fantlab ru

Айзек Азимов «Космические течения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Оценок:
1348
Моя оценка:
-

подробнее

Космические течения

The Currents of Space

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 153
Аннотация:

Вот только человек с Земли хочет поведать правителям далёкой планеты о том, что их миру угрожает смертельная опасность. И вот — уже в окрестностях фабрики обнаруживают некоего человека, который двух слов связать не может, потому что явно испытывает проблемы с головой.

Как связаны эти два события, повлекшие за собой водоворот межпланетных интриг и погонь? Есть ли надежда на спасение мира?

Ответ — на страницах увлекательного приключенческого романа мэтра мировой фантастики.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском языке в журнале «Техника-молодежи», №№ 9-12 за 1965 год и №№ 1-7 за 1966. В переводе Зинаиды Бобырь, с иллюстрациями А. Побединского.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1986 // Переводное произведение (роман)

Похожие произведения:

 

 


Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Чудовище
1990 г.
Космические течения
1991 г.
Приключения в космосе
1992 г.
Дуновение смерти
1992 г.
Галактическая империя
1993 г.
Звёзды как пыль
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Миры Айзека Азимова. Том 2
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 3
1997 г.
Сами боги
1999 г.
Звезды как пыль
2000 г.
Звезды как пыль
2001 г.
Антология мировой фантастики. Том 4. С бластером против всех
2003 г.
Космические течения
2003 г.
Звезды как пыль
2004 г.
Звезды как пыль
2007 г.
Транторианская империя
2008 г.
Космические течения
2019 г.
Галактическая Империя
2019 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, November 1952
1952 г.
(английский)
Astounding Science Fiction, December 1952
1952 г.
(английский)
Техника - молодёжи № 9 1965
1965 г.
Техника - молодёжи № 10 1965
1965 г.
Техника – молодёжи № 11 1965
1965 г.
Техника – молодёжи № 12 1965
1965 г.
Техника - молодёжи № 1 1966
1966 г.
Техника – молодёжи № 2 1966
1966 г.
Техника – молодёжи № 3 1966
1966 г.
Техника – молодёжи № 4 1966
1966 г.
Техника – молодёжи № 6 1966
1966 г.
Техника – молодёжи № 7 1966
1966 г.
Техника — молодёжи № 5 1966
1966 г.

Издания на иностранных языках:

The Currents of Space
1964 г.
(английский)
Le correnti dello spazio
1981 г.
(итальянский)
Космически течения
1991 г.
(болгарский)
Curenții spațiului
1994 г.
(румынский)
Prądy przestrzeni
2003 г.
(польский)
Ströme im All
2015 г.
(немецкий)
Kosmosehoovused
2017 г.
(эстонский)
Uzay Akımları
2019 г.
(турецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый первый прочитанный мной фантастический роман. До сих пор помню как сегодня: лето, книжный, мама, хитро щурясь, предлагает 11-летнему мальчику на выбор: пиратский роман или сборник «Приключения в космосе»? Рука тянется к новому и неизведанному.

До сих пор зачитывался Жюлем Верном, серией о Тарзане Берроуза и другими романами приключений. «Космические течения» перевернули все. Я не отказался от прежней любви к приключениям, но стал, так сказать, литературным многоженцем, если такой эпитет применим к мальчику. Тот сборник (в него еще вошли романы Кларка и Нортон) до сих пор благоговейно хранится в личной библиотеке, но еще в детстве был зачитан буквально до дыр и потери обложки. Какое счастье, что мне в руки попали именно Азимов и другие мастера-классики, а не писатели-однодневки! Это определило мой вкус к фантастике на всю жизнь.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь: оценку я поставил по давним, первоначальным детским впечатлениям. Читал в «Технике-молодёжи», заграничный роман, с продолжением, с отличными иллюстрациями А.Побединского(чёрно-белые плюс полноформатные цветные на вкладке!), а окончания нет, и где же прочесть окончание?!...Приключения, загадки, заговор, амнезия, погони — короче, полный восторг, ни с чем не сравнимый! Разве что с восторгом от «Неукротимой планеты» и «Пасынков вселенной» в «Вокруг света»...

Конечно, я перечитывал этот роман, уже в нынешнем веке, может и зря — как-то простовато, хотя всё равно хорошо, и устаревшим роман назвать язык не повернётся.Так что 10 баллов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из первых научно-фантастических произведений, с которым я познакомился много лет назад. С тех пор неоднократно перечитывал, и ни разу не жалел, хоть и помнил основные сюжетные ходы, и что «убийца — садовник». В чем же для меня прелесть этого романа?

Во-первых, сам стиль повествования и динамизм. Тут нет затейливых выкрутасов сюжета и пространных размышлений о высоких материях. Я не говорю, что такие приемы плохи, оно ни порой только отягощают приключенческую фантастику. В этой же книге ты глотаешь главу за главой с удовольствием и ожиданием.

Во-вторых, интрига. Да, ближе к концу можно о многом догадаться, и понять что Сквайр Файф

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все-таки ни при чем.
Но вначале ты действительно с головой погружаешься в атмосферу зловещей тайны. Заметьте, даже что такое Кырт, вокруг которого все вращается, автор открывает только к середине. И это хорошо.

Ну и в-третьих, это субъективная любовь к одному из первых произведений, открывших мне мир НФ. А это многого стоит!

Поэтому, может я и завышаю оценку, но считаю, что имею на это право. 10.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, а мне произведение понравилось, как приключенческая литература с захватывающим сюжетом, интересными поворотами событий, интересными героями и своеобразной манерой написания А.Азимова.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал в детстве в «Технике Молодежи». Был восторг. Естественно, для того, что печаталось тогда в журнале, этот роман был одним из самых достойных произведений. Приходилось всегда ждать, что же произойдет на следующем повороте сюжета. Может быть журнальная версия, ее краткость, так воздействовала. Уже в «современное» время, когда все стало доступно, при повторном перечитывании, такого восторга близко не ощутил.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательный приключенческо-детективный триллер о борьбе нескольких повстанцев против покоривших их планету захватчиков. Которые используют их планету как ресурсную. Тема благополучной жизни за счёт других — раскрыта мастерски. Азимов- как обычно пишет превосходно

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа протекает до «Камешка в небе», но издан он был последним из трех книг «Треугольника». И конечно, он самый лучший из них. Здесь образы вполне обрисованные и запоминающиеся. И общая идея довольно интересна. И хотя она не нашла пока подтверждения в современной астрофизике, общим взглядам на эволюцию звезд она не противоречит. Чисто литературно книга тоже написана довольно умело.

Несколько удивляют отзывы, указывающие, что это — детектив. Практически все романы Азимова — в той или иной степени детективы. Таков уж был его авторский стиль.

Кстати! Серьезные читатели Азимова сразу же вспомнят, в котором из его произведений выясняется, что убийца — таки садовник! Шутка гения.

Как по мне, вполне годный сюжет для экранизации. Все необходимые персонажи в наличии. Можно что-нибудь в духе Аватара забацать. Кырт вместо унобтаниума, обычные люди вместо синих кошек — ну и что?

И еще. В очень известном советском НФ фильме (не буду показывать пальцем, хотя все знают что это «... ... — ... ...») одна из самых ударных сцен, увы, цельнотянута прямо отсюда, из беседы со сквайром Файфом. Что ж, будем считать это оммажем.

Читал я «Космические течения» еще в «ТМ», уже не ребенком (о, сколько же мне лет...). Перевод З.Бобырь, кстати, практически идеален. Хотя и был в журнале порезан, и, как видно при сравнении с оригиналом, убрали излишне острые политически (по тем временам) моменты.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё любимое произведение у Азимова. Несмотря на то, что по глубине и серьёзности проблематики ему очень далеко до «Конца вечности» и «Основания». Но, наверное, именно поэтому и любимое. Всё дело в том, что, на мой взгляд, в тех случаях исполнение не дотянуло до уровня замысла. Что ж поделать, если Азимов-учёный гораздо сильнее Азимова-литератора? А вот для такого достаточно лёгкого фантастического детектива литературного мастерства писателя оказалось как раз достаточно. И роман этот навсегда останется одной из вершин жанра.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение — классика в исполнении мэтра фантастики. Кто-то может сказать, что книга переполнена штампами (потеря памяти и т.п.), но данные сюжетные ходы штампами стали только в наше время, в год написания книги сюжет казался совершенно новым и захватывающим, а если учесть с каким мастерством автор все исполнил, я уверен, книга была шедевром. Она и сейчас превосходит большинство современных фантастических книг.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересное предположение — монополия, основанная на одном единственном растении, и дающая, благодаря этому растению, огромную финансовую и политическую власть кучке саркитов....Просматриваются современные тенденции ( а написан рассказ в 1952 году!!!!)..Куда смотрел антимонопольный комитет??? :lol:

Как и многие авторы-фантасты, Азимов точно «попал» с темой и сценарием развития ситуации. Правда, с психовоздействием на космоаналитика пошел по достаточно стандартному пути — амнезия, которая в последствии проходит под влиянием происходящих событий. Читается непросто, как и почти все произведения этого автора. Но постепенно мозаика интриг и приключений складывается в сложную картинку, цепляет, держит в напряжении до самой развязки.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще здорово! В самом начале разумеется ничего не понятно, но финал очень и очень даже. особенно мне понравилась сама идея так сказать всматривания в космическое пространство. Что-то в этом есть:)

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Человеческая цивилизация, распространившаяся на всю Галактику, вновь достигла переломного момента истории. Земля и ее наследие еще не забыты, хотя дорога к ней уже и забывается, но еще можно встретить людей, которые гордо могут сказать: «Я- с Земли!» Но умами людей уже владеют новые кумиры: Трантор набрал силу и до создания Первой Галактической Империи остается совсем немного. Всего лишь один шаг, всего лишь последнее препятствие, и Галактика станет единым целым.

И это препятствие — планета Сарк, непоколебимая и дерзко-независимая, поскольку сидит на настоящем богатстве — ресурсе, в котором нуждаются все. Всего лишь измененный хлопчатник — а какую роль, оказывается, он может сыграть в истории целой Галактики, народов и отдельных людей! Для одних он — источник богатства и власти, для других — препятствие к могуществу, а для третьих — проклятие, синоним рабства и унижения.

Как и во многих последующих романах, в этом — любимый Мастером полудетективный сюжет, основанный на поисках преступника, лишившего ученого его памяти и личности. Он выстроен «классически» — каждый найденный ответ приводит к новому вопросу. Разгадки и подсказки разбросаны во множестве местах, путь к которым пролегает через разные планеты, обещающие разнообразие событий и героев. Последние — довольно странная компания — полусумасшедший ученый, девушка-рабыня, идеалист-подпольщик, транторские дипломаты и правители Сарка. Все они оказываются втянуты в водоворот интриг, скрывающих тайные замыслы, заговоры и большую, просто- таки космического масштаба, тайну.

Если сравнивать с предыдущим романом «Звезды, как пыль», то мне понравилось больше, хотя по построению сюжета обе книги очень близки. Но это роман более «ровный», более продуманный и более глубокий. В нем уже появляется идеи, о развитии Человечества, которые войдут в последующие романы.

И есть еще одна вещь. Я читала этот роман, надеясь найти ответ на вопрос, каким образом, найденное в «Звездах, как пыль» наследие древней Земли оказалось вновь утерянным. Но ответа не оказалось. Действие остановилось на самом интересном месте: последнее препятствие на пути Трантора оказалось сметено силами Космоса. Ничего не препятствует больше объединению Человечества на принципах взаимопонимания и сотрудничества. Так, почему же ничего не получилось?

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приступив к чтению романа я привычно настроился на ритм классической космооперы, но здесь все оказалось не так просто — сюжетная композиция, несколько взаимосвязанных линий повествования, отсутствие монохромного деления персонажей на «хороших» и «плохих». По мере чтения начальное недоумение сменялось все более возрастающим интересом — вместо привычного экшена автор предложил почти детективную интригу, разворачивающуюся на фоне межпланетной дипломатии и политики, а также твердую научную основу, что для профильного жанра вообще редкость. Несмотря на то, что «Космические течения» являются второй книгой цикла «Транторианская империя», роман абсолютно самодостаточен и без проблем читается в отрыве от остальных составляющих цикла.

Кстати, именно из этого романа А. Скаландис «позаимствовал» сюжет и социальную структуру общества для своего «Мира Смерти и тварей из преисподней», так что вместо формального соавторства с Г. Гаррисоном в создании опуса Скаландиса невольно поучаствовал А. Азимов. По сюжету земной космоаналитик сделал важное открытие — под угрозой гибели находится вся планета Флориния, но после посадки на планету Сарк, землянин был захвачен неизвестными, и после промывки мозгов его забрасывают на Флоринию, где ему предстоит вспомнить всё и донести информацию до властей, либо погибнуть вместе с обреченной планетой.

Население Флоринии составляет полмиллиарда человек — большинство из них — это бесправные крестьяне, работающие на плантациях, производящих уникальный ресурс — кырт, из которого изготавливают лучшие ткани Вселенной. Управление крестьянами осуществляют резиденты — аборигены, прошедшие обучение на Сарке и сотрудничающие с оккупантами-саркитами. Правящий слой — сквайры — выходцы с планеты Сарк, которые используют Флоринию в качестве своего сырьевого придатка. Планетарной столицей является Город, разделенный на нижнюю и верхнюю части — снизу живут аборигены, а на втором ярусе — их хозяева-саркиты. В общем социальная система довольно простая и при этом ярко рисует картину расслоения общества, в котором угнетенное большинство аборигенов подчиняется верхушке из чужаков.

Композиция романа отнюдь не кажется простой — есть пролог и эпилог, описывающие события случившиеся годом раньше и годом позже основного сюжета. Каждая глава названа по профессии или социальной роли, которая окажет ключевое влияние на данный отрезок романа — тем самым мы все больше узнаем об окружающем мире. Обилие экскурсов в прошлое персонажей и историю планеты негативно сказывается на динамике, но без этого было бы сложно разобраться в подоплеке событий. Несколько параллельных сюжетных линий позволяют взглянуть на происходящее глазами разных персонажей. Описания пейзажей и интерьеров выглядят суховато, но при этом довольно логичны, что позволяет читателю без труда восполнить все лакуны в описаниях, пользуясь собственным воображением, на свой вкус. Вообще, импонирует позиция автора, который на равных общается с читателем, не загоняет его в жесткие рамки — каждый может представить мир на основе своих предпочтений, выбрать персонажа, который наиболее симпатичен.

Что характерно, действующие лица выглядят довольно рельефно, при этом автор устранился от проработки психологизма образов. Однозначных героев и злодеев здесь нет, по сути у каждого своя правда — это дополнительный плюс, на мой взгляд. Среди действующих лиц космоаналитик, получивший на Флоринии кличку Рик, образ которого интересен последовательной эволюцией из беспомощного овоща в опытного специалиста, которым он был до психозондирования. Рика опекает местная крестьянка Лона — внешне некрасивая и крупная девушка, тем не менее она обладает житейской мудростью и врожденной добротой. Лично мне наиболее симпатичным показался образ резидента Теренса, который в одиночку ведет борьбу за свободу против оккупантов. Теренс бодро шагает по трупам врагов и, сожалея о необходимых жертвах, тем не менее понимает, что революцию не делают в белых перчатках, особенно достоин уважения финальный выбор Теренса.

Помимо этих основных персонажей автор также знакомит нас с благородной саркиткой Сэмией Файфской, которая, несмотря на принадлежность к оккупантам, вызывает симпатию тем, что светским приемам предпочитает занятия наукой, обладает широтой взглядов и не презирает людей только за их низкое происхождение. Её отец — сквайр Файф — самое влиятельное лицо на Флоринии, несмотря на диктаторские замашки, обладает острым умом, сильной волей и желанием любой ценой защитить положение своего народа от влияния могущественной империи Трантор. Поиски пропавшего космоаналитика ведет доктор Селим Джунц, который выступает в роли беспристрастного арбитра, его главное желание — выяснить истину, в чем ему помогает его беспристрастность и принципиальность.

По общему итогу получилась достаточно интересная космоопера для взрослых, в том смысле, что она лишена чрезмерной простоты, деления героев на «черное» и «белое», предлагает довольно внятную научную теорию опасности, угрожающей Флориниии, а также обилие интриг и хитросплетений дипломатии, глобальной политики. Не могу сказать, что сюжет захватывает с первых страниц, поначалу нужно привыкнуть к манере подачи материала, отсутствию акцента на приключениях, но по мере развития сюжета читать становится всё интереснее, и ближе к кульминации уже сложно оторваться от чтения. Можно смело рекомендовать это произведение, как хороший пример синтеза космооперы, твёрдой НФ и фантастического детектива.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ностальгия. Невероятная, необъяснимая, непередаваемая ностальгия. Вот именно ТАКОЙ была «импортная» фантастика «золотого века» совкового застоя. Кругом — жуткая смесь вполне себе нормального быта первого в мире пролетарского государства (для поавляющего большинства оных пролетариев) и апокрифической Лжи зажравшейся верхушки, давно уже не отождестваляющей себя ни с пролетариями, ни с борьбой за нужды пролетариата. Странное безвременье, в котором душе не за что было зацепиться. Никаких духовных якорей, не порченных ржавчиной и паршой сомнений и противоречий. Никаких сверхценностей, что могли бы оправдать бессмысленность обыденности — с философИческой точки зрения.

И... только Фантастика с её «выпрыгом за границы реальности» — как свет в окошке. «Туманность Андромеды», «Час быка», «Пикник на обочине», «Град обречённый», «Жук в муравейнике»... А потом — на этой волне «почти пролетарской прлоблематики», посреди обыденности и фальшивых страстей «за всё человечество — разом» — выплыли (другого слова не подберёшь) «Неукротимая планета», «Сами боги», «Дюна» и... — «Космические течения».

Да, это — конечно же — не мир Гипериона, не Вселенная императора Лито, но... воображение Автора буквально «вывернуло ткань пространства и времени», живописало нечто такое, что — само по себе, без каких-либо дополнительных причин и обоснований — достойно внимания, интереса и даже — восхищения. Другой мир. Другие горизонты. Другая реальность.

Это... — как первая любовь. Это не забывается. Тебе же, уважаемый потенциальный читатель (ежели ты ещё не читал сей книжки), скажу так: красота и увлекательность ФантЧтива процентов на 90 определяется масштабом Личности Автора, его способностью что-то такое вообразить себе, что заставит читателя застыть в изумлении перед величием этого ВООБРАЖЕНИЯ. Это — непередаваемо, правда. И каждый сам составит впечатление (ИМХО, естественно). Но это вполне достойно того, чтобы к этому ПРИКОСНУТЬСЯ

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учёный с Земли из Межпланетного Космоаналитического Бюро обнаруживает страшную угрозу, нависшую над планетой Флорина, поставляющей в Галактику уникальный материал кырт. Вот только донести свою ужасную весть до флоринианцев ему не удаётся, некто стирает аналитику память. Так на плантациях Флорины оказался Рик, не помнящий себя и имеющий самое смутное представление об окружающем мире.

Считается хорошим тоном ругать «Транторианскую трилогию». Но если абстрагироваться от действительно великих вещей за авторством Айзека Азимова, то окажется, что это отличный роман с элементами детектива, политическими интригами, борьбой за свободу целой планеты, к тому же показывающий, как росла и крепла мощь Империи Трантора. Более того, читатели могут узнать о CNO-цикле, заставляющем гореть звёзды. Есть, правда, и небольшой минус. Механизм, обеспечивающий вспышки новых звёзд, к описанному в романе не имеет ни малейшего касательства. Ну а уж идею об уникальной планете, обладающей богатством, которого больше нет нигде, кто только не использовал в дальнейшем.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх