fantlab ru

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.53
Оценок:
2810
Моя оценка:
-

подробнее

Ночь в одиноком октябре

A Night in the Lonesome October

Другие названия: Ночь в тоскливом октябре; Тоскливой октябрьской ночью...

Роман, год (год написания: 1992); цикл «Джек Потрошитель», цикл «Дракула. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 233
Аннотация:

Повествование ведется от имени Нюха, сторожевого пса, компаньона колдуна Джека (Джека-Потрошителя, вечного изгнанника, обреченного бродить по земле). Его друзья-враги — кошка по имени Серая Метелка, филин Ночной Ветер, полоз Шипучка, летучая мышь Игла — так же, как и Нюх, вместе со своими хозяевами участвуют в Игре, результатом которой должно стать открытие (или не открытие?) Ворот в иной Мир.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

  • Роман написан в 1979 и 1991-1992 гг.

  • Роман посвящен Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Х. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.

  • Отнесение романа к межавторским циклам в достаточной мере условное.


  • Входит в:

    Награды и премии:


    лауреат
    "Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993)

    лауреат
    Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США)

    Номинации на премии:


    номинант
    Небьюла / Nebula Award, 1994 // Роман


    Рецензии:

    «Роджер Желязны. «Ночь в тоскливом октябре»», 1996 г. // автор: Василий Владимирский

    Похожие произведения:

     

     

    
    Ночь в тоскливом октябре
    1995 г.
    Миры Роджера Желязны. Том 11
    1996 г.
    Ночь в одиноком октябре
    1997 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2000 г.
    Двери в песке
    2003 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2004 г.
    Миры Роджера Желязны
    2009 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2016 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2018 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2019 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2021 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2022 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2023 г.
    Джек из Тени. Ночь в тоскливом октябре
    2025 г.
    Джек из Тени. Ночь в тоскливом октябре
    2025 г.

    Аудиокниги:

    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.

    Издания на иностранных языках:

    A Night in the Lonesome October
    1993 г.
    (английский)
    Една нощ през самотния октомври
    1994 г.
    (болгарский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    Üksildane oktoobriöö
    2001 г.
    (эстонский)
    A Night in the Lonesome October
    2014 г.
    (английский)
    Ніч у самотньому жовтні
    2018 г.
    (украинский)

    страница всех изданий (24 шт.) >>

     



    Рецензии в авторских колонках




    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    [  6  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Раз в несколько лет, когда на ночь в канун дня всех святых выпадает полнолуние, некоторые мистические герои участвуют в таинственной Игре. Цель одних — открыть портал в иной мир и впустить Древних, цель других — помешать им. Пока не пробил час, игроки стараются скрыть свою сторону, заключают хлипкие союзы, плетут интриги и даже порой убивают конкурентов. От лица разумного пса, помощника одного из игроков, и идет повествование.

    Если говорить об игроках, то роман является данью уважения многим великим авторам. Среди героев я узнал Джека Потрошителя (но это не точно), графа Дракулу, доктора Франкенштейна и его чудовище, Григория Распутина, Шерлока Холмса, доктора Ватсона и Лавкрафтовских Древних. В общем, эдакий кроссовер, который мы заслужили. Некоторые персонажи так и остались для меня неизвестными, но заинтересованный читатель без проблем найдет разгадки в интернете.

    Однако, основные действия в романе происходят между животными-помощниками игроков. Тут мы увидим не меньше интриг и расследований, чем у людей, но при этом гораздо больше тепла и уважения друг к другу. И именно благодаря такому взгляду на происходящее роман получился довольно добрым. Да где-то пытаются вызвать Древних, совершить человеческое жертвоприношение и убрать конкурентов, но здесь даже собака с кошкой дружат, и читатель задолго до концовки понимает, что добро победит и на этот раз.

    Хотя концовка меня несколько расстроила, уж очень она резкая. Читателя плавно всю книгу подводили к опасности и важности Игры не только для игроков, но и для всего мира, а потом все экспрессом разрешилось на паре десятков страниц.

    Впрочем, несмотря на это, книга вышла очень хорошей на разовое прочтение и погружение в легкую мистическую атмосферу с данью уважения к старым ужастикам. Думаю, по ней мог бы выйти весьма неплохой фильм, но при наличии очень хорошего режиссера и внимательного отношения к первоисточнику.

    Оценка: 9
    [  17  ]

    Ссылка на сообщение ,

    «Небеса были грустны и серы,

    Прелых листьев шуршал хоровод,

    Вялых листьев шуршал хоровод. —

    Был октябрь, одинокий без меры...»

    Эдгар Алан По «Улялюм»

    ...В определенный год в определенном месте в ту ночь тоскливого октября, что зовется канун Дня Всех Святых, собираются определенные люди для проведения некой церемонии, называемой Игрой. У каждого игрока есть свои компаньоны — животные. Одним из таких помощников и является наш главный герой — пес по имени Нюх (Snuff). Ему необходимо подготовиться к магическому событию и выработать стратегию борьбы с другими участниками. И все бы ничего. Однако игра становится все опасней — кто-то намеренно и преступно избавляется от игроков...

    «Йа! Шаб-Ниггурат! Слава Черному Козлу!»

    «Ночь в тоскливом октябре» переполнена таинственностью и загадочными интригами с первых до последних строк. Одним из намеков на грядущие странности для меня явилось посвящение книги. Среди великих творцов, которым Желязны адресовал свою рукопись, были Мэри Шелли, Эдгар Аллан По, Брэм Стокеру, Артур Конан Дойль, Говард Лавкрафт, Рэй Брэдбери, Роберт Блоху, а так же Альберт Пейсон Терхьюн — американский писатель и собаковод (!!!) по совместительству. Возможно, именно Терхьюн, знаменитый своими романами о приключениях колли, натолкнул Роджера на мысль дать бразды управления сюжетом собаке. Это одна из удивительных особенностей данного произведения. Ну, согласитесь, что не часто встречаются литературные работы, в которых повествование ведется от первого лица, которым является собака.

    »- Выше нос, друг.

    - Я и поднимаю его, когда улыбаюсь, — ответил я.»

    Желязны неспроста посвятил свой роман мэтрам писательства, выше перечисленных мной. Отсылки к их произведениям здесь видны во всех персонажах. Хозяин Нюха по имени Джек — человек, который особенно талантливо владеет ножом и вынужден выполнять свою работу по ночам. Неподалеку находится Великий Детектив и его помощник, расследуя внезапный всплеск преступной активности. Мимо дефилирует некий граф в своем струящемся темном великолепии. Рядом в фермерском доме живет Добрый Доктор, переехавший в тихий уголок с целью проведения различных экспериментов. Стоит ли удивляться, что в воздухе вокруг его дома разливается озон, а изнутри доносится жутких хохот? Возможно, в духе Роберта Блоха здесь тоже есть парочка удачных каламбуров, но его я не читала и сказать не могу. В общем, на страницах книги вы найдете много интересных и известных героев. Однако свое сердце я отдала мурлычащему созданию, поэтому отныне свою домашнюю кошку зову не иначе как «мисс Серая Метелка».

    Я также не могу не восхититься тем, как в начале романа Желязны использовал простую структуру предложения, чтобы создать правдоподобное повествование от лица обычной собаки. Хотя, честно говоря, есть здесь намеки на то, что пес был совсем необычным. К финалу автор достиг своего обычного уровня писательской изощренности — образности в каждом предложении. Желязны настолько интересно играл словами в атмосфере происходящего, что неожиданно для меня — внимательного читателя — сумел объединить в тексте необъединимые компоненты. Так, например, велеречивые предложения легко соседствовали с односложными, которые в свою очередь иногда были похожи на творения японских поэтов.

    «Растущая луна. Рассерженная кошка. Перо на ветру. Наступает осень. Умирает трава.»

    Автор веселился и забавлялся с персонажами, а его юмор сквозил из всех междустрочий. Наблюдения главного героя были яркими и ироничными. Великий Детектив постоянно переодевался, а его напарник получал травмы. Нюх и Джек охраняли непонятных Тварей, которые находились в Зеркале, в Сундуке и в Круге. Они постоянно пытались сбежать, иногда выбирая обман соблазнения в качестве стратегии к такому бегству.

    «Тварь в Круге (она сидела в подвале) превратилась в пекинеса.

    - Тебе нравятся миниатюрные дамы? — спросила она. — Подойди и возьми ее, здоровый парниша.

    Она все же больше пахла Тварью, чем собакой.

    - Ты не очень-то умна, — сказал я.

    Пекинес сделал мне вслед презрительный жест задней лапой, когда я уходил, — очень трудно вывернуть лапу подобным образом.»

    В общем, скучать не страницах этого произведения не пришлось в том числе и благодаря напряженному сюжету. За приготовлениями к Игре скрывался смертельный конфликт, и Нюх большую часть своего (и читательского) времени тратил на то, чтобы выжить и вычислить, где появятся врата, меняющие свое месторасположение каждый раз, когда выбывал очередной игрок. Было интересно за этим наблюдать. А еще на страницах романа ощущался некий уют. Здесь было так много света, который не смогла окутать мрачной пеленой ни тоскливая атмосфера октября, ни происходящие где бы то ни было события. К какому бы жанру ни относилась эта маленькая книжка — комедия, готический хоррор или звериный детектив — нет сомнений, что это работа уверенного в себе мастера, и читать ее невероятно приятно. Особенно темной и одинокой октябрьской ночью.

    «Вечером принес Джеку тапочки и лежал у его ног возле жарко пылавшего камина, а он курил трубку, потягивал шерри и читал газету. Он зачитывал вслух все, что писали об убийствах, поджогах, членовредительстве, тяжких ограблениях, осквернении церквей и необычных кражах. Приятно иногда просто так посидеть и насладиться домашним уютом.»

    В романе 31 глава, каждая из которых датируется днями октября. Я наслаждалась ими, не спеша, разделяя с Нюхом происходящие события в унисон, день за днем. Это оказалось достаточно завораживающим занятием — в нем была доля какой-то необъяснимой магии, присущей только этому месяцу. Теперь я понимаю, почему чтение данного творения стало ежегодным октябрьским ритуалом для поклонников творчества Желязны! Быть может и мне через год захочется снова погрузиться в удивительную атмосферу книги. Чтобы еще раз вместе с героем промчаться по страницам, ощущая на себе холодок северного ветра. Вдохнуть запах леса и земли, наполняя себя осенними красками — коричневыми, красными, желтыми. Наблюдать, как из трубы вьется дымок и думать об Игре. Вдруг однажды все изменится, и все пойдет по другому сценарию? Кто знает...

    «Вполне возможно, что друзья — это все, чем мы располагаем.»

    Всем Мира и Добра!

    Оценка: 9
    [  3  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Хэллоуин – это не про страх. Хэллоуин — это веселье, победа добра над злом, хоровод из призрачных голов, напоенный кострами и осенью, праздник фольклорный (как наша «Ночь перед Рождеством», и потому он интуитивно понятен и даже отчасти близок), но напитанный образами массовой культуры (теми самыми «старыми добрыми» фильмами ужасов, которым и посвящает эту книгу автор – в первую очередь). Хэллоуин – это вот эта вот книга. Тоски или грусти в ней нет, но есть трогательная сила дружбы – даже между кошкой и собакой, даже между представителями противоборствующих сторон (поэтому название «Ночь в одиноком октябре» кажется мне более удачным, чем иные варианты). Увлекательный, с нотками детектива, микс из киногероев и киночудовищ (в первую очередь кино-, даже литературные персонажи вылеплены в основном в их кинообразах), играющих в одну сложную игру, цель которой вызвать или препятствовать вызову Древних Богов лавкрафтовского пантеона. И все они угадываются, хоть и не названы напрямую (удивительно, но лишь один персонаж назван прямо – Ларри Тэлбот, человек-волк) – так и хочется воскликнуть: «Ох, уж эти авторские права!»; но с тем история заходит и на территорию литературной игры, что тоже, в данном контексте, приятно.

    Приятное чтение, не слишком глубокое (а надо ли в данном случае?) – легкое, хоть и с некоторым количеством трупов, стремительное, с простым, но приятным языком (цитирование лавкрафтовского «В поисках неведомого Кадата» и посещение Мира Снов тут выделяется, и это особое пиршество для меня, как для любителя его атмосферы). Не без иронии и хороших стремительных поворотов. Книга на один вечер, но вечер, проведенный с удовольствием и оставивший тонкое теплое ощущение – опять же, несмотря на некоторое количество трупов и авторскую симпатию к некоторым известным убийцам. Желязны – мастер, умеет так. И за это его уже стоит любить.

    Из авторского посвящение, среди имен классиков литературы ужасов, обнаружил для себя новое, неизвестное – Альберт Пейсон Терхъюн. Неожиданный в этом списке писатель и заводчик собак, который создавал романы про свою колли. Видимо, он повлиял на образ главного героя «Ночи…» — пса Нюха (в другом переводе Снафа). Взял этого автора себе на карандаш.

    Оценка: 8
    [  5  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Отличная книга. До дыр в свое время зачитал в мягкой обложке. А в переводе Жикаренцева она еще отличней. Не нравится мне перевод имен собственных у Ибрагимовой. Могла бы просто оставить как есть пес Снафф вместо Нюх и кошка Дымка вместо Серая метелка. Да и летучий мыш Игл звучит лучше чем Игла. Ну нет чутья у тетеньки на готику что поделаешь. И конечно тем кто привык к старому доброму Желязны с его Дверями и Принцами будет немного не по себе. Стиль поменялся — все куда конкретней без лишних завитушек. Мистический детектив, а не вот это все в янтаре. Но мне так нравится куда больше. Вообще обожаю позднего Желязны жаль он уже мало чего успел. И совершенно плевать что это скорей всего влияние его соавторши и подруги. На мой взгляд стало лучше а уж как так вышло дело десятое.

    Оценка: 10
    [  1  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Не осилил. Последнее произведение автора, и вроде как даже отзывы неплохие, но вот не пошло. Стиль написания прям не мой. Треть книги пробирался через стилистику текста, потом сдался.

    Оценка: 5
    [  7  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Последний роман Роджера Желязны – книжка волшебная, во всех смыслах. Один из тех случаев, когда подробно расписывать сюжет и персонажей не имеет никакого смысла. Да и атмосферу своими словами не передать. Это очень необычное сочетание детектива, фэнтези, магического реализма и литературной игры, переполненное отсылками и переосмыслением различных тем и героев классической готики, викторианской литературы, фильмов студии Universal, лавкрафтовской мифологии, более раннего творчества самого Желязны и т.д. Рассказанное целиком от лица пса (не совсем обычного).

    Многие отсылки улавливаются легко: ну, нетрудно понять, кто такие Добрый Доктор и Экспериментальный Человек, Граф, Великий Детектив и т.д. Да что там, если Ларри Тальбот вообще по имени назван. %) Другие – более сложные, в т.ч. Джек очевидно вобрал в себя черты разных персонажей масскультуры, в т.ч. возможно и из книжек Желязны того же (Jack of Shadows, если вдруг кто читал – не самая популярная, но крутая вещь). А какие-то вообще гарантированно не были мною считаны и поняты. Но и без всего этого читается увлекательно – много всяких приключений, ярких и необычных персонажей, специфического юмора, уникальной осенней атмосферы.

    P.S. Читал согласно авторской задумке – с 1 по 31 октября, по 1 главе в день. Это был интересный опыт. Иногда забывал прочесть главу, бывало — но на следующий день всегда наверстывал.

    P.P.S. Не имеет абсолютно ничего общего с одноименным более поздним романом Ричарда Лаймона, но тот я тоже категорически рекомендую.

    Оценка: 8
    [  8  ]

    Ссылка на сообщение ,

    В немалой степени наше восприятие реальности формируют литература и кинематограф. На нас в немалой степени повлияли произведения таких замечательных авторов, как Мэри Шелли, Артур Конан Дойл, Брэм Стокер, Говард Лавкрафт и Эдгар Алан По. Благодаря книгам этих писателей и многочисленным их экранизациям для многих из нас сегодня Шерлок Холмс, доктор Франкенштейн и граф Дракула – личности не менее реальные, чем настоящие исторические деятели. Во многом эти имена даже стали нарицательными. Роджер Желязны пошел на немалый риск, решив соединить всех этих персонажей в своем романе. На удивление, получилось очень стильно и логично. Автору удалось не скатиться к штампам и не превратить все это в безыскусный винегрет.

    Теперь немного о сюжете. В начале октября в пригороде Лондона собирается компания загадочных личностей, чтобы провести некую Игру. Кого тут только нет… Повествование ведётся от лица пса по имени Нюх, который служит своему хозяину Джеку. Стоит отметить, что у каждого участника Игры есть свой фамильяр, помогающий ему. Образ Джека получился очень гармоничным: воспитанный и сдержанный человек, искусно владеющий магическим ножом. С его прототипом все не так просто. Во-первых, это Джек Потрошитель, кровожадный убийца, способный в считанные секунды устроить врагам кровавую баню. Эта ипостась Джека проявилась лишь однажды, когда Нюху угрожала смертельная опасность. Во-вторых, это Джек-с-фонарем – неизменный атрибут Хэллоуина. Ну и в-третьих, Джек – герой народного английского фольклора, который вместе со своей подружкой Джил веселит многие поколения детей. Джил в романе тоже присутствует. Это ещё один игрок – молодая ведьма с фамильяром-кошкой по имени Серая Метёлка. Между двумя игроками завязываются дружеские отношения, хотя это и идёт вразрез с неписанными правилами. Стоит отметить, что фамильяры играют отнюдь не меньшую роль, чем сами игроки. Они наделены умом, а один час в сутки могут общаться со своими хозяевами. Нюх ведёт свое расследование, общается с другими животными и добывает для Джека сведения.

    Теперь немного о других игроках. Викарий Робертс – главный антагонист романа. Это жестокий и беспринципный человек, который пойдет на все ради достижения своей цели. Его фамильяр – белая ворона Текела. Моррис и Маккаб – темные лошадки. Эта «сладкая парочка» до последнего остаётся в тени. Большую роль в сюжете играет их филин Ночной Ветер. Вероятно, их прототипами стали серийные убийцы Вильям Бёрк и Вильям Хэйр, творившие свои темные дела в 1827-1828 годах в Эдинбурге. Друид Оуэн – безобидный на вид старичок с белкой Плутом. В романе он олицетворяет соединение человека с природой. Монах Растов предается унынию, выпивает и рефлексирует. Отсылка довольно необычная, но прототипом послужил не кто иной, как Григорий Распутин. От пьянства монаха нередко страдает его полоз Шипучка. Граф – это, конечно же, самый известный вампир Дракула. Его роль в сюжете не ясна до самого финала. Он представляет собой могущественную силу, которая может быть опасна как для врагов, так и для союзников. Игла – фамильяр-летучая мышь, напротив, полностью безобиден, дружелюбен и питается фруктами. Добрый Доктор – доктор Франкенштейн. В романе мы увидим и его творение – монстра. Этот персонаж во многом создаёт мистическую атмосферу романа. Около его дома не утихает гроза, а молнии бьют в громоотводы на крыше. Его крыса Бубон своей непосредственностью покорит многих читателей. Помимо игроков в романе есть и нейтральные персонажи. В Великом Детективе читатель без труда узнает Шерлока Холмса. Он не принимает непосредственного участия в Игре, но пытается разобраться в происходящем. Ларри Тальбот – оборотень, впервые появившийся в ставшем культовом фильме «Человек-волк». Этот короткий и порядочный человек при помощи науки старается сдерживать свою животную натуру.

    А теперь о самой Игре. Периодически в канун Дня Всех Святых известные личности собираются вместе, чтобы решить судьбу мира. Это происходит в те года, когда Хэллоуин выпадает на полнолуние. Открывающие хотят впустить в наш мир Древних Богов, чтобы все изменить. Чаще всего это либо фанатики, либо люди, уставшие от несправедливости этого мира. Закрывающие, напротив, хотят сохранить мир таким, какой он сейчас, и не пустить в него Древних Богов. До самого финала участники скрывают свою сторону. Целый месяц они готовятся, собирают нужные ингредиенты и орудия. За это время между ними могут сложиться различные взаимоотношения, что мы и видим на примере фамильяров. У каждого игрока есть свой магический предмет, служащий оружием в финальной схватке.

    Самый большой плюс романа – это его атмосфера. Она полна мистики и волшебства. Немалый вклад вносят и Древние Боги, сошедшие со страниц произведений Говарда Лавкрафта. Напряжение в романе нарастает с каждой страницей. Персонажи получились по-настоящему живыми и яркими. Читается роман легко благодаря превосходному языку повествования.

    Итог: «Ночь в тоскливом октябре» – настоящий шедевр постмодернистской литературы. При чтении мы встречаем множество знаковых персонажей. Это похоже на воссоединение со старыми друзьями. Однако Желязны на этом не останавливается. Ему удалось создать очень захватывающий сюжет, который не отпускает наше внимание до самого финала.

    Оценка: 9
    [  3  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Ночь в тоскливом октябре — первая прочитанная мной у Роджера Желязны книга. Сразу оговорюсь, что читал книгу в серии «Желязны с иллюстрациями», и издание — просто класс! Рассматривать иллюстрации в книге — сплошное удовольствие, но вернёмся к тексту. Повествование в романе ведётся от имени пса, и основными героями являются животные.

    Люди обозначены пунктирно, и, хотя большая часть персонажей нам знакома: здоровяк, которого создал добрый доктор и граф легко угадываются, некоторые персонажи знакомы лишь американскому читателю. Благо, статья в конце издания рассказывает, кто есть кто. Развитие сюжета неспешное, и лишь к концу книги становится ясно — кто такие открывающие, закрывающие и их цели.

    Текст написан довольно простым языком и читается легко и приятно. Для себя решил, что буду продолжать знакомство с автором.

    Оценка: 9
    [  1  ]

    Ссылка на сообщение ,

    «Ночь в одиноком октябре» — это последний роман американского писателя-фантаста Роджера Желязны. Он считал эту книгу одним из лучших своих творений и, по сути, собрал в ней все то, что больше всего любил в литературе. В предисловии романа автор указывает, что посвящает его Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конан Дойлу, Говарду Лавкрафту и Рэю Брэдбери.

    По сюжету ежегодно в канун Дня всех святых в нашем мире открывается множество врат, через которые могут проникнуть некие древние силы, злые и добрые. Начинается игра, в которой нужно либо закрыть эти врата, либо позволить древним попасть в нашу Вселенную — зависит от намерений самих участников. В игру вступают Дракула, Франкенштейн со своим Созданием, Григорий Распутин, Шерлок Холмс с доктором Ватсоном и множество других литературных персонажей и исторических личностей. У каждого из них есть животное-фамильяр, призванное его поддерживать, и именно от лица этих фамильяров и ведется повествование.

    Главный герой, пес Снафф, помогает загадочному игроку по имени Джек (то ли намек на Потрошителя, то ли на Джека-Фонаря). Вместе с другими фамильярами — кошкой, змеей, филином и летучей мышью — Снафф пытается разыскать икону Альхазреда, артефакт из вселенной Говарда Лавкрафта, с помощью которого герои смогут помешать открытию врат. При этом игроки не знают о том, что их животные-фамильяры разумны и ведут свою игру, и лишь Холмс догадывается об этом. В кульминационной сцене романа — разговоре между псом и сыщиком — детектив признает в Снаффе равного себе гения:

    «— Снафф, со мной такие штучки не пройдут, — улыбнулся Великий Сыщик. — Я знаю, что ты не тупая псина, ты обладаешь человеческим разумом. Я многое узнал о событиях, происшедших за этот месяц в этом городке, я встречался с людьми, которые вовлечены в одно общее действо, которое, насколько я понимаю, вы именуете не иначе как „Игра“.

    Моя лапа застыла в воздухе. Я внимательно посмотрел на него. Я довольно грубо зевнул — так зевать умеют только собаки. Он снова улыбнулся.

    — Бесполезно, Снафф, — сказал он. — Давай обойдемся без этой манерности. Я абсолютно уверен, что ты понимаешь каждое мое слово, и сейчас, должно быть, гадаешь, насколько хорошо я осведомлен о церемонии, которая состоится здесь в канун Дня Всех Святых, и каковы же мои истинные намерения».

    p.s. это фрагмент моей статьи с bookmate journal, который ныне закрыт

    Оценка: 5
    [  20  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Повествование ведётся от лица пса Снаффа, фамильяра одного из игроков, известного под именем Джек. Снафф словно бы ведёт отчёт или рассказывает невидимым собеседникам о событиях каждой ночи, ведущей к Игре. По правде говоря, Снафф вообще не пёс, а существо из иного мира, призванное Джеком и лишь принявшее облик пса. Вместе с обликом Снафф перенял и некоторые собачьи повадки, но он далеко не обычный пёс. Скорее он равный партнёр Джека и полноценный участник Игры. Он умён, воспитан и хорошо образован. Он способен проводить сложнейшие математические расчёты и цитировать Вергилия и говорить на латыни. Он налаживает контакты, ведёт переговоры, собирает информацию и раз в день, с полуночи до часа ночи, способен делиться наблюдениями с Джеком.

    Сам Джек тоже непрост. В его облике угадываются черты и Джека Потрошителя, и другого известного персонажа Желязны Джека-из-Тени, и даже библейского Каина. На первый взгляд, это исключительно положительный персонаж, образцовый джентельмен, всегда играющий только за хороших парней — Закрывающих. Вот только... в глазах его таятся безумные блики, а в кармане прячется нож, на лезвии которого выгравированы древние рунические письмена. Большую часть времени Джек держит себя в узде, но стоит утратить над собой контроль, и он способен превратиться в безжалостного убийцу.

    За свою долгую жизнь Снафф с Джеком стали жертвами сразу нескольких проклятий, одно из которых притягивает к парочке различных Тварей. Джек держит Тварей в разных уголках дома — кого в зеркале, кого в шкафу, кого на чердаке, а кого — в паровом котле. Твари безостановочно пытаются вырваться и устроить кровавую баню, поэтому Снафф каждый день по несколько раз вынужден обходить весь дом дозором. Занятие геморройное, но необходимое, пусть и цели героев далеки от альтруистических — Джек намеревается использовать Тварей в день Игры, если дела будут складываться не в пользу Закрывающих.

    Правда, до Игры ещё дожить надо. Начиная с новолуния, правила допускают фатальные методы избавления от мешающих игроков. Если, конечно, вы уверены в том, что ваша жертва выступает не на вашей стороне. Если вас, конечно, в принципе волнуют подобные условности.

    Среди героев нет однозначно отрицательных или положительных персонажей (ну, может, за исключением Великого Сыщика и Ларри Тальбота). Всем участникам Игры, как Открывающим, так и Закрывающим, для участия требуются определённые ингредиенты, и некоторые из них можно собрать только с тела свежеубитого трупа. У игроков свои мотивы участвовать в игре, поэтому располагающая к себе ведьма Джилл играет за Открывающих, а на стороне Закрывающих может выступить граф Дракула, чьи пристрастия к человеческому роду редко выходят за пределы гурманных.

    А вот фамильяры Игроков совсем другое дело. Животные зачастую дружат друг с другом и способны работать сообща, иногда даже после того, как становится ясно, что они играют за разные стороны. Так, на протяжении всего повествования лучшим другом Снаффа остаётся кошка Джилл Серая Дымка.

    У каждого из игроков есть свой прототип, причём в каждом случае источники вдохновения у Желязны разные, начиная от книг Артура Конан Дойля, Брэма Стокера и Говарда Филлипса Лавкрафта и старых фильмов ужасов от студий «Юниверсал» и «Хаммер», и заканчивая криминальными хрониками и историей английского оккультизма.

    Автор словно играет в игру, смешав в одной книге персонажей всех своих любимых произведений. И, что самое замечательное, Желязны предлагает читателям сыграть в эту игру вместе с ним: а попробуйте самостоятельно разобраться в происходящем, понять правила Игры и отыскать все щедро разбросанные по тексту цитаты, отсылки и пасхалки.

    Желязны держит читателя за равного себе, поэтому старается не испортить удовольствие и предоставить им возможность составить полную картину происходящего самостоятельно. Вся необходимая информация для этого есть; она разбросана по тексту крохотными обрывками, прячется в диалогах персонажей и просачивается в редких рассуждениях Снаффа, который, сам того не желая, нет-нет, да сболтнёт лишнего.

    Благодаря подобной манере изложения интрига держится до последней страницы. Желязны не забывает регулярно подбрасывать новые сюрпризы, а казавшиеся поначалу бесполезными кусочки информации в итоге оказываются недостающими элементами паззла, который собирается в единую картинку.

    Снафф очень искусный рассказчик, он избегает ненужных отступлений и затянутых рассуждений. События в романе развиваются по нарастающей. Если в первой половине месяца игроки лишь присматриваются друг к другу и пытаются понять, кто участвует в Игре (и, желательно, на какой стороне), а кто просто мимо проходил, то ближе к финалу, когда Силы участников растут, а ставки на кону становятся все больше, в ход идут все более аморальные приемы.

    Структура повествования соответствует темпу событий. Сухие и краткие отчеты начала октября сменяются длинными и обстоятельными описаниями последних дней месяца. Причём дело не только в том, что дни после новолуния больше богаты на события, чем дни до. Сама речь Снаффа меняется и становится более разнообразной, словно растущая луна влияет не только на его силу, но и на словарный запас.

    Снафф, даром, что пёс, обладает необычно острым и внимательным взглядом и способен всего в нескольких словах передать всю красоту окружающего мира, богатство и насыщенность осенних красок и свежесть чистого воздуха, в котором поутру уже чувствуется холодное дыхание первых морозов.

    Пожалуй, единственный минус «Ночи» — слишком резкая концовка. Повествование обрывается сразу после кульминации, не давая читателю возможности насладиться развязкой и должным образом попрощаться с полюбившимися персонажами. Впрочем, такой финал вполне в духе Снаффа: все по делу, никаких сантиментов, ничего лишнего.

    Оценка: 10
    [  16  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Совершенно потрясающая дань уважения и литературный «реквием» целой плеяде авторов-фантастов, где особняком стоят Лавкрафт, По и Стокер.

    Изумительный язык, поэтично-простоватый и тем гениальный способ подачи диалогов.

    Игра на чувствах читателей через анималистичность главных персонажей.

    И, конечно, взрывающие сознание открытия тех или иных персонажей из миров других авторов.

    Шедевр — никак не меньше. Высший балл.

    Оценка: 10
    [  21  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Сегодня 31 октября, канун Хэллоуина. Самое время написать отзыв об этой книге.

    ... Вот простые люди ходят и не знают (а если и догадываются, то немногие), что в пригородах Лондона в это тоскливое время идёт не только моросящий дождь, но и тайная подготовка к Игре, начало которой приурочено к полуночи перед Днем Всех Святых.

    Вести Игру призваны некие загадочные и таинственные персонажи- хранители заклятий, сущность которых приоткрыта не полностью, но пытливый читатель может угадать в них черты

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    графа Дракулы, Франкенштейна
    и прочих масс-культовых персонажей (полезно также обратить внимание на перечень имен в авторском посвящении). «Русский след» также в наличии.)

    Пока ведущие участники ритуала втайне готовятся вступить в Игру, их верные ползающие, летающие и бегающие помощники — довольно пёстрая команда, заняты собственными интригами.

    «Это моя работа – наблюдать и знать» гордо заявляет сторожевой пес по кличке Нюх, от лица (если можно так выразиться) которого и звучит вся история. Получилось довольно забавно. Авторский юмор привнесённый в диалоги и описания, как всегда, на высоте.

    Говорить об Игре в открытую не принято, её смысл и Правила являются основной загадкой сюжета, тщательно припрятанной до поры, до времени. Мастер умело поддерживает интригу на протяжении всего текста. Читателю дозировано перепадают лишь крохи информации, добытые Нюхом путем интриг, дипломатических уловок и банального шпионажа.

    Может быть, «Ночь...» так и осталась бы ещё одним просто хорошим творением Мастера, но меня восхитила безудержность его поэтической фантазии, позволившей краем глаза заглянуть в волшебную Страну Грез.

    Каюсь, не раз хотелось забежать по тексту вперёд и одним махом разрешить все вопросы... Но я держался! И вам ничего такого относительно кульминации тоже не скажу.) Намекну только, что в финале будет жарко!

    Роджер Желязны всегда дает волю читательскому воображению, его герои всегда сохраняют ореол таинственности, их образы не избиты. Всё перечисленное в книге присутствует. Да и сам автор признавал «Ночь в дождливом (тоскливом) октябре» одним из своих лучших творений.

    Оценка: 10
    [  21  ]

    Ссылка на сообщение ,

    В в преддверии той самой ночи, решил перечитать сие творение.

    Желязны крайне самобытный автор, мне нравится определение, данное ему — «мифотворец», оно очень точное. И я сейчас не о Хрониках, их бы тоже надо перечитать, но пока недосуг. Да, я знаком далеко не со всеми произведениями Роберта, но самым ярким и практически идеальным я считаю «Князя Света». Он невероятен.

    Но я отвлекся. Дело в том, что «Ночь» с одной стороны весьма необычная вещь даже для самого Желязны, с другой — удивительно удачный случай смешения казалось бы абсолютно несочетаемых ингридиентов. Этот роман-трибьют в моем рейтинге не очень отстает от «Князя», хотя, конечно, и попроще, и абсолютно о другом. Роман-шутка? Скорее роман-карикатура, но не злая, а дьявольски уютная. Именно чувство уюта физически окутывает при прочтении, когда ты сталкиваешься с такими знакомыми (и не очень) персонажами. Невероятно вольная интерпретация стольких книг и фильмов, но ощущения бардака отнюдь не вызывает. Как приятно встретить на страницах ужасного Графа, Дорогого Доктора, Великого Сыщика (за него отдельное спасибо), какую ностальгию вызывает кратковременное возвращение в Страну Грез и т.д. и т.д. Это действительно приятное узнавание, даже когда речь идет о

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    древних богах.

    Образ Джека собирательный и вызывает достаточно противоречивые чувства, понятно почему. Ларри... Ларри для меня как Люк Рейнард, второстепенный, но западающий в душу образ. Оуэн и Растов несколько более вторичны, куда менее раскрыты, викарий удался.

    Но на первых ролях еще более «живые» фамильяры, и сама их постановка на первый план — ход удачный и довольно необычный. Дымка, Ползец, Игл, Бубон, даже Шорох имеют настоящие характеры, мы видим ясно мотивы их поступков, их цели и интересы, их чувства. И разумеется, всех затмевает Снафф. Я совсем не собачник, но это и невозможно — оценивать его как собаку. Как человека, впрочем, тоже.

    Что мы имеем в итоге — роман, в котором, несмотря на ожидаемую мешанину довольно строгий порядок, несмотря на кровь и монстров — внутреннее тепло и надежда. Именно надежду нам дарит Желязны в финале.

    Но повторюсь, основное чувство, наполняющее читателя — уют. При первом прочтении неоднократно ловишь себя на ощущении встречи со старым знакомым. При последующих оно возводится в степень.

    Необычное произведение необычного же автора. Браво.

    Оценка: 9
    [  18  ]

    Ссылка на сообщение ,

    К своему стыду, с творчеством автора не была знакома от слова совсем. Наконец-то появилась возможность исправить это досадное недоразумение!

    Это же прелесть что такое! )) Чудесная сказка!

    Сначала почти ничего не понятно. Кажется, что все просто смешалось в кучу — кони, люди. Тут тебе и доктор Франкенштейн, и Шерлок Холмс, и граф Дракула. Но постепенно картинка становится все яснее, и вот уже начинаешь пытаться определи, ху из ху, какую же роль каждый из персонажей сыграет в Игре.

    Необычно, атмосферно, с ноткой иронии. Непохоже ни на что. Эта история просто создана для того, чтобы её рано или поздно экранизировал Тим Бёртон! На мой взгляд, ему как никому другому удалось бы передать всю непередаваемую атмосферу книги!

    Оценка: 9
    [  16  ]

    Ссылка на сообщение ,

    Роджер Желязны один из самых выдающихся американских фантастов, за свою жизнь он успел собрать все престижные фантастические награды. Отличие Желязны от других представителей серебряного века американской фантастики в отсутствие определённого стиля. Ни одно его произведение не похоже на другое. Да, бывают, схожи сюжетные ходы, миры, персонажи, но повествование каждый раз построено по-разному.

    «Ночь в одиноком октябре» не исключение. Одна из лучших книг Желязны, она получилась, пожалуй, одной из самых оригинальных, тонких и умных. К сожалению, она оказалась и последней самостоятельной работой Роджера.

    Очень часто для своих произведений Желязны берёт какой-либо миф. «Ночь в одиноком октябре» — это описание событий происходящих до, во время и после Хэллоуина, в Англии викторианской эпохи. Само повествование построено очень интересно. Единственный, наверно, сюжетный ход, который можно встретить в большинстве работ Желязны — это запутанное начало. Что происходит? Кто такой Снафф (Нюх)? Собака? Ого! Если читать не внимательно, то можно до конца так ничего и не понять. Минус? Нет, литература должна заставлять задуматься, она помогает развиваться духовно. Желязны оставляет нам кучу вопросов, а ответы приходят только в конце. Такому подходу помогает и специфическое деление на главы, одна глава — один день в октября.

    Автор нас аккуратно подводит к концу, заставляя думать, что, чёрт возьми, случится 31? Зато главный герой, пёс Снафф, об этом нисколько не думает. Его заботят повседневные обязанности. Его хозяин Джэк тоже и слова лишнего о игре не скажет. Всю книгу ждешь финала.

    «Ночь в одиноком октябре» можно условно разбить на три части. Первая, Снафф и Джэк занимаются будничными делами, бегают за магическими ингредиентами, по началу, это сбивает с толку, потом входишь во вкус и проживаешь каждый день с героями. Вторая, Игроки (все те, кто принимает участи в Игре, финал которой должен состояться 31 октября) пытаются понять на какой кто стороне (смысл Игры в открытии/закрытии врат в потусторонний мир, соответственно есть закрывающая и открывающая стороны), помощники занимаются разведкой (помощниками являются животные), а некоторые, как Снафф, пытаются определить, где пройдет финал игры. Обмен информации, устранение других Игроков, поиск не найденных Игроков — всё это обязанности обоих сторон.

    Третья часть включила в себя почти все активные события, если в первых двух частях Игроки, в основном, думали, искали, болтали, узнавали, то в этой персонажи перешли от слов к действию. Ну и конечно, завершение Игры, которое преподнесёт очередной сюрприз от Желязны.

    Писатель проделал огромную работу, создал Игру с интересными правилами и традициями. Интрига неотступно следует за читателем, иногда немного затихая. Сюжет оригинален и тонок, смысл его может легко ускользнуть от невнимательно читателя, надо обладать хорошим воображением, чтобы погрузиться в этот мир.

    Язык Желязны никогда трудным не был. Читается легко, никакой дотошности в повествовании нет. Само повествование ведётся от лица пса Снаффа, поэтому мы видим мир снизу вверх, буквально. Интересны замечания Снаффа, по поводу окружающего его мира, особенно его перебранка с Тварью-Из-Круга, которая пытается его соблазнить, превращаясь в различные породы собак. В итоге, Тварь в обличье пекинеса показывает средний палец Снаффу.

    Особо стоит выделить диалоги, весь сюжет построен на них и читать их одно удовольствие, нет вечных « -он сказал, -сплюнул, -ухмыльнулся, — брякнула она» так свойственных большинству наших горе писак.

    Единственный эпизод, который скучен это полёт Снаффа и его кошки-подруги Серой Дымки.

    Главными героями романа является различная живность. Собака, кошка, ворона, змея, белка, летучая мышь, сова — зоопарк. Их хозяева и являются Игроками, а животные помощниками, правда больше им подходит слово партнёр.

    Снафф — сторожевой пёс, скорей всего дворняга. Бог знает сколько лет он верно служит своему хозяину. Тонкие, ироничные шутки Снаффа очень хорошо разбавляют действо. Желязны отлично описал все прелести и невзгоды собачьей жизни, учитывая все физиологические особенности своего героя. Снафф совсем не так прост, как кажется, читатель узнаёт о нем каждый раз что-то новое, вплоть до самого финала.

    Хозяин Снаффа — Джек, проклятый за страшные деяния (несложно догадаться за какие), обладающий зачарованным ножом. Он так и остаётся загадкой, как и его реальный прототип.

    Серая дымка — кошка, её хозяйка ведьма Джилл. История кошки — это история маленькой девочки выросшей на улице, но сумевшей выбраться. Как и все кошки, Дымка ловка, сообразительна и не любит собак (Снафф исключение). Желязны смог нам показать кошку с жизнью и душой выросшего брошенного ребёнка.

    Также стоит выделить Викария и Великого Сыщика. Викарий, настоящий безумный монах, идущий на всё чтобы выиграть в игре, единственный явный злодей в произведении. Сыщик же, мастер перевоплощений, которой смог понять суть игры, но не предотвратил её, так как он человек чести.

    Все персонажи книги отличаются самобытностью, у всех свой характер, своя история. Такую проработку личностей без дотошного повествования в наше время редко встретишь.

    Про оригинальность можно сказать многое или вообще ничего. Все персонажи книги срисованы с литературных персонажей, но они раскрываются у Желязны совсем по-другому. Здесь много, так называемых, историй в истории. Это привносит полноту в сюжет.

    В такую Игру можно было играть и играть, столько правил и тонкостей в ней, что дух захватывает, эту тему можно было развивать и дальше, но все мы знаем, что случилось с автором.

    А животные в роли главных действующих лиц? Причем не мутанты, которые ходят на задних лапах как у Фостера или говорящие зверюшки у Льюиса, а обычные звери с душами людей.

    Погружение в атмосферу Викторианской Англии не чувствуется, ну и не надо, тут не в этом задача автора. Главное передать всю важность предстоящей игры. Желязны это удалось.

    Так, сначала, всё нормально, всё по плану, корешки собираем. О, что-то не то, а что это Граф умер? О теперь вообще все наперекосяк, оборотень он, обрадовал. Благодаря диалогам и ощущением Снаффа читатель ощущает полное погружение в роман.

    «Ночь в одиноком октябре» — лебединая песня Роджера Желязны, самый оригинальный из его литературных проектов. Книгу нелегко понять, но задача автора заинтриговать читателя, заставить его думать. Если вы любите пораскинуть мозгами, то вперёд, это книга станет одной из ваших любимых. Но не всем придется по душе такой стиль, с минимумом действий и с максимумом мыслей.

    Оценка: 10


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх