fantlab ru

Патрик Зюскинд «Литературная амнезия»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Оценок:
92
Моя оценка:
-

подробнее

Литературная амнезия

...und eine Betrachtung (Amnesie in litteries)

Другие названия: Amnesie in litteris, ...и одно наблюдение

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

Человек, который всю жизнь читает, не может представить свою жизнь без книг, он черпает из них знания и информацию. Тяжело представить, как можно забыть всё то, что смог узнать на прочитанных страницах, однако иногда случается и такое...

© pkkp

Входит в:



Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)
/перевод:
Э. Венгерова (9)

Голубка. Три истории и одно наблюдение
2000 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2000 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2003 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2004 г.
Контрабас
2006 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2007 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2012 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение
2019 г.
Голубка. Три истории и одно наблюдение. Контрабас
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это то, что можно назвать «концептуальной прозой». В том смысле, что в «Литературной амнезии» Патрик Зюскинд по стилистике ближе к Борхесу (по тематике, кстати, тоже), используя публицистические техники, техники эссе для ведения повествования. И да, это правда, здесь не важны сюжет, герой. В «...амнезии» историю рассказывают идеи о других идеях. Периодически забывая, что это так.

Собственно, «Литературная амнезия» — это очерк о памяти и творчестве. Это прямое продолжение размышлений Борхеса о природе воспоминаний. И смысл, на самом-то деле, очень простой. И от своей простоты очень сложный. Творить можно только забывая. Стирание памяти позволяет начертать новые слова и мысли. Написать книгу можно лишь прочитав множество множеств других книг. Кто знает, читал ли что-то до написания автор (авторы) эпоса о Гильгамеше? Новое слово это переработка старых слов. И в этом нет ничего дурного. Притом странно видеть у одного из комментаторов ниже якобы подмеченное им «фамильярное» отношение к известным писателям. Совсем нет его у Патрика Зюскинда, который, например, после «Парфюмера» не написал ни одного другого романа. Понимая, что ничего иного по уровню схожего с великими писателями он создать не сможет. Это ли не уважительное отношение к гигантам прошлого? А обозначение механизма забывания как генератора создания новой литературы есть как раз дань уважения тем, на чьих плечах стоит немецкий писатель.

И дадим слово самому Зюскинду:

«А для того, кто пишет сам, такая болезнь, возможно, является даже благодатью и, более того, чуть ли не необходимым условием для занятия литературным творчеством, ибо она как-никак предохраняет пишущего от всесковывающего чувства священного трепета, внушаемого каждым значительным литературным произведением, и настраивает его на совершенно беззастенчивый лад по отношению к плагиату, без которого не может возникнуть ничего оригинального».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наблюдение о литературной амнезии, наверное, было задумано как юмористическая рефлексия. Но моему взгляду показалось каким-то самодовольным опусом в стиле «смотрите, как много я читаю! всего и не упомнить». А тут, мне кажется, гордиться-то особо нечем. Ну а уж в какой фамильярной манере происходит перечисление знаменитых писателей, в том числе их перепутывание со знаменитостями других областей культуры, — так это вообще никуда не годится. Я бы на месте знаменитых писателей на автора рассказа обиделся бы за такое отношение.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе-монологе Автор исследует вопрос, что будет, если всю жизнь активно читавший книги человек внезапно забудет прочитанное. Стоят на полках книги, герой смотрит на них, знает, что много раз перечитаны все эти томики, видит на страницах собственные пометки, а о чем всё это, увы, не помнит.

Грустно, некомфортно. Но, по большому счету, ничего страшного — книги оказали влияние на развитие личности, формирование мировоззрения человека, и это остается с ним, даже когда прочитанное забыто. Так считает Автор, и такой же вывод следует из состояния героя.

Наверное, они оба правы. Сюжеты и имена забываются, а мысли остаются частью собственного сознания человека.

Вот только в амнезию героя я не поверила. Он перебирает имена писателей, и каждое из них ему знакомо. И имя Генриха Баварского знакомо тоже. А откуда, если забыто содержание книг? Не очень достоверно прописана амнезия.

Но это не так важно, поскольку данный рассказ ценен идеей, а не героем и сюжетом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх