владеешь ремеслом писателя, но используешь это для такой мерзости, чтобы аргументировать свои мысли, — то «тьфу на Вас и еще раз тьфу!» А что касается основной идеи, то я тоже не верю рассказчику. Человек, который за свою жизнь столько прошел, не может потом так безнадежно пасовать перед препятствиями.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обычно люди жаждут, чтобы их заметили. Чтобы подтвердили «Да, топчет такой человек планету, мы о нем знаем». А Ноэль? В глазах других он видит лишь подозрение и недоверие. Автор мастерски вскрыл травму и хочется надеяться на перерождение героя, хотя я не знаю возможно ли это.

Интересно двоякое отношение героя к своей жизни. То он счастлив, то он ненавидит, то он уважает свою работу, то презирает себя.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Артура Шопенгауэра есть замечательная притча об основных принципах построения взаимоотношений в человеческом обществе:

«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод.

— Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят: «keep your distance»! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл.

— У кого же много собственной, внутренней теплоты, тот пусть лучше держится вдали от общества, чтобы не обременять ни себя, ни других.»

В повести «Голубка» Зюскинд сознательно сделал саркастический акцент именно на последнем утверждении великого философа. Ведь главный герой — Йонатан Ноэль — человек не настолько духовно богатый, чтобы можно было говорить о его полной самодостаточности. А мизантропия и интроверсия комфортно реализуются в человеческой психике только при условии его полной самодостаточности.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бомж перед банком — являл собой полную противоположность Йонатану. Он не нуждался в обществе, в то время как официанты, автомобилисты и просто прохожие, которых обстреливал глазами, полными ненависти, Йонатан, жили в гармонии с окружающей их действительностью, жили по законам, формирующим эту гармонию повседневности. Наш же герой решил разработать детальнейший алгоритм, сводящий контакт с социумом к минимуму, но не учёл стохастичность протекающих в нём процессов. Появление голубки в коридоре доходного дома — это и есть символ стохастичности нашей жизни, в которой нельзя учесть все переменные.

Конечно, в этом коротком произведении имеется ещё целая бездна смыслов, отсылок и цитат (что лишний раз подтверждает гениальность автора), но основной лейтмотив: сознательное одиночество — удел очень сильных духом.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не так об одиночестве, как о беспомощности человека в этом мире. Размышления Джонотана о символичности его роли как охранника, отождествление себя то со сфинксом, то с комком грязи, наталкивают на мысль о реальной ненужности человека в мире.

Обычно книги пишут о героях. Это произведение о «не герое». Он слаб, но духовно симпатичен. И замкнутость не его вина, не он бросил людей, люди бросили его. Автор как бы ставит вопрос:«Что мы сделали бы для таких как он?» Даже не помогли заштопать брюки.

Мрачная книга.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Герой Зюскинда Ионатан Ноэль не просто гражданин послевоенной Франции, он — ребёнок, чьи родители стали жертвой фашистской облавы на евреев. Ионатан вместе с сестрёнкой был спасён неким мужчиной — образ в данном случае собирательный, отражающий героизм и гуманность простых французов, которые до последнего укрывали евреев от фашистских оккупантов. Оторванный в раннем детстве от родителей, герой, по сути, оказывается в коллапсе : он многое не понимает , лишённый семейного тепла, персонаж находит некое спокойствие и даже прелесть в батрацкой жизни...

По требованию своего благодетеля Ноэль записывается добровольцем в армию. Ему чужды « мерзости стадной и казарменной жизни», тем не менее он оказывается втянутым в колониальную войну Франции в Индокитае, где был ранен. Возвращение нашего героя домой , весной 1954 года, совпадает с окончанием этой войны (летом того же года). И вот, по возвращении, он узнаёт, что единственно родной ему человек, его сестра, также, как и родители, без разъяснения исчезает, «говорили, что она эмигрировала в Канаду». Вдобавок его жена сбегает вместе с ребёнком в первый год их брака в неизвестном направлении. Ионатан Ноэль приходит к выводу, что полагаться на людей нельзя и, «чтобы жить спокойно, следует держаться от них подальше».

Господину Ноэлю за пятьдесят. Он живёт в Париже, но события трёх десятилетий для него выражаются лишь в факте смены постояльцев соседних комнат.

Для героя всё изменится через 24 часа, после того, как он встретит ручное существо — голубя... И вот, как пол века назад, в тот страшный день, с которого начались его беды, он идёт по лужам...Потребовалась целая жизнь, чтобы Ионатан Ноэль признался сам себе :«Я же не могу жить без других людей!» Что будет дальше? Изменит ли он свою жизнь? или опять станет «человеком в футляре»?..

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Голубь- символ души человека,символ любви, семьи. Ноэль в свои 50 с лишним лет всё таки открыл в ту грозовую ночь свою душу, открыл для себя мир с людьми, любовью, чувствами и переживаниями. Ной и Ноэль... есть в этом что-то созвучное. Им обоим голубь принёс весть о новом мире, о новой жизни.:glasses:

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня главным в этом произведении оказался вопрос: а почему господин Ноэль добровольно выбрал затворничество, полную отрешенность от мира. Мотив одиночества среди массы людей, некой избранности, которая проявляется в отвратительной прекрасности и прекрасной отвратительности героев Зюскинда, является ключевым в творчестве писателя. Он осмысляет эту проблему не с социальной, а с психологической точки зрения и этим особенно меня привлекает. Столкнувшись с той же фабулой, как и в пьесе * Контрабас* , я ожидала той же *развязки*. И была приятно удивлена, когда увидела иную трактовку ситуации.

Духовное уродство людей и *личные проблемы* толкают Ионатана к тому, чтобы разорвать все эмоциональные связи с внешним миром. Он внутренне желает избавиться от чувственных пут, переплетающих его с близкими людьми, с людьми, которые были ему когда-то близки, тем самым желая обрести свободу..В борьбе за нее он теряет самое главное:размеренное существование подменяет истинную красоту жизни, которая является Ноэлю в образе голубки. И вызывает страх и смятение у героя....Спонтанная прогулка утром, после дождя, возвращает ему спокойствие. Надолго ли? Или спокойствие- та же маска *от плевков и от пощечин*?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Простая птица...голубка стала причиной отвратительнейшего дня для главного героя. Все пошло не так...Ионатан Ноэль загнан, он изнурен, он напуган, он в отчаянии...он даже готов на самоубийство, он может отказаться от всего, от всей своей жизни, от себя самого... Но кто он?

Ионатан Ноэль ведет довольно самодостаточный и исключительно замкнутый образ жизни...уже очень много лет...настолько долго, что успел потерять себя и превратится в сгусток стандартных фраз и избитых добродеятелей....а тут такое событие-голубь залетел!

Зюскинду удалось так тонко и так точно передать чувства героя, сумбур его мыслей. Перед нами человек, замкнутость которого изуродовала его внутренний мир, изуродовала непоправимо...

Блестящее и «отвратительное» произведение.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Милая, добрая, слегка ироничная повесть в традициях классической европейской прозы. Постмодернистские выверты (вроде аллюзий на Сартра) прячутся в тени и не мешают воспринимать «Голубку» как занимательную историю с моралью.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень странное произведение, перечитывать пока не собираюсь. Тем более, что о человеке, сходящем с ума от одиночества и однообразного течения жизни, написано немало, и этот рассказ не лучший пример. Чем-то Ноэль напоминает Башмачкина из «Шинели».

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх