fantlab ru

Майкл Салливан «Полый мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.79
Оценок:
90
Моя оценка:
-

подробнее

Полый мир

Hollow World

Роман, год; цикл «Послесловие к Уэллсу»

Аннотация:

Машина времени, давняя мечта человечества. Эллис Роджерс, инженер из Детройта, сумел воплотить ее в жизнь и отправился в путешествие на двести лет вперед. И действительно оказался в будущем, только не через двести, а через две тысячи лет. Конечно же, все изменилось. И похоже, что к лучшему. Люди живут в прекрасных подземных городах, а поверхность Земли представляет собой огромный природный заповедник. В новом мире нет старости, болезней, смерти, войн, религии и нужды, а человеческое общество состоит из бесполых клонов, которые живут и здравствуют веками. Люди давно забыли о том, что такое агрессия, в отношениях царят доброжелательность и мягкость, каждый может выбрать занятие по душе. И в этом-то дивном новом мире американский инженер Эллис Роджерс в первый же день становится свидетелем загадочного убийства…

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман написан на основе рассказа, который выходил только на немецком языке под названием «Zeitflug».


Входит в:

— цикл «Послесловие к Уэллсу»  >  Произведения зарубежных авторов


Номинации на премии:


номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2016 // Лучший зарубежный роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Полый мир
2019 г.
Полый мир
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Полый мир
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Hollow World
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все было вполне читабельно, пока не появился

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
еще один «дарвин», друг главного героя, проехавший то же самое временное расстояние на подобной же машине времени, что и главный герой. Я даже опущу технические вопросы — как это было возможно, понятно, что никак, но речь даже не об этом.

Если начало было бодрым и, может быть, даже в духе Уэллса, то последняя треть книги была, как говорится, «за упокой», скатилась в какую-то бытовуху и американщину, где по многу раз пережевываются сопли героев, которые «душевно пострадали» в прошлой, «нормальной» жизни.

Потом, как обухом по голове, — возникают откуда ни возмись нетрадиционные отношения, и на этой «мажорной» ноте как бы все заканчивается. Даже закралось такое подозрение, что ради этого все писалось, а фабула с будущим и полым миром просто была придумана, чтобы придать романтизма этим отношениям.

Короче говоря, читать можно, но не наклоняйтейсь за мылом, ежели упало.

А если серьезно, то ставлю пятерку из десяти.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беда в том, что как социальный мыслитель Майкл Салливан и в подмётки не годится Герберту Уэллсу. Британский писатель девятнадцатого века взял за основу общественный конфликт своего времени и, воспользовавшись методом экстраполяции, представил, к чему разрыв между общественными классами может привести спустя миллион лет. Американских же фантаст двадцать первого века нарисовал картину благостной утопии: генная инженерия, вечный двигатель, 3D-принтеры и телепортация. Надо ли объяснять, что такое утопическое будущее человечеству грозит ещё в меньшей степени, чем разделение на два биологических вида?

Единственным источником конфликта, который Салливан смог придумать, оказался

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
религиозный фанатик из нашего времени, увлёкшийся идеями социального дарвинизма.
Когда источник конфлита лежит вне социума, для социальной фантастики это совершенный провал. А когда имя главного злодея становится известно к середине книги — это провал для приключенческой фантастики с элементами детектива.

Беда в том, что Салливан скопировал некоторые элементы фабулы из «Машины времени», но так и не понял, что Уэллс обращался прежде всего к своим современникам и говорил о вполне актуальных проблемах. О чём же, скажите на милость, остаётся задуматься нашему современнику после прочтения романа «Полый мир»?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
О том, что воинствующий религиозный фанатизм — это плохо? Да разве кто-то из читателей научной фантастики в этом сомневается?

Беда в том, что Салливан не понял: он изобразил антиутопию. Мир тотальной несвободы, лишённый целей и перспектив. Мир, в котором за полторы тысячи лет не изобрели ничего нового, хотя значительная часть населения занята наукой. Мир, жители которого уже, как кажется, всего достигли, им уже незачем развиваться дальше. Этакая голубая мечта человека общества потребления. Впрочем, Салливана нельзя судить слишком строго: большинство сочинителей утопий, начиная с Томаса Мора, не понимали, что создают антиутопии.

Да, это ремейк, от которого глупо было ждать откровений, но, как сказал поэт, «беда, что скучен твой роман».

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это ремейк «Машина времени» Герберта Уэллса, написанный в 21 веке. Не случайно автор упоминает в предисловии этот классический роман. Точно так же главный герой Эллис Роджерс попадает в далекое будущее на очень условно описанной машине времени. И тоже встречает там измененное человечество. У Салливана вместо двух человеческих рас – утонченных элоев и свирепых подземных морлоков – только одна, объединяющая тех и других. Это улучшенный вид людей, но живут они под землей – вынуждены были уйти с поверхности из-за природных катастроф.

Подземный мир идеален от устройства жилищ до климата, на поверхность теперь выходят только на экскурсии. В мире больше нет болезней, войн и преступлений, потому что новое человечество составляют клоны, выведенные из идеальной ДНК. Да, они все на одно лицо, отсутствуют даже половые различия, все ненужные органы удалены за ненадобностью. Индивидуальность можно проявить разве что одеждой (хотя многие обходятся без нее) или татуировками. А еще люди теперь живут столетиями – по сути они стали бессмертными, потому что старения и болезней больше нет. Но в отличие от мира «Серпа» Шустермана, где надо сильно постараться, чтобы умереть окончательно, жители Полого мира могут погибнуть в результате несчастного случая или убийства. Убийство – огромная редкость в мире, где агрессивность просто удалена из генома, но именно убийство видит Эллис Роджерс в первый же день в мире будущего.

После первого убийства выясняется, что в идеальном мире завелась червоточина.

Ремейк удался, хотя откровением, конечно, не стал, несмотря на проблемы, поднятые в романе о будущем именно с точки зрения 21, а не 19 века. Последняя часть романа – чистый Голливуд: динамика, экшен и борьба за спасение мира.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, чей роман напомнил мне «Полый мир»?

«Левую руку тьмы» Урсулы Ле Гуин. Как ни странно. Протагонист — наблюдатель, прибывший по стечению обстоятельств в отличный от привычного ему мир, встречается с сильно изменившимися реалиями, будет втянут в сюжетные арки и лейтмотивом книги снова будет отношения между главным героем и персонажем из другого общества (хотя тут уже можно говорить о другом виде человека, ветви развития древа человечества).

Вторичность сюжета действительно есть. Этот факт лезет в глаза и напоминает повара, который позаимствовал блюдо из соседнего кафе, добавил чутка разных специй и выставил в собственном меню, но ощущения от книги весьма приятные. Как отметила Lilian в своем отзыве Салливан поднимает большое количество вопросов о взаимодействии людей, их чувствах и способности человека к эмпатии.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Годная по идее и исполнению фантастика — мир будущего показан увлекательно и отторжения не вызывает, хотя эта подземная утопия четвертого тысячелетия от РХ держится на трёх технических чудесах, сказочных по своей сути. А вот социальные проблемы общества будущего показаны рационально — понятен свой резон в действиях антагониста, при всей его апокалипсичности. Но оборотная сторона будущего общества особенно в завершающих главах, у меня лично вызвала почти рвотный рефлекс — ввиду центровой страннополой любви, причем, вспыхнувшей с первого взгляда. Пропаганда это или нет, но выглядит неприятно и неестественно, как в литературном, так и в общечеловеческом понимании. Так что даже не могу рекомендовать роман, хотя книжка весьма легко читается. Еще нюанс: автор в предисловии предупреждает о своей идее по созданию «машины времени» — типа «не пытайтесь повторить», явно гордый своим псевдонаучным экзерцисом. На шутку не похоже, но возникло впечатление, что Салливан идеей перемещения во времени вдохновился от просмотра фантастической комедии «Назад в будущее».

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь перед началом отзыва на произведение, переведенное энтузиастами-любителями для всех, выражаю благодарность группе «Bookish addicted» и лично переводчику Глебу Галкину и редактору Марии Кравченко. Перевод и проделанная работа в целом над передачей произведения нам, читателям, в подобающем виде вызывают лишь одни похвалы.

Что же до самого романа Майкла Салливана «Полая Земля». Неплохая средних масштабов текста книжка, которая читается быстро и с интересом, но обычной макулатурой на ночь ее не назовешь. Салливан действительно постарался, донес до нас интересное и довольно недурное произведение с разной проблематикой, живыми персонажами, но... Как же все избито.

Да, вновь хроноопера, но не в этом дело! Мне нравится читать о путешествиях во времени, но, перечитавшись уже этого вдоволь, хотелось бы увидеть что-то новенькое, оригинальное, с нетривиальными новаторскими фантастическими идеями. «Полая Земля» такой оригинальностью не наделена.

Перед нами вновь главный герой, у которого мало связи со своим временем да еще плюс и неизлечимая болячка. Вот и решается бедолага отправиться в один конец в будущее, где его смогут вылечить. Рассказов с подобными мотивами много, но дальше больше. Не зря ведь Салливан в предисловии упоминает легендарную классику жанра — «Машину времени» Уэллса. Короче говоря, упомянутое мельком произведение по сути переходит в работу автора. Да, не стоит удивляться во время прочтения, что общество будущего будет до боле напоминать элоев, дарвины — морлоков, отношения главного героя и Пакса — отношения между Путешественником и Уиной. Даже само путешествие через эпохи в чем-то схоже с подобным у Уэллса. Конечно же, это дань памяти классику, но проявление уважения к творению Герберта Уэллса поставило крест на всякую оригинальность в работе самого Майкла Салливана.

Так что если хотите прочитать что-то новое в столь избитом штампами и клише жанре фантастики, то «Полая Земля» не для вас. Если же вам хочется провести свое время за добротным произведением во всех планах, кроме идейной новизны — то вперед, за книгу.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация обещает путешествие на машине времени, собранной героем в своем же гараже. Но пускай подобный наивный ход не введет никого в заблуждение. Ведь книга вовсе не о путешествиях во времени, подобный ход — лишь способ поместить героя в новые условия. И автор открыто говорит об этом в прологе.

По сути же книга о новом, необычном обществе будущего — это тот самый Полый мир из названия. И конечно же о реакции на него современного человека. Точнее о попытке взглянуть на него глазами современного человека. Хотя и не только об этом.

Мне понравилось, что автор в простой и ненавязчивой форме успевает затронуть немало вопросов о природе человека, религии, индивидуальности и любви. При этом не в ущерб ровному, незатянутому и продуманному течению сюжета. Все ружья выстрелят, все вопросы получат свои ответы, никакой затянутости и ничего лишнего. Да, возможно немного простовато на фоне иных более заумных или эмоциональных историй-рассуждений о будущем. Но рассказать просто о важном — тоже талант.

Что еще понравилось — это не утопия и не антиутопия. Это действительно иной мир, живущий по своим законам. Что-то в нем может вызвать восхищение, что-то — неприятие. Автор покажет разные реакции, вполне достоверные. Хотя по сюжету и победит лишь одна из этих точек зрения.

Мир прописан интересный и необычный. Не самый фантастичный, вполне достоверный, просто другой. И это хорошо. Герои тоже прописаны хорошо, с индивидуальностью (хотя казалось бы природа Полого мира и предполагает с этим некоторые проблемы). Да и герой явно не картонный — уже пожилой мужчина с грузом прошлого и своей историей. Ну а Пакс — это просто чудо, вот. Еще один плюс автору, который смог так прописать персонажа, что к нему нельзя не проникнуться симпатией. И финал поэтому вызывает только правильные эмоции.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх