fantlab ru

Вячеслав Рыбаков «Трудно стать Богом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Оценок:
308
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 37
Аннотация:

Повесть формально является продолжением одного из лучших произведений Аркадия и Бориса Стругацких «За миллиард лет до конца света». Действие повести происходит в наши дни, в нашем городе, только герои Стругацких постарели на десять лет, а изменились — лет на сто; таковы были эти десять лет в России. В центре сюжета — попытка ответить на вопрос, не дающий покоя христианской, да и не только христианской, культуре в течение многих тысяч лет: почему праведный несчастен, а неправедный счастлив? Пронзительно лиричная и одновременно — глубоко философская история человека, всю жизнь стоящего на грани ссоры с Мирозданием, и тем не менее остающегося человеком и мыслителем, сохраняющим способности любить, беречь и познавать. Концепция Бога-Мироздания, разработанная автором специально для этой повести, насколько можно судить, не имеет аналогов и предшественниц ни в мировой фантастике, ни в мировой теологии.

© Вячеслав Рыбаков
Примечание:

Продолжение повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких

В свою очередь у нее тоже есть продолжение — рассказ «Богу – Богово...» Владимира Германовича Васильева


Входит в:

— сборник «Пробный шар», 2001 г.

— сборник «Письмо живым людям», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 96

Активный словарный запас: высокий (3108 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1997 // Средняя форма (повесть)

номинант
Бронзовая Улитка, 1997 // Средняя форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Время учеников
1996 г.
Время учеников
1996 г.
Трудно стать Богом
1997 г.
Пробный шар
2001 г.
Письмо живым людям
2004 г.
Гравилет «Цесаревич»
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Światy braci Strugackich. Czas uczniów
2001 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Время учеников» — это целый мир, в котором несколько поколений литераторов попытались если уж и не приблизиться к «литературному пьедесталу» АБС, то — хотя бы грамотно проимитировать это явление. Увы и ах, но в 90% случаев оной имитацией процесс и ограничился. Внешне — всё почти «один в один», с чувством, с огромным желанием, даже — с почитанием и где-то с благоговением, но..., ещё раз увы — этого совсем не то, что ожидалось. Да, внешний вид — это почти половина успеха, но никак не больше оной половины, никак не больше.

Конкретно сей текст. Автор «прыгнул выше головы», выдал на гора нечто замысловато-философИчное, ненапряжно морализаторски-вдумчивое и фантазийно разнообразное. И ... получилось — ПОЧТИ также, как и в первоисточнике. Но это «почти» — убивает все вышеозначенные положительные моменты. Суть (Идея) — она, безусловно, есть. Но она — ТРИВИАЛЬНА, аки валенок. Это — не мир Стругацких. И это — пардон, но не Фантастика. Это — именно — ИМИТАЦИЯ. Что было в «Миллиарде...»? Прежде всего — идея Гомеостатического Мироздания, некий эффект квазиразумной Вселенной, чей квазиРазум — «проявлялся» так, что ни доказать, ни опровергнуть его наличие было невозможно. Всё повествование балансирует на грани этой самой доказательности, и в этом — весь цимус, вся фишка повествования. Это вопрос Веры. Но — не требующей внешних признаков Культа. То бишь — проблематика позиции Личности, а не Бога. Религия — в любом её проявлении — ДИАМЕТРАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНА эффекту Гомеостатического Мироздания, путать одно с другим — противопоказано.

Но «литературное чудо АБС» заключается не только в наличии вот ТАКИХ супер-пупер захватывапющих идей. Всё повествование строится «вокруг этой Идеи», при её отсутствии сам текст просто теряет смысл. Все слова, диалоги, описания — служат одной единственной цели: коснуться специфики аргументации Идеи, натолкнуть на размышления о сути Идеи, и т.д. и т.п. Муссируются все возможные аспекты Идеи — целесообразность, достоверность, важность, и т.д. и т.п. В ИТОГЕ — получается «литературное чудо АБС». Сама Идея — неогранённый алмаз, весь текст — результат профессиональной специфической огранки. Текст — бриллиант, в котором все три составляющих литТриады (Тема + Идея + Антураж) — гармоничны аки схема ограники, выверены с МАТЕМАТИЧЕСКОЙ точностью.

Здесь же получилось... — нечто СВОЁ: по сути, по специфике идейного наполнения, по антуражному оформлению. При чём тут АБС??? Какие Миры Стругацких? Где тут Стругацкие?

Ах, да-да-да.., как же это мы упустили... Внешний вид... Ну, да — имитация именно внешнего вида — имеет место, да. Но это же.., пардон, опошление первоисточника. Не «дань памяти», а — чистой воды профанация. Именно так. Зачем путать Божий Дар с яичницей? Для чего? Книжка — в итоге — вполне себе более-менее ничего. Но это книжка — из ДРУГОГО МИРА

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мда. Как там говорилось:

«Гипотеза о Боге, например, дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая…»

Вообще я бы сии фанфики назвал не «время учеников», а «фальшивые елочные игрушки». Вроде бы и блестят, но не радуют.

Оценка: 3
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«За миллиард лет...» Стругацких для меня — это узнавание времени: глухие 80-е, пустота жизни, ничего не происходит, но страсти уже закипают, московское чаепитие и многое другое, что близко и понятно любому, кто тогда пытался разобраться в том, что происходит вокруг нас, и для чего мы живем. «Трудно стать богом» Рыбакова, хоть и формальное продолжение «Миллиарда...», хоть и вступает в определенный концептуальный спор с идеями Стругацких, но, в первую очередь, это все-таки блестящее и эмоциональное описание еще более глухих 90-х, точнее их первой половины. И это также узнавание времени, близкое и понятное каждому, кто тогда метался, пытаясь разобраться, ну не идиоты ли мы, или же выбор был все-таки правильный... Рыбаков великолепно передал время, настроение, метания, используя ту же чуть грустную, спокойную стилистику, характерную для «Миллиарда...» Стругацких, но при этом сохранил свою рыбаковскую экспрессию. Не думаю, что он писал реальное продолжение повести Стругацких, он писал все-таки свою повесть, немножко дискутируя с Учителями, пытаясь передать собственное восприятие того времени. А станет ли человек Богом — вопрос этот у него так и остался открытым. Ведь сосуществовать с богом, еще не значит быть им.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное ощущение. С одной стороны очень хочется высказать свое мнение об этой повести, с другой, чувствую, что автор поделился со мной чем-то настолько личным, если хотите интимным, что все размышления вслух тут не уместны. Миллиард... Стругацких я, если честно прочел один раз, довольно давно, и не скажу, что тогда посчитал эту работу даже в числе сильнейших в творчестве братьев. То, что я, довольно слабо, знаком с оригиналом, немного помешало, вначале, пониманию сюжетной линии. Но потом я вернулся к началу, немного вспомнив, в чем суть, и стал читать повесть КАК ОБСОЛЮТНО ОТДЕЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, БЕЗ ПРИВЯЗКИ К СТУГАЦКИМ!!!!! И тут, для меня все стало на свои места!

Я уже обращал внимание в своих комментариях, что то, что написано в девяностых, особенно в произведениях такого рода, надо четко привязывать ко времени написания, личности автора, среде, которую описывают, а , соответственно и восприятие мира той средой, и все это увязывать на личность читающего! Мне лично, не сочтите за обиду, собратья, достаточно сложно представить 18-ти летнего, пусть и начитанного, читателя, который всей кожей, до мурашек на ней, прочувствует шок, переживания, растерянность , попытки поиска нового пути для себя лично и близких своих, а так же попытки не оставить , не предать , не бросить то дело, науку, которой посвятили какую-то часть жизни своей! Так получилось, что будучи студентом, в начале двухтысячных, я столкнулся со многими персонажами, которые могли бы стать прототипами к главным героям повести. Каждого из них, с известной долей допущения, можно сопоставить с четырьмя путями, предложенных автором, для людей, волею исторического развития, нежданно, занесенных в эпоху перемен! И могу сказать, что были среди них те, кто сохранил СЕБЯ!!!! Свои идеалы, любовь к своему делу, неприятие того, что в своей сути может отравить любую идею и помысел. Были и те, кто за рюмкой, или кружкой чая могли долго, а главное интересно, рассказывать и рассуждать о многом, потихоньку покрываясь пылью, так же, как их великолепные библиотеки и коллекции. Были и те кто, гордо и напоказ, нес рубцы и заботливо гниющие раны, не забывая сунуть тебе их под нос, и, непременно, указать. что ты недостоин, обо не можешь так страдать ради науки, учительства и т.д. и т.д. и т.д...... Были те, кто удачно совместил свою деятельность, прошлое воспитание и материальное воплощение своих мечтаний. Не мне их всех судить.

Главное, что показал автор, на мой взгляд, это то, что в жизни человека должен быть стержень, опора. И ее он видит в ЛЮБВИ. Именно она помогает ГГ пережить все тяготы, унижения, страх. Пусть для него самого и не осознанно, в сомнении, по крайней мере большую часть повествования. И не причем тут гомеоста...., какое-то там мироздание, действовавшее во всем своем всемогуществе, у Стругацких, как мелкий рэкетир. Дело в человеке!!!!! И от него будет зависеть стержень, который питает его дела и помыслы. Любовь может ведь быть не только к близким, семье, людям, но и к истине. Но эта любовь приводит на костер, а не на Богом забытую окраину, в виде бомжа обливать собеседника презрением и желчью!

Рассуждать как именно связано произведение с Миллиардом... теперь, после прочтения, я считаю, бессмысленно. И спор это со Стругацкими или ответ..... Какая разница? Повесть сама по себе очень нужная, полезная, кстати, написанная языком, наполненным образами и смысловыми посылами, и надо быть грамотным человеком, что бы уловить их. Стилистика полу-сожженной рукописи, на мой взгляд, выбрана и выдержана очень удачно. Атмосфера начала девяностых, труд ученых, переводящих ради заработка всякую безграмотную писанину, хохоча, чтобы не впасть в крайний цинизм или отчаяние; прописано так, что , по неволе , задумываешься об автобиографичности. Ну а финал... Это личное дело каждого. По крайней мере автор имел полное право подвести своего ГГ к именно такому.

P.S. Все таки прочтение данной повести подтолкнуло меня перечитать оригинал. Что-то я, наверно, недопонял у Стругацких!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно интересно, но не более того, все же не дотягивает до АБС, поскольку братьями планка поднята слишком высоко. Но альтернативные продолжения всегда интересны, так что советую всем кто любит «советскую» фантастику. Время точно не зря потратите.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Миллиарде» была загадка.

Автор попытался дать на нее ответ.

Это его право, но меня такой ответ не устроил.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я честно читала в свое время «Время учеников». Как же, связано с АБС, интересно! Оказалось — неинтересно. Осталось острое чувство разочарования, близкое к даже раздражению: ну куда вы, ей-Богу, в калашный-то ряд! Ни одного достойного продолжения. Сначала было еще и чувство досады: батюшки, испортили!.. Потом оказалось, что нет. Абсолютно все выветрилось из памяти, никоим образом не прилипнув к первоисточникам.

Все это целиком относится и к данной работе. Рыбакову разве что в стиль более других удалось попасть, — потому что он в этом стиле, собственно, и пишет.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жалко, что эта прекрасная повесть осталась недооцененной. Что ж, для массового читателя она, наверное, оказалась очень необычной и сложной. Не по зубам, как говорится. Жалко.

Для меня — это по сути единственная вещь из всего проекта «Время Учеников», которая не уступила оригиналу. Истинно Рыбаковская, тонкая, вдумчивая, чувственная, глубоко философская. Это именно продолжение блестящих Стругацких, но неожиданное, а от того более интересное.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько книг прочитано за эти годы, но пара, занимающаяся литературной редактурой текстов и вылавливающая фразы типа: «Звездолеты летали между и везде...», «Какое гнусное пространство...» или «из под леса доносились индивидуальные голоса собак и кошкоподобный кашель преследователя..» запомнились намертво:haha:. Для меня эта повесть стала даже символом проекта «Время учеников». На данный момент многие ли из пишущих могут сказать, что они пишут СВОЮ НАСТОЯЩУЮ книгу, а не ловят неточности в чужих текстах?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev:«... с тех пор все тянуться передо мной глухие кривые окольные тропы...» Так заканчивается «За миллиард лет до конца света», Вячислав Рыбаков подхватил эстафету и показал нам эти тропы. На фоне всеобщего бардака и запустения 90-х это выглядит особенно безрадостно, но автору всегда лучше удавались мрачные миры. Рыбакав смог создать крепкую, хорошую вещь, но это уже совсем другая история.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отлично описана атмосфера начала 90-х, аж ностальгия прошибает. Водка в баночках, всеобщий бардак, сданные в аренду площади в институтах и все такое. Но сама идея и все эти «...сказали Богу как другу» — это все увело далеко от Стругацких. Не о том они писали, совсем не о том.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мастерски здорово!!..:): 3 в 1м:)))

Весьма Достоевская ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПОВЕСТЬ получилась у Вячеслава Рыбакова! (СверхВольное продолжение ПИТЕРСКОЙ же «За миллиард лет до конца света» — а не «Трудно быть Богом» — Стругацких!.;))

Волн чешyйки в сеpом моpе

сеpебpо Невы чеканят…

Все безвеpье этот гоpод

дyшит добpыми pyками…

;)

В этом стойбище тyмана,

в этом логове химеpы

даже семечко обмана

выpастает дpевом веpы..!?..

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

главный герой, способный создавать только мечтая о том, что люди станут счастливее от его изобретения... понравилось

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неожиданное, но вполне логичное развитие ситуации, описанной в «За миллиард лет...» Все течет, все изменяется, и не всегда к лучшему — но все-таки миром правит этический закон...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх