fantlab ru

Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
2638
Моя оценка:
-

подробнее

Ночь в одиноком октябре

A Night in the Lonesome October

Другие названия: Ночь в тоскливом октябре; Тоскливой октябрьской ночью...

Роман, год (год написания: 1992); цикл «Джек Потрошитель», цикл «Дракула. Свободные продолжения», цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения», цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 221
Аннотация:

Повествование ведется от имени Нюха, сторожевого пса, компаньона колдуна Джека (Джека-Потрошителя, вечного изгнанника, обреченного бродить по земле). Его друзья-враги — кошка по имени Серая Метелка, филин Ночной Ветер, полоз Шипучка, летучая мышь Игла — так же, как и Нюх, вместе со своими хозяевами участвуют в Игре, результатом которой должно стать открытие (или не открытие?) Ворот в иной Мир.

Примечание:

  • Роман написан в 1979 и 1991-1992 гг.

  • Роман посвящен Мэри Шелли, Эдгару Аллану По, Брэму Стокеру, Артуру Конану Дойлю, Х. Ф. Лавкрафту, Рэю Брэдбери, Роберту Блоху, Альберту Пейсону Терхьюну и создателям многих старых фильмов.

  • Отнесение романа к межавторским циклам в достаточной мере условное.


  • Входит в:


    Награды и премии:


    лауреат
    "Сталкер" / Stalker, 2002 // Переводной роман (США, 1993)

    лауреат
    Премия «Италия» / Premio Italia, 2021 // Зарубежный роман (США)

    Номинации на премии:


    номинант
    Небьюла / Nebula Award, 1994 // Роман

    Похожие произведения:

     

     

    
    Ночь в тоскливом октябре
    1995 г.
    Миры Роджера Желязны. Том 11
    1996 г.
    Ночь в одиноком октябре
    1997 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2000 г.
    Двери в песке
    2003 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2004 г.
    Миры Роджера Желязны
    2009 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2016 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2018 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2019 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2021 г.
    Ночь в тоскливом октябре
    2022 г.
    Ночь в одиноком октябре
    2023 г.

    Аудиокниги:

    Ночь в одиноком октябре
    2017 г.

    Издания на иностранных языках:

    A Night in the Lonesome October
    1993 г.
    (английский)
    Една нощ през самотния октомври
    1994 г.
    (болгарский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    A Night in the Lonesome October
    1994 г.
    (английский)
    A Night in the Lonesome October
    2014 г.
    (английский)
    Ніч у самотньому жовтні
    2018 г.
    (украинский)




     




    Отзывы читателей

    Рейтинг отзыва


    – [  49  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    «Все смешалось в общем танце,

    И летят во сне концы

    Гамадрилы и британцы,

    Ведьмы, блохи, мертвецы...

    Меркнут знаки Зодиака

    Над постройками села,

    Спит животное Собака,

    Дремлет рыба Камбала..»

    Н. Заболоцкий «Знаки Зодиака»

    Каким чудесным, уютным, симпатичным, словно бы лично для меня написанным и перевязанным ленточкой, подарком был этот роман после крайне утомившего «Джека-из-тени» :) И наконец-то я смогла с чувством и блаженно-дурацкой улыбкой на лице сказать ту фразу, которую так хотелось произнести: «Вот отличная вещь!».

    Снафф, глазами которого мы смотрим на весь этот октябрьский мир интриг и суетливых приготовлений — существо поразительное.Так и видишь большого, чуть нескладного пса с умным оценивающим взглядом и всегда готовым иронически приподняться ухом. Одним выразительным движением брови он усмиряет потусторонних тварей в зеркалах и утихомиривает нечисть в шкафу. Он умен и философичен. Он ироничен и дипломатичен. Он устанавливает контакты, разведывает информацию, следит за порядком в доме своего загадочного опасного хозяина. Он классически образован и с одинаковой элегантностью цитирует Вергилия и Эдну Сент-Винсент Миллей. Он математик, астролог и астроном и именно он делает все расчеты к приближающемуся Противостоянию, попутно иронически-вежливо отвергая непрекращающиеся попытки Твари в Круге соблазнить его аристократической статью афганской борзой или изысканностью крохотной азиатской красотки-Пекинеса :)

    Читаешь, как два трезвых и прагматичных пса наблюдают за гомерически смешной сценой на кладбище («Глаза нужны кому-нибудь? — Да, мне, пожалуйста, один. — Ловите! — А есть у кого лишний позвонок повешенного? — Вот тут у меня какие-то раздробленные лежат, может, сгодятся?») и улыбка поневоле расплывается до ушей («Ну, вот видите, и этот за собой могилку не зарыл...» — сокрушается кладбищенский сторож, которому опять влетит за беспорядок на вверенном ему участке). Восхищаешься верностью друзьям. готовностью прийти на помощь — а потом вдруг понимаешь, что мастерство автора таково, что ты уже обожаешь этого умного, доброжелательного и циничного хвостатого резонера — и далеко не сразу начинаешь замечать, как часто Желязны «тихо, вполголоса» напоминает, что этот обаятельный пес — спутник ... убийцы? При необходимости также способный и напасть — и убить (недаром один из его собеседников небрежно, как само собой разумеещееся, спрашивает :«Это твой хозяин его убил? Или ты?» — без всякого удивления или осуждения, но только с живым интересом). И что вообще-то, одно из значений имени этого достославного хвостатого джентльмена — «Убийство».

    И хотя и экзотичный опасный Джек с его молнией вспыхивающим ножом, и забавная Джилл, и Великий Сыщик, и серая, как помело своей хозяйки, кошка Грималкин — превосходно созданные типажи, заставить себя видеть и слышать кого-то, кроме Снаффа — очень трудно. Я читала и улыбалась и пыталась понять, откуда у меня такое сильное чувство дежа вю, откуда я знаю Снаффа — а я точно знаю и уже сталкивалась и с этим сухим юмором, и с воспитаннейшим культурным тоном, и с забавными маньеризмами.

    А потом до меня дошло — Дживз! :))) Совершенный, безупречный и бесподобный английский дворецкий. Умный, умеющий с достоинством отступить в тень, но хорошо знающий себе цену, обворожительный, преданный и находчивый. И пока Джек, как Берти Вустер на рояле, виртуозно играет ножом — на пороге появляется Снафф, обводит все внимательно-снисходительным взглядом и все-все-все — от ктулху-подобных обитателей зеркал и до вампиров с оборотнями — моментально принимает надлежащий вид и обретает свое место. Как и положено хозяйству у превосходного дворецкого.

    В конце хочется только счастливо ухмыльнуться и сказать: «Это замечательная книга. Просто замечательная».

    Оценка: 10
    – [  29  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    От последнего романа Роджера Желязны, того самого, за который он получил сразу две престижные литературные награды, что любим критиками и обожаем фанатами, что считается лучшим произведением мастера, чуть ли не вершиной его творчества, я ждал чего-то если не запредельного, то как минимум потрясающего. И, черт, как же я боялся разочароваться.

    Но вот я прочел.

    Закрыл книгу.

    Выдохнул…

    И такое чувство, что последний раз вдыхал, когда начинал читать. Захватило. По-настоящему, крепко-накрепко, как не захватывало ничего уже давно-давно. О минусах и говорить не хочется. Да их и нет, наверное. Я, во всяком случае, не заметил. А вот хорошего – хоть отбавляй. Что ж, начнем, пожалуй.

    Манера изложения. Первое что бросается в глаза, а потому первым делом и рассмотрим. Охарактеризовать слог романа можно одним словом: изящно! Почитайте и убедитесь сами. «Ночь в тоскливом октябре» — один из немногих виденных мною романов, где нет ни одного лишнего слова, никаких затянутостей, бесполезных отступлений, лишних описаний, размышлений – ничего подобного. Язык прост, но поэтичен. Почти идеален. Почти, потому что идеал – все ж штука недостижимая.

    Персонажи – выше всяких похвал. И игроки, и их животные-помощники, выражаясь умнее, фамилиары. В игроках сразу узнаешь героев любимых книг, кинофильмов, историчных личностей. Такая литературная игра. Стоит заметить, очень занятная. Животные – отдельный разговор. Не проникнуться к ним симпатией просто невозможно. И именно они, не игроки, а их помощники настоящие главные герои.

    Великолепен и сюжет. В какой-то степени он детективный, но наверняка сказать сложно. Целый веер то ли конфликтов, то ли совсем не конфликтов, все туманно, загадочно, и при этом события развиваются динамично и захватывающе. Атмосфера таинственности не разрушается до самого конца, когда вроде бы все уже известно и никаких загадок… ну почти никаких загадок не остается.

    Картина происходящего собирается из мелких кусочков, автор отнюдь не пытается нам объяснить, что собственно происходит – все, абсолютно все мы узнаем из диалогов и редких рассуждений главного героя. Собаки Стаффа! Черт, до чего странно поначалу было наблюдать за событиями глазами пса. Необычно. Но очень интересно. И пара слов о диалогах: они великолепны!

    В общем, одни, наверное, найдут в книге лишь крайне интересную историю, другие заглянут глубже, разгадают суть Игры – и те и другие получат колоссальное удовольствие! В общем, вывод прост: «Ночь в тоскливом октябре» — великолепное произведение, не влюбиться в которое просто невозможно!

    Оценка: 10
    – [  27  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Прочитал отзывы (немного). Удивился разнице восприятия. Будучи добросовестным читателем, взял оба перевода:

    Н. Ибрагимова (Ночь в тоскливом октябре) — который не читал.

    А. Жикаренцев (Ночь в одиноком октябре) — читал и в восторге.

    Да, да, в восторге, очень понравилось. Кому интересно, почему, читайте отзывы на 9 и 10, там всё хорошо написано.

    Стал читать «тоскливый октябрь». Ну так реально «тоскливый». Кому такая лабуда может понравиться?

    «Грохот выстрела потряс воздух, и Ларри споткнулся, на его левом плече появилось и стало расползаться темное пятно. Викарий держал в руке дымящийся пистолет, направленный в сторону Ларри. Однако Ларри почти тотчас же возобновил движение, и викарий выстрелил снова.»

    Это я наугад выбрал пару строк.

    Вот тоже самое у «одинокого октября»:

    «Раздался резкий звук выстрела, и Ларри покачнулся — над его левой лопаткой расплывалось тёмное пятно. В руке викария дымился пистолет, направленный в сторону оборотня. Но Ларри довольно быстро оправился и побежал дальше, и викарий выстрелил снова.»

    Так что, друзья. В отзывах указывайте если не автора перевода, то хотя бы название русское, переводное, чтобы можно было понять, ЧТО вы читали на самом деле.

    А к восторгам по поводу книги я безусловно, абсолютно присоединяюсь. Отличная вещь. И опять у Желязны образ собаки получился очень достоверным, живым и близким. Даже, я бы сказал, образ собаки-поводыря (Зигмунд — «Творец снов», Снафф — «Октябрь», Пухнасточка — «Лорд Демон»).

    И в МОЁМ переводе (http://fantlab.ru/edition451) никаких ссылок на Франкенштейна, Шерлока или Дракулу нет, тем приятнее было их узнавать в образах Доброго Доктора, Великого Сыщика и Графа. Хотя они и так были ясны из эпиграфа.

    И Желязны довольно смешно над ними стебётся. Скажем, Великий Сыщик, обдолбавшись порошками из экзотических растений, доходит до вершин маскировки: из старушки с трубкой внутри тыквы превращается в громадного волка-оборотня.

    И ещё. Вроде этого не было в отзывах. Я надеюсь, все посмеялись вместе с Желязны над процедурой открытия врат?

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Стёб, прикол, называйте как хотите, но чтобы две противоборствующие группировки стояли рядом около костра и кидали по очереди в него порошочки — я ржал минут пять! А описание перемещений голов-туловищ? Снаффу досталась кошачья тушка и медвежья башка, бедное тельце не выдержало веса головы — это, видимо, тоже пародия на что-то, только я не в курсе, на что именно.

    Ну и Доброго Доктора жалко. Приехал старичок проводить опыты в глушь, в Саратов. А тут такие дела. :)

    В общем, читать, конечно, стоит. Но лучше сначала освежить в памяти пародируемых персонажей.

    Оценка: 9
    – [  24  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    В детстве мне очень нравилось играть с героями фильмов/мультфильмов, придумывать новые приключения любимых персонажей. Тогда я не видел ничего страшного в том, чтобы поместить в одну команду существ из разных миров и авторских вселенных. Понятие «авторское право» было для меня просто незнакомым словосочетанием. Сейчас я уже знаю, что объединить персонажей разных авторов зачастую очень сложно, и хотя существует такое явление, как «кроссовер», дело оно не особо спасает, т.к. обычно связывает двух-трех героев и все. В детстве все было проще. Читая «Ночь в тоскливом октябре», я пришел к мысли, что Роджер Желязны написал этот роман ради исполнения мечты детства/юношества. Только представьте, группа известных и колоритных персонажей, взаимодействие которых занимало многие умы уже не одно поколение. Правда, дальше идей, вроде «Шерлок Холмс против Джека Потрошителя» и «Граф Дракула встречает Человека-Волка», дело заходило редко (хотя удачно тоже бывало, яркий пример тому – «Эра Дракулы» Кима Ньюмана). И вот перед нами произведение, в котором встретились лицом к лицу

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    Джек Потрошитель, Шерлок Холмс, Влад Дракула, Виктор Франкенштейн, Ларри Тальбот, Сумасшедшая Джилл, Григорий Распутин, Лавкрафтианские Боги и другие.

    Сюжетообразующим элементом этой истории является Игра. Скорее даже, я бы сказал, три различные Игры: Игра, в которую играют персонажи, Игра, в которую играет автор сам с собой, и Игра, в которую играет автор с читателями. Последняя была для меня испорчена сносками, которые расшифровывали, кто кем является на самом деле (в самом романе все ограничивается лишь намеками, пусть и крайне прозрачными). Игра автора с самим собой, думаю, и так понятна: Желязны просто интересно, как бы между собой взаимодействовали различные известные личности, и он сталкивает их друг с другом. А правила Игры персонажей являются главной интригой книги, и озвучивать их я не буду. Мы видим происходящее глазами пса Нюха, который является очень необычным псом. Начиная с того, что он служит своему хозяину уже сотню лет и заканчивая тем, что он очень умный, умнее некоторых людей. Ах да, а еще его хозяин – Джек. Какой именно Джек, точно неизвестно, но у него есть острый ножичек с древними письменами на лезвии и временами он гуляет по ночным улицам Лондона.

    Интересно строение романа: в нем 31 глава, по одной на каждую ночь октября. Соответственно все повествование идет неторопливо и размерено. Интрига увеличивается постепенно, и это большой плюс. Вообще, главный и единственный минус произведения, с которым я столкнулся, начиная читать, – это тот факт, что от романа сложно оторваться. Его читаешь и читаешь, интерес все не утихает и в итоге весь день проходит внутри этой истории. Этот минус немного сглаживается небольшим объемом книги, но с неохотой закрывать книгу после очередной главы только из-за голодного бурчания желудка мне не очень нравится.

    В целом же рекомендую роман всем любителям интересных литературных игр.

    Оценка: 9
    – [  23  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Как установил известный американский психолог Эрик Берн всю свою жизнь люди только и занимаются тем, что играют в различные игры, осознавая это или нет. В некоторой мере именно этой теме и посвящено произведение писателя фантаста Роджера Желязны «Ночь в одиноком октябре».

    Лондон и его окрестности в период промозглого октября конца 19 века становятся местом действия Великой Игры, что проходит с определенной периодичностью уже с начала веков, а исход Игры может поменять облик существующего мира. Участники её разнообразны и неизвестны друг другу до самого последнего дня (главное событие игры всегда происходит в канун Дня всех святых — 31 октября), но с самого начала принимают одну из сторон — Закрывающих или Открывающих, что это означает читатель сможет узнать, прочитав книгу. Вся игра до собственно события посвящена преумножению своих мистических сил, вычислению других участников, попыткам понять на одной ли они стороне и в зависимости от выводов попыткам устранить их до наступления последнего дня, или попыткам заключить альянсы и работать совместно. Все персонажи книги тем или иным образом вовлечены в Великую игру, осознанно являясь участниками или случайно став теми, кто влияет на баланс сил.

    Коньком Желязны всегда была мифопоэтика – произведения, использующие мифологию как основу для создания мира и поэтичный язык для описания событий происходящих в нем. «Ночь» пожалуй, можно считать пиковым произведением, отработавшим эти два аспекта на высочайшем уровне. В качестве мифологического фона взята готическая Англия, а скорее готический Лондон, тесно сплетенный с Мифосом Г. Лавкрафта., Населяют же его известные, знаковые и просто типичные персонажи, ассоциируемые с мистикой в тот период (Ведьма, клерик, оборотень, Распутин, Дракула и другие), хотя отметятся и такие персонажи как Шерлок Холмс и Ватсон.

    Что касается поэтической части, то книге удается каким то невероятным образом передать ощущения осени, легкой грусти, неспешной поры увядания природы. Действие поначалу развивается медленно, буквально обволакивая читающего и, даря ему возможность с головой окунуться в описанный мир.

    Книга построена достаточно необычным способом. Конечно, в выбранной писателем форме своеобразного дневника мало удивительного, такие примеры встречались и продолжают встречаться в литературе. Но своеобразен этот дневник тем, что его автор, совместно главный герой этого произведения, не может писать в силу физиологических особенностей строения лап, поэтому каждый из 31 дня октября пересказывается от первого лица. Но не это делает построение книги необычной, таковым его делает главный герой. В качестве главного героя Желязны выбрал того, кого обычно называют помощником или фамилиаром, сторожевого пса Снаффа. Хотя назвать его просто сторожевым псом было бы преуменьшением, Снафф некое сверхъестественное существо, вызванное хозяином и заключенное в оболочке пса, поэтому он сочетает полный набор собачьих инстинктов и привычек с разумом, по меньшей мере, сравнимым с человеческим. Его хозяина зовут Джек, и он как раз тот, кто обычно становится главным героем. Он один из участников Игры, принимающий в ней участие уже совсем не первый раз, хранитель одного из двух главных орудий Игры. О нем мы также знаем немного, и приоткрою небольшую тайну, так и не узнаем. Сам по себе как персонаж он собирательный образ, сочетающий в себе несколько персонажей: одного из самых известных героев Желязны – Джека-из-тени, знаменитого полумифического серийного убийцу Джека Потрошителя, а в какой то мере даже и библейского Каина….

    Но все происходящее мы увидим с перспективы его сторожевого пса и только его глазами, слухом и обонянием. С помощью этого писатель смог создать удивительный эффект, эпическое фэнтезийное событие подается с удивительно бытовой, домашней и уютной точки зрения. Снафф выполняет свои обязанности по дому, охраняя его от непрошеных гостей и держа под присмотром мелких демонов, заточенных Джеком для своих целей, ходит с хозяином на ночные вылазки, спит и видит сны, ест и закапывает кости, общается с другими животными, в том числе и фамилиарами других участников, проводит свои небольшие исследования и расследования, также принимая участие в Игре. Но, в конце концов, он и просто домашний пес, который больше всего любит полежать у ног хозяина рядом с теплым камином, и Роджер сумел сохранить это в книге.

    Сюжет ускоряет темп с каждым днем, вводятся новые персонажи, заключаются союзы, строятся заговоры и возникают, казалось бы не слишком уместные, чувства: писателю найдётся чем удивить читателя, выстроив в самом финале весьма напряжённую ситуацию, к которой до этого и вела вся книга.

    Одно из лучших произведений Мастера.

    Оценка: 10
    – [  23  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    У меня очень непростые отношения с этим автором. Когда-то я с удовольствием прочитал «Девять принцев Амбера», с трудом дожевал «Ружья Авалона» и с отвращением бросил трьтью книгу цикла. Диагноз был готов: сериальщик! Рассказы Желязны, а я нежно люблю рассказы, как назло, попадались в таких перекладах (переводами это назвать невозможно), что без плевательницы к ним не подступишься. И я уже готов был сбросить автора в ту помойку, где пребывает большинство американской жвачки. По счастью, люди, ко мнению которых я прислушиваюсь, настоятельно советовали прочесть этот роман. Послушался -- и не прогадал. Дело даже не в изящной литературной игре, этакой шараде типа «Угадай персонажа», дело в игре иной, бесчеловечной и внеморальной. Причём бесчеловечность и внеморальность показаны так изящно, что многие читатели не разобрались в книге и продолжают делить героев на положительных и отрицательных. В результате оказывается, что Джек Потрошитель и граф Дракула -- положительные персонажи! Читатели, жаждущие борьбы Добра со Злом забывают, что это критерии человеческие, а значит, неприложимые к сверхъестественным силам и существам. Игроки -- не люди, и это особо подчёркивается, тем, что повествование ведётся от имени пса. Животные оказываются более человечны, нежели те, в ком поверхностный взгляд ищет добро и зло. Хозяева развлекаются, а человечество в этой игре -- расходный материал, нечто вроде колоды картишек, в которые решили перекинуться скучающие курортники. Истреплется -- купим новую. А короли и шестёрки пытаются делить игроков на добрых и злых... Нет уж, веришь в добро -- верь в людей, а не в какие-то сакральные или инфернальные сущности. В горних высях, равно как и в адских безднах, добру и злу внимают равнодушно. Роджер Желязны показал это великолепно.

    Всячески рекомендую книгу к прочтению и осмыслению.

    Оценка: нет
    – [  21  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    В в преддверии той самой ночи, решил перечитать сие творение.

    Желязны крайне самобытный автор, мне нравится определение, данное ему — «мифотворец», оно очень точное. И я сейчас не о Хрониках, их бы тоже надо перечитать, но пока недосуг. Да, я знаком далеко не со всеми произведениями Роберта, но самым ярким и практически идеальным я считаю «Князя Света». Он невероятен.

    Но я отвлекся. Дело в том, что «Ночь» с одной стороны весьма необычная вещь даже для самого Желязны, с другой — удивительно удачный случай смешения казалось бы абсолютно несочетаемых ингридиентов. Этот роман-трибьют в моем рейтинге не очень отстает от «Князя», хотя, конечно, и попроще, и абсолютно о другом. Роман-шутка? Скорее роман-карикатура, но не злая, а дьявольски уютная. Именно чувство уюта физически окутывает при прочтении, когда ты сталкиваешься с такими знакомыми (и не очень) персонажами. Невероятно вольная интерпретация стольких книг и фильмов, но ощущения бардака отнюдь не вызывает. Как приятно встретить на страницах ужасного Графа, Дорогого Доктора, Великого Сыщика (за него отдельное спасибо), какую ностальгию вызывает кратковременное возвращение в Страну Грез и т.д. и т.д. Это действительно приятное узнавание, даже когда речь идет о

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    древних богах.

    Образ Джека собирательный и вызывает достаточно противоречивые чувства, понятно почему. Ларри... Ларри для меня как Люк Рейнард, второстепенный, но западающий в душу образ. Оуэн и Растов несколько более вторичны, куда менее раскрыты, викарий удался.

    Но на первых ролях еще более «живые» фамильяры, и сама их постановка на первый план — ход удачный и довольно необычный. Дымка, Ползец, Игл, Бубон, даже Шорох имеют настоящие характеры, мы видим ясно мотивы их поступков, их цели и интересы, их чувства. И разумеется, всех затмевает Снафф. Я совсем не собачник, но это и невозможно — оценивать его как собаку. Как человека, впрочем, тоже.

    Что мы имеем в итоге — роман, в котором, несмотря на ожидаемую мешанину довольно строгий порядок, несмотря на кровь и монстров — внутреннее тепло и надежда. Именно надежду нам дарит Желязны в финале.

    Но повторюсь, основное чувство, наполняющее читателя — уют. При первом прочтении неоднократно ловишь себя на ощущении встречи со старым знакомым. При последующих оно возводится в степень.

    Необычное произведение необычного же автора. Браво.

    Оценка: 9
    – [  20  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Сегодня 31 октября, канун Хэллоуина. Самое время написать отзыв об этой книге.

    ... Вот простые люди ходят и не знают (а если и догадываются, то немногие), что в пригородах Лондона в это тоскливое время идёт не только моросящий дождь, но и тайная подготовка к Игре, начало которой приурочено к полуночи перед Днем Всех Святых.

    Вести Игру призваны некие загадочные и таинственные персонажи- хранители заклятий, сущность которых приоткрыта не полностью, но пытливый читатель может угадать в них черты

    Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
    графа Дракулы, Франкенштейна
    и прочих масс-культовых персонажей (полезно также обратить внимание на перечень имен в авторском посвящении). «Русский след» также в наличии.)

    Пока ведущие участники ритуала втайне готовятся вступить в Игру, их верные ползающие, летающие и бегающие помощники — довольно пёстрая команда, заняты собственными интригами.

    «Это моя работа – наблюдать и знать» гордо заявляет сторожевой пес по кличке Нюх, от лица (если можно так выразиться) которого и звучит вся история. Получилось довольно забавно. Авторский юмор привнесённый в диалоги и описания, как всегда, на высоте.

    Говорить об Игре в открытую не принято, её смысл и Правила являются основной загадкой сюжета, тщательно припрятанной до поры, до времени. Мастер умело поддерживает интригу на протяжении всего текста. Читателю дозировано перепадают лишь крохи информации, добытые Нюхом путем интриг, дипломатических уловок и банального шпионажа.

    Может быть, «Ночь...» так и осталась бы ещё одним просто хорошим творением Мастера, но меня восхитила безудержность его поэтической фантазии, позволившей краем глаза заглянуть в волшебную Страну Грез.

    Каюсь, не раз хотелось забежать по тексту вперёд и одним махом разрешить все вопросы... Но я держался! И вам ничего такого относительно кульминации тоже не скажу.) Намекну только, что в финале будет жарко!

    Роджер Желязны всегда дает волю читательскому воображению, его герои всегда сохраняют ореол таинственности, их образы не избиты. Всё перечисленное в книге присутствует. Да и сам автор признавал «Ночь в дождливом (тоскливом) октябре» одним из своих лучших творений.

    Оценка: 10
    – [  19  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Повествование ведётся от лица пса Снаффа, фамильяра одного из игроков, известного под именем Джек. Снафф словно бы ведёт отчёт или рассказывает невидимым собеседникам о событиях каждой ночи, ведущей к Игре. По правде говоря, Снафф вообще не пёс, а существо из иного мира, призванное Джеком и лишь принявшее облик пса. Вместе с обликом Снафф перенял и некоторые собачьи повадки, но он далеко не обычный пёс. Скорее он равный партнёр Джека и полноценный участник Игры. Он умён, воспитан и хорошо образован. Он способен проводить сложнейшие математические расчёты и цитировать Вергилия и говорить на латыни. Он налаживает контакты, ведёт переговоры, собирает информацию и раз в день, с полуночи до часа ночи, способен делиться наблюдениями с Джеком.

    Сам Джек тоже непрост. В его облике угадываются черты и Джека Потрошителя, и другого известного персонажа Желязны Джека-из-Тени, и даже библейского Каина. На первый взгляд, это исключительно положительный персонаж, образцовый джентельмен, всегда играющий только за хороших парней — Закрывающих. Вот только... в глазах его таятся безумные блики, а в кармане прячется нож, на лезвии которого выгравированы древние рунические письмена. Большую часть времени Джек держит себя в узде, но стоит утратить над собой контроль, и он способен превратиться в безжалостного убийцу.

    За свою долгую жизнь Снафф с Джеком стали жертвами сразу нескольких проклятий, одно из которых притягивает к парочке различных Тварей. Джек держит Тварей в разных уголках дома — кого в зеркале, кого в шкафу, кого на чердаке, а кого — в паровом котле. Твари безостановочно пытаются вырваться и устроить кровавую баню, поэтому Снафф каждый день по несколько раз вынужден обходить весь дом дозором. Занятие геморройное, но необходимое, пусть и цели героев далеки от альтруистических — Джек намеревается использовать Тварей в день Игры, если дела будут складываться не в пользу Закрывающих.

    Правда, до Игры ещё дожить надо. Начиная с новолуния, правила допускают фатальные методы избавления от мешающих игроков. Если, конечно, вы уверены в том, что ваша жертва выступает не на вашей стороне. Если вас, конечно, в принципе волнуют подобные условности.

    Среди героев нет однозначно отрицательных или положительных персонажей (ну, может, за исключением Великого Сыщика и Ларри Тальбота). Всем участникам Игры, как Открывающим, так и Закрывающим, для участия требуются определённые ингредиенты, и некоторые из них можно собрать только с тела свежеубитого трупа. У игроков свои мотивы участвовать в игре, поэтому располагающая к себе ведьма Джилл играет за Открывающих, а на стороне Закрывающих может выступить граф Дракула, чьи пристрастия к человеческому роду редко выходят за пределы гурманных.

    А вот фамильяры Игроков совсем другое дело. Животные зачастую дружат друг с другом и способны работать сообща, иногда даже после того, как становится ясно, что они играют за разные стороны. Так, на протяжении всего повествования лучшим другом Снаффа остаётся кошка Джилл Серая Дымка.

    У каждого из игроков есть свой прототип, причём в каждом случае источники вдохновения у Желязны разные, начиная от книг Артура Конан Дойля, Брэма Стокера и Говарда Филлипса Лавкрафта и старых фильмов ужасов от студий «Юниверсал» и «Хаммер», и заканчивая криминальными хрониками и историей английского оккультизма.

    Автор словно играет в игру, смешав в одной книге персонажей всех своих любимых произведений. И, что самое замечательное, Желязны предлагает читателям сыграть в эту игру вместе с ним: а попробуйте самостоятельно разобраться в происходящем, понять правила Игры и отыскать все щедро разбросанные по тексту цитаты, отсылки и пасхалки.

    Желязны держит читателя за равного себе, поэтому старается не испортить удовольствие и предоставить им возможность составить полную картину происходящего самостоятельно. Вся необходимая информация для этого есть; она разбросана по тексту крохотными обрывками, прячется в диалогах персонажей и просачивается в редких рассуждениях Снаффа, который, сам того не желая, нет-нет, да сболтнёт лишнего.

    Благодаря подобной манере изложения интрига держится до последней страницы. Желязны не забывает регулярно подбрасывать новые сюрпризы, а казавшиеся поначалу бесполезными кусочки информации в итоге оказываются недостающими элементами паззла, который собирается в единую картинку.

    Снафф очень искусный рассказчик, он избегает ненужных отступлений и затянутых рассуждений. События в романе развиваются по нарастающей. Если в первой половине месяца игроки лишь присматриваются друг к другу и пытаются понять, кто участвует в Игре (и, желательно, на какой стороне), а кто просто мимо проходил, то ближе к финалу, когда Силы участников растут, а ставки на кону становятся все больше, в ход идут все более аморальные приемы.

    Структура повествования соответствует темпу событий. Сухие и краткие отчеты начала октября сменяются длинными и обстоятельными описаниями последних дней месяца. Причём дело не только в том, что дни после новолуния больше богаты на события, чем дни до. Сама речь Снаффа меняется и становится более разнообразной, словно растущая луна влияет не только на его силу, но и на словарный запас.

    Снафф, даром, что пёс, обладает необычно острым и внимательным взглядом и способен всего в нескольких словах передать всю красоту окружающего мира, богатство и насыщенность осенних красок и свежесть чистого воздуха, в котором поутру уже чувствуется холодное дыхание первых морозов.

    Пожалуй, единственный минус «Ночи» — слишком резкая концовка. Повествование обрывается сразу после кульминации, не давая читателю возможности насладиться развязкой и должным образом попрощаться с полюбившимися персонажами. Впрочем, такой финал вполне в духе Снаффа: все по делу, никаких сантиментов, ничего лишнего.

    Оценка: 10
    – [  18  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    К своему стыду, с творчеством автора не была знакома от слова совсем. Наконец-то появилась возможность исправить это досадное недоразумение!

    Это же прелесть что такое! )) Чудесная сказка!

    Сначала почти ничего не понятно. Кажется, что все просто смешалось в кучу — кони, люди. Тут тебе и доктор Франкенштейн, и Шерлок Холмс, и граф Дракула. Но постепенно картинка становится все яснее, и вот уже начинаешь пытаться определи, ху из ху, какую же роль каждый из персонажей сыграет в Игре.

    Необычно, атмосферно, с ноткой иронии. Непохоже ни на что. Эта история просто создана для того, чтобы её рано или поздно экранизировал Тим Бёртон! На мой взгляд, ему как никому другому удалось бы передать всю непередаваемую атмосферу книги!

    Оценка: 9
    – [  17  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Есть в году особенное, мистическое время, когда на границе лета и зимы преграда между реальным и потусторонним мирами истончается. И тогда к нам могут проникнуть самые разные волшебные существа — добрые и не очень, завораживая и пугая своими выходками. В этот необычный день души умерших могут вернуться назад в свои родные дома, а живые увидеть потусторонний мир. Странное, опасное время -канун Дня Всех Святых, древний праздник Самайн, Хэллоуин — выбирайте название по вкусу!

    Но иногда случается совсем необычное. Когда на конец стылого октября приходится полнолуние, граница между мирами готова рухнуть окончательно, и тогда всё перемешается так, что уже невозможно будет отличить, где заканчивается наша привычная реальность, а где начинается мир духов и старых богов. В это жуткое время начинается Игра среди постигших тайны колдовства. Одни хотят открыть дверь между мирами и впустить необычное, другие — оставить все, как есть. По крайней мере, именно так говорится в этом дневнике, который довел до нашего сведения Мастер, озаглавив «Ночь в одиноком октябре».

    Это один из самых гармоничных и уютных из прочитанных мною романов. Гармоничный, поскольку каждое слово в нем на своем месте. Уютный, даже несмотря на те ужасные события, которые в нем происходят: таинственные убийства и исчезновения, заговоры, ночные прогулки на кладбище, злобных тварей, грозящих бедой. Уютный из-за таких симпатичных героев, которые с первой страницы воспринимаются, как старые добрые друзья, и с которыми так не хочется расставаться в конце.

    Мне было хорошо и исключительно интересно с Вами, мой добрый друг, верный и смелый Нюх, моя милая подруга, Серая Метелка — такая изящная и бесстрашная, умеющая видеть скрытое и гулять по Миру Грез. Мне так не хотелось расставаться с Вами, преданный Шипучка, мудрый Ночной Ветер, романтичный Бубон, несчастный Трескун и хитрый Игла. Мне будет не хватать даже белого ворона — ведь он не виноват, что хозяин у него встал на сторону Зла. И еще я буду скучать по Вас, Великий Сыщик, достигший вершин своего мастерства таким удивительным образом!

    В это произведение нельзя не влюбиться. Может это на нас так влияет приближение мистических дней, когда волшебство начинает просачиваться из Страны Грез, возбуждая фантазии и воображение? Или просто это такая замечательная история о дружбе, верности, долге, что невозможно остаться равнодушным.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Совершенно потрясающая дань уважения и литературный «реквием» целой плеяде авторов-фантастов, где особняком стоят Лавкрафт, По и Стокер.

    Изумительный язык, поэтично-простоватый и тем гениальный способ подачи диалогов.

    Игра на чувствах читателей через анималистичность главных персонажей.

    И, конечно, взрывающие сознание открытия тех или иных персонажей из миров других авторов.

    Шедевр — никак не меньше. Высший балл.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Роджер Желязны один из самых выдающихся американских фантастов, за свою жизнь он успел собрать все престижные фантастические награды. Отличие Желязны от других представителей серебряного века американской фантастики в отсутствие определённого стиля. Ни одно его произведение не похоже на другое. Да, бывают, схожи сюжетные ходы, миры, персонажи, но повествование каждый раз построено по-разному.

    «Ночь в одиноком октябре» не исключение. Одна из лучших книг Желязны, она получилась, пожалуй, одной из самых оригинальных, тонких и умных. К сожалению, она оказалась и последней самостоятельной работой Роджера.

    Очень часто для своих произведений Желязны берёт какой-либо миф. «Ночь в одиноком октябре» — это описание событий происходящих до, во время и после Хэллоуина, в Англии викторианской эпохи. Само повествование построено очень интересно. Единственный, наверно, сюжетный ход, который можно встретить в большинстве работ Желязны — это запутанное начало. Что происходит? Кто такой Снафф (Нюх)? Собака? Ого! Если читать не внимательно, то можно до конца так ничего и не понять. Минус? Нет, литература должна заставлять задуматься, она помогает развиваться духовно. Желязны оставляет нам кучу вопросов, а ответы приходят только в конце. Такому подходу помогает и специфическое деление на главы, одна глава — один день в октября.

    Автор нас аккуратно подводит к концу, заставляя думать, что, чёрт возьми, случится 31? Зато главный герой, пёс Снафф, об этом нисколько не думает. Его заботят повседневные обязанности. Его хозяин Джэк тоже и слова лишнего о игре не скажет. Всю книгу ждешь финала.

    «Ночь в одиноком октябре» можно условно разбить на три части. Первая, Снафф и Джэк занимаются будничными делами, бегают за магическими ингредиентами, по началу, это сбивает с толку, потом входишь во вкус и проживаешь каждый день с героями. Вторая, Игроки (все те, кто принимает участи в Игре, финал которой должен состояться 31 октября) пытаются понять на какой кто стороне (смысл Игры в открытии/закрытии врат в потусторонний мир, соответственно есть закрывающая и открывающая стороны), помощники занимаются разведкой (помощниками являются животные), а некоторые, как Снафф, пытаются определить, где пройдет финал игры. Обмен информации, устранение других Игроков, поиск не найденных Игроков — всё это обязанности обоих сторон.

    Третья часть включила в себя почти все активные события, если в первых двух частях Игроки, в основном, думали, искали, болтали, узнавали, то в этой персонажи перешли от слов к действию. Ну и конечно, завершение Игры, которое преподнесёт очередной сюрприз от Желязны.

    Писатель проделал огромную работу, создал Игру с интересными правилами и традициями. Интрига неотступно следует за читателем, иногда немного затихая. Сюжет оригинален и тонок, смысл его может легко ускользнуть от невнимательно читателя, надо обладать хорошим воображением, чтобы погрузиться в этот мир.

    Язык Желязны никогда трудным не был. Читается легко, никакой дотошности в повествовании нет. Само повествование ведётся от лица пса Снаффа, поэтому мы видим мир снизу вверх, буквально. Интересны замечания Снаффа, по поводу окружающего его мира, особенно его перебранка с Тварью-Из-Круга, которая пытается его соблазнить, превращаясь в различные породы собак. В итоге, Тварь в обличье пекинеса показывает средний палец Снаффу.

    Особо стоит выделить диалоги, весь сюжет построен на них и читать их одно удовольствие, нет вечных « -он сказал, -сплюнул, -ухмыльнулся, — брякнула она» так свойственных большинству наших горе писак.

    Единственный эпизод, который скучен это полёт Снаффа и его кошки-подруги Серой Дымки.

    Главными героями романа является различная живность. Собака, кошка, ворона, змея, белка, летучая мышь, сова — зоопарк. Их хозяева и являются Игроками, а животные помощниками, правда больше им подходит слово партнёр.

    Снафф — сторожевой пёс, скорей всего дворняга. Бог знает сколько лет он верно служит своему хозяину. Тонкие, ироничные шутки Снаффа очень хорошо разбавляют действо. Желязны отлично описал все прелести и невзгоды собачьей жизни, учитывая все физиологические особенности своего героя. Снафф совсем не так прост, как кажется, читатель узнаёт о нем каждый раз что-то новое, вплоть до самого финала.

    Хозяин Снаффа — Джек, проклятый за страшные деяния (несложно догадаться за какие), обладающий зачарованным ножом. Он так и остаётся загадкой, как и его реальный прототип.

    Серая дымка — кошка, её хозяйка ведьма Джилл. История кошки — это история маленькой девочки выросшей на улице, но сумевшей выбраться. Как и все кошки, Дымка ловка, сообразительна и не любит собак (Снафф исключение). Желязны смог нам показать кошку с жизнью и душой выросшего брошенного ребёнка.

    Также стоит выделить Викария и Великого Сыщика. Викарий, настоящий безумный монах, идущий на всё чтобы выиграть в игре, единственный явный злодей в произведении. Сыщик же, мастер перевоплощений, которой смог понять суть игры, но не предотвратил её, так как он человек чести.

    Все персонажи книги отличаются самобытностью, у всех свой характер, своя история. Такую проработку личностей без дотошного повествования в наше время редко встретишь.

    Про оригинальность можно сказать многое или вообще ничего. Все персонажи книги срисованы с литературных персонажей, но они раскрываются у Желязны совсем по-другому. Здесь много, так называемых, историй в истории. Это привносит полноту в сюжет.

    В такую Игру можно было играть и играть, столько правил и тонкостей в ней, что дух захватывает, эту тему можно было развивать и дальше, но все мы знаем, что случилось с автором.

    А животные в роли главных действующих лиц? Причем не мутанты, которые ходят на задних лапах как у Фостера или говорящие зверюшки у Льюиса, а обычные звери с душами людей.

    Погружение в атмосферу Викторианской Англии не чувствуется, ну и не надо, тут не в этом задача автора. Главное передать всю важность предстоящей игры. Желязны это удалось.

    Так, сначала, всё нормально, всё по плану, корешки собираем. О, что-то не то, а что это Граф умер? О теперь вообще все наперекосяк, оборотень он, обрадовал. Благодаря диалогам и ощущением Снаффа читатель ощущает полное погружение в роман.

    «Ночь в одиноком октябре» — лебединая песня Роджера Желязны, самый оригинальный из его литературных проектов. Книгу нелегко понять, но задача автора заинтриговать читателя, заставить его думать. Если вы любите пораскинуть мозгами, то вперёд, это книга станет одной из ваших любимых. Но не всем придется по душе такой стиль, с минимумом действий и с максимумом мыслей.

    Оценка: 10
    – [  16  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Красивая часть осени неуловима и быстротечна. Это время легенд, рыжей луны, поисков и шепота бархатных листьев. А потом поднимется ветер, обнажая деревья, и все чаще будет идти дождь. А потом в последнюю ночь тоскливого октября при полнолунии наступит Хеллоуин, или Самхэйн – древний кельтский «праздник мертвых».

    В эту ночь друиды собирались на вершинах холмов, чтобы зажечь гигантский костер и принести жертвы злым духам, в надежде обрести их милость. В эту ночь реальность становится тонкой, как никогда, потому что Самхэйн – властелин мертвых и князь тьмы — открывает Ворота в прошлое и будущее, чтобы выпустить в человеческий мир первобытное зло…

    Действие романа Роджера Желязны «Ночь в тоскливом октябре» происходит в течении месяца перед этим событием. Ну что тут скажешь – книга великолепна, волшебна, Желязны – бог. Он воссоздал удивительную атмосферу легенды, вплетая в ткань собственной фантазии кельтские верования, мифы Лавкрафта, творчество Брема Стокера, Конан-Дойля и других писателей.

    Получилась созвучная осени старая Англия, где рядом существуют Граф Дракула и Франкенштейн, и Шерлок Холмс ведет интеллектуальные беседы с оборотнем. И Джек – обычный фермер, от которого отрекся как ад, так и рай, обреченный на вечное прозябание на Земле. И все они крадутся в сумерках, вдыхая седые туманы Лондона, ощущая тревожную угрозу надвигающегося октября, и его последней ночи, чтобы сыграть в Игру, ставкой в которой является образ мира. И не думайте, что со второй страницы вам удастся раскусить всех Игроков, потому что не всегда Свет означает Добро, и Тьма не всегда прислуживает Злу. А Боги, которые ждут за Воротами, не имеют отношения ни к одной цивилизованной религии, не учат милосердию, им ведом один язык — крови. Это из Лафкрафта – Ктулху, Ньярлатотеп, Шаб-Ниггурат… Их тени ждут своего часа, и добрая сказка превращается в сумрачную древнюю легенду, навеянную печалью собственного угасания…

    Никто не способен озвучить тоску так, как Желязны…

    Никто не может, как он, сотворить мир так, чтобы он был настоящей истинного. И пока длится Игра, существующая реальность беззвучно откланивается и исчезает в алфавите.

    И все же, несмотря на чувство осени и тоски, книга на удивление уютная и добрая. Очень тронула честность и прямодушие пса, преданность зверушек своим хозяевам. Чем-то перекликнулось со знаменитым «Мы в ответе за тех, кого приручили». Джек чем-то неуловимо напомнил Джека-из-Тени. Тонкая грань между чувством долга и свободой выбора. Простые истины тысячелетий.

    Такая она – «Ночь в тоскливом октябре». Как теплый пушистый плед, в который кутаешься зябким осенним утром, предвкушая покой и приключение. Нужно только прислушаться: «Я вдыхал запахи горящих дров, глины, упавших с дерева гниющих яблок, возможно, все еще покрытых утренней изморозью в тени фруктовых садов, видел высоко летящий, перекликающийся клин, направляющийся к югу. Я слышал, как крот роет землю под моими ногами…»

    И 10 баллов за отзыв facedancer, действительно, всем, кто ценит творчество Желязны за его неповторимый стиль, читать в переводе Ибрагимовой.

    Оценка: 10
    – [  15  ] +

    Ссылка на сообщение ,

    Очень уважаемый мною автор решил одной книгой условно поучаствовать сразу в нескольких межавторских циклах. Что ж, это получилось у него не на высшем уровне, ведь как известно, очень трудно усидеть одним мягким местом одновременно на нескольких стульях...

    Первая часть повести — это беспрерывный бег туда-сюда по нескольким локациям загадочного смышлёного магического пса, общение его с другими не менее колоритными животными-фамильярами, туманные обрывки информации о каком-то надвигающемся мистическом(и возможно — очень значительном) мероприятии и о возможных его участниках. Люди-персонажи (ну, или почти люди) — это вроде бы тоже весьма живописные типажи на первый взгляд, но в дальнейшем оказывающимися всего лишь плоскими картинками из комиксов.

    Своим беспрерывным бегом по кругу пёс как бы накручивает пружину сюжета, которая начинает стремительно раскручиваться к концу книги. Но развязка совершенно разочаровывает — она получилась какой-то уж очень сухой, скомканной и невразумительной. Ряд моментов вообще не получил никаких объяснений.

    Оригинальное, но далеко не лучшее произведение Р. Желязны.

    Оценка: 6


    Написать отзыв:
    Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




    ⇑ Наверх