fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Художник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.74
Оценок:
282
Моя оценка:
-

подробнее

Художник

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Доисторическое племя, вождь требует от художника, чтобы тот перестал рисовать и стал заниматься охотой как все прочие мужчины.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

опубликован в «Знание — сила», 1981, № 3

авторецензия

Тема смысла искусства в жизни рода людского и вечного противостояния честного искусства и власти, решенная в притчевой форме.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 25
1981 г.
Свое оружие
1990 г.
Советская фантастика 80-х годов. Книга 2
1994 г.
Пробный шар
2001 г.
Письмо живым людям
2004 г.

Периодика:

Soviet Literature, 1984-2 (431)
1984 г.
(английский)
Literatura Soviética № 2, 1984
1984 г.
(испанский)

Самиздат и фэнзины:

Дети каменного века
2019 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Tower of Birds
1989 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Браво! Отличный рассказ, который сильно пересекается с современной действительностью... Браво! :pray:

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Политика, агитация и пропаганда в каменном веке. Наскальные рисунки как инструмент управления племенем, здорово!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, так весьма смелая (и в своем роде универсальная) зарисовка, представляющая взгляд на Творца (неважно: поэта, художника, писателя, скульптора, etc) и роль искусства в условиях первобытнообщинного (рабовладельческого, феодального, буржуазного, коммунистического, капиталистического — нужное подчеркнуть) общества. А ведь действительно, есть вещи (и тенденции), которые не меняются на протяжении тысячелетий. Однако дело даже не в выпаде против существующего строя, вовсе нет. Просто Автор в очередной раз подчеркивает: для того, чтобы сделать мир лучше и чище, не обязательно быть самым сильным в племени (клане, касте, нации, обществе). Достаточно лишь делать то, для чего ты создан и без чего не представляешь своей жизни плюс иметь изрядную долю смелости для того, чтобы не отказаться от своих принципов, пойдя на поводу у власть предержащих.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гении всегда гениальны. Будь то Эйнштейн или неизвестный художник в первобытном племени. Рассказ очень понравился. Рисунок описан очень четко и вызывает те эмоции, которые должен был вызывать по замыслу автора (писателя и лирического героя — художника). А еще здесь рассматривается предназначение искусства и его понимание разными людьми.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для своего времени прозвучало как вызов: «свободу искусству!» Ранний Рыбаков против развитого тоталитаризма.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ.Нужно ли нам искусство?Если нужно -то какое?Ведь чтобы племя выжило необходимо бороться всем.Но художник думает только о себе и его картины не помогают.И казалось бы вождь прав.Не рисуй, иди убей медведя.Но и этот метод не дал результата.И тогда художник нарисовал картину которая помогла охотникам.Они увидели как убить медведя.Так значит искусство необходимо.И так как рассказ написан в далеком 1981 году.То необходимо реальное искусство.Социалестический реализм.Аллилуйя!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«А настоящий художник должен быть правдив». Для 1981 года довольно смелая вещь.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень занимательное произведение. Древние люди еще и не предполагали, что масса их потомков будет вращаться в не производственной сфере, включая и самого автора произведения...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Кто не работает, тот не ест» — истина старая, частично работает даже сейчас, а уж в первобытном обществе она, думается, была одной из основополагающих. Так что вождь со своей стороны несомненно прав. Впрочем, со своих позиций прав и художник — бросить рисовать он не может: так уж устроен.

Хороший рассказ написал Рыбаков — интересный, умный, проблемный. Только вот финал для этой вещицы у него получился хоть и складным, но каким-то частным: то, что художник изобразил несколько сцен сражения с медведем и охотники по ним определились, как надо вести бой за пещеру — это ведь всего лишь счастливая случайность. А вопрос-то ведь гораздо шире — по каким критериям определять нужен ли тот или иной человек обществу в тот или иной момент? И кто в конце концов должен принимать такие решения? Нет на это ответа — ни в рассказе, ни в жизни....

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что ж, рисунки первобытных художников будили профессиональное воображение многих писателей...

У Рыбакова получилась симпатичная зарисовка.

Да. думать, что в чем-то виноваты Старейшины — самая опасная мысль!.. :dont:

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

художник не может писать то что ему говорят — он пишет то, что знает и чувствует. Так создаются настоящие произведения искусства, остающиеся на века!

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказик не зацепил, просто суровая правда без какой-либо попытки написать что-то оригинальное. Аннотация же к рассказу по моему совершенно не отражает содержания.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недостоверно, поэтому неинтересно. Во первых вождю никого не надо заставлять, можно просто перестать кормить и во-вторых если племя достигло такой стадии развития, что традиционно может позволить себе содержать старейшин, вождя, художника и его ученика, то небольшие неудачи в охоте не могут привести к такому изменению социальной структуры.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх