fantlab ru

Ариадна Громова «В круге света»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.28
Оценок:
202
Моя оценка:
-

подробнее

В круге света

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 38
Аннотация:

Повесть о человеке, обладающем уникальным телепатическим даром. О его жизни и действиях в трудную минуту, о его отношениях с обычными людьми. Действие начинается после третьей мировой войны, когда главный герой и его близкие оказываются единственными выжившими вокруг.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть Ариадны Громовой «В круге света» (1965) относится к редкому жанру психологической фантастики, после прочтения которой, надолго задумываешься над проблемами поднятыми автором произведения. Автор наделила героя повести не только телепатическими способностями, но и повышенной способностью к переживанию и любви. Казалось бы, такое сочетание качеств должно было обеспечить ему счастливую и долгую жизнь. Но эти его способности были брошены в горнило второй мировой войны. Парижанину Клоду Лефевру довелось пройти ад пяти концлагерей, выжить в которых ему помогла не столько его способность, сколько поддержка его лагерного друга Робера Мерсеро. Это именно Робер, человек несгибаемой воли, смог оценить и направить способности Клода в нужном направлении. Лагерное подполье, тысячи спасенных Клодом жизней, пытки, каждый день ожидание смерти, а после войны новая опасность, теперь уже третьей мировой войны, – все это привело слабого телом, но сильного духом, Клода к мысли о Светлом Круге. «Я, Клод Лефевр, рожденный накануне первой мировой войны и участвовавший во второй, песчинка, былинка, муравей, – что я должен делать, чтобы помешать чудовищной и бессмысленной катастрофе? Я вижу, что политики никак не могут договориться друг с другом, а опасность все растет, и в любую минуту можно ждать катастрофы. Что мне делать? Я не могу спасти мир, я не бог. Но я думаю, что можно спасти хотя бы часть человечества от гибели…». Так он думал и так решил – с помощью своих способностей охватить всепоглощающей любовью своих родных и друзей. Это стало его идеей-фикс. Он уже не мог понять, что другим этого не надо, что каждый желает жить своей собственной жизнью. Пусть нелегкой, с радостями и огорчениями, но без участия чужой воли, чтобы никто не мог «залезть» в собственные мысли и душу. Все из-за той же любви, Клод опять же с помощью своих способностей почти растоптал первую любовь своей дочери Натали.

Его сын лишь ждал удобного случая, чтобы уйти из дома и начать самостоятельную жизнь. Жена, Констанс, и та стала замечать тот факт, что идея Светлого Круга становится довлеющей над мужем. Но как этого избежать? И она обращается за помощью к Роберу, который к тому времени занимался изучением мозга и влиянием гипноза на человека. Робер провел очень рискованный опыт. Он погрузил Клода в гипнотическое состояние, в котором «показал» ему, к чему приведет его Светлый Круг в условиях ограниченного пространства, в какой либо критической ситуации.

Повесть собственно и начинается с того, что несколько человек остаются в живых после уничтожения всей планеты. Третья мировая война стала реальностью и Земля вымерла. А Клод каким то странным телепатическим образом смог удержать в своем Светлом Круге свою семью, отца и нескольких друзей. Но никто почему то особенно не радуется этому факту. Все чувствуют какую-то безысходность, свою зависимость от Клода и Его Величество Случая. Постепенно из воспоминаний героя мы узнаем его жизнь, начинаем понимать его внутренний мир, и постепенно от восторга идеи Светлого Круга приходим к выводу о его ущербности, да и просто опасности. Оказывается, что никакими чудесными способностями нельзя заставить любить и уважать друг друга. Путь к идеальному обществу долгий и постепенный. И постепенно из его светлого Круга стали выходить, сначала бывшая жена, затем отец, дочь и сын, чтобы прожить под радиацией недолгую, но собственную жизнь. Клод воочию увидел эволюцию своей идеи, и уже после сеанса он понял, что ему уже незачем жить. У него отняли его идею и он покончил с собой, выбросившись из окна своей квартиры.

«Повесть Ариадны Громовой «В круге света» посвящена разоблачению психологии буржуазного индивидуалиста наших дней», – так пишет А. Стругацкий в предисловии к сборнику «Фантастика», в котором была напечатана повесть. Эти строки были написаны в 1965 году, но они будут актуальны и сегодня, разве что без слова «буржуазный».

© archivsf


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 137

Активный словарный запас: очень низкий (2357 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Фантастика, 1965. Выпуск 2
1965 г.
Библиотека современной фантастики. Том 15. Антология советской фантастики
1968 г.
В круге света
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Cesta na jedno století
1972 г.
(чешский)
Fénykörben / Három nap egy esztendő
1973 г.
(венгерский)
Monolit 10: Almanah fantastike
1999 г.
(сербский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала эту повесть очень давно, ещё в юности, и запомнила на всю жизнь: такое сильное произвела она на меня впечатление своим тонким, глубоким и каким-то пронзительным психологизмом. Всего одно фантастическое допущение — телепатические способности ГГ — а в остальном повесть можно считать реалистической и для наших дней — исторической, т.к. большая часть действий (вернее, воспоминаний героя) относится к периоду до, после и во время Второй Мировой войны. Написано великолепным высоко художественным языком, что для меня является определяющим при оценке литературных произведений. Повесть посвящена исследованию возможностей человеческой любви в самом широком смысле этого слова: перед нами нюансы отношений героя с отцом, с другом, с первой любовью, с женой, с сыном и с дочерью, с товарищами по лагерному заключению. Ариадна Громова (сама пережившая не меньше своего героя, фронтовичка- подпольщица) не дает, в общем-то, однозначных ответов, скорее ставит вопросы. Почему наши усилия в отношении дорогих людей приводят к обратным результатам? Кого мы любим на самом деле, себя или своих близких? Финал у этой вещи очень спорный, не каждый с ним согласится. Но в этом и заключается свойство настоящей литературы — вызывать неоднозначную реакцию, тревожить глубинные пласты нашего сознания. Я бы не сказала, что в этой повести есть существенные политические акценты того времени, скорее, она поднимает вневременные проблемы. Для любителей экшена и сюжетной динамики эта вещь не подойдет, а вот тем, кто соскучился по хорошей философско- психологической фантастике, очень рекомендую.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё в юности читая произведение, мне практически с первых страниц показалось, что Клод Лефевр психически не нормален, и его рассказ не изложение фактических событий, а бред. Перечитал через 45 лет но уже не кажется, а так и есть. Бедняга стал «жертвой» своего друга

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересное произведение. Возможно, это лучшая вещь Ариадны Громовой. В сущности, это психологическая повесть, к собственно фантастике имеющая мало отношения. Более того, финальный перевертыш показывает: вообще неизвестно, что происходило в реальности, а что, возможно, было вымыслом главного героя.

Особо стоит отметить очень хороший язык. Написано под совершенно очевидным влиянием прозы Хемингуэя, невероятно популярного в СССР 60-х годов. Более того, весь стиль произведения четко указывает на «оттепель» как время написания; возможно, в 70-е это вообще бы не напечатали в таком виде.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил перечитать БСФ, и дошел до этого произведения... И вспомнил, что перечитывал данное произведение еще в школьные годы, честно говоря не фанат советской фантастики, но автор прямо-таки заставил пройти через все переживания, и муки героя, даже помимо воли читателя, как тогда, так и сейчас, в этом , как мне думается, сила данного романа и, безусловно, автора.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из тех произведений фантастической литературы, которые будут интересны читателю в любые времена. Причин этому несколько, но главная, думается, в том, что повесть серьёзная и умная, причём помимо основной, явно вечной, но обсуждаемой во все времена проблемы о допустимых границах вмешательства одного человека в жизнь другого, в ней присутствует и масса других интересных тем: об ответственности человека за свои поступки, о том, что такое любовь и дружба и какую силу они могут иметь, о гражданской позиции человека в обществе, о том, какой след оставляет война в душе человека и т.д..

Удачей автора можно считать и выбор героев и места/времени действия: самые обычные французы до и послевоенного времени — их мысли и поведение хорошо понятны, а часто и созвучны любому читателю. Фантастический элемент в произведении всего один, но и интересный и таинственный кажется на все времена — гипноз и его возможности. Сколько о нем говорили и писали за последние пятьдесят лет, а воз и нынче там....

К сожалению, повесть понравится далеко не всем: текст у неё достаточно плотный, а основное содержание — воспоминания, размышления, переживания главного героя. Читать её надо только не торопясь, основательно вдумываясь в прочитанное. Но книга, бесспорно, этого стоит. А вот любителям динамичных, остросюжетных произведений брать в руки эту вещицу наверное не стоит. Хотя в повести и есть несколько интересных эпизодов, связанных с использованием гипноза заключенными в фашистском лагере смерти, но это скорее исключение, а в целом действия в этом произведении очень и очень мало.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поначалу читать было тяжело. Повествование вязкое, если не сказать «нудное». Никакой динамики, одни воспоминания, многие из которых об одном и том же. К тому же, я не сразу «вкатился» кто кем приходится герою... И хоть и было ощущение какого-то вмешательства в разум (этими курсивными вставками) – было совсем не интересно и как-то даже надоедливо. И если бы повесть заканчивалась на первой трети – максимальная моя оценка её была бы «5». Ито в основном из-за некоторых особенностей жизни в немецком лагере, описанных здесь, о которых я раньше не знал. Но потом… Потом стало видно, что повесть гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Круг проблем, которые она поднимает, – очень и очень солиден. И это не просто рассказ об экстрасенсорных способностях у человека (надо ещё, кстати, поглядеть, а не первое ли это произведение в отечественной фантастике на эту тему?), а ещё и о том, а благо ли это? И то, что в лагере спасало жизни, вдруг становится мученьем для близких героя в мирной жизни. Когда он на себе понимает – каково было находиться рядом с ним всё это время. Это и размышление о дружбе и любви (о том самом «Круге света») о том, где грань, за которой они превращаются в зло. О зависимости от любимых людей. И об ответственности… Да и о простом взаимоотношении между людьми. Плюс ко всему – о том самом поколении морально исковерканном войной. И всё это – вдруг стало затягивать, всё это нешуточное «наполнение». И уже не важно было, что повествование идёт практически без динамики (одними воспоминаниями, размышлениями и диалогами), и то, что финал (эта искусственность всего положения) был предсказуем. Повесть даже поразила своим нешуточным кругом вопросом, своей многогранностью. Всё очень серьёзно. Главное в ней было – преодолеть первую, тяжёлую и неповоротливую треть, чтобы добраться до основных моментов, до той самой «начинки». Начинки просто замечательной по силе.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть посвящена «разоблачению» модной в начале 60-х годов теории малых дел. Согласно этой теории каждый человек должен делать своё маленькое дело, и держать в круге света некоторое количество близких людей. И тогда из многих малых дел получится одно великое, и миллионы кругов света сольются в один солнечный мир. Ариадна Громова описала погибший постапокалиптический мир, в котором одиноко горит последний круг света. Гибель этих людей предопределена, не тем, что главный герой мало или не так любит их, а тем, что он оказался единственным, кто смог зажечь этот круг. Окажись их побольше, тьма не наступила бы.

И всё же, несмотря на методологическую, философскую ошибку, повесть Ариадны Громовой написана блестяще и достойна того, чтобы её читали и через полвека после появления на свет.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть очень хорошая. Кому-то, возможно, она покажется простой советской пропагандой, но на самом деле вещь глубокая и интересная, политические же аспекты актуальны и сейчас. Впрочем, основа сюжета — проблемы человеческих отношений, конфликт между внутренним миром человека и его поступками. Введение в сюжет телепатии лишь позволяет чётче обрисовать этот конфликт и сжать действие. Сюжет очень насыщенный, читается книга запоем, хотя эмоционально очень тяжела. Несмотря на несчастливый конец, повесть, на мой взгляд, оптимистическая, из неё понятно, что несмотря на все, даже самые серьёзные, человеческие ошибки, людям есть чем гордиться и к чему стремиться.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть показалась мне скучноватой и излишне затянутой. Действие в ней практически стоит на месте, а героев по несколько раз посещают одни и те же мысли. Это однообразие несколько утомительно.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх