Владимир Сорокин «Сергей Андреевич»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Сатирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Учитель астрономии Сергей Андреевич вместе с выпускным классом устраивает пикник в лесу. Ребята сидят у костра, прихлебывают чаек, балагурят, попутно стараясь угадать созвездия на звездном небе. В очередной поход за водой вызвался идти к реке сам Сергей Алексеевич, а за ним следом увязался один из учеников — Миша Соколов.
Входит в:
— сборник «Сборник рассказов», 1992 г.
— сборник «Первый cубботник», 1998 г.
— сборник «Утро снайпера», 2002 г.
— сборник «Обелиск», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Petr, 9 февраля 2020 г.
За что люблю Сорокина — так это за то, что он может взять любой банальный сюжет из обыденной жизни и ударить им об стену.
Поход, чаёк, созвездия — типичный набор унылого рассказа эпохи соцреализма, где учитель/старший товарищ кормит своих учеников байками либо о героическом прошлом, либо о чудесном будущем и это всё ученики усваивают, принимая всё как есть.
Здесь же точно такой случай, просто вместо баек у нас присутствует кое-что другое...
Суть думаю здесь проста — что выйдёт из учителя, то учеником и усвоится, хоть хорошее, хоть плохое...
Никак не могу поставить этому рассказу меньше десятки.
Trench Lord, 4 августа 2019 г.
Рассказ выполнен в классическом стиле Сорокина и, пожалуй, как отмечали ниже, может служить своеобразным тестом на понимание автора и я бы даже сказал больше — на способность адекватно воспринимать подобную, как бы «шокирующую» литературу. Кто-то увидит в этой небольшой истории грязный трэш про испражнения и прочее, и сочтет такую литературу недостойной жизни, кто-то же углядит изящный стилистический и смысловой эксперимент, смело выхватывающий эпизод из школьной жизни и преподносящий его, так сказать, под другим углом.
Подробно описывать ситуацию с восприятием творчества Владимира Сорокина не буду, по крайней мере в этом отзыве. Такую масштабную тему следует, как мне кажется, освещать в рецензии на какой-либо его крупный роман. Тут же кратко отмечу, что тексты Владимира Сорокина необычайно образно, прекрасно написаны, конкретно этот же рассказ, словно слепок реальности, живая фотография события, и фотография эта необычайно точная и качественная. Для того, чтобы убедиться в «живости» этого рассказа, нет необходимости быть любителем походов, и без этого люди, окружение и разговоры в «Сергее Андреевиче» потрясающе живы. Как минимум за литераторский талант, произведения Сорокина, я убежден, не могут считаться «мусором», остаётся лишь определиться с отношением и пониманием его экспериментов и игр.
Я положительно отношусь ко всякого рода постмодернистским экспериментам ради эксперимента (если выполнены хорошо), но ведь важно понимать и то, что «чернуха» и игры с текстом и персонажами, чаще всего являются именно инструментами, за которыми может стоять определенная задача, которая в свою очередь может быть как серьезной, так и не очень. О смыслах, разной степени их очевидности и вариантах изложения этого самого смысла в творчестве Владимира Сорокина можно говорить долго и по-разному (что я считаю несомненным плюсом), но ещё пару слов о конкретно этом рассказе. Стоит сказать, что «Сергей Андреевич» довольно невинен, если сравнивать с другими произведения из того же сборника, и человека знакомого с творчеством Сорокина вряд ли сильно шокирует. Не уходя в спойлеры, считаю, что очевидная идея «Сергея Андреевича», помимо, конечно, деконструкции представленной в рассказе стилистики, заключается в отображении природы благодарности, переходящей в чуть ли не боготворение обычного совершенно человека и невозможности, непонимании того, как это распирающее изнутри чувство благодарности и идолизации выразить. Я думаю, что это довольно известное многим людям чувство, особенно по ранним годам жизни (главный персонаж как раз-таки юн). Такое ощущение появляется как раз тогда, когда только-только чем-то сильно и серьезно (или кажется, что серьезно) увлекся и думаешь: «Вот оно, то, что мне надо, то что я искал». Конечно, при этом, мне думается, мало кто в окружающей нас жизни, начинает повторять действие главного героя этого рассказа. Да и нужно ли оно, такое чувство в столь фанатичной форме вообще, да особенно с таким выражением? Но всё-таки чувство это понятное, и попытка показать его с несколько «трешевой» стороны интересна и поддается разной трактовке. Но все же, конкретно в этом рассказе, считаю, основное — стилистика, её разрушение и, конечно, мастерский язык, погружающий в события, живо отпечатывающий этот рассказ в памяти. Всё вкупе и даёт особенное удовольствие от прочтения рассказа.
lex_art, 5 августа 2019 г.
Чтение любого произведения Сорокина — это лотерея. Закончиться может чем угодно. Особенно рассказ. Закончиться может _вообще_ чем угодно. В том числе и ничем. Наблюдаешь уже не за тем, что происходит в тексте, а за своей реакцией на чтение этого текста. Особенно подозрительно, если начинается все с идиллического описания похода школьников и ночи у костра. Сразу настораживаешься. Противоположностью такой идиллии может быть что угодно. Начинаешь прикидывать, сколько действующих лиц останется в живых. Листаешь страницы, читая про то, как ничего не происходит. Настораживаешься еще больше. Остается три страницы... Две... Одна... Все! Слава Богу! Про такое мы уже читали! Главное, что все живы!
martinthegod9, 17 июня 2016 г.
Как удачно совпало: первый рассказ дебютного сборника рассказов Владимира Сорокина — и сразу отличная проверка того, подходит ли вам данный автор вообще, или нет.
Выпускающийся класс вместе в учителем географии отправился в лес жарить картошку и варить чай. Они... Хотя нет. Зачем пересказывать сюжет, если автор предыдущего отзыва это уже сделал за меня? (только вот зачем?) Давайте лучше поговорим о сути рассказа.
Ученик, полюбивший географию, а еще больше астрономию... Эдакая первая любовь к знаниям. Сергей Андреевич открыл Мишке Соколову замечательный мир космоса и созвездий. Мальчик полюбил учителя и благодарен ему всем сердцем. А когда скоро и не увидишься совсем, и в силу молодости хочется боготворить своего первого учителя, неполностью сформировавшийся ум придумывает себе идола, и появляется фетиш. Честно говоря, я пытался угадать финал и думал, что
Атмосфера отдыха в лесу и диалоги школьников о будущем выполнены на высшем уровне реалистичности. Повторюсь, этот рассказ — наилучшая проверка совместимости вас как читателя по отношению к данному автору.
Yazewa, 16 февраля 2017 г.
Подчёркнуто «бла-ародный» скучно-правильный в стиле советского реализма разговор у костра, закончившийся
mitriyijz, 5 сентября 2011 г.
Опять стилизация. Написал с небольшими спойлерами о середине.Написано все хорошим языком и тема хорошая -детский поход с учителем, последний раз с любимым преподавателем географии, костер, печёная картошка, звезды... Но наученный горьким опытом сорокинских рассказов этого сборника, начинаешь уже ждать подвоха — вот например дети варят чай, кидают заварку, наливают туда «двумя струями» сгущенку, все , думаешь, щас ещще и «наср..т и «насс..т» туда..-нет, обошлось. Читаешь дальше -снова романтика, учитель и ученик идут заводой, точно сейчас в разгар бесед об астрономии учитель сделает разврат с учеником или убьет -опять обошлось.
Учитель отправляет ученика с ведром к костру , говорит ещще погуляет и придет, а сам садится с...ть. Минуту смеялся если честно. тут бы надо и остановится, но сорокин как подбитый самолет все пикирует и пикирует,все ниже и ниже ..уж ниже некуда