fantlab ru

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
1469
Моя оценка:
-

подробнее

Дочь железного дракона

The Iron Dragon's Daughter

Роман, год; цикл «Железные драконы»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 140
Аннотация:

В этом мире драконов собирают на фабриках, грузы перевозят странные чудовища, а дети работают на заводах по сборке железных драконов. И вот однажды маленькая девчонка похищает старого железного дракона и улетает в неизвестный, злой и прекрасный мир войн и любви...

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.92 (55)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1994 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Дочь железного дракона
1996 г.
Дочь железного дракона
2006 г.
Хроники железных драконов
2015 г.
Хроники железных драконов
2018 г.

Аудиокниги:

Дочь железного дракона
2023 г.

Издания на иностранных языках:

The Iron Dragon's Daughter
1993 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
1994 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
1995 г.
(английский)
The Iron Dragon's Daughter
2004 г.
(английский)
Донька залізного дракона
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классический, характерный для викторианской Англии роман взросления (только без характерной для неё же приторности) — не зря проницательные комментаторы, которым не затмил глаза фантасмагорический мир Суэнвика, сравнивают «Дочь...» с «Оливером Твистом». Умная, жёсткая и нестандартная история, ставшая культом, увы, в очень узких кругах. Оно, впрочем, и понятно: гораздо комфортней почитать очередную жвачку про попаданца в тело тёмного эльфа, который создаёт Галактическую Российскую Империю, — чем следить за этапами взросления девочки Джейн и её странной любви/ненависти к сумасшедшему кибер-бомбардировщику Меланхтону, сыну Мелхесиаха, сына Молоха, серийный номер 7332...

P.S. Начитавшись отзывов, с опасливым любопытством ждал увидеть в книге чудовищное количество изощрённой клубнички, а то и грязи. Оказалось, что ничего подобного в романе нет — спишу это на чрезмерную впечатлительность комментаторов. В «Дочери железного дракона» нет ничего сравнимого, скажем, с боевиком Виктора Доценко «Команда Бешеного», который автор этих строк прочёл ещё лет двадцать назад назад.

P.P.S. Намекать на то, что Суэнвик, придумывая свой мир, употреблял наркотики, классическое «Что курил автор» — на мой взгляд, верх дурновкусия и неуважения к писателю. Из той же оперы, что «Филипп Дик был наркоманом или психом, потому что здоровый человек такого не придумает». Не уподобляйтесь, пожалуйста.

Оценка: 10
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй раз читаю и второй раз восхищаюсь. Почитала отзывы. Они или не видят того, что вижу я, или ругают книгу за то, что меня восхищает.

Плохо прописанный мир? Я не помню ни одной книги, в которой мир был бы прописан так шикарно! Он пишет, как человек (в широком смысле слова, конечно), живущий в этом мире и пишущий для людей, живущих в этом мире. Вы же не станете требовать от книги про ВОВ, написанной человеком, жившим в те времена, многостраничных разъяснений того, как герои относятся к немцам и почему, или подробных описаний лошадей и коров. Это всем и так понятно. И ждать описания процесса изготовления самолётов вы тоже не станете. Самолёт — это самолёт, его придумали инженеры, потом его сделали на заводе, теперь он летает по небу и сбрасывает бомбы. Дракон — это дракон, его сделали на заводе, он летает по небу... Автор может и не знать, как именно делают самолёты. Но это не помешает ему писать про лётчиков и не должно вызывать возмущения читателей.

Цикличность. Это не рваный сюжет, нет. Это после локального апокалипсиса на очередном витке героиня выходит на новый. И там всё повторяется: скучное начало, которым автор решил нас не утомлять, спокойное существование, плавно перетекающее в кульминацию этого витка и очередной взрыв, обрывающий все ниточки, которые связывали героиню с этим витком, и выбрасывающий её на новый уровень.

Да, героиня — дура. Но не картонная и недорисованная. Она дура не потому, что автор плохо её написал, а потому, что он написал её хорошо. Некоторые люди — дуры. Это встречается довольно часто, чаще, чем хотелось бы. Но все её мотивации видны. Понятно, почему она поступает так, как поступает. Потому что дура, да. Но и потому, что такой персонаж в такой ситуации поступает именно так.

И вот этот секс, который весх коробит. Мол, героиня — шлюха лёгкого поведения, спит со всеми подряд. Но там же нет секса ради секса. То есть, есть, но ровно один раз. И именно этот секс не описан вообще. Героиня заходит в квартиру возлюбленного и уходит утром. Всё. Нет ни одной сцены сексуального разврата. Разврат есть, но он проявляется иначе: богатенькие эльфы развлекают себя боями без правил и киданием монет в пасть искалеченного тролля. И даже когда этому начинает предаваться главная героиня, это скорее акт саморазрушения, нежели получение наслаждения. Секс тоже есть. И есть даже персонажи, для которых описанный секс — это именно секс. Но не для главной героини. Для неё это — просчитанный магический ритуал. И относится она к этому точно так же, без всяких промежуточных этапов переходя от одного к другому. Одному из партнёров (кстати, безнадёжно в неё влюблённому, но это не важно) она даже прямо заявляет: «Это для моей курсовой».

Первый виток — не вызывающая особых эмоций смесь фентези и стимпанка. Возможно, в начале девяностых это было свежо, ново и оригинально, но сейчас это — почти мейнстрим. Давайте собирать драконов на заводе, почему нет? Идея, конечно крутая, но на ней одной не выехать. Сейчас очень много историй, которые пытаются выезжать на одной подобной идее, но не стоят даже времени, потраченного на просмотр экранизации. Да, я взялась читать эту книгу именно потому, что прочитала в аннотации: «Завод, на котором собирают драконов», — но полюбила я её потому, что книга не об этом.

От витка к витку всё нарастает. Нарастает ВСЁ. Мир становится больше (завод, маленький городок, большой город, огромный мир вокруг). Жизнь становится быстрее и насыщенней (монотонная работа и мелкие детские разборки; монотонная учёба, воровство в магазинах и подростковые разборки; увлекательная учёба, тусовки и постоянная угроза потери финансирования; непрекращающиеся тусовки, попытки удержаться и закрепиться в высшем обществе и секс ради уничтожения мира). Ставки становятся выше, а смерти в финале — масшабней и кровавее (небольшой взрыв на заводе; жертвоприношение, приковавшее внимание всего городка; массовые беспорядки и резня на улицах большого города; и, да, таки уничтожение мира). Героиня становится взрослее, её мир становится взрослее, её история становится взрослее. Нарастает градус безумия.

И по мере нарастания именно безумия, начинаешь постепенно понимать, к чему всё идёт. И это не просто «автор ведёт нас к финалу» или «автор даёт намёки». Финал не появляется, не вытекает из сюжета, не является его логическим следствием. Финал обнажается. Он всегда был здесь. Это всегда было так. Раньше мы этого не замечали. Мы думали, что читаем фантастическую книжку, про фантастический мир. Но постепенно сквозь фантастику начинает проглядывать голая, сухая и неприятная правда. Очень сильно не люблю такие концовки. Но здесь это сделано мастерски. И когда мне говорят, что изнутри сумасшествие выглядит так, я верю. Подлость концовки немного сглаживается ещё и тем, что на самом деле, нам здесь не говорят: «Алиса проснулась». Нам говорят: «Джейн вернулась в родной мир». Вы можете говорить, что все события романа были лишь бредом, Балдуин — это врач из «учереждения», который пользовался слабостью пациенток, Гвен — это девушка из соседней палаты... Но я продолжу верить, что Джейн действительно выкрали эльфы. Выкрали душу, а тело оставили в Нижнем мире. И когда Джейн будто бы вырвалсь в родной мир, она лишь пошла на очередной виток.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Если ты помнишь шестидесятые, значит ты в них не жил».

К сожалению, перечитал роман только почти четверть века спустя после первого знакомства. А ведь этот роман достоин неоднократных встреч с понимающим и обладающим чувством юмора читателем. В девятнадцать лет, насколько помню, меня восхищала внешняя атрибутика книги, фантазия автора при его деконструкции Волшебной Страны. Не было жизненного опыта и зрелости чувств, чтобы понять смыслы книги.

Вот что пропустили большинство русскоязычных читателей. Это автобиография и — шире — портрет, остраненный и гротескный, США эпохи Войны во Вьетнаме. Суэнвик описывает собственные детство и юность на фоне культурной, молодежной и сексуальной революции. Это иносказание, но довольно точное. Очень похоже на то, что писали Хантер Томпсон, Том Вулф, Кен Кизи и многие другие. Секс, наркотики, стихийные бунты — это приметы того времени, к тому же увиденные и осознаваемые неопытным и юным разумом. Оттого все так остро, резко, страшно и беспощадно.

Единственная моя претензия к Суэнвику — то, что он не левый. Считает антигуманную и живодерскую политическую систему США единственно возможной и вечной. Верит только в идивидуальный бунт и личную свободу. Ему самому, как и его героине, повезло, он прорвался. А десятки и сотни миллионов прочих гномов что, пусть погибают в нищете и бедствии как навоз истории?! Но это все временно и требует общего и системного выхода. Жизнь опровергает некритичную веру автора во всесилие капитализма. То общество, зарождение и первые шаги котрого видел и в своем романе зафиксировал Суэнвик, сыпется прямо сейчас. И уничтожают его не всесильные байронические драконы, а черные гномы. Не как идеолог и философ, но как свидетель и хронист Суэнвик великолепный автор.

Прежде чем писать свой отзыв, прочитал много других. Большинство сплошной фейсппалм. Впечатление, что читали книгу воспитанники монастырской католической школы. Ах-ах, люди занимаются сеском и употребляют наркотики! Да, люди занимаются сексом и употребляют наркотики. И если автор пишет об эпохе, когда таким поведением гордятся и выставояют напоказ, то он честный художник и нравоописатель, а не порнограф. Когда человек пашет за еду на упыря-капиталиста и в любой момент может оказаться на улице или сдохнуть от эпидемии, не имея денег на лекарства — вот это порнография. А то, чем студенты в общаге балуются по взаимному согласию, просто элементы взросления.

Написано блестяще. Фантазии бездна, правды тоже. Читать всем свободным умам. Это одна из лучших книг одного из лучших писателей-постмодернистов США.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга. Редко встречаю настолько яркие произведения, в которых начинаешь тонуть и забывать окружающую тебя реальность. «Дочь железного дракона» жива и дышит вместе с тобой. Легкий флер ненормальности, биполярного расстройства. Сейчас ты тут, а через секунду в совершенно другом месте. А герои! Герои какие!!! Даже второстепенные, казалось бы, персонажи, не менее четко и удивительно точно прописаны, нежели главная героиня. Читая эту книгу, начинаешь верить в существование другого мира. И неожиданная концовка, которая должна поставить точку, не ставит ее. О, нет. Только не в этой книге. Остается тонна вопросов, на которые необходимо ответить самостоятельно.

Каждый раз, перечитывая «Дочь железного дракона» нахожу в ней что-то новое для себя, открываю иной смысл. Эта книга как китайская шкатулка, открой, затем открой еще раз, и еще раз, и еще раз... Сколько бы ты не открывал, она все равно сохранит от тебя свои секреты.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга гениальная и сумасшедшая. Когда я ее читал, не покидало ощущение, что я нахожусь не в пространстве книги и не в описываемом мире, а где-то в мозгу автора — и мозг этот совершенно безумен! Кажется, вот-вот ухватишь что-то знакомое, вот-вот проведешь какие-то параллели, связки с чем-то известным тебе по твоему миру — но нет, тут же все обрывается, оборачивается чем-то совершенно чуждым, кидает тебе в лицо какие-то обрывки совершенно инопланетных образов и смыслов... Дочитав, так и не смог понять свое отношение к прочитанному. Наверное, наиболее точным будет сказать, что мне приснился чужой сон.

Эта книга — для путешественников. Для тех, кто любит неведомое.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно что Суенвик не возглавляет рейтинг самых противоречивых авторов. Его схема описания всего происходящего не разрывает шаблон. Она требует отсутствия шаблона, а это не про всех, да и сам жанр на любителя. Огромный простор для синдрома поиска глубинного смысла, эволюция всех элементов произведения, а некоторые фразы дракона мне никогда в жизни уже не забыть.

И да, это 10

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Суэнвик — гений. Никто и никогда этого у него отнять не сможет. Гений с фантазией, настолько сильно отделенной от реальности, что любой поворот, любой персонаж и любой поступок кажутся вполне уместными и гармоничными. При этом, все без исключения произведения Суэнвика очень и очень стильные, не «зашли» только «Кости Земли». Ну а «Дочь железного дракона» в свое время потрясли настолько, что я принялся всеми правдами и неправдами пытаться достать другие вещи, вышедшие из-под клавиатуры автора.«Драконы Вавилона» вполне можно читать отдельно, но лучше сразу после «Дочери...».

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман читал и перечитывал не однократно.

Сразу скажу — познакомился с ним еще в 1996 году, когда у моих друзей-книгоманьяков он не вызвал положительных эмоций. Так что книгу мне просто подарили: «Возьми, ты любишь все странное». А я буквально заболел и описанным миром, и самой историей.

Потом уже сам подарил эту книгу своему лучшему другу со словами — «Это просто НЕЧТО!». Впоследствии неоднократно брал ее у него — просто перечитать.

Сейчас у меня есть и более полное издание 2006 года, и электронка.

Не скажу, что «ДЖД» стала настольной книгой, но некоторые события жизни буквально заставляют хотя бы мыслями возвращаться в тот мир — и в школу, и к идее жертвенности, и в универ, и к идее противостояния и предопределения. Герои просто шикарны, а эльфы — самые кошмарные и самые НЕ человеческие из всех эльфов прочитанных мною книг (от того они и самые правдоподобные).

И еще — книга явно не для всех. Моя жена так и не смогла прочесть «эту порнографию». :)

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий роман.Запоминающийся и блистательный.Читала на одном дыхании.Эта книга судьбы завораживает и захватывает с первой же страницы.Вызывает бурю эмоций,прежде всего сопереживание героине.Блистательное смешение низкого,порочного,жалкого с высоким.Фентезийный фон,яркие реалистические детали и глубокое филосовское наполнение,безусловно сделали этот роман шедевром современной фантастики.

(Издание 1996г. в переводе А.Петровой прочитала с куда большим удовольствием,чем издание 2006г. с переводом А. Кузнецовой).

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинается как добрая странная сказка о детском рабстве.

Продолжается как злая странная сказка о половом созревании.

Заканчивается абсолютно в стиле Ф.Дика, правда в техно-фентези антураже.

Т. е. книга разбивается на, как минимум, 3 части с разным настроением и идейным наполнением.

Чтение этой книги — наслаждение для искушенного читателя.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр. Вечная классика фантастики.

Если кто-то считает себя ценителем фантастики, но при этом не читал данного произведения — кроме слова позор ничего сказать не могу.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачно, но реалистично.

Это ведь только в книге эпические битвы на многотысячных армий выглядят благородно. На самом деле любая война — это в первую очередь кровавая мясорубка.

Красота и богатство рыцарских (королевских, эльфийских и т.д.) замков и дворцов восхищают. Но за чей счет? Положим, маг еще может себе что-то наколдовать. А богатство королей держится на налогах, собираемых с крестьян.

В классическом фэнтэзи ужасов и мерзости не видно, потому что повествование ведется о представителях привелегированных сословий — рыцарях, магах, королях. С высоты их положения не видны голод, грязь, беспросветная бедность.

В этой книге фэнтэзийный мир показан с точки зрения девушки из нисшего социального слоя. И ничего хорошего в этом мире не видно.

P.S. для особо возвышенных рыцарей. Вспоминается небольшой фантастический рассказ: главный герой — уборщик в небольшой конторе, начитавшись фэнтэзи возмечтал попасть в фэнтэзийный мир и насовершать там кучу подвигов. И надо же — попалась ему то ли золотая рыбка, то ли джин в бутлке — короче исполнилось его желание — попал он в тот мир. И отправили его там чистить конюшни, ибо что в этом мире, что в том — ни на что он больше не годился.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мир, который я себе придумала в детстве. С превеликим удовольствием снова окунулась в эту Фантазию. Читайте, товарищи, будет и вам счастье.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книг, написанных в стиле стим-панка, тем более, хороших книг, не так уж много.

Вот многие пишут, что конец ни о чем. Неприятно удивляет такое мнение, учитывая, что именно в конце раскручивается и объясняется не только тугая спираль сюжета, но и вся внутренняя мифология истории. В ней нет ни лишних деталей, ни лишних персонажей; и хотя после прочтения остаются вопросы — это вопросы, которые должны оставаться после прочтения каждой хорошей книги, потому что она открывает для тебя мир, из которого не хочется уходить. «Дочь железного дракона» цепляет настолько, что я возвращаюсь к ней уже несколько лет, и каждый раз открываю новый филигранный слой.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

один из любимейших романов, лучшее у Суэнвика, радует и форма и содержание. есть интересная аналогия с фильмом Малхолланд Драйв — безжалостное вплетение реальности в эскаписткий сказочный мир

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх