fantlab ru

Клиффорд Саймак «Что может быть проще времени?»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
1938
Моя оценка:
-

подробнее

Что может быть проще времени?

Time is the Simplest Thing

Другие названия: The Fisherman

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 162
Аннотация:

Для Саймака время — это то, что позволяет столкнуть человека с самим собой, чтобы понять, что настоящие оборотни этого мира — это темнота разума, расплывчатость мыслей, мелкость целей, а люди всегда должны быть людьми, будь они нормальными или паранормальными...

© Lucy
Примечание:

Первая публикация (под названием «The Fisherman»): в четырёх номерах журнала «Analog» за 1961 г.

Первая публикация на русском языке: журнал «Урал» – № 7 (стр. 95-109), № 8 (стр. 87-110), № 9 (стр. 68-100) выходившие в 1982 г. Перевод Григорий Тёмкин Иллюстрации Андрея Копырина.


Входит в:

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— антологию «Конец детства», 1991 г.

— антологию «Terra Incognita (Неизвестная земля)», 1992 г.

— антологию «Усовершенствованная мышеловка», 1993 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1962 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Невероятный мир
1989 г.
Конец детства
1991 г.
Невероятный мир
1991 г.
Что может быть проще времени?
1991 г.
Terra Incognita (Неизвестная земля)
1992 г.
Невероятный мир
1992 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Галактика 1
1993 г.
Усовершенствованная мышеловка
1993 г.
Выбор богов
1993 г.
Зачем их звать обратно с небес?
1993 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3. Что может быть проще времени
1993 г.
Что может быть проще времени? Город
1993 г.
Космические инженеры
1994 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 10
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1999 г.
Пересадочная станция
2002 г.
Пересадочная станция
2004 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Пересадочная станция
2008 г.
Что может быть проще времени?
2010 г.
Что может быть проще времени?
2017 г.
Принцип оборотня
2017 г.
Что может быть проще времени?
2017 г.
Что может быть проще времени?
2020 г.

Аудиокниги:

Что может быть проще времени?
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Времето е най-простото нещо
1993 г.
(болгарский)
რა შეიძლება იყოს დროზე მარტივი
2009 г.
(грузинский)
Час — найпростіша річ
2018 г.
(украинский)
Час — найпростіша річ
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно — один из лучших романов Саймака. Как и очень многие его книги, несмотря на кажущуюся простоту, заставляет думать, видеть аллюзии с реальным миром и делать выводы, зачастую странные, но, не побоюсь этого слова, человечные.

Путешествия человеческого разума по отдалённым мирам уже давно объективная реальность и источник новых идей и технологий. Корпорация Фишхук полностью контролирует эти перемещения, регулирует рынок высокотехнологичных новинок, внедряет разнообразные революционные технологии типа телепортации, фактически — отдельное государство. Основная масса человечества — обычные люди, но есть весьма значительная доля обладателей парапсихических способностей, вызывающая страх и отторжение у основной массы населения Земли. Кто правит миром, страх или прогресс?

Одна из центральных тем книги — ксенофобия. Саймак крутит её так и эдак, показывает под разными углами и, быть может чуток слишком навязчиво, предлагает читателю сделать выводы, которые, кстати, при внимательном чтении могут быть весьма неоднозначными. Провинциальная Америка предстаёт страной весьма консервативной, можно даже сказать — мракобесной. Где же выход, быть может в техническом прогрессе? Но и тут не всё так просто...

Хорошая книга, со множеством вечных вопросов, при этом динамичная и захватывающая.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шеперд Блэйн — рядовой сотрудник корпорации Fishhook, совершающий разведывательные полеты в далекий космос. Проходят они чисто в ментальном ключе: исследователь посылает в полет не самого себя, а только свой разум. Поэтому «летать» могут только те, у кого развиты паранормальные способности. Во время одного из таких «полетов» Шепард встречает странное розовое существо, которое предложило ему поменяться разумами. Когда обмен произошел, герой понял, что полученный дар принес с собой весьма серьезные проблемы..

Наверное, это самое сильное произведение американского писателя. У него оригинальный сюжет, частично напоминающий «Обмен разумами» Шекли, частично — его же собственный «Принцип оборотня». Только вот обмен разумами в нем на этот раз не является главной «фишкой», а всего лишь базовой декорацией, на фоне которой развиваются основные события. Герой романа приобретает не только память своего «космического визави», но и его уникальные способности — в частности, способность изменять скорость течения времени. Из-за этого у него возникают серьезные «тёрки» не только с нанимателем, но и со всем обществом, воспринимающим паранормов как своего рода колдунов и прислужников дьявола. Новые способности, конечно, спасают ему жизнь и позволяют остаться на свободе, но сама жизнь превращается в кошмар и не приносит никакого удовольствия. Парадокс заключается в том, что человеческое общество спокойно относится к разного рода «подаркам», которые паранормы приносят с собой из космоса, но не готово принять их самих в свою среду. Они изгои и, одновременно, заложники на собственной земле. Поскольку они разобщены, им остается либо терпеть издевательства над собой, либо скрываться. Шепард поступает по-иному — он решает сражаться за право самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. Союзников у него мало, поэтому важно перетянуть на свою сторону других паранормов. В том, получится это у героя или нет, и заключена главная интрига произведения.

Другая интрига заключается в тех самых сверхспособностях чуждого разума, которые Блэйн получил в результате обмена разумами. Автор показывает их с разных сторон, стараясь особо не повторяться. Очень оригинален его взгляд на прошлое и будущее. Прошлое УЖЕ случилось, поэтому оно мертво и безжизненно — там даже трава не растет. Будущее же, напротив, ЕЩЕ не свершилось, оттого и покрыто сплошным мраком неопределенности, в котором нельзя ничего рассмотреть (да и предсказать что-либо — тоже). Весьма и весьма недурственно! Очень хорошо, что автор не считает своего персонажа суперменом, которому море по колено, — так интересней и непредсказуемей. Читатель ломает голову, чем же закончатся мытарства героя, но автор и здесь находит, чем его удивить: многочисленные «повороты» сюжета сбивают с толка, не позволяя хвосту махать кобылой. Всё идет по плану, хотя никто не может сказать, что все события уже заранее предопределены. Не вызывает сомнений только одно: герой обязательно победит. Неясно только, каким образом это случится и к чему приведет. Впрочем, читатель и сам сможет догадаться, что последствия будут очень серьезными. В частности, монополия Fishhook'а на космические полеты определенно закончится, и надобность в подобной корпорации отпадет сама собой. Одно это уже способно кардинально изменить весь земной быт, но автор подключает еще и моральный аспект, который должен в будущем сформировать новую философию людей (как паранормов, так и вполне обычных представителей семейства Homo sapiens). Об этом говорят последние строки романа: «Позади всё жарче и яростней разгоралось пламя ненависти. Но впереди ... в блеске далеких звезд светилась надежда». Явный намек на то, что человеческому обществу жить нужно светлым будущим, а не позорным прошлым. Думаю, мало кто осмелится оспаривать данное утверждение.

------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как новые способности, приобретенные человеком в результате Контакта с инопланетной формой жизни, помогли завоевать Космос и в корне изменили жизнь самой Земли. Для героя романа они вовсе не цель, а всего лишь одна из форм его деятельности.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика.

Старая добрая.

Автор — мечтатель. Поэтому — идеалистическая. Зло — злое зло, Добро — доброе добро.

Приключенческая.

Увлекательная.

Это моё первое знакомство с автором. О сюжете не знала совсем ничего. Поэтому получила удовольствие. Не пыталась ничего предугадать, хотя некоторые вещи очевидны.

Понравился мне способ перевоспитания злодея путём

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«пересадки» ему разума хорошего человека.

Это стало для меня неожиданным сюжетный поворотом и показалось очень оригинальным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У злодея появилась совесть и она победила, но, к сожалению, только уничтожив его физически — он совершил самоубийство.

Удивительно и забавно, как герой каждый раз находит (или его находят) нужного собеседника для диалога по той теме, на которую именно в этот момент нужно порассуждать.

Здесь разговоры и мысли о прогрессе, торговых корпорациях, давлении общественного мнения, смерти, религии, суевериях, взаимоотношениях разных групп людей, нетерпимости, протесте против системы, о преодолении страха, о правах и свободе, о том как быть человеком, о силе человеческого разума. Вот о времени (которое проще всего) как-то маловато как раз. Или я что-то упустила.

Немного шаблонно. Самую чуточку. В конце герой получает в награду поцелуй красотки.

Приведу пару цитат:

«У каждого народа для каждого поколения есть свои нормы, и эти нормы устанавливаются не законом, не по универсальному эталону. Они устанавливаются общественным мнением, которое, в свою очередь, складывается из предубеждений, и из непонимания, и из извращённой логики, столь свойственных человеческому разуму».

«И все же инстинкт, которому он с трудом сопротивлялся, кричал ему: беги, не раздумывай, спрячься, спрячься где угодно, лишь бы укрыться от крадущейся сквозь лунную ночь опасности.

Он стоял напрягшись, в ожидании, что вой повторится, но больше тишину ничто не нарушало. Он расслабил окаменевшие мышцы и стянутые в узлы нервы и снова стал почти самим собой.

Если бы он верил, если хотя бы наполовину верил, он бы побежал. Что может быть проще — поверил и побежал. Это-то и делает людей наподобие Финна столь опасными. Они играют на инстинктах, которые лежат почти на поверхности, под самой кожей, — на страхе, следом за которым идет ненависть».

Здесь для себя на полях оставляю заметку, что это напоминает мне литанию против страха из «Дюны».

Именно такую фантастику мне и хотелось почитать. Может я и заметила некоторые нестыковки, мне они не помешали.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, когда всё было впервые и вновь, с восторгом прочитал этот роман и оценил бы его на 10 баллов. Сейчас перечитал и, как часто бывает, снизил оценку до 8. Но это твёрдая 8-ка, меньше за классику от такого творца, как Саймак, поставить нельзя.

Почему то многие фантасты, особенно в то время, любили писать про то, что в будущем среди людей будет всё больше обладателей сверхспособностей — телепатов, телепортирующихся, левитирующих. Если уж подходить с позиций научной фантастики, хочется спросить: «С чего вдруг произойдёт такой эволюционный скачок?» Да и вообще, телепатия это скорее что-то из фэнтези, чем из НФ.

Но как литературная метафора противостояния прошлого (обычных людей) и будущего (телепатов и прочих паракинетиков) подобное имеет место быть. А способ перемещения на другие планеты при помощи телепортации Саймак часто использует и в других своих произведениях, явно предпочитая традиционным полётам на звездолётах. Несбыточная (или лучше сказать «пока несбывшаяся») мечта. Но почему бы и не помечтать вместе с Клиффордом Саймаком?

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго же я шел к знакомству с этим романом Клиффорда Саймака. Сколько раз книжки открывал-закрывал, просматривал, но не судьба была прочитать...На сегодняшний день, между тем, роман выдержал 25 книжных изданий на русском языке (начиная с 1989 года, не считая журнальную публикацию в 1982 году) и все в переводе Гр.Темкина. О чем это говорит? Мастерский перевод и отличная научно-фантастическая книга перед нами! И , кстати, претендовавшая в далеком 1962 году на премию «Хьюго«!

Даже спустя много лет произведение не потеряло своего интереса, хотя кому-то оно может показаться наивным и редкой небывальщиной. Но основа авторского поиска вылилась в романе в противостояние между обычными людьми (многолюдная серая общественная масса) и инерциалами или людьми со сверх- и пара-возможностями. Между ними стоит корпорация «Фишхук», которая с одной стороны обширно развивается, толкая земной прогресс вперед, но с другой стороны массово использует для этих целей «парапсихов», которые сосредоточены в своем большинстве в Гамильтоне, создав там некий собственный анклав. Конечно любой простой человек будет , в конце-концов, расстраиваться и злиться на других супер-людей с широкими возможностями из-за своей ограниченности и слабости перед ними...Но что поделать с конечной эволюцией человека? Он не может вечно ползать гусеницей, когда время «бабочки» уже наступает на пятки...

Главному герою романа — Шепарду Блейну — «парапсиху», человеку с большими возможностями, удается во время обследования одной из планет, с помощью звездной машины (когда путешествует один только разум сквозь пространство вселенной), вступить в контакт с необычным древним существом и ...обменяться кратковременно с ним разумами.

Вернувшись назад он понимает, что у него есть всего 30 минут, чтобы бежать от безличных и жестких представителей корпорации, дабы не стать навечно подопытной морской свинкой. Ведь все путешествия записываются и проверяются...С этой завязки сюжета начинается полная динамичная история , местами с головокружительным и захватывающим сюжетом. Здесь в сюжете читается аналогия со средневековьем, когда католическая церковь имела знания и власть, и не позволяла кому-либо расточать налево и направо крупицы знания! В романе именно корп. «Фишхук» видится всевластной католической церковью, владеющая гигантскими запасами вселенских знаний и держащая руку на пульсе мирового господства.

Конечно Саймак в этом романе остается верен себе и пасторальные тона звучат неоднократно при описании природы и тихих небольших городков Америки 20-го столетия. Ничего не скажешь, но лирический настрой Саймак создавать умел просто отлично! Также звучат в романе и философские нотки, когда автор мимолетом, почти украдкой размышляет об эволюции человека и его гуманизме. Социальной темы тоже не обошел маэстро, ткнув пальцем в разношерстные слои общества, изобличая их сильные и слабые стороны. Однако он намекает и на то, что простому человеку нужно гораздо больше времени, чтобы привыкнуть к чему-то новому. Заглотнуть некоторые грандиозные новшества , которые несет новое время , нереально, ибо обыватель может поперхнуться «пихаемыми ему в рот « щедротами науки.

Очень хороший , позитивный роман, заставляющий подумать о грядущих для человечества глобальных переменах! И Саймак желал человечеству только искреннего добра!

В романе это можно заметить, но читателю нужно время , чтоб не только прочитать , но и сформировать свое мнение! Поэтому к чтению рекомендуется всем поколениям любителей фантастики!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный роман, в котором, как и всегда у Саймака, за остросюжетным приключением кроется высокоморальный смысл. В центре внимания у Саймака всегда человек, его искания.

Главный герой — обладатель сверхспособностей, но при этом ещё и изгой. Общество всегда консервативно и к любым проявлениям суперчеловеческих качеств относится поначалу с опаской, потом — с неприятием, а в конце концов — с агрессией. Как мне показалось, в этом романе главная причина ненависти объяснена не столько древними предрассудками, которые суть — лишь прикрытие, а нежеланием делить пальму первенства с человеческим подвидом, что в ближайшем будущем в силу своего превосходства вполне может стать доминирующей формой. Поэтому новые люди должны уйти. Такой вот естественный отбор.

Классический, один из самых известных у Саймака роман, который и сегодня читается с большим интересом, захватывает сюжетными виражами и не теряет актуальности.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное — обожаю это произведение, оценка за первое впечатление от прочтения в далёкой молодости! Далее лирика:

Нравятся мне читать детальные разборы всех недостатков романа. Вам бы, господа критики, ещё и на фильмы тех лет рецензии писать, снижая оценку за вялые спецэффекты и отсутствие геев/афроамериканцев/феминисток/аутистов (нужное подчеркнуть). Причём всё что они пишут — правда, по современным меркам недочётов и ляпов хватает. Все фантастические произведения того времени(что я читал) разительно отличаются от современных и не все из них получается перечитать с тем же удовольствием в последствии)

И всё же есть в книге своя атмосфера, и как же мне повезло в своё время в неё окунуться...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В будущем люди научились путешествовать по глубокому космосу, оставаясь при этом на Земле. То есть никаких варп-двигателей, антивеществ в качестве топлива и кротовых нор, лишь собственное сознание парапсиха, позволяющее ему посещать любую планету. Не в первый раз вижу такое изящное решение проблемы межзвзедных путешествий. Не представлю, как его реализовать на практике, но идея очень нравится.

Главному герою Блэйну тоже нравилось запускать сознание во Вселенную. И много лет он исправно обшаривал далекие планеты в поисках внеземных технологий, работая на корпорацию «Фишхук», пока однажды не наткнулся на очаровательный сверхразум, который решил вернуться вместе с Блэйном на Землю. Издержки профессии: не Блэйн первый, не Блэйн последний. Делать нечего, приходится пуститься в бега по Америке, ибо «Фишхук» не только тырит иноземные секреты, но и бдит, чтобы пришельцы внутри агентов не разгуливали по улицам города. А то мало ли что. Вот, например, новый дружок Блэйна, подцепленный на далекой планете, может управлять временем и не видит в этом ничего сверхъестественного. Так что приключение предстоит увлекательное. С погонями, мордобоями, неожиданными поворотами, чередой предательств и прочими замечательными вещами. Все как надо.

Удивительное дело, несмотря на то что книга была написана больше полувека назад, она нисколько не устарела. Вполне себе такое будущее, которое и сейчас рисуют фантасты, с летающими машинами, телепортацией, виртуальной реальностью (тут она называется деменсино) и повсеместным ГМО.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно не понравилось. Наверное, я все же другого времени.

Мир-набросок, странные поступки, странные персонажи. Главный герой — никакущий, в конце романа решивший, что он великий герой, которому нужно всех спасти. Какие-то убийства, самоубийства. События так же стремительны, как и неясна логика. Внезапная любовь к Аните, Гарриет, которая, оказывается, любила Стоуна. Некий злодей, который каким-то хреном щемит всех парапсихов планеты и способен их уничтожить... Ощущение — будто посмотрел дешевый индийский фильм с налетом санта-барбары и третьесортного боевика.

Фишка с инопланетянином нераскрыта. Что, взял и растворился в Шепе? Что стало дальше? Телекинез по телефону? Лолшто? Массовые телепортации на другую планету? И все доверились Шепу? И вот так сразу в одночасье переметнулись?

Завлекательная «суперспособность» ГГ и неплохие описания замедленного времени вылились в какую-то политоту, гонения и чуть ли не геноцид.

Я не поверил этому роману ни на йоту. Слабо. После «Города» — так вообще неожиданно читать у Саймака такое. На мой взгляд, гуманитарная философия удается ему лучше.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сейчас наблюдается устойчивая тенденция к сериалам. Их создавать проще и быстрее, а потребители, будь то зрители или читатели, ощущают по отношению к героям родственные чувства (что неудивительно, за кучу серий и приключений как не побрататься со своими спутниками) и требуют продолжения банкета. Так что книги выходят все толще, эпопеи становятся все масштабнее, а молодые авторы предпочитают начинать с нехилого цикла томов эдак в десять, да еще и не кисло, если каждый том будет длиной в тысячу страниц. А вот раньше было не так. Романы в 100-150 страниц были делом обыденным и содержали они в себе столько, что голова шла кругом. Причем приключения не были самоцелью, в основном книги были призваны подтолкнуть читателя к размышлениям, к диалогу с автором. Романы фантастики ХХ века содержали в себе громадное количество идей. Большинство из того, что мы сейчас читаем, берет свое начало именно там, в Золотом Веке Фантастики.

«Что может быть проще времени?» – один из ярких примеров умной и интересной фантастики. Роман написан в 1961-м году. О чем же он?

Человек всегда мечтал о звездах. Космос манил его. Но когда мечта уже почти стала явью, Человек обнаружил, что он слишком слаб для космоса. Человек не оставлял попыток, но каждый вылет к звездам заканчивался одинаково: астронавты погибали. И тогда Человек отказался от своей мечты, которая была так близка к исполнению и в то же время так далека. Человек пошел по иному пути. Он заглянул внутрь себя и узнал, что его разум таит в себе колоссальные, почти безграничные возможности. Надо лишь знать, как ими воспользоваться.

По всему миру люди стали обнаруживать в себе паракинетические способности: чтение мыслей, левитация, телепортация разума. Это открыло… нет, не двери, пока еще не двери, но окно в большой мир, который гораздо, гораздо больше, чем кажется. Инопланетные технологии помогли совершать целые скачки вперед по пути прогресса. К сожалению, не все обзавелись новыми способностями, большинство осталось за бортом развития. И как же сложно было устоять всем обычным людям перед соблазном взять вилы и факела, и устроить охоту на ведьм, чтобы никто не отличался от среднего уровня, чтоб не было выскочек способных летать.

Именно в таком мире живет Шеппард Блэйн, разведчик корпорации «Фишхук». По долгу службы Шеппард путешествует своим разумом на далекие планеты в поисках новых идей и технологий. Однажды за пять тысяч световых лет от земли Шеппард натыкается на инопланетянина. Разумного инопланетянина, крайне дружелюбного и... позитивно розового. Этот Розовый товарищ не только обладает крайне интересным мировоззрением, но и способен меняться разумами с любым существом, у которого есть соответствующие способности. Хотя если быть точным, то обмен производится не самими разумами, а лишь их копиями, но это не главное. А главное то, что обмен происходит за секунду до возвращения Шеппарда домой и теперь наш главный герой вынужден скрываться от всех, неся в себе ключ к счастливому будущему для прогрессивной половины человечества. Но сможет ли он им воспользоваться, сможет ли преодолеть все ловушки и препятствия на своем пути?

Роман очень концентрирован. Здесь много размышлений о мире будущего, месте человека в этом мире, о смерти, прогрессе, гуманности, вере и страхе. При этом произведение не перегружено этими размышлениями, в нужные моменты повествование разбавляется действием. За главного героя действительно переживаешь, хотя и знаешь, что персонажи его времени способны выпутаться из любых сложных обстоятельств. Но больше всего мне пришелся по душе Розовый инопланетянин. Очень мудрым он оказался и интересным.

Рекомендую всем любителям умной научной фантастики.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любого значимого Автора фантастики можно — при желании — соотнести с определенным алкогольным напитком. По сумме ощущений, так сказать — по степени воздействия на сознание, по особенностям возникающего настроения, по вполне даже формулируемому на уровне конкретных ощущений послевкусию и т.п. Вот, к примеру, Стругацкие — это, однозначно, коньяк. А Злотников — скорее всего — текила.

Так вот, в этой «системе координат» Саймак — совершенно однозначно — австралийский шираз: что-то такое эээ... терпкое, с ярким вкусом и ароматом, с массой узнаваемых оттенков. Продолжая аналогию, можно сказать что вот эта книга («Что может быть проще времени») — типичный выходец из низовьев рек, ну, допустим, Mad Fish — бесподобно сочетающий в себе ягодные ароматы и дубовые оттенки.

Про эти самые «дубовые» — не писал только ленивый. Да, таки оно почти все правда: «...Саймак хотел, чтобы мы поняли важную вещь: хватит уже искать врагов среди себе подобных, перешагните через этот атавизм и двигайтесь к звёздам...». Таки почти да. Но боже ж мой, как же это-таки скуШНо-то, елки-палки! Хотя — повторюсь: по формальным признакам — все верно.

Но ведь у него же — помимо оных дубовых оттенков — и великолепные, фирменные, неповторимые ягодные ароматы! Совершенно уникальный саймаковский стиль подачи материала, его специфическая «антуражность», которая — в конце-то концов — и делает фантастику фантастикой:

«...И существо заговорило.

- Здорово, приятель! — сказало оно. — Меняюсь с тобой разумами.

Разум Блэйна совершенно неожиданно раздвоился. Блэйн был одновременно и собой и Розовым. На какой-то ужасный миг он ощутил себя им целиком: он так же, как Розовый, видел и чувствовал, знал то же, что знал он. И в то же время оставался Шепардом Блэйном, исследователем из «Фишхука», чей разум теперь находился так далеко от дома, вне Земли...».

Согласитесь — каков букет...

Божественно...

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Комов. А вам не кажется, что аморально повергать человечество в состояние шока? Создавать в массовой психологии комплекс неполноценности, поставить молодёжь перед фактом конечности её возможностей!

Логовенко. Вот я и пришёл к вам, чтобы искать выход.

Комов. Выход один. Вы должны покинуть Землю.

Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий «Волны гасят ветер»

Прочитав роман с большим опозданием, только теперь понял, откуда взята главная идея таких значительных явлений советской фантастики, как «Чёрный человек» и «Волны гасят ветер». Очевидно, что Шепард Блэйн близкий предшественник двух Даниилов — Шаламова и Логовенко, что отнюдь не меняет моего отношения к названным мной двум произведениям.

Сначала коротко изложу свои соображения о том, почему в названии повести использовано слово время, иначе говоря, — почему не «Что может быть проще телепортации?» (такой вопрос прозвучал в одном из отзывов и показался мне интересным). Телепортация это такое перемещение предмета в пространственно-временном континууме, при котором пространственные координаты меняются намного более значительно, чем временнЫе. Из СТО следует, что это невозможно, если скорость движущегося объекта не превышает световую. Но в фантастике скорость пересылаемого объекта бесконечна, и объект мгновенно оказывается в точке прибытия (у Саймака Блэйн «сбегал» на далёкую планету и обратно, когда замерзал на острове). Поэтому в фантастической литературе можно переместить предмет, например, на сто километров в сторону и на две секунды в будущее (временнАя координата обязательно изменится при перемещении в пространстве), а предмет через две секунды окажется в настоящем, потому что таково свойство будущего — оно не может не стать настоящим. Таким образом, путешествие во времени даже с фантастических позиций выглядит гораздо проще, чем телепортация, требующая нарушения фундаментального свойства Вселенной — постоянства скорости света и её независимости от системы отсчёта*. Саймак имел об этих вещах собственное представление, и в романе есть очень интересные и неожиданные описания перемещений главного героя Шепарда Блэйна как в прошлое, так и в будущее. Блэйн, носящий в голове копию сознания (или разума, как предпочитает говорить Автор) своего Розового приятеля, пока только учится пользоваться новыми знаниями, но, очевидно, в скором времени станет полноправным членом довольно многочисленного сообщества разумных существ, с которыми «побратался» Розовый за миллионы лет своего существования. Для такого существа, как этот Розовый галактический реликт (вспоминается другой роман Головачёва), практически бессмертного и обладающего знаниями всех цивилизаций двух соседних галактик, пожалуй и в самом деле ничего нет проще времени. Вырисовывается грандиозная перспектива развития человеческой цивилизации, надо только искоренить зло на Земле, справиться со своими оборотнями. Но их подавляющее большинство и Автор не даёт ответа на вопрос, как это сделать. Один из вариантов неприемлемого решения проблемы в романе показан. Это вариант обмена разумом с маньяком. Людей с абсолютно несовместимыми в одном мозге сознаниями (чертами личности**) ждёт неминуемое безумие и смерть. Это я понял ещё до того, как дочитал до самоубийства Финна, хотя обычно, читая Саймака, даже не пытаюсь мысленно заглядывать вперёд. С большими мастерами такие попытки чаще всего безрезультатны. Блэйну-Розовому разум Финна вреда не принесёт, силы слишком не равны. А вот польза от разума Финна оказалась такой, что её, как говорится, невозможно переоценить. Блэйн, как герой рассказа Шекли «Заяц» Джонни Франклин, открыл Истину и научил несколько десятков телепатов и левитаторов этой Истиной пользоваться. Земля со своим куклуксклановско-черносотенным населением определённо вскоре останется без ушедшей в развитии вперёд части людей и будет решать свои проблемы самостоятельно. Правда есть надежда, что Блэйн не окажется одиночкой, найдутся и другие, кому свойственна жажда справедливости и желание «бросить вызов всем негодяям», и землянам будет оказана вся возможная помощь.

Как обычно, не могу пройти мимо тех моментов в романе, которые остались для меня покрытыми мраком. Я имею в виду декорации, в обрамлении которых происходит действие представленной Саймаком драмы. Декорации невероятно наивны и примитивны аж до идиотизма (тут есть что-то общее с повестью Андерсона «Царица ветров и тьмы», вызвавшей у меня местами не меньшее недоумение). Во-первых, сознательно ли Автор снабдил автомобили реактивными двигателями, сделав ненужными колёса и вместе с ними гордость Америки — дороги? По очевидным причинам невозможно представить себе езду в городах на таких машинах, дистанция между которыми перед светофором не может быть меньше 20 метров. Кроме того, автомобили в романе движутся, не касаясь земли, следовательно двигатели вертикальной поддержки поднимают в воздух невообразимое количество пыли. Но вопрос, типа, чем будут дышать пешеходы, Автора не волнует, ему не до пустяков, надо решать глобальные гуманитарные проблемы. Столь же очевидна и другая, пожалуй, ещё более крупная ересь — у этих машин атомная энергетическая установка (миниреактор, как на последних разработках наших торпед и высокоскоростных ракет), и поэтому они не нуждаются в заправке, а дороги страны не имеют заправочных станций. Но ещё ни один фантаст не использовал прямое преобразование тепловой энергии атомного распада в кинетическую энергию реактивной струи. Это противоречит законам механики и термодинамики. Достаточно задуматься о том, что такое эта реактивная струя, из чего она состоит, как тут же возникает сомнение в целесообразности отказа от заправочных станций. Не лучше ли было бы переоборудовать их под аммиак или водород, которые служат в миниреакторах т. н. рабочим телом? Видимо, это тоже не заслуживающая внимания мелочь.

Не верится, что это обычные ляпы, слишком уж они в глаза лезут, слишком много в романе езды без заправки на реактивных авто. При этом в романе уже работает то, что у некоторых фантастов называется «нуль-транспортировкой» — это та же телепортация только в техническом варианте, т. е. освоен и широко применяется способ мгновенного переноса живой и неживой массы на большие расстояния. И это замечательно, хотя и неправдоподобно***, а то, о чём написано чуть выше, я иначе, как глупостью, назвать не могу. Если это такой писательский приём, то цель его мне осталась неясной. Как я уже писал в некоторых отзывах, я согласен со Станиславом Лемом в том, что фантастика только проигрывает от соседства с не вызывающей ни малейшего доверия квазитехнической ерундистикой.

Поставить роману более низкую оценку помешал только очень понравившийся мне образ отца Фланагана, свидетельствующий о том, что Автор не считает Церковь совсем уж бесполезной для человечества организацией, да ещё блестящее изображение состояния человека с петлёй на шее за секунды до казни.

*) Саймак вряд ли руководствовался похожими соображениями при выборе названия своего романа. Временем в романе управляет Розовый, а он бессмертен. Думаю, что в названии романа отражена именно его точка зрения.

**) В одном из отзывов приводится известная истина, что человек использует для знаний и их применения довольно малую часть своего мозга (поэтому колоссальные знания Розового помещаются в голове Блэйна). Отзывист спрашивает, — а «что дремает там, в остальной части?» (привожу цитату без искажений). На этот вопрос наука ответа пока не дала. Мне кажется, что свойства личности, всякого рода тонкие нюансы поведения человека, особенности характера и воспитания, привычки — как раз там-то и хранятся, в этой остальной части, и места эта информация занимает едва ли меньшее, чем то, что мы называем знаниями.

***) Телепортация — это то, чего нет, это следствие открытия Истины, не открытой пока. А ядерная энергетическая установка, не нуждающаяся в заправке «горючим» (веществом, создающим тягу), это элементарное искажение истины, которая уже открыта.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Саймак любит человечество. Этакой родительской любовью, осознавая все недостатки, но прощая и надеясь на лучшее будущее. Подобное отношение к человечеству проскальзывает практически во всех произведениях автора. «Что может быть проще времени» тоже, к стати, не исключение. Да, человечество погрязло в мракобесии, страхе и ненависти. Но несколькими мастерскими мазками автор вносит нотки оптимизма. «Нет, — говорит он, — не все. Есть много хороших и добрых людей. Таких как служащий ресторана, подкармливающий бездомного, или священник. Даже сельский шериф, выдающий Шеппарда толпе, не лишен известной доли гуманизма и в иной ситуации был бы на стороне закона». Даже в самом конце, после большого исхода, тот, кто дал парапсихам надежду и будущее остается на Земле. Я верю, что он остается для того, чтобы дать надежду и будущее нам, простым людям.

Правда, есть в этом романе, по моему мнению и шероховатости. Основной является, по видимому, бесконечные способности главного героя. Исходя из особенностей сюжета герой о них не знает, но они у него есть. Есть для того, чтобы в нужный момент напомнить о себе очередным спасением. Наш герой — просто какой-то Бетмен по саймаковси — у него на каждую неприятность есть своя бет-штучка на поясе. Кроме этого есть и ляпы, в том числе сюжетные. Так, секрет, позволяющий в итоге всех спасти, находит не с помощью Розового, а совершенно случайно. Кроме этого, Розовый, сотни тысяч лет проводивший в чужих мирах, этого секрета не знал. Опять же процесс обмена разумами выглядит как-то неубедительно. От того, что главный герой сделал — он ни чуточку не изменился. Хотя должен был, иначе фраза бы звучала не «Меняюсь с тобой разумами», а «Меняюсь с тобой памятью». Согласитесь — разум и память немножко разные вещи. Но в целом роман хорош. Не на столько хорош, как «Могильник» или «Пересадочная станция» но написан ровно, без перегибов. И заставляет задуматься. А для чего нужна хорошая книжка, как не подумать после того, как перевернута последняя страница?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной полный психологизма и философии роман Саймака. Главному герою чтобы преодолеть пять тысяч световых лет нужно для начала совершить путешествие внутрь самого себя и перенести своё сознание на далёкую планету, в мир, где обитает не просто его родственная душа, а частица его самого, которая со временем становится неотъемлемой.

Блэйн не такой как все, в минуту опасности он может изменить ход времени, общаться на расстоянии без слов и имеет связь с космосом. Это пугает живущих с ним бок о бок людей и вызывает у них ненависть. Ещё страшнее то, что не он один такой загадочный и непонятный. Общество настраивается против подобных Блэйну и превращается в агрессивную толпу. Не смотря на то, что люди, обладающие неординарными способностями, живут мирно и никому не досаждают, толпа объявляет их вне закона и устраивает всяческие гонения, многие из которых заканчиваются смертной казнью. Конечно, ведь всё что для общества непонятно несет в себе потенциальную угрозу. Испокон веков лозунг толпы: «кто не с нами — тот против нас» работает безукоризненно, причём против самой же толпы, потому что в этом случае общество лишается своих самых передовых членов, незаурядных личностей, способных изменить ход истории. Так было, есть и будет ибо это всего-навсего человеческая психология. В данном случае психология масс. Главный же герой поступает в подобной ситуации в высшей степени правильно. Он пробует объединиться с подобными себе и удалиться от всей этой низменной грязи. Но чтобы использовать свои специфические способности в полной мере Блэйн прежде должен разобраться в самом себе. С каждым днём он всё больше сливается с таинственным Розовым и они оба становятся двумя отдельными аспектами одной личности. Блэйн меняет свои решения и то, что он задумал сделать ещё вчера, сегодня становится неактуальным и теряет своё первостепенное значение. Вот так в муках сомнения и рождается экстраординарная личность и Саймак этот момент очень чётко подаёт, с присущей ему одному философией. Роман заканчивается в строго логическом соответствии сюжету — сверхчувствительные люди объединяются и покидают Землю, чтобы создать свой собственный рай. Место, в котором такие как они не будут знать гонений и будут всегда желанны в любом обществе. Хороший конец, вот только лично мне стало очень жалко Финна.

И, хотя в романе не так много физического насилия, весьма ощущается психическое давление на главного героя. Прежде всего со стороны корпорации, обладающей монополией на телепатическую связь и путешествия в космосе. Именно здесь раньше и работал Блэйн, до тех пор, пока не решил покинуть ряды монополистов чтобы главным образом ответить себе на вопрос кто он и для чего создан. Саймак снова, как и в большинстве своих произведений, сопоставляет проблему пространства и времени и разбавляет её темой контакта с внеземными цивилизациями. Он всячески показывает, что общество в своей однородной массе никак не может дорасти до серьёзного духовного уровня и подчёркивает, что на это способны только отдельно взятые индивидуумы, путь которых сопряжён со страданиями и непониманием. В романе много философских размышлений и сравнительно мало событий, поэтому он больше понравится тем, кто привык читать «между строк» и размышлять над каждой прочитанной фразой. Следовательно и браться за произведение стоит в соответствующем расположении духа, иначе оно может показаться скучным, рутинным и неинтересным.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведения мэтров Золотого Века научной фантастики, как правило, имеют особенность – яркую гуманистическую направленность. Даже если в начале приключения/злоключения преследуют одного героя – с 90% вероятностью к концу романа на кону будет стоять судьба человечества и его светлое будущее. Исключением не стал и роман «Что может быть проще времени?».

В мире романа земляне на пути освоения космоса столкнулись с проблемой – человек не способен пережить влияние космической радиации, что, по сути, закрыло людям путь к другим планетам и серьёзно подорвало доверие к науке. Однако, через какое-то время, обнаружили людей, обладающих способностями на грани науки и мистики, уничижительно называемых «парапсихами». Некоторые из них имели возможность отправлять своё сознание и небольшие предметы на другие планеты. И вот таким образом человечество нашло ещё один способ исследовать космос.

Автору без излишнего морализаторства и искусственного навязывания удалось раскрыть сложные темы: религия, человеческие суеверия, ограничения и потенциал науки, социальное неравенство, время и т.д. Увы, описанная в романе ситуация, когда на одной планете бок о бок существуют невероятные научные чудеса, реально делающие жизнь лучше, и практически первобытное человеческое невежество, не так уж и невероятна.

Как итог: роман очень хорош, читается увлекательно и динамично. Стиль автора красочен, но прост. На мой взгляд, этот роман практически идеально сбалансирован. Хватает и действия и размышлений. Герои, конечно, в соответствии с канонами того времени чёрно-белые, но это нисколько не делает их скучными. Особо понравилось существо «Розовый». «Что может быть проще времени?» — прекрасный образец человеколюбивой научной фантастики середины прошлого века.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх