FantLab ru

Рэмси Кэмпбелл «Усмешка тьмы»

Усмешка тьмы

The Grin of the Dark

Роман, год

Перевод на русский: Г. Шокин (Усмешка тьмы), 2017 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 9

 Рейтинг
Средняя оценка:7.28
Голосов:42
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Саймон Лестер, автор кинорецензий, берется за необычное и сложное задание — написать книгу о Табби Теккерее, забытом комике, чьи немые фильмы выходили на экраны в начале двадцатого века. В процессе исследования Саймон сталкивается со множеством необъяснимых препятствий и все больше убеждается в том, что вытаскивать из тьмы наследие этого загадочного клоуна — занятие не только неблагодарное, но и весьма опасное. В мире есть вещи, которым лучше навсегда остаться забытыми — и Табби Теккерей занимает среди них далеко не последнее место.

Награды и премии:


лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2008 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Номинации на премии:


номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2008 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Усмешка тьмы
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Grin of the Dark
2007 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2017 г.

Знаю я этого Рэмси Кэмпбелла, автора странных ужасов, по его рассказам. Почему странных? Ну потому что в первую очередь все базируется на атмосфере липкого ужаса, который медленно обволакивает читателя и его бедный мозг, такой вот сильный эффект погружения. Если в произведениях кто-то за кем-то гонится, то, ты словно находишься в шкуре несчастного персонажа, если кто-то сходит с ума, начинает казаться, что и у тебя медленно едет крыша, и вот уже за окном, во тьме осеннего вечера мелькнуло чье-то бледное лицо... Кроме того, от всех, без исключения, творений автора веет тоской, обреченностью, а также ощущением инородности происходящего. Тьма появляется из ниоткуда, проникает в сюжет мелкими или крупными штрихами, и также бесследно растворяется в никуда. И никаких объяснений, абсолютно. Что это было и зачем собственно. Вот за это я и люблю автора, за жуткую атмосферу, чувства безысходности и бездну неизвестности. Маньяком с бензопилой меня куда труднее напугать.

Кэмпбелл фигура у нас неизвестная, и приходится довольствоваться тем, что удается нарыть, а это одна малая форма. И вот внезапно переводят, аж целый роман. Надеюсь, выбрали для издания не самую лучшую вещь, а может просто автору удаются куда лучше рассказы, ибо все вышеперечисленное намного уместнее смотрится именно в малой форме. Роман же требует куда большей движухи, внятного сюжета и ярких персонажей, либо хотя бы их развития, чтобы читатель не уснул по ходу чтения и не уткнулся вон в то милой личико на обложке. Нет, когда бралась за книгу, я примерно знала чего тут ждать, стиль писателя он и есть стиль писателя, но все же ожидала большего.

Главный герой Саймон Ли Шевиц (Ли Шениц, Лешениц, Вшивец, как его тут только не назвали) бывший кинокритик, человек неудачник, берется за весьма заманчивое предложение, написать книгу о неком актере-клоуне немого кино Табби Теккерее, который когда-то был довольно популярен, а теперь словно стерся с лица земли. По сути, это единственный шанс для Саймона «восстать из пепла», наладить свою карьеру, а также отношения с близкими людьми. И вот начинаются длинное журналистское расследование, раскопки жизни весьма загадочного клоуна. Сначала было все многообещающе, и так примерно до середины. А дальше уже ощущение жвачки, сюжет тянется как резина, главный герой все глубже погружается в свое дело, мелькают как кадры похожие сцены, и ничего по сути особенного не происходит. Сразу в голову лезет мысль , что книгу было бы неплохо подсократить, на пользу бы пошло. Но не буду сильно ругать, роман мне все-таки понравился, что уж тут говорить. По сути, перед нами образец жизненного обыденного ужастика, где обычная реальность постепенно подменяется шизофреническим бредом. Саймон сам не осознает, что история клоуна не помогает ему выплыть из болота,а наоборот все глубже погружает в трясину. Все дела валятся из рук, неурядицы растут как снежный ком, а еще какой мерзкий тролль из интернета портит и так совсем уж безрадостную картину. И у автора отлично получается описать весь этот «кошмар наяву», бред нарастает, реальность искажается. По тексту тут и там разбросаны странные , жутковатые и абсурдные ситуации, а поход в заброшенный театр вообще вне конкуренции.

Книга явно на любителя такого вот специфичного хоррора. Роман неплох, но очень уж выматывающий, как сон во время болезни. Бесконечная череда повседневности и вплетенной в нее то ли мистики то ли абсолютной паранойи. Во время чтения мне вспомнился «Процесс» Кафки, не сюжет главное, а ощущение, и в этом что-то определенно есть. Например оригинальность подачи, и лик главного монстра, а кстати, был ли он этот самый монстр? Хтоническое Зло или просто внутренние тараканы? Мистика или психоделика, а может все единое целое. Попытки распутать клубок приводят только к мерзкой клоунской ухмылке хорошо въевшийся в сознание за время повествования. Значит эффект погружения удался.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2017 г.

Не могу назвать эту книгу ни отличной, ни даже хорошей. До этого у автора читал лишь рассказы, и они, на мой взгляд, удавались на славу. Здесь же — как будто интересная завязка, которая тянется весь роман почти без какого-либо действия, с раздражающим героем, сменой акцентов по мере течения романа, с кучей не выстреливших ружей и концом таким, что забывается уже почти сразу после прочтения — настолько он слабый. Всё, уже забыл :)

Вообще, все было бы не так плохо, но стиль повествования — отдельная песня. Ритм постоянно меняется, все герои юлят и общаются как анекдотичные евреи — вопросы на вопрос, сплошные намеки и недомолвки. Возможно, это британская черта, уж не знаю. Но это усложняет чтение. Некоторые главы следуют друг за другом без перерывов, а некоторые начинаются словно с бухты-барахты. Так, дважды ловил себя на мысли, что не могу понять, куда героя везут его родители — ведь глава начиналась уже в машине, а манера героев общаться ясности особо не привносит.

По части ужасов все плохо — их почти нет. Я даже не смог почувствовать всю трагедию утраты фильмов о Табби, ведь главгерой добывает их с удивительной легкостью! Даже самый секретный фильм о комике достается ему на двд с амазона. Все остальное время он ведет себя как в бреду (правда, этого требует сюжет). Его споры в интернете с Двусмешником — отдельная песня, как уже упоминали, смотрится в наше время абсурдно.

На мой взгляд, сюжет был бы лучше, если бы автор связал клоуна с по-настоящему темной историей. Чтобы герой допытывался о жертвах, которые погибли, узнавал бы количество этих жертв, находил бы лишь куски фильмов, каждый последующий страшнее предыдущего, пусть таинственный коллекционер фильма прячется и шантажирует героя, пусть все, кто посмотрят фильм, умрут ... Но нет, здесь просто пугалка про ... черт, я даже не понял, кто был этот комик и зачем ему нужен интернет. Как уже упоминалось, я только что забыл концовку. Навернео, это такой роман, когда твое воображение рисует кульминацию и развязку куда луччше ,чем вышло у автора.

Впрочем, есть и второй вариант — я просто не понял посыл.

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2017 г.

«Усмешка тьмы» — четвертая книга в серии «Мастера ужасов». Скажу сразу: роман этот мне в целом понравился больше «Инициации» и «Жертвоприношения», и если бы не финал, то я бы оценил произведение Кэмпбелла также высоко, как и Нэвилла. К сожалению, «Судные дни» на данный момент, так и остались лучшей книгой серии.

Саймон Ли Шевиц переживает трудные времена. Его репутация журналиста подмочена и нормальной работы нет. Из съемного жилья Саймона хотят выселить. На личном фронте сплошные неурядицы, отношения с родителями также не ладятся. Спасение приходит с неожиданной стороны: бывший научный руководитель предлагает Саймону написать книгу о всеми забытом комике эпохи немого кино Табби Теккерее. За работу, естественно, полагается хороший гонорар, да и для репутации полезно. Саймон с головой погружается в работу, даже не подозревая, чем это для него обернется.

О Табби Текерее известно очень мало. Фильмов с его участием почти не сохранилось, в печатных изданиях имя комика мелькало только в связи со странными происшествиями во время показов и живых выступлений. Творчество Табби как будто влияло на зрителей, но не может же обычный клоун быть инфернальным существом, правда?

По своей завязке «Усмешка тьмы» Рэмси Кэмпбелла больше всего напоминает «Ночное кино» Мариши Пессл, но там, где Пессл углубляется в отношения персонажей и расследование главного героя, Кэмпбелл начинает увеличивать градус сюрреализма. Роман очень хорош до момента своей кульминации. Метания Саймона, постепенное усиление мистического элемента, обилие неявной жути, которая улавливается лишь краем глаза – все это очень здорово и играет на атмосферу. Именно атмосфера усиливающегося безумия и кошмарного фарса является главным плюсом книги. А главный минус – вопросы без ответов, которые возникают по ходу прочтения. Более того, из-за смазанной кульминации и невнятной концовки, количество вопросов еще и увеличивается.

Роман – нетипичный ужастик, хоррор-составляющая в котором настолько тонкая, что ее можно не прочувствовать. Кошмары мелькают на периферии, толком не выходя на первый план даже в финале. Здесь нет кровищи, нет смертей, зато есть множество внутренних демонов и намеки на экзистенциональный ужас.

P.S. Российское издание заслуживает отдельной похвалы, в первую очередь благодаря оригинальным и элегантным переводческим находкам.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2017 г.

Весьма много обещающее начало, сулящее неспешный липковатый ужас и паранойю вылилось в черт знает что. Нет, я не о том, как часто бывает в этом жанре: что ужасный перевод (он превосходный), левый автор (именитый, хорошо пишущий, логично излагающий, с юморком, задумка интересная, очень), ничего подобного, тут все на высоте.

Но как же осточертело читать вариации как главный герой ведет себя аки шизофреник прочно сидящий на Галоперидоле, в какой-то момент показалось что так оно и есть и концовка будет в мягки стена изолятора психбольницы. Это же надо написать такого ужасно бесячего главного героя! Не было ни одного человека, глюка, намека и пр. с которым он нормально бы разговаривал или думал о нем: почти что пасынок (говоря сын он всегда уточнял всем на сколько сын и как не сын генетически) тем что лез в его работу и «косячил», любимая женщина — изменяет, не договаривает, возможно изменяет и пр., родители женщины, его родители (вот тут вообще черт ногу сломит с чего этот истеричка ни слуху ни духу, а потом пришел и с «семьеи» и пр., служащие банка, пассажиры самолета... Он срывается и истерит на всех. На все что движется и не движется (интернет) или мерещится. Очень утомляет

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2017 г.

Рэмси Кэмпбелл чертовски прав в одном: «мир соскучился по встряскам», а комик Табби, которому посвящена диссертация главного героя Саймона, как раз умел шокировать зрителей прошлого века своими немыми фильмами — их даже повсеместно запретили. Нетрудно увлечься столь неординарной персоной, вокруг которой в свое время шумели скандалы вплоть до разбирательства в суде, но чем же мог «коллега» Чарли Чаплина заслужить такое внимание?

Табби доводил людей до экзальтического состояния на грани бешенства и истерики, о чем повествуют сухие выкладки газет, найденных в ходе расследования. Воображение рисует оргии в духе «Парфюмера» Тома Тыквера, но... в книге есть лишь один эпизод живого выступления, и он вызывает лишь недоумение — какого лешего? Что за...? И почему так мало анализа, когда заявлено целое исследование? Разве щекотливая тема цензуры и киноискусства в целом не достойна того, чтобы поговорить о ней серьезно? Даже мне, человеку далекому от мира кино, несколько досадно.

Самое емкое умозаключение Саймона сводится к тому, что фильмы Табби были своеобразным «манифестом», попыткой говорить со зрителем на серьезные темы. Чтобы понять это семи пядей во лбу не надо, но — ладно. Все остальное — это беготня по кругу, припорошенная бытовыми сценками и аляповатой дурашливостью. Саймон под гашишем изображает из себя мима в Амстердаме, не хочет уходить с выступления клоунов, натирающих выпуклые промежности, зависает на порно-студии, где мучается эротическими кошмарами, — и это еще самое веселое, большинство же побочных сцен только перегружают сюжет.

В перерывах Саймон упражняется в метании фекалий с каким-то троллем из интернета. Интернет вообще чуть не становится полноценным персонажем второго плана, способным обидеть любого нормального человека. В общем-то, так и есть, и может быть, для 2007 года это было очень актуально, но сейчас такая реакция на троллинг вызывает лишь оторопь — какого черта Саймон тратит время на эту нелепую пикировку?

Интрига почти напрямую раскрывается на половине — и читать становится тяжелей, осознавая, что от финала ждать особо нечего, хотя... шизофреники в такого рода сюжетах, как правило, не редкость. Концентрируясь на внутреннем беспокойстве главного героя, автор лишает красок всех остальных персонажей — особенно удивляет, что при очевидном психическом расстройстве Саймона никто из близкого окружения и не подумал отправить его к врачу. Всем пофиг. А там уже откровенные обмороки, провалы в памяти и проблемы с речью. Попутно разыгрываются семейные драмы, но так бегло и отрывочно, что... зачем вообще?

Не все так плохо. Автор умело сгущает атмосферу тревожной паранойи: то сушилка для рук кашлянет по-человечески, то мелькнет что-то на периферии зрения. Гнетущее незримое присутствие давит постоянно. Саймона мучают смысловые и акустические галлюцинации, неаппетитные образы и назойливые наваждения. Пугает иррациональность происходящего: смех звучит без пауз для вдоха, тени движутся без видимой причины и отражение в стекле зловеще скалится чужой ухмылкой. Не так уж и страшно. Хм, у меня там дверь на кухне скрипнула. Стоп. У меня же нет двери на кухне…

За рифмы, адаптированные анаграммы и другие абсурдные языковые конструкции надо сказать спасибо переводчику — игра слов украшает роман. Но я устал это читать. Вяленькая семейная драма со вкусом кинопленки и шизофрении.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2017 г.

На вдумчивого читателя. Динамики весьма мало, ужас довольно липкий, обволакивающий, все намеками, эдакий, я бы сказал, кафкианский — когда обыкновенный человек в обыденных же ситуациях внезапно начинает ощущать себя никчемным и жалким, игрушкой в руках насмешницы-судьбы, и это ощущение вкупе с самими ситуациями все нарастает, до сверхъестественных уже масштабов... Самыми жуткими показались описания фильмов забытого комика — воистину от смешного до страшного один шаг. Жестокий абсурд пугает иной раз больше любых кровавых сцен.

В целом — сильная вещь, со своим неповторимым ароматом. «Инициация», прямо скажем, мне понравилась больше, хотя Кэмпбелл читался, как ни странно, в разы легче и быстрее.

Перевод блестящий, и это в зачет издателям, заметившим талант Григория Шокина: такая вещь даже не в плохом — просто в обычном, без искры, переводе превратится в несъедобный картон. «Говорящие» имена, игры со словами... Переводчику — нижайший поклон.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 сентября 2017 г.

Я не нашел особого ужаса в книге. Неурядицы в жизни главного героя(безработица, безденежье, мерзкие родители девушки, проблемы с собственными родителями) пугают меня больше чем старый клоун. Конечно после аннотации я не ожидал, что в книге злобный клоун с совиным ууханьем будет прыгать по лесу убивая студентов резиновой курицей, попутно отпуская остроты. Но такого как в книге я тоже не ожидал. Книга отличная и заставила меня читать до двух часов ночи, чего не было со мной со времен студенчества, но она не пугает.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 сентября 2017 г.

Думаю, мало кто станет оспаривать тот факт, что Рэмси Кэмпбелл является заслуженным авторитетом и видным представителем литературы о ужасном и сверхъественном, писателем не менее знаковым, чем Стивен Кинг. Но несмотря на это, первая полноценная книга Кэмпбелла вышла на територии СНГ только сейчас (самиздат, с его малыми тиражами, не засчитываем). До этого издавались только отдельные рассказы в антологиях. Это первый его роман на русском языке, и именно с «Усмешки тьмы» я решил познакомиться с автором.

И не прогадал.

Прежде всего, во главу угла тут поставлена атмосфера. Атмосфера вязкого, обволакивающего всё вокруг кошмара наяву, который преследует главного героя. Не будучи поклонником кровавого направления в хорроре, с его акцентом на разных изуверствах, я больше отдаю предпочтение странной прозе, к авторам которой Кэмпбелл и принадлежит. Поэтому данный подход автора, когда ужас подается как-бы в дымке, на периферии зрения, а не прямо в лоб, пришелся мне по душе. Страницы романа пестрят сюрреализмом и загадками.

Это первое, что понравилось. Второе – тематика кино. Наряду с вымышленными фильмами и актерами, упоминаются и реальные представители кинематографа той эпохи, что полностью способствует погружению в мир романа. Любителям старого кино должно понравиться.

Интересно то, что книга написана в настоящем времени, так что первые 15 страниц читать было непривычно.

Единственный минус – довольно частое обращение автора к порно-сценам. Для кого-то это может и не является недостатком, но меня это временами отвлекало.

Короче говоря, если сравнивать с первыми двумя книгами «Мастеров ужасов» (третью, Мастертона, пропустил), эта понравилась наибольше. Надеюсь, что издадут еще Кэмпбелла в этой серии (например, роман «Midnight Sun» или сборник «Alone with the Horrors»).

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 сентября 2017 г.

Итак, «Усмешка тьмы», новый и долгожданный роман на русском языке. Для меня вдвойне интересней было читать, т.к. после «Оно» СК. я полюбила хорроры/триллеры с клоунами и вообще всё что связано с Арлекинадой и Лицедейством, а если это ещё происходило лет 100 назад то радости нет предела.

О чём же этот роман? Это роман-исследование, т.к. вместе с глав. героем Саймоном мы будем исследовать жизнь и творчество комика Теккерея «Табби» Лэйна, одного из из самых одиозных, эксцентричных лицедеев за всю историю немого кино. Мы будем смотреть старые немые фильмы, подробно их разбирать и исследовать, ходить на разные выставки, читать газеты той эпохи, посещать кладбища, странные цирковые представления, антикварные лавки, заброшенные театры и кучу других жутких мест, которые прямо или косвенно связаны с комиком. Как написал в Послесловии переводчик, в книге действительно много разных намёков, знаков и др. символов. Советую прежде чем начать читать книгу, ознакомиться с Послесловием чтобы в процессе чтения не возникало вопросов. И ещё хочу сказать, что «красной лентой» всего романа является — смех, усмешки, ухмылки и хохот, которые будут преследовать нашего героя на протяжении всего роман, приготовьтесь терпеть и ты дорогой читатель. Не даром же роман так и называется «Усмешка тьмы», а смех как мы знаем бывает разный, и в этой книге он явно не сулит ничего хорошего.

Финал меня не много разочаровал, т.к. уже к 100-150 стр. я его угадала чем кончится. Это не значит, что роман плохой, отнюдь, роман замечательный, просто хотелось что-то более оригинального, похожий финал я уже читала в другом хоррор-романе.

В целом за всё 9 баллов.

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2017 г.

Бытовой роман ужасов, в котором малейшие, на первый взгляд, жизненные невзгоды выставляются кошмаром, сравнимым с каким-нибудь пришествием Ктулху в наш мир.

И что-то в этом есть, потому что когда-то я и сам нечто подобное испытывал. Даже не знаю, почему. Видать, нервишки шалят. :D

Текст избыточен? Ну, не без этого. Авторский стиль перегружен и способен отпугнуть неподготовленного? В оригинале — еще как! (в русском переводе это не без усилий со стороны, но сгладилось). Конец немного предсказуем? Сложно сказать. Тут, конечно, надо следить за развитием сюжета. Но, думаю, на странице 400 из 500 Вы вряд ли будете сомневаться в судьбинушке Саймона-лишенца.

Но.

Есть в общем-то простенькая, но наболевшая идея. Которая будет раскрыта в полной мере лишь на последних страницах. Кстати, наболела-то идея где-то в 2015-м — а в 2007-м только-только назревала. Так что имеем дело с почти что провидением.

Есть монстр. Жуткий и древний. Меняющий обличья, как перчатки. И что-то в этом монстре есть. Учитывая его связь с искусством кино, это еще и очень стильное чудовище. Оригинальное — уж точно. Не припомню похожего в относительно свежей литературе в рамках жанра.

Есть небезынтересные «боковые» персонажи.

Есть по-настоящему жутковато описанные ситуации. И плевать, что в контексте сюжета они вроде бы и роли-то особой не играют — они, блин, жуткие! Жуткие и непонятные. Один поход в заброшенный театр чего стоит.

В общем, только продравшись через все-таки кажущуюся избыточность этой книги, какую-то болезненную зацикленность автора на, казалось бы, очевидных и не требующих особого упоминания деталях, понимаешь... что-то в этой книге есть. В самом тексте, в идее, в композиции. Что-то, что, вполне вероятно, придется даже немножко додумывать самому читателю.

Но понравилось ли мне? Скорее да. Необычный опыт? Определенно. Роман ли это ужасов? Разумеется! Рекомендую ли? Конечно. Такие книги стоит читать просто для того, чтобы составить о них свое, непредвзятое мнение.

Шершавым языком ассоциаций с хоррор-классикой: «Звонок» + «Киномания» + немножечко пеннивайзнутости.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2013 г.

Очередной роман Кэмпбелла снова оставляет ощущение неуместности крупной формы; то, что отлично работает в рассказе, здесь теряет значительную часть своей выразительности. Текст безбожно затянут, сюжет топчется на месте, похожие ситуации повторяются снова и снова, а когда понимаешь, что вся эта история неудачливого кинокритика, медленно погружающегося в шизофренический кошмар, так и закончится ничем, становится совсем скучно…

И тем не менее, нельзя не признать, что Кэмпбеллу отлично удается описание «ужаса повседневности», изображение окружающей действительности будто бы через призму нарастающего безумия. Эффект в «Ухмылке тьмы» достигается не столько за счет того, что именно происходит, сколько благодаря слегка смещенному восприятию происходящего, когда вроде бы обычные повседневные неприятности воспринимаются как кошмар наяву. Даже самоповторы и затянутость служат здесь определенной цели, создавая в какой-то момент ощущение едва ли не кафкианского абсурда.

В итоге у Кэмпбелла в очередной раз получился крайне специфический продукт, роман жуткий, но очень утомительный, ни внятного сюжета, ни какого-либо развития характеров, только длинная вереница параноидальных кошмаров…

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2010 г.

Отличная книга! «Grin of the Dark» — один из немногих в нашей вселенной хороших романов «ужасов». Horror как жанр больше расположен к рассказу или, в крайнем случае, новелле. В длинном произведении очень тяжело постоянно держать читателя в напряжении — хотя бы просто потому, что читатель будет откладывать книгу, ходить на работу, делать что-то по дому, возиться с детьми. Ему не до ужаса:glasses: И очень мало действительно страшных романов (не интересных, захватывающих, атмосферных и пр., а именно СТРАШНЫХ). Рассказов — сколько угодно, огромное количество. А романов единицы. Допустим, «Сияние» или «Кладбище Домашних Жывотных» Кинга, «Песнь Кали» и «Террор» Симмонса... «Grin of the Dark» — страшный роман. Написан мастерски, хотя и довольно сложным для восприятия языком.:pray:

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу