fantlab ru

Лайош Мештерхази «Ракеты, звёзды, рецепты»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.77
Оценок:
82
Моя оценка:
-

подробнее

Ракеты, звёзды, рецепты

Rakéták, csillagok, receptek

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 16
Аннотация:

Обитатели Венеры узнали, что в середине XXI века жить в Солнечной системе станет невозможно. Сами они заблаговременно эвакуировались на Юпитер и Альфу Центавра. Венериане намеревались спасти и людей. Для этого они прилетели на Землю.

© Ank
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «Унгарски фантастични разкази», 1983 г.

— антологию «Мир — Земле», 1988 г.



Мир — Земле
1988 г.

Издания на иностранных языках:

Унгарски фантастични разкази
1983 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чванлив и высокомерен человек, считающий себя венцом Творения. Здесь, на Земле, ему удалось стать гегемоном, вырвавшись далеко вперед в эволюционном состязании, но вполне вероятно, что на бескрайних просторах Вселенной существуют высокоразвитые цивилизации для которых все наши достижения — всего лишь забавы недалеких приматов. Достоин ли спасения тот, кто без тени сомнения уничтожает как себе подобных, так и представителей других форм эволюции? Сумеет ли в будущем измениться в лучшую сторону сознание, зацикленное на доминанте превосходства/подчинения? Такие вопросы ставит перед читателем венгерский фантаст Л. Мештерхази в антивоенной сатирической повести «Ракеты, звёзды, рецепты».

Произведение состоит из трех частей, которые не имеют названия, но логически соответствуют трехсоставному заглавию повести. Линейно-параллельный сюжет маскируется под журналистское эссе, что создает эффект мнимой достоверности, но автор не пытается обмануть читателя, заставить поверить в то, что «всё было именно так». Основной используемый здесь прием — это гротеск, из пародии переходящий в сатиру. Читается повесть довольно легко — образный язык, понятные описания, отсутствие сложной научной терминологии, а также прямолинейного насильственного морализаторства — читателю предоставляется возможность самостоятельно сделать выводы и осмыслить прочитанное на досуге.

Первую часть повести можно условно озаглавить «Ракеты». Безымянный рассказчик проведет для нас подробную экскурсию по территории военной базы ПРО под условным названием Р-51, расположенной на территории вымышленной Высокой Сьерры. Эта часть повествования являет собой пародию на пафос и стиль тоталитарной фантастики ближнего прицела. Рассказчик поражается колоссальным размахом военных комплексов, интересуется не только новейшими ракетами, но и бытовыми условиями содержания персонала базы. Чистота и стерильность, многотомные библиотеки и уютные столовые, казалось бы созданы все условия, но персонал предпочитает проводить досуг, играя в «мясо» — где водящему, у которого завязаны глаза, нужно угадать, кто из сослуживцев на этот раз пнул его по заднице — даже в этом моменте рассказчик видит исключительно положительные стороны — сплочение коллектива, чувство локтя развиваются именно в подобных забавах, по его мнению.

Среди рядового состава поощряется вислоухость — следствие игры в «мясо», ведь проигравшего участники дергают за уши — очень интеллектуально, не находите? Среди офицерского состава выделяются два типа — птицеголовые и обладатели бычьей шеи, т.е. теоретики и практики военного ремесла. Вообще, если мысленно представить себе этот «зоопарк», то ближайшей базой для подпитки воображения станет кунсткамера. К скальному массиву, на котором возвышается база Р-51, притулилась небольшая деревенька гражданских — здесь царят бедность и неустроенность, но все местные относятся к своим военным соседям с неизменным трепетом и преклонением. В общем, перед нами модель современного человечества в миниатюре.

Вторая часть — это «Звезды». Здесь нас знакомят с высокоразвитой цивилизацией венериан, которая по уровню развития превосходит земную в 200 раз, даже домашние питомцы уроженцев Венеры имеют культуру и искусство, на шаг опережающие земные. Тамошние ученые установили что в середине XXI века вследствие глобального катаклизма жизнь на ближайших к Солнцу планетах будет уничтожена, поэтому венериане заблаговременно переселились на Юпитер и планеты Альфа Центавры. Позаботившись о себе, пришельцы развернули дискуссию — достойны ли спасения их ближайшие соседи по Солнечной системе, т.е. мы. Здесь автор раскрывает нравы и обычаи человечества через призму видения иной цивилизации — удачный прием, ведь со стороны все недостатки выглядят гораздо заметнее.

Читатель скорее всего сделает из этой части неутешительные выводы — на всем протяжении нашей истории попытки контакта носителей высшего разума с людьми ни к чему хорошему не приводили. Человек агрессивен, ограничен, лжив, подобострастен и глуп — этот императив остается неизменным на протяжении десятков тысячелетий. Подобно остро отточенному скальпелю бесстрастного инопланетного хирурга, автор без сожаления вскрывает низменную природу и бесперспективность современного общества. Большинство венериан против того, чтобы дать человечеству второй шанс, но всегда найдутся безумцы, идущие против течения, и вот звездолет с тридцатью волонтерами-благотворителями направляется в сторону Земли, с миссией: спасти 4 миллиарда её «разумных» обитателей. Основываясь на содержании второй части повести, финал этого акта доброй воли становится немного предсказуем.

Заключительная часть произведения — это «Рецепты». Если вы подумали, что здесь автор предложит нам рецепты исцеления социальных недугов, побалует лучиком надежды и, погладив по головке, скажет, что всё будет хорошо — не обольщайтесь, ибо речь здесь пойдет о рецептах самых что ни на есть кулинарных. Мы снова на Земле, население деревеньки на границе ракетной базы празднует Пасху. Со смаком и выдумкой рассказчик описывает то многообразие мясных яств, которые приготовили по такому поводу представители местных семейств — каждый проявил истинно гурманскую выдумку и кулинарное мастерство. Но откуда столько мяса в деревне, где на одного обитателя в год приходится не более 1,5 кг мясных продуктов? Финал очень хорош, человечество предстает во всей «красе», при этом заключительное «блюдо» щедро приправлено аллюзиями на христианство.

До уровня шедевра эта повесть не дотягивает, но тем не менее довольно хороша. Первая часть, несмотря на старательные описания получилась скучноватой, во второй градус интереса повышается, но никаких особых «америк» автор не открывает — он изрядно потоптался по прогнившему каркасу современного общества, попинал лицемерных и трусливых обывателей, хотя лично для себя я ничего нового здесь не узнал. Больше всего понравился логичный и образный финал произведения, не так часто встречается подобное решение проблемы контакта, хотя пару примеров вспомнить могу навскидку. Поборникам теории дружественного контакта и тем, кто смотрит на чел-овечество сквозь толстые стекла розовых очков, повесть гарантированно не понравится, но для читателя, реально смотрящего на вещи, не питающего фальшивых иллюзий по поводу будущего — это приятное времяпрепровождение, хотя и не сулящее особой новизны откровений.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не самый динамичный рассказ, но, наверное, так и задумывалось, подстраиваясь и под журналистский стиль, и – ещё больше – под Свифта, под нечто сатирично-абсурдное, бездвижное, под такой своего рода трактат. И это удалось. Удалось с блеском – получилось необычно, без динамики, но и не скучно, такой сплав. Лично для меня подход вышел интересным. Любопытно было наблюдать, как описание (журналистское) военной базы со всеми её техническими новшествами плавно переходит к описанию игры в «мясо» и рассуждениям о вислых ушах у солдат. Такие абсурдные вещи плюс невозмутимый журналистский стиль (стиль такого обозревателя) создаёт интересное ощущение.

Вторая часть ещё больше напомнила злую сатиру Свифта, особенно тем сравнением человека с домашними животными жителей Венеры. Вторая часть – сердце рассказа, в ней весь его смысл, вся его философия. В ней – и фантастическое мироустройство и философия жителей Венеры, чем-то напоминающая произведения первых утопистов, где их идеи показаны на примере жителей образной Луны или сказочных государств – слишком фантастично (и по ощущения тянет на какую-то гравюру), но и не безынтересно. В ней и взгляд на человека со стороны; естественно со стороны этих венерианцев – взгляд хоть и специфичный (и в этом, по-моему, плюс, в этой специфичности), но и нелицеприятный… заслуженно нелицеприятный. К чести сказать, и столь развитые пришельцы не вызывают особых симпатий – их мировоззрение и мироустройство. Оно просто другое и симпатичным его назвать трудно.

Третья часть («Рецепты»), поначалу забавна, но в окончании даже жутковата, когда понимаешь, что именно они едят. Но в этом тоже была какая-то своя странная атмосфера, своё ощущение. Свой абсурд (они летели помочь людям, и в каком-то извращённом смысле помогли). Он вес такой, этот рассказ: абсурдный, философский и ни на что не похожий. Да, не динамичный, но с редким странным ощущением. И, по-моему, в этом его сила. А уж в избытке мысли и смысла (как и в этом своеобразном, но не заштампованном подходе) ему уж точно не откажешь.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для 1975 года рассказ довольно слаб. Если это, конечно, не намеренная стилизация под начало века. Да и в антимилитаристический сборник он попадает с большим «натягом». Скорее, это сатирическая антиклирикальная вещь.

...А самое главное — венерианам (или венерианцам?) так и надо!

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх