fantlab ru

Хорхе Луис Борхес «В кругу развалин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
327
Моя оценка:
-

подробнее

В кругу развалин

Las ruinas circulares

Другие названия: Круги руин; В кольце руин

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Никем не замеченный, он пробрался к развалинам древнего храма. Он хотел зыбкую материю снов обратить в реальность… Сверхъестественный замысел завладел им – создать человека...

Входит в:

— сборник «Сад расходящихся тропок», 1941 г.

— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.

— сборник «Antología personal», 1961 г.

— антологию «The Light Fantastic: Science Fiction Classics from the Mainstream», 1971 г.

— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.

— антологию «The Black Magic Omnibus», 1976 г.

— антологию «Глаз разума: Фантазии и размышления о самосознании и о душе», 1981 г.

— антологию «Книга песчинок», 1990 г.

— антологию «Необъяснимое явление», 1991 г.

— журнал «Portti 2 / 1992», 1992 г.

— антологию «La pluma mágica», 1994 г.

— антологию «Ghost Stories», 2008 г.

— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.


Похожие произведения:

 

 


Проза разных лет
1984 г.
Юг
1984 г.
Книга песчинок
1990 г.
Необъяснимое явление
1991 г.
Коллекция
1992 г.
Письмена Бога
1992 г.
Письмена бога
1992 г.
Оправдание вечности
1994 г.
Том 1
1994 г.
Том 1
1997 г.
Вавилонская библиотека. Рассказы
1999 г.
Хорхе Луис Борхес. Рассказы
1999 г.
Вымышленные истории
1999 г.
Алеф
2000 г.
Том 2. Новые расследования
2000 г.
Круги руин
2000 г.
Дворец
2001 г.
Том 1. Вымыслы
2001 г.
Желтая роза
2002 г.
Сокровенное чудо
2002 г.
Проза писателей Латинской Америки
2003 г.
Глаз разума
2003 г.
Стихотворения. Новеллы. Эссе
2003 г.
Сокровенное чудо
2004 г.
Библиотека Вавилонская. Новеллы. Эссе. Миниатюры
2005 г.
Том II
2005 г.
Вымыслы
2009 г.
Том II
2011 г.
История вечности
2014 г.
История вечности
2015 г.
Хвала тьме
2015 г.
Лабиринты
2016 г.
Сад расходящихся тропок
2022 г.
Сад расходящихся тропок
2022 г.

Периодика:

Portti 2 / 1992
1992 г.
(финский)

Издания на иностранных языках:

Anthologie du fantastique
1958 г.
(французский)
The Light Fantastic
1971 г.
(английский)
Obras Completas
1974 г.
(испанский)
The Black Magic Omnibus
1976 г.
(английский)
The Black Magic Omnibus. Volume 2
1977 г.
(английский)
The Mind's I. Fantasies and reflections on self and soul
1982 г.
(английский)
Obras Completas. 1923-1972
1984 г.
(испанский)
Obras Completas. 1923-1972
1989 г.
(испанский)
Ficciones
1997 г.
(испанский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Алеф
2008 г.
(украинский)
Ghost Stories
2008 г.
(английский)
Antología universal del relato fantástico
2013 г.
(испанский)
Вигадані історії
2016 г.
(украинский)
Borges esencial
2017 г.
(испанский)
Antología universal del relato fantástico
2022 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И опять, при очень приличной фантастической идее: наша жизнь отнюдь не реальность, а сон или грёзы кого-то другого — совершенно неинтересная реализация. То ли менталитет отечественного читателя не тот, то ли ещё что, но вся эта история с человеком, пришедшем на руины древнего храма, чтобы из сна создать человека, скучна и неинтересна. А вот тот же Пелевин с его «Чапаевым и пустотой», где в основу положена практически та же фантастическая идея, что и у Борхеса, воспринимается читателем чуть ли не на ура....

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ великолепен. Таинство сотворения, ответственность творца (родителя), облегчение, и боль унижения, и ужас (словами автора!) от осознания своей сущности и предназначения. Ощущение после прочтения — вроде как, следуя форме пружины, движешься, движешься...и вдруг пружина сливается в монолит. Последний абзац написан не прозой, стихом (хоть и не имеет его формы), я перечитала его раза четыре, так он хорош.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кортасар, в эссе «О рассказе и вокруг него», говорит о сферичности рассказа, о замкнутости его формы, и приводит слова другого писателя Орасио Кироги: «так, как если бы рассказ был интересен лишь узкому кругу твоих персонажей, одним из которых можешь быть и ты сам . Это единственный способ вдохнуть в рассказ жизнь.» Как пример, Кортасар упоминает и этот рассказ Борхеса: «это своего рода бешеная скачка наперегонки со временем».

И рассказ действительно увлекает «в круг» бесчисленного повтора — столь любимый Борхесом образ зеркал, стоящих напротив друг друга (вспоминается великолепный пассаж из «Тлёна»(поистине айсберга в прозе Борхеса) — «один из ересиархов Укбара заявил:зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество людей»), где тема демиурга, бесконечным повтором, неожиданно превращается в балаган заезжего «фокусника» (см. у Борхеса же, цитировать не буду — надо читать — в «Учении о циклах», позицию Блаженного Августина).

Магия Борхеса в том и заключается — он слишком «интерактивен» — хотя он и пишет в предисловии к сборнику, что «В кругу руин» чистый вымысел, но образы и смыслы из рассказа, магическим образом, вовлекают в себя не только всё написанное, но и даже всё прочитанное Борхесом (и к моменту написания рассказа, да и после! — в том-то и магия).

«Борхес — это магическая сфера, центр которой везде, а окружность нигде» :) — «отфутболиваю» интерес читателя этих строк в «Сферу Паскаля», того же Борхеса:).

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Типичный образец маг-реалистической притчи. Чтение её завораживает, а смысл ускользает и, будучи озвученным, сразу кажется примитивным и не отражающим сути текста. При том, что, читая рассказ во второй и третий раз, мысли у Вас могут возникнуть совершенно другие.

Любители поисков ускользающего смысла в мутных водах будут в полном восторге. А мне — просто понравилось.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень поэтичный рассказ, блестяще написанный, стилистически выверенный. Снова несколько слоев смысла, снова игра со словами и со стилем, в котором спрятаны ключи к разгадке — но только к одной из разгадок. Даже внешне, чисто внешне рассказ прекрасен. Даже если в него особенно не вникать. А уж если попытаться почувствовать, проникнуть вглубь...то перечитывать рассказ можно вновь и вновь. Ибо это не сиюминутное, непреходящее творение.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всем тем, кто хочет понять, что же такое т.н. магический реализм – милости прошу: вы «обратились по адресу». В этой истории, на мой взгляд, заключена квинтэссенция этого направления. Стилистически рассказ просто блестящий – каждое слово на своем месте, ничего ни прибавить, ни убавить.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх