fantlab ru

Жозеф-Анри Рони-старший «Таинственная сила»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.36
Оценок:
36
Моя оценка:
-

подробнее

Таинственная сила

La Force Mystérieuse

Другие названия: Болезнь света

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Всё человечество ждут суровые испытания, какая-то неведомая причина таинственным образом влияет на энергетическое состояние Земли, солнечной системы, а может распространяется и дальше. Как бы то ни было, но под её воздействием меняются химические реакции и даже спектр освещения разных источников. Конечно, столь глубокие изменения физических взаимодействий привычного земного уклада не смогут оставить в стороне и животный мир, и человека. Сначала люди подвергаются необъяснимым резким общим переменам настроения, психологического состояния, Землю захлёстывает волна революций, восстаний и бунтов. Потом всех неожиданно покоряет апатия или неожиданное влечение друг к другу, так что все сбиваются в плотные группы вместе с домашними и дикими животными, и не могут жить друг без друга; одолевает дикая жажда мяса и т.д.

Примечание:

Первая публиация на русском: Ж. Рони Старший. Болезнь света: Научно-фантастический роман / Пер. А. Гатова; Рис. А. Радакова, С. Лодыгина // Смена, 1927, №19 – с.15-17, №21 – с.15-20, №22 – с.17-22, №23-24 – с.32-42.


Похожие произведения:

 

 


Звездоплаватели
2003 г.
Гибель Земли
2012 г.
Болезнь света
2013 г.
Неведомый мир
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Неведомый мир
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Невероятные приключения тунеядцев во Франции».

Неожиданно, понравилось; прочитано дважды – по приобретении издания, и, вот, на днях. Рекомендуется любителям совершенно безумных антинаучных приключений, которых просто невероятно много для короткого текста.

Начало напоминает «Отравленный пояс» Конан Дойла (написаны практически одновременно, но повесть Конан Дойла известна больше). Только тут из неведомых глубин мирового пространства на Землю надвигаются не отравляюще-усыпляющие газы, а совершенно необъяснимое, практически мистическое, энергетическое воздействие. Как непрерывный спектр может терять волны определенных длин, начиная с фиолетовой части спектра (по логике раньше пропал ультрафиолет, а еще раньше – рентген?) – вопреки закону Планка о распределении энергии в спектре – мне совершенно непонятно. Еще более непонятно, если это вообще возможно, как это загадочное «воздействие», повлияло на скорость/возможность химических реакций, вплоть до прекращения горения и нарушило работу «электрических машин» — внезапно подкрался каменный век. Ну да ладно. Казалось бы, для приключенческого сюжета этого достаточно. Но это только начало.

«Разрушение света» неописуемым образом действует на людей. Начинается массовое сумасшествие в виде «кровавого красного революционного рассвета», в ходе которого уничтожается изрядная часть народонаселения – часть народа позднее вымирает сама – а часть истреблена в процессе этого майдана и борьбы правительства с ним.

Далее все нормализуется и даже некоторым образом улучшается. Все цветет, растет и пахнет; герои ощущают счастье, как будто обожрались ЛСД. Читатель, видя что до конца текста еще далеко, чувствует подвох. И буквально спустя десяток страниц убеждается, что предчувствия его не обманули. Начинается повальная эпидемия каких-то кожных высыпаний, усугубленная принудительным «коллективизмом». Занятно, даже как-то антикапиталистически, – только представьте холеного буржуя, физически связанного со слугой-разносчиком-нищебродом, от которого он буквально не может уйти!

Но и это только прелюдия к собственно основной эпидемии каннибализма. Начинается классический выживательский сюжет, как последствия глобального катаклизма. Народ вооружается против каннибалов, прячется, запасается, воюет.

В общем, весь роман – это массовая человеческая гекатомба.

И, в завершение повествования, является «таинственная сила», в виде грибов. Да, «таинственная сила» — это грибы, вероятно, галюциногенные, которые употреблял автор придумывая такой замысловатый сюжет. Любопытно, что заводчик разводил шампиньоны, а выросли, внезапно и загадочно, не только они, но и сморчки, маслята, рыжики, лисички, грузди, сыроежки и белые грибы. Явно недосмотр автора.

Герои в такого рода произведениях стандартно не играют большой роли. А тут присутствуют только какие-то тунеядцы, которые непонятно чем в жизни занимаются. ГГ – непризнанный научный гений, преследуемый всеми окружающими, открытия которого украл опереточный злодей. Тут же – картонная любовная драма; несчастная жена, при муже-тиране; друг жены, тайно воздыхающий по ней, с которым она воссоединяется в хэппи-энде. Жена, разумеется, на содержании у мужа-садиста. Где обычные нормальные люди, производители материальных благ – неизвестно. Дерущиеся революционеры таковыми не выглядят. Все прочие, кроме упомянутых Лангра, Мейраля и Сабины – это актеры разряда произносящих на сцене «Он пришел» или «Хотим Бориса Годунова».

При всей замысловатости, сюжет довольно примитивен; то есть построен по принципу – если автору что-то понадобилось, чтобы воплотить свою выдумку, это «что-то» тут же оказывается в наличии, совершенно чудесным образом. Понадобилась ГГ специфическая местность, в которой нет плотоядных каннибалов, нате вам. Один из героев, проявив невероятную наблюдательность, догадался, что надо жрать грибы, и в «удобной местности» оказалась ферма по их выращиванию. Надо оружие, чтобы отбиваться от одичавших – вот оно, в этих же местах!

Да и завершается роман слишком явным хэппи-эндом. Апокалипсис оказывается временным и не настоящим, все последствия его успешно самоликвидируются. Лангр обретает научное признание за «грибную диету». Мейраль обретает Сабину.

Романов, в которых человечество поражают различные катаклизмы, множество. Но это – старый роман, да и сама замысловатость сюжета во многом искупает примитивизм героев и натянутость изложения.

Совершенно не могу указать ни одной объективной причины, почему мне понравилось. Поэтому, субъективно, за позабавивший выпад против индивидуалистического капитализма и буйную фантазию автора, 7 баллов.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда видишь год написания — 1913, все становится ясно. Но это ясно, если увидеть год написания заранее. А во время прочтения я ожидал, когда же уже появится «бог из машины» — инопланетяне на звездолете , которые эксперимент ставят то ли намеренно то ли случайно, но нет, не появились. Антураж повествования соответствует реалиям того времени и уровню развития науки того времени. Единственные источники информации — газеты. Они есть даже тогда, когда вокруг полный армагедец. Ну а откуда еще придет информация? Инетрнета еще нет, смартфона нет. Да, а за газетами сходит горничная и не дай бог не принесет. Горничные как само собой разумеещееся, как мебель, почти не люди. Один и главных героев — профессор. Он у нас неудачник — не признаный гений, чьи изобретения кто-то украл. Дочка его от мужа свалила с двумя детьми к папе на шею от домостроя и мужа негодяя. При этом никто нигде не работает, но деньги на содержание прислуги, на сьем то одного поместья, то другого есть. Быт как в фильмах про дореволюционные царские времена. Порадовал перводчик: «После обеда семья собралась на терассе попить чаю после ужина»(стр. 74 издания 2003 года). Но это так, что режет глаз мне как человеку живущему более чем через 100 лет в других социальных отношениях.

Что же касается сюжета, то тут какая-то неточная аннотация. Никакая комета не пролетала и семена никакие ни в кого не вселялись и ледниковый период не наступал. Вывод профессора и его помощника, что по територии Земли прошел поток чужеродной энергии. Эта энергия влияла на составляющие спектра света. А изменение спектра — влияло на поведение и здоровье людей. Один из этапов катастрофы — бурный рост всего живого и последующий голод, который у людей вызывал жажду откушать сырого мясца. В первую очередь — с себе подобных. Но грибы! Грибы нам помогут. У нас же в кустах вместо рояля — грибной заводик вот так вот вдруг и кстати.

Вообщем, кто в исследовательских целях хочет окунуться в младенчество фантастики — этот наивный трешак вам поможет.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, довольно слабо. Прежде всего замысел. Земля проходит через зону какое-то эфирного или, может, неэфирного возмущения. Оно вызывает у людей вспышку необъяснимой агрессии. Потом агрессия сменяется всеобщим сном, который для многих закончится смертью. Вскоре после пробуждения возникает необъяснимая и неодолимая привязанность людей и животных к людям и животным из их привычного круга общения. Затем приходит неодолимая потребность поедать мясо с огромных количествах. Попытка обосновать всё это выглядят беспомощно. Просто так захотелось автору. Единственное, что действительно логично — путь к спасению. О нём могла бы догадаться средняя домохозяйка.

Можно сказать в защиту автора, что сама идея подобных катаклизмов была новой для своего времени (1913). Возможно, что-то в тексте было действительно новым. Но вообще книги о природных и рукотворных катастрофах с гибельными последствиями выходили в 1895-1914 сплошным потоком. В том же 1913 вышел «Отравленный пояс» Конан Дойла. Не думаю, что Дойл или Рони списывали, но получилось очень похоже. Только ирландец написал, по-моему, лучше. Идея носилась в воздухе.

Что интересно, в большинстве ужастиков того времени, в том числе у Рони, сочинителей больше всего пугает стихийный бунт низов. Он пугает даже людей достаточно левых убеждений. Это присутствует всегда и выглядит особенно страшно. Заглянув в книги того времени, уже не согласишься с рассуждениями о случайности революций 1910х-20х. Могло рвануть не в тех странах или немного по-другому, но где-нибудь рвануло бы обязательно. И мало бы в любом случае не показалось.

Если сюжет в духе фантастики той эпохи, то стиль в духе французской фантастики как таковой. Большинство французских фантастов после смерти Жюля Верна стали писать пунктиром. Так и здесь. События скорее перечисляются. Пережить их при чтении не удаётся.

А что удалось, так это отдельные эпизоды. В основном, сравнительно спокойные, не связанные напрямую с катаклизмами. Вот в этих местах автору начинаешь верить.

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное стечение обстоятельств: два очень похожих друг на друга романа по главной идее вышли в свет в 1913 году. Это Дойл «Отравленный пояс» и Рони старший «Таинственная сила». Один на французском, а второй на английском языке. Но успех достался Дойлу. Даже по данным лаборатории фантастики его прочитали 1211 человек, по сравнению с 23 здесь на сегодняшнее число. Да и оценки довольно существенно разнятся. Хотя французский роман длиннее, динамичнее, просто перенасыщен приключениями и открытиями. Я так и представляю современное кино снятое именно по этой книге успех был бы гарантирован. Ибо сегодня очень любят такого рода ужастики. Вот и пойми какое-такое космическое излучение повлияло на читателей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала Жорж Мейраль увидел в зеркале пятна, сквозь которые он едва мог различить собственный облик. Комната утратила свое четкие очертания, будто воздух плавился от зноя. Потом люди на улицах буквально обезумели: ругались, кричали, кидались друг на друга; повсеместно поднимались бунты; еда стала безвкусной, а все техническое оборудование приходило в негодность. Холод пронизывал до костей. Тогда и наступил момент, когда все погрузились в смертельный сон…

Имя Рони-старшего, пожалуй, известно всем, в представлении он не нуждается. Его можно смело назвать одним из самых ярких представителей научной фантастики. Правы те, кто говорит, что без его произведений этот жанр не был бы таким, каким мы его знаем.

Для тех лет, повесть «Таинственная сила», конечно, новаторское произведение, да и сейчас оно воспринимается весьма неплохо. Но авторы аннотации, конечно, подложили нам, читателям, свинью. Тщетно я ждал комету, которая посеет семена, которые и станут причиной всего того, что пришлось пережить населению Землю. Она так и не появилась. Очевидная приманка, додуманная издателями, и, тем не менее, книга не стала от того менее интересной и по-своему оригинальной.

Итог: 8 из 10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все произведения 19-го века , в том числе и Рони-старшего , можно рассматривать как зарождение всех жанров в фантастической литературе. Всех тем, которые со временем стали тиражироваться другими авторами.

Одна из множества историй про катаклизмы , обрушившиеся на Землю -здесь причина не расшифрована- автор настолько допустил невероятность физики и биологии событий катастрофы, что видно не нашлось в его бурной фантазии ответа. Но вот эта невероятность событий и вызывает повышенный интерес у читателя. Произведение не устарело, трагично и оптимистично финалом.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман понравился, читается легко, сюжет в меру «закручен», конечно, научные описания, возникшей на Земле проблемы, вызывают улыбку, но с момента написания прошло больше ста лет и это все объясняет.

Любителям «таинственных необъяснимых сил» рекомендую.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх