FantLab ru

Дж. Г. Баллард «Утонувший великан»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.14
Голосов:
238
Моя оценка:
-

подробнее

Утонувший великан

The Drowned Giant

Другие названия: Souvenir; Утонувший гигант; Самый большой утопленник в мире

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

Однажды на берег выбросило тело великана. Естественно, это стало большим событием для близлежащего городка. И поведение зевак, пришедших посмотреть на это чудо, было разным...

Входит в:

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Award Stories 1», 1966 г.

— антологию «Конец детства», 1991 г.

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— сборник «The Terminal Beach», 1964 г.

— сборник «The Impossible Man», 1966 г.

— сборник «Chronopolis and Other Stories», 1971 г.

— сборник «The Best Short Stories of J. G. Ballard», 1978 г.

— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.

— антологию «Masterpieces of Fantasy and Wonder», 1989 г.

— антологию «Kafkaesque: Stories Inspired by Franz Kafka», 2011 г.

— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1998 г.

— антологию «Тайнственият триъгълник», 1979 г.


Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1965 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Невероятный мир
1989 г.
Конец детства
1991 г.
Невероятный мир
1991 г.
Утонувший великан
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Затонувший мир
1994 г.
Хрустальный мир
2000 г.

Самиздат и фэнзины:

Последний берег
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Terminal Beach
1964 г.
(английский)
The Terminal Beach
1966 г.
(английский)
The Impossible Man and Other Stories
1966 г.
(английский)
Nebula Award Stories 1965
1966 г.
(английский)
Nebula Award Stories 1
1967 г.
(английский)
Nebula Award Stories
1967 г.
(английский)
Nebula Award Stories
1968 г.
(английский)
Nebula Award Stories 1
1969 г.
(английский)
Nebula Award Stories
1969 г.
(английский)
Chronopolis and Other Stories
1971 г.
(английский)
Chronopolis
1972 г.
(английский)
The Terminal Beach
1974 г.
(английский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1978 г.
(английский)
Тайнственият триъгълник
1979 г.
(болгарский)
Chronopolis
1979 г.
(английский)
Masterpieces of Fantasy and Wonder
1989 г.
(английский)
The Best Short Stories of J. G. Ballard
1995 г.
(английский)
The Terminal Beach
1997 г.
(английский)
The Fantasy Hall of Fame
1998 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2001 г.
(английский)
Nebula Award Stories
2001 г.
(английский)
The Complete Short Stories
2002 г.
(английский)
The Complete Stories of J. G. Ballard
2009 г.
(английский)
The Complete Stories of J.G. Ballard
2011 г.
(английский)
Kafkaesque: Stories Inspired by Franz Kafka
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2010 г.

Рассказ оставляет гнетущее впечатление. Более всего тем, как реагируют местные жители да и ученые на уникальнейшую находку! Знаете, читаешь и видишь перед собой этаких зажравшихся, пресыщенных людишек, для которых нет ничего святого! И даже в смерти Гуливер не находит успокоения, потому что оборзевшие лилипуты видят в нем всего лишь игрушку, пусть мертвую, разлагающуюся, но новую и интересную. Да еще и по частям распилили и растащили. Они не воспринимают его как что то уникальнейшее, для них он примерно как огромный кашалот, погибший и выброшенный на берег! Соответственно и отношение.

Рассказ написан очень живым, точным и четким языком, это приятно.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2012 г.

Рассказ запал в душу… Что ни говори, а очень запоминающийся. И очень необычный. Он оставляет какое-то редкое ощущение. Он обладает какой-то странной атмосферой – одновременно математически холодной и призрачной, атмосферой какого-то прагматизма и сна. Чем-то всё это было похоже на лучшие вещи Кафки. И всё-таки какое-то гнетущее ощущение тоже было. Гнетущее не от самого факта вынесенного на берег трупа великана, а от невозможности существования Чуда… В самом начале, лёжа на берегу, оно ещё было Чудом, вызывало страх и трепет… Но стоило подойти к нему этим двум рыбакам, как оно перестало им быть. Оно стало материальным. Оно стало вещью, на которой можно повеселиться… Очень здорово и точно автору удалось передать это – всю обывательскую природу. Даже люди «не из обывателей» относятся ко всему этому с обыденностью дельцов (распиливая тело для переработки в удобрения и корма для скота). Так что, в самом конце вряд ли даже кто-то помнит, об утонувшем великане… И в этом – очень многое на самом деле. Очень многое из природы человеческой. И его отношения к Чуду (а значит и его отношению к миру тоже). Оно было – Чудо. Но только став материальным оно перестало им быть. И кому какое дело, кто он, откуда он прибыл, этот великан?.. И в этом есть что-то гнетущее. И очень грустное. Запоминающийся и очень необычный по своим ощущениям рассказ.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2013 г.

Давно я не читала такой мерзости. Нет, я не о качестве рассказа, написан он очень хорошо. И идеи в нем нем заложены значительные и поучительные – уважение к благородной красоте и величию, ибо они не потеха для публики. Опять же, убогость потребительского отношения к необычному и удивительному. Мораль о том, что каждый заслуживает посмертного уважения. Но вот сюжет…

На берег выбросило утонувшего великана. И весь городок ходил на него поглазеть. Потом, осмелев, люди начали разгуливать по трупу. Залазили в глазницы, ноздри, уши, катались на животе. Куда еще – я даже боюсь подумать. Когда тело начало разлагаться и вонять, его постепенно разделали, разобрали на запчасти. И добрый автор нам подробно описал, куда и для чего была использована каждая великанья часть тела, вплоть до члена. За что ему большое человеческое спасибо. Ну и, конечно, спасибо за столь точное, подробное и красочное описание всех стадий разложения – вздувшееся лицо, трупные пятна, зловонные лопающиеся пузыри и прочее.

До этого рассказа, с творчеством Дж. Г. Балларда знакома не была. После прочтения, думаю, что так это и оставлю.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 марта 2013 г.

А нужно ли человеку Чудо? Человек был и останется практичным существом. Ну, появился великан, ну, и что с того? Зарплата увеличилась, поля дали больше всходов, налоги уменьшились?.. А вот использовать его на удобрения — это по человечески. Не пропадать же добру. Вспомните, как реагировали ваши соседи на конец света в прошлом году. Да, никак. А, как они отреагировали на пролетающую рядом с Землей комету? Есть несколько десятков человек, которых это увлекает, которые на этом деньги делают. Ведь их не событие привлекает, а банальные деньги. Автор обозначил проблему... Нет, не согласен. Автор описал факт человеческой психологии. А ведь мои соседи даже не знают кто такой Гулливер.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2017 г.

Перед смертью все равны. Когда люди уверены в своей безнаказанности, они часто начинают вести себя как стервятники. Такова мораль этого прекрасно написанного и крайне неприятного рассказа. Замечательный язык и мерзкий образ. Огромный труп, копошашиеся на нем люди, подростки, которые забираются в глаза и ноздри... Всё это выписано детально, точно, со вкусом, а смысловая нагрузка хиленькая. Ничего нового из этой странной картины для себя не выносишь.

Люди разучились видеть чудесное? Но что же чудесного в трупе? Тут уж скорее военных надо подключать и выяснять, откуда это чудо взялось и не угрожает ли поселению нашествие живых сородичей приплывшего покойника. Но это была бы уже совершенно другая история, более реалистичная. Автор же в этом произведении не стремится приближаться к реальности. Его задача — показать несовершенство провинциальных обывателей, разум которых спит и даже любопытство атрофировано. Полазили по трупу и успокоились.

Люди и такими бывают тоже, кто же спорит. Но ради постижения несовершенства природы человеческой созерцать мертвых великанов как-то не очень хочется. Всё это было сказано сотни раз до и будет сказано тысячи раз после, так что впечатление от рассказа в большей степени негативное. Созданный Автором образ хочется побыстрее забыть... ИМХО, разумеется.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2015 г.

Я долго не мог взять в толк, что именно помешало мне лет 12 назад дочитать до конца попавший мне в руки сборник Балларда «The Terminal Beach». Взялся перечитать. И на втором рассказе, под названием «The Drowned Giant», понял, что помешало. Вот этот самый рассказ, «Утонувший великан», и помешал.

Нет, я прекрасно понимаю, что это социальная сатира и что Баллард с благородным гневом рисует образ равнодушия, бестактности, обесчеловеченности современной западной цивилизации.

Вот только увольте меня от методов, которыми он это делает. Я понимаю, что это эксперимент — как над собой (смогу ли я подробно описать разложение великана так, чтобы при этом вызывать гнев ко всему человеческому роду?), так и над читателем (сможет ли читатель оценить и считать мою символику?)

Не беспокойтесь, Джей Джи. Прошло полвека, а символика всё считывается, и эксперимент вам удался. Только можно, он дальше пойдёт без меня? Буэээээ!

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2009 г.

Довольно таки необычное повествование, носящее по большей части исключительно описательный характер: нашли труп великана, разделали его, после описывается, какая часть куда пошла. Вроде и все. Ничего более. Написано в духе старых времен. С другой стороны эта самая простота и вызывает интерес — нашли тело великана, довольно необычное явление. Население же реагирует вполне буднично, будто ничего странно и не произошло. Это то и вызывает интерес, а именно безразличие к необычному, к непознанному. Людей же беспокоит только будничные проблемы, не осталось в их душах месту чудесам ...

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2016 г.

Первоначально поставил пять из десяти баллов. Вроде как посредственность.

Прошел год.

Снова открыл сборник с рассказами, среди прочих авторов в нем Ханлайн, Воннегут, Брэдбери, Саймак, ...

Даже на фоне маститых и знаменитых понял, что рассказ глубже и сильнее, чем показался...

Меняю оценку, ибо так бы всё и было на самом деле, как автор написал.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 ноября 2017 г.

Рассказ, после которого я перестал читать современных английских авторов. С учётом того, что прочитал я его лет в 13-14 в старом комплекте газет «Литературная Россия», а до этого прочитал положительную рецензию на роман «Бетонный остров», то современная английская литература не произвела на меня никакого впечатления. Из-за этого больного рассказа тяжело больного психически автора я не читал ни Толкина, ни Дугласа Адамса. Даже Кларка перестал читать. Критику, посвящённую современной английской литературе, тоже перестал читать, потому что перестал ей верить абсолютно.

Больное общество, больная нация, больные писатели. Как сказал Кутузов английскому послу в 1812 году: ваши интересы нас, русских, не интересуют, и если ваш островок в одночасье потонет, то нам и дела до этого не будет. (Передан только смысл высказывания знаменитого русского полководца).

Поставил 5, так как ниже обычно не ставлю, если прочитал произведение до конца и за достаточно профессиональный литературный стиль автора.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2017 г.

Фантазии в рассказе нет совершенно. Да и фантастикой как таковой он не является. Это притча о том, что человек на самом деле очень спокойно воспринимает чудеса. Да и как мы еще должны их воспринимать то? Ведь все, что случилось это уже и не чудо. Чудо, это что то невозможное, произошедшее где-то там, за горизонтом. А то что случилось здесь и сейчас — «событие». А любое, даже самое редкостное событие — естественно. Какая разница, что выкинуло на берег — человекообразного великана или кита. Любопытно, конечно, но не более чем фон для сэлфи. И да, дохлый кит и дохлый великан — прежде всего угроза эпидемии. А значит, должно быть утилизировано в максимально короткие сроки, пока миазмы разложения и триллионы мух не заполонили округу. Да и вообще, кто сказал, что великан был? Кит это был... большой, дохлый кит.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх