fantlab ru

Сигрид Унсет «Хозяйка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
25
Моя оценка:
-

подробнее

Хозяйка

Husfrue

Роман, год; роман-эпопея «Кристин, дочь Лавранса»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

«Хозяйка» — второй роман из серии «Кристин, дочь Лавранса», действие которого разворачивается в средневековой Норвегии XIV века. Кристин вышла замуж за своего возлюбленного Эрленда и стала полноправной хозяйкой в его доме, но это только начало масштабной семейной саги, охватывающей жизнь нескольких поколений.

Входит в:

— роман-эпопею «Кристин, дочь Лавранса»



Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)
/перевод:
М. Дьяконов (6)

Кристин, дочь Лавранса. Роман в трех книгах. Книги 1-2
1986 г.
Кристин, дочь Лавранса. Роман в трех книгах. Книги 1-2
1989 г.
Кристин, дочь Лавранса. Роман в трех книгах. Книги 2-3
1989 г.
Кристин, дочь Лавранса. Том 1
1989 г.
Хозяйка
2001 г.
Кристин, дочь Лавранса
2017 г.
Кристин, дочь Лавранса. Книга вторая. Хозяйка
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман цикла Кристин, дочь Лавранса посвящен прелестям семейной жизни в Норвегии первой половины 14 века. Да, молодость, любовь, свидания за спиной отца и тп позади. Свадьба состоялась и впереди переезд в имение жениха, теперь мужа, и все из этого вытекающее.

Нужно четко понимать, что роман Унсет относится к сюжетным. Поэтому ни слова больше о предстоящих событиях. А события будут. Не смотря на спокойный темп, большое число бытовых, социальных и экономических подробностей, будут и различные, порой рискованные поступки и их последствия. Но особая ценность книги, на мой взгляд, именно в бытовых подробностях. В Норвегии того времени люди жили вполне грамотные. Писменные источники сохранились, и не только официальные документы, но и различные частные письма, записи, какие-то отчеты, возможно торговые или хозяйственные. По крайней мере картина средневековой жизни выписана вполне достоверно. И если главные герои все таки несколько приукрашены (но без утрирования, без романтизации, все в пределах вполне возможных характеров), то бытовая, социально-экономическая часть выписана практически идеально.

Вообще, я бы настоятельно рекомендовал прочитать этот роман именно любителям фентези в средневековом антураже. Просто чтобы представлять реальные гендерные роли, взаимоотношения между титулованными особами, нарождающимся дворянством, обычным служилым людом и крестьянами, прислугой и др. А так же роль религии в жизни людей всех сословий. И важнейшую роль традиций, обычаев, сложности с наследованием, проблемы рожденных вне брака детей и много чего еще.

Язык отличный, перевод отличный. Кстати, роман можно читать и stand alone, все события первогй части цикла достаточно подробно упоминаются. Впечатления, что вломился где-то посередине и что к чему не поймешь, не будет.

Рекомендую.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том семейной саги полностью оправдал ожидания. Подозревал, что он будет выдержан в том же стиле, в той же динамике, в такой же монотонной бесстрастной манере. Так и случилось.

Первая половина — скука смертная, вторая, оживлённая политическими событиями — просто скука. Потому что основой романа являются не сюжетные хитросплетенья, не яркие герои, не оригинальные идеи, а переживания персонажей. Не то чтобы это плохо: есть множество примеров, когда в книге много переживаний, но они служат дополнением, помощником в раскрытии героев. А здесь это жвачка: фактически одно и то же, особенно, что касается главной героини. От этого быстро устаёшь. И слушая вполуха (я слушал книгу) ничего существенного не пропускаешь. Обильные душевные терзания и длинные беседы о тех же переживаниях — вот преобладающая составляющая романа. А сюжета как такового нет. Лишь описания, кто что сделал. Те поженились, та родила, тот умер, те уехали туда-то, снова родила, поссорились, кто-то приехал в гости, помирились, и так далее. В общем, жизненная жизнь жизненных жизней, реализм реализмее не придумаешь.

При всём при этом, конечно, совсем немножко узнаёшь о жизни норвежской в 14 веке и даже кое-что проясняешь насчёт исторических событий, но это всего лишь антураж, который играет лишь декоративную роль фоне душевных страстей героев.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть трилогии, на мой взгляд, получилась наиболее слабой. И это даже обидно, ведь редко встретишь настолько честное описание жизни в браке. Вот супружеская пара, они друг друга любят, но они ссорятся, попрекают друг друга, винят в событиях, произошедших еще до свадьбы, не желают мириться из-за сущих пустяков или известного еще с песочницы « а почему я первый?!».

Жизнь замужней хозяйки поместья Кристин – полная чаша. И муж богат, и дети рождаются один за другим и выживают, что в XIV веке при полном отсутствии медицины было большой удачей, и родственники здравствуют, и Эрленд в почете у регента Норвегии… Но Кристин, зацикленная на семейных проблемах, всем недовольна. Муж у нас не настолько хорош, как папенька. Дети – это хорошо, но Ноккве, первенец, родился слишком рано после свадьбы ( а нечо было по стогам сена с мужиком кувыркаться, а потом брюхатой замуж идти!), а Геутэ болезненный, а у Бьёргюльфа слабое зрение, и вообще – муж хочет дочку. А пасынки, родившиеся у мужа до брака? Пусть муж воспитывает их как хочет, раз не желает прислушиваться к моим советам!!! Эти мелкие бытовые дрязги настолько однообразны, что быстро приедаются. Да и повествование к тому же становится мозаичным. Вот прошло два года, а события плюс-минус те же, раз – и еще год…

Может быть поэтому ( ну и еще чтобы заложить «мину замедленного действия» в канву повествования третьего тома), автор оживляет сюжет политической интригой. Интригой, к слову, назвать это сложно. Все события происходят за кадром. А поскольку в центре сюжета именно восприятие происходящего с точки зрения Кристин, то Кристин, еще страницу назад стенавшая что муж не хочет слушать ее жутко умных советов, внезапно заводит совсем другую песню. На все осторожные попытки доброжелателей дать ей представление о делах мужа, Кристин отвечает, что она де – лишь неразумная женщина и разуметь ей такое ненадобно. Что из этого вышло… Ну, «имеем то, что имеем», как говорил один политик.)))

В заключение поделюсь мыслью, которая не дает мне покоя который месяц. Недавно я читала пьесу Михаила Старицкого «За двумя зайцами», которая послужила основой сюжета одноименного фильма, а позже еще и мюзикла с Пугачовой ( прости Господи!). Больше всего меня поразило вот что: родители Прони Прокоповны, пожилая уже супружеская пара, тоже ссорятся из-за пустяков, обижаются друг на друга, но в этой семье существует обычай – обязательно мириться до захода солнца и не оставлять обиду между супругами «зреть» еще на одну ночь, а потом нести ее в новый день. Жизнь Кристин и Эрленда – это ярчайший пример, почему нужно делать как Сирки, а не делать как Кристин и Эрленд. Ведь сказал же Эрленд те злосчастные слова в запале ссоры, а любящая супруга не применет напомнить ему о них через 18 лет брака!

Так что же ты любишь больше, Кристин? Своего мужа или собственную гордыню?

Ответ, увы, не слишком романтичный…

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх