fantlab ru

Клод Лалюмьер, Марти Халперн «Витпанк»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.91
Оценок:
48
Моя оценка:
-

подробнее

,

Витпанк

Witpunk

Антология, год

Аннотация:

Произведения, вошедшие в этот сборник, объединяет одна общая черта. Это необычность. Все эти произведения, вне зависимости от их объёма, поражают своей новизной, иронией, нестандартностью взглядов на мир, и на перспективы развития мира.


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.84 (140)
-
12 отз.
5.93 (93)
-
6 отз.
6.17 (134)
-
13 отз.
6.76 (55)
-
6 отз.
5.90 (108)
-
10 отз.
6.09 (56)
-
3 отз.
7.07 (46)
-
4 отз.
6.07 (57)
-
3 отз.
6.13 (46)
-
4 отз.
7.25 (45)
-
3 отз.
6.61 (108)
-
5 отз.
6.99 (48)
-
2 отз.
6.28 (55)
-
4 отз.
7.41 (42)
-
2 отз.
7.08 (202)
-
7 отз.
6.71 (95)
-
4 отз.
5.91 (42)
-
2 отз.
6.29 (52)
-
2 отз.
6.00 (106)
-
3 отз.
6.19 (44)
-
5 отз.
7.30 (45)
-
4 отз.
6.67 (42)
-
4 отз.
6.27 (126)
-
3 отз.
8.22 (55)
-
6 отз.
6.59 (42)
-
1 отз.
5.88 (84)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (2)

Витпанк
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Witpunk
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Люблю такие антологии без четко определенной темы. «Вампиры», «Монстры», «Зомби» и прочие им подобные, конечно, тоже бывают очень и очень приятными, но все рассказы в них подчинены заголовку на обложке. Поэтому, переходя к следующей по списку истории, уже примерно знаешь, о чем она будет: о вампирах, о зомби, о… В «сборной солянке» же наперед не знаешь, что тебя ожидает. Это приятно. Как приятно и то, что спектр предложенных рассказов будет шире. Поэтому я всегда с большим удовольствием читал сборники лучшего за год от Дозуа и Датлоу. Поэтому я очень люблю «999» Саррантонио. И по этой же причине я с большим удовольствием прочитал «Витпанк», чьи составители определили его, как антологию «сардонической литературы и научной фантастики», которая должна доказать, что и сегодняшние писатели могут сочинять не менее интересные и удивительные истории, чем их коллеги по перу в прошлые годы.

Двадцать шесть историй. Двадцать четыре автора, часть из которых уже знакома отечественному читателю. Например, Пол Ди Филиппо с одним из своих лучших рассказов «Научная фантастика». Ди Филиппо пишет много, пишет с хорошей выдумкой, но далеко не всегда так удачно, как хотелось бы. Этот рассказ из жизни писателя-фантаста, столкнувшегося с необычной проблемой, – из высшей категории. Рэй Вуксевич мне знаком по сборнику «Финт хвостом» от Датлоу, и знаком не с самой лучшей стороны: «Прием подачи» был не более, чем просто бессмысленным набором слов. С «Прыгай!» в этой антологии такая же история – бессмысленно и маловразумительно. Одно из разочарований «Витпанка» вместе с «Неистовыми грудями» Нины Кирики Хоффман. К счастью в противовес сверхкороткой форме Вуксевича есть Джеффри Форд с набором из шести небольших зарисовок от «Пикантного детектива №3» до «Приключений в глубоком космосе №32». Если хотите познакомиться с основными чертами вестерна, произведений о супергероях или космической оперы, но нет времени читать все обилие книг по данному направлению, то эти истории как раз для вас: стильные, с хорошим юмором и длиной всего в одно предложение.

Рассказы в «Витпанке» подобрались самые разные, как по уровню исполнения (к сожалению, не мало проходных), так и по содержанию. От Джеймса Морроу – постапокалиптичные «Благоприятные яйцеклетки», неплохой рассказ. От Уильяма Спенсера — история на стыке мистики и городской фэнтези, «Огни Армагеддона». «Аманда и пришелец» Роберта Силверберга — добротная классическая фантастика, один из самых любимых рассказов в сборнике. «Капуцина и Волк» Лорент Мак-Алистер – вывернутая «Красная шапочка» в фантастических декорациях будущего; начало заинтересовало, но общее впечатление не самое лучшее. Если захочется посмеяться, то обращайтесь к Уильяму Сандерсу и его истории «Кишение, или на берегу моря с Марвином и Памелой», заодно узнаете, как можно избавиться от надоевших тараканов. Совсем другие чувства вызывает жесткая «Охота на игрумов» Аллена Стила, сильное произведение. Есть странные рассказы, которые не понятно к какой категории отнести: «Семь дней зуда» Элис Мозер или «Рассказ из глубины груди» Хироми Гото. И, честно говоря, мне они совсем не понравились. Нашлось место и для историй, которые к фантастике не имеют никакого отношения: «Дикарки» Пэта Мерфи (отдаю первое место среди всех прочих историй «Витпанка»), «Дневник, найденный в пустой студии» Дона Уэбба (интересна разве что концовка, в целом – проходной рассказ), «Большой секрет Тимми и Томми в День Благодарения» Брэдли Деттона (один из самых забавных и трогательных рассказов, по-настоящему смешно и грустно).

Если оценивать каждый рассказ «Витпанка» по отдельности и выводить оценку антологии, как среднее арифметическое или что-то вроде этого, то она у меня получится не самой высокой. Но мне в этот раз так делать совсем не хочется. Несмотря на ряд неудачных историй, слабых рассказов и нехватки яркого произведения, от которого хочется вскричать «Ну ничего себе!», общее впечатление от «Витпанка» у меня только положительное. С большим удовольствием прочитал, спасибо за это всем принявшим участие писателям, его составителям… Ну, и АСТ, что этот сборник у нас выпустило.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Будущего НЕТ? Или — есть, но ТАКОЕ, что лучше бы его и вовсе не было? Значит, не сработают уже ни киберпанк, ни стимпанк, ни рибофанк! Настало время ВИТПАНКА!

Полный спектр американской нонконформистской фантастики!

Фантастики безжалостной — и озорной, сюрреалистической и сатирической.

Если окружающий мир слишком глуп, слишком жесток или слишком неадекватен — что остается делать нормальному человеку?

Только СМЕЯТЬСЯ!»

Такова жуткая аннотация с задней стороны обложки этого сборника фантастики. Рибофанк не работает — атас! Жаль, что автор этого краткого описания недостаточно увлекся перечислением — где шифропанк, клокпанк, дизельпанк, нанопанк, космопанк, сплаттерпанк, сандалпанк, биопанк, наркопанк, шизопанк, метапанк, антипанк, sovietpunk, в конце концов?! Скоро уже школьное сочинение нельзя будет сдать, не приклеив к названию окончания «-панк».

Составители сборника называют рассказы «Витпанка» Sardonic Fiction. Сардонический — значит злой, язвительный, злобно-насмешливый. К сожалению, большинство рассказов сборника просто-напросто скучные.

Зато в сборнике в полном объеме раскрыта тема женской груди — и именно женщинами. Это «Рассказ из глубины груди» Хироми Гото и «Неистовые груди» Нины Кирики Хоффман. «Рассказ из глубины груди» — реалистическое и даже натуралистическое описание всех тягот, которые сопутствуют/могут сопутствовать кормлению грудью — за исключением концовки, буквально воплощающей выражение «Ну тогда сам попробуй!». В «Неистовых грудях», под воздействием чудо-тренажера, увеличивающего размер неистовых, бюст героини Мэй Джун обретает некоторое самосознание и лупит собой ее любовника.

Сразу вспомнилось начало одной из глав «Как писать книги» Кинга:

»...плохих писателей куча. Кто-то из них состоит в штате вашей местной газеты, обычно давая рецензии на представления местных театров или разглагольствуя о местных спортивных командах. Некоторые потом и кровью прописали себе дорогу к домику на Карибском побережье, оставив за собой след бьющихся в судорогах наречий, деревянных персонажей и слизисто-скользких страдательных залогов. Другие рвутся к микрофонам на открытых поэтических конкурсах-тусовках; одетые в черные водолазки и мятые камуфляжные штаны, они изрыгают вирши про «разгневанные груди лесбиянки» и «раскосые аллеи, где впервые я имя матери на крике произнес».

Писатели образуют ту же пирамиду, которую мы видим повсюду, где действует людской талант и людское творчество. В основании – плохие писатели. Над ними группа чуть поменьше, но все еще большая и доступная: писатели грамотные. Такие тоже бывают у вас в местной газете или в местной книжной лавке, и на поэтических вечерах открытого микрофона. Это люди, которые все же понимают, что, даже если лесбиянка разозлится, груди остаются грудями.»

Сам рассказ Хоффман неплох, так что одно из двух: либо храбрая женщина решила ответить на вызов Кинга, оплодотворив метафору злых грудей, либо все это — лишь доносящееся до нас эхо, малая толика великой борьбы за право называть груди — злыми (как вот у Шевчука: «Поп-звезда расплела злые груди»).

С сожалением оторвавшись от такой приятной темы, вынужден идти дальше. Половым вопросам посвящены также рассказы «Упорная девка» Лесли Уот и «Благоприятные яйцеклетки» Джеймса Морроу. В первом мать изобретает для дочери что-то вроде «комбинезона невинности», чтоб не дать дочке заниматься сексом с кем попало. Несмотря на многообещающую задумку — один из самых слабых рассказов сборника: нудный, затянутый, разваливающийся на куски, с неудачно воплощенной формой (вперемешку идут заметки из газет, отрывки интервью, прямая речь самой подопытной и проч.). Во втором — очередная антиутопия: после катастрофы всемогущая церковь топит детей, неспособных к производству потомства, а сексом можно заниматься исключительно для зачатия ребенка. В конце любвеобильные и/или свободолюбивые горожане бегут куда глаза глядят на корабле.

И кстати о лесбиянках. «Семь дней зуда» Элис Мозер — лучший рассказ сборника, глоток свежего воздуха среди душной преснятины. У героини, Полы, уже несколько страшно зудит спина. И вот как-то ночью, она просит свою подругу Дженнет почесать ей спинку между лопатками — и кончик пальца последней моментально врастает в спину Полы! Дальше — больше: с каждым днем Дженнет все сильнее засасывает в спину ее подруги. К слову сказать, в сведениях об авторах у Элис Мозер — в отличие от некоторых других, перечисляющих всех своих домашних питомцев и коллекции всамделишных космических кораблей — лишь одна тревожная строчка: «Живет в Монреале. Ее любимый человек исчез, не оставив следа».

Закрывая тему женского витпанк-творчества, стоит сказать о «Дикарках» Пэт Мерфи. Простой, но милый рассказ о дружбе двух девочек без грамма фантастики. Довольно приевшиеся штампы (глупые и недалекие родители одной девочки, мудрый и необычный папа другой, старший братец-хулиган, настырные учителя) в какой-то мере искупаются приятным слогом и трогательной, несколько наивной, искренностью.

Второе место в сборнике я бы отдал Дону Уэббу с его «Дневником, найденном в пустой студии». Стандартный сюжет о сумасшедшем художнике, переставшем принимать пилюли, весело поворачивается под новым углом, когда вертящийся вокруг него в связи с происходящими убийствами коп сам оказывается психом-без-таблеток.

Особо именитые ничем особенно не порадовали. «Научная фантастика» Пола ди Филиппо — забавна и интересна по-началу (автор, как можно догадаться, научно-фантастических книг начинает видеть научно-фантастические глюки, пытаясь параллельно содрать с редакций гонорар за рассказ, которого нет в помине), но потом, как это часто бывает у ди Филиппо, все оканчивается ничем. «Аманда и пришелец» Роберта Силверберга — насколько семнадцатилетняя девушка может быть опаснее пришельца-людоеда — неплохо, но и не более того [да и разве мы не знали этого сами и без автора! ;)].

Забавен «Самый обычный Хэллоуин». Герой — охотник на вампиров — в Хэллоуин рыщет в поисках кровопийц. Найдя одного упыря в какой-то компании, быстро убеждает остальных, что тот вампир — бросив в него пузырек со святой водой. Правда, вместо воды в пузырьке была соляная кислота. К сожалению, с самого начала довольно легко догадаться, что герой — псих.

Есть еще две почти-антиутопии касающиеся принудительного труда «Я люблю Пари» Кори Доктороу и Майкла Смита и «Приписанные» Юджина Бирна — довольно предсказуемые и неизобретательные, и что самое главное — бесхитростные и несардонические, как и большинство рассказов этого сборника.

Джеффри Форд представил кратенькие зарисовки «Пикантный детектив №3», «Арабески таинственной жути №8», «Док Агрессив, человек из жести №2», «Шестизарядный одиночка с Высокого Бугра №5», «Приключение в глубоком космосе №32» — пародии из одного предложения: жанровые клише соответственно нуара, хоррора, фантастики про ИИ, вестерна и космооперы. Типа «Чернильная ночь погребения заживо, жаждущая нечистот, измазанных смердящей кровью зомби, что была выплакана летучей мышью-вампиром во флягу в руках доктора Империуса Говнокуса, маньяка в лабораторном халате и бывшего Нобелевского лауреата, заключившего свою некогда любимую жену в ледяную глыбу в походной морозилке собственного блистательного изобретения...» и проч.» На мой взгляд, малоинтересно и несмешно.

Есть в «Витпанке» еще рассказы про охоту на ожившие игрушки («Охотник на игрумов» Аллена М.Стила), фальшивые и настоящие встречи с инопланетянами («Контакт иного рода» Дэвида Лэнгфорда), использование зеков как домработников («Мамин Молок» Пэт Кэдиган), разные способы вызова конца света («Огни Армагеддона» Уильяма Браунинг Спенсера), переделка «Красной Шапочки» под эпоху биотехнологий («Капуцина и Волк» Лорента Мак-Алистера — кстати, подобные переделки спародировал наш фантаст Илья Варшавский еще в начале 60-х годов =): http://www.lib.ru/RUFANT/WARSHWSKIJ/kafe.txt, «Красный скафандр») и проч. С моей точки зрения, не прочитав их, вы ничего не потеряете, а прочитав — ничего не приобретете.

Сборники рассказов разных писателей хороши еще и тем, что позволяют открыть нового интересного автора, не тратя много времени на отсеивание неинтересных. С этой точки зрения, урожай «Витпанка» очень скуден.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник, который произвёл на меня очень сильное впечатление. После прочтения, ещё несколько дней вспоминал и переосмысливал многие произведения. Несмотря на то, что стиль произведений, вошедших в этот сборник, воспримут не все, возьму на себя смелость порекомендовать его для прочтения.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом — повторю слова, относящиеся к одному из рассказов. Бред. Но забавно. Но бред. Но, по крайней мере, похоже, что большинство авторов писали просто для собственного удовольствия, а уж потом для печати, особенно учитывая, что рассказы не писались непосредственно для сборника.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая подборка рассказов с нестандартным изложением, сюжетом и идеями. Читал и смаковал, особенно рассказиками Форда. Жемчужины! :pray:

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный и ровный сборник, даже самые слабые рассказы из него сделали бы честь другим антологиям. А микрорассказики Джеффри Форда просто чудо абсурдного юмора!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх