FantLab ru

Рэй Брэдбери «Кошки-мышки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Голосов:
716
Моя оценка:
-

подробнее

Кошки-мышки

The Fox and the Forest

Другие названия: Лиса в лесу; Обратно в будущее; В будущее; Бегство из будущего / To the Future; The Fox in the Forest; Escape

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 130
Аннотация:

В 2155 году на планете идет война и мир катится в пропасть радиоактивного пламени и безумия. В это время открывается Бюро путешествий во времени. Роджер Кристен, один из создателей новой бомбы, вместе с женой отправляются в 1938 год. ХХ век кажется им раем и они хотят остаться здесь навсегда, но они нужны Будущему и за ними посылают целую команду.

Примечание:

Так же:Рей Брэдбери. В будущее: [Рассказ] / Пер. с англ. // Наука и техника (Рига), 1981, №3 – с.30-31; №4 – с.30-33.


Входит в:

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  антологию «Stories Not for the Nervous», 1965 г.

— условный цикл «Альфред Хичкок представляет»  >  Отечественные подборки на основе оригинальных антологий  >  антологию «Могильщик», 2002 г.

— сборник «Человек в картинках», 1951 г.

— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.

— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.

— антологию «Садок для рептилий. Часть I», 1991 г.

— сборник «The Dragon Who Ate His Tail», 2007 г.

— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.

— антологию «Дисплей фантастики», 1990 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

— антологию «Голоса пространства», 1997 г.

— журнал «Сельская молодежь» 1975'11», 1975 г.

— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.

— журнал «Вокруг света 1963'03», 1963 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной рассказ (США, 1950)

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Американская фантастическая проза. Книга 1
1989 г.
Дисплей фантастики
1990 г.
451 по Фаренгейту. Рассказы
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Садок для рептилий. Часть 1
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Чикагская бездна
1993 г.
Планета Норагаль
1996 г.
Голоса пространства
1997 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Конец света
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Рука дьявола
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков. Марсианские хроники. Рассказы
2003 г.
Завтра конец света
2003 г.
Человек в картинках
2005 г.
Могильщик
2006 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
И грянул гром: 100 рассказов
2010 г.
Апрель в Париже
2012 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Человек в картинках
2018 г.
Марсианские хроники
2018 г.

Периодика:

Вокруг света № 3, март 1963 г.
1963 г.
Сельская молодежь № 11, ноябрь 1975 г.
1975 г.

Аудиокниги:

Золотые яблоки солнца
2004 г.
Сборник рассказов
2004 г.
Сборник инсценированных произведений
2005 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Stories Not for the Nervous
1966 г.
(английский)
Fahrenheit 451. Short stories
1983 г.
(английский)
Short stories. Рассказы
1983 г.
(английский)
451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)
Short Stories (Рассказы)
2001 г.
(английский)
Все літо наче день один. 100 оповідань. Том перший: Книга 1
2015 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Разве можно судить тех, кто хочет бежать от такого будущего? От мира, где самый привычный звук — топот марширующих бесчисленных армий и самая знакомая мелодия — военный марш. Где взрывы заставляют содрогаться весь мир от сотрясения, превращая здания в развалины, а людей в неподвижные, истекающие кровью тела. Война любит смерть, но что же делать людям, которые так любят жизнь, праздники, солнце и мир, но вынуждены все время ломать себя и трудиться над все новыми и новыми орудиями убийства?

Остается им только бегство. Корпорация «Путешествия во времени» дает супругам Кристен такой замечательный шанс: отправиться из охваченного военным безумием 2155 года в мирную, полную веселья, ярких красок и зажигательной музыки Мексику 1938 года. И ничего удивительного, что супругам, познавшим лучшую жизнь, не хочется возвращаться в век войн и всеобщего безумия.

Непросто быть беглецами, если за каждым углом мерещится погоня/и не без основания/ , если на пятки наступают ищейки, стремящиеся вернуть из такого чудесного прошлого в сулящего одни только беды будущее. Страшная игра в «кошки-мышки», когда беглецы — «мышки» пытаются спрятаться и стать неразличимыми на общем фоне, а коварные преследователи — «кошки» не просто загоняют несчастную жертву, но и играют ее чувствами, то ослабляя хватку, то снова сжимая коготки.

Вот такой психологический этюд от Великого Мастера. Просто, коротко и емко. И думалось о том, что недаром же возникло такое страшное будущее. Может оно родилось от того, что все живущее не слишком ценили свое настоящее, отмахивались от проблем и не задумывались над происходящим? И бежали разными способами от своего времени, предоставляя «кошкам» создавать по своему вкусу будущее для «мышек»?

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вчера перечитал «Кошки-мышки» в переводе Норы Галь (кстати, название этой игры можно предать с английского как «Лиса в лесу»). Рэй Брэдбери не устаёт радовать. Динамичное повествование с сильным накалом внутреннего напряжения, вполне детективная интрига. Как всегда – без ущерба для литературной составляющей. Признаюсь, мне больше по душе произведения, где автор не старается минимизировать фантастическое допущение. Здесь же есть всё, что нужно.

В рассказе встретятся несколько мыслей, которые громко прозвучат в более поздних книгах Брэдбери. Страшный мир будущего. «Он был точно огромный чёрный корабль, он покинул берега разума и цивилизации и мчался во тьму, трубя в чёрный рог, и уносил с собою 2 миллиарда людей, не спрашивая, хотят они этого или нет, к гибели, за грань суши и моря, в пропасть радиоактивного пламени и безумия». Меньше чем через 3 года из фразы «Они жгут наши книги» вырастет роман «451° по Фаренгейту». Не удивительно, что от такого «Завтра» героям хочется убежать.

Тема туризма во времени найдёт своё отражение в знаменитом рассказе «И грянул гром». Только выводы будут гораздо более неутешительны: всякое изменение в прошлом приведёт к катастрофе.

Особенно колоритным получилось описание мексиканского праздника в самом начале. Восемь лет спустя классик сделает мексиканцев главными героями рассказа «Чудесный костюм цвета сливочного мороженного».

В отзывах можно услышать: «Зачем чете Кристенов вообще позволили отправиться в 1938 год? Почему не предотвратили побег?». Ответ очевиден: чтобы у сотрудников Сыскного бюро был повод побывать в прошлом, насладиться вкусной едой, изысканными напитками и всем прочим. Они-то знают, что могут попасть в любое место и любое время. И незаменимого учёного они всегда догонят…

Признайтесь, никому не хотелось отвлечься ненадолго от проблем и вернуться в прошлое? А вы говорите — эскапизм… Только от настоящего не уйдёшь.

Рекомендую всем, кто хочет полнее познакомиться с творчеством признанного мэтра, Рэя Дугласа Брэдбери.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эффектный рассказ. Причем сразу как в плане развития сюжета, так и в чисто психологическом плане.

Конечно, честь и хвала Мастеру, который из, в общем-то, простенькой идеи о беглецах из будущего, сумел создать увлекательное повествование с неожиданным финалом. Но главное достоинство рассказа — это, все-таки, его эмоциональная составляющая.

Автору удалось создать красивый психологический этюд, в котором эмоции его героев меняются с воистину непостижимой быстротой: то страх — то надежда, то отчаяние — то облегчение, то сомнение — то уверенность... Даже всерьез сопереживая этим симпатичным ребятам — героям рассказа, нельзя не оценить глубину и красоту того психологического калейдоскопа, в который они попали.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильный рассказ. Когда машину не вернули в 4 часа, у меня он четко наложился на «Следующий» из Темного Каранавала. Та же Мексика, те же непониманию между американцами и мексиканцами и та же безысходность для напуганной женщины. Картинка получилась многогранная. Без всяких ужастиков в будущем всегда найдутся те, кому уютнее в прошлом. Об этом существует множество фантастических рассказов. С другой стороны в условном будущем мы видим знакомые картины тоталитарного общества с глобальным контролем за человеком, гонки вооружений и спецслужб, которые для своего развлечения позволяют мышкам побегать.

Ну конечно отлично показаны основания почему надо вернуть беглецов. Попроще: уникальный ученный должен доделать бомбу. И посложнее: катится в ад веселее, зная, что никто не сбежит. Действительно удивительно, спецслужбы не переживают , что мир обречен, а занимаются поиском беглецов. И громко звучит тема долга перед тоталитарным государством.

Повесть попытка к бегству Стругацких очень похожа на «Кошки мышки», хотя с инверсией прошлое-будущее. И возвращается Саул сам и перспектива у войны Саула есть. И все-таки они как бы дополняют друг-друга.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В принципе — то банальная история и весьма избитая в хронооперах тема беглецов во времени. Но для 1950 года весьа добротно исполненная. Описание работы спецслужб с двумя этапами ликвидации очага — первым и явным, с предложением прекратить бегство — в лоб и откровенно, второй — с группой прекрытия из киношников и уже явным деактивированием очага опасности. Но как на мой предвзятый взгляд, не хватает оканчательной хлёсткости и жёсткости закрутки интриги и сюжета. Думаю, не стоит здесь искать социальные подоплёки в сюжетности. Они немного обозначены в самом тексте не более как корни произошедшего. Главное же — уход, убегания людей от надоевших, обыденных забот повседневности.

За рассказ большой плюс Мастеру.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая мысль после прочтения — ничтожность человека в сравнении с огромной махиной общества.

Потом проступает мысль, что всё-таки описыавется тоталитарное, и стало быть, милитаризированное общество.

А послевкусие от рассказа — кто даст гарантию, что в 1938 году будет лучше. возможно интереснее, но лучше ли? на дворе преддверие Второй мировой войны, где как и 2155 году люди будут безжалостно убивать, где люди всего лишь винтики в огромной махине общества.

И совсем уже трезвая мысль — общество, в сущности, не меняется. что в 1938, что в 2155, что в 1412 году — всегда государство убивало человека. как живое существо, как личность. и куда бы ты не делся, куда бы не побежал, везде тебя настигнет такое положение вещей.

печально...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Они посчитали себя умнее государства. Думали, что смогут обмануть такую огромную систему, тем более живущую в военное время и контролирующую всё.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жёсткий антивоенный рассказ. Хорошо описаны образы, сильная атмосферность. Иногда даже те отдельные люди, руками которых государство творит историю, не могут ничего сделать против этого государства.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, могли бы получше запутать следы. Хотя, конечно, если есть машина времени без всяких ограничений, то сыщики могли бы вернуться в своём времени на несколько дней назад, и просто приехать в прошлое вместе с героями на том же транспорте. Или помешать им на этот транспорт сесть — т.е. никакого побега бы не было вообще. Ну, и рассказа тоже вообще бы не было. В общем, опять глубокая философия на мелких местах. Все события совершенно немотивированы и нелогичны.

Теперь я понимаю, почему в СССР переводились не все произведения даже признанных мастеров.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

один из лучших рассказов автора на тему перемещения во времени, на ряду с «и грянул гром»( всем советую). держит читателя в напряжении до финальной сцены- атмосфера выдержана идеально. на мой взгляд, рассказ на тему ничтожности одного человека перед обществом. отличная повесть, читается легко. финал довольно неожиданн, но вполне предсказуем. всем советую читать, если не жалко 15 минут)

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уйти от системы сложно. От любой — от тоталитарной или от военной системы будущего... Такой вот странный детектив — все равно догнали...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальный в своей простоте рассказ, прекрасная социалка от Мастера... Думаю, по прочтении этой вещи, смело можно называть Брэдбери Хэмингуэем от фантастики.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ получился «полный напряжения, тревоги и неизвестности», с неожиданной развязкой.

P.S «Сколько бы мыши ни прятались, кошка всё равно их изловит».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уже не первый рассказ автора, в котором герои бегут в прошлое от войны в будущем. И на этот раз он написан очень красиво и главное придумана великолепная развязка: сколько мышкам не бегать, все равно их изловит кошка. Отличное, постоянно держащее в напряжении развитие сюжета.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ о попытке человека вырваться из системы, вырваться даже путем бегства в другое время. Но сколь коротким оказалось счастье этих людей!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх