Фредерик Браун «Арена»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Контакт | Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Рассказ о том, как некий сверхразум заменяет взаимоуничтожающую войну между землянами и пришельцами поединком двух индивидуумов — землянина Карсона и Пришельца. Тот, кто победит, дарует победу и существование всей своей цивилизации...
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, June 1944», 1944 г.
— антологию «Big Book of Science Fiction», 1950 г.
— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.
— сборник «Honeymoon in Hell», 1958 г.
— антологию «Introducing SF: A Science Fiction Anthology», 1964 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2», 1971 г.
— антологию «Bug-Eyed Monsters», 1972 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 12», 1972 г.
— антологию «Anthropology Through Science Fiction», 1974 г.
— антологию «Decade: the 1940s», 1975 г.
— антологию «Histoires galactiques», 1975 г.
— антологию «Aliens», 1976 г.
— антологию «Arena: Sports SF», 1976 г.
— сборник «The Best of Fredric Brown», 1977 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)», 1981 г.
— антологию «Space Odyssey», 1983 г.
— антологию «Продаётся планета», 1986 г.
— сборник «And the Gods Laughed», 1987 г.
— антологию «Space Gladiators», 1989 г.
— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.
— антологию «Поединок разумов», 1991 г.
— антологию «Гарри Гарисон;Артур Конан Дойл; Фредерик Браун», 1993 г.
— сборник «From These Ashes», 2001 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.
— «Просто Фантастика», 2008 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «The Mammoth Book of SF Wars», 2012 г.
— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Короткая повесть |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
opty, 3 ноября 2013 г.
Великолепный рассказ вполне достойный попадания в ТОП-100 лучших рассказов мировой фантастики . Технически безупречно написанный и содержащий множество идей и ставящий множество вопросов .
Интеллект и мастерство против интуиции и несколько лучше приспособленного для выживания организма , что лучше для выживания вида ?
Насколько этичен сверхразум походя уничтоживший миллиарды разумных существ ? Разумен ли он вообще , может быть всего лишь могущественен ?
Что предопределило победу Карсона , не способность ли сознательно преодолеть страх смерти , на что видимо инопланетянин не способен ? А может элементарное сострадание ?
Говорили ли ящерки ? А может это галлюцинация в крайне стрессовом состоянии , через которую подсознание подсказывает уже найденное им решение ?
А может вообще вся битва происходила в виртуальном пространстве сверхразума , а шрамы это всего лишь стигматы ?
Кроме того для полноценного понимания рассказа необходимо оценить то время в которое он был написан . 1944 год , война на Тихом океане . а в народе ходят слухи о предстоящем штурме «больших» японских островов . И тогдашние и современные стратеги оценивали потери американской армии при штурме метрополии в 1-1.5 млн человек . Избежать подобных потерь удалось благодаря блефу с атомными бомбами (а это был блеф , потеря двух городов никакого серьезного ущерба военно-промышленному потенциалу Японии не нанесла а расщепляющихся материалов хватило бы еще только на одну бомбу) , и успехам Советской армии за три недели раскатавшей в блин , мощнейшую Квантунскую армию на материке .
Ничего не напоминает ? Ожидание колоссального противостояния , огромных жертв , и неожиданное вмешательство «Deus ex machina» ? Может быть через этот рассказ Браун выразил свою надежду «что все как нибудь образуется» ...
Рассказ , при всех своих чисто литературных достоинствах , направлен на осознательное восприятие , он несколько ну как бы сказать механистичен . Проблемы жизни и смерти , права выбора и все такое , а эмоций практически нет . Только факты , анализ , вопросы и ответы на некоторые из них . В результате у читателя возникает эмоциональное противоречие , по крайней мере у определенной категории читателей . Что в прочем ни в коей мере не умаляет достоинств этого рассказа , и скорее всего является литературным приемом .
galaxy56, 12 марта 2013 г.
Один из лучших НФ-рассказов всех времен. У Брауна — точно лучший. Мастерски описана вся ситуация (сюжетно, детали, психология, ход мыслей). Вместе с Карсоном старался придумать выход — в общем, рассказ захватывает с первых строк и не отпускает до конца. Не могу согласиться, что развязка («наши победили») предсказуемая. В то время мы читали и другие зарубежные рассказы — Ван Вогт «Пробуждение», Брэдбери «И грянул гром...» — где хэппи-энда и близко не было. И пусть пришельцы тоже «люди», т.е. имели право на существование (правда, осознание этого пришло лет через 10 после первого прочтения, когда жизнь пообтерла слегка и черно-белого становилось все меньше), это тоже говорит в пользу Брауна — он явно не подразумевал такой трактовки (то бишь понимания чужих,попытки взглянуть на происходящее с их стороны), но художественная правда, реализованная его талантом (ого! извините за вычурность), оказалась сильнее.
Спасибо Брауну — один из самых любимых рассказов. Отдельно спасибо за выжившую ящерку (вот где предтеча финалов многочисленных голливудских историй — чтоб уронилась скупая мужская слеза).
Mishel78, 13 апреля 2019 г.
Рассказ был написан в 1944 году, когда Вторая Мировая Война ещё не была закончена и потому Фредерик Браун гениально обыграл вариант окончания войны без больших кровопролитий для всего человечества. Конечно, может показаться жестоким, что сверхразум поставил условием выигрыша в противостоянии на Арене уничтожение с лица Вселенной одной из противостоящих рас, но ведь когда хирург вырезает часть больного органа, то тем самым спасает весь организм от гибели. Точно также в реальности, авторский замысел был скорее всего в том, чтобы иносказательно изобразить уничтожение опухоли на теле человечества — нацизма в лице гитлеровской Германии.
Хотелось бы ещё обратить внимание на такой момент: в одинаковых ли условиях на Арене находились Пришелец и Человек? Вот здесь мне кажется, что сверхразум немного всё-таки подыграл Человеку, после того, как увидел сострадание и сочувствие в его поведении по отношению к жертве Пришельца. То есть потенциально в лице Человека Сверхразум определил победителя, не напрямую показав способ победы над жестоким Пришельцем.
Ну и, конечно, чего в рассказе не отнять, так это увлекательности. Правдоподобно выглядят как поведение Человека, так и поведение Пришельца в замкнутом пространстве Арены. Большой интерес вызывает именно такой чужеродный внешне и внутренне Пришелец. Причём автору удалось показать его психологический портрет глазами Человека, вынужденного внимательно следить за поведением противника. Ставки для обеих сторон были слишком высоки, а потому за борьбой разумов было следить нескучно.
Конечно, на первый взгляд может показаться, что Сверхразум выбрал ну очень уж архаичный способ решения конфликта вселенского масштаба. Но не следует забывать, что всё гениальное — просто. Именно в этом сюжетном ходе проявилась гениальность и самого Фредерика Брауна, создавшего одно из своих лучших произведений.
P. S.: Да, в рассказе слова Человек и Пришелец всегда пишутся с большой буквы. Внимательный читатель при чтении в тексте найдёт очень чёткое объяснение этому авторскому приёму.
Доктор Вова, 23 июня 2010 г.
Из коротких фантастических рассказов, прочитанных мной — это один из самых запоминающихся, и лучших! В таком малом объеме вместилось так много! Пришельцы, предстоящая битва до полного уничтожения одной из сторон, странная планета с голубым песком, абсолютно чуждый по образу и мыслям противник, Высшее существо, запросто играющее с пространством, временем и настолько могущественное, что в один миг уничтожает армаду пришельцев. Вселенная бесконечна, но даже в ней слишком мало места для землян и их противников, настолько они антагонистичны, что диалог невозможен! Я считаю, что поединок, в котором в смертельном противостоянии сошлись два представителя цивилизаций, был выигран не потому, что землянин умнее или более умелый (взять ту же катапульту «чужого»), а прежде всего благодаря милосердию Карсона, который прервав мучения маленькой ящерки, тем самым увидел путь для преодоления барьера, что в конечном счете и позволило ему, а следовательно и нашей цивилизации победить!
Чайханщик, 29 июля 2014 г.
Казалось бы, изъезженный мотив — противостояние человека и иного существа один на один.
Казалось бы, добротный, но не блещущий изысками слог.
Казалось бы, предсказуемый конец.
Но всё-таки это здорово.
Пока я читал, физически ощущал жару арены, изнеможение героя, разделял с ним его ответственность перед человечеством.
За это твёрдая десятка.
zmey-uj, 9 августа 2008 г.
Рассказ можно читать и перечитывать буквально до бесконечности. Сама идея — сражение двух противников в равноценных условиях — неожиданна, но очень логична и справедлива.
После сцены телепатического контакта становится ясно, что Пришельцы и земляне не могут договориться ни в коем случае. А затем — что Карсону просто необходимо победить, хотя бы для того, чтобы прекратила существование раса безжалостная и агрессивная. Те, кто жесток к слабым, пощады не заслуживают. Спасутся те, кто знает, что такое сострадание.
Именно способность сострадать и внимание к чужой судьбе приводят героя к удачной идее.
Ksand, 17 мая 2010 г.
Перечитываю и перечитываю. Перечитываю и перечитываю. И в 15 лет, и в 20, и в 25, и далее.. И буду!
Потому что, пожалуй, любимый рассказ. А может заодно и просто — лучший. Оспорьте ))
Потому что такое противостояние, когда силы равны абсолютно. Когда от тебя зависит не только твоя жизнь, и даже не миллионы. А просто вся История и всё Будущее...
И гордость охватывает. За то, что мы — люди. За то, что он — Человек. Разумный. И победил он чужака не просто разумом, а именно вопреки бессмысленной и неоправданной жестокости. Ведь именно немотивированная агрессия чужого дала повод, и мысль, и идею. Может оттого и досталась эта тяжелая победа.
Иногда жалею, что нельзя поставить 11. Правда.
artuniar, 22 августа 2009 г.
Одно из первых фантастических произведений прочитанных мною ещё в детстве. С тех пор много раз перечитывал, и каждый раз получал огромное удовольствие. Захватывающая, буквально с первых страниц, история о тот как некий сверхразум, наблюдая за долгой, кровавой, взаимоуничтожающей войной между расой людей и чужими, решил исход борьбы единственным верным способом. Идеально выверенное описание поединка с множеством деталей. И отдельное спасибо за внешность пришельца как полностью чуждое создание, не имеющее ничего общего с человеком, кроме жажды к выживанию и стремлению убивать.
Действительно две таких расы во Вселенной это уже много. Собственно в этом и суть рассказа.
Din Tomas, 21 марта 2008 г.
В этом рассказе обстоятельно и, пожалуй, исчерпывающе раскрыта тема поединка между землянином и пришельцем; можно также сказать, это борьба, где на одной стороне такие вечные ценности, как добро, мужество и изобретательность, а на другой стороне – жестокость, тупая злоба и закостенелость. Это «Повесть о настоящем человеке» на фантастический лад. «Арена» облагораживает и заставляет несмотря ни на что проникнуться гордостью за создание, имя которому – человек. Прочитать должен каждый.
nostradamvs, 21 июля 2011 г.
Несомненно сильнейший рассказ Брауна, психологическое противостояние между двумя совершенно чуждыми друг другу и равными по силе разумами. Игра, в которой должен выжить только один, и этот один станет героем, о подвиге которого никто не узнает. Это был первый рассказ Брауна, который попался мне в жизни, с тех пор я прочёл много других его вещей, но «Арена» — это навсегда.
god54, 11 сентября 2009 г.
Отличный рассказ, который надолго остается в памяти и который всегда хочется перечитать. Недавно по TV шел небольшой фильм на эту тему, но авторы поместили со стороны землян женщину... Рассказ всё же лучше. Здесь много в тексте от автора, в фильме этого нельзя сделать или не смогли. Но больше меня разозлил этот высший разум. Если это Бог, то он проповедует любовь, а если нет, то значит чем дальше развивается человечество стремясь стать высшим разумом, тем кровожаднее оно станет. Если он так силён и умён, почему нашёл самое простое и детское решение: ребенок всегда хочет стереть двойку в дневнике, думая что станет умнее...
Вертер де Гёте, 22 января 2008 г.
С детства — один из самых любимых мной фантастических рассказов. Поединок, дуэль двух живых существ и двух цивилизаций. Когда от тебя зависит судьба человечества, ты должен использовать все его лучшие достижения, но не сверхоружие и технические возможности, а настоящие достижения цивилизации: интеллект, волю и нравственные качества.
vam-1970, 14 ноября 2016 г.
Много раз читаю рассказ -и, 1944 года написания, — каждый раз захватывает сюжет. Что-то в нем есть гениальное. Я не люблю войны и , видно, этот рассказ мне по душе — взять крикунов из разных стран, желающих крови, и на АРЕНУ их -пусть давят друг друга до смерти. А мы посмотрим.Только вот сил у нас на это не хватает, а высшая сила имеет такие возможности. Надежда только на Спасителя. Но такой цирк организовать не мешало бы.
Fozzie, 23 октября 2008 г.
Отличный рассказ. Жестокая действительность в стиле Роберта Шекли.
Высший разум не помог ни одному из противоборствующих видов, не стал и полагаться на случай, а решил насладиться честным поединком. Кто победит — получит все, кто проиграет — потеряет все.
firebols, 27 марта 2008 г.
Один из моих самых любимых рассказов, прочитанных в детстве. Перечитал недавно с огромным удовольствием. Побеждает не сила и не выносливость, а творческое воображение...