fantlab ru

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
1469
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь железного дракона

The Iron Dragon's Daughter

Роман, год; цикл «Железные драконы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 140
Аннотация:

В этом мире драконов собирают на фабриках, грузы перевозят странные чудовища, а дети работают на заводах по сборке железных драконов. И вот однажды маленькая девчонка похищает старого железного дракона и улетает в неизвестный, злой и прекрасный мир войн и любви...

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.92 (55)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1994 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дочь железного дракона
1996 г.
Дочь железного дракона
2006 г.
Хроники железных драконов
2015 г.
Хроники железных драконов
2018 г.

Аудиокниги:

Дочь железного дракона
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Iron Dragon's Daughter
1993 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
1994 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
1995 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
2004 г.
(английский)
Донька залізного дракона
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй раз читаю и второй раз восхищаюсь. Почитала отзывы. Они или не видят того, что вижу я, или ругают книгу за то, что меня восхищает.

Плохо прописанный мир? Я не помню ни одной книги, в которой мир был бы прописан так шикарно! Он пишет, как человек (в широком смысле слова, конечно), живущий в этом мире и пишущий для людей, живущих в этом мире. Вы же не станете требовать от книги про ВОВ, написанной человеком, жившим в те времена, многостраничных разъяснений того, как герои относятся к немцам и почему, или подробных описаний лошадей и коров. Это всем и так понятно. И ждать описания процесса изготовления самолётов вы тоже не станете. Самолёт — это самолёт, его придумали инженеры, потом его сделали на заводе, теперь он летает по небу и сбрасывает бомбы. Дракон — это дракон, его сделали на заводе, он летает по небу... Автор может и не знать, как именно делают самолёты. Но это не помешает ему писать про лётчиков и не должно вызывать возмущения читателей.

Цикличность. Это не рваный сюжет, нет. Это после локального апокалипсиса на очередном витке героиня выходит на новый. И там всё повторяется: скучное начало, которым автор решил нас не утомлять, спокойное существование, плавно перетекающее в кульминацию этого витка и очередной взрыв, обрывающий все ниточки, которые связывали героиню с этим витком, и выбрасывающий её на новый уровень.

Да, героиня — дура. Но не картонная и недорисованная. Она дура не потому, что автор плохо её написал, а потому, что он написал её хорошо. Некоторые люди — дуры. Это встречается довольно часто, чаще, чем хотелось бы. Но все её мотивации видны. Понятно, почему она поступает так, как поступает. Потому что дура, да. Но и потому, что такой персонаж в такой ситуации поступает именно так.

И вот этот секс, который весх коробит. Мол, героиня — шлюха лёгкого поведения, спит со всеми подряд. Но там же нет секса ради секса. То есть, есть, но ровно один раз. И именно этот секс не описан вообще. Героиня заходит в квартиру возлюбленного и уходит утром. Всё. Нет ни одной сцены сексуального разврата. Разврат есть, но он проявляется иначе: богатенькие эльфы развлекают себя боями без правил и киданием монет в пасть искалеченного тролля. И даже когда этому начинает предаваться главная героиня, это скорее акт саморазрушения, нежели получение наслаждения. Секс тоже есть. И есть даже персонажи, для которых описанный секс — это именно секс. Но не для главной героини. Для неё это — просчитанный магический ритуал. И относится она к этому точно так же, без всяких промежуточных этапов переходя от одного к другому. Одному из партнёров (кстати, безнадёжно в неё влюблённому, но это не важно) она даже прямо заявляет: «Это для моей курсовой».

Первый виток — не вызывающая особых эмоций смесь фентези и стимпанка. Возможно, в начале девяностых это было свежо, ново и оригинально, но сейчас это — почти мейнстрим. Давайте собирать драконов на заводе, почему нет? Идея, конечно крутая, но на ней одной не выехать. Сейчас очень много историй, которые пытаются выезжать на одной подобной идее, но не стоят даже времени, потраченного на просмотр экранизации. Да, я взялась читать эту книгу именно потому, что прочитала в аннотации: «Завод, на котором собирают драконов», — но полюбила я её потому, что книга не об этом.

От витка к витку всё нарастает. Нарастает ВСЁ. Мир становится больше (завод, маленький городок, большой город, огромный мир вокруг). Жизнь становится быстрее и насыщенней (монотонная работа и мелкие детские разборки; монотонная учёба, воровство в магазинах и подростковые разборки; увлекательная учёба, тусовки и постоянная угроза потери финансирования; непрекращающиеся тусовки, попытки удержаться и закрепиться в высшем обществе и секс ради уничтожения мира). Ставки становятся выше, а смерти в финале — масшабней и кровавее (небольшой взрыв на заводе; жертвоприношение, приковавшее внимание всего городка; массовые беспорядки и резня на улицах большого города; и, да, таки уничтожение мира). Героиня становится взрослее, её мир становится взрослее, её история становится взрослее. Нарастает градус безумия.

И по мере нарастания именно безумия, начинаешь постепенно понимать, к чему всё идёт. И это не просто «автор ведёт нас к финалу» или «автор даёт намёки». Финал не появляется, не вытекает из сюжета, не является его логическим следствием. Финал обнажается. Он всегда был здесь. Это всегда было так. Раньше мы этого не замечали. Мы думали, что читаем фантастическую книжку, про фантастический мир. Но постепенно сквозь фантастику начинает проглядывать голая, сухая и неприятная правда. Очень сильно не люблю такие концовки. Но здесь это сделано мастерски. И когда мне говорят, что изнутри сумасшествие выглядит так, я верю. Подлость концовки немного сглаживается ещё и тем, что на самом деле, нам здесь не говорят: «Алиса проснулась». Нам говорят: «Джейн вернулась в родной мир». Вы можете говорить, что все события романа были лишь бредом, Балдуин — это врач из «учереждения», который пользовался слабостью пациенток, Гвен — это девушка из соседней палаты... Но я продолжу верить, что Джейн действительно выкрали эльфы. Выкрали душу, а тело оставили в Нижнем мире. И когда Джейн будто бы вырвалсь в родной мир, она лишь пошла на очередной виток.

Оценка: 10
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический, характерный для викторианской Англии роман взросления (только без характерной для неё же приторности) — не зря проницательные комментаторы, которым не затмил глаза фантасмагорический мир Суэнвика, сравнивают «Дочь...» с «Оливером Твистом». Умная, жёсткая и нестандартная история, ставшая культом, увы, в очень узких кругах. Оно, впрочем, и понятно: гораздо комфортней почитать очередную жвачку про попаданца в тело тёмного эльфа, который создаёт Галактическую Российскую Империю, — чем следить за этапами взросления девочки Джейн и её странной любви/ненависти к сумасшедшему кибер-бомбардировщику Меланхтону, сыну Мелхесиаха, сына Молоха, серийный номер 7332...

P.S. Начитавшись отзывов, с опасливым любопытством ждал увидеть в книге чудовищное количество изощрённой клубнички, а то и грязи. Оказалось, что ничего подобного в романе нет — спишу это на чрезмерную впечатлительность комментаторов. В «Дочери железного дракона» нет ничего сравнимого, скажем, с боевиком Виктора Доценко «Команда Бешеного», который автор этих строк прочёл ещё лет двадцать назад назад.

P.P.S. Намекать на то, что Суэнвик, придумывая свой мир, употреблял наркотики, классическое «Что курил автор» — на мой взгляд, верх дурновкусия и неуважения к писателю. Из той же оперы, что «Филипп Дик был наркоманом или психом, потому что здоровый человек такого не придумает». Не уподобляйтесь, пожалуйста.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если ты помнишь шестидесятые, значит ты в них не жил».

К сожалению, перечитал роман только почти четверть века спустя после первого знакомства. А ведь этот роман достоин неоднократных встреч с понимающим и обладающим чувством юмора читателем. В девятнадцать лет, насколько помню, меня восхищала внешняя атрибутика книги, фантазия автора при его деконструкции Волшебной Страны. Не было жизненного опыта и зрелости чувств, чтобы понять смыслы книги.

Вот что пропустили большинство русскоязычных читателей. Это автобиография и — шире — портрет, остраненный и гротескный, США эпохи Войны во Вьетнаме. Суэнвик описывает собственные детство и юность на фоне культурной, молодежной и сексуальной революции. Это иносказание, но довольно точное. Очень похоже на то, что писали Хантер Томпсон, Том Вулф, Кен Кизи и многие другие. Секс, наркотики, стихийные бунты — это приметы того времени, к тому же увиденные и осознаваемые неопытным и юным разумом. Оттого все так остро, резко, страшно и беспощадно.

Единственная моя претензия к Суэнвику — то, что он не левый. Считает антигуманную и живодерскую политическую систему США единственно возможной и вечной. Верит только в идивидуальный бунт и личную свободу. Ему самому, как и его героине, повезло, он прорвался. А десятки и сотни миллионов прочих гномов что, пусть погибают в нищете и бедствии как навоз истории?! Но это все временно и требует общего и системного выхода. Жизнь опровергает некритичную веру автора во всесилие капитализма. То общество, зарождение и первые шаги котрого видел и в своем романе зафиксировал Суэнвик, сыпется прямо сейчас. И уничтожают его не всесильные байронические драконы, а черные гномы. Не как идеолог и философ, но как свидетель и хронист Суэнвик великолепный автор.

Прежде чем писать свой отзыв, прочитал много других. Большинство сплошной фейсппалм. Впечатление, что читали книгу воспитанники монастырской католической школы. Ах-ах, люди занимаются сеском и употребляют наркотики! Да, люди занимаются сексом и употребляют наркотики. И если автор пишет об эпохе, когда таким поведением гордятся и выставояют напоказ, то он честный художник и нравоописатель, а не порнограф. Когда человек пашет за еду на упыря-капиталиста и в любой момент может оказаться на улице или сдохнуть от эпидемии, не имея денег на лекарства — вот это порнография. А то, чем студенты в общаге балуются по взаимному согласию, просто элементы взросления.

Написано блестяще. Фантазии бездна, правды тоже. Читать всем свободным умам. Это одна из лучших книг одного из лучших писателей-постмодернистов США.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нужно отдать должное и автору, и переводчику — роман залетел на ура: отличный слог, яркие образы и персонажи, местами годный юмор — всё это работает, всё это играет, всё это доставляет удовольствие.

Главная героиня — подросток, которой приходится работать в цеху по производству драконов. И она лелеет мечту выбраться наружу, избавиться от рабства и почувствовать запах свободы. И не будет уж таким спойлером, если скажу, что это ей удаётся. Эта часть мне понравилась. Но затем пошло то, за что автора упрекают, недолюбливают и занижают оценки. Я бы это охарактеризовал как «маргинальное фэнтези», в котором показывается жизнь, как модно сейчас выражаться, обычного скама, т.е. отброса.

Эпизоды воровства, нюханья кокаина, курения травки, беспорядочных половых связей сменяли друг друга да ещё и были приправлены алхимическими экспериментами и отборными трипами. Как бы, я не против, раз автор решил — значит это лучший способ донести свои мысли. Другое дело, что это замедлило динамику, сюжет начал сильно провисать и запутываться. Впрочем, затем Суэнвик сделал несколько сильных твистов, и роман встал на те же рельсы, что и в начале.

В общем, было ярко, было захватывающе, так что чтением романа я остался доволен. Но главным удивлением стало то, что роман написан аж в далёком 1993-м. Казалось бы, торжество героики и эпики, а тут такое экспериментальное и смелое фэнтези с привкусом постмодерна.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал рецензии и ожидал реально интересное глубокое произведение...

А по факту оказалось пустышкой. Глубокий интересный мир? Абсолютно не нашёл здесь такого, совсем не цепляет эта «вселенная». Бумажный плоский мир, который не вызывает интереса. Назвал бы это просто местом действия и не более того. Герои которые вызывают восторг, интересны их эмоции и характеры? Тут тоже нет такого, пустые картонные болванчики которые проплывают в сюжете. Главная героиня тоже не вызывает каких либо особых чувств. По итогу больше тянет для чтива подросткам/людям которым в книгах главное «секс, насилие, наркотики».

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало сюжета завлекательно: Джейн, похищенная феями человеческая девочка, трудится день и ночь на фабрике, где собирают драконов. Как и все дети, она мечтает сбежать. И однажды один из драконов зовёт её. Здравствуй, свобода...

...Прощай, фентези. Через некоторое время ты понимаешь, что читаешь не фентези, а гротескную социальную сатиру на американскую действительность 60-х годов. Думаете, Джейн ищет приключения? Сражается с кем-то на обретённом драконе? Нет, она ходит в фейскую школу. Уберите «фентези»-элементы — получите банальную повесть о взрослении неблагополучной малолетки, которая ворует, пьёт, нюхает наркоту, которую домогаются и пытаются изнасиловать, которая одновременно беззащитная, одинокая и потерянная. «Фентези» взято в кавычки, потому что мир вокруг — выписанный безумно атмосферно и живо — не производит впечатление реальности: это тягучий, тяжёлый сон. Автор щедро рассыпает мерзкие детали: мокрые от пота подмышки домогающегося учителя, воняющая падалью преподавательница, перчатки из девичей кожи в магазине... Много секса. Сцены оного редко описываются подробно, чаще вскользь, но секс самого неприятного качества. Тут и издевательства, и домогательства, и изнасилования, и просто тупая незамысловатая похоть — героиня (и не только она) с лёгкостью использует своё тело, чтобы добиться желаемого. Любви здесь почти нет, и она всегда с привкусом трагедии.

Роман — одна большая метафора, объёмная и ёмкая. Девушка, которую избирают королевой на год, она живёт в роскоши и может не считать денег — но потом её принесут в жертву; чем не метафора для шоу- и модельного бизнеса, ломающего жизни молоденьких искательниц красивой жизни? Праздник, во время которого не действуют законы, и бушующая толпа ради забавы грабит и убивает — чем не метафора немирных демонстраций? И над этим — безжалостная и безнаказная элита.

Метафорой чего служит дракон и что значит конец романа, остаётся только догадываться.

В итоге получается сильная книга — но плохое фентези с бесцветными героями и рваным сюжетом. Гротескная, но мерзкая метафора.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всевозможных духов, фей, нимф, русалок, домовых и прочих представителей «маленького народца» существует бесчисленное множество, истории о них интересны и увлекательны, пропитанные духом старины и национальным колоритом, в зависимости от места действия и эпохи.

И тем приятнее, когда очередной автор использует весь багаж накопленных человечеством мифов в своем произведении, причем использует не героические сказания. а какие-нибудь не сильно бросающиеся в глаза истории.

Как например известную многим привычку сказочных существ красть человеческих детей, оставляя взамен куклу или комок гряз, либо своего отпрыска.

Речь, разумеется о подменышах.

Одним из которых оказалась и главная героиня.

Необычно, интересно, сразу как-то в голове само-собой складывается предвкушение хорошей истории, с развернутым богатым миром и подробным описанием его устройства.

Но...в случае с Дочерью железного дракона приятности на этом заканчиваются.....

Если крайне рваный, неровный, старт без введения в суть происходящего, пояснения кто есть кто, что за существа окружают юную героиню, как она там оказалась и что вообще происходит, еще можно было списать на способ закрутить интригу с последующим постепенным раскрытием всех загадок, то чем дальше я углублялся в чтение этого романа, тем крепло и росло разочарование от написанного.

Ничего толком объясняться и раскрываться не будет. Не ждите.

Если коротко, с героиней Джейн случилось ЧТО-ТО и ее перенесли КУДА-ТО, абстрактный Мир Внутри Холмов, Зазеркалье...да называйте как хотите, не важно.

Концепция мироустройства и причины, происходящего нам так же не расскажут.

Например, в самом начале дети в кабальной неволе трудятся над массовым производством разумных роботов-драконов, такая вот техноересь....т.е вундервафля, пардон.

С кем воюем неизвестно, как и природа мятежного дракона за серийным номером 7332, более известного под именем Меланхтон , а так же тайной остались мотивы его поступков, все это осело в черепной коробке автора и на страницы романа не выбралось.

Печально.

Но я готов был примириться даже с такой историей, если бы дальше ждал внятный сюжет и адекватные , раскрытые персонажи

Как бы не так!

История начала вихлять и отплясывать чудные коленца, послав в далекий космос адекватность и логику раскрытия персонажей.

Чудом сбежав из адской кузницы человеческий детеныш Джейн , без всяких проблем и лишних вопросов вписывается в фэнтези социум, поступает в колледж, заводит приятелей и начинает яростно тусить, регулярно употреблять наркоту и заниматься беспорядочным сексом. Хотя, задумайтесь на секундочку, она чуть ли не единственный представитель своего вида в этом фэнтезийном зоопарке!

Ее пробуют вернуть, но как-то без особого усердия и вообще смотрят на многие ее выходки сквозь пальцы.

В принципе, это все, чем занята главная героиня на протяжении большей части романа. Ну еще подворовывает в супермаркетах.

Вереница случайных мест и персонажей в окружении которых она оказывается, фактически никуда не ведет и не развивает сюжет в направлении конкретной цели.

Дракон, бросив Джейн после первых глав, возвращается ближе к финалу и то только для того, чтобы стать ее сутенером и вписать в свои махинации....Блеск!

Аннотация к русскому изданию безбожно врет, именую роман «твердой фэнтези»...это фэнтези-бытовуха в реалиях современного западного мира.

Если кому-то нравится мешанина случайных событий, абсурд и бредовость происходящего, совершенно нехаризматичные, отталкивающие персонажи, то таким людям книга может понравится.

Я же, похоже, всего-лишь зря потратил личное время и деньги за бумажную версию этого «шедевра»....

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор из кожи вон лез, чтобы наваять что-то оригинальное, это прям чувствуется. Но на выходе вышло какое-то недофэнтези и недо книга взросления. Все интересное заканчивается после того, как девочка переступает порог злополучной фабрики и вступает во «взрослую» жизнь. Далее следует история морального падения героини, живущей по принципу «в любой непонятной ситуации начинает совокупляться». Постижение азов магии, изучение новых ритуалов, осуществление жертвоприношений – все это героиня осваивает методом соития. Попутно циклично и цинично, раз за разом, гробя своих друзей. А затем она внезапно осознает, что жизнь не удалась, и поэтому поводу было бы неплохо помочь местному злу уничтожить мир. В итоге все, что мы получаем – это повесть о эгоистичной и обиженной на весь мир даме легкого поведения, просто плывущей по течению, разве что в фантастических декорациях. Не знаю кому как, а лично мне жизнь подобных особ изучать не особо интересно.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

По жанру это фэнтези с элементами научной фантастики или так называемое «научное фэнтези», что само по себе предполагает мешанину, но в данном случае сочетается любопытно и с юмором — особых претензий нет. В мире есть и магия, и технологические новшества, основанные на научном подходе к ней, результатом становится развитие таких наук как алхимия, гадание, и прочая деятельность, завязанная на магии. Центром мироздания является некая «богиня» виновница всех бед и несчастий. Люди вынуждены приносить ей жертвы дабы отвратить от себя ее гнев.

О чем вообще книга? Я бы сказал, что о взрослении и смысле жизни. А еще об индустриализации и обществе потребления. В своей книге автор отображает современную реальность и капиталистическую систему, которая традиционно связана с деструктивным элементом и изображается в негативных тонах. Любимое место где люди проводят время — это торговый центр. Эльфы – это дельцы, предприниматели, аристократы. Люди, гномы и прочие расы, занимают подчиненное положение. Повсюду заводы и высотки зданий, огромных, тесно жмущихся друг к другу и не пропускающих свет солнца. Сам мир вокруг технологизирован и «прогрессивен», а значит циничен и жесток, как и люди, живущие в нем.

Роман в некоторой степени психоделичен. Часто в нем описываются какие-то ментальные блуждания или баталии. У дракона, например, есть странная способность контролировать разум других, любопытно то как автор реализует это художественное допущение в тексте, тут явно чувствуются следы киберпанка.

В книге очень много похабщины хотя и хорошенько сдобренной юмором. Чем взрослее становится героиня, тем меньше симпатий она вызывает. Целеустремлённая, меркантильная и циничная стерва, стремящаяся закончить образование (для этого ей нужны деньги) и как-то устроиться в жизни. Спит со всеми ради каких-то успехов в магии. У автора вся книга завязана на сексуальной динамике, она чувствуется с самого начала. С девственностью связанна возможность управления драконом, с распутством – магические навыки. Но тут скорей сказался элемент бытописания, автор описывает свою жизнь во время культурных перемен 60-х годов в США.

В целом роман написан не плохо, перевод Петровой тоже не отстает. От сюжета я ожидал несколько иного, думал, что в центре всего будет один большой побег, но он вышел куда разнообразней, а замысел масштабней и глубже.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда. Книга авангард. Если ждете от этой книги фэнтези, то забудьте эту книгу. Начинается, тоько начинается, как фэнтези, продолжается как мрачная социальная драма, секс, наркотики, неравенство и т.д. наверное книга найдет своего читателя. Но это не мое.

Оценка: 4
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Вот как это просто — возьмёшь эльфа, дракона, раздетую девку, и пусть на первых страницах — десять убитых и три перетраханных. Всё! И больше им ничего не надо», — так Анджей Сапковский, снискавший славу прижизненного классика фэнтези, однажды в интервью проехался по современным писателям-фантастам. Весьма справедливо, на мой взгляд. Я вспомнил это потому, что в цикле Майкла Суэнвика о железных драконах присутствует весь упомянутый набор, причём акцент сделан именно на сексе. Суэнвика продвигают у нас, как классика фэнтези, но эта составляющая его произведений играет, похоже, второстепенную роль. Его эльфы, гномы и прочие расы носят итальянские костюмы, курят сигареты с фильтром, смотрят телевизор и вообще почти неотличимы от современных людей. «Хроники железных драконов» — это психоделическая проза в стиле стимпанк; и она для тех, кого не пугает описание эрегированных членов. Но эта книга точно будет далеко стоять от полки с Толкиным и Ле Гуин в моей библиотеке.

Оценка: 2
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«О, нет, это уже ужас, пошлость, содомия и наркомания!» слышится то из одного, то из другого отзыва о романе. Это меня долгое время отталкивало от знакомства с книгой, потому что очень не хотелось тратить время на описание похождений некой блудницы с другом-драконом. Но с другой стороны мне не 15 лет, и тема секса не должна меня пугать (или вызывать приступы хихикания). А еще в прошлом году я прочитал великолепный сборник рассказов Суэнвика, изданный Азбукой. Чем не повод познакомиться с другой книгой, изданной тем же издательством, с просто потрясающей по красоте обложкой?

Задумка хороша. Где-то не известно где, в неизвестной стране и неизвестном мире есть завод по производству железных драконов, на котором батрачат дети. У них есть странные имена, забавная иерархия и немного желания сбежать с завода. Маленькая Джейн, «подружившись» со старым и злым драконом все-таки смогла вырваться на волю, где ее ждали... ага, те самые наркотики и секс. Но! Если читать текст внимательно, то оказывается, что ГГ контролировала себя и делала все потому, что так было нужно. И на самом деле книге совсем о другом, но если листать страницы в поисках только интимных сцен (коих на самом деле совсем немного, но Суэнвик любит эти вещи, почти всегда и почти во всех своих произведениях), то можно пропустить основной сюжет.

А вот что касается сюжета, то он меня немного подразочаровал. Ну не этого я ожидал от романа. Я люблю книги за четкую линию поведения героев. Когда ты переживаешь и хочешь узнать, что движет героем идти дальше. К сожалению, мне непонятно было, почему Джейн пола в школу (и как она туда попала), почему она знакомилась с другими персонажами и вообще чего она хотела? Во время работы на заводе все было понятно, а вот потом сюжет стал слишком расплывчатым. За Джейн не хотелось переживать. Драконы есть, но их мало.

Чертовски классная обложка оставила у меня гораздо больше эмоций, нежели сам роман=)

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно что Суенвик не возглавляет рейтинг самых противоречивых авторов. Его схема описания всего происходящего не разрывает шаблон. Она требует отсутствия шаблона, а это не про всех, да и сам жанр на любителя. Огромный простор для синдрома поиска глубинного смысла, эволюция всех элементов произведения, а некоторые фразы дракона мне никогда в жизни уже не забыть.

И да, это 10

Оценка: 10
– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уже название слегка озадачивает неординарностью; новизна идей бросается в глаза с первой главы. Открывая книгу, сразу попадаешь в диковинный мир, пропитанный одновременно и магией, и соляркой; мир, где драконы как самолеты собираются на заводах, а пилоты-полуэльфы их пилотируют. Причем Суэнвик ведет себя как ни в чем ни бывало, как будто пишет о чем-то будничном, известном всем и каждому, вроде офисного быта. Он не объясняет терминов, не ударяется в исторически-культурые экскурсы, не детализирует придуманные собой невиданные расы, почти всегда ограничиваясь одним названием. Даже рисуя портреты персонажей, автор минималистичен и обходится фразами типа «шифтер по имени Ходуля». А о том, что же такое шифтер, и с чего вдруг его звать «Ходуля», можно примерно догадаться лишь по диалогам или другим косвенным признакам. Суэнвик не берет на себя роль экскурсовода, а просто телепортирует читателя в эпицентр событий эдаким невидимым свидителем, оставляя за ним право интерпретации происходящего. Приходится собирать картину мира самому, как паззл, из сотни маленьких кусочков, беспорядочно разбросанных по всему тексту; и лишь ближе к середине романа складывается более-менее внятное представление об изображении на этом паззле. В целом миру отводится второстепенная, чуть ли не декорационная, роль, а ведь потенциально на его основе можно было бы соорудить могучий эпик. Но Суэнвик ставит другие цели и почти не отвлекается на мироустройство. Во время чтения словно сидишь в поезде, не успевая уследить за подробностями проносящегося за окном пейзажа. Исследовать этот пейзаж можно было бы на промежуточных станциях, но поезд «ДЖД» — скорый, и мчится по рельсам сюжета без остановок, без пространных описательных интерлюдий.

И все же мир Железных Драконов запоминается своей самобытностью. Вообще, иногда бывает интересно поразмышлять: как в нашу информационно-технологичную эпоху вписались бы гномы, эльфы и волшебство? В поисках ответа многие авторы идут по пути наименьшего сопротивления и обычным скотчем пришпандоривают фэнтэзи к нашей повседневной реальности с телевидением, небоскребами и кока-колой. Так получаются орки, разъезжающие на «Феррари», и гоблины, живущие в хрущевках. Возможно, в этом есть и юмористический шарм, но всерьез относиться к подобным творениям нельзя. Суэнвик же поступил, как и должно настоящему демиургу. Для начала он создал собственный универсум, затем подверг его эволюции в ускоренной перемотке, нажав «Стоп», лишь когда в придуманной им цивилизации произошла своеобразная научно-техническая революция и образовался аналог постиндустриального общества. Естественно, в целом технологии мира Железных Драконов не станут откровением для читателя. Нашлось место и телевизорам, и унитазам, и моллам… однако с чисто земными артефактами соседствуют алхимия и чародейство разного калибра, от любовной ворожбы до военных заклинаний.

Самое же любопытное – это отдельные колоритные черты местной культуры; мелочи, раскрашивающие «ДЖД» в неповторимой гамме и выделяющие роман среди сонма других техномагических произведений. Например, Десятина, регулярно уносящая жизни ровно десятой части населения. Это нечто вроде предохранителя демографического взрыва, ведь в мире «ДЖД» обитают представители великой уймы рас, как до зевоты привычные гномы и тролли, так и экзотические шифтеры и полукровки. Есть и эльфы, но поданы они изобретательно, в виде надменных аристократов с кровью голубого цвета, утонченных кардиналов во главе корпораций, в общем, высшей касты. Кстати сказать, в романе прослеживается социальный мотив, прежде всего в подчеркнуто дискриминационном расовом разделении труда. Только чистопородный эльф может рассчитывать на высокопоставленную должность, гоблины же довольствуются сферой услуг и черновой работой. Однако в таких условиях неизбежно вызревает бунт, ведь даже бочка взорвется, если из нее не выпускать пар. И Суэнвик красочно живописует, как толпы черни мятежной волной проносятся по городу, с безумным весельем разрушая и опустошая все на своем пути, высвобождая гнев и реализуя затаенные желания. Пожалуй, этот захватывающий и жуткий карнавал ярости – лучший эпизод в книге.

Мир «ДЖД» с Землей роднит не только проблематика. Согласно авторской космологии, они связаны взаимосообщающимся эфирным каналом. Через него налажена торговля человеческими детьми, так как люди – ценный дефицит в «высшем» мире Железных Драконов. Ценный потому, что из брака эльфа и человека рождаются полуэльфы, наиболее пригодные для пилотирования драконов.

Похищенные земные дети именуются особым термином – подменыш. И как раз одна из таких подменышей Джейн – главная героиня романа Суэнвика. Сюжет выстроен вокруг ее сложного жизненного пути, взросления, переосмысления ценностей... повествование разделено на четыре стадии, почти по Толстому – «Детство. Отрочество. Юность» плюс зрелость. Все начинается с трудного кабального детства, с работой на заводе до седьмого пота, злобным надзирателем над душой и безуспешными попытками сбежать. Это футуристический «Оливер Твист». Но проходит некоторое время, Джейн растет, и происходящее уже больше напоминает темную вариацию школьно-подростковой поттерианы, со старостой-стукачом и загадочным директором-тираном. Когда же героиня вступает под своды института, начинаются разгульные студенческие вечеринки, секс-наркотики-алхимия, и в тексте чувствуются флюиды молодежных сериалов по МТВ. Вообще, секса в «ДЖД» много (бурлящие гормоны молодой девушки…), от особой секс-магии до извращенчески-детальных портретов гениталий троллей. Радует оригинальность и органичность вплетения эро-мотивов в историю, на них даже держится часть интриги сюжета.

Сюжет сам по себе не отнесешь к закрученным, он спокойно-биографичен, взрывается лишь в нескольких узловых моментах и не вызывает сумасшедшего интереса. Всё и вся вертится лишь по одной орбите – вокруг Джейн.

Так в чем же тогда фокус? Что главное в «ДЖД»? Или это просто безыдейная приключаловка очередной Элли в очередной стране Оз? Нет. Главное в «Дочери…» — это щедрая философская начинка. Книга, по сути, о духовном поиске, о вечном экзистенциальном вопросе, вопросе, которым задается Джейн на каждом этапе жизни. «Для чего я живу, и к чему стремлюсь? В чем смысл бытия?». Это сквозное исследование, красной линией проходящее через все злоключения героини, нарочито высвеченное прожектором гиперболизированного мира. И, несмотря на неутешительные выводы Джейн, тон размышлений все же обнадеживающе оптимистичен.

При этом глубокомысленный заряд романа покрыт тонким слоем психоделики. Читая некоторые эпизоды «ДЖД», особенно ближе к финалу, как будто погружаешься в замысловатый переливчатый бред, лихорадочно-тягучий поток сознания матерого сомнамбулиста. Эстетика бессмыслицы не лезет на первый план, но приятно гармонирует с общим посылом. Гурманы абсурда будут довольны. Хотя за рядом странностей все-таки есть и символическое значение, поддающееся расшифровке при условии вдумчивого чтения и/или багажа знаний по философии.

***

В конечном счете, даже хорошо, что Суэнвик не стал воздвигать многотомный эпический цикл на основе своего многообещающего мира, а сохранил в нем душу, емко вместив все, что хотел, на пятистах страницах. «Дочь железного дракона» — это полотно добродушного сюрреалиста; книга, которая совершенно неожиданно может стать самой любимой. Для этого в ней есть и необходимая глубина, и своя перчинка, и потенциал многократных перечитываний.

Итак. «ДЖД» стоит читать, если:

[*] Вы хотите почитать «что-нибудь эдакое», но не знаете, что

[*] Вы хотите увидеть интересную непротиворечивую модель самобытного фэнтэзи-мира на постиндустриальной ступени развития (или просто хотите понять, как в одной книге соседствуют гоблины и телевизоры)

[*] Вы любите произведения с глубоким смыслом, любите подолгу размышлять над прочитанным; изучать книгу как головоломку, проникая в каждый нюанс, стараясь разобраться в авторском месседже

[*] Вы любите романы с центральным персонажем, вокруг которого крутится действие, и судьба которого расписывается во множестве подробностей

[*] Вы любите психоделику и всяческие изысканные странности

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

«ДЖД» не стоит читать, если:

[*] Вы не приемлете многочисленные секс-сцены

[*] Вы хотите прочесть что-либо с по-настоящему увлекательным закрученным сюжетом

[*] Символичность повествования и скрытость подспудного смысла наводят на Вас скуку

[*] Вы предпочитаете эпические полотна, с детально прописанным мироустройством

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, причислять данное произведение к жанру фэнтези не стоит.

Книга на 70% состоит из описания психологических и психиатрических феноменов, а ещё на 30% — из злободневной сатиры на современное устройство общества и философии по поводу извечных вопросов.

Поклонники творчества Юнга смогут улыбнуться на описанных моментах с Тенью, а также финальных сценах с драконом.

Однако в связи с выхолощенностью и декоративнотивностью происходящего роман в итоге не цепляет глубоко — и поэтому я ставлю столь низкую оценку.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх