fantlab ru

Майкл Салливан «Эра легенд»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Эра легенд

Age of Legend

Роман, год; цикл «Элан»

Аннотация:

Шестилетние убийства и тяготы с обеих сторон вовлечённых в отчаянную битву человечество зашли в тупик. Мистик Сури более не желает пожертвовать кем-то дорогим ради достижения победы. Единственное лучшее решение — это окончание войны на взаимоприемлемых условиях, но достижение обоюдного мира разрушается неожиданным предательством, которое грозит вручить победу Фрэя, а дорогой друг Персефоны, посланный для переговоров подвергнут опасности. Теперь война может закончится, да и только после того, как Лотиан сотрёт рхун и перебежчиков фрэй с лица Элан.

У каждой культуры есть свои мифы и легенды, но самая известная во всём мире Элан была только одна, которую боятся и к которой относятся с ненавистью… а единственный способ и надежда спасти Сури лежит в легенде о ведьме, забытой песне и простой двери в саду выходящей прямо в центр города. Да и потому, что Малькольм так сказал. Остальное не важно…

Входит в:



Издания: ВСЕ (2)

Эра войны. Эра легенд
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Age of Legend
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если после прочтения первых двух частей цикла «Эра мифов»/ «Эра мечей» меня одолевало легкое недоумение от того, что за абсурд там происходит, а в душе еще теплилась надежда, что дальше все наладится, после ознакомления с «Эрой войны» / «Эрой легенд» — ожидания исчезли напрочь, а растерянность окончательно сменилась негодованием, разочарованием, и уж простите на слове – чувством обманутости.

Первый минус – это конечно же пламенное желание товарища Салливана рассказывать о том, о чем вообще не интересно читать. Помните тот поход за оружием в исполнении бой-дам из «Эра Мечей» с дальнейшим избиением демонов вчерашними крестьянками? Так, то были лишь цветочки! А ведь изначально обещалось, что приквел будет акцентировать внимание на судьбе Мовиндьюле — главном антагонисте цикла о «Рийрии» и поэтапно расскажет, как же он докатился до того, до чего, собственно, докатился. А также нам наконец расскажут полную версию мифа о Персефоне и Нифроне, элементы которого постоянно возникают в произвольном порядке по тексту «Рийрии». В общем, забудьте. Если с первой задачей автор худо-бедно (где-то на троечку с минусом) справляется, то о второй особо и не напрягается. Да и зачем? Ведь целых 100500 эпизодических персонажей от мойщиков ночных горшков до пивоваров и пахарей просто обязаны быть услышанными и упомянутыми! Важными ровно настолько, чтобы быть забытыми уже через строку. При чем сам автор тоже особо не старается сделать их уникальными и яркими, добавляет для галочки в качестве массовки, чтобы потом на последней странице книги упомянуть, что вот да, были такие и погибли. Эм, что?! Эмоций при чтении ноль, а драгоценное пространство книги утеряно непонятно на что.

Второй минус – доведенное до карикатуры разделение на «хороших» («наших»), которые всегда справедливы, добры, умны, сострадательны, не знающие страха и упрека, готовы на самопожертвование и бла-бла, и «плохих» («чужих»), которые исключительно злы, злопамятны, корыстны, жестоки, мстительны и невероятно глупы. При чем под «хорошими» понимаются исключительно рхуны (они же люди), а под плохими – фрэи (они же эльфы), и даже те, которые вроде как выступают на стороне людей и много в чем им помогают, тоже не заслуживают доверия. «Ведь они делают это из корысти!» – тут же не забывает глубокомысленно изречь автор устами первого встречного персонажа. Ага, ок. Вывод: забудьте о любой комплексности и неоднозначности образов. Все они просты, плоски, скучны, картонны, а их действия, увы, предсказуемы до такой степени, что уже после второй-третьей главы, понимаешь, чем, собственно, закончиться книга.

Третий минус – чрезмерная однобокость демонстрации прогресса в созданном мире книги. Зародыш сего чуда уже появился в первых двух частях, но тут усугубился до такой степени, что это утрирование буквально физически ощущаешь при чтении в виде зубной боли. Ну честно! Вот послушайте: ребята-эльфы через реку от людских деревень в среднем живут по две-три тысячи лет без бед и хлопот и, представляете (!), до сих пор не додумались до письменности! Они посвящают свои жизни искусству: живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и, представляете (!), у них нет литературы! Они единственные разводят лошадей и, представляете (!), до сих пор не понимают, что животных можно использовать в качестве тягловой силы! Серьезно, товарищ Салливан? Вы же сами говорите, что фрэи уже 9000 тыс. лет живут в своей столице, а значит, их цивилизации не меньше 10 000 лет, а может и больше. То есть их развитие преодолело промежуток даже больший, чем, например, от зарождение Шумерской цивилизации (а это 2500 год до н.э.) и до наших времен, и до сих пор без письменности и колеса?! А теперь вишенка на торте: все эти трехтысячелетние эльфы сидели под деревьями и ждали звездного часа, чтобы две девочки-подростка из людской деревни, где жгут кизяки вместо дров, поскребли головы, поковырялись в носу и придумали письменность, луки, стрелы, колеса, телеги и даже додумались (!), что лошадей можно запрягать в повозки и перевозить таким образом крупногабаритные и тяжелые грузы. Просто все. Занавес.

Ну хочется показать, какими изобретательными были люди – замечательно, но, елки-палки, не делайте же это так примитивно: за счет принижения и доведения до абсурдности развития других народов. Смотрится, как сюжет из книжки для младшего школьного возраста. И уж явно не говорит в пользу качества и серьезности опуса.

Четвертый минус — настолько завышенный градус мелодрамы, что порой во время чтения ловишь себя на мысли, а что я, собственно, вообще читаю? Вопреки тому, какие ассоциации обязана вызывать книга с названием «Эра войны», произведение рассказывает о чем-угодно, но явно не о войне. 2/3 повествования занимают дичайшие рефлексии опостылевшего еще по первым двум частям скучнейшего Рэйта а ля Убийцы Богов, не отстающего от него в этом вопросе воспитанника – Тэша «всехубьюодиностанусь», а так же затяжные душевные метания главной Мэри Сью всей эпопеи — девочки-мистика Сури, которая получает абилку «маг 80 уровня» уже от рождения.

Пятый минус – проистекает прямехонько из четвертого: на кой вообще в книге столько романтических линий? Ну две – ок, ну три – с натяжкой можно стерпеть, но ведь не пять же, КАРЛ! Это же не дамское фэнтези, ну серьезно. Зачем? При чем всей этой подростковой любви второстепенных персонажей отводится столько «экранного» времени, что главные персонажи остаются вытесненными из дискурса напрочь. И ладно, была бы эта любоффь как-то интересно подана и обыграна, свои фэнтезийные Ромео и Джульета или там Гамлет и Офелия, и так, чтобы до косточек пробрало и слезу вызвало, но нет же — картонный уровень: «Ты меня любишь? Докажи!» и «Ах, он/она меня не любит! Чожиделать?». Вопиющая деталь – как товарищ Салливан не пытается нагнетать градус драмы, между бесчисленными влюбленными персонажами вообще нет никакой химии, им не то, что не пытаешься сопереживать, а даже наоборот: мысленно восклицаешь «Доколе, товарищ Салливан? Ну доколе?!». И каждую страницу ждешь, когда же они уймутся, украдкой надеясь: может в сторону этих чудиков прилетит случайная вражеская стрела? Боюсь, мои надежды не оправдаются…

К слову, можно было бы простить даже это обилие пресных романтических линий, если бы автор удосужился посвятить достойную толику внимания развитию отношений между Персефоной и Нифроном, у которых никакой романтики нет, но есть довольно прагматичный союз, основанный на достижении общих целей. Демонстрация отношений зрелых людей (и эльфов) очень бы пошла на пользу слюнявому «детскому саду», но увы. Главным действующим лицам мифа о Первой империи отводится в «Эре войны» / «Эре легенд» роль эпизодических статистов, появляющихся с тремя диалогами за две книги (!) на одну страничку и полтора абзаца. Просто лютый вин!

Шестой минус – к концу «Эры легенд» начинает набивать оскомину любимая Салливанская фишка с преподнесением вотэтаповоротов через «гениальные» умозаключения какого-нибудь персонажа. И если раньше эти рояли еще вызывали добродушную улыбку на моем лице, сейчас же определенно раздражают. Этим вотэтаповорот-заявлениям, как правило, вообще не предшествует никакая напряженная мозговая деятельность персонажа, их изрекающего. Ладно бы он, как Шерлок Холмс пол романа вел расследование, изучал улики, опрашивал свидетелей, щепетильно докапывался до истинны, чтобы в финале торжественно заявить: убийца – дворецкий. Дык нет! Каждый второй персонаж в «Эпохах» — это местный Шерлок Холмс, хотя расследований он и не ведет (да и зачем?) ведь сигналы ему, видимо, посылает сама вселенная. Поэтому, когда подобные Холмсы в финале заявляют: убийца – дворецкий, земля – круглая, а солнце – большое, начинаешь понимать, что с миром и современной литературой что-то не так.

Седьмой минус – общая беда всего сегодняшнего фэнтези, да и вообще современной литературы: намеренная идеализация женских персонажей и принижение мужских. Вот серьезно, я этого не понимаю. Ну хочется рассказать историю о храбрых, сильных и независимых дамах – ну ок, никто же не против, рассказывайте. Но зачем всех мужчин в книге делать, не побоюсь этого слова, одноклеточными идиотами? Мало того, что они у Салливана априори злые, жестокие, себялюбивые, склочные, жаждут войны, смертей, убийства, власти и прочего тому подобного, так они еще и настолько беспросветно глупы и недальновидны, что не замечают затевающиеся под носом мятежи, заговоры, предательства, напрочь неспособны к логическому мышлению. Еще худо-бедно эту философию можно было бы приплести к рхунским вождям, что они там, допустим, за свою 30-40 летнюю жизнь ничего кроме войны и землянки с грунтовым полом не видели, и откуда взяться острому уму, тяге к добродетелям и мощному интеллекту? Но, елки-палки, как же карикатурно с подобным подходом смотрятся эльфы, когда автор рассказывает, что их жизни длятся по две-три тысячи (тысячи, КАРЛ!) лет и у них прям такая из себя культура и цивилизация, что их считают богами, а уже на следующей странице их поведение мало чем отличается от поведения второклашек на школьной перемене: диалоги соответствующие, ход мыслей соответствующий, цели/мотивация соответствующая. В качестве завершения мысли – пантомима «Рука-Лицо» в исполнении приглашенных гостей – Галадриэль и Элронда.

А как же плюсы, спросите вы? Увы! По крайней мере мною не найдено ни одного. Не то, чтобы предыдущий цикл Салливана «Рийрия» был каким-то шедевром, а если откровенно, то и до крепкого середнячка не дотягивал, но беря в руки новую книгу автора, рассчитываешь на какое-то развитие таланта, эволюцию идей, приемов, а в итоге – ничего не получаешь. Он использует все то, что было в «Рийрии», только делает это намного хуже и поверхностнее. И это до глубины души обидно. Ведь, положа руку на сердце, хорошего качественного фэнтези с классическими расами, развивающего достояние Толкина, ох, как мало. Иногда просто хочется почитать что-то такое, надеешься, покупаешь книгу, ждешь, если уж не шедевра и нетленки на все времена, то хотя бы приятного приключения, а получаешь «это». Грустно.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх