fantlab ru

Луи Тирион «Потерпевшие кораблекрушение на «Алкиносе»»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.07
Оценок:
79
Моя оценка:
-

подробнее

Потерпевшие кораблекрушение на «Алкиносе»

Les Naufrages de l'Alkinoos

Другие названия: Затерявшиеся в космосе; Пропавшие среди звёзд; Несгибаемый коммодор

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

Грузовой корабль «Алкинос» летит забрать с планеты Алонит-2 космических шахтеров. При приблежении к рудникам выясняется, что звезда этой планетарной системы готова превратиться в сверхновую. В связи с этим капитан «Алкиноса» принимает решение о срочной эвакуации всех работников шахты и отбытии из системы. Время рассчитано по минутам, а техника работает на пределе своих возможностей. Состоится ли спасательная операция? Где в результате окажутся спасенные?

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)
/перевод:
Ю. Семёнычев (1)

Последний шанс
1993 г.
Галактика без человечества
1994 г.
Двенадцатые Звездные войны
1994 г.
Космический беглец
1995 г.
Звездные узники
1998 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Космический грузовик «Алкиноос» летит в систему Алонит, чтобы доставить оттуда на Землю бесценный минерал стриферилл, из которого изготовляют корпуса звездолетов будущего. Но случается нештатная ситуация: солнце Алонита «внезапно» превращается в Сверхновую, так что обычный транспортный рейс превращается в спасательную операцию. К несчастью, она тоже проходит нештатно: корабль забрасывает в другую галактику, где планетами правит искусственный мозг размером с целую планету...

Как вам такая затравочка?? Даже неискушенному читателю ясно, что автор приготовил ему весьма увлекательную историю о космических путешественниках. В некоторой степени она похожа на роман Чандлера «Дорога к Приграничью», опубликованный в том же сборнике, только качество данного произведения повыше, а его интрига — сильней. Произведение Тириона не кажется мельтешением красивых картинок, ибо оно больше по объему (а значит, автор имеет время и пространство для того, чтобы толково описать всё происходящее), а его язык более понятен и естественен. Кроме того, использованные в сюжете находки четко укладываются в приключенческую канву и не вызывают какого-то сомнения насчет своей чужеродности и фантастичности — даже огромный искусственный мозг кажется не выдумкой, а весьма оригинальным решением. Мне такая идея сразу же напомнила роман Александра Ломма о «Дрионе» — там тоже присутствовал огромный искусственный мозг, возомнивший себя уникальным, мудрым и справедливым. Но в романе Тириона он кончил не так печально, ибо сумел осознать свои ошибки и вовремя исправился.

Многое в романе, конечно, создано с чисто развлекательными целями и не соответствует реальности. Например, иллюзорная жизнь граждан Антефаеса. Вы можете себе это представить — жить под постоянным гипнозом и внушением со стороны? Мне кажется, тут автор спрятал обычную аллегорию о безынициативных «отбросах» общества, смешивающих жизнь с иллюзиями: они верят всему тому, что им сообщают по ТВ, и предпочитают самостоятельно до истины не докапываться. Эдакие «теле-зомби» в фантастическом антураже. Тем не менее, даже с подобными выдумками роман смотрится бодро и весело. По стилю он напоминает мне произведения Эдмонда Гамильтона о Звездных Королях — почти что волшебная сказка в космических декорациях. Есть в ней и герои (капитан Маоган), и злодеи (Феакс), и негодяи (Орвал), и красивые женщины (принцесса Ноозика). А, кроме того, вы познакомитесь с гигантским Мозгом, занимающим целую планету по имени Гадес (как символично!) и испытаете острые ощущения от мятежа, спровоцированного бывшими заключенными. Будет вам и путешествие «по ту сторону Барьера», и разгадка тайны возникновения жизни на Земле, и могущественные телепаты, спасшие Антефаес от гибели... И не смотрите на то, что данный роман имеет ту же оценку, что и произведение Чандлера — это простой результат округления (7 баллов против 6,5).

---------------

РЕЗЮМЕ: космическая опера о злоключениях разномастного экипажа корабля «Алкиноос» на просторах чужой галактики. Современный вариант сказки о приключениях Иван-царевича в Тридевятом царстве.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меня порадовал бодрый телеграфный стиль «Несгибаемого коммодора». После водянистых творений некоторых современных авторов встретив в первой трети романа пассаж «Прошло полгода. Никаких происшествий в этот период не было», я не то, чтобы испытал культурный шок, но понял, что, пожалуй, от подобного уже и отвык. На осознание героями грозящей катастрофы, бегство с гибнущей планеты и ее гибель отведено не более двух десятков страниц, мятеж заключенных охватывает не более трех-четырех, когда роман достигает кульминации и автор начинает отправлять героев одного за другим в топку, это делается все также стремительно — не более десяти-двенадцати страниц в общей сложности. При этом у читателя не возникает ощущения, что он что-то пропустил, или ему забыли сообщить нечто важное. А ведь страшно представить, что сделал бы из этой сюжетной линии иной современный автор.

Конечно, ради простоты и увлекательности Тирион многим и пожертвовал. Герои обрисованы схематично (хотя некоторые из них достаточно интересны и при определенной проработке могли стать образцами любопытных характеров — прежде всего Ноосика и Роллинг). Мотивировки сомнительны. Главный герой временами выглядит скорее твердолобым, чем несгибаемым. Ну, а уж роялей столько, что иногда из-за них и кустов не видно. Особо доставляет ясновидение героев — при каждом повороте сюжета они чуть ли не с лёту понимают, что происходит, практически не тратя времени на то, чтобы хоть немного побыть в растерянности или хотя бы неведении. Ну и хэппи-энд — неожиданный и беспощадный, но зато с налётом легкой грусти и иронической ноткой в самом финале.

Книга написана с неплохой фантазией. С размахом подана картина крушения мира в самом начале — она впечатляет, даже несмотря на скупость изобразительных средств. Интересно придуман социум империи Антефаес, регулируемой астрономических масштабов суперкомпьютером и держащей большую часть своих подданных в гипнотических грёзах большую часть их жизни (забавно, что в том же 1969 году вышел и отечественный «Обитаемый остров», витало тогда что-то такое в воздухе, что ли?). Конечно, Тирион не удосужился хоть сколько-нибудь подробно проработать вымышленный им мир, но от космической оперы это никогда и не требовалось. Достижение уже то, что в завершающей части книги читатель волей-неволей осознает, что для Антефаеса любое изменение может быть только к худшему. Хотя автор делает вид, что выход найден, но мы-то понимаем, что лишенные гипно особи вряд ли будут оживленными и радостными. Ломка у них будет, точно. Если не физиологически, то психологически.

В целом не назову «Коммодора» обязательным к прочтению, но я о затраченном на него времени не пожалел.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман представляет собой вторую часть космоэпопеи «Жорж Маоган» (Jord Maogan) французского писателя Луиса Тириона (Louis THIRION). Первая часть называется «Les Stols» (1968) и, видимо, посвящена неким Штольцам, упоминаемым вскользь в книге. В дальнейшем в цикле вышло еще две книги в 1969 и 1970 гг.

Можно говорить про шаблонных, примитивных персонажей, наивный сюжет уровня средненького боевичка и отсутствие художественной ценности. Все это правда, хотя для своего времени роман на добротном ремесленном уровне. Но, на мой взгляд, как научнофантастическое произведение, это явно недооцененная книга.

Итак, с чего начинается роман? На далекой планете устроены космические шахты. Солнце той системы решило превратиться в сверхновую. Автор неплохо описывает красоты грохочущего космоса. Основное действие разворачивается вокруг спасения из огненной стихии грузового корабля «Алкиноос» с космическими шахтерами на борту. Показаны непростые отношения в рабочем коллективе, который состоит в основном из опасных преступников, приговоренных к космической каторге. В первой части в основном были приключения с космическими декорациями.

Во второй части мы знакомимся с империей Антефаэс, в пределы которой забросило наших героев. Мне кажется, за прообраз Империи был взят адаптированный к космофантастике Рим с его могуществом, развлечениями в Колизее, томной жизнью аристократии, божественностью императора. А под картинами уничтожения Империи, когда Повелитель Фреас с восторгом за этим наблюдает, скрывается аналогия с разрушением Рима при Нероне ради развлечения императора. «Смотрите-ка, этот праздник смерти превосходит все мои ожидания». «Бедный землянин, пройдет тысячелетие... и вы узнаете, что такое скука. Вы поймете, какое удовольствие я испытываю сейчас».

Во второй части Тирион поднимает действительно серьезные проблемы. Кратко их перечислю: работа искусственного интеллекта (Мозг); тоталитарное общество, основанное на всеобщем контроле сознания (в стиле антиутопии — империя Антефаэс); виртуальное рабство человека (гипносны, созданные ИИ) и вызываемая им привычка к подчинению. Внушительно.

Гуманистические настроения Тириона выражаются в том, что ИИ стремится непременно действовать в интересах человека. Хотя в книге есть эпизод, когда для самосохранения, он уничтожает космопорт вместе с людьми и кораблями. Кроме того, люди понимают ущербность полного подчинения своего сознания машинам, создающим грезы. И даже решаются на борьбу с ним. «Какими бы ни были размеры разрушений, все равно кто-нибудь выживает. Оставшиеся понемногу снова научатся жить. И это будет жизнь людей, а не роботов», говорит автор устами аборигенки Ноозики.

Для общего развития эту книгу прочитать можно. А для своего времени и по масштабу поднятых проблем она смотрится очень достойно.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько наивный роман среднего уровня своего времени, обычный приключенческий боевик.

Но, в нем выступает некий прообраз культовой «Матрицы». Точнее, империя — это помесь Рима с «Матрицей».

В остальном стандартные космические приключения

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавный роман. Но по современным меркам наивный. Персонажи практически одноцветные — либо хорошие, либо плохие, а несколько поначалу «средних» в конце концов оказываются плохими. Некоторые моменты вызывают снисходительную улыбку. Например, штурман со знанием финикийского языка, служанка, запросто вырубающая управление целой галактикой, почти мгновенная адаптация человеческого мозга, пересаженного в зверя и т.д.

Почитать на досуге вполне можно. Ну, и получить представление о фантастике 1960-х.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

1969-й год, да? Фантасты-таки провидцы, да. Мне иногда экраны компьютеров с выходом в интернет здорово напоминают те гипноизлучатели, с помощью которых правители Империи держали в умственном оцепенении триллионы своих подданых. :lol:

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх