fantlab ru

Полин Эшвелл «Длинный Меч»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.65
Оценок:
164
Моя оценка:
-

подробнее

Длинный Меч

Big Sword

Повесть, год; цикл «Project Farcry»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 43
Аннотация:

Этот стручок вызревал на Дереве особенно долго — ведь именно ему, будущему старейшине по имени Длинный Меч, предстояло наладить отношения с Большим Племенем.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Project Farcry»  >  роман «Project FarCry», 1995 г.

— антологию «Another Part of the Galaxy», 1966 г.

— антологию «Spectrum 5», 1966 г.

— антологию «Космический госпиталь», 1972 г.

— антологию «Young Star Travelers», 1986 г.

— антологию «Космический госпиталь», 1991 г.

— антологию «Мир, которого не может быть», 1991 г.

— антологию «Космическая чума», 1993 г.

— антологию «Срок авансом», 2004 г.


Похожие произведения:

 

 


Космический госпиталь
1972 г.
Космический госпиталь
1972 г.
Космический госпиталь
1991 г.
Мир, которого не может быть
1991 г.
К. Саймак, П. Эш
1992 г.
Космическая чума
1993 г.
Срок авансом
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Another Part of the Galaxy
1966 г.
(английский)
Spectrum V
1966 г.
(английский)
Spectrum 5
1967 г.
(английский)
Spectrum 5
1968 г.
(английский)
Spectrum V
1969 г.
(английский)
Spectrum 5
1972 г.
(английский)
Young Star Travelers
1986 г.
(английский)
Viajeros estelares
1987 г.
(испанский)
Viajeros estelares
1989 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересная фантастическая идея, вполне оригинальная, также, как и сюжет, вполне достойный, оригинальный и интересный. А вот литературное решение, как мне кажется, слишком прямолинейное, без интриги, психологии, серьезных проблем, мелодрамы и, главное, читатель не открывает, а читает, то что ему навязывает автор, который преподносит читателю все ответы и решения. Такое ощущение, что он не доверяет читателю. Но, в целом произведение заслуживает внимания.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это невероятно добрая сказка. Сказка потому, что рассказ о ребенке (подростке), живущем в сложном мире взрослых людей, с их проблемами, стереотипами, комплексами и прочими недостатками. Он живет в этом мире не потому, что сам этого захотел, его так наделила природа, и он не может, пока ещё не научился, отстраняться от этого колючего мира. Кажется, что он никому не нужен, ему не доверяют, его подозревают, боятся и это больно ранит.

Сказка так же и потому, что ребенок встречает на своём пути сказочное существо. Это существо другого мира, у него тоже есть проблема с этими Большими людьми, они не поймут его, поэтому не будут ему доверять, если он им откроется, они его обязательно испугаются. Кто же сможет понять это существо, если не подросток столкнувшийся с той же самой проблемой?

И ребенок действительно понимает и пытается помочь. А после их объединит дружба, которая разрешит проблемы и ребенка, и существа. Они смогут наконец, жить в мире с собой и миром взрослых людей.

Однако самый очевидный смысл вовсе не в этом. Это вполне себе взрослое размышление о семье и о продолжении рода. Смысл любого хорошего повествования надо искать в самом его начале. С какого-то важного вопроса и начинаются все события. Капитан Джо размышляет о том, что космос и семья — несовместимы. Невозможно заниматься наукой и одновременно детьми. Не надо жениться, не надо заводить детей, ведь это станет обузой. Есть люди для семьи, и есть люди для исследований, смешивать эти две сферы человеческой жизни нельзя. Так же думает и Эллен Скотт. Однако Джордан уже успел обзавестись семьей и теперь он испытывает все последствия на себе. Как же сложно думать о сыне и одновременно работать. Здесь, в космосе, ему не нужна семья.

Однако в переломном событии, когда Рикки хочет помочь друзьям, Джордан сталкивается со своими внутренними демонами — что ему важнее сын, или экспедиция? Он пытается балансировать, сделать всё для поисков сына, но при этом не нарушить работу экспедиции. Кульминация же — это знакомство с Собратьями. Когда до Джордана доходит главная мысль — что выживание вида зависит буквально от каждого его члена, и не важно в каких условиях они находятся. Да, были времена, когда космос для детей был враждебен, но уже сейчас дети вполне могут стать жителями других планет, рождаться там или жить на просторных космических кораблях. Когда-то в будущем появятся люди, никогда не бывавшие на Земле. Тот же переломный момент переживает и Эллен Скотт, выбравшая между своей собственной жизнью и жизнью Рикки, жизнь именно Рикки.

Выводы очень простые — для выживания и развития любого вида важно заводить и опекать собственное потомство, самостоятельно передавать им свой опыт и знания.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная повесть, очень понравилась. И хотя телепатическая связь не нова в фантастике в данном случае она очень подходит к сюжету и способу общения «живых» растений и людей. А идея размножения живых существ, характерная для исследуемой планеты, просто великолепна.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень интересный сюжет о взаимопонимании двух цивилизаций — совсем непохожих по своему пути развития.Одно смущает -допущение автора , что такая непохожая на нас цивилизация может выживать.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В предыдущих отзывах, в принципе, уже рассказали о всех достоинствах и недостатках данной повести, но не стоит забывать, что написана она почти шестьдесят лет назад, поэтому многое простительно. Да и рассчитана повесть, как мне кажется, прежде всего на подростков — слишком уж много в ней «счастливых случайностей». Отец случайно взял с собой ребёнка в космическую экспедицию, у ребёнка случайно обнаруживается полезная способность, случайно на планете Лямбда обнаруживаются живые организмы весьма похожие на земные и так далее и тому подобное. Я, однако, прочитал с удовольствием. Почему? Ну, во-первых, мне всегда нравились истории про «растительные» инопланетные цивилизации, и Собратья из повести показались мне достаточно оригинальными. Для 1958 года, разумеется =))) А во-вторых, финал повести, который некоторым кажется притянутым за уши, вполне способен тонко намекнуть подросткам, что желание найти свою пару, создать семью и продолжить род у них у всех ещё впереди. И что, когда придёт время, никто не сможет противиться этому зову, как в течение тысяч лет не могли противиться ему миллионы поколений Собратьев, уходившие в самоубийственный поход к разлому...

Любителям ксенофантастики и темы контакта — рекомендую ознакомиться.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После отзыва, который оставил тут Нескорений, сложно что-либо добавить. Любое дополнение, даже если бы оно родилось в голове, смотрелось бы как жалкое поддакивание, но кое-что напишу.

В повести содержится типичная для ксеноэкофантастики ошибка: проецирование устройства земных сообществ на инопланетный ландшафт. Автор этого даже не скрывает: мол, есть у нас на Земле такие вот животные, по всей вероятности, живущие тут существа имеют с ними много общего. В принципе, для произведения, написанного более полувека назад, это простительно. Вообще, мировоззрение людей на заре космической эры отличалось гипертрофированной антропоцентричностью и землефильным шовинизмом. Один только Лем говорил, что там всё по-другому, а надежд на контакт практически никаких нет.

Не буду вдаваться в художественные особенности произведения, дабы не плодить излишнюю критику. Скажу лишь, что особой интриги в повести нет, а герои не вызывают сопереживаний или понимания. Характеры выведены довольно поверхностно, но читать можно. Живо, хотя и не затягивающе.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд название повести обещает что-то из области героического фэнтези — сразу представляются суровые варвары или рыцари, крушащие орды врагов в жестокой рукопашной схватке. Однако здесь совершенно другая история — приступив к чтению мы немедленно понимаем, что перед нами планетарная экофантастика с упором на ксенобиологию. Первая публикация произведения состоялась в октябрьском выпуске журнала «Astounding SF» за 1958 год. За мужским именем Пол Эш скрывается британская писательница Полина Уитби, более известная читателю под именем Полина Эшвелл. Через два года Г. Гаррисон опубликует один из своих лучших романов — «Неукротимая планета», почему я упомянул об этом факте — поясню ниже.

В центре сюжета — проблема налаживания контакта между землянами и представителями иной цивилизации. Учитывая то, что в повести есть две параллельные линии, читателю предоставится возможность взглянуть на конфликт как с точки зрения наших соплеменников, так и негуманоидов. Место действия — планета Лямбда, которая считается безопасной и благоприятной для человека, хотя местные пейзажи выглядят несколько мрачновато — деревья, растительность и живность окрашены преимущественно в серые и черные тона, разбавляют пейзаж только горы и почва рыжеватого цвета, а также привычно голубое небо.

Цивилизация Собратьев, местных разумных аборигенов, выглядит вполне самобытно и экзотично. Подобно неким плодам они созревают в стручках на особых Деревьях, их интеллект напрямую зависит от физических пропорций — самые крупные особи являются и самыми умными. Хотя даже самые выдающиеся представители этой расы, типа Длинного Меча, чье имя дало название повести, по размерам не превышают земных крыс. Собратья наделены как генетической, так и обычной памятью, но самое главное — имеют способность к телепатии. Поначалу нарисовать в воображении их внешний вид непросто — сперва автор вообще уходит от описания внешности, чуть позже подкидывает пару деталей, типа перепонок и острого шипа, который запрятан в одной из нижних конечностей, а полное описание мы получим лишь в кульминации, что ж — лучше поздно, чем никогда.

События повести разворачиваются во время третьей экспедиции землян на Лямбду. Руководитель проекта — опытный астронавт и ученый Джордан, который после развода с женой вынужден был взять с собой в путешествие своего четырнадцатилетнего сына Рикки. Мальчик является ключевой фигурой произведения — это трудный подросток, грезящий космическими приключениями и мечтающий стать ксенобиологом, у него есть необычная способность, аналогичная той, которую имел Язон динАльт (помните я упоминал роман Гаррисона?), ну и к тому же это самый слабый и беззащитный член экспедиции, других детей-то здесь нет. Итак, Джордан, поддающийся агрессивным импульсам, но способный прислушаться к голосу разума, оправдывая авторитет лидера, вполне может сойти за Керка Пирра, Рикки за Язона, но на этом аналогии только начинаются.

Единственная женщина в экспедиции — Эллен Скотт, которая подавляет свой материнский инстинкт, вследствие чего переносит свою заботу на Рикки — только она верит в парня и способна рискнуть и пойти за ним в критической ситуации, также Эллен при случае не упустит шанса полетать на автолете — чем вам не Мета? Еще один знаковый персонаж — биолог Вудмен — относится к Рикки со скрытой симпатией, при случае обучает его, берет с собой понаблюдать за местной фауной, признает авторитет Джордана, но считает, что Рикки также достоин права голоса — да, это местный Бруччо. В итоге здесь представлены все основные типажи пиррян, проблема в том, что в целом справившись с психологическими портретами земных персонажей, автор напрочь забыла даже намеком обозначить их внешность, простор для фантазии — хорошо, но всё же должны быть хоть какие-то точки опоры.

Я не знаю читал ли Гаррисон эту повесть, но возможность такая у него несомненно была — я не могу назвать это плагиатом, что плохого в том, что человек берет чью-то идею, доводит ее до ума, придает неприметному камешку бриллиантовую огранку. Если вдохновение создать Мир Смерти пришло к нему после прочтения «Длинного меча» — что ж, Гаррисону удалось превратить просто хорошую фантастику в шедевр, исправить все недочеты и придать тексту лоск увлекательной космооперы. Это я к тому, что у данной повести, если разобраться, недостатков хватает. Как я уже говорил выше, доступный образ пришельцев до нас довели лишь в кульминации, а портреты землян так и остались ненаписанными. Раскачка сюжета идет довольно долго — если у Гаррисона действие сразу стартует с места в карьер, то здесь автор увлекается сначала знакомством читателя с Собратьями, затем экскурсами в личную жизнь капитана Джордана, а в процессе развития сюжета отвлекается на занимательные, но губительные для динамики повести, наблюдения из серии «в мире животных».

Какая-либо значимая интрига и острота в произведении отсутствуют — не тикает назойливый таймер, жизни персонажей не повисают на волоске, да и особой тревоги за участь Собратьев почувствовать не удается. Экшен и боевые сцены здесь не в фаворе — излучение аборигенами телепатических волн ненависти носит локальный характер и происходит исключительно в оборонительных целях. Поломать голову над решением какой-либо тайны тоже не удастся, сразу понятно, что после преодоления некоторых сложностей всё будет хорошо. Финальное заполнение белых пятен, касательно жизненного цикла, особенностей размножения Собратьев могло бы вызвать интерес, если бы автор потрудился обозначить всё это как загадку, получить готовый ответ, без сформулированного перед этим вопроса — в высшей степени странно. Любовная линия здесь отсутствует вплоть до финала, где автор вдруг опомнившись вспоминает, что для того чтобы все жили долго и счастливо, обязательно нужно кого-нибудь поженить.

В целом хорошая идея и занимательные эпизоды из инопланетного естествознания требуют серьезной доработки. Возможно, хотя я не могу подтвердить эту гипотезу, данную работу над ошибками провел Г. Гаррисон, подарив читателям Мир Смерти. Тем не менее, чтение «Длинного меча» прошло у меня со сдержанным интересом, несмотря на недочеты мне понравились персонажи и созданный автором мир. Явно не хватает приключенческой части, если не элементов боевика, то хотя бы напряженных динамичных сцен. В итоге получился такой вполне себе теплый ламповый Пирр в изложении для среднего школьного возраста. Если бы не многочисленные параллели с «Неукротимой планетой», то градус моего интереса к этому произведению был бы на порядок ниже, а так — есть место для подозрений и предположений, хотя бы это позволило мне не обращать внимания на отсутствие интриги и прочесть эту повесть одним махом, без соблазна забросить чтение.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как бы мы, сидя на Земле, ни теоретизировали, что, мол, разумная жизнь может оказаться в самом неожиданном месте, иметь самую неожиданную форму, и всё такое прочее, при встрече с неизвестным стереотипы всё же возьмут своё. Тут я с автором полностью согласен. И если разумная форма будет иметь вид чего-то такого, что человеческий мозг как разумное воспринимать попросту не привык, то вступить с человеком в контакт этой форме будет очень даже непросто.

Идея контакта через ребёнка в фантастике не новость и лишь далёкое будущее покажет насколько она оправдана.

В целом же повесть читается с интересом, но суховата, более научная чем приключенческая.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх