FantLab ru

Родриго Кортес «Часовщик»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Голосов:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Часовщик

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Во всем Арагоне, во всей Кастилии нет часовщика искуснее Бруно Гугенота. Он настолько преуспел в своем мастерстве, что дерзнул бросить вызов самому Создателю, решив взять и повернуть ход времени. И немудрено, время действительно неспокойное: повсюду рыщут шпионы, вынюхивая очередного еретика, чтобы оттащить его на костер.

Время, считает Бруно, течет в какие-то совсем уж мрачные дебри. Надо чуть-чуть подправить: поменять шестерни, затянуть пружину, перевести стрелки. И вот уже пошло другое время — полегче, повеселее...

Но, увы, не менее кровожадное, чем прежнее. И Бруно предстоит очень скоро убедиться в этом.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 330

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2706 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 65 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


FantLab рекомендует:

Родриго Кортес «Часовщик»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Часовщик
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычное и сильное произведение. Начинается «Часовщик» как исторический роман из истории Испании 16-17 веков. В размеренную жизнь небольшого испанского городка вмешивается, казалось бы, незначительное событие. В стране начали чеканить новые деньги, менее качественные, чем раньше. Однако, это оказывается камешком, который сдвигает огромную лавину, началом грандиозного замысла Ордена иезуитов по переустройству средневекового общества. И вот уже начинают вертеться безжалостные жернова, в которые попадают и часовщик Олаф, и ученик лекаря Амир, и ростовщик Исаак и тысячи других людей.

Как историк не могу не отметить прекрасное знание автором исторических реалий средневековой Испании в частности и Европы в целом. Постепенно начинаешь замечать мелкие исторические несоответствия, но позднее выясняется, что они отнюдь не случайны. С большим знанием дела показана деятельность иезуитов — могучей и страшной организации.

Сюжет романа несколько раз преподносит весьма неожиданные сюрпризы. Одни действующие лица выходят на первый план, другие уходят в тень. Поле действия то сужается до маленького испанского городка, то расширяется на всю Европу. Главного героя жизнь кружит как щепку в водовороте могучих событий и он ведет себя совершенно по-разному, пытаясь выжить в столь быстро меняющемся мире.

Персонажи романа, поначалу весьма яркие, к середине постепенно тускнеют и становятся более схематичными. Некоторые, казалось бы ключевые действующие лица, порой неожиданно гибнут или просто уходят в сторону от событий. Но, видимо, в этом и был замысел автора — показать, как отдельные люди, пытаясь противостоять безжалостной машине, изменяющей мир, оказываются перед страшным выбором — или стать шестеренками этой машины, потеряв свою личность и индивидуальность, либо стать жертвами, перемолотыми системой.

Но есть еще один шанс — попытаться самому стать механиком, конструктором этой машины. Вот только под силу ли это героям да и кому бы то ни было? Вообще, как ни странно, «Часовщик» чем-то напомнил мне Оруэлла. Только здесь проблемы тоталитаризма и личности рассматриваются с другой точки зрения.

А еще этот роман — о влиянии времени и истории на людей, и о влиянии людей на историю и время. Очень необычный философский подход, который заставит читателя изрядно задуматься.

При этом события в романе развиваются весьма динамично, иной раз даже слишком.

«Часовщик» — весьма жесткий, порой жестокий роман о жестоком времени и страшных событиях. Но прочитав его вдумчиво, начинаешь лучше понимать многие события и нашей истории.

Общий вывод — сложное, незаурядное произведение, которое стоит прочесть всем любителям философской фантастики и хороших исторических романов. Поставил бы «Часовщику» и высший балл, но к концу книги становится совершенно некому из персонажей сопереживать, и это ее ощутимый минус.

P.S. Так сложилось, что «Часовщика» я читал во время поездки в Чехию. И, когда вечером читаешь в романе об искусстве средневековых мастеров часовых дел, а утром смотришь на удивительные часы на Пражской ратуше, или читаешь о кознях иезуитов, а затем разглядываешь могучие стены и величественные башни иезуитских монастырей, история, фантастика и реальность переплетаются в единое целое и впечатление еще усиливается.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги светлые, позитивные и лёгкие. Они радуют, улучшают настроение, и если не заставляют улыбнуться, то как минимум — улучшают настроение. «Часовщик» не такой роман. Абсолютно не такой. Это тёмное, мрачное, порой — тоскливо — депрессивное, жёсткое ( до жестокости) произведение о «машине», перемалывающей людей.

Я не знаю, может ли роман претендовать на полную историческую достоверность, но события, описываемые в нём заставляют задуматься о роли в развитии общества такого института, как инквизиция. Института, правда о котором смешана с вымыслом, реальные факты со страшилками. Института, о котором приходится слышать полярные мнения — «кровавые палачи» и «спасители Европы»...

Наверняка истина где — то посередине. Но где? Вот об этом то и заставляет задуматься этот роман.

Написан роман хорошо. В жёсткой, реалистичной манере, причём настолько жёсткой и реалистичной, что при прочтении пробирает дрожь от событий, в нём описываемых. Пор настоящему и искренне жаль людей, попавших в мясорубку борьбы за власть, борьбы, где хороши любые методы, в том числе и убийства от имени Бога.

Многие воспримут этот роман крайне негативно, что впрочем и неудивительно. Ведь в нём показано церковное закулисье — жестокое, порой грязное, не гнушающееся никакими методами, зачастую подлыми, для достижения своих целей. Для людей, склонных идеализировать церковь, этот роман будет нести крайне негативный заряд. Людей же мыслящих более объективно, роман заставит задуматься о церкви, её роли в истории, о том, благом или злом она являлась.

Итог. Роман тяжёлый и жёсткий, но при этом очень интересный. Слабонервным и впечатлительным к прочтению приступать с осторожностью. Фанатикам католичества роман противопоказан.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Единственный, на мой вкус, серьезный недостаток «Часовщика» — это отсутствие возможности взглянуть автору в глаза и виртуально пожать ему руку за столь захватывающую книгу. Загадочный Родриго Кортес, призрак издательство ЭКСМО выпустил, пожалуй, самый динамичный исторический роман в истории мировой литературы (ну хорошо, хорошо — самый динамичный из всех, что я читал).

Недрогнувшей рукой Кортес отсекает от текста все лишнее — пейзажи, описания одежд и зданий, пустые разговоры о погоде и здоровье тетушки Агнесс, рефлексии героев и описания их внешности (например, все описание падре Томазо свелось к тому, что он «монах с лицом нотариуса»)... В досуха выжатом тексте не остается ничего, кроме заговоров, интриг, приключений, многоходовых афер и опасностей — почти пять сотен страниц драйва и комбинаций, некоторым из которых позавидовал бы и великий Капабланка.

Роман начинается с места в карьер — не утруждая себя предысториями, знакомствами с персонажами и внятным разъяснением геополитических отношений того времени Кортес с первых страниц закручивает пружину повествования — и ни на секунду не ослабляет напряжения. Серьезно, как начинается в романе кульминация (странице эдак на десятой), так и не спадает до самого финала...

Тут в отзывах сравнивали Бруно Гугенота (Часовщика) с Гренуем, героем «Парфюмера»... Мне же Бруно больше напомнил Развияра из дяченковского «Медного короля». В самом деле параллель провести легко — Бруно так же был приговорен к смерти, но спасся и, стремительно преодолев путь от всеми гонимого подмастерья до самого настоящего вершителя судеб, начал собственноручно творить историю.

Резюмирую — Кортес написал широкими мазками написал эпический приключенческий роман о том, как создавалась история Европы времен инквизиции. Очень захватывающе, ярко и динамично. Рекомендую!

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередная история про очередного маньяка. На этот раз у ГГ — мания величия на «профессиональной почве», весь мир (вначале — родной город) представляется ему «механизмом», а призвание ГГ — следить за этим механизмом. Причём ГГ уверенно решает, что на пользу «механизму», а что — нет, и делает подлости, не задумываясь (и даже не считая это чем-то плохим, бедная монахиня).

Кроме того, автор придумывает свою историю Испании и испанской инквизиции, не имеющую ничего общего с реальной. События трёх веков перемешаны в кашу. Поэтому восхищение «историчностью» романа для меня непонятно.

«Плохих парней» (здесь ими априори является католическое духовенство) автор оглупляет совсем уж неприлично, история с фальшивыми монетами «высосана из пальца», выглядит очень неправдоподобно.

Мой итог — 4/10.

Оценка: 4
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Родриго Кортес — явление в современной литературе, определённо заслуживающее пристального внимания. Его «Часовщик» производит впечатление очень качественного текста, изначально писавшегося на русском языке, что опять говорит в пользу Кортеса, по уровню мастерства, на мой взгляд, не уступающего тому же автору нашумевшего «Парфюмера» — Патрику Зюскинду. Можно сколь угодно проводить параллели между героями этих двух романов, но Бруно Гугенот, если позволите, более человечный персонаж, о чём говорит хотя бы его искренняя привязанность к приёмному отцу Олафу.

До определённого момента ты и сочувствуешь главному герою, и с интересом следишь за тем, какой нелёгкий путь проходит Бруно от простого подмастерья до настоящего Мастера. Пока не понимаешь, что для него не существует людей — только детали громадной беспощадной машины жизни...

Небольшими, лаконичными главами-росчерками автор пишет масштабное полотно, охватывающее период возрождения в Испании XV в. Святой инквизиции, могущественного и безжалостного механизма, именем Господа вершившего немыслимые зверства, государственной структуры, обладавшей фактически неограниченной властью. Чтобы организация подобного масштаба функционировала, над ней нужно было много работать, чем занимались расчётливые, неглупые люди, такие как Томас Торквемада, преданные делу — «Делу Веры», как не раз прозвучит в романе.

Родриго Кортес до конца остаётся беспристрастен: словно демон Астарот, он в одного за другим вселяется в участников событий и ведёт повествование от разных лиц, позволяя читателю видеть мир глазами персонажей, одержимых каждый своей Идеей.

Прекрасное воплощение и глубокий философский контекст.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Довольно трудно оценить эту книгу. Это не совсем художественная литература, это больше похоже на отчет о проделанной работе с архивами и выводы из этой работы. «Часовщик» — это пиршество для поклонников теории заговора. Человеку всегда свойственно верить, особенно с течением времени, в то, что так все и было задумано. Что есть заговор масонов, иезуитов, план Даллеса, сурковская пропаганда и т.д. У Кортеса все это, как водится, дополняется хитрыми и не очень цифровыми махинациями с календарями, которые, действительно, иногда выглядят очень убедительно. Кортес, изучив архивы, выдвигает теорию альтернативной истории позднего средневековья и католической церкви. А для того, чтобы это было интересно читать, вводит в роман по одному герою из главных противоборствующих группировок. Автор очень жестко проходится по католической церкви, буквально жжет напалмом. В романе ни одного положительного героя (за исключением, может быть, еврея-меньщика и врача-араба), ГГ откровенный безумец, католическая церковь описывается как логово содомитов, садистов и бюрократов. Никакой верой здесь и не пахнет.

Очень сильная концовка, особенно метафора про «полночь церкви». Я буквально перед этим прочитал роман Майкла Флинна «Эйфельхайм» про раннее-среднее средневековье до инквизиции, и, конечно, время, описанное Кортесом, действительно видится концом католической церкви.

А размышления про смысл власти, просто превосходны. Без идеи, без цели, без веры ничего нельзя достигнуть. И вся католическая церковь, вместе со своей зловещей структурой — орденом иезуитов, оказывается более безумной и саморазрушительной, чем сумасшедший полуграмотный часовщик, ибо у него есть вера — вера в механику и порядок, а у церкви никакой веры не осталось.

P.s. Не могу судить, прав ли Кортес или это всего лишь теория, не упирающаяся в достаточное количество доказательств, но в любом случае, книга полезна, как прививка от догмы.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главное, что осталось после прочтения романа — разочарование. Как будто приходишь в театр, где анонсирована серьезная историческая драма с маститыми актерами в главных ролях, а тебе демонстрируют сценки из истории Испании в исполнении студентов театрального отделения. И ведь язык не повернется назвать представление провальным. Вроде бы и актеры стараются, и следить за действием интересно. Только как то все ... поверхностно, глубины какой-то не хватает, профессионализма, что ли.

В общем-то, само по себе произведение неплохое, попадись оно мне случайно, прочитал бы и остался вполне доволен. Но после появления в разделе «Fantlab рекомендует», ряда восторженных отзывов весьма уважаемых рецензентов, многообещающих цитат-аннотаций на обложке ожидал много большего. Совсем неуместными кажутся мелькающие сравнения то с Зюскиндом, то с Умберто Эко. Слишком разный уровень литературного мастерства, на мой взгляд. Особенно не порадовал язык автора. Повторяющиеся чуть не через страницу сомнительного качества речевые обороты («дюжие монахи», «хлопнул по тонзуре», «обмер» и т.д.) вызывают сначала раздражение, а потом просто смех. Это, а также упоминаемая многими сухость, схематичность изложения совсем не способствуют погружению читателя в историческую эпоху. Ну и плюс полное отсутствие живых, объемных персонажей. И при всем при этом, как ни парадоксально, повествование увлекает и держит в напряжении, хочется дочитать до конца и узнать, чем же все закончилось. Итог: неплохой развлекательный приключенческий псевдоисторический роман, имеющий, однако, мало общего с серьезной литературой.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман. Читается с большим интересом и очень легко. Как верно заметили предыдущие рецензенты, книга — «сухая» и написана совершенно без эмоций. А так как эта моя первая прочитанная книга Кортеса, не могу однозначно утверждать, что Кортес сознательно писал именно так. Надо бы почитать что-нибудь еще. Я тоже из этого романа многое подчерпнул в плане информации об исторических событиях в Испании. Хотя, конечно, хотелось бы знать, много ли здесь выдуманного. Перечитывать книгу не буду однозначно. Главная причина — отсутствие «положительного» героя или, хотя бы, какого-нибудь персонажа (пусть «злодея»), вызывающего хоть какую-нибудь симпатию. Лично мне это нужно. Интеллектуально-исторический триллер — так бы я охарактеризовал жанр этого романа и в рамках этого жанра книгу можно признать «блестящей». Обязательно продолжу знакомиться с творчеством Кортеса, но «Часовщика» рекомендую с осторожностью, поскольку, как мне кажется, понравится он, главным образом, тем, кто сантиментам предпочитает «голый» рассудок (и динамику).

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Часовщик» начинается на территории современной Испании незадолго до конца Реконкисты. Два крупнейших христианских королевства Арагон и Кастилия близки к объединению. Пока рядом друг с другом мирно живут христиане, иудеи и мусульмане, работает система местного самоуправления, никаким абсолютизмом даже и не пахнет. А затем все идет прахом, мир на Пиринеях буквально взрывает Римская Католическая Церковь, которая в погоне за мирским начинает свою игру. В центре романа ученик часового мастера — Бруно, странствующий по дорогам Кастилии, который становится не только наблюдателем, но и невольным участником всего происходящего. Бруно механик от Бога, и видит мир именно в свете механики. Винтики и передачи заменяют ему эмоции и человеческие отношения. В каком то смысле он предшественник французских вульгарных материалистов 18 века Ламетри, Кабаниса и других, точно так же подбиравших ключи к окружающей действительности. Такое виденье мира, накладывает отпечаток и на поступки главного героя, воспринимая общество, как сложный механизм, он рассматривает людей, которые мешают привычному ходу событий, как испорченные детали, которые надо или исправлять или уничтожать с заменой на новые. Его позиция на первый взгяд кажется безумной, но в безумии оказывается какая та система, ведь события, происходящие на территории Испании, точка зрения Бруно объясняет крайне легко, как изменение программы часов, и что самое главное, используя свою систему, он может подсказывать простые и быстрые решения для тайных дирижеров происходящего. Решения Бруно просты с точки зрения механики, но каждое такое решение при переходе от механистического уровня к обычному человеческому оборачивается чем то, что Бруно не видит, зато это может увидеть читатель, узнающий о том, что происходит через других героев, ни один из которых до конца книги не доживет. Кортес проводит своего героя от обычного ученика часовщика до человека, который оказывается способен полностью изменить мир, направить его в русло своей механистической мысли, однако в этом Бруно так мало человеческого, как и в том мире, который в итоге получится.

Корень, от которого питается творчество Кортеса, лежит не в русской классической прозе. Кортес иноземец, пишущих на русском языке. Он писатель европейский, холодный, малоэмоциональный, препарирующий не столько душу, сколько разум, логику своих персонажей. И это свою нерусскость он подчеркивает своим испанским псевдонимом, отстраняясь от России, заставляя сравнивать свои книги с похожими европейскими интеллектуальными триллерами о социопатах «Парфюмером» Зюскинда, «Каталогом Латура» Фробениуса и другими. Кортес на мой вкус даже получше большинства, он умеет писать увлекательно, его герои необычны, он ловко использует нестандартные сюжетные ходы и еще, что тоже немаловажно, умеет заканчивать книги). Все это держит читателя в напряжении от первой и до последней страницы романа. Да и, конечно, подобно коллегам он хорошо прорабатывает исторический фон, я многое подчерпнул для себя из того же «Часовщика». Что любопытно, Кортес, выстраивая свой роман, играет и здесь, совершенно сознательно искажая хронологию некоторых фактов, что внимательный читатель заметит без труда. А зачем это нужно, можно ответить прочитав книгу ).

Ценность Кортеса этим не ограничивается увлекательным повествованием, триллер — это только покров, в который Кортес заворачивает свой цивилизационный скепсис. Многие вещи о которых он пишет справедливы, и почему то когда читаешь о них, становится очень горько.

PS Да и еще хотелось отметить, Кортес заставляет вспомнить не только французских материалистов, главы, посвященные построению идеального общества в Парагвае, очень зло пародируют идеалы коммунистов.

9/10, очень рекомендую ознакомиться.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да... В общем так.

Начну с того, что по мере прочтения этой книги моя оценка повышалась, наверное баллов с 6, а дошла вот до какой). Попробую пояснить. Изначально она мне казалось просто исторической книгой, с интригами, со становлением Иезуитов. Потом нашлись мелкие несоответствия с историей, которые я списал на то, что их просто немного перемешали во времени, дабы роман получился более насыщенным. Но потом противоречия с историей реальной нарастали как снежный ком, получалась такая сжатая история всего диктаторского и мракобесного, что было за прошедшие столетия с Европой: и мракобесие Инквизиции, и даже нацистские гетто, евгеника...

Но конец романа все перевернул!) Стали понятны и все нестыковки с т. н. реальной историей, общепринятой. И все, конец: все мои умозаключения разлетелись, роман стал совсем не тем, чем казался, и донес до нас смысл совсем не тот, который думался поначалу!

И ведь думается так, что и фантастикой то не назовешь книгу эту, так все перевернулось. Но дабы не скатываться все-таки к Фоменко, думаю, что придерживаться надо истории общепринятой, и выходит, что роман,однако, фантастический, хотя такое вполне могло/может быть/ скорее всего происходит сейчас.

P. S. Еще хотелось бы сказать, что читать сие произведение неплохо было бы с книгой «Бог как иллюзия»: о церкви начнешь очень интересно думать)

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась книга, мысли роились по ходу всего чтения. Одно расстроило — историческая неточность. Имена не соответствуют действительности, или время постоянно путается. Так, например, если принять, что действие романа происходит в конце Реконкисты, т.е. в конце XV века, то тогда совершенно неясно причём там орден иезуитов, который был основан в 1536 году, а уж сильным стал и того позже. Так же обстоит дело с инквизицей. Да и с Бурбонами проблема, не были они в конце XV века сильной фамилией. Если уйти от конца Реконкисты и предположить, что события происходят позже, то тогда возникают другие исторические противоречия. Если же абстрагироваться от исторических неточностей и не искать исторической достоверности, то роман заставляет задуматься о многих вещах, причём автор выворачивает некоторые понятия настолько нестандартно, что лично я приходила в восхищение от объёма новых идей и мыслей, которые возникали в связи с этим.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О, это могло бы быть шедевром исторического конспирологического триллера, если бы автор сделал своих героев более похожими на живых людей, а не фигурами на игровой доске — статистами «в ролях» необходимых по тексту «функций». Я где-то вполне допускаю, что именно таков и был авторский изобразительный метод – показать своих героев теми самыми шестеренками глобального мирового «кукольного театра», но – увы – в результате перед нами нечто вроде симбиоза нескольких неплохих учебников по истории, политологии и макроэкономике. Читать чрезвычайно интересно, до конца добраться хочется очень, но… не трогает и не цепляет…

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

События, описываемые в книге, происходят в средневековой Испании времен правления королевы Изабеллы. Главный герой романа – Бруно Гугенот. Будучи приемным сыном талантливого часовщика, Бруно с младых ногтей постигает ремесло отца, Олафа Гугенота. Но он не механически запоминает премудрости своей будущей профессии. Имея от рождения философский склад ума, Бруно пытается распространить законы, которым подвластна каждая деталь в часах – от маленьких шестеренок до огромных стрелок башенных курантов, на всю окружающую его действительность, и даже – на человеческое общество.

Книга очень талантлива – в ней все, как в жизни – нет однозначно плохих и однозначно хороших, у хороших парней порой случаются такие неприятности, что смерть становится чуть ли не лучшим выходом. Автору удалось рассказать и о событиях, происходящих в сферах большой политики, и о том, как события большой политики отражаются в жизни простых людей.

Книга сложна, разнопланова, и, в тоже время, достаточно легко читается – за хитросплетениями судьбы Бруно и судеб Арагона, Кастилии и прочих провинций Испании по-настоящему интересно следить.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Родриго Кортеса «Часовщик» включает две линии повествования — мирскую и божественную. Главный герой — Бруно Гугенот символизирует собой Единого Бога Творца, в имени и прозвище главного героя объединены католические (Джордано Бруно) и протестантские (гугеноты — французское название протестантов) мотивы. Роман описывает альтернативную историю, об этом можно судить по имени правящего Папы Римского — Пётр, в реальности римские папы никогда не принимают имя Пётр из-за апостола Петра, считающегося первым папой и согласно пророчеству о папах, Пётр II («Пётр Римлянин», Petrus Romanus) будет последним папой перед концом света. Возможно роман Кортеса является романом-пророчеством о грядущем Конце Света (например в результате запуска Большого Адронного Коллайдера, запланированного на весну 2009-го года). По стилю роман мне напомнил произведение Пауло Коэльо «Алхимик», может быть из-за того, что оба писателя пишут на родственных (испанском и португальском) языках. Роман Кортеса аллегоричен: под аллегорией часов автор понимает мироздание (как видимое, так и скрытое от обычных чувств), под аллегорией часовщика — Господа Бога. В романе происходит «обычная» жизнь Средневековья: потенциальные наследники престолов — борются за власть, Святая Инквизиция — трудится в поте лица, а бедный Бруно Гугенот все никак не может наладить механизм Вселенских «часов».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно интересный роман, но действие описано слишком схематично, не вдаваясь особенно в подробности. Историчностью повествование не блещет — события трех веков ужаты в рамки жизни главного героя, да и вообще с исторической реальностью порой имеют мало общего. Начало отдаленно напоминает Парфюмера — эдакий гениальный маньяк готов на все, чтобы достичь своей цели, но практически сразу эта линия сходит на нет, характер главного героя не раскрыт — зюскиндовский Парфюмер не в пример гораздо более интересен, да и сам характер повествования, как уже сказали, слишком сухой — недостаточно эмоций и глубины.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх