FantLab ru

Ким Стэнли Робинсон «Аврора»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.10
Голосов:
168
Моя оценка:
-

подробнее

Аврора

Aurora

Роман, год

Аннотация:

12 световых лет до Тау Кита растянулись в 160 для жителей Корабля. Внутри — целый мир. 24 биома, каждый со своей уникальной флорой, фауной и погодными условиями. Почти пятнадцать тысяч человек родились и умерли за время полета. Около двух тысяч населяют его сейчас. Для них Корабль был домом всю их жизнь. Но совсем скоро это изменится: Корабль начал торможение, до пункта назначения всего 10 лет. Впереди — новый мир, новая планета, новая надежда для человечества.

Номинации на премии:


номинант
Канопус / Canopus Award for Interstellar Writing, 2015 // Ранее опубликованное произведение Крупной формы

номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2016 // Лучший НФ-роман

номинант
Премии конвента ДрагонКон / Премия "Дракон" / Dragon Awards, 2016 // Научно-фантастический роман

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2017 // Лучший зарубежный роман. 6-е место (США)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Похожие произведения:

 

 


Аврора
2018 г.

Аудиокниги:

Аврора
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Aurora
2015 г.
(английский)
Aurora
2015 г.
(английский)
Aurora
2016 г.
(немецкий)
Aurora
2016 г.
(испанский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  44  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самый большой сюрприз «Авроры»: это история вовсе не о романтике космических полетов и не об экспансии человечества в другие миры. Это роман о разочаровании, о закономерном провале любых планов по освоению космоса. Роман о том, что наши шансы выживать падают пропорционально расстоянию от Земли, и ничего с этим поделать нельзя. А значит не стоит и пытаться.

Очень грустная книга. Неожиданно грустная для Робинсона, заселившего для нас Марс (Марсианская трилогия), а затем и всю солнечную систему (2312). Впрочем, если задуматься, никакого противоречия здесь нет. Похоже прогноз Робинсона очень простой: окрестности местной звезды — максимум, на что мы можем расчитывать. Максимум, на что может расчитывать любая цивилизация. Инопланетяне молчат не потому что их нет, а потому что никто не может выбраться из колыбели, в которой они появился на свет...

Как всегда у Робинсона — блистательное знание вопроса, о чем бы не шла речь в книге. Не слишком глубоко уходя в детали, он может интересно рассказать и о строении корабля, и о далеких планетах, и даже пофилософствовать о сознании и искусственном интеллекте. Кстати про интеллект. Очень интересный выбор протагониста: повествование большую часть книги ведется от имени самого Корабля. Пользуясь местоимением «мы», корабль пытается выполнить непростую задачу: рассказать историю так, как ее рассказал бы человек. Причем стилистика текста подчеркнуто динамична: начав с сухого перечисления фактов, Корабль к концу все лучше и лучше осваивает метафоры, аналогии и прочие художественные приемы, превратившись в чудесного рассказчика. Такие себе «Цветы для Элджернона», лайт версия.

Короче говоря, «Аврора» — не только хорошая твердая фантастика с интересными идеями, но еще и неплохой худ-лит. Сочетание, которое, стоит признать, встречается не так уж часто.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне идея звездного Ковчега в любых ее интерпретациях всегда казалась не слишком жизнеспособной. Посудите сами, кучка энтузиастов, талантливых в самых разных областях, разрабатывают проект межзвездного перелета, создают технологическое чудо- итог работы миллионов людей в самых разных областях, охваченных благородной и великой целью, которая становится для них самой жизнью. И эта цель настолько велика для них, что они готовы ради нее пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью многих своих потомков.

Это и восхищает и ужасает одновременно. Нельзя не уважать поколение мужественных людей- первопроходцев во всех смыслах, готовых рискнуть ради призрачной надежды на обретение Земли Обетованной, ради вечной романтической тяги Человечества к странствиям и открытиям. И не может не ужасать их самонадеянное и безответственное решение, сделанное за еще не родившихся потомков, для которых уже не будет никакого выбора.

Потому что для этих потомков мечты и надежды предков, сама их Великая Цель станут всего лишь сказками, а Ковчег из транспортного средства, везущего к новому дому, станет самим домом, пусть не очень комфортным, но родным и единственно знакомым. И все усугубит то, что в таком планирование на многие столетия не предусмотришь всего, и всегда что-то пойдет не так. В замкнутом, с ограниченными ресурсами пространстве любое ЧТО-ТО , даже не значительное в других условиях, становится настоящей катастрофой.

В Ковчеге «Аврора», который полтора столетия летит к Тау Кита, к концу путешествия многое что уже идет не так. Во-первых, просто заканчивается «гарантийный срок», на который рассчитывали строители. Во-вторых, окончание пути более пугает, чем вдохновляет Поколение, достигшее Цели. Это более не дружный экипаж первопроходцев, объединенных общей мечтой и надеждой. Это просто набор разобщенных крестьянский общин- не слишком образованных, не слишком активных и крепко привязанных с своему месту жительства выработанными за полтора века традициями и правилами.

Автор, по моему мнению, совершенно «переборщил» с начальными условиями проекта, делая трудную задачу абсолютно невыполнимой. Итак все было бы очень и очень непросто даже при условии единообразного сообщества, жестко контролируемых среды и социального устройства. Но нет, он вводит такие, не поддающиеся прогнозу факторы, как разнообразные экологические системы, часть из которых вообще стихийно эволюционируют, и не менее разнообразные, хотя и не большие, социальные группы, рождающие целый набор весьма странных традиций и систем управления. Как пытается уверить автор, именно такой набор должен был бы повысить вероятность выживания колонистов.

Но вот сдается мне, что автор не много знает о выживании, в который раз предлагая нам схему развития событий, когда каждая изолированная группа преследует свои собственные цели и ищет свой собственный путь, что, по задумке, должно обеспечить разнообразие подходов к решению проблем. Но вот не удается ему меня убедить, что описываемые им просчеты и проблемы могут быть вообще допущены в итоге долгого проектирования и исследований, тем более, что последние ведутся даже в наше время уже достаточно долго и успешно. Потому многие из сюжетных ходов кажутся «притянутыми за уши» и подгоняются не под логику событий, а под задуманную концовку. Вот надо было, чтобы именно это Поколение продержалось до финала, и тут же, как по волшебству, появляется такое средство.

А Поколение это оставляет странное впечатление. Герои, мягко говоря, неприятны. Это сплошь и рядом незрелые в психологическом плане социопаты, безответственные и крайне необразованные( не в том смысле. что они не знают на какие кнопки давить, а в том. что они крайне ограничены в своем мышлении и понимании тех процессов, которые происходят вокруг и внутри их самих). Это Поколение нытиков и пораженцев, постоянно обвиняющих своих далеких предков в своих бедах, жалующихся, требующих, и не желающих нести ответственность.

И немного об ответственности. В который раз вопрос об этом сводится у автора к демократии, как единственному пути управления. Меня опять пытаются уверить, что это единственный вариант, несмотря на все описываемые автором ошибки, приводящие к многочисленным жертвам и разрушениям. Который роман автор утверждает, что «да, возможно придется дорого заплатить, но альтернативы нет». Печально, но другие варианты, другой опыт Человечества, который есть, но он «недемократический» в принципе не допускаются, даже как гипотезы или негативный пример.

Пожалуй, единственная сюжетная линия, которая вызывает интерес и симпатию, это история самого Ковчега «Аврора». Рождение из компьютерной сложности сначала разума, а потом и самосознания. его развитие, становление, как ответственной и многогранной личности с ее удивительными выводами о ценности жизни, о том, что заставляет стремиться к цели и является основой всего происходящего с разумными существами- вот это по-настоящему интересно. Сама эта новорожденная личность выгодно отличается на фоне вечно жалующихся и беспомощных людей. И этот корабль — именно то самое Поколение, достигшее цели, которым его предки-создатели могли бы гордиться.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Уж не знаю перевод такой, или редактура подкачала, или корректура, или еще чего, или просто автор так хреновой пишет, но читать местами это было довольно тяжело, потому что непонятно вообще кто чего сказал или что произошло. Происходит какой-то монолог или диалог и тут невпопад какое-то левое абстрактное предложение — понимай как знаешь. Уж не знаю как там в оригинале, может переводчик переводил дословно и не парился? Не спорю, что книга сложная, но вроде и «Красный Марс» сложный тоже и его также ругали в отзывах за отсебятину в переводе.

Эх... В любом случае текст более чем читабельный, просто можно было бы и заморочиться и все по высшему разряду издать в России. Тем более критика раньше уже была. Тем более Робинсона люди в нашей стране покупают активно.

Что касается самой книги, то она не показалась мне депрессивной, скорее просто реалистичной. Из-за особенностей повествования рассказчик особых эмоций испытать и передать не может, отчего никакой особой привязки к персонажам не возникает. Но это и не то чтобы важно, потому что текст в первую очередь про идеи, а не про приключения поселенцев. А идей тут море, как и технических подробностей. На суперобложке у меня написано, что у автора образование по литературе(!) и английскому языку(!), хотя при чтении складывается ощущение, что все это написал какой-то профессор физики или биологии. На западе все гуманитарии настолько эрудированные?

Вообще испытал огромное удовольствие от чтения и ругать мне книгу не хочется. Да и нечего тут ругать. Она короткая, насыщенная, динамичная, умная, да и просто чертовски увлекательная. Именно из-за таких книг я и полюбил когда-то научную фантастику.

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чрезвычайно слабые персонажи и диалоговая часть — это как в позднем «Семиевие» Стивенсона, только персонажи ещё раза в три тупее и непроработаннее (всё это немного можно списать на то, что умственные способности поздних поколений в таком корабле намного хуже предыдущих, это многократно упоминается у Робинсона), но чисто в теории отличная, подробная и редчайшая попытка в тематику кораблей поколений — кошмарно тяжёлый и долгий перелёт к одной из самых ближайших звёзд без всяких сказочных теорий о сворачивании пространства, червоточинах и гипердвигателях (хотя кое-какое магическое авторское спасение всё же появляется, изрядно упрощая всем жизнь во второй половине книги; только странно, что про него потом забывают во время дебатов на тему «покорять космос или это неправильно?»).

Ещё автор сильно и нехорошо хитрит, выставляя довольно очевидно возможные проблемы в виде граблей, которые типа не предусмотрели с самого начала и на которые обязательно наступят каким-нибудь громким сюжетным твистом. Хардкорным любителям космофантастики такое будет заметно и неприятно (ну это почти как забыть взять с собой скафандры или достаточное количество ресурсов), но вообще в целом получилось очень хорошее так сказать вступительное пособие о том, что может пойти не так при реально осуществимых межзвёздных перелётах (и даже самым заинтересованным в этой подноготной будет приятно иметь под рукой свод всех аспектов, чтобы ничего не упустить из внимания).

Вообще довольно неожиданно пессимистичное произведение о перспективах по крайней мере краткосрочной колонизации, тем более это заметно в момент описания Марса — и это ведь от автора самых громких книг о покорении четвёртой планеты (однако там же проскакивает, пожалуй, основной посыл — типа «не важно, сколько это займёт. надо. и сделаем.»). Оценку завысил исключительно за на редкость удачные поднимаемые тематики. Слабых мест в произведении примерно так же много, как и мест, какие прямо хочется цитировать. Но такие места в основном — роковые спойлеры.

Наверное, будут разочарованы от книги в основном только те, кто ждёт от неё большой художественной ценности, высокой литературы. Во многом это скорее полусухой отчет о всех событиях, как корабельный журнал. Однако здесь хоть и изредка, но нашлось место жемчужинам мысли, удачным метафорам, сравнениям, уместным цитатам, атмосферной (в т.ч. ироничной) подаче материала и т.д.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие люди. Имеют неплохое, иногда даже отличное гуманитарное образование, живут на спокойном, тихом хуторе, где в общем-то и поговорить то не с кем и не о чем, кроме как с соседними фермерами о надоях крупного рогатого скота и урожаях кукурузы. И есть в жизни этих людей две страсти. Первая — это нестерпимый графоманский зуд. Но мы помним про образование, оно хорошее, местами литературное, поэтому свои графоманские опусы эти люди пишут так ловко и грамотно, что отнести их можно даже к высокой литературе. Вторая страсть — увлечение всякими высокими технологиями и точными науками. Кампутерами разными, ну вы понимаете. Но мы снова помним про образование, оно хорошее, но исключительно «гуманитарное» (без обид), поэтому в точных науках эти люди мало что понимают. На хуторе скучно и, дабы приобщиться, они пачками выписывают научно-популярные журналы вроде наших «Техника молодежи», «Наука и жизнь» и «Юный техник». Конечно серьезные статьи из этих журналов проходят мимо, «гуманитарии» же, но сколько радости доставляют всяческие околонаучные теории. Какими терминами можно блеснуть в разговоре с соседними фермерами о надоях крупного рогатого скота и урожаях кукурузы. Неудивительно, что новообретенные знания о «высоких технологиях» эти люди стремятся применить в своем творчестве, используя их в непотребном количестве с поводом и без, перегружая текст обилием всяческих красивых словечек и несовместимых с жизнью теорий.

Многие прекрасно понимают, что такое нестерпимый графоманский зуд. Да и нива литературного творчества в некоторых областях еще недостаточно пахана-перепахана. Казалось бы, ну напиши ты повесть. Про жизнь, про людей. Или про гномов с орками-трансгендерами, модно, стильно, знать ничего не надо. Нет. Скучно на хуторе! Хотят фантастический роман. Про науку, про космос. Образование снова получается не того профиля, про психологию и логику поступков персонажей никак не получается. Не беда, припомним пару статей из журнала «Крестьянка» шестьдесят восьмого года. И вот вам — взаимоотношения.

А потом такие же знатоки поэзии Китса и надоев крупного рогатого скота поражаются смелости компоновки ярких статей из журналов «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Юный техник» и дают романам премии.

Вообще я старый технарь и «не знаю слов любви», так что, господа гуманитарии, не стреляйте в пианиста.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно, я в первые в такой растерянности, что не знаю какую оценку поставить. Сейчас поставила максимальную, на какую решилась, но не исключено, что поменяю. Я не могу определиться, понравилась мне книга или нет. Постараюсь обосновать все в этом отзыве.

Купила прочитав многообещающую аннотацию и неплохие отзывы. Обещали хорошую научную фантастику. Ну в плане научной фантастики не подвели. Науки тут действительно масса, причем сразу во многих направлениях. Тут и космический корабль с искусственным интеллектом, тут и ковчег с животными, а отсюда и экологические проблемы, рассуждения об экосистемах, тут и масса людей, живущих на корабле, и очень много социологии, конфликтов и политики, ещё и статистика все это полирует. Ну и вопросы освоения других земель. А, чуть не забыла ещё и психологию и рассуждение о языках и способах передачи устной информации. Вообщем действительно много всего и все это увязано в единое, как обычно в жизни и бывает. Причем автор старается пусть и не в углубленном курсе, но погрузить читателя в эти научные дебри. Это конечно плюс, ну как минимум любопытно. Однако есть и минусы в этом. Автор, на мой взгляд, слишком сильно перегружает текст терминологией. Звучит и выглядит все это конечно грандиозно, однако, если капнуть глубже, за всей этой терминологией стоит лишь самое поверхностное знание, общие основы и ничего больше (во всяком случае так с теми науками с которыми я соприкасаюсь в жизни и немного в них разбираюсь). И получается, что в XXVI-XXX тысячелетиях из новинок науки были лишь принтеры печатающие все, что только можно из веществ и способность собирать вещества с газовых гигантов? Более того, герои книги регулярно обращаются к знаниям прошлого, причем к знаниям XX века, ну и даже песни поют 1978 года. Скажите, многие из нас помнят песни тысячелетней давности? То есть в книге получается какой-то временной и технологический провал.

Герои очень непонятные. То ли они из-за деградации такие, то ли просто автор видит такими людей будущего. Их эмоции совершенно непонятны, непредсказуемы, ну или они под легкими наркотиками. Ржут, не к месту, но по любому поводу, поток сознания вообще не пойми откуда, секс едва ли не с первым встречным, ну дети цветов, ей богу. Сжиться с ними не получается. Нет, они не плохие, но просто очень странные. Ладно, пусть живут своей жизнью.

Кроме всего прочего сюжет сильно разбавлен рассуждениями корабля. Ну видимо, что бы подчеркнуть его интеллект.

Сами видите, минусов много. Однако были моменты, которые мне понравились. Во-первых, автор обманул мои ожидания, и тот конец, который я предугадывала, не случился. Не могу сказать, что мне понравилось то, как окончилась книга, однако это было все же неожиданным поворотом сюжета.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда остается вопрос с уничтожением корабля-ковчега, зачем же тогда была вся эта эпопея с полетом и весь этот бред ИИ? Неужели только для объема книги? Опять же обидно, что автор так отмахнулся от линии освоения других планет. Видимо это что бы окончательно утвердить мысль в бесполезности попыток освоить другие планеты и системы.

Вообще, в книге очень много сюжетных линий, если каждую из них развить, то может получиться внушительная эпопея или множество отдельных книг. Однако автор решил все смешать в кучу, чуть надкусить каждую и все бросить. Словно так и не определился о чем хочет написать.

Ну и мне почему-то понравился момент расчета перелета к Земле, выбор различных вариантов, попытка сохранить жизнь людям на корабле. Не знаю уж почему. Что-то в этом моменте было от Стругацких, от Страны багровых туч, что-то такое ностальгическое, что мне понравилось.

Вообщем, я для себя решила, что дальнейшее знакомство с книгами К.С.Робинсона прекращу, однако не могу с уверенностью сказать, что мне когда-нибудь не захочется прочесть чего-нибудь из его творчества. При всех недостатках, которые я тут описала, не могу однозначно сказать, что книга мне не понравилась, есть что-то в ней.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Посыл книги полностью противоречит другим произведениям автора, мол, сидите дома и не смейте мечтать — это убивает, правда-правда. И передает этот посыл через призму дырявого сюжета, странной логики и никаких персонажей (от адекватных, всех троих, автор избавляется постепенно безо всяких причин).

Главная героиня — глупая (из-за биологических параметров) истеричка, которую многие слушали благодаря авторитету матери, на сюжет фактически не влияет.

Концовка — четверть книги — описание песочка и форм волн — Зачем? Впрочем, это же «зачем» относится и к остальному тексту.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— снаряжать и отправлять десятками целые города с ресурсами и людьми, ни от одного из которых даже подтверждения не пришло — очень странно.

— создавать внутри изолированные «биомы» внутри ограниченного объема, жалуясь на их маленький размер — глупо.

— Двенадцать лет болтаясь без топлива по системе, имея в ней тормозящий лазер — тупость

— Обвинять руководство миссии, что они взяли недостаточно ресурсов, затем сделать то же самое — идиотизм.

— Развернуться, подставляя половину коллег, уменьшая их шанс на выживание, даже не пытаясь понять суть проблемы, не говоря о ее решении — клиника. Тот же бамбук вполне рос, и патоген ему был не страшен.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это второе, что я читал у Робинсона. Данного произведение немного лучше чем 2312. Но всего лишь немного.

Проблемы все те же, что у 2312

- куча воды в тексте

- нет героев которым можно сочувствовать

- отуствие внятного сюжета

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я люблю пространные описания, раскрытие мира и т.д., но автор как обычно перегибает палку. Особенно в монологах ИИ с самим собой и с инженером в начале книги. При это вода эта скучная, а не интресная для чтения.

Герои — автор пеняет на то, что вырождаются мол они в 7 поколении. Ну ок. Но почему делать главным героем (не считая ИИ) девочку идиотку? Она буквально не может освоить математику. Это типа поклон SJW или что? Мол любой идиот может рулить кораблем. Т.к. главным героем назначили идиота — то и сюжет соответсвенно идет идиотски. Пару примеров:

- (пол корабля) Ребята, давайте выполним нашу миссию и попытаемся основать колонию!

- (Фрея) падает на пол, льет слезы, бьется в истерике, перекатывает и кричит НЕЕЕЕЕЕЕЕЕТТТТТТТ!!!!!

- (учный на земле) Эта миссия дала нам много полезной информации, которая нам поможет в дальнейшей колонизации!

- (Фрея) Бьет ученого по голове, падает на пол, льет слезы, бьется в истерике, перекатывает и кричит НЕЕЕЕЕЕЕЕЕТТТТТТТ!!!!!

Ну и еще раз 5 в течении сюжета отказывает воспринимать аргументы и логику и тупо кричит НЕЕЕЕЕЕЕЕЕТТТТТТТ!!!!! и пытается делать по своему. Т.к. по её — это наиболее плохой из вариантов, то результат немного предсказуем.

В общем я не могу сопереживать идиотам.

Ну и в целом как по мне автор не определился с тем что он хочет писать. Вроде как про корабль ковчег, но при этом больше трети объема книги происходят на земле(ях).

Я бы предпочел или вариант где или всю книгу летят, или в начале прилетели а потом занимаются освоением новой планеты. А то в итоге получилась книга про очень дорогое такси для кучки вырожденцев идиотов. На выходе имеем лоскутное одеяло, а не сюжет. Ну это уже вкусовщина конечно.

Единственное кого жалко в этой книге — это ИИ.

Подсумируя — я бы не советовал читать данное произведение. И для жанра корабль ковчег и для колонизации есть гораздо более хорошие варианты.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Считаю книгу искуплением грехов марсианской трилогии автора.

Там планеты чуть не колыбельные первопроходцам пели. Гении дирижировали экосистемами из своих лабораторий, космические корабли как трамваи, по расписанию, демократия без государства дарила невиданные духовные вершины...

В «Авроре» все с усилием, тратой ресурса, жертвами неясной этиологии. Консенсус возможен лишь под присмотром шерифа, а экологическая инжерения суть попытка синхронизировать тысячу разных качелей. Хороший посыл о любительской социологии. В кои-то веки внятное объяснение, почему персонажи вот такие. Космические полеты — если не готовы страницами читать про небесную механику или есть сомнения насчет того, что торможение тоже ускорение, не беритесь.

Не все, правда, прекрасно. Не удались биоты, в которых Робинсон расселил команду своего ковчега поколений. Красивые и громкие названия — но, видимо, зря Ларри Нивен предупреждал, что в искусственной реплике естественного ландшафта почва окажется на дне водоемов. Зачем в этих террариумах человеческие городки, усилить антропогенный пресс? В «лабрадорский» отсек стоит заглянуть, чтобы понять, как Север представляется с калифорнийских пляжей (намек: для летящего из субтропиков в тундру вывести потомство гуся он другой). Недоумение вызывает недоедание рядом с молекулярным принтером. Лекарства можно напечатать а сахар или макароны нельзя?

Зато порадовал роман сжатой конкретикой проблемы разумности ИИ. Гибернацией, не похожей на холодильник. И, конечно, выходом из ловушки корабля поколений — технично, изобретательно, свежо и совершенно очевидно.

Оценку перевода затрудняет авторский трюк с квантовым самосовершенствованием рассказчика.

Рекомендации: строгая де-илюзионистская НФ, космический ковчег и техносюрпризы.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Холодный, прагматичный и депрессивный роман о крушении иллюзий. Техническая составляющая, как всегда у автора, проработана дотошно. Идейная составляющая достаточно спорная, надеюсь, мир пойдет по другому пути.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне не понятно почему ругают этот роман Робинсона? Да, возможно в нём есть немного вторичности по отношению к его же «Марсианской трилогии». Да, книга кажется не такой драйвовой по сравнению с шедевром Хайнлайна, в котором тоже рассказывается о корабле поколений. Но скажите мне, где ещё описывается так образно, то как люди во время экспансии к звёздам стремятся домой. Домой на Землю, которую они до этого никогда не видели. Домой, где бесконечное голубое небо и белоснежные облака. Домой, где эмоции от купания в океанских волнах в тысячу раз превышают эмоции от достижения цели их путешествия — безжизненной планеты, которая возможно могла бы стать новым домом. Наверняка где-нибудь про это и написано, только я пока об этом не читал ;)

Нисколечко не жалею о прочитанном. Вот только, рекомендовать кому-нибудь вряд ли буду...

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало и середина книги, очень многообещающи, и даже интересны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотя и в середине книги неожиданный поворот. Наша главная героиня решается лететь обратно. Был удивлен!

Но самое большое впечатление — это выступление нашей героини на Земле!

Моей первой реакцией был немой вопрос «ЧООО???!!!»

Меня просто начало «бомбить» и перечеркнуло все ощущение от книги! Эти «умные» речи главной героини в конце меня прям взбесили. Как я понимаю – это и есть главная мысль, которую нам хочет донести Нам автор. Дескать на других планетах людям не очень комфортно жить, давайте просто жить на Земле. Автор писал это произведение, чтобы сказать, что нет места лучше, чем Земля??? Зачем искать что то, ведь на Земле так хорошо. Серьезно???

Да это и «ежу» понятно, что на Земле жизнь комфортнее!!!

Но это не значит, что не нужно пытаться осваивать космос! Цивилизация, живущая только на Земле очень уязвима. Один астероид или одна атомная война и никто не узнает, что была наша Цивилизация!!!

В этот момент вспоминается утверждение (с которым не согласен) главной героини о том, что «наши предки были тупицами». И тут же вспоминается факт, что каждое следующее поколение на корабле менее развитое. Так и хочется добавить, что последнее (их поколение) так вообще тупое и ничтожное.

Первое поколение мне как раз, кажется, не зря прошло такой серьезный отбор. Это, как мне представляется, были люди, которые как раз понимали зачем они летят и как это важно для всей цивилизации. И они не питали иллюзий, что на другой планете их встретят «с хлебом с солью». Это были герои, которые готовы были отдать свои жизни ради своих идей и убеждений. А что же наши «герои»? Они готовы на ВСЁ ради спасения своей «жопы«! Этот поступок — предательство своих предков, которые отдали жизнь ради достижения высших целей. Если бы их предки так же переживали за свои «жопы» (и ставили бы безопасность своей «жопы» во главу угла), то никто из них ни куда бы не полетел. А дальше бы спокойно жили на Земле.

Понять возвращенцев могу. Но восхищаться преодолением трудностей при спасении своих «жоп» точно не буду!

Представляю себе Колумба, возвращающегося через месяц плавания обратно в свой порт со словами: «Плавание — это конечно хорошо… Но человек не создан для пребывания на корабле. Человечеству никуда больше не надо плавать! Я буду лучше комфортно и безопасно жить на земле!»

Или представляю как Ермак отправившийся покорять Сибирь приходит через год к царю и говорит: «Слушай Царь. Тут такое дело. Мы как бы пошли осваивать Сибирь. Но ты знаешь, там такие холода, тайга, иноземные цивилизации народы. Сибирь вообще не предназначена для жизни нормального человека. Давай лучше тут жить тихо-мирно будем»

Да и вообще Россия единственная страна, в которой средняя температура ниже нуля. По логике главной героини в России жить нельзя!!! Человек не предназначен для жизни при минусовой температуре. Он при такой температуре, знаете ли, замерзает насмерть!!!

Вот, например, если взять человека из каменного века и перенести его в район Магадана. Суток и не прошло, а он или замерз или местная недружелюбная форма жизни его съест. Вывод – в районе Магадана жизнь не возможна!

Бесит, «строительница пляжей», которая поддакивает им! Ну и сами Пляжестроители не могут не вызвать восхищение! Строят пляжи годами (через столько-то веков)!!! Они там, что с детской песочницы, в карманах, песок на пляжи носят???!!!

Бесят, рассуждения о том, что их (детей, которые должны были родиться в полете) никто не спросил «хотят ли они такой для себя жизни?». А детей Африки, вынужденных с 5 лет питаться всякими помоями, а в 7 лет, умирающих от голода интересно, кто-то спрашивал, нравиться ли им такая жизнь? Кто-нибудь, хоть когда-нибудь детей спрашивал о том, где они хотят родиться???

Большие вопросы вызывает работа «чудо принтера». По пути обратно наши герои начинают голодать. А принтер не может им напечатать еду! И это в 27 веке??? И нас сейчас в подвалах представители братских республик из всякого г… еду круглосуточно «печатают». А «чудо принтер» 27 века не в состоянии напечатать лапшу быстрого приготовления???

Возникают подозрения, что автор перед написанием книги читал Ленина с его «домохозяйкой, которая может управлять государством». Ну раз уж домохозяйка с государством справится, то с кораблём и недоразвитая девочка совладает, наверно подумал автор.

Где-то слышал фразу: «Власть, не подкрепленная институтами принуждения, является лишь иллюзией власти». В данном произведении это утверждение находит свое подтверждение! На корабле ограничена рождаемость, но, если очень хочется можно и не обращать на все запреты внимания! Кто и что тебе за это сделает? Более того если, что то не нравится, то можно собрать толпу единомышленников, наломать штакетин из забора или из лавочек и идти захватывать власть. Как примерно и произошло в книге.

При отправке корабля ни у кого не возникло мысли создать что-то вроде «полиции»???

Единственное действующее лицо, вызывающее симпатию и чувство сопереживания – это корабль! Жаль, что корабль погиб! Он был самым человечным из всех.

Мои ожидания.

Я рассчитывал прежде всего, на то, что корабль останется жив! Он будет летать по солнечной системе (или лететь от солнечной системы в непонятном направлении) и общаться как с командой корабля, так и с учёными Земли. И возможно помогать им (или единолично) совершать прорывные открытия.

Ожидал от команды разочарования в Земле. И возвращение их обратно в свой родной Дом – корабль.

Но автор написал как написал…

Читать, тем кто любит книги про спасение своей «жопы».

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение, читая которое, мне хотелось взять книгу и наотмашь влепить ею по морде переводчику. Даже подстрочник выдает гораздо более удобоваримый текст. От Робинсона не ждешь лихо закрученных сюжетов, его удача — филигранный литературный стиль и атмосферный сеттинг (при этом все технические погрешности автора готов простить не глядя). И вот этот бездарь-переводчик умудрился испоганить все так, что с первой до последней страницы этой неплохой в оригинале книги до крови резало глаза и ни первым, ни вторым насладиться так и не удалось. Посему, оценку дать не могу. Издание с другим переводом — куплю и прочту обязательно.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Занудный и омертвелый стиль «2312» в эту книгу отчасти просочился, но — к счастью лишь отчасти. Вероятно, уменьшение масштабов повествования до корабля поколений, хоть и огромного, но неизмеримо меньшего, чем даже внутренняя Солнечная Система, сказалось благотворно — характеры персонажей выписаны более живо и реалистично.

И тем не менее в этой истории натяжек тоже много. Случайно возможные протечки, от которых спасает только человеческая наблюдательность — лишь часть этих натяжек. Скажу честно, я не верю в саму концепцию корабля поколений. Даже если отбросить полную неэтичность по отношению к «промежуточным» поколениям, обреченным родиться и умереть на борту, то под вопрос неизбежно ставится принципиальная надежность корабля, как огромной и сложнейшей системы, в которой вероятность серьёзного сбоя в течение длящегося столетия полета, должна приблизиться к 100%. Кроме того, технологии XXVI столетия должны были бы оснастить исследовательскую часть корабля инструментами достаточными для изучения микроорганизмов с атомной детализацией, включая наблюдение за обменными процессами на молекулярном уровне в реальном времени.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но неведомый вирулентный агент с Авроры так и остался для них загадкой.

Кроме того, зачем вообще понадобились поколения и почему к XXVI веку, началу полета гибернация так и не развилась — для меня тайна. Похоже, еще одна натяжка.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Между марсианской трилогией Кима Стенли Робинсона, написанной под самый закат 20-го века, и его же «Авророй» лежит немалое расстояние более 15 лет. За это время успело смениться несколько культурных эпох и вышло множество интереснейших произведений, предложивших поистине оригинальные идеи. Прогресс явно не стоял на месте, а наша повседневная жизнь то и дело дополнялась различными техническими приблудами, которые показались бы нашим недалеким предкам очередной выдумкой фантастов. Вот и получается, что весь известный нам мир за эти 15 лет сделал уверенный такой шаг в будущее, а Ким Стенли Робинсон в своем «новом» (именно в кавычках) романе расщедрился лишь на краткий пересказ своего собственного произведения, которому скоро будет 100 лет в обед.

Представленные нововведения, к слову, минимальны и больше напоминают перестановку уже известных деталей пазла. Причем, доходило до смешного — читатели марсианской трилогии (и я в их числе) безошибочно угадывали персонажей из предыдущих работ автора, лишь слегка загримированных для новой книги. Повторялись характеры, повторялись идеи и даже целые диалоги. Не слово в слово, конечно, но тут и не нужно быть дипломированным филологом, чтобы уловить их общую направленность.

Кроме этого под Ctrl+C, Ctrl+V попало и окружение главных героев. Раньше персонажи вроде как занимались колонизацией Марса, но по факту не вылазили из своих герметичных построек. В «Авроре» же их далёкие потомки летят к неисследованной планете с целью ее дальнейшей колонизации, но на деле гигантский корабль-ковчег летит к цели как-то сам на автопилоте, а главные герои ровно, как и их непутевые предки мучаются от безделья в пределах герметичных построек однотипного футуристичного антуража.

И так буквально во всем! Куда ни глянь повсюду копипаст марсианской трилогии. Единственное, что отличается в лучшую сторону, так это в разы уменьшенный объем текста (все таки три 700-страничные книги не идут ни в какое сравнение с одной 400-страничной «Авророй») и попытка автора объяснить тупость основных персонажей посредством теории генетической деградации каждого последующего поколения из-за ограниченности жизненного пространства. Теория эта, конечно, любопытная, но едва ли снимает хотя бы половину вопросов, возникающих у думающих людей при чтении. А вот сокращенный объем (сокращенный по меркам предыдущей трилогии) действительно положительно сказался на общем впечатлений от книги и даже воды вроде как стало поменьше.

Правда с другой стороны, когда читатели рады тому, что книгу нужно меньше читать — для самой книги это такой себе плюс.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх