fantlab ru

Фёдор Достоевский «Сон смешного человека»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.73
Оценок:
392
Моя оценка:
-

подробнее

Сон смешного человека

Рассказ, год; цикл «Дневник писателя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 53
Аннотация:

Рассказчик — смешной человек. Все его называют сумасшедшим, а сам он считает себя просто смешным. И ему совершенно всё равно, ничего его не трогает, причём настолько, что однажды он задумывает застрелиться...

Примечание:

Первая публикация — апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г.


Входит в:

— цикл «Дневник писателя»  >   «Дневник писателя. 1877 г.», 1877 г.  >  Апрель  >  Глава вторая


Экранизации:

«Сон смешного человека» 1992, Россия, реж: Александр Петров



Похожие произведения:

 

 


Бедные люди
1931 г.
Избранные сочинения
1946 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 10
1958 г.
Вечное солнце
1979 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1979 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 12
1982 г.
Белые ночи
1983 г.
Записки из мертвого дома. Рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Повести и рассказы
1985 г.
Рассказы
1985 г.
Русская литературная утопия
1986 г.
Русская фантастическая проза XIX — начала XX века
1986 г.
Раненое сердце
1986 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1986 г.
Струна звенит в тумане…
1987 г.
Дневник писателя
1989 г.
Дневник писателя
1989 г.
Рассказы
1989 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 7
1994 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 14
1995 г.
Призраки
1997 г.
Сборник
1998 г.
Избранное
2000 г.
Дневник писателя
2001 г.

2003 г.
Полдень, XIX век
2005 г.
Билет в детство
2005 г.
Записки из Мертвого дома. Рассказы
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9. Рассказы.  Братья Карамазовы. Часть 1, 2
2005 г.
Сон смешного человека
2005 г.
Post Scriptum
2007 г.
Скверный анекдот. Сон смешного человека и другие произведения
2007 г.
Дневник писателя
2011 г.
Дневник писателя. Том 2
2011 г.
Мистические произведения русских писателей
2011 г.
Двойник
2011 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2012 г.
Мальчик у Христа на елке
2013 г.
Дневники писателя
2014 г.
Новеллы
2014 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Повести и рассказы
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 10
2015 г.
Мечты сбываются
2015 г.
Сила и правда России
2017 г.
Сон смешного человека
2018 г.
Малая проза. Книга вторая
2019 г.
Мистические произведения русских писателей
2020 г.
Что есть Россия? Дневники писателя
2020 г.
Сила и правда России. Дневник писателя
2021 г.
Дневник писателя
2021 г.
Кроткая
2022 г.

Аудиокниги:

Антология психологического рассказа
2006 г.
Фантастические рассказы
2006 г.
Знаменитые произведения русских писателей
2009 г.
Мистические рассказы русских писателей
2009 г.
Честный вор и другие рассказы
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Notes From Underground
2004 г.
(английский)
The Best Short Stories of Fyodor Dostoevsky
2007 г.
(английский)
White Nights & Other Stories
2008 г.
(английский)
Worlds Apart: An Anthology of Russian Fantasy and Science Fiction
2008 г.
(английский)
A Gentle Creature and Other Stories
2009 г.
(английский)
En löjlig människas dröm
2014 г.
(шведский)
The Dream of a Ridiculous Man
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная философская вещь Достоевского, оформленная в виде монолога человека с явными признаками вялотекущей шизофрении. Изначально — а началось у него с детства — этому персонажу казалось, что все его считают смешным, и в конце концов, он сам себя стал считать смешным. При этом, больше всего опасался, что другие люди прознают о таковской его самооценке. В этом случае, готов был на самоубийство, и в конце концов из своих скудных средств накопил на револьвер и сразу же его зарядил с целью суицида.

Такая вот прелюдия, автор вполне раскрыл диагноз своего героя.

А вот дальше уже идёт раскрутка сюжета на попадание персонажа в мир иной, на Землю с безгрешными людьми, которых он таки заразил своей больной сущностью, зато духовно переродился сам.

В общем и целом идеи Ф.М. пересказывать нет необходимости — он в очередной раз раскрывает природу зла, замену невинности наукой, и то, что началом негативных трансформаций послужила ложь, как первоисточник всего нехорошего.

Читайте или слушайте нетленную идейную вещь, в которой автор снова и снова, не особо и скрывая, предупреждает об опасности одержимых «научностью» отрицателей Бога и морали.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ты такой, каким сам себя считаешь

«Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности… Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, чтоб сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину»

Достоевский остаётся верен самому себе даже в таком жанре, как фантастический рассказ. Ибо загружает читателя вопросами морали, нравственности, греховности и прочими из аналогичного списка по полной программе.

А ещё это почти что утопия, развить которую до максимального наполнения не позволил формат.

А ещё это рассказ о маленьком человеке, от которого, казалось, ничего не зависит, однако на самом деле важен выбор, который делает этот маленький человек...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Манипулятивный рассказ с вопросом, заранее подогнанным под известный автору ответ. Нет поиска ответа — Достоевский пытается этот поиск имитировать, причём довольно грубовато, при помощи «запинающегося» потока сознания. На этом рассказе хорошо учиться писать «гениальные» вещи, которые потрясают критиков и простых читателей, являясь, по сути, переливанием из пустого в пустопорожнее. Вся механика создания подобных текстов представлена, как на ладони. И ничего, кроме мастерства, чистой манипуляции эмоциями читателя, в рассказе нет, никакого смысла (поступать хорошо — хорошо, поступать дурно — дурно).

Так что «Сон смешного человека» можно уверенно рекомендовать к обязательному прочтению всем Молодым Талантливым Авторам!

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В общем, нет, на мой взгляд в этом рассказе ничего цепляющего, ничего приятно-щекочущего, ничего ценного — ничего того, что могло бы оставить приятное послевкусие и улыбку удовольствия, которые могут подарить только по-настоящему хорошие книги.»

Снежана Стародубцева (из отзыва 30 ноября 2010 г)

«Очень тронул рассказ, взялась читать и проглотила минут в десять. Поверить не могла, что в конце сборника, который я читала, мне подвернется такой алмаз.»

Марина Румянцева (из отзыва 22 марта 2018 г)

Рассказ, написанный примерно за два года до рождения Альберта Эйнштейна, содержит космологическую идею, кажущуюся абсолютно невозможной в это время. В космосе существует другая звезда, около которой есть планета в точности похожая на Землю, но с другим населением. Там не произошло грехопадения, и размножившееся человечество продолжает жить в раю. Это не противоречит современным научным взглядам на устройство вселенной. Если назвать «лоскутом космического одеяла» сферу в космическом пространстве радиусом 41 миллиард световых лет (это размер «современного космического горизонта»), то можно подсчитать число различных конфигураций частиц внутри этого объёма (число частиц конечно, следовательно, конечно и число вариантов их взаимного расположения). Это приблизительное число записывается в виде единицы с количеством нулей, равным десять в сто двадцать второй степени. Из этого следует вывод: «ограниченное количество компоновок частиц гарантирует, что при достаточном числе лоскутков в космическом одеяле, то есть при достаточном количестве космических горизонтов, компоновки частиц, сравниваемые по-лоскутно, обязаны где-то повториться. Даже если бы вы могли выступить в роли космического дизайнера и попытались бы сделать так, чтобы каждый лоскуток отличался по дизайну от всех предыдущих, то в достаточно большом пространстве у вас закончатся свежие идеи, и вы будете вынуждены повторить вариант одного из предыдущих дизайнов.» А из этого, в свою очередь, следует «что, если известные нам конфигурации частиц повторяются в другом лоскутке — в другом космическом горизонте, — то этот лоскуток будет во всём похож на наш. Это означает, что если вселенная простирается бесконечно, то вы не одиноки в своей реакции (какой бы она ни была) на эту точку зрения об окружающей действительности. В глубине космоса существует множество ваших точных копий, ведущих и чувствующих себя точно так же как вы. И не существует никакого способа сказать, какая из них — это действительно вы. Все копии физически и, следовательно, ментально тождественны.»

Все цитаты я привожу по книге Брайана Грина «Параллельные миры и глубинные законы космоса», М. 2013. Вот что такое гениальное озарение! Разве после этого Фёдор Михалыч не заслуживает титула величайшего русского фантаста 19-го века? Между прочим, до выхода в свет «Машины времени» Уэллса, знаменующего начало современной фантастики, остаётся немногим менее 20 лет. Как же сильно опередил время Достоевский!

Есть в этом гениальном рассказе ещё одно очень любопытное научное предвидение. Пришелец, оказавшийся на чистой планете, где нет болезней и, соответственно, иммунитета против любой из них, по прошествии недолгого времени в результате тесных контактов заразил всё население самым страшным из инфекционных заболеваний — злом. И благополучный мир постепенно превратился в совсем уж точную копию Земли. Та божественная сущность, которая доставила смешного человека в райский мир, неужели не предвидела возможных последствий!? А если предвидела, то не было ли это существо самим Дьяволом? В таком случае Бог потерпел очередное поражение в борьбе с Нечистым, и поражение крупное, поскольку от проповеднической деятельности вернувшегося на Землю героя рассказа толку, очевидно, не будет. Правда, девочку он разыскал. И на том спасибо!

О девочке невозможно не сказать ещё несколько слов. Всему в рассказе я верю, и тому, что твёрдо решил застрелиться (сильнейшая депрессия, плюс полное безделье) и тому, что приснилось ... Не верю только одному, — что можно затопать ногами и заорать на ребёнка, который просит помощи, и прогнать его с глаз долой (то есть ты, конечно, герой, чуть ли не как Александр Македонский, но зачем же стулья ломать?). Вот тебе и смешной человек.

Вроде бы обо всём остальном написано в других отзывах. Надеюсь, мои скромные дополнения будут благосклонно приняты и по достоинству оценены.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тронул рассказ, взялась читать и проглотила минут в десять. Поверить не могла, что в конце сборника, который я читала, мне подвернется такой алмаз.

Пятую главу пожалуй надо распечатать и в раму повесить, а некоторые фразы заучить наизусть.

«Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, что бы сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину»...

Очень впечатлило в самом начале, как девочка тронула его за руку. Вот он увидел звезду и уже решил, что сегодня, и тут вдруг маленькая девочка...

Всегда поражаюсь, как у Достоевского точно выходят характеры людей. Такие живые, искренние.

Рассказ печальный, оставляющий тоску в сердце. Чем-то напомнил мне «Крохотки» А.Солженицына. То же щемящее чувство...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Устал. Устал от грязи, холода, голода, боли, страданий. Устал не от того, что на себе это испытывает, а от того, что дети и матери трясутся в страхе, голодные и больные. И чем восприимчивей человек, тем он меньше может на это смотреть…

Могут, смогут люди в гармонии жить, но без науки никак! Мало на земле райских уголков, где солнце, вода, еда и нет жестокой стихии. Только наука накормит, согреет, вылечит… вот только в те времена и сейчас ни науки, ни тепла, ни доброты, один только жадный, ненасытный капитал и его рабы которые потеряли стыд, совесть и всякую меру.

Придет день!!! Выглянет солнце!!!

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достоевского я не люблю давно. С нежного подросткового возраста во мне зародилась нелюбовь к его книгам, к этим вместилищам страданий, мучений, падений; к этому грязно-жёлтому, душному, тоскливому миру истеричек, сумасшедших и других «несчастных», которых нужно хотя бы жалеть, а лучше, жалея, жалостью, любить. И этот рассказ не изменил моего отношения к творчеству этого писателя ни на йоту. Главный герой, который зовёт себя просто — «смешной человек» — типичнейший герой прозы Достоевского (обратите внимание, даже такое позитивное слово, как «смешной», употребляется Достоевским в негативном смысле, в значении «жалкий»). Самый первый абзац — очень показателен. Буквально в первые пару строк автор вместил несколько основных мыслей, которые в том или ином виде прослеживаются во многих его произведениях: главный герой смешон (непонятен) для всех остальных, он страдает, но тем не менее он всех любит (к любви, разумеется, приложена грусть — куда ж без неё), да, ещё ему ведома истина, которая другим недоступна. А дальше — разворачивание этих мыслей с вкраплениями других, не менее «оригинальных» и не менее «позитивных». Краткое размышление на тему «может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» совершенно неинтересно ни с философской (солипсизм как философская позиция разработан гораздо интереснее, чем эти выжимки, которые демонстрирует нам Достоевский), ни с литературной точки зрения. «Идеальный» мир, в который он попал, в конце концов был «развращён» самим же главным героем, из-за чего тот, разумеется, и страдает. Вообще, развратить(ся) и по этому поводу начинать страдать — одна из любимейших тем Достоевского. Кстати про любимые темы: здесь мы снова найдём персонажа, который страдает от припадков! Он не такой явный, как Мышкин или Смердяков, но, тем не менее, если внимательно смотреть, то увидите.

Если обратить внимание на литературные особенности рассказа, то и тут ничего выдающегося обнаружено не будет. Простые слова складываются в простые предложения, которые все вместе, предположительно, служат большой цели — изображают «поток сознания». Даже если говорить о зарождении этого метода, я бы лучше вспомнила Толстого и его описание Анны Карениной во время поездки в поезде; тут же мы имеем простое пересказывание чужих мыслей от первого лица.

Стиль вообще, на мой взгляд, характеризуется одной важной деталью: читатель плавно скользит по незамысловатым, без звучной, отточенной гладкости фразам, как вдруг — стоп! — и спотыкается на одном-единственном, выбивающемся из общего ряда односложных характеристик, эпитите: «с ювелирски-мелочною отделкой подробностей». И вроде должен он радовать, да не радует, какой-то он шероховатый, неотёсанный, неумелый получился у автора, хотя странно, конечно, что вообще получился.

В общем, нет, на мой взгляд в этом рассказе ничего цепляющего, ничего приятно-щекочущего, ничего ценного — ничего того, что могло бы оставить приятное послевкусие и улыбку удовольствия, которые могут подарить только по-настоящему хорошие книги.

Оценка: 1
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Морализаторская вещь формата чуть ли не Льюиса Стейплза. По уровню морализаторства, в смысле. С другой стороны, у ФМ идеи грехопадения и идеального общества до него гораздо органичнее воспринимаются, будучи дважды смягчены — с одной стороны, сном, а с другой, самой забавной персоной рассказчика. Впрочем, любое размышление о потерянном рае, как его ни смягчай, уже сто лет как набило оскомину. Поэтому хорошо все, что не входит в описание самого сна — самопрезентация «смешного человека», момент с мокрой девочкой. А вот то, как описывается «рай», все эти пять страниц деталей, читаются как «бла-бла», да и грехопадение по большому счету не лучше. Лучше б написал, чем там все с девочкой закончилось.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Серая жизнь серого человека идет день за днем своими серыми шагами. В его жизни нет ничего, за что еще можно цепляться, на что можно надеяться, во что можно верить. Нет никого, кого бы он любил, нет никого, кто бы любил его. Он называет себя «смешным человеком». У него нет имени. Он – каждый из нас. «Может быть, весь этот мир и все эти люди – я-то сам один и есть», — говорит он. И он прав. Потому что, если ты, человек, сейчас, сию же минуту перестанешь существовать, весь мир перестанет существовать тоже. Потому что в каждом из нас заключена вселенная. И потому что твой мир умирает вместе с тобой.

Достоевский, задолго до Пруста и Джойса, использует в рассказе поток сознания главного героя (одновременно и рассказчика), что ярче обнажает внутренний мир «смешного человека» . Этот прием построения текста позволяет читателю войти внутрь произведения, мысли героя начинают смешиваться с твоим собственным сознанием, ставя перед тобой вопросы и требуя ответов уже от твоего ума и сердца.

Изображение «другой Земли», этого иного, идеального мира похоже на все утопии. И, как в каждой утопии, не может существовать вечно. Потому что в таком мире отсутствует творчество. Наш мир – творческий, хоть и злой. Но в процессе борьбы с этим злым началом способно родиться что-то новое.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я смог дочитать этот рассказ в 20 страниц только с третьей попытки.

Поначалу мне показалось, что это просто бред, который творится в голове у сумасшедшего, который собирается покончить с собой. Но когда я домучился до пятой главы (а в рассказе как раз 5 глав), то моё мнение кардинально поменялось. Описание того как Рай превращается в нашу обыденную жизнь выше всяких похвал. Особенно меня зацепила часть где описывается появление религий и церквей, как один из этапов падения общества. Очень согласен!

А финальная мысль, которую в принципе многие говорили, но которая на 100% правильна гласит: Пусть каждый живёт для других и чуть-чуть для себя. Тогда и наступит та самая Утопия, о которой многие мечтают...

Таки дочитав, я решил прочесть ещё раз, что со мной бывает редко. А это значит книга оставила след в душе.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Влюбленна в это произведение!Перечитываю снова и снова (5 главу) будоражит душу и сознание!Я думаю никто не остался равнодушным после прочтения и задумался...Человек есть тайна!

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх