fantlab ru

Ли Брэкетт «Последние дни Шандакора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.15
Оценок:
193
Моя оценка:
-

подробнее

Последние дни Шандакора

The Last Days of Shandakor

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Шандакор — город-государство. Его жители когда-то покорили весь Марс, но сейчас утратили и былую славу, и былое количество. Они смирились с участью вымирания и живут в мире призраков и воспоминаний. Простому землянину, пусть и учёному, это не понять. Не понять, почему не стоит бороться до конца.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Startling Stories, April 1952», 1952 г.

— журнал «Startling Stories, № 8 1952 British edition», 1952 г.

— сборник «Пришествие землян», 1967 г.

— сборник «Исчезнувшая луна», 1977 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Пришельцы с небес: Старая добрая фантастика», 1998 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «Women of Futures Past», 2016 г.


Похожие произведения:

 

 


Пришествие землян
1997 г.
Пришельцы с небес
2002 г.
Сага о Марсе и других мирах
2002 г.

Периодика:

Startling Stories, April 1952
1952 г.
(английский)
Startling Stories, № 8 1952 British edition
1952 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Солнечная система: от Меркурия до Марса
2019 г.
Система Солнечная
2019 г.
Система Солнечная
2020 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

The Coming of the Terrans
1967 г.
(английский)
The Best of Leigh Brackett
1977 г.
(английский)
The Good Old Stuff: Adventure Sf in the Grand Tradition
1998 г.
(английский)
The Good Stuff
1999 г.
(английский)
Sea-Kings of Mars and Other Worldly Stories
2005 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Women of Futures Past
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже у многих благополучных концовок Ли Брэкетт есть некая грустинка. Здесь же рассказ явно написан с целью выжать из читателя слезу. Но из меня слеза почему-то не выжилась. Жителей города решивших добровольно отдать концы как-то не жалко. Они говорят, что развили в себе истинное мышление. В чём оно проявляется правда не понятно, но допустим. Но самый мощный интеллект и полный контроль над эмоциями ничего не значит если нет стремления жизни, если погас элементарный инстинкт самосохранения.

Жители города похожи на известных гусей из басни Крылова, которые гордятся, что их предки спасли Рим, но сами уже не на что не годны. По существу они превратились в своеобразных наркоманов — их наркотик это великое прошлое расы, которое уже утеряно. Они прибывают в иллюзии — буквально. Писался бы рассказ сейчас — наверняка сидели бы целыми днями в виртуале.

Их не встряхивает даже угроза гибели расы. (В тексте ясно сказано, что варваров они вполне могли бы перебить — было бы желание). Но нет, они предпочитают красивую смерть реальным действиям. Похоже не позицию некоторой части нашей интеллигенции — пусть мир погибнет, лишь бы врагу не сделать бо-бо.

Даже не понятно, почему герой испытывает чувство вины: разрушив устройство иллюзий он только на пару месяцев ускорил процесс сомоумерщвления горожан. Покрайне мере он действительно попытался их спасти — вывести из иллюзии. Но те просто оказалисть не способны жить в реальности и предпочли ускорить свой уход. Неприятно, конечно, всё это наблюдать, но это их выбор.

Вспоминается роман Саймака «Магистраль вечности» там были люди-радуги которые настолько увлеклись чистым мышлением, что подавили все свои эмоции, утратили смысл существования и в результате вымерли. Видимо здесь произошло тоже самое. Разум полностью лишённый эмоци — лишён и стимулов.

Да, Шандокар красив, но это красота могилы. Склеп тоже можно разукрасить всякими финтифлюшками, но от этого он не перестанет быть склепом.

Кстати, похожая ситуация, хотя ещё и не дошедшая до своего логического конца есть в рассказе Столярова «На груманте», но там хотя бы одна девчонка из этого склепа сбежала и явно не жалеет.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Должен заметить, что рассказу немного не хватило изобретательности, чтобы стать по-настоящему увлекательным произведением. Хотя Гарднер Дозуа и утверждает, что Марс Брэкетт стал образцовым шаблоном для такого известного мастера фэнтези, как Эдгар Бэрроуз. Возможно, сегодня он уже не выглядит таким свежим и заманчивым, как в 40-е годы прошлого века, когда все сведения о планете брались из астрологических справочников и нечетких картинок, которые давали наблюдении в метровый линзовый телескоп. Теперь мы знаем, что это — безжизненная и холодная пустыня, пески которой несут на себе следы былых геологических катастроф. Жизнь на Марсе никогда не зарождалась, хотя в какой-то период его истории это едва не случилось (тогда всё северное полушарие планеты покрывал обширный Полярный океан). Необычный вид диска планеты с неясными прямыми линиями по всей его площади намекал на разумную ирригационную деятельность (за что объекты и назвали «каналами»). Но все былые надежды пошли прахом после первых фотографий «Маринера», запечатлевших мертвую обезвоженную поверхность, укрытую толстым слоем обычной ржавчины (точнее, трехвалентного оксида железа). Все фантазии 40-50-х годов тут же стали неактуальными с научной точки зрения. Теперь это уже не фантастика, а самые настоящие сказки альтернативной реальности. Данный рассказ — один из характерных примеров подобной прозы. Его главный герой отправляется в дальнее и опасное путешествие, чтобы открыть миру очередной «забытый» древний город, местоположение которого уже почти никто не помнит. А попав туда, понимает, что время давно упущено и изменить ничего нельзя. Как это созвучно изменению наших представлений о самой планете! Последние экспедиции земных марсоходов не оставили нам никаких шансов на исполнение заветных желаний, на корню уничтожив дух романтики и потрясающих приключений. Всё лучшее, связанное с Марсом, — в его прошлом, которое хранят произведения Уэллса, Берроуза, Муркока и Брэкетт. Освежите в себе эту волнующую атмосферу и прочтите данный рассказ, чтобы понять, с чего начиналась современная планетная фантастика.

-----------

РЕЗЮМЕ: рассказ о поисках сокрытого в песках города Шандакора, где нашли приют последние марсиане 20-го столетия. Так о Марсе уже не пишут лет пятьдесят.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинался рассказ очень атмосферно: трактир на Марсе; таинственный незнакомец, тщательно игнорируемый всеми присутствующими; исследовательский интерес землянина и путешествие к обреченному на смерть Шандакору. Самым впечатляющим моментом оказалось описание самого города. Пожалуй, можно было сойти с ума, видя величие былого и понимать, что глаза обманывают: «Можете себе представить, каково это — бродить в безмолвной толпе, где нет ни единого человека, и видеть совершенно чужой город во всей его славе?»

Но читая дальше, я совсем не прониклась авторским решением. Внезапную влюбленность в иномирянку можно было бы понять, если бы не фраза: «Она подняла вверх лицо — такое милое и такое непохожее на мясистые лица земных женщин». Как-то сразу возник внутренний протест и несогласие с автором. Поэтому и финальная развязка не повысила настроения, и общее впечатление получилось каким-то смазанным

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По духу больше фэнтези, чем научная фантастика, рассказ повествует о некой древней марсианской цивилизации, находящейся на грани вымирания. Заявлены «глубокая осень, упадок умирающего Марса, заброшенность Затерянных городов, слабеющие сверхцивилизованные Старшие Расы...» И еще: «Нигде и никогда у Брэкетт картина Марса не была дана более ясно и более концентрированно, чем в предлагаемом рассказе — глубоком, мрачном и печальном».

Однако здесь нет ни глубины, ни мрачности, печаль здесь найдет разве что склонный к ней человек. Атмосферность создается одними скучными описаниями вместо действий. Романтичность?.. Сравнение с «Марсианскими хрониками» Брэдбери, конечно, напрашивается, но рассказ Ли Брэкетт от такого сравнения отнюдь не выигрывает. А возникшая из ниоткуда любовная линия между главгероем и марсианской девочкой выглядит и вовсе нелепо, равно как и поведение героя в смазливо-трагичном финале.

Да и вообще как эта вымирающая древняя раса может вызвать какое-либо сочувствие или сопереживание? Добровольно изолировались от всех на века, растеряли в итоге все знания и умения предков, а сейчас при угрозе сложили лапки и решили тихонько помереть, хотя при всей своей деградации все еще обладают более развитыми технологиями, чем у «варваров». Цивилизация, которая всем скопом потеряла тягу к жизни... Что ж, их совсем не жалко. Тут вспоминается «Планета изгнания» Ле Гуин, где земляне в конце концов смогли интегрироваться в чуждое общество. Нужно было лишь захотеть. А где тут печаль? Одна цивилизация уходит, но другие уже ждут на пороге, чтобы занять ее место. Да это настоящий праздник жизни. Такова история на всем ее протяжении.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Угасающая цивилизация марсиан, не сопротивляющаяся своему уходу с арены истории.Хотели красиво уйти -по своим традициям, но землянин, исходя из своего своевольного желания , омрачил уход. Мораль: «Не лезьте в чужой монастырь со своим....»

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастику читают по-разному. Кто-то подсчитывает количество нелепостей. Кто-то замечает количество вопросов, поднятых произведением. Кто-то проникается атмосферой повествования. Именно последним и понравилось это произведение. Чем-то напомнило Эдгара По.

Также в очередной раз увидел жажду власти и глупость человеческую. Причем «жажда власти» здесь не в виде «поработить кого-то». Здесь скорее в виде «желаю, чтобы мир был таким, как я хочу и не иначе» и непонимание того, что не все нужно изменять в угоду своим желаниям.

Именно эти две черты ГГ омрачили до крайности последние дни заката чужой цивилизации.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивая и трагичная история последних дней некогда великой расы. Навевает мысли о том, что нет ничего вечного, в том числе и империй и даже цивилизаций. О том, что можно быть непонятым, говоря на одном языке, причём быть непонятым глобально, на уровне мотиваций — всё зависит от традиций, от корней, заложенных с детства (а, может, и генетически).

Главному герою очень повезло, он прошёл через Приключение, не только узнал, но и кое-что познал, и получил не только горечь утраты, но и славу как учёный до конца дней своих. А нам повезло прочитать ещё одну Легенду о Марсе версии Ли Брэкетт.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это рассказ — одно сплошное недоразумение. Итак, давайте посмотрим.

1. Действие происходит на планете Марс. Там обитают люди, однако социумы людей на Марсе существуют фактически при рабовладельческом строе и по уровню развития соответствуют периоду до нашей эры Земной истории. Как так получилось? При этом главный герой знает теории Эйнштейна. Земные корабли летают по космосу. То есть это не альтернативная история.

2. Главный герой — ученый антрополог. Не понятна его полная неосведомленность о Шандакоре и древней цивилизации марсиан, хотя на расстоянии нескольких пеших переходов идет осада этого города. Осаждают его племена людей-варваров. Что же он ничего не знает? Технический прогресс и научное развитие на уровне 15 века земной истории?

3. Главный герой пошел в пустыню не позаботившись расчитать количество воды. Что за безрассудство?

4. Трудно поверить, что сгенерированные призраки города могут сдержать племена варваров.

5. Призраки генерируются шаром в пределах прямого распространениях излучения. Значит в городе они должны быть только на широких площадях. Большая часть города была бы «в тени».

Повествование остается отдельным от читателя. Да потому что ничему не веришь. Вот входит путник умирающий от жажды в город, что он в первую очередь будет делать? Искать воду. А главный герой ходит, пялится на призраков, ищет кто там смеется женским смехом.

Прочитав все это я с недоумением пожал плечами и поставил оценку 2.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ с претензией на атмосферность, красивость и романтизм: Марс, древние цивилизации, прекрасный умирающий город, толпы варваров, окруживших его и терпеливо ждущих его конца.... Вещь не столько действия, сколько настроения и главное в нем — эмоции, вызываемые автором у читателя. Причем эмоции, в которых явственно проглядывают нотки эдакого женского сентиментализма (роковая любовь, гордость превыше всего, сентиментально-трагичный финал).

Насколько удалось автору ее произведение — пусть каждый читатель судит сам. Хотя, если сравнивать его с великолепными «Марсианскими хрониками» Брэдбери (а они всплывают в памяти чуть ли не с самого начала чтения) видно, что рассказу Ли Брэкетт по сравнению с ними не хватает тонкости, изящества, какой-то интеллигентной лиричности, что ли....

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основное достоинство данного рассказа — это передача атмосферы и накала страсти до максимального предела. Без огромного изобилия в сюжете, сохраняя максимальное количество деталей автор сумел создать историю глубокую и печальную.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ о закате великой цивилизации и человеке, чья мечта сбылась, но от этого он не стал счастливее.

Впечатляющая картина смерти великой цивилизации, свидетелем которой сиал ученый с Земли.

Описание путешествия чем-то напомнило произведения Хаггарда

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень типичная для Ли Брэккет история. В ней совсем мало действия, но ее главное достоинство — впечатляющая атмосфера произведения. Образ умирающего Марса, столь можно показанный Брэдбери, Ли Брэккет развила и украсила. Есть некое странное очарование в романтичных картинах миров, которые с таким мастерством создавала автор. Пейзажи Марса выглядят настолько реалистичными, что в их подлинности невозможно усомниться. И всегда на смену уходящему разнообразному и чудесному миру, необычным и загадочным цивилизациям, приходит скучное однообразие, которое несут земляне. Вот и этот рассказ запоминается не образами героев, не развитием сюжета, а странными и причудливыми картинами умирающего города Шандакора.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На тему любви между представителями совершенно разных инопланетных рас написано не очень много. Но всегда это поэтично и всегда грустно. В данном случае на фоне падения древней расы расцветает любовь. Надо отдать должное автору, её манере письма: слова и фразы написаны так, что даже не напрягаясь после первых абзацев ты начинаешь видеть этот мир. И самое главное, ты не фантазируешь, ты видишь его именно таким, каким его хотел видеть автор. В этом великая сила слова. Такое дано не каждому. Можно спорить о логике произведения, анализировать сюжет... Но, это литература, где само чтение доставляет удовольствие, оставляя логику далеко позади.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный и мрачный закат цивилизации. Да, мы, воспитанный на патриотическом кинематографе и американских блокбастерах никак в толк не возьмем, что за самопожертвование такое. Но возможно это тоже вариант...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх