FantLab ru

Джон Диксон Карр «Согнутая петля»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Голосов:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Согнутая петля

The Crooked Hinge

Роман, год; цикл «Доктор Гидеон Фелл»

Аннотация:

Мастер детективного жанра Дж.Д.Карр умеет увлечь читателя запутанной интригой. Это в полной мере относится и к романам этого сборника. В «Согнутой петле» инспектор Скотленд-Ярда Эллиот и сыщик-любитель доктор Фелл расследуют темные обстоятельства гибели английского баронета. «Голодный гоблин», помимо увлекательного сюжета, интересен еще и тем, что его действие происходит в викторианской Англии, а в разгадке клубка тайн принимает участие сам Уилки Коллинз, автор знаменитых на весь мир мистических романов.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Человек без страха
2002 г.
Голодный гоблин
2007 г.

Издания на иностранных языках:

The Crooked Hinge
1938 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Просто не верится, что эту бредовейшую книжку написал тот же Джон Диксон Карр, перу которого принадлежит изящная и небанальная «Табакерка императора». Ещё могла бы понять, если бы «Согнутая петля» оказалась авторским дебютом: обуреваемый жаждой творчества новобранец детективного фронта вполне мог напихать в своё первое детище всё, что под руку подвернулось: ложного и/или истинного двойника, мистику, цыган, механическую куклу, сатанизм, борьбу за наследство, цирк, хранившиеся четверть века в заначке отпечатки пальцев, лаф-лаф, фальсификацию улик, затеи сельской простоты, амнезию, ниндзя поневоле, преданного (в обоих смыслах) дворецкого и огромное, зашкаливающее количество «БУ!!!»…

В этом последнем плане роман — прямой родственник «Замку Отранто»: автор стремится поддерживать читателя перманентно в перепуганном состоянии, но читателю-мне не столько страшно, сколько смешно и досадно.

«Согнутая петля» в изрядной степени напомнила мне прекрасный роман Агаты Кристи «Вилла «Белая лошадь» (в других переводах — «Вилла «Белый конь», «Бледный конь» и, кажется, даже «Конь Блед»): тем, что мистические события получают вполне материалистическое объяснение, — и вторую (никуда не годную) половину фильма «Молодой Шерлок Холмс»: наверное, помпезностью злодеев и явной их психической неадекватностью.

Из недостатков произведения отмечу клочковатый, местами крайне неуклюжий текст и небрежную работу переводчика. Из достоинств, которые могут приглянуться другим читателям — атмосферу английского поместья с его старыми садами и запутанными тропинками, с домом-лабиринтом, где в шкафу обнаружится отнюдь не скелет, а неодушевлённый «соучастник» преступления. Из плюсов конкретно с моей точки зрения (удержавших меня от того, чтобы снизить оценку до минимальной) — иронические описания героев; любимые книги как доказательство и улика; то, что роман наполнен звуками и прямо просится в аудиокнигу или радиоспектакль, вот где звукооператорам раздолье.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Афинские архонты...

Обычно, закончив читать детективное произведение с классическим уклоном, я прикидываю, есть ли в нем что-то такое, что оставляет след в истории жанра. Нечто, выделяющее его из огромной массы прочих книг. Например, в качестве этого «нечто» может выступать способ, с помощью которого арбалетная стрела попала в закрытое помещение в одном из романов Дж.Д.Карра или оригинальный шифр в «Пляшущих человечках». Ведь больше такого нигде не было. Да, в детективном романе не обязательно должен присутствовать оригинальный трюк, с помощью которого описывается невозможное преступление. Этой фишкой может быть любая хитрость или нешаблонный ход, позволяющий восторгаться фантазией автора. В детективе бывает и так, что произведение длинное и тягомотное, но из-за наличия всего одного нестандартного эпизода, застающего читателя врасплох, автору можно многое простить... Если применить подобный критерий к рассказам корифеев жанра, то, к примеру, у Эдогавы Рампо и Джона Диксона Карра уникальные «фишки» содержатся почти в каждой из их книг. А, скажем, у Стивена ван Дайна какой-либо запоминающийся трюк может встретиться только в одной книжке из десяти (но и это совсем неплохо, так как полным полно авторов у которых не наберется и такой статистики)...

Ну так вот, подбираясь к теме романа «Согнутая петля», то согласно моему критерию, в нем не содержится ровным счетом ничего такого, что позволило бы оставить сие произведение в коллекции загадочных преступлений. Несмотря на то, что первая четверть книги написана рукой выдающегося мастера (словесная дуэль воспоминаний Фарнли и самозванца — высший класс), после сцены убийства роман превращается в полнейшую галиматью. Особенно добил кукольный фетиш — слишком много тут уделено места одной безобидной механической игрушке на чердаке дома баронета. Впрочем, классические детективщики обожают кукол, и можно вспомнить немало авторов (Леру например), использующих их в своих рассказах. Ну и финальная отповедь убийцы была растянута как автобиография. Скучная только.

Также не знаю как относиться к следующему эпизоду (вообще-то ключевому). По-моему неспортивный ход, см. спойлер

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мистер Фарнли был убит в темноте стоя радом с прудом, получив ножевые ранения в районе горла. Люди, находившиеся поблизости ничего толком не видели.

НО. Главный свидетель, пожилой слуга Ноулз, наблюдавший за господином Фарнли из окна, уверенно утверждал, что к жертве никто не приближался.. Ну что тут можно сказать. Обманул старик. Не любил он мистера Фарнли

Я практически верно угадал личность убийцы, да только вот...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну да, только не совсем. Здесь два преступника. Поэтому не засчитывается.

Также отметим троллинг Гидеона Фелла по поводу криминалистического справочника Гросса. Многие собратья, предшественники Карра по ремеслу, ссылаются в своих произведениях на статьи из этого учебника. А тут доктор Фелл вроде как доказал, что там полно чепухи.

Итого: отличное начало, сумбурная середина и крайне неоднозначная концовка. Из плюсов книжки — остроумное использование в выдуманном сюжете реальных событий, происшедших где-то далеко в Атлантике ночь на 15 апреля 1912 года. Интересно, там на самом деле были деревянные молотки?

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх