Вернор Виндж «Куки-монстр»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная )) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Некая Дикси Мей, устроившись на работу в службу технической поддержки «ЛотсаТеха», получает в первый же день оскорбительное письмо по электронной почте. При попытке найти негодяя, это письмо отправившего, она узнает шокирующую истину. Она и все окружающие её люди -лишь смоделированные на компьютере личности, призванные автоматизировать сложные процессы, требующие интеллектуального подхода и человеческого вмешательства. Остается разобраться, кто и с какой целью пытается рассказать Дикси правду.
Входит в:
— антологию «Science Fiction: The Best of 2003», 2004 г.
— антологию «Лучшее за год 2005: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2004 г.
— журнал «Если 2005'7», 2005 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 2006», 2006 г.
— антологию «Digital Rapture: The Singularity Anthology», 2012 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2004 // Повесть | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2004 // Повесть | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2008 // Зарубежный рассказ (США; повесть) |
Номинации на премии:
номинант |
AnLab / AnLab award (Analog), 2004 // Повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 2004 // Повесть | |
номинант |
Сигма-Ф, 2006 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) | |
номинант |
Премия «Италия» / Premio Italia, 2006 // Зарубежный роман. 3-е место (США; повесть) |
- /языки:
- русский (4), английский (6)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гришечкин (2), М. Двинина (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bertolomych, 16 декабря 2010 г.
Ну не знаю.. Вообще ни с кем не согласен. Даже с Lyolik'ом. Просто блестящая рассказявочка!
Во-первых, совершенно правильно выбран размер. Роман бы из этой темы не получился. Это как раз та вещь, которую нужно загрузить в «оперативку», и затем долго валять из стороны в сторону, как затертые до лакированного блеска четки. Во-вторых, не заметил никакой сухости языка, о которой тут все твердят. Возможно перевод другой? Ибо в моем переводе ГГ звали не Дикси, а Дайна, и корпорация называлась не «ЛотсаТех», а «МегаТех». Ну да, нету там затейливых внутренних монологов и заламываний рук. А в жизни они разве есть? И нету завораживающих описаний пейзажей, скупые «похолодало». Опять же, в жизни мы бы так и сказали, если похолодало. Короче, реалистично, аж через край.
Наконец, да. Идея блестящая. Заставляет лишний раз задуматься над перспективными технологиями ближайшего будущего. И тем, как важно (и как сложно!) их контролировать.
А ложка дегтя — только одна. И, как ни странно — логическая. Не понятно, как это Виндж рассчитал, что за 6 лет будет мало того что сделан квантовый компьютер, так человечество еще и дорастет до загрузки сознания (это при том что в том же 2005-м стартовал только проект [Blue Brain Project], который поставил сверхзадачу — за 3 года смоделировать одну колонку (!) коры головного мозга, и Виндж, как профессор математики должен был об этом знать), а потом, за 1036 лет труда гениального ученого он умудрился только нарастить мощность этого компьютера на 3-4 порядка?
Lyolik, 3 сентября 2005 г.
Зная, что разрабатывает уже давно и местами успешно возделываемое поле, Виндж даже подшучивает над читателями, когда его герои, разобравшись в чем дело и пытаясь предугадать финал, начинаю перечислять произведения известных фантастов со схожими идеями. Жаль, в кино его герои не разбираются, ибо более всего «Куки-монстр» напоминает «Матрицу». Та же привязка всего происходящего к аппаратной и программной части, что выходит тут на первый план. Но если братья Вачовски брали сюжет религиозным подтекстом, то Виндж пытается провести твердое исследование поведения иллюзорной жизни знающей, что жизнь иллюзорна, в жестких рамках компьютерных реалий. Такая задача позволяет ему сделать сюжет очень логичным, но и очень ограниченным. Например, ничего толком не известно о внешнем мире. Политическая и социальная обстановка, уровень технического развития, все покрыто мраком. Оттого и кажется, что заканчивается все на самом интересном месте. Что в определенных обстоятельствах тоже плюс.
Но даже в таких жестких рамках Винджу удается поднимать сразу несколько вопросов. Это и попытка разобраться в цикличных процессах. Представьте себе существ, чья жизнь подчинена жестким временным рамкам. День, неделя, месяц, год. По прошествии каждого цикла существо теряет память и опыт, возвращаясь в исходное состояние. Возможно ли развитие общества в таких условиях? А помещение двух слепков некогда единой личности на разные участки работы (с разной длиной цикла) позволяет рассмотреть процесс распада единства (или развития) личности под давлением внешних условий. Жаль только вопросам этим мало места уделяется. Не роман ведь.
mladshi, 22 мая 2009 г.
Очередная вариация на тему виртуального мира и людей, чьи сознания выгружены в этот мир (причём сами люди даже не понимают, что они выгружены). Причём мир циклический (всех персонажей периодически «стирают» и загружают заново, соответственно, некоторые из них помнят только последний день (и у этого дня всегда одна дата), а некоторые и месяц. Но однажды (из-за ошибки в реализации мира) кто-то понял, что он в виртуальности и сумел оставить сообщение себе самому для следующего цикла. И так постепенно, от цикла к циклу накапливается информация. И, может быть, когда-то обитателям мира виртуального удасться повлиять на внешний мир (ведь в виртуальности процессы идут быстро). Главное, чтобы хозяин компьютера не заметил ничего и не перезагрузил весь мир.
ceh, 26 ноября 2006 г.
Практически все книги Винжа, что я читал, оказывали на меня странное впечатление. Пишет он по-математически сухо, холодно, этакий литературный минимализм. Поэтому в эго книги тяжело вчитываться. Но потом, преодолев этот барьер, начинаешь получать истинное удовольствие от интеллектуальной игры и игры воображения. Настоящая speculative fiction. Фантастика размышлений.
фрейзи, 30 сентября 2013 г.
Вы когда-нибудь прбовали дозвониться в любую службу поддержки? И что? Вот именно! Не исключено, что главный злодей, стоящий за кадром этой огромной высокотехнологичной галеры пришёл к своей идее после очередного предложения побыть на линии р подождать.
А уж дальше было дело техники. Не имеет значения глупый ты или умный. Лузер или альфа-самец. Ты будешь работать ВЕЧНО без зарплаты, больничных, отпусков и прогулок. И даже не будешь знать об этом.
Так что идя на собеседование где предлагают хорошую оплату, комфортные условия и дружный коллектив будьте бдительны. И прийдя домой попытайтесь вспомнить, почему же вы отказались от столь чудного места.
ivan2543, 23 января 2016 г.
«Производственный» детектив уже где-то ко второй трети превращается в мрачную кибер-антиутопию. Компьютеры, информационные технологии сделали нас свободнее, дали нам множество различных возможностей, но они способны и порабощать. В повести мы видим довольно жуткий вариант «цифрового бессмертия» — работники живут в «матрице» и периодически проходят чистку сознания. Учитывая производительность квантового компьютера, в котором живут их личности, страшно даже представить, сколько времени они провели в этом цифровом рабстве.
Рассказ оставляет довольно сильное впечатление, но для восприятия сложен – нужно более-менее разбираться в компьютерах, неподготовленному человеку многое будет непонятно, даже мне, опытному пользователю, думаю, было понятно 80-90% технических деталей максимум.
Итог: мрачный взгляд на технологическую сингулярность, которая может принести человечеству не только виртуальный рай, но и виртуальный ад. Вещь на любителя, но при знании матчасти очень даже способная доставить.
RebeccaPopova, 24 июня 2022 г.
Начинается все довольно буднично: читателю дают возможность заглянуть во внутреннюю кухню служащих сервисного центра, причем написано все с точки зрения довольно наблюдательной и подозрительной девицы, которую «на мякине не проведешь».
Но вот по мере чтения рассказа приходится проверять способность собственного мозга вмешать, я бы сказала, некие многомерные данные. Исходная более или менее понятная картина сначала, как объемная книжка- раскладушка, приобретает третье измерение. А затем одна любезно подкинутая автором версия происходящего сменяет другую и, все более усложняясь, в какой-то момент уже не слишком умещается в голове.
Так что этот начинающийся вполне невинно текст — в некотором роде отличный тренажер для мозгов.
Вот... Ну, а можно обрисовать все с другой точки зрения:
Компания людей неким удивительным образом обнаружила «шифровку» и теперь с помощью серии подсказок путешествует по игровой территории — «по дороге из желтого кирпича» — в поисках финального артефакта.
В какой-то момент рассказа участники дискуссии задумываются, «куда они попали», и с воодушевлением перечисляют названия известных произведений с запоминающиеся фантастическими мирами.
Вот только иногда кажется, что их
«рассуждения по поводу случившегося малость смахивают на мысли воробья, пытающегося постичь движение на четыреста пятой автостраде».
И параллельно с этим в голову читателю неизменно придет достаточно много фильмов на схожую тему).
Чтобы не спойлерить, названия фильмов приводить не буду)
Подкаст на тему этой повести: https://youtu.be/qqCn5Tgmkvg
vfvfhm, 11 августа 2019 г.
Настоящий олд скул! И не в том дело, что Винджу было под семьдесят, когда он опубликовал повесть, а в том, что главное в повести нетривиальная идея, свежий взгляд на всех волнующую тему. Исполнение же идет по остаточному принципу. Так писали мастодонты и дуайены жанра — Азимов, Кларк, Хайнлайн.
Очень понравилось, что Виндж честно упомянул предшественников, разрабатывавших схожие темы. Я сюда в обязательном порядке добавил бы Харлана Эллисона и его «У меня нет рта, но я должен кричать» полноценный и жуткий ужастик на тему порабощения людей ИскИном.
Очень позабавил отзыв гневного лаборанта, который обвинил Винджа в бессильной старческой попытке хайпануть на свежей инфе. А Виндж занимался развитием компьютерных технологий, когда большинства лаборантов и на свете не было. Написал в свое время революционную повесть Истинные имена, где чуть ли не впервые было показано киберпространство. К тому же то, что в Куки-монстре представлено в художественной форме, в публицистическом виде было описано Винджем ровно за десять лет до этого в также программной прорывной статье Грядущая технологическая Сингулярность.
Так что он прекрасно понимал,что делает. Через пятьдесят лет он создал римейк «Туннеля под миром» Фредерика Пола на новом техническом уровне и со свежей нетривиальной технической идеей. Это повесть для новых поколений читателей фантастики, любящих винтаж.
Nog, 12 июня 2008 г.
Сам по себе рассказ не так уж увлекателен, но ставлю достаточно высокую оценку за идею. Возможно, рамки рассказа просто слишком малы, чтоб удачно воплотить эту самую цикличность, переживаемую героями.
Egorro, 13 сентября 2006 г.
Интересная тема, хотя с точки зрения технических деталей не беспорная. Зато гораздо более достоверная роль вечного труженика :wink: чем роль бездумной батарейки предложенная в фильме братьев Вачовски .
Claviceps P., 7 апреля 2007 г.
Вот и мне тоже не очень, как и старому фану...
Наверное потому что я не программист, и даже более того — почти чайник.
Идея сама по себе любопытная, но воплощение — до чего же скучно мне было...
Хьюго и Небьюлу ему я бы точно не дал :biggrin:
gafiator, 17 июня 2008 г.
Как наиболее продуктивно можно использовать программиста?А просто загнать его в компьютер.Ничего личного, всего лишь бизнес.Как мне кажется, такое развитие событий в ближайшем будущем вполне вероятно.Сам рассказ написан несколько суховато, что впрочем оправдано спецификой персонажей.
Kabasha, 7 января 2020 г.
Конец двадцатого века, на широкие экраны выходит фильм тогда еще братьев Вачовски «Матрица», который открывает новую страницу в кино и историях о восприятии сущности это мира. Снятый немного раньше, но не сумевший конкурировать «Матрицей», немецкий фантастический фильм «13 этаж» тоже повествует о создании искусственной симуляции жизни.
А еще в середине 70-х к подобной теме обращался немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер в своем фильме «Мир на проводе», Станислав Лем, Дэниел Фрэнсис Галуйе и некоторые другие. В 2003 году работой по данной, чрезвычайно модной в то время теме, решил отметиться и Вернор Виндж. На выходе у него получилась короткая увлекательная повесть, которая, на взгляд Кабаши хороша, но немного страдает из-за двух моментов:
1) Вернор, будучи профессиональным математиком, обильно удабривает свою книгу элементами математического и физического аппарата, которые не несут серьезного подтекста и без точного знания и представления об оных не повлияют на понимание всей повести в целом. Однако, обычному читателю без соответствующей подготовки будет местами немного сложно, несмотря на которые комментарии, призванные рассказать в двух словах суть того ил иного аспекта.
2) Сюжет отличается логичностью и последовательностью (не зря ведь за ним стоит математик), однако в тексте присутствуют крутые, порой нелогичные повороты событий, которые отнюдь не вытекают из всего ранее рассказанного и скорее выглядят как прихоть автора. Подобное, кстати, характерно для многих работ американского писателя середины прошлого века Альфреда Ван Вогта, которого смело можно похвалить за бурную фантазию, но пожурить за отсутствие внятной логике в произведениях крупной формы.
В целом Кабаше понравилось произведение, оно читается легко и непринужденно, однако вторичность темы и изложенные выше два обстоятельства мешают поставить ему высокую оценку. У Винджа есть более крупные и более удачные работы, поэтому данную литературную работу можно смело пропускать тем, кто не сосредоточен на изучении творчества писателя или не склонен читать все подряд у того или иного автора.
Pupsjara, 12 июня 2007 г.
За что получила эта повесть 2 такие престижные премии непонятно, наверное только из-за имени автора. Идея цикличности тысячей работников хороша, но реализация подкачала. Написано все скучно и нудно, нет никакого драйва. Вот ходят они от дома к дому и выясняют, что же случилось, но это же не детектив, а фантастика, так что нужно было что-то изменить, чтобы читателям читалось поинтересней.
Yazewa, 7 марта 2010 г.
Довольно-таки скучное чтиво получилось. Читается по диагонали и почти безо всякого интереса. Длинные нудные разговоры, герои, не вызывающие сочувствия, вялая динамика. Вне зависимости от свежести и оригинальности идеи (а здесь тоже все не слишком оригинально), литературная ценность весьма и весьма сомнительная.