fantlab ru

Вернор Виндж «Глубина в небе»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
2466
Моя оценка:
-

подробнее

Глубина в небе

A Deepness in the Sky

Роман, год; цикл «Зоны мысли»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Действие романа происходит в том же регионе пространства, но на 30 000 лет раньше, чем в романе «Пламя над бездной», получившем премию Хьюго. Новый роман исследует столкновение культур в масштабах галактик. Два разных космических флота человечества движутся к отдаленной планете с различными целями — один ищет торговых связей, другой — новых рабов. Когда столкновение лишает их способности передвигаться, они вынуждены дрейфовать в космосе многие годы, пока чужая раса, населяющая планету, не создаст достаточно продвинутых технологий, чтобы спасти их. Но у чужих свои планы.

© перевёл Tim, http://kubikus.ru

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман

лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2000 // Лучший НФ-роман

лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2000 // Лучший роман

лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2000 // Зарубежный роман (США)

лауреат
Сигма-Ф, 2001 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение)

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2004 // Лучший зарубежный роман

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
HOMer Awards, 1999 // Роман

номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 2-е место

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2000 // Роман

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第34回 (2003) // Переводной роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2004 // Научная фантастика (США)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2013 // Переводной роман (США, 1999)

Похожие произведения:

 

 


Глубина в небе
2000 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Пламя над бездной. Глубина в небе
2003 г.
Глубина в небе
2015 г.
Глубина в небе
2017 г.

Издания на иностранных языках:

A Deepness in the Sky
1999 г.
(английский)
Deepness in the Sky
1999 г.
(английский)
Un abismo en el cielo
2002 г.
(испанский)
Zones of Thought: A Fire Upon the Deep, A Deepness in the Sky (Vernor Vinge Omnibus)
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решил немного расширить свой старый однострочный отзыв. Предупреждаю нечитавших, что будет много спойлеров, лучше сразу переходите к заключению.

Дилогия Винджа стала для меня в свое время настоящим откровением, я просто не ожидал, что в современной научной фантастике могут встретиться настолько сильные авторы. «Глубина в небе» понравилась еще больше «Пламени». Она более камерна, практически все действие происходит в одной планетной системе, но отсутствие элементов космооперы пошло книге только на пользу, сделав ее предельно реалистичной, чему способствует и полное погружение в мир будущего, показанный с точки зрения его персонажей безо всякого снисхождения к современному читателю и подробных авторских «разжевываний» непонятных моментов. В такой мир действительно начинаешь верить. Кроме того, лучше прописана человеческая психология (с нечеловеческой и в «Пламени» был полный порядок), ну а образ Фама Нювена стоит отдельного романа. К тому же его воспоминания – очень удачный прием – позволяют оценить масштаб и разнообразие человеческого космоса, а общее количество описанных миров в итоге даже превосходит таковое в первой книге. Большой объем не считаю недостатком – он позволяет лучше «вжиться» в придуманный мир и подготавливает читателя к развязке и мести, которую, как известно, лучше подавать холодной (а ведь для персонажей проходит значительная часть их жизни – годы и десятилетия субъективного времени!)

Теперь немного о минусах. Пожалуй, основной – слишком сильная «черно-белость» сторон конфликта. С одной стороны, торговцев Чен Хо (думаю, такая транскрипция все-таки более правильна) трудно назвать ангелами. Они лишены каких-либо идеалов, кроме идеала Святой Прибыли, но в сравнении с эмергентами кажутся воплощением добродетели. Впрочем, Виндж старается быть объективным. Среди Семей торговцев тирания является довольно распространенной формой правления. Некоторые люди Чен Хо принимают философию Эмергенции, в то время как многие из «простых» эмергентов, хотя и действуют в рамках своей родной идеологии, люди по сути своей неплохие. Чего нельзя сказать о Предводителях. Тема абсолютной власти, развращающей абсолютно, вообще очень для Винджа характерна, начиная еще с дилогии «Сквозь время». В его романах, как правило, действует дуэт главного «плохого парня», по совместительству основателя движения (Гамильтон Эвери — Свежеватель – Томас Нау), и его помощника, превосходящего своего учителя в масштабах преступлений (Кристиан Жерро – Булат – Ритцер Брюгель). В «Войне с миром» и «Пламени» были также люди системы, меняющие свои убеждения — Делла Лу и Тиратект-Свежеватель, но Анне Рейнольт на эту роль явно не подходит, оставаясь почти всю книгу беспомощной жертвой своего Фокуса. Скорее, таким отступником является… сам Фам Нювен, предавший собственные идеалы объединенного человечества. Томас же Нау, на мой взгляд, получился каким-то искусственным злодеем, ну не могу я поверить в такого абсолютно лишенного человеческих чувств персонажа. Хотя следить за его политическими приемами по одурачиванию населения весьма интересно :smile:

Еще о минусах. Не очень понятно устройство общества эмергентов. С одной стороны, вся собственность и ресурсы – общественные, в то же время Нау говорит о возможных прибылях и «миллионах» при завоевании Гаспра. Возможно, «социализм» действует только для «ведомых» клики, в то время как между Предводителями работает товарный обмен? Непонятно. Непонятна также система отбора фокусируемых. Есть упоминание о какой-то лотерее и о семьях, поставляющих и Ведомых и Фокусируемых, но тогда психологически совершенно необъяснимо то, что многие Ведомые-менеджеры относятся к Фокусированным «как к мебели» и спокойно пускают их в расход. Хэппи-энд на мой взгляд чересчур счастливый. Понятно, что «власть поменялась», и сила теперь на стороне «хороших парней», но интересна и реакция эмергентов на переворот, а она, увы, почти не показана. «Чужая» сюжетная линия показалась несколько менее удачной, чем в «Пламени» (может быть, просто из-за растянутости). «Человекоподобность» пауков объясняется, конечно, переводом, ну а с другой стороны почему они должны психологически слишком отличаться от людей? Ведь есть и существенные отличия – доминирование женщин в политике, детей воспитывают мужчины, инстинкт глубины и т.п.

Вернемся к плюсам. В литературном плане роман вполне удался, хотя при желании можно найти авторов, превосходящих Винджа в психологизме, построении сюжета или владении языком. Что выводит «Глубину» из категории «просто хорошей космической фантастики» на качественно более высокий уровень, так это великолепные НФ- (и не только) идеи, которыми роман изобилует (чего нельзя, увы, сказать о подавляющем большинстве современной научной или ненаучной фантастики). Рассмотрю некоторые из них. Прежде всего, действие книги разворачивается во вселенной «зон мысли», хотя участники об этом ничего не знают, будучи погруженными в Медленную Зону. Если бы не блестящий намек на «божественное» прошлое Мигающей где-то в Переходе (Искажения Хелма, геологические пласты алмазных нанопроцессоров, природа самой звезды), роман можно было бы считать иллюстрацией варианта развития без технологической Сингулярности, о возможности которого Виндж писал в своей известной статье. В этом случае человечество, хотя и застраховано от непредсказуемых последствий появления ИИ, но обречено на вечные циклы развития и упадка, если не на окончательную гибель, а программисты ведут археологические раскопки огромных пластов наследованных программ.

ИИ создать невозможно, но человеческий гений не дремлет и ищет обходных путей, модифицируя мозг самого человека. Цивилизацию, основанную на Фокусе, можно считать мрачной антиутопией-предостережением, идеальной тиранией, в которой высокие технологии предоставляют правителям неограниченные возможности в управлении населением. Причем технологии эти – вовсе не умозрительная фантастика, они станут доступны уже в ближайшем будущем. Локализаторы – «почти» нанотехнологии – еще один пример подобного использования плодов прогресса. Безобидная позиционная система может обернуться совершенным средством контроля и наблюдения для Большого Брата. Вообще, надо отметить, что в романе продумана каждая деталь, и чувствуется, что к любой вскользь упомянутой подробности автор мог бы привести солидное обоснование.

Мой вердикт – лучший НФ-роман последнего времени, с которым может соперничать, помимо первой книги дилогии, разве что «Гиперион» Симмонса. При этом в «Гиперионе», если брать английскую аббревиатуру SF, больше от «F», fiction, литературы, а в «Глубине» — от «S». Кому что больше понравится – дело вкуса, а лучше прочитать и то и другое.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно десятое тысячелетие нашей эры. Человечество давным-давно расселилось по Галактике. Связь со Старой Землей давно потеряна — да полно вам, была ли она, мифическая Земля, не выдумки ли это отсталых племен? За право называться Старой Землей спорит дюжина приличных планет (примерно как сейчас в Греции право называться родиной Гомера оспаривают до дюжины городов).

Люди, расселившиеся между звезд, колонизировавшие сотни планет, основали десятки разных цивилизаций, с уклоном, сообразно конкретным условиям и климатической обстановке, то в биологию, то в электронику, а некоторые — совсем уж оторвались от наших представлений о технике и творят прямо-таки чудеса своими машинами. Но еще существует уникальная цивилизация Кенг ХО — цивилизация торговцев, перелетающих со скоростью 0,3 скорости света от мира к мира. Какие цели преследуют торговцы? Да те же, что и их древнейшие финикийские или греческие предки — выменять новые технологии, привезти в другой мир, и попытаться реализовать их в обмен на новые изобретения. Бизнес, построенный на принципе, что каждая цивилизация на своем пике «обладает выдающейся наукой и иногда вносит колоссальные улучшения в то, что было лучшем до того. Чаще всего эти улучшения умирают вместе с цивилизацией». Мастерство торговцев — собрать все лучшее, и передать достижения другим мирам. Товар-деньги-товар’. «Местная цивилизация — изолированная ловушка» (с.405). Планеты гибнут, исчезают народы миры под ударами ядерных катастроф и биологических спазмов. Выживают только космические корабли, летящие от звезды к звезде в поисках новых и старых миров. Оседлые цивилизации вымирают, а торговцы Кенг Хо собирают технологические сливки и торгуют ими. Приберегая, впрочем, совсем уж изюминки для себя, только для внутреннего использования. Однако находится смельчак, знакомый нам по предыдущей книге Вернора Винджа, капитан Фам Нювен. Он лелеет свою мальчишескую мечту — создать межзвездную Империю. Старик Фам Нювен появляется в романе как эпизодический персонаж, но это ловкая маскировка автора — именно вокруг него развиваются главные события романа, именно этот галактический аксакал, собравший опыт нескольких тысячелетий, является движущей пружиной всей торговой цивилизации Кенг Хо, тайно направляя ключевые действия и поступки героев.

Мир, где корабли передвигаются с черепашьей скоростью, не может быть полновесной Империей — «Ни одно правительство не может править через световые годы». Пока корабль ползет среди звезд а экипаж спит в глубоком анабиозе, правительства и политические системы меняются, меняются приоритеты развития и технологии, а то и вовсе цивилизации рушатся, как карточные домики под напором ветра: атомные войны, эпидемии, тоталитарные и консервативные режимы, доводящие научно-техническое развитие до полной стагнации и деградации… Мало ли от каких напастей может загнуться хилый цветок разума! И тогда едва обжитая пару тысячелетий назад планета избавляется от налета цивилизации: двести лет назад тут были миллионные морские мегаполисы, а сейчас на диком материке едва наберется горстка дикарей, поклоняющихся культу карго.

Сложное испытание для торгового корабля — встретить цивилизацию, откатившуюся после техногенной или политической катастрофы к основам выживания. Но не менее тяжким экзаменом является встреча с неизвестной, чуждой расой. Вот именно с цивилизацией пауков и встречается экспедиция межзвездных торговцев Кенг Хо.

Вернор Виндж мастак затягивать события. Используя прием полифонии, он одно и то же происшествие норовит показать с нескольких точек зрения — с точки зрения обычного паука, паука-гения, нормальных людей и маниакально настроенных людей-захватчиков и т.д. В результате небольшая радиодискуссия минут на тридцать растягивается на такое же количество страниц мелким шрифтом.

Планета Арахна (мир пауков, возле которого тайно вертятся корабли людей) описана фантастически — тут тебе и «клетчатый цвет», образующийся при неустойчивых атмосферных явлениях, и отцы, вскармливающие на себе детенышей, и загадочные чесалки для глаз, и совершенно неописуемые в человеческих терминах анатомические выверты. Например, такие: чтобы послушать животом, они на полу «растянулись плоско, совсем без дуги схватывания» (с.343). Впрочем, этот перл можно свалить на неряшливость перевода — как и фразу «очнулся, лежа на голове» (с.537). А можно списать на фантастические обстоятельства фантастического мира.

Интересные наблюдения можно найти в романе про далекие-далекие просторы. Например, утверждение, что тирании не могут ужиться с компьютерными сетями (с.396). Казалось бы, какая связь с сегодняшним днем? Китайское правительство жестко ограничивает у себя интернет; на Кубе можно посещать только те сайты, список которых заверен «программистом в штатском»; миллионеры из Саудовской Аравии несколько лет назад выходили в Сеть через подставные швейцарские фирмы, используя сотовые телефоны.

Века, тысячелетия лжи и обмана выстраиваются для реализации грандиозных планов Фама Нювена — построить Империю и сесть во главе Межзвездного правительства, управляя всем Людским Космосом и потоками землян, расселившихся по Галактике.

Но самое поразительное — и это открывается только в конце книги, — что все вышеописанные события, все эти мегаломанские описания межзвездных перелетов, все жуткие планетарные катастрофы и тысячелетние путешествия происходят в крохотном сегменте Галактики, занимающего по площади едва ли несколько процентов карты звездного неба.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он чертовски гениален, этот Вернор Виндж! Добавьте немного эпичности Питеру Уоттсу, немного научности Дэну Симмонсу, и вот уже вырисовывается что-то похожее на Глубину, при этом в своей многогранности, оставляя позади и первого и второго.

В Глубине есть все, что ожидаешь от космооперы и столько же совершенно неожиданного. Нет, Виндж не придумал ничего кардинально нового, но он смог осветить каждую из проблем с совершенно иного ракурса. Здесь есть грандиозные путешествия сквозь вселенную, и вместе с ними есть философия, трактующая их ничтожную суть. Есть множество цивилизаций, порожденных старой Землей, и политические выкладки, объясняющие их неизбежную гибель. Есть тьма технологий, терминов, но читатель легко плавает внутри и будто бы понимает о чем речь и как все работает. Всю книгу преследует мысль: «То ли я чертовски умен, то ли автор так легко и просто погружает в любую область знаний». Склоняюсь к последнему и отдаю дань таланту)

Сюжет также порадовал неожиданным подходом к тривиальным темам. Акцент контакта с внеземной цивилизацией смещен в противную сторону и в итоге начинаешь волноваться — как бы эти людишки не накосячили; начинаешь интересоваться — а понравятся ли эти «человеки»-личинки нашим симпатичным паучкам? Еще одна замечательная находка — описать 20-й земной век — зарождение компьютерных технологий, ядерных исследований — внутри чуждой цивилизации. Интересно узнавать в десятиногом паучище — Эйнштейна, а в его последователях с волосатым панцирем — Королевское общество. И это только одна из множества линий сюжета: рабство, биоинженерия, старыйпень-легенда-диверсант, любовь, предательство, баталии, коммерция, рыцари, генеалогия, клонирование и черттече еще. Вообще, после прочтения сложно поверить, что за плечами лишь одна книга, а не три. И не смотря на это нет никакого ощущения недосказанности — все гайки закручены, задел на будущее сформирован — йохохохо — читай Пламя над бездной.

Итог: гениальное НФ от гениального автора. Must read.

p.s. Единственное чего немножко не хватало хоть какого-нибудь юмора. Какого-нибудь ИИ-шизофреника, вставляющего по шутке на главу. Но это прыдирка, конечно.

Атмосфера — 10

Персонажи — 10

Сюжет — 10

Слог — 9

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно говоря, книга о том, зачем нам все это надо: стремиться к звездам, теряя связь с родными и близкими, терпя неимоверные трудности, добираться до этих слабо мерцающий в ночи огоньков. Зачем мы непременно хотим покинуть родной дом, рискнуть всем и отправиться в неизвестность?

Неужели, только ради того, чтобы найти очередной рынок сбыта, увеличить свое состояние, стать «самым богатым» и «успешным» торговцем во Вселенной, привезя невиданные товары и технологии? Или может мы стремимся подчинить себе всё и вся, достичь невообразимых высот власти, подчинить своей воли даже лежащие за горизонтом неизвестные земли? Может, эти цели и кажутся кому-то великими, но, если однажды ночью запрокинуть голову и вглядеться во Тьму, то они вдруг становятся мелкими и недостойными перед этой затягивающей душу глубиной. Есть, есть «глубина в небе, и она пребудет вовек».

Но это так, лирическое отступление, эмоции, оставшиеся после того, как закрыта последняя страница. А до этого были несколько совершенно чудесных и сумасшедших дней, когда все силы были направлены на то, чтобы выкроить еще одну минутку для чтения, чтобы только узнать, что же там, на следующей странице.

А на этих страницах — все, что может пожелать душа любителя научной фантастики. Космос, таинственный, в котором никогда не иссякнут тайны и загадки, звезда Мерцающая, переменная, веками притягивающая взгляды путешественников и хранящая самую большую драгоценность — необычную, странную, удивительную цивилизацию. Там, на этих страницах, века путешествий и разнообразие культур, времена расцвета и полной, непроглядной тьмы, любовь и предательство, заговоры и тираны, страшные, немыслимые для людей преступления, высокие порывы и мелкие, алчные мыслишки и действия.

А еще есть потрясающая цивилизация пауков, так похожих на нас сегодняшних. Их мир также постоянно балансирует на грани войны и мира, и его также раздирают постоянные конфликты и религиозная вражда. Но, как и нам, им дан неповторимый шанс выбора своего развития: к богатству и власти или к познанию и созиданию. Предпочесть ли «глубину неба» или остаться в тисках собственного невежества.

Описания культур — это, пожалуй, самая большая удача романа. Перед нами не только культуры торговцев Кенг Хо, эммергентов -рабовладельцев /а здесь описана одна из самых страшных форм рабства и проблема контроля за сознанием и поведением подана с неожиданной точки зрения/и устремленных в будущее пауков. Кусочками, из воспоминаний Фама Нювена, предстает невообразимое многообразие цивилизаций, подходов к решению проблем, технологий, обществ, философий, традиций.

Кстати, если речь зашла о героях. Из их множества и разнообразия два гения — паук Шерканер Андерхилл и человек Фам Нювен — самые заметные, без которых занимательный сюжет потерял бы всю смысловую составляющую и неподдельное очарование. Две выдающиеся личности, такие разные внешне, но мечты которых изменили историю Вселенной и для которых «глубина Неба» перевесила богатство и власть.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое что приходит на ум — гениально. Виндж смог создать идеальный конфликт двух соперничающих торговых флотов за право обладать технологией другой цивилизации — абсолютно чуждой и по строению и по сознанию.

Предупреждаю будут не закрытые спойлеры.

У далекой звезды Мигающей одновременно оказываются два человеческих флота(Кенг Хо и Эмергенты) из двух разных миров , как по технологическому развитию так и по социальному(исходя из их технологий).

У звезды есть всего лишь одна планета с удивительной цивилизацией арахнидов.

Название Мигающей не случайно — период свечения составляет 35 лет из 250, остальное время светило находится в стадии тления. На планете арахнидов наступает тьма и глубокий холод, а пауки все это время проводят в состоянии анабиоза, укрывшись под землей. Вначале эмергенты заключают дружеское соглашение о совместном исследовании планеты. Коварно его нарушив, эмергенты во главе со своим предводителем Томасом Нау нападают на своих бывших компаньонов и в течении каких-нибудь часов одерживают верх над Кенг Хо, все это оказывается возможным благодаря особому вирусу — мозговой гнили, разработанной эмергентами для порабощения человеческих цивилизаций, которая является основанием для сотворения с человеком еще более ужасной вещи — фокусировкой. Люди становятся послушными биокомпьютерами, выполняющими поставленную в их сознании,с помощью програмного кода, цель; их невозможно отвлечь,смутить, им чужды все человеческие эмоции и лишь расфокусировка может помочь исправить это положение. Поистине чудовищное средство кары победителя над побежденным: использовать все свои умственные способности на благо своего врага, осознавая это и принимая как должное. Меня этот фокус больше всего поразил в романе. Отдельного внимания заслуживает фигура Фама Тринли, техника на одном из кораблей флота Кенг Хо,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
впоследствии оказавшимся легендарным Фамом Нювеном, его флэшбэки очень сильно затягивают, окунаешься в пучину водоворота событий многовековой давности от которых захватывает дух. Психологически, в течении всего романа, Фам постепенно изменяется, особенно интересен момент, когда молодой Эзр Винж переубеждает в остром поединке Фама в опасности использования Фокуса на благо человечества,таком горьком крахе всех надежд с последующим пониманием и возрождением новой надежды. Браво!:appl: Чуть ли не до слез.
Чудовищные поступки предводителя эмергентов Томаса Нау с Чиви Лин Лизолет , талантливой артиллеристкой и художницей бонсай флота Кенг Хо, просто ужасают.Томас умело манипулирует не фокусированными членами Кенг Хо, играя то на доверии, как в случае с Лизолет,то на страхе как с Эзром Винжем,который после захвата стал одним из немногих, кто не подвергся фокусировки и стал доверенным руководителем смешанной группы из фокусированных, эмергентов и членов Кенг Хо. Винж оказался единственным,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кто разгадал в добродушном повесе Фаме Тринли истинное лицо,
не считая руководительницы зипхедов(фокусированных) Анне Рейнольд,также являющейся фокусированной, но не на предмете, а на управлении различными группами.Анне Рейнольд -это целая отдельная история, оказавшаяся чуть ли не одной из самых трагических в романе.

Мир пауков описывающийся вначале Винджем оказывается как-то уж больно близок человеческому, что немного меня насторожило, и лишь ближе к середине раскрывается способ, благодаря которому стала возможна интерпретация мира арахнидов; человеческие имена — Шерканел Андерхилл,Хранкнер Аннерби; привычки и общение пауков.За всем этим стоит необычный подход одного из зипхедов Нау — Триксии Бонсол,бывшей в составе экипажа Кенг Хо и возлюбленной Эзра Винжа.Она буквально создала свою вселенную похожую на людские фэнтези, позволив своему переводу вселить во многие людские сердца смешанных экипажей любовь и привязанность к миру пауков.В баре,где собирались вахты экипажей,существовало целое представление, где зипхеды брали на себя роли пауков,которых они переводили и разыгрывали сцены из реальных передач,ведущихся у пауков в режиме on-line.События происходящие в этом мире интересны , но не сильнее, чем драма с противостоянием, разворачивающаяся на астероиде и временной базе эмергентов и захваченных Кенг Хо.Впечатление, как не странно,прямо противоположное,чем в предыдущей книге писателя Пламя над бездной,где мне было интереснее следить за событиями происходящими на планете Стальных когтей. Меня постоянно мучил вопрос по поводу так называемых передних рук пауков, которыми собственно говоря они и управляли машинами и брали всевозможные предметы, являющихся по своей сути идеально острыми и вытянутыми лапами-копьями=]. Каким образом они все это проделывали останется неясным, хотя при надлежащем напряге воображения можно представить нечто подобное.

Удивительной вещью оказались локализаторы Фама Нювена(нечто вроде миниатюрных камер с процессорами,размером с пылинку,позволяющих формировать объемное изображение из разных точек пространства в зрительном нерве носителя),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с помощью которых ему удалось перехитрить почти всех эмергентов ,за исключением Анне Рейнольд, до последнего пытавшейся выследить идеального лазутчика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце романа Фам Нювен, одержавший труднейшую победу, собирается в следующее опасное путешествие сначала на родину эмергентов с целью освободить людей от рабства фокуса, а затем к центру галактики, надеясь обнаружить там высокоразвитые цивилизации, следы которых были им обнаружены на планете пауков. Для меня,как прочитавшему сначала Пламя над бездной,все кусочки головоломки встают на место. Поистине последнее озарение Фама Нювена стало решающим в его жизни. Приняв решение идти вглубь медленной зоны экипаж тем самым подписал себе смертный приговор,т.к. ближе к ядру замедляется не только свет, но и мышление,все оказались обречены и лишь благодаря беспилотному разведывательному зонду Фам Нювен спустя столетия будет собран из разных частей своей команды и воскрешен для новых подвигов.

Начиная читать роман мне пришлось довольно тяжело пробираться через тернии отношений членов экипажа Кенг Хо и эмергентов, но как только началась история с захватом флота торговцев эмергентами,оторваться было очень сложно.

Винджу удалось создать очаровывающий роман эпопею прежде всего о мечте построить империю простиравшуюся на многие световые годы,о трудностях которые нужно преодолеть, человеку, чтобы достичь заветной мечты,о взаимном доверии и о коварном предательстве близких людей , вообщем для истинных любителей жестких космических приключений.

Итог 10 баллов.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вернор Виндж — Глубина в небе

«Глубина в небе» является второй книгой цикла «Зона мысли». Однако книги совершенно не похожи, кроме структурирования сюжета на две параллельные линии. «Глубина в небе» глубже, человечнее, сложнее. Стальным кинжалом сюжет вонзится в душу, вывернет, принесет радость и боль, заставит искренне сопереживать персонажам. Между книгами общее только один персонаж, и даже этот факт никак не спойлерит и не влияет на вторую книгу — можно смело начинать читать с Глубины. Есть глубина в небе, и она пребудет вовек.

Роман неспроста сравнивают с книгой Симмонса — по сложности, объему и некоторыми поднятыми вопросами книга вызывает справедливые аллюзии к Гипериону. Сюжет разворачивается около мигающей звезды в медленной зоне (но в то время люди не знали этой структуры вселенной), где столкнулась цивилизации Кенг Хо и Эмергенция вокруг расы Арахнидов — пауков. До этого было лишь два случая столкновения с инопланетной расой — и в обоих случаях находили лишь обломки былого. В этот раз все обещало быть иначе и цивилизации людей столкнутся за самую ценную находку в истории человечества.

Кенг Хо — фракция межзвездных торговцев. Опасная работа, грозящая банкротством. Идея из прошлой книги о том, что миры Медленной зоны обречены на вымирание получила стоящее развитие. Ведь когда корабль долетит через световые годы — целевой планете может не понадобится предлагаемый товар: не исключено что она перерастет технологией, но скорее всего стангирует из за катастрофы до состояния средневековья, либо полностью погибнет. Но для Кенг Хо выгоднее собирать технологические сливки цивилизаций и хранить их у себя — цивилизации рождаются и умирают, торговля остается навсегда.

Фам Нювен, поднявший торговцев на вершину славы, мечтал о межзвездной империи. Мечтал сделать то, что не сделал никто другой — повернуть колесо судьбы, рок разрушений цивилизаций. Исполнима ли подобная мечта? Можно ли править эффективно через световые годы? Он мечтал, даже добился определенного успеха. Но даже сквозь время мечта остается. И сжигает душу. Фам Нювен в разы интереснее своего аналога из «Пламя над бездной», он лучше проработан. И пусть ему не принадлежит вся повесть — его история лучше, чем в прошлой книге и сама по себе претендентует на отдельную книгу.

Эзр Винж, один из представителей торговцев, отпрыск богатой семьи, но в экспедиции не решающий ничего, поначалу представлен почти как главный герой. Но в итоге оказывается одним из самых неинтересных персонажей книги. И хоть сюжет в какой то степени будет централизован вокруг него — Винж в истории не принимает решающего участия. Все события протекают и без его воли, история едва ли нуждается в нем. Его пассия, Триксия Бонсол, по некоторым сюжетным причинам тоже не выделяется сама по себе. Но тандем их страданий, демонстрирующий следствие Фокуса, представляет интерес.

Чиви Лин Лизолет, представленная изначально как озорная девочка, докучающая Винжу, станет одним из лучших персонажей книги. Пусть на первый взгляд ее история кажется поверхностной — циничность ее участи заставляет искренне сочувствовать ей. Самому молодому и беспомощному человеку досталась самая циничная судьба в планах Томаса Нау и при этом она влияет на ситуацию больше Винжа. Может и неосознанно, но ей получается смягчать режим и помогать людям по мере возможностей. И даже когда время справедливо расставит по местам — полжизни безвозвратно ушло под ногами тирании.

Эмергенция, другая сторона конфликта за тайну новой расы, представляет собой эффективное рабовладельческое общество с извращенной силой Фокуса. Благодаря ему рабы верны, эффективнее компьютеров, но беспомощны без надзора нормальных людей. Вырастив цивилизацию из катастрофы эмергенты приспособились, приспособили вирус и приумножили свою мощь. «Все что нас не убивает, делает нас сильнее». Предводители эмергентов являются представителями политического типажа, искусных в интригах и привыкших захватывать власть через обман и убийства. Через Фокус Виндж ставит читателям простой вопрос, который ставили не один автор — стоит ли расчетное и технологическое превосходство потерянной души?

Томан Нау, предводитель эмергентов, показывается как умный и расчетливый правитель. Почти лишенный каких либо слабостей и эмоций, он демонстрирует какими должны быть злодеи — не тупыми баранами, желающими жестоко поубивать всех, а умными людьми, обманом заставляющим врагов работать на себя. Причем сделав это так, что они пойдут на подобное добровольно, поверив что это и есть правильно. Лично у меня Томас вызвал вполне осознанную симпатию достойного противника. Чего нельзя сказать о его помощнике — Ритцере Брюгеле, воплощающем в себе все идиотские штампы антагонистов. Зато Анна Рейнольт, другая помощница Томаса, представлена в выгодном свете, что в моральном плане, что в плане интереса и собственной истории. Книга Винджа не обошла стороной и вопрос тотального контроля. Обман, жертвы и жестокость, известные аспекты тирании, воплощены в форме правления Эмергенции.

Вторая сюжетная линия крутится на планете Арахнидов. Местное солнце активно только несколько десятков лет из 250, в остальное время оно угасает и планета погружается во тьму и смертельный холод. Из за этого факта паукообразные существа живут на поверхности только в период активности солнца, теряя и отстраивая заново свою инфраструктуру. Остальное время они проводят в глубине в спячке, где арахни сохраняют накопленные знания. Стоит ли говорить что прогресс цивилизации шел черепашьими темпами? Но события романа разворачиваются в тот момент, когда у паукообразных появляется настоящий чудаковатый гений Шерканер, которому суждено изменить порядок циклов, подтолкнув цивилизацию на рассвет технологического прогресса.

Шерканер до встречи с Викторией Смит был неизвестным арахнидом, пестрящим ворохом сумасшедших идей. По закону жанра именно в нужный момент у занятого офицера разведки оказалась свободная минутка и Виктория определила ценность гения. За множеством глупых идей есть крупицы тех, которые способны перевернуть мир. В сюжетной линии арахнидов автор демонстрирует влияние развития технологий на культуру цивилизаций, суеверных традиций и неизбежные последствия некоторых открытий. Великое открытие, созданное во благо, иногда может иметь разрушительную мощь планетарного масштаба. Стоит ли риск того? Или это вечная судьба многих Винджевских планет — погибать из за собственной глупости? История Арахни получилась чересчур человечной с явными отсылками на прошлый век. Но в книге и этому найдется объяснение.

Человеческая экспедиция расположилась недалеко от планеты, на астероиде. Превосходя технологически они будут ждать, ждать когда Арахни разовьют свою инфраструктуру до необходимого уровня, чтобы с выгодой взять над ними власть. Неплохая перестановка ролей местами. Обычно в фантастике угрозу несут различные инопланетяне, а люди — жертвы. Здесь же, в мире Арахнидов глубина в небе таит в себе человеческое коварство. В книге много интересных персонажей без четкого главного героя и у всех свои мотивы — порой глупые, порой практичные. И даже Томас Нау у меня вызывает симпатию. И хоть конфликт, разыгравшийся в Глубине несоизмеримо меньше масштабом, чем в «Пламя над бездной», «Глубина в небе» глубже, человечнее, интереснее.

Есть глубина в небе, и она пребудет вовек(с)Шерканер

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

три года (после прочтения «пламени над бездной») поисков, мечтаний, планов — и в итоге я смог найти «глубину в небе». слышал и читал про эту книгу очень много, причем, в основном, в хвалебных тонах. учитывая мою любовь к творчеству винджа, я был в праве ожидать сверхестественого, шокирующего, великолепного романа от «глубины...», которую многие называют «лучшим из всего, что писал вернор виндж».

но эта книга даже превзошла все мои самые смелые ожидания! шикарная сюжетная линия, все идеи, мысли, подковерная борьба, двусмысленные фразы и поступки — есть от чего прийти в восторг. ну и концовка, конечно, в лучших традициях рассказов Шекли — с ног на голову в последних пяти страницах)))

если кто-то хочет прочитать по настоящему умную, интересную, мощную фантастику — то смело берите в руки дилогию «фам нювен». это — шедевр, это уже классика научной фантастики.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем издалека. С того, что перед нами редкий образчик яркой насыщенной мыслью ТВЕРДОЙ научной фантастики. Однако, если вы думаете что этот роман создан лишь для того чтобы подчеркнуть новую научную идею слабо задрапировав ее в тогу художественной литературы, то вы глубоко заблуждаетесь.

Да, здесь есть необычная биология пауков с их парадоксальной космогонией и жизненным циклом переменной звезды; концепция контролируемых заболеваний мозга, делающих из людей гениальных мономаньяков; детальные описания технологии жизни космической станции на новом уровне научных знаний; яркое будущее нанотехнологий, в обществе, где изучение програмных кодов может быть предметом профессионального интереса археолога. Так что если вам нравится научная фантастика с упором на слово «научная» то эта книга вам подойдет.

Однако весь слой самой что ни на есть тяжелой «хардовой» сайнс фикшн является просто сопутствующей декорацией к глубоко продуманному эпическому сюжету сотрудничества и противостояния трех совершенно разных цивилизаций. Сложные социальные отношения, переплетения интересов, внутренние противоречия между кланами и профессиональными группами; все это замешано с такой плотностью на один квадратный сантиметр текста, что при желании легко могло бы быть использовано в качестве конспекта к циклу размером в несколько десятков томов. Так что если вам нравятся романы, где на первый план выходит МИР в котором разворачивается действие («Дюна» Герберта, например), то милости просим отведать и это блюдо.

Однако весь этот тщательно продуманный мир опять же всего лишь еще один слой текста. Ведь мы прежде всего читаем РОМАН; художественное произведение в котором хотим увидеть людей и их переживания, развитие характеров, становление личности. Драму в конце концов! И этого здесь также в избытке. Легкомысленные повесы в прологе мужают ближе к эпилогу, каррикатурные злодеи превращаются в жертв, дети вырастают, чтобы погибнуть в бою, любовники встречаются, чтобы понять что им никогда больше не быть вместе. Здесь гибнут не только второстепенные герои. Если вам нравятся «Игры престолов», то можете осмелиться прочесть и этот роман.

Однако мы ведь не хотим всего лишь погрузиться в сложный мир драм и отношений. Мы ведь еще хотим просто ПРИКЛЮЧЕНИЙ. Приключений, которые разворачиваются вокруг ГЕРОЯ с большой буквы. И чтобы Герой был легендарным войном от одного только имени которого враги бегут без оглядки, и чтобы его подвиги сотрясали Вселенную, и чтобы мы видели как он в одиночку играючи переворачивает судьбы цивилизаций. И тут мы конечно же с восторгом следим за Фам Нювеном, супергероем далекого будущего, создавшим одну из трех цивилизаций этого романа и все еще живущим среди «простых смертных» под обличием самого простого из них. Мы видим как он закручивает интриги оставаясь невидимым для, тех, кто мнит себя сильными мира сего; как он обращает в свою пользу безнадежную казалось бы ситуацию, как он в нужный момент сбрасывает маску и наносит удар. Мы испытываем наслаждение от маккиавелиевских замыслов и отчаянной авантюрной храбрости Фам Нювена. Если вы любите книги с яркими главными героями, будь то Форкосиган или Стальная крыса, не проходите мимо Фам Нювена.

Итак, что мы имеем в итоге? Да практически идеальную смесь твердой НФ, продуманной социальной фантастики, глубокой драмы с множествои персонажей и увлекательной приключенческой фантастики с харизматичным главным героем. На все это великолепие накладываем «фирменный» отвратительный перевод АСТ ... и имеем, то что имеем в итоге.

Читайте хорошие книги! И эту обязательно прочитайте!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

К счастью, наличие сдержанных и негативных отзывов на «Глубину в небе» не смогли отстранить меня от знакомства с этой книгой.

Это роман-эпопея, основные события которого разворачиваются по протяжении примерно 40 лет. События масштабны, герои — и космические торговцы Чжэн Хэ и захватчики Аврала — строят планы на столетия вперёд; на планете Арахна (планета пауков, где уровень развития примерно соответствует первой половине 20-го века нашей истории), происходят огромные изменения.

Недостатком романа может считаться некоторая перегруженность деталями и затянутость в тех местах, где писательский талант Винджа не поспевает за фантазией Винджа-учёного, но это не влияет существенно на общее впечатление от книги.

Мнение о том, что паучары у Винджа слишком человечны, опровергается тем, что фокусированные переводчики (люди с изменённым сознанием), изучавшие мир пауков, максимально приближали описание этого мира к человеческому пониманию. Вначале тот факт, что паучиху зовут Виктория Смит, выглядел необычно, но в конце мы увидим, что пауки не совсем такие, как нам казалось. Этот ход является не недостатком книги, а, наоборот, авторской находкой, к тому же дающей надежду на то, что даже непохожие друг на друга разумные существа способны понять друг друга.

В отличии от «Пламени над бездной», сюжет разворачивается не в Запределье, а в Медленной Зоне, а значит и физические законы тут иные (привычные для нас).

Герои здесь вызывают сочувствие, злодеи коварны и сильны, мир реалистичен.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное произведение, пожалуй, единственная фантастика, которую я могу поставить в один ряд с «Гиперионом» Симмонса. Масштабные события, множество деталей и взаимоотношений, живые, настоящие герои, подтексты и смыслы между строк, атмосфера. Одна из немногих книг, которые жалко дочитывать и расставаться с полюбившимся миром. Спасибо человеку, который на известном торговом сайте предложил поменять мою книгу на его «Пламя над бездной» и таким образом заставил меня купить «Глубину в небе».

Отдельно хочется сказать о гражданине Адриане Чайковски и его «Детях времени», написанных через 16 лет после «Глубины». Такого дичайшего плагиата в книгах я еще не встречал: доведшее само себя до ручки человечество в космосе, развивающиеся пауки на планете, непростой старичок, живые компьютеры, анабиоз, позволяющий растянуть повествование на долгие годы, социально-религиозные проблемы паучьей жизни, до боли похожая концовка — ничего не напоминает? Вот и мне тоже ничего. Но Виндж лучше абсолютно по всем статьям, начиная с мельчайших деталей и заканчивая языком.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная книга.

Всё есть — интересный мир, динамичный и логичный сюжет, тайны и загадки, злодеи и герои, хороший язык и адекватный перевод. Сначала идут два параллельных сюжета, в конце они соединяются: в космосе столкнулись торговцы и эмергенты — две разные человеческие культуры и их противоречия, борьбы и дружба образуют один насыщенный и динамичный сюжет, всё это происходит у планеты Арахна и жизнь местной цивилизации (разумных пауков — кобберов) ещё более интересная, а местами и полна загадок. Все три культуры мастерски продуманы, и поданы в действиях и поступках, без тягомотных описаний и пояснений, но всё очень ярко и доходчиво.

Вообще, лично для меня интересна прежде всего ксенофантастика и этот роман — один из лучших в этом плане, потому что очень много места отведено именно инопланетной цивилизации, которая продумана до мелочей (а также контакт с ними людей, взгляд пауков на какой-то элемент жизни и как это же видят люди), да и сама планета, её звезда очень необычные.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

ух, меня так сильно давно уже ни один роман не цеплял!

изначально мне рекомендовали «Пламя над бездной», мне понравилось, качественная НФ. этот же роман заставил меня еще раз переосмыслить свое отношение к Винжу. меня в этом романе уже таки зацепил «социальный детектив» с Сумасшедшей динамикой Интриги, хоть и не сильно меньшей она была в «Пламени». здесь социальный аспект развития и уничтожения цивилизации находится просто на вершине смысла, автор действительно доносит всю важность неуклонного и Мирного прогресса (эволюция неИмперии Кенг-Хо), вспышек научных открытий и их последствия в разных отраслях (использование атомной энергии для обогрева городов и огромный ядерный арсенал стран), необратимое сумасшествие Всех правительств (цивилизация Намчена).

я очень счастлив и благодарен автору за хеппи-энд, и всем сердцем верю в него в нашем мире.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман!

Это и описание мира — вполне себе правдоподобных цивилизаций, причем — сразу трех. И, если с одной из них все немного проще — меняющий все основы миропонимания гений против стремительно теряющего актуальность привычного уклада жизни, то две другие... Две человеческие цивилизации, но с абсолютно разными целями и средствами их достижения, с абсолютно разной философией.

Это и доходчиво (но ненавязчиво), четко (но не заумно) прописанная теория развития цивилизаций. В этом контексте, кстати, очень здорово смотрится циничный, но совершенно здоровый и рассудительный подход торговцев Кенг Хо — «ничего личного, только бизнес».

Это и тщательно продуманные, «живые» герои, причем, все без исключения. Злодеи коварны, но не глупы и не злобны (достаточно вспомнить, как Нау ставит на место своего маньяка — заместителя). Положительные персонажи — такие себе положительные — у каждого хватает своих скелетов в шкафу или, хотя бы, тараканов в голове. Выделил бы отсутствие явного ГГ. Фам? Эзр? Шерк? Но больше всего понравилось, что с течением времени персонажи меняются. И не в сторону усиления автором каких-то характерных данному персонажу черт (а грешат этим очень многие), а меняются чисто по-человечески (даже пауки), становясь кто старше, кто взрослее, пересматривая свои взгляды на жизнь в целом и собственные жизненные приоритеты в частности.

И, конечно же, сам сюжет. В котором нашлось место всему — от философии до чистого экшена, причем без ущерба для какой-то из составляющих. При этом, собственно, экшен ничего не теряет от того, что растянут на десятилетия — скорее, наоборот. Хотя, признаюсь, из двух (сперва независимых) сюжетных линий, интереснее читать было про людей — как-то получилось, что происходящее в мире пауков вызвало меньше сочувствия героям.

РS. Первым читал «Пламя...». В процессе, да и после прочтения «Глубины...» так для себя и не решил, что бы посоветовал читать сперва. В плане — изначально понимать, что великая торговая империя Кенг Хо — всего лишь жалкая кучка дикарей у костра на Богом забытом отшибе цивилизации (а то и дальше), а, без преувеличения, легендарный герой — никто и звать его никак; или все-таки столкнуться с этим пониманием позже, увидев истинные масштабы вселенной Винджа...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хоть цикл и является условным и сюжетных связок между «Глубиной в небе» и «Пламенем над бездной» нет, все же это тот же, замечательно прописанный, захватывающий, увлекательный мир, созданный Вернором Винджем. Сразу могу сказать, что книга оправдала все завышенные ожидания (коих было много после прочтения «Пламени...»). Книга является уникальной как в плане закрученного сюжета, так и в плане огромного количества точных и подробных описаний науки, техники и ксенологии.

В данном романе автор использует похожий ход повествования, как и в «Пламени...», а именно две сюжетные линии — одна, принадлежащая расе пауков, еще не вышедшей в космос; вторая повествует о двух человеческих торговых расах, прилетевших к планете пауков изучать свойства звезды этой системы.

Говоря о расе пауков, я снова восхищаюсь тем, как автор подробно и детально пишет о биологии этой расы, ее культуре, науке, образе жизни, архитектуре. Не каждый историк и искусствовед может так красочно описать быт людей, что уж говорить об авторе, который описывает вымышленную расу. Все это позволяет сложить максимально реалистичную картину. Кстати об истории — в этом романе мы сможем наблюдать воочию научно-технический процесс этой расы.

Если говорить о человеческой составляющей сюжета, то нам предстоит увидеть политический конфликт со всеми вытекающими: заговоры, предательства, политика, интриги. Разумеется обе части сюжета тесно переплетаются между собой и под конец сливаются в одну. На фоне таких масштабных событий мы также будем наблюдать за судьбами отдельных персонажей, их терзаниями по поводу морали и принимаемых решений.

P.s.: особенно порадовало, что в этом романе Вернор Виндж рассматривает на примере наставничество цивилизаций, которое он вскользь упоминает в «Пламни...», по сути этот роман как раз о наставничестве цивилизаций и написан.

Итог: потрясающий научно-фантастический роман, который не оставит никого равнодушным.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

(пишу спустя годы после чтения)

Суть: Три разных фракции оказались в одной точке космоса. У каждой свои сильные и слабые стороны, свои планы и надежды. Сначала взаимодействуют две из них. Они наблюдают за третьей и ждут, когда она подключится к Большой игре.

Что привлекло при выборе книги: обещание, что покажут точку зрения инопланетной расы

Чем запомнилось: в космических историях, где люди заселили много разных планет, невозможно обойтись без гипердвигателя или гиперпространства. Но как бы выглядело общество, если бы их все-таки не было. Если бы все путешествия длились столетиями и не превышали скорости света. Не стареть команде помогает анабиоз, но за время полета к нужной планете, тамошнее общество способно от покорения космоса скатится к средневековью. Темных веков и регрессии не избежать, рано или поздно они приходят в изолированные островки человечества. Но перед этим, у них есть свой пик развития, золотой век с достижениями и открытиями, которые были бы желанны для остального человечества. И как в таких условиях уберечь знания от потери? На кого возложить это дело, а также миссии по восстановлению рухнувших цивилизаций? На того, кому выгодно совершать эти полеты – на торговую флотилию. Их помощь небескорыстна, но потому она и выглядит правдоподобно.

Запомнились фокусированные и последствия применения этой процедуры к тем, кто и так талантлив. Забавно было видеть удивление хозяев технологии, которые не понимали, как человек способен добиваться отличных (хоть и не совершенных) результатов, без подобного «улучшения». Понравилась неоднозначность: несмотря на очевидную победу либералов и освобождение рабов, не каждый пленник рад своему спасению. Особенно, если ты в рабстве своей мечты, таланта, дела всей жизни – какая разница, если ты при этом работаешь на плохих дядь (тем более, что об этом не помнишь), и разве так важно, что тебя насильно в это втянули, если ты, возникни выбор, согласится бы добровольно.

Гений лингвист оказался способен не только переводить и адаптировать под наш менталитет мышление и жизнь чужой расы, но и вызывать сильнейшие эмпатические переживания у людей к проблемам разумных паукообразных. Когда начинаешь читать инопланетную сюжетную линию, даже не сразу понимаешь, что это не люди, настолько все выглядит близким. Порой казалось, что пауки слишком очеловечены, но ближе к концу, мы понимаем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что смотрели на них глазами этого гения лингвиста, который перевел и адаптировал для нашего восприятия не только менталитет, но и разные местные культурные особенности.

Интересно наблюдать развитие цивилизации, подверженной регулярному катаклизму, и то как живые разумные организмы к этому приспосабливаются.

Забавная профессия программист-археолог.

Сюжет: завязка неторопливая, даже немного скучная. Потом знакомишься с пауками и читаешь ради них (и флэшбеков человека Фама Нювена). С середины, ближе к концу, становятся интересны и события в космосе (тем более пауками я к тому времени немного пресытилась).

Персонажи: очень запомнился гений лингвист, по всем причинам, описанным выше.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх