Лю Цысинь «Тёмный лес»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ) | Америка (Северная )) | Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Юпитер, спутники Юпитера )
- Время действия: 21 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира | Изобретения и научные исследования | Контакт | Звёздный ковчег / замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
400 лет оставалось до прибытия инопланетян на землю. Но их шпионы уже здесь. Свернутые в протон суперкомпьютеры следят за каждым шагом землян и саботируют прогресс в науке, создавая помехи в экспериментах. Единственная надежда на спасение — проект «Отрешенные». Четверо избранных получат в свое распоряжение неограниченные ресурсы, каждый из них должен разработать и привести в исполнение план по отражению атаки пришельцев. План, все детали которого должны существовать исключительно в голове его автора — единственном месте, которое недоступно инопланетным шпионам...
Входит в:
— цикл «В память о прошлом Земли»
Награды и премии:
лауреат |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Китай) | |
лауреат |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第52回 (2021) // Переводной роман |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Научная фантастика года |
- /языки:
- русский (6), английский (2), немецкий (1), украинский (1), китайский (2)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1), аудиокниги (2), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Бетц (1), Д. Мартинсен (1), г-н Н. (1), Д. Накамура (3), Е. Ширинос (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Роджер_Янг, 17 июля 2017 г.
Вторая книга получилась мощнее первой, что является довольно редким явлением. Но тем не менее она превосходит «Задачу» по всем параметрам. Более динамичный сюжет, более яркие персонажи, множество интересных концепций. Ну и самое главное — она гораздо страшнее.
В первую очередь, конечно хочу отметить интересные мысли. Концепция Вселенной как «Темного леса» выглядит жуткой и бьет по голове не хуже Капли. В некотором роде это доведенная до абсолюта гоббсовская идея о войне всех против всех. Только в отличие от Гоббса на горизонте не наблюдается Левиафана. Интересно, что Лю Цысинь идеально отзеркаливает идеи Ефремова с его Великим Кольцом.
Во вторую очередь — это захватывающий сюжет, с совершенно непредсказуемыми поворотами. Как я не пытался угадать развязку — у меня не получилось. Понятно, что была связана с Ло Дзи, понятно что она будет связано с Космической социологией, но конкретно такую развязку я даже и близко не предвидел.
Персонажи более многогранные, чем в первой части, но видно что это не самая сильная сторона автора.
Долго думал над якобы тупыми землянами, выстроившими флот таким образом. Пришел к выводу, что это вполне логично. Люди уже больше века не имели никакого опыта боевых действий и не видели в Капле никакой угрозы. В этой ситуации желание попиариться победило разумную осторожность.
Резюмирую — книга является Событием, а автор самым ярким открытием для меня в этом году.
Он умеет удивлять.
Он заставляет задуматься.
Пожалуй это самая сильная книга трилогии. Дочитываю третью. Там уже два раза были «рояли в кустах». Здесь такого нет.
Отдельная благодарность переводчикам.
alena_korf, 25 февраля 2018 г.
откровенно слабо. намного хуже первой книги.
сюжет надуман. скучное повествование иногда имеет тенденцию к некоторой интриге, но это не спасает.
дочитала в общем-то с трудом.
научная составляющая окончательно «ушла гулять» и ее заменила чистейшая фэнтези с
много наивного и просто нелогичного.
избитая идея о том, что цивилизации имеют тенденцию к бесконечному расширению (что выдается за аксиому «галактической социологи») приехала из 60-х годов вместе с замшелым «парадоксом Ферми». смотрится это наивно.
ведь, очевидно, что цивилизации разделены тысячами световых лет , существуют наложенные физикой ограничения технического развития, а значит никакое взаимодействие цивилизаций не возможно (ни сотрудничество, ни агрессия). поэтому идея «темного леса» наивна и взята из времен, когда казалось, что вот вот «на Марсе будут яблони цвести», Галактика наполнена жизнью, а космические корабли бороздят Большой театр и прочая чепуха.
мне кажется, мировоззрение автора застряло где-то в 60-х.
в общем автор во второй книге продолжил ронять планку, которую начал ронять еще к концу первой книги.
ставлю натянутые 5 баллов из 10.
webstranger, 16 апреля 2023 г.
Читал в 2018м, сейчас вспомнил после того как натолкнулся на алюзии в российской фантастике. Сама идея вынесеная в название тома весьма ублюдочна и проистекает из антиглобалистского мифа о «игре с 0-й суммой». В реале сотрудничество всегда выгодней не только войны, но даже просто изоляции.. в больной логике националистов же кто сильней тот должен непременно отвоевать жизненное пространство.. ну и прочее гопническое «бей первым». Фишка этого произведения — иллюстрация куда приводит такая логика, причём смасштабированая до вселенной
многомерное пространство в процессе войн сворачивается путём уничтожения измерений.. т.е. сначала взаимоуничтожатся более чем 3-х мерные измерения, потом и наше схлопнут в плоскость.. видимо после войны в одном измерении всё кончится жирной точкой.
Феникс64, 8 июля 2017 г.
Что можно сказать про «тёмный лес», довольно мрачная история про двух детишек в песочнице где один постарше ребятёночек вознамерился выгнать младшенького. Под детьми подразумеваются цивилизации трисоляриса и земли обе находящиеся в по сути младенческом возрасте. Автор явно делает упор на строго научную фантастику, однако наука наша уже очевидно находится в глубокой .... так как начиная с конца шестидесятых фундаментальных подвижек не наблюдается что указывает на одну очевидную вещь — ктото завалил работу по заливке фундамента, теперь на этом косом основании ничего не построить, всё валится в пропасть так и не начав схватываться. :( (Виноваты конечно софоны вездесущие а вовсе не кривые руки и мозги наших ....)
Роман явно писался с прицелом на возможную экранизацию с возможным загребанием денег лопатой, надо признать что голливуд за такое возьмётся с радостью, недалёкая публика будет в восторге, снимут всё красочно и со спецэффектами.
Что касается отвернувшихся — малоправдоподобно на самом деле, ведь даже если сам отвернувшийся и держит как говорится язык за зубами то на стадии воплощения замысла всё вскрывается относительно легко. Однако и автор это понял и сообразно такому пониманию скорректировал сюжет, в итоге троих отвернувшихся легко раскусили, трудности возникли лишь с тем кто сам не понимал что он собирается сделать. Тут кстати подумалось что надо было бы таких больных на голову побольше выбрать, трисолярис в осадок бы выпал пытаясь понять то чего сами душевнобольные понять не в состоянии. Прекрасный отвлекающий ход мог бы быть. В итоге наш гений не додумался ни до чего лучшего чем позвать детишек постарше, но в начале не в свою песочницу а соседнюю чтобы те пришли и бросили в неё гранату :) Вот такой интересный детский садик у автора получается...
Тоесть там как бы и не детский садик вовсе, там тёмный лес, откуда в этом лесу столько безпризорных детей автор решил не раскрывать, видимо чтобы страшнее было. Сказка действительно получилась страшная, впрочем когда дети остаются без присмотра взрослых это всегда страшно, передерутся как минимум а то чего доброго и лес подпалят — кто нибудь обязательно спички раздобудет.
Весь роман базируется на идее безусловного технологического превосходства трисоляриса, достаточного для гарантированной победы, что мы и наблюдаем в случае капли. Малый объект изготовленный на другом техническом уровне и использующий в своей работе передовые знания и технологии с лёгкостью покрошил примитивный флот земли. Надо сказать этот момент действительно у автора получился правдоподобным, вот только неясно на чём его капля работала (в смысле источника энергии) ведь даже антивещества в реале явно не хватило бы для таких выкрутасов. В остальном не так уж и важно что делало её такой прочной, силовые поля в чистом виде или силовые поля структурирующие некое вещество, но вопрос по источнику энергии придётся оставить открытым — автор видимо ничего не смог придумать в рамках концепции строгой научной фантастики а выходить за эти рамки он не решился.
dl, 4 марта 2018 г.
Концепция темного леса и всего построенного на ней действия — классический пример некритичного восприятия любопытной и на первый взгляд красивой, но внутренне противоречивой идеи. Возможно, причина в чисто китайской любви к стратагемам. Сильно напоминает восторг неофита, познакомившегося с основами теории игр и уверовавшего в строгую рациональность действий игроков, ориентирующихся к тому же строго на один критерий.
При этом совершенно игнорируются вполне очевидные вещи, ломающие красоту бинарной логики. Цивилизации стремятся к максимальной экспансии, при этом прячась по углам и хлопая по головам выскочек, что вообще-то автоматически отодвигает задачу экспансии на неопределенное время. Никто не занимается созданием буферных зон (опять же классический способ выживания слабых государств в условиях «все кругом враги»); никто не занимается массовым спамом типа трюка Ло Цзы, но в бОльших масштабах; никто не занимается массовыми зачистками про запас; до концепции взаимного уничтожения как фактора сдерживания тоже додумались только земляне.
krampuls, 27 июля 2017 г.
После произведений посложнее хотел выбрать для чтение что-то поглупее, и этот роман превзошёл в этом отношении все предположения. Если первая серия трилогии — это типа фантастика 60-х, то тут мы движемся дальше в прошлое, в 50-е и 40-е, в области Ван Вогта и Гамильтона. Современные западные писатели такое уже не могут писать с серьёзным выражением лица и обязательно вставят постмодернистские подмигивания, а тут совершенно ломовой подход. Веселит и радует поначалу неимоверно.
Веселит книжка до конца, но радовать вскоре после начала перестаёт. Вся, абсолютно вся логика постоянно приносится в жертву увлекательности и драматизму. Чем дальше, тем сильнее это раздражает. Роман притворяется научной фантастикой, но науки тут считай и нет. «Критические» высказывания в адрес сверхдержав, современного искусства и современного общества всерьёз воспринимать невозможно. Перевод Джоэля Мартинсена заметно похуже перевода Кена Лю первого тома, имеются местами ошибки и общие шероховатости.
artem-sailer, 8 октября 2022 г.
Товарищ! Будь осторожен! Лю Цысинь разводит тебя на деньги! Ибо прочитав одну книгу, ты уже не сможешь остановиться перед покупкой продолжения! Минздрав предупреждает: Лю Цысинь вызывает зависимость уже с первого употребления!
А если серьёзно, то я просто в шоке от того, как хитроумно автор вводит читателя в заблуждение, неся какую-то галиматью и антинаучные вещи почти всю книгу, а в финале выдвигая более чем логичное и почти научное обоснование тому, что ещё пятьдесят страниц назад казалось абсолютным бредом. И фантазия у Лю Цысиня, похоже, это бездонная бочка.
И, кстати, тот самый, очень редкий случай, когда продолжение лучше первых книг цикла. Подобно матёрому прыгуну в высоту, автор с каждой книгой только повышает планку и с достоинством выполняет взятые на себя обязательства, о чём и свидетельствуют средневзвешенные оценки лаборантов. Боюсь представить себе, какой мозговынос ждёт нас в финальной книге.
Как и всегда в отзывах на потрясшие меня произведения, в данном случае я отделался общими словами, но охватить книгу целиком просто невозможно, а заострять внимание на отдельных темах — глаза разбегаются.
Lilian, 24 сентября 2017 г.
Продолжение истории. Инопланетная угроза остается угрозой — неотвратимой, но относительно отдаленной. Книга как раз посвящена попытке показать развитие общества на протяжении нескольких столетий под постоянным гнетом обратного отсчета до встречи с инопланетным флотом.
К сожалению, в этом и есть проблема, отсутствовавшая в первой книге. То, как показано человечество.
Несколько наблюдений:
- Автор неплохо играет на поле современности и ближайшего будущего. Но с более отдаленным будущим у него просто беда. Человечество через двести лет поголовно превращается в наивных детей, после столетий подготовки к войне всерьез считающих первый долетевший вражеский зонд посланием мира (и очень удивляющихся, когда это оказалось не так). Впрочем, я немного сомневаюсь, возможно в этом и был замысел — показать, что станет с людьми после нескольких столетий идеологической муштры. Но ведь в книге все человечество такое, не только Азия.
- Есть (я так подозреваю) чисто китайские заморочки. Десант политических комиссаров в будущее с целью поднятия морального духа потомков. Расшаркивания «потомков» перед «стариками» в духе — о, они столько знают, они смогут выучить все новшества, а мы никогда не сможем познать их мудрость. Четкое следование всеми странами принятым международным решениям — решили не строить межзвездные корабли с целью покинуть планету и спастись, значит не строим (вот ни одной попытки сделать это тайно). Масштабная борьба против эскапизма и пораженчества, выражающаяся в регулярных проверках и чистках.
- По понятным причинам большая часть героев — китайцы, кроме того весомую роль играют американцы. Про остальные народы вспоминают только тогда, когда требуется задействовать ООН или показать что-то еще многонациональное.
Что отчасти спасает книгу — некоторые герои. На контрасте с наивными потомками «старая гвардия» смотрится выигрышно. И мне неизменно интересно было следить за злоключениями и действиями «единственного человека, которого хотел убить Трисолярис». С ним связаны самые сильные моменты книги. Да и главный политический комиссар оказался личностью неординарной, с неожиданными целями.
Кроме того, отдельные моменты и зарисовки все же не плохи. Читать не скучно. И это по-прежнему занимательное окно в отличающийся от нашего менталитет. Если бы не резкое поглупление «потомков», был бы добротный «выше среднего» уровень первой книги.
kuznecovsky, 2 апреля 2017 г.
Смешанные эмоции переполняли меня, пока я читал этот поистине «темный лес». Вначале это была некоторая меланхоличность и даже местами скука — автор, перейдя к продолжению «Трех тел» резко сменил темп и интонацию, заставив понервничать, а не сдулся ли он, простите мой фрвнцузский, как это порой бывает; меланхоличность сменилась на любопытство, любопытство на восторг, восторг на отчаяние и опустошение, а затем случился катарсис.
Если в первом романе многие ухмылялись наивности и неправдоподобности автора, то в Темном лесу автор выкинул к черту все рогатки и хлопушки и взял увесистый Смит н Вессон из которого несчастного расстреливал мое сознание и душу. Все правдоподобно хоть глаз коли и начинай бояться за себя и свое будущее. Каждая глава романа начинена новейшими идеями и философиями. Автор беспощадно ставит человечество перед различными фатальными выборами и рассказывает как все будет дальше.
Лю Цысинь забирается своим героям в душу, копается там, внушает им идеологии и вручает в руки судьбу человечества.
Немного картонные в «Трех телах» персонажи — в «Темному лесу» ожили и как бы выросли вместе с автором.
Если вкратце то Темный лес во сто крат мрачнее своего предшественника, новместе с тем и глубже и сильнее.
К человечеству неизбежно приближается космический инопланетный флот и на протяжении 200 лет мы видим, как человечество обретает надежду,а потом теряет ее. В нескольких эпохах мы, как на срезе, видим как оно меняется, и в то же время стоит на месте.
Цена жизни человека. Цена жизни человечества. Новая раса космических людей с новой моралью. Новая вера. Или неверие.
Это лишь крупица из всего, что можно узнать, прочитав этот замечательный, достойных высших похвал роман.
Браво, Лю Цысинь.
freeresearcher, 11 февраля 2020 г.
Лучшая книга в трилогии и с моей точки зрения — лучшее завершение истории.
Подробные рассказы о том, как работает та или иная штуковина, оставлены в прошлой части и «Тёмный лес» уже не производит впечатление старомодной «твёрдой» фантастики, хотя технических подробностей достаточно для читателей, жаждущих условного реализма. Ло Цзи, главный герой, убедителен и не скатывается в шаблоны — перед нами не супермен и не гений; сцена с его озарением где-то в Альпах (похоже, что Эдем именно там) дивно хороша.
Этическая основа — прекрасна. Думаю, не будет спойлером сказать, что название отсылает к идее о том, что вся Вселенная молчит не потому, что безжизненна, а потому что никто не хочет себя выдавать и готов стрелять на поражение первым. Концовка романа оказывается не просто историей про тактическую победу Земли в противостоянии с более продвинутым противником, но и выходом из этой печальной в общем-то ситуации. Впрочем, тут дам спойлер третьей книги, причём глобальный — и, внимание, он полностью разрушит интригу в целом, а не просто какие-то детали:
Слабым местом можно назвать только то, что планы всех четырёх Отвернувшихся — людей, которые должны были скрыть свой истинный замысел от приближающегося Трисоляриса — раскрываются исключительно суперагентами-вредителями. Всевидящие и много более продвинутые в техническом отношении трисолярианцы не догадываются, раздолбаев, допускающих утечку, нигде нет, а в случае с финальным планом Ло Цзы возникает прямо-таки сомнение в интеллектуальных способностях трисолярианской разведки. И да, выше отметили, что возможностей убить Ло Цзы у трисолярианцев было предостаточно, но они почему-то ни разу не воспользовались.
vorpol, 6 января 2021 г.
Второй роман отличается от предидущего как по стилю, так и по наполнению. Если «Тела» были твердой НФ с сюжетом, по напряженности не уступающей лучшим триллерам, то «Лес» это больше философская фантастика, с провалами в космооперу (чего стоит одна только любовная история Ло) и довольно ленивой подачей сюжета. В книге много интересных вещей, она раскрывает и собственно завершает начатую в «Телах» историю, но чувствуется каким-то инородным дополнением.
Пролог — казалось бы, нужен для красного словца... ан-нет, его значение и суть раскрывается на последних страницах. Идея с Отвернувшимися, хотя прописана довольно коряво, но оригинальная. Особенно нравятся очень органические сюжетные повороты — только думаешь, ну вот все, уже финал... ан нет, книга делает мгновенный разворот на месте и подкидывает новую загогулину.
Есть, конечно, и полная дичь, на которую трудно закрыть глаза. Например, ВЕСЬ земной флот в плотном строю собирается перехватывать неизвестный летающий объект пришельцев... Опасность? — нет, не слышали. Понятно, что Лю надо было избавиться от флота как-то, так что он сильно не напрягался (да и драматизма таким образом больше вышло). И вот такого в книге значительно больше, чем в первой части.
Хотя и хочется, чтобы «прилетел рептилоид в голубом звездолете, и бесплатно открыл нуль-портал», но во вселенную Лю, с ее хитрыми затаившимися игроками живущими по заветам дедушки Сунь-Цзы веришь гораздо больше, чем советской версии «мир-дружба-жвачка» или американской колонизации а-ля Дикий Запад конца 19-го века.
Reystlen, 21 мая 2021 г.
Сразу скажу,что не фанат твердой научной фантастики и не много прочитал произведений этого жанра.Данные жанр для ассоциировался занудными законами физики и описаниями научных разработок и т.п Где цель больше научность,чем художественность или кинематографичность.Но то, что написано в этой книге меня держало до самого конца и мне было интересно все о чем бы не писал автор.Автор невероятно тонок и талантлив.Ему удается сплести восточную гибкость и глубину,европейскую психологичность и научность.В романе неплохо закручен сюжет, он изобилует множеством поворотов,многие из которых весьма неожиданны.Повествование затягивает,язык прост,понятен и позволяет легко читать не отрываясь.Порой я ловил себя на мыслях,что в одной этой книге зашито десятки сюжетов,корыте бы 1 автор разбросал на 10 книг.Эта щедрость Лю Цысинь восхищает! Отдельно отмечу восхитившую меня идею колдуна уничтожающего звезды и идеи темного леса !
Это второе произведение, что я прочитал от этого автора и прихожу к выводу,что он станет одним из моих любимых писателей фантастов. Великолепный роман!Обязательно прочту продолжение!
Aoeiu, 30 апреля 2019 г.
Буду краток.
Если вам понравилась первая часть, лучше на ней остановиться.
Будущее, персонажи, их мотивация не проработаны.
Сюжет слабый, кое-где предсказуемый.
Очень много текста уделено спасителям человечества — китайцам из начала 21 века, которые в любую эпоху лучше всех справляются с любыми задачами. Причины тут 2: 1. Они китайцы, 2. Они из начала 21 века. Так автор видит будущее(и настоящее тоже).
Хромает логика — очень сложно поверить в то развитие событий, которое предлагает автор.
В итоге очень посредственный роман, где, однако, имеют место быть несколько хороших НФ идей.
andrew weaver, 25 июля 2019 г.
Шикарный роман. Автор явно сделал выводы из «Задачи трех тел», поработал над слабыми сторонами прошлой части. Персонажи стали более проработанными, некоторые эпизоды вполне могли бы стать отдельными рассказами. Лю Цысинь предлагает решение парадокса Ферми и тут же иллюстрирует его, выводит не только из теоретических аксиом космической социологии, но и показывает «мутации» человеских ценностей в далеком космосе и неизбежность Темного Леса.
По моему скромному мнению это лучший роман трилогии.
astb, 8 января 2023 г.
Книга является продолжением « Задачи трёх тел».
Только в первой нам также подробно рассказывают об истории, кроме фантастики. От лица Е Вэньцзе описывается культурная революция, а также жизнь в далеких китайских деревнях, их быт, забитость женщин, почитание традиций.
Во второй части герой меняется на более позитивного, счастливого и положительного человека. Также вторая часть повествует о футурологии, обрисовывая и ужасы вроде великого мрака, и идиллическое изобилие, похожее на утопие.
В обоих книгах также описана физика, на грани фантастики, разумеется. Читать увлекательно и необычно.