fantlab ru

В. С. Кондратьев «Момент бури»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

Момент бури

Антология, год


В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.87 (598)
-
27 отз.
  • Купол / The Dome  [= Проигрыш доктора Брейдена; Вне игры; Тридцать лет одиночества] (1951) // Автор: Фредерик Браун  
7.80 (653)
-
22 отз.
8.03 (649)
-
29 отз.
7.44 (662)
-
22 отз.
8.39 (1153)
-
31 отз.
  • Чудовище / The Monster  [= Resurrection; Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище; Возрождение] (1948) // Автор: Альфред Ван Вогт  
8.35 (1845)
-
85 отз.
8.20 (809)
-
24 отз.
7.46 (361)
-
12 отз.
7.98 (928)
-
25 отз.
6.94 (199)
-
3 отз.
  • Коса / The Scythe  [= Жнец, Кровавая жатва] (1943) // Автор: Рэй Брэдбери  
8.65 (1122)
-
45 отз.
6.74 (157)
-
7 отз.
8.09 (441)
-
22 отз.
8.50 (1977)
-
50 отз.
8.64 (2173)
-
94 отз.
7.36 (225)
-
5 отз.
7.66 (411)
-
17 отз.
7.56 (484)
-
17 отз.
6.75 (131)
-
5 отз.
8.41 (880)
-
31 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Момент бури
1991 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный сборник. Две трети рассказов — «7» и выше, и всего две «троечки». Тем более, что оные оценки — это сугубо моё личное, ИМХО, так сказать. Коллективное восприятие оценило на «7 и выше» — аж целых 85% сборника.

Но — не суть, детали — вполне возможны, ибо — не принципиальны. В «коллективном» — нет явных «троек» (как у меня), зато и явных «девяток» (которых у меня — целых две) — тоже нет. Главное — сомнений не вызывает: книжка — супер.

Так что, уважаемый потенциальный читатель, как говорится — не проходи мимо

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная антология была выпущена издательством «Мысль» в 1991 году с подзаголовком «Зарубежная научная фантастика». Интересно, что годом ранее, в 1990-ом, тем же издательством с аналогичным подзаголовком была опубликована антология «Завещание Джеффри». Возможно планировалась серия книг, но что-то не срослось — кроме общего подзаголовка и мягкости переплёта у этих книг ничего общего — разные составители, оформление обложек, концепция подбора материала. Для «Момента бури» В. Кондратьев выбрал 20 рассказов известных американских фантастов, причем все они уже издавались в нашей стране в книжном формате, многие даже неоднократно. Общая тема для собравшихся под одной обложкой историй — человек и его место во Вселенной, поэтому сюжет большинства рассказов строится вокруг проблемы Первого Контакта или же авторы пытаются взглянуть на мир с точки зрения носителей неземного разума, столкнувшихся с представителями человечества. В ряде историй человек сталкивается с враждебной средой, проявляя свои лучшие или худшие качества в экстремальных условиях. В основном ставка делается на уже завоевавшие признание читателей рассказы известных авторов.

Авторство заглавного рассказа антологии, открывающего коллекцию, принадлежит Р. Желязны, и это действительно история из серии «лучших из лучших». Автор проявляет себя здесь не только в качестве философа, но и «поэта в прозе», заставляя задуматься о важных вещах — могут ли почет и признание, насыщенная приключениями жизнь заменить короткий поцелуй под дождём и то чувство, когда ты знаешь, что за пеленой тумана и времени есть кто-то, кто тебя по-прежнему ждет. На фоне стихийного бедствия, постигшего внеземную человеческую колонию, автор резкими мазками изображает перемены в человеческих характерах, вскрывая всё, что таится, тлеет в душе, разгораясь ярким пламенем при столкновении с экстремальными условиями. Внутреннюю трагедию человека, который по воле обстоятельств лишён возможности любить и быть любимым, обречен на годы одиночества, продолжает Ф. Браун в рассказе «Купол». Известный ученый на пороге ядерной войны изобрел силовое поле, которое может защитить его от гибели, через 30 лет он решает нарушить добровольное уединение и узреть, что сталось с миром. Очень сильный, трагичный и глубокий рассказ, хотя по выразительности чуть слабее «Момента бури».

Глобальное военное противостояние с враждебной расой фарсиан вот-вот завершится поражением человечества в рассказе К. Саймака «Достойный противник». По своей завязке эта история напоминает «Мат» Р. Шекли, а финальное решение не менее изящно и иронично. Сравнение масштабного военного конфликта с шахматной партией отмечает как Шекли, так и Саймак. Кровь, грязь и боль остаются за кадром, всё решается в высоких кабинетах — стратегия, тактика, ну а пешками в игре высоких начальников выступают простые солдаты, которых никто не спрашивает хотят они продолжить партию или согласны на ничью. Проблема расовой неприязни возникает в рассказе Р. Шекли «Зацепка» причем ситуация довольно абсурдна, весь престиж истории строится на гротеске. До старта космического корабля остаются считанные часы, за которые капитану предстоит убедить упертого члена команды, что его расовые предрассудки, не позволяющие служить на одном корабле с новичком не имеют смысла. Интрига строится на том, кто же такой этот новобранец.

Ещё один из представленных в антологии рассказов Р. Шекли под названием «Руками не трогать» смотрится на порядок интереснее предшественника. Здесь мы имеем ситуацию недружественного контакта, когда случай сводит на необитаемой планете трех землян-контрабандистов и «чужого», чья философия строится на полном неприятии лжи и насилия. В роли агрессоров, пытающихся захватить чужой корабль, выступают земляне, казалось бы, что может им противопоставить мирный дружелюбный пришелец, но там где бессильно доброе слово, в дело вступает само окружение. Знаменитый рассказ А. Ван Вогта «Чудовище» строится на рекурсии, позволяя взглянуть на мир глазами неземной расы. Исследовательский корабль пришельцев опускается на мёртвую Землю, уничтоженную вихрем ядерной войны, технологии чужаков позволяют с легкостью возвращать к жизни бывших хозяев планеты, конечно, это очень рискованное предприятие, особенно для тех, кто не знает о людях совсем ничего. Кто же на самом деле чудовище — задается вопросом автор, позволяя каждому читателю ответить на этот вопрос самостоятельно. Да, этот рассказ как кривое зеркало в парке аттракционов, искажая реальность, выявляет суть.

Узнать себя в недалеких и агрессивных аборигенах Юпитера предлагает нам А. Азимов в рассказе «Непреднамеренная победа». Земную исследовательскую экспедицию представляют три сверхпрочных робота, которые вступают в контакт с юпитерианами. Представители Земли испытывают на себе все последствия подозрительности и недоверия, им здесь не рады и хотят уничтожить или же хитростью заманить в ловушку, но хорошо смеется тот, кто смеется последним, как известно. Главными героями рассказа Г. Диксона «Странные колонисты» опять же являются негуманоиды — представители древних и мудрых рас становятся свидетелями приземления на необитаемую планету небольшого корабля, из которого вышла парочка двуногих. Странные, на взгляд «чужих», создания трудятся, любят, переживают опасности и сражаются за выживание со средой — что важнее, холодный интерес исследователей или способность к взаимопомощи, сотрудничеству, сопереживанию — какой выбор сделают инопланетники в момент истины?

О том, что даже при наличии доброй воли двух сторон Контакта могут возникнуть серьезные трудности, размышляет Р. Шекли в рассказе «Всё, что вы есть». Очень оригинальная особенность инопланетян во взаимодействие с которыми вступает земная экспедиция, но помимо забавных моментов здесь есть над чем задуматься. Все мы — совокупность недостатков, формирующих личность, но что-то хорошее есть в душе у каждого и стоит надеяться, что это самое хорошее на контрольном взвешивании перетянет чашу весов в свою пользу. Небольшой фантастический детектив от Дж. Вэнса «Гнусный Макинч» оставил двойственные впечатления — с одной стороны мир, созданный воображением автора, выглядит ярко и разнообразно, а с другой — детективная интрига выглядит довольно бледно и неинтересно, само расследование главный герой проводит, как два пальца, при этом автор указывает важную деталь, которая может изобличить преступника, только вот наш сыщик владеет дополнительной информацией, а читатель до поры — нет, поэтому и разгадать задачку самостоятельно невозможно. Хотя читать рассказ стоит только за красочное разнообразие подозреваемых негуманоидов, фантазия у автора работает отлично.

Один из лучших рассказов антологии — философская притча Р. Брэдбери «Коса», представляющая собой потрясную аллегорию бесконечного цикла жизни и смерти. История бедной семьи, которая решает поселиться на заброшенной ферме после смерти её последнего хозяина не оставит никого равнодушным. Задуматься о долге и необходимости, о том, что даже самая страшная и неприятная работа должна выполняться и какие последствия ждут тех, кто пробует перехитрить судьбу предлагает нам талантливый американский писатель. Постапокалиптика представлена в антологии рассказом Ч.К. Ярбро «Лягушачья заводь». Повествование ведется от лица 15-летней девочки подростка, живущей в глухой деревеньке. Как обычно отправившись ловить лягушек к ближайшему пруду она встречает странного незнакомого парня, который судя по всему живет в ближайшем городе, из их беседы мы постепенно узнаем больше об окружающем мире, причинах, которые его создали и, конечно, о самих героях этой небольшой истории.

«Дурной пример» К. Саймака напомнил мне его же рассказ «Дурак в поход собрался», здесь тоже есть ключевой пункт изменения главного героя, хотя дальше все идет уже в другом русле. История провинциального дебошира и пьяницы, который оказался совсем не так прост, как может представиться с первого взгляда. Автор считает, что в каждой деревне или небольшом городке обязательно найдется такая паршивая овца, в семье не без урода, в общем. Только вот в природе ничего лишнего не бывает, да и в обществе тоже, все социальные роли необходимы и важны. Отдельным рассказом в антологии опубликована новелла «Земляне», являющаяся частью романа «Марсианские хроники» Р. Брэдбери. Это история Второй экспедиции землян на Красную планету, начало довольно забавное, написано в ироничном ключе, можно даже разглядеть нотки социальной сатиры. Однако легкость повествования обманчива, развязка оглушает читателя подобно удару обухом по темени — драматично, мрачно, нелепо, и поэтому — жизненно.

Ещё один рассказ из марсианского канона Брэдбери, правда, не вошедший в роман, — рассказ «Синяя бутылка», который наряду с упомянутой выше «Косой» произвел на меня самые лучшие впечатления из всего состава антологии. Помимо небольшого приключенческого квеста, связанного с поиском легендарного марсианского артефакта — синей бутылки, которая исполняет самые потаенные чаяния своего владельца, здесь вся соль опять же в заложенной философии. В чем истинная цель наших стремлений, к чему мы идем, что нам важнее всего получить от жизни — по сложности эти вопросы можно поставить на одну доску с поиском смысла жизни, удивительно, но автор нашёл ответ на поставленные вопросы, хотя неожиданность и смелость его решения просто шокирует, при этом если разобраться без эмоций, то автор безусловно прав, как ни тяжело это признать. Переместиться с Марса на Венеру предлагает известный рассказ Р. Шекли «Особый старательский» — помимо приключенческого квеста на выживание в духе золотоискательских историй Дж. Лондона, здесь есть и социальная сатира над обществом потребления, стремящимся к чистой выгоде, и логические головоломки с роботами в духе А. Азимова.

Противостояние маленького человека с безликой государственной машиной является сюжетообразующей темой рассказа С. Корнблата «Гомес». Письмо 17-летнего мексиканца, отправленное в адрес известного учёного-физика, попало к журналисту, который шутки ради опубликовал его в своей газете, с этого-то всё и началось. Автору удалось показать как важно порой бывает простое человеческое счастье и как бездушны и жестоки могут быть бюрократы, радеющие об абстрактном общем благе, и в то же время ломающие судьбы простым людям, даже не замечая их на своем пути. Юмористическая история от Г. Диксона под названием «Мистер Супстоун» написана в духе гоголевского «Ревизора». Отличающийся неутомимой бодростью духа и кипучей энергией Хэнк Шалло прибывает на планету Корона, где местное население по ошибке посчитало его присланным специалистом, который в состоянии решить главную местную проблему — разобраться со спаджией, проблема в том, что Хэнк слыхом об этой самой спаджии не слыхивал.

Небольшая хроноопера от У. Тенна под названием «Посыльный» написана очень ярким, бодрым языком, читать одно удовольствие, возможно, в этом есть и немалая заслуга переводчика. Произведение пропитано социальной сатирой, бьющей точно в цель по американским «акулам» малого предпринимательства, которые всегда чуют выгоду одним местом и бульдожьей хваткой вцепляются в любую возможность подняться и сорвать большой куш. Главный герой содержит небольшой товарный склад, на который в качестве посыльного пытается устроиться странный мальчуган, сразу вызвавший пристальный интерес хозяина. Ещё одна юмористическая история принадлежит Б. Бове, его «Незначительный просчёт» знакомит нас с талантливым и въедливым ученым, который предсказал страшное землетрясение на разломе Сан-Андреас, проблема в том, что компьютер считает его выводы ошибочными. Чем ближе к часу Х, тем меньше народу остается на улицах города, но ученый до последнего проверяет свои расчеты, пытаясь либо найти ошибку в своих вычислениях, либо понять, где просчитался компьютер. В наличии неплохая ударная концовка, которая выглядит достаточно ироничной.

Несмотря на то, что даже на момент своего выпуска антология не могла предложить читателю ничего нового, составитель поработал неплохо — ему удалось собрать под одной обложкой крепкий авторский состав, выбрать из творчества зарубежных авторов наиболее интересные произведения и объединить их пусть довольно широкой и общей, но всё-таки единой тематикой. На страницах антологии людям предстоит вступать в различные конфликты — с себе подобными, с носителями иного разума, с искусственным интеллектом, с буйством стихий — доказать свое право на существование, право носить звание человека не так просто, но с этим рано или поздно сталкивается каждый из живущих на Земле. Подборка рассказов будет в первую очередь интересна тем, кто только начинает знакомиться с фантастической литературой — совокупность положительных факторов, о которых я говорил выше сделает знакомство долгосрочным, тем же, кто знаком с фантастикой не первый год, можно освежить в памяти любимые истории, сравнить впечатления.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх