Луи Тирион «Потерпевшие кораблекрушение на «Алкиносе»»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Грузовой корабль «Алкинос» летит забрать с планеты Алонит-2 космических шахтеров. При приблежении к рудникам выясняется, что звезда этой планетарной системы готова превратиться в сверхновую. В связи с этим капитан «Алкиноса» принимает решение о срочной эвакуации всех работников шахты и отбытии из системы. Время рассчитано по минутам, а техника работает на пределе своих возможностей. Состоится ли спасательная операция? Где в результате окажутся спасенные?
Входит в:
— антологию «Последний шанс», 1993 г.
— антологию «Галактика без человечества», 1994 г.
— антологию «Двенадцатые Звездные войны», 1994 г.
— антологию «Космический беглец. Антология французской фантастики», 1995 г.
— антологию «Звездные узники», 1998 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ahenobarbus, 30 ноября 2019 г.
Меня порадовал бодрый телеграфный стиль «Несгибаемого коммодора». После водянистых творений некоторых современных авторов встретив в первой трети романа пассаж «Прошло полгода. Никаких происшествий в этот период не было», я не то, чтобы испытал культурный шок, но понял, что, пожалуй, от подобного уже и отвык. На осознание героями грозящей катастрофы, бегство с гибнущей планеты и ее гибель отведено не более двух десятков страниц, мятеж заключенных охватывает не более трех-четырех, когда роман достигает кульминации и автор начинает отправлять героев одного за другим в топку, это делается все также стремительно — не более десяти-двенадцати страниц в общей сложности. При этом у читателя не возникает ощущения, что он что-то пропустил, или ему забыли сообщить нечто важное. А ведь страшно представить, что сделал бы из этой сюжетной линии иной современный автор.
Конечно, ради простоты и увлекательности Тирион многим и пожертвовал. Герои обрисованы схематично (хотя некоторые из них достаточно интересны и при определенной проработке могли стать образцами любопытных характеров — прежде всего Ноосика и Роллинг). Мотивировки сомнительны. Главный герой временами выглядит скорее твердолобым, чем несгибаемым. Ну, а уж роялей столько, что иногда из-за них и кустов не видно. Особо доставляет ясновидение героев — при каждом повороте сюжета они чуть ли не с лёту понимают, что происходит, практически не тратя времени на то, чтобы хоть немного побыть в растерянности или хотя бы неведении. Ну и хэппи-энд — неожиданный и беспощадный, но зато с налётом легкой грусти и иронической ноткой в самом финале.
Книга написана с неплохой фантазией. С размахом подана картина крушения мира в самом начале — она впечатляет, даже несмотря на скупость изобразительных средств. Интересно придуман социум империи Антефаес, регулируемой астрономических масштабов суперкомпьютером и держащей большую часть своих подданных в гипнотических грёзах большую часть их жизни (забавно, что в том же 1969 году вышел и отечественный «Обитаемый остров», витало тогда что-то такое в воздухе, что ли?). Конечно, Тирион не удосужился хоть сколько-нибудь подробно проработать вымышленный им мир, но от космической оперы это никогда и не требовалось. Достижение уже то, что в завершающей части книги читатель волей-неволей осознает, что для Антефаеса любое изменение может быть только к худшему. Хотя автор делает вид, что выход найден, но мы-то понимаем, что лишенные гипно особи вряд ли будут оживленными и радостными. Ломка у них будет, точно. Если не физиологически, то психологически.
В целом не назову «Коммодора» обязательным к прочтению, но я о затраченном на него времени не пожалел.
alex1970, 20 января 2013 г.
Несколько наивный роман среднего уровня своего времени, обычный приключенческий боевик.
Но, в нем выступает некий прообраз культовой «Матрицы». Точнее, империя — это помесь Рима с «Матрицей».
В остальном стандартные космические приключения
vitecs, 7 мая 2012 г.
Роман представляет собой вторую часть космоэпопеи «Жорж Маоган» (Jord Maogan) французского писателя Луиса Тириона (Louis THIRION). Первая часть называется «Les Stols» (1968) и, видимо, посвящена неким Штольцам, упоминаемым вскользь в книге. В дальнейшем в цикле вышло еще две книги в 1969 и 1970 гг.
Можно говорить про шаблонных, примитивных персонажей, наивный сюжет уровня средненького боевичка и отсутствие художественной ценности. Все это правда, хотя для своего времени роман на добротном ремесленном уровне. Но, на мой взгляд, как научнофантастическое произведение, это явно недооцененная книга.
Итак, с чего начинается роман? На далекой планете устроены космические шахты. Солнце той системы решило превратиться в сверхновую. Автор неплохо описывает красоты грохочущего космоса. Основное действие разворачивается вокруг спасения из огненной стихии грузового корабля «Алкиноос» с космическими шахтерами на борту. Показаны непростые отношения в рабочем коллективе, который состоит в основном из опасных преступников, приговоренных к космической каторге. В первой части в основном были приключения с космическими декорациями.
Во второй части мы знакомимся с империей Антефаэс, в пределы которой забросило наших героев. Мне кажется, за прообраз Империи был взят адаптированный к космофантастике Рим с его могуществом, развлечениями в Колизее, томной жизнью аристократии, божественностью императора. А под картинами уничтожения Империи, когда Повелитель Фреас с восторгом за этим наблюдает, скрывается аналогия с разрушением Рима при Нероне ради развлечения императора. «Смотрите-ка, этот праздник смерти превосходит все мои ожидания». «Бедный землянин, пройдет тысячелетие... и вы узнаете, что такое скука. Вы поймете, какое удовольствие я испытываю сейчас».
Во второй части Тирион поднимает действительно серьезные проблемы. Кратко их перечислю: работа искусственного интеллекта (Мозг); тоталитарное общество, основанное на всеобщем контроле сознания (в стиле антиутопии — империя Антефаэс); виртуальное рабство человека (гипносны, созданные ИИ) и вызываемая им привычка к подчинению. Внушительно.
Гуманистические настроения Тириона выражаются в том, что ИИ стремится непременно действовать в интересах человека. Хотя в книге есть эпизод, когда для самосохранения, он уничтожает космопорт вместе с людьми и кораблями. Кроме того, люди понимают ущербность полного подчинения своего сознания машинам, создающим грезы. И даже решаются на борьбу с ним. «Какими бы ни были размеры разрушений, все равно кто-нибудь выживает. Оставшиеся понемногу снова научатся жить. И это будет жизнь людей, а не роботов», говорит автор устами аборигенки Ноозики.
Для общего развития эту книгу прочитать можно. А для своего времени и по масштабу поднятых проблем она смотрится очень достойно.
peterK, 18 апреля 2010 г.
Забавный роман. Но по современным меркам наивный. Персонажи практически одноцветные — либо хорошие, либо плохие, а несколько поначалу «средних» в конце концов оказываются плохими. Некоторые моменты вызывают снисходительную улыбку. Например, штурман со знанием финикийского языка, служанка, запросто вырубающая управление целой галактикой, почти мгновенная адаптация человеческого мозга, пересаженного в зверя и т.д.
Почитать на досуге вполне можно. Ну, и получить представление о фантастике 1960-х.