fantlab ru

Чайна Мьевиль «Три момента взрыва»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.97
Оценок:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Три момента взрыва

Three Moments of an Explosion

Сборник, год

Аннотация:

Проза Чайны Мьевиля поражает читателя интеллектульностью и богатым воображением. Фантастическое в его рассказах не избегает реальности, а, наоборот, вскрывает ее самыми провокационными способами.

Этим отличаются и двадцать восемь историй из нового сборника писателя. Неоднозначные, то сатирические, то невероятно трогательные, оригинальные по форме и языку, все они показывают людей, столкнувшихся с необъяснимой странностью мира — или же не менее необъяснимой странностью в себе самих.

© издательская

В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.36 (103)
-
2 отз.
7.30 (108)
-
4 отз.
6.07 (99)
-
1 отз.
7.12 (111)
-
2 отз.
7.29 (87)
-
3 отз.
5.47 (84)
-
1 отз.
6.53 (80)
-
1 отз.
6.15 (96)
-
6.73 (80)
-
2 отз.
7.02 (78)
-
2 отз.
7.31 (96)
-
5 отз.
5.22 (76)
-
1 отз.
7.35 (73)
-
1 отз.
7.22 (73)
-
2 отз.
5.79 (70)
-
1 отз.
5.19 (73)
-
1 отз.
7.38 (66)
-
1 отз.
5.61 (71)
-
1 отз.
6.03 (72)
-
1 отз.
6.57 (72)
-
1 отз.
5.66 (73)
-
1 отз.
6.51 (74)
-
2 отз.
6.22 (67)
-
1 отз.
5.66 (74)
-
3 отз.
6.74 (89)
-
1 отз.
4.60 (71)
-
1 отз.
5.58 (71)
-
1 отз.
7.81 (70)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия "Edge Hill" за рассказы / Edge Hill Short Story Prize, 2015 // Приз читательских симпатий

лауреат
Премия "Edge Hill" за рассказы / Edge Hill Short Story Prize, 2016 // Приз читательских симпатий

Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Авторский сборник


Три момента взрыва
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Three Moments of an Explosion
2015 г.
(английский)
Three Moments of an Explosion
2015 г.
(английский)
Three Moments of an Explosion
2016 г.
(английский)
Three Moments of an Explosion
2016 г.
(английский)
Tři okamžiky exploze
2019 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если начать рецензию с конца, то книга меня, к сожалению, расстроила. Не могу сказать, что возлагал большие надежды на этот сборник рассказов, но Мьевиля я обожаю. Да, предыдущий его сборник «В поисках Джейка» тоже был не идеальным, но все же некоторыми рассказами сильно порадовал. Здесь же как-то совсем все грустно...

Я понимаю, что Мьевиль верен жанру «вирд», но тут он немного «вирда» перебрал. Часть рассказов вообще абсолютно не понятны. О чем они? В чем суть? Что хотел сказать автор? Прям жутко не хватает авторских пояснений, потому что со стороны все похоже на мешанину слов.

Следующая часть рассказов (большинство) не имеет концовки. Отличная интригующая завязка, что же там будет дальше? А ничего. Я обожаю рассказы за то, что они при малых объемах текста могут передать весь спектр эмоций, которые испытываешь от чтения больших романов. Но мне сложно получить удовольствие, если автор не пытается объяснить то, что задумал. Он просто констатирует факт — люди носят на себе отрубленные головы животных, ржавые корабли плывут на кладбище, из личинки скоро вылупится неизвестно что и т.д. Но зачем, почему?.. Чем закончилось то все, Чайна?

Всего четыре рассказа получили от меня 7 и выше баллов из 10 (три на семь, один на восемь). Необычный подход в работе психолога, упомянутая мной вакханалия с прилюдным отрубанием голов животных и близкая мне тема актерства на приеме у врачей. Восьмерку получил рассказ-хоррор про тот, как был испорчен отпуск у двух любящих друг друга девушек. Хоррор у Мьевиля получился симпатичным, не ожидал.

Все остальное — проходные рассказы на 4, 5 и 6. В зависимости от размера вашей любви к автору, оценки могут быть чуть выше. Не могу сказать, что сборник меня разочаровал (бывало и похуже, конечно), но все-таки надеялся на более достойные рассказы, а не сборник черновиков. Я не знаю, какие эмоции могут вызвать описание совокупляющихся нефтяных вышек, но мне было смешно=)

Проходной сборник рассказов талантливого автора.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

https://kobold-wizard.livejournal.com/882119.html

Чайна Мьевиль прекрасен в крупной форме. В романах раскрывается его талант архитектора. Сюжетные линии пролегают через сложные системы из множества объектов. Фантастика здесь имеет статус элемента реальности, как приливы, эхо или электричество. Мьевиль заставляет элементы двигаться, взаимодействуя с вполне обыденными являниями. Одно из этих взаимодействий описано еще Карлом Марксом: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Чайна Мьевиль ставит читателя перед движущимся автоматом. Движение завораживает, стягивая взгляд. Читатель не замечает логические бреши и нестыковки. Ведь система в данном случае это лишь аттракцион, декорация, макет под названием «Что было бы если?». В некоторых романах автору не удалось выдержать темп, и читатель замечает нитки и гвозди еще во время представления. У меня так было с «Кракеном» и «Городом и городом».

Чайна Мьевиль оставляет вопросы. Практически во всех романах есть очень яркие моменты, которые остаются без объяснений. И вот теперь можно поговорить о сборнике «Три момента взрыва». Чайна Мьевиль очень сильно зависит от объема текста. Он прекрасен в романах, он неплох в повестях, он слаб в рассказах. Микрорассказы пролистываются и не оседают в голове. На двух-пяти страничках Мьевиль просто расписывает ручку, сочиняя шуточные фантасмагории, в которых кроме одного-двух ярких образов нет ничего. В этом сборнике примерами этого являются сценарии трейлеров к придуманным фильмам.

Спасает сборник средняя форма, рассказы на 20-30.страниц. Для себя я отметил тексты «Пойна Кулли», «Джанкет», «За склонами» и «Шпунтовка». В них хороша таинственная атмосфера. Мьевиль умеет создавать интригу, сталкивая своих героев с мистическими событиями или загадочными происшествиями. Здесь же наиболее болезненно проявляется его манера оставлять вопросы. Дело в том, что в средней форме часто наблюдается специфический монтаж описания «странной» реальности и истории главных героев. Тексты оставляют ощущение неполноты. Ты видишь большую часть того, что происходило с героями, столкнувшимися со «странной» реальностью, но не можешь полностью понять что же, черт возьми, произошло. Например, в финальном рассказе «Эскиз» явственно ощущается, что рассказчик знает обо всем неспроста, но какова его роль в таинственных происшествиях, остается загадкой.

Итого: «Три момента взрыва» — показательный сборник Мьевиля образца 2015 года. В книге видны многие плюсы и минусы его творческого метода. Причиной этому обрывочность, недокрученность многих рассказов. При чтении видны те детали, которые в романной форме непременно бы оказались прикрыты. Читать же сборник стоит для удовольствия от мьевилевской странности происходящих событий.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На английском сборник вышел в 2015-ом году, и в него вошли рассказы и небольшие повести Мьевиля, написанные достаточно недавно. Если сравнить «Три момента взрыва» с предыдущим сборником Мьевиля «В поисках Джейка», то сразу бросается в глаза выросшее литературное мастерство Мьевиля. Куда более отточенный стиль, большее разнообразие литературных приёмов, тоньше игра полутонов и намёков – и меньше «чернухи», откровенного хоррора и апокалиптической жути.

Бытовое повествование – будни психоаналитика или, скажем, активиста Социалистической партии, погрязшего в конференциях и склоках с коллегами, вдруг взрываются сюрреалистической жутью или брутальным триллером в смеси с гротесковой сатирой и стремительным экшеном! Эти неожиданные переходы буквально «взрывают мозг», как принято нынче говорить.

Большие рассказы и небольшие повести перемежаются миниатюрами, часть из которых написана в виде сценариев к трейлерам несуществующих фильмов. И, надо сказать, из этих сценариев получились бы отличные трейлеры – а то и полнометражные фильмы.

Щемящая грусть и инфернальный ужас, сатира и чёрная пародия, мистика и сюрреализм, мощный саспенс и психоделическая фантазия, точность бытовых деталей и характеров на фоне невероятных событий и совершенно сдвинутой картины мира, гротеск и предельный реализм, тревожное ожидание и искусство недосказанности – тёмная прелесть югэн, о которой мы в свое время написали отдельную статью – всё это Чайна Мьевиль и его сборник «Три момента взрыва». Эта книга не для тех, кто ищет однозначности, определённости, железобетонной формальной логики и ответов на все вопросы.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник, имеющий ценность, в основном, для поклонников Мьевиля или сюрреализма с фантасмагорией. Не хочу сказать, что книга плохая — здесь хватает по-настоящему хороших историй, но в то же время много такого, что случайному читателю не нужно. Ибо много рассказов, что смысла либо нет вообще, либо он настолько глубоко запрятан, что и автор не докопается.

Так что в целом согласен с автором предыдущего отзыва — это не «лучшее», это сборник со всем подряд. Есть и прекрасные истории, а есть и халтура, явно написанная по-быстрому просто, чтобы добавить объёма сборнику.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Крайне неровный сборник. Виной ли тому сам автор или недостаточная воля редактора, но большая часть произведений это эссе, заметки, сценарии кинотрейлеров . Там встречаются хорошие идеи, но подобная форма все же не совсем то, что обычно хочет видеть читатель в виде книги.

Зато вторая часть это несколько отличных рассказов в узнаваемой авторской манере. В центре каждого рассказа сюрреалистичная идея, не имеющая объяснения, но зато обладающая сильным художественным эффектом и реалистичные реакции людей на «Все страньше и страньше!». Особняком стоят рассказы «Пойна Кулли» — очень хороший хоррор и «Пыльная шляпа» — очевидно дань Мьевиля своим политическим и социальным воззрениям. Возможно для автора это очень важный и личный рассказ, но для среднего читателя это очень тягомотно, скучно и бессмысленно.

Если вы не поклонник автора и/или не испытываете непреодолимого желания читать каждую книгу от корки до корки, то можете смело пропускать всю мелочь с оценкой ниже 7 и «Пыльную шляпу». Моя оценка относится исключительно к избранным рассказам из сборника, если оценивать его полностью, то это было бы 6.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх