fantlab ru

Дэн Симмонс «Олимп»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
938
Моя оценка:
-

подробнее

Олимп

Olympos

Роман, год; цикл «Троя»

Аннотация:

Многие современные ученые называют человеческую культуру живым существом, и Симмонс изучает поведение этого существа, однако понять до конца, зачем восстали из мертвых Ахилл и Аякс, и что делают стаи Калибанов из шекспировской «Бури» в районе Средиземного моря без второго тома «троянской эпопеи», который называется «Олимп», пока затруднительно...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Троя»


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Научная фантастика (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2005 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 9-е место

номинант
Локус / Locus Award, 2006 // Роман НФ

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2007 // Книга года. 3-е место (США)

номинант
Сигма-Ф, 2007 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第39回 (2008) // Переводной роман

номинант
Сигма-Ф, 2008 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2010 // Переводная книга НФ (США)

Похожие произведения:

 

 


Илион. Олимп
2007 г.
Илион. Олимп
2007 г.
Олимп
2007 г.
Олимп
2017 г.
Илион. Олимп
2018 г.
Олимп
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Троя
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Olympos
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга. Не хуже первой части. Фантазия автора просто поражает. Столько всего соеденить в одном месте,..для этого действительно нужен незаурядный талант. Когда читаешь отзывы всяких разных критиков, так и хочется спросить- что вам не нравится? Динамика на самом высоком уровне, герои прописанны убедительно, интрига закручена так лихо, что предсказать сюжет не представляется возможным до самого конца. Да и опять же: это фантастика — жанр призванный развлекать, гдето разгружать мозги. А если не хватает глубины или философии зачем читать?, читайте Достоевского,Толстого и прочих Прустов. И опять же, зачем сравнивать «Трою» с «Гиперионом-Эндимионом» или с тем же «Террором».? Это разные вещи по сюжету. То вершина творчества. Думаю превзойти их Симмонсу уже вряд ли удастся. Да и не нужно, Он и так Великий. А «Троя» достойна самой высокой оценки. Те кто не знаком с греческой мифологией без всякого напряга могут узнать много интересного по этой теме. Люди, не сомневайтесь, как говорит Егор Серов — читайте, и будьте счастливы.

Оценка-10баллов.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

@Double Black,

Не соглашусь. Еще как читаемо. Даже несколько раз. По этой дилогии можно выучить всех героев Гомеровской Иллиады по именам и отчествам. Это абсолютно уникальная НФ в плане оригинальности. Это не банальная космоопера для восьмиклассников, а глубокое произведение с массой идей и отсылок к творчеству других авторов.

Я считаю эту книгу и дилогию в целом, лучшим произведением Симмонса (не считая рассказов и небольших повестей).

А «настоящий» Симмонс это скорее хоррор. Вроде Песнь Кали или Лето Ночи

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нечитаемо.

Это, если одним словом.

Если подробнее, то «Иллион» был так себе книгой. Не уровня Симмонса, как мы его любим. А «Олимп» это еще один шаг в бездну. Хуже. Герои, их мотивы, поступки, все это непонятно, необосновано, несвязано. Я не знаю, что является настоящим Симмонсом — эта дилогия или «Гиперион» и очень хочется верить, что второе.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олимп в отличии от Илиона более рыхлый по содержанию. Сюжет местами провисает, есть главы где разные группы героев просто передвигаются к своим целям и ничего больше не происходит. Да и ближе к концу из кустов выдвигаются несколько роялей.

Но в целом Симмонс пишет на высоком уровне. Все сюжетные линии закрыты. Для любителей почувствовать себя интеллектуалом — литературные игры с Шекспиром, Прустом (и да — Китс тоже промелькнет).

В общем Симмонс пишет крепко, мастеровито, продаваемо. Что еще требовать от современного писателя?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

слабее первой книги. Нет эффекта новизны, меньше Трои, самоповторы и продолжение солянки с неравнозначными ингридиентами. Линия космических перемещений скучна донельзя и никакой Пруст не спасает. Калибана замяли. Избыточность плотских фантазий автора местами напоминала Фармера — несопоставимого по таланту Симмонсу автора. Есть ряд впечатляющих сцен навроде медленного угасания от радиационного облучения или убийства Зевса, но в целом роман переизобилует скачками, воскрешениями, многими статистами. Масштаб фантазий и миротворчества Симмонса впечатляет, но это комикс в эстетическом плане, буйство красок которого не отменяет отсутствие эмоциональной составляющей, что украшала Гиперион, куда как более соразмерную и организованную дилогию. Обилие мясного шмотья как художественный прием надоедает.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман входит как заключительный в цикл «Троя». Лауреат и номинант массы премий. Масштабное , эпическое, неординарное произведение. Приключения в прошлом, будущем нашей планеты. Автор смешал всё, что было возможно — перемещение во времени, миничерные дыры, квантовую теорию струн образца 2015 года, древние мифы Греции, олимпийских богов, Троянскую войну за Елену, постчеловечество, бессмертие, киборгов и роботов с планет -гигантов , техногенные катастрофы, нашествие пришельцев из параллельного мира и многое другое. И что удивительно, у него это получилось стройно и логично в целом. Не читал пока аналогичных творений других авторов.

Настолько много чего намешано, что трудно возражать даже по существу.

Мощный псевдоисторический боевик с фантастической историей будущего Земли — вот так бы кратко охарактеризовал. Да и по набору страниц весьма велик — автор в финальных главах видно подустал — очень уж много роялей оказалось в кустах для утряски сюжета, по этим роялям роман перешел в жанр фэнтэзи — это там так часто бывает.

Несколько нелогичных историй к тому же — это путешествие Хармана по дну Атлантики -вот не видно никакой причины этого путешествия. Просто набор ситуаций психологических. Второе- это набор разных Одиссев из разных времён, он делает решительные шаги, но как , почему и зачем? только читателю на размышления. Но это не те размышления , которые нам интересны.

Положительной линией сюжета я бы назвал историю с олимпийскими богами — автор дал как бы понять, что мифы и легенды основывались на фактическом реальном материале и предложил свою стройную гипотезу этого. Вот это восхищает -объемно, логично и интересно. А у нас, что не коснись по мифам, так это придумали предки.... Но Гомер так подробно описал всех участников Троянской войны, что не веришь , что он придумал богов. Что-то там было, что он и описал. Остается только верить.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Угар «Илиона» перерос в мега-угар в «Олимпе»! Если вы думали, что Симмонс сбавит обороты или хотя бы даст передохнуть — нифига. Не даст.

Теперь к трем основным сюжетным линиям добавилась четвертая — Ахиллеса и богов. Ахиллес тупой, да еще и физически убить его боги не могут, так что автор получил карт-бланш на возведение творящегося абсурда из сотой степени в тысячную. Да, да, одними греческими богами дело не ограничится!

Короче, если вам понравился «Илион», то «Олимп» понравится тем более. Тут все то же самое + автор как-то совсем забил на цензуру и ни в чем себе не отказывал. Подробное описание сцены секса Зевса со своей женушкой? Да пожалуйста! Подготовка к изнасилованию спящей старухи на целую главу? Не проблема! Занятие любовью на фоне ядерной взрыва? Раз плюнуть! Боги матерятся как сапожники (чего нет в переводе, кстати), кругом отрезанные конечности, кровь-кишки и т.д.

Не думаю, что в 2019-ом году Симмонс смог бы издать подобное. Времена уже не те, увы. Феминистки не дремлют! А вот в нулевые можно было и Симмонс видимо на 10 лет вперед оторвался, прозапас.

В общем, как по мне — сиквел ничем не хуже первой части, а где-то даже и лучше. И, в целом, вся дилогия — это УНИКАЛЬНОЕ творение, ничего подобного больше вы нигде не встретите. Это эталонная развлекательная научная фантастика, невероятно остроумная, оригинальная и динамичная.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вы равнодушны к фантастике, но любите мифы Древней Греции, то эта книга для вас. В ней вы встретите всех древнегреческих богов и героев и узнаете про них много нового. А тот, кто равнодушен к древней истории и мифологии, но обожает фантастику, тоже не прогадает. Потому что с древними знаменитостями в книге происходят совершенно фантастические вещи. Причём, в отдалённом будущем и, не факт, что на нашей Земле. Знаете, кто в этой книжке европейцы? Жители Европы? Да, Европы — спутника Юпитера.

У любителей классики при чтении неоднократно возникнет соблазн дотянуться до томика Еврипида, Эсхила или Сенеки. А Гомера и Шекспира Дэн Симмонс, можно сказать, в соавторы пригласил. Надеюсь, уже понятно, что для многогранных любителей одновременно классической литературы, фантастики и Древней Греции этот роман станет праздником. Есть ещё и бонусы. Изящная архитектура настоящего романа, где различные нити повествования непринуждённо свиваются в увлекательный сюжет. И юмор. Очень забавны диалоги представителей различных цивилизаций, например современного профессора и Одиссея. А трагикомедия влюблённого Ахилла. Где ещё такое прочтёте?

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что это было? Воображение у Симмонса явно разбушевалось, то и дело норовя выйти из под контроля. Давненько я не читал такого коктейля, и даже на каком-то этапе запутался, а куда ж делись пришельцы? А кто такие Олимпийские боги? И причем, зачем и почему — тут преследование евреев мусульманами-арабами в очень-очень-очень далеком будущем, ла еще с помощью каких-то киборгов-уродов. Потом озадачился терминологией: квитироваться, факсовать, телепортировать/ся — вроде бы как все это одно и тоже, и даже хотел было упрекнуть переводчика за выпендрежность, но потом собразил, что все это — разные то ли психо-физические, то ли физические, то ли еще какие-то сложные процессы по переброске,транспортировке, уходу из настоящего материальных и духовных объектов. Потом забыл и про этог и стал напрягаться, что бы понять, кто такие постлюди, старомодные люди... ну и так далее. Потом плюнул на все эти загадки и решил дочитать до конца, переварить и понять: понравилось или нет? Понравилось.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и дочитал я данную книгу.

Первое впечатление таково: по-прежнему хорошая добротная фантастика, но заметно уступающая первой книге. Почему? По-моему причина в том, что созданный мир, основные переплетения и перипетии, становления и взаимосвязи, — мы уже видели и читали в первой книге. В данной ничего нового автор нам не показал. Исключительно продолжение сюжета. А хотелось большего.

На протяжении почти всей книги у меня было впечатление, что у автора пропал запал на данную тематику, и все его усилия сведены к тому, что лишь бы закончить, лишь бы не скатиться. Естественно это наложило свой отпечаток.

Относительно законченности и итоговости — в общем я остался доволен. А почему бы и не так собственно? Логика присутствует, основные герои свое получили. Кроме (!) Сетобоса и Калибано — как, что и почему с ними — для меня вопрос.

Подводя итог, скажу, что книга для ярых поклонников фантастики и творчетсва Симмонса, не более. А жаль. Хорошо, что я принадлежу ко вторым)

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно, к впечатлениям от первого романа дилогии добавить нечего, кроме того, что литературное определение цикла не вполне подходит для троянской истории мэтра. Это, скорее, диптих, где без одной картины совершенно не ясна другая. Сюжетно произведение выдержано в духе Nobody dies, агнец со львом и вообще — всеобщее счастье. Книга поразительно оптимистична как для масштаба поднятых проблем. Очень интересно поданы последствия заигравшегося человечества: все эти Атлантические бреши (Моисей, чьи компатриоты так важны для авторского мира, очень одобрил бы такой подход), Эйфелевы дороги, воскрешение чудовищ прошлого, Парижский кратер. Поэтика абсурда очень идет пост-человеческой Земле, чего нельзя сказать о богах. Вот здесь, мне кажется, эстетический перегиб пошел во вред восприятию. Боги мешают гомеровский слог с пассажами квантовой физики — это само по себе уже странно, но когда они срываются на жаргон... В общем, кажется, что поступи Симмонс более традиционно («любая превышающая понимание технология кажется магией») — вышло бы лучше, чем неловкая и неполная стилизация.

По-настоящему не понравилось то, что спустя столько веков развития Земли последней угрозой все равно остались фундаменталисты, вооруженные по последнему слову техники. Я все же надеялся, что на фоне гротескного переосмысления цивилизации подлодка окажется чем-то интереснее.

Но вообще, разумные машины, обсуждающие на досуге Пруста и «Стар Трек», прилетают из глубин Солнечной системы, чтобы спасти своих деградировавших создателей... Разве это не чудо?

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беря в руки Олимп, не думал, что Илион ждет ТАКОЕ продолжение.

Стиль автора — нагромождение всего, что использовала мировая фантистика за последние полтора столетия — квант-телепортация, параллелльные вселенные, чудовища из других миров, путешествия во времени, альтернативная история, нанохимия и нанофизика и т.д. Расширим аудиторию, добавив немного легкого порно (переводчик не подкачал!) и натуралистически описанных смертей (с сизыми кишками и кусочками мозга) и, вуа ля, коктейль готов, добро пожаловать в мир Симмонса Великого! В общем, «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой». Использование всего этого актива частично предопределяет огромный (в 3-4 раза больший, чем у писателей Золотого периода) объем текстов, и, видимо, соответствующие гонорары автора.

Девиз Симмонса — «полный вперед и никаких тормозов!». К середине романа от резких сюжетных поворотов уже и дух не захватывает, зато клинит мозг из-за необходимости опять «перезагрузить» общую картину повествования. Скорость событий постоянно нарастает, но это неважно, останавливаться нельзя, потому что все сразу поплывет, вылезут никак не объясненные автором события, окровенные косяки и нестыковки. Читателю думать просто некогда! Какие-то пояснения, словно нехотя, рассыпаны по всему роману и, «зевнув» пару строчек, можно вообще не понять той или иной сюжетной линии, но и в конце книги общая картина так и остается несобранной (многие в своих отзывах это отметили).

Симмонс ловко перемежает все сюжетные ответвления, согласуя это по времени, но в двух местах ему это не удалось, чем поставил меня в тупик и заставил перечитывать две главы. Общая тональность романа не выдержана — с одной стороны масштабное побоище смертных с богами, с другой, откровенная чернуха пополам с аллюзиями («еврейский» вопрос, духи Афродиты №5, благообразные моровеки и боги к концу истории матерятся как заправские бомбилы, позабавили «черные дыры» в снарядах и история с пробуждением Мойры — вот именно ТАК ее надо было разбудить и никак иначе!). Напрягает авторский метод множественного обозначения героев (например, Харман — мужчина, девяностодевятилетний мужчина, избранник Ады, супруг Ады, возлюбленный Ады, будущий отец, похищенный и т.д., голова кружится!). Важность и надобность в некоторых героях (картонные Просперо и Мойра) вызывает сомнения. Вторая половина романа — тягучая, монологи или тусклые, или неоправданно эмоциональные, мотивация некоторых поступков и фраз даже не обсуждается, на фоне общего сюжета это просто неважно! Кто-то здесь назвал Симмонса атмосферным автором — это, конечно, не так, стремясь поскорее завершить и так до бесконечности затянутое повествование, автор сильно экономит на описаниях, переживаниях и прочем, чем богатую палитру Илиона полность выхолащивает в скупой комиксовый наброск Олимпа.

В целом, такой стиль, видимо, соответствует ожиданиям современных читателей, которые в погоне за крутым экшном и дешевой порнухой не хотят отслеживать логику событий, наслаждаться ловким вплетением реальных научных открытий и теорий в ткань истории, тонко описанными человеческими отношениями, психологизмом ситуаций. Фаст-фуд, короче...

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Илионе» Дэн Симмонс создал мир. В «Олимпе — развил его. Продолжается маштабная Троянская война, на её сцену выходят под завязку накаченные нанотехнологиями постлюди, называющие себя богами, и начинается самая настоящая бойня...

Роман переполнен действием, это уже не то ровное, слегка нудное повествование, как в «Илионе» — это, что называется, «экшн». Титаны сражаются против богов, боги обрушивают свой гнев на кратковечных ахейцев и троянцев, войниксы с остервенением сражаются со «старомодными» людьми, моравеки выступают против сетебоса... Это — настоящая война, в которой принимают участи все, и даже тихий схолиаст Хокенберри. Надо сказать, что описание сего действия вышло вомистину масштабным — столкновение подобных сил и явлений редко можно увидеть.

Однако... конец несколько смазан. Зевс убит, на Олимпе правит Гефест, люди из вселенной Илиона перенесены на Землю Будущего, моравеки вместе с бывшими «элоями» ставят пьесы Шекспира, Орфу рассказывает молодому поколению «Илиаду»... А дальнейшая судьба олимпийцев? Что с титанами, и кто они такие? Куда делись Сетебос и Калибан? Роман откровенно не завершен, но при этом в нём поставлена точка. Парадокс? Нет. Сюжетно цикл завершён, и описание дальнейшей борьбы с Сетебосом или сошествия Тихого, скорее всего, выглядело бы лишним. Мир уже получил своё развитие, и дальнейшее его описание было бы повторением уже сказанного. Хотя на не очень большую повесть материала вполне хватает.

В итоге мы получаем достойное, хотя и несколько смазанное завершение дилогии. В любом случае, «Троянская дилогия» — очень масштабное, колоритное произведение, которое однозначно заслуживает самого внимательного прочтения.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

От продолжения «Илиона» по настоящему захватывает дух... но увы, сопротивление материала было слишком велико. Финал... не убеждает.

Если это не финал и будет продолжение и это продолжение подведет логическую подоплеку под все события... тогда оценку придется изменить.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если в «Илионе» еще можно было предугадать концовку, то «Олимп» таких шансов не предоставляет. Сюжетная линия вьется и вьется, порой выписывая нечто невообразимое. Читая, не знал, что встречу на следующей странице. Не обошлось тут, увы, и без «роялей в кустах»...но их немного и они не очень-то и напрягают.

Автор замечательно разрушает штампы повествования. Если я начну перечислять моменты слома штампов, то ударюсь в спойлеры, поэтому ограничюсь лишь этой фразой.

Правда, концовка вышла несколько странной. Не такого я ожидал, не такого... Хотя, может, и здесь Симмонс сломал штамп?

Тут все же не удержусь:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не-а, читайте книжку лучше сами!

В общем, понравилось. А эт главный критерий оценки, не правда ли?:wink:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх