fantlab ru

Мария Галина «Волчья звезда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
142
Моя оценка:
-

подробнее

Волчья звезда

Роман, год (год написания: 1999)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Будущее. Земля одичала: на примитивные поселения между руин набегают кочевники, ржавые и поломанные предметы валяются в хижине Хранителя, который с трудом умеет читать и не в состоянии собрать даже мясорубку. И тут внезапно прилетают они, люди со звёзд, с летающими мобилями и непонятными приборами и большой культурной миссией, которую никто из местных не понимает и не принимает. А сами чужаки не могут понять, почему местные боятся Городов Мёртвых и одновременно пытаются уйти от своего собственного страха, который, собственно, и привёл их на прародину человечества.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 249

Активный словарный запас: очень низкий (2300 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2004 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2004 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Волчья звезда
2003 г.
Волчья звезда
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Wilcza gwiazda
2006 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восемь из десяти. Хороший язык, по меньшей мере один интересный поворот в сюжете (и неожиданный), в целом затягивающая атмосфера. При этом много нестыковок:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет в целом: Выпь видет огненный столб на стойбищем Звёздных людей, «в небо ударил столб огня (...) потом вновь погас и над степью пронёсся душераздирающий вой», на месте всё обгорело — старт корабля? Взрыв выглядел бы иначе, ну и вряд ли бы подорвавшие энергостанцию при этом выжили сами, раз там кругом одни руины остались.

Весельчак Бенни (упомянутый в прологе 2) внезапно сорвался и, вероятно, то же произошло со всеми колонистами — но это, пожалуй, очень натянутое за уши место.

Биология: пришельцы не люди, а иная форма жизни: почему на них действуют аптечки, которые помогают людям? А, ещё: как они размножаются-то и что происходит с условно «мёртвыми» (ведь могила Винера оказывается пустой, да и про Диану не говорится, что она убита, она скорее превратилась в нечто совсем иное).

Физика: если «города мёртвых» жрут тераватты энергии и выводят из строя электронику, то почему их не видно? Термодинамику отменили, вся эта мощность не рассеивается в виде тепла? Почему местные глазами видят, а пришельцы с их Наблюдателями (выдающими картинку в реальном времени из любого места) нет? Если им нужно очень много энергии, откуда они её берут в мире, где закончились электростанции? Генерируют сами? См. тепло, должны излучать в инфракрасном диапазоне по полной программе; кроме того, если они сами себя обеспечивают, то тогда и никакой нагрузки на остальных не создадут.

Технологии и организация: Один из пленников отключает силовое поле и открывает ворота лагеря. Поставить пароль на пульт или биометрическую идентификацию в этом мире не могут? Силовые поля есть, суперрезаки есть, а отпугивалки кавалерии в виде ревунов или там слепящих лучей/СВЧ-излучателей не придумали?

Почему когда Кожан/Барсук нашли своё становище (кстати, как? Попробуйте в Google Earth отыскать с выключенными подписями и не смотря на компас свой город!), фокус с уведением камеры в сторону вообще сработал? Система не пишет ни логов, ни видеопотока? Уж казалось бы, информант выдал интереснейшую информацию, надо записать и чуть ли не покадрово просмотреть, а лучше вернуться назад и изучить как следует. Ещё лучше — повесить постоянное наблюдение, это же ценнейшая информация для антропологов.

Почему Выпь внезапно собирает мясорубку, которую вроде как в глаза не видела? Догадалась? Тогда неужели во всём хламе у Хранителя не нашлось ничего лучше сломанной мясорубки? Логично было бы учить Выпь каким-то практическим навыкам: реальные программы взаимодействия с культурами на ранних стадиях технологического развития, собственно, это предполагают — и соплеменники бы оценили.

p.s. Кстати, возможно и альтернативное прочтение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом деле с человечеством всё более-менее в порядке, как раз в тех городах мёртвых. Они просто не вмешиваются там, где понимают что всё станет ещё хуже из-за их вмешательства. Экспедиция с Сириуса тоже ведь никого — ну кроме Выпи, да и та случайно — не спасла, их деятельность заканчивается провалом. А то, что Выпь в конце подбрасывают с Улиссом до гор, возможно и есть оптимальное действие.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время прочел не без интереса, хотя скорее с усмешкой. Книга только укрепила мое убеждение в том, что причина зла — в смертности человека, в его конечности. То, что в книге нарисовано — конечно, просто художественная картина, авторский взгляд. Люди не смогли наладить использование ресурсов Луны, планет и астероидов, чтобы расширить свои материальные возможности, но к звездам отправиться все же смогли — не совсем правдоподобно. Да и эгоизм «закрывшихся от смерти» — это, как ни странно, то же следствие конечной телесности — она так и не выпустила человечество из своих когтей. Однако, написано неплохо — сам текст очень даже литературный.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление — нет, что-то не то. Та часть, что написана от лица девочки. Не верю: в то, каким языком она говорит, как реагирует на происходящее, понимает то, что говорят ей пришельцы; кстати, даже хромота её как-то не упоминается практически, хотя жизнь у неё ох, какая активная потом... Я даже не уверена, что стала бы читать далее, если бы не знала автора; нет, у Галиной не может быть всё просто! И — sic! — следующая часть уже стала затягивать в себя, и появились «слои» информации, и намёки на нечто загадочное, и картинка стала складываться совсем неожиданным образом, и — наконец — финал случился такой, как я люблю: открытый.

Да, мне кажется, что описанная ситуация невозможно. Если детализировать, разбираться, включать социологию/психологию/этологию и прочая. И степень одичания, и направление нового развития, и многое что ещё — весьма и весьма сомнительны. Да и ладно. Главное — здесь есть очень человеческие, причем крайне остро заточенные, проблемы. А литература для этого и существует.

И ещё я уверена в интересном послевкусии... но это уже позже, позже.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не совсем однородный роман. Такое впечатление, что первую и вторую часть автор писала в очень разном настроении и, возможно, даже с некоторым разрывом во времени. События в племени Выпи написаны более остро, мрачно, реалистично, чем все, что происходит с группой в Трансильвании. Там, как по мне, доминирует атмосфера приключенческого романа, хотя под конец тоже появляется увесистое драматическое, почти трагичное звучание. Некоторым читателем, я вижу, не понравился открытый финал, но по-моему, любой другой выглядел бы искуственно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хотелось почитать постапокалиптику (вроде как в теме быть и просто для вдохновения). Сталкера и его клонов отмел сразу, зомби апокалипсисы последовали следом. Что же имеем в подобном жанре еще? Как оказалось, почти ничего.

Начало показалось немного сумбурным. Автор долгое время не дает понять — где именно происходят действия. Потом повествование выровнялось. Однако постоянно не отпускали аналогии с «Подземельем ведьм». Тут и отсталые племена, которые живут на осколках некогда ушедшей расы, и таинственные развалины, и предметы этой самой расы, и умные пришельцы со звезд, которые стремятся нести благо и цивилизацию. Даже поселение пришельцев подвергается нападению почти в точности как в « Подземелье ведьм».

Зачем же так явно копировать популярное произведение?

Но все это в первой части. Под конец которой читать было интересно. Пролог второй части напрочь убил весь интерес к дальнейшему чтению. Всего несколько строк раскрыли всю интригу, не оставили никаких загадок. Дальше больше... У меня сложилось такое впечатление, что у автора была не одна идея по роману. Как минимум две, касаемые законов мира и того, как он должен существовать. И эти идеи очень хотелось всунуть в одну книгу. Или они пришли не сразу. Не знаю. Но первая и вторая части отличаются разительно. Если в первой еще присутствует динамика, то во второй она сошла на нет.

Разочаровался в книге. Жаль, идею-то можно было развить в интересное повествование. Намеки на разрушенные города и тайны либо остались намеками, либо отмелись как ненужные, либо дались в лоб. В итоге очень скучно и бедно + никакая концовка.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже сложно точно идентифицировать для себя часть героев этой книги: эти люди, но вроде уже и не люди; а эти людьми никогда и не были, хотя очень похожи. Действительно странно, что нельзя однозначно определить некоторые, казалось бы, очевидные вещи. И в этом частично кроется притягательность сюжета и его интрига, помимо хорошей чисто литературной составляющей.

Жаль лишь, что автор похоже не справился с окончанием, где недосказанность не выливается всё же в манящую для читателя недоговоренность.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне это чем-то напоминает Посёлок Булычёва, и ещё трилогию Лукина Слепые Поводыри. В общем шикарно.

Галина биолог. Рядом с нами существуют гигантские поразительные миры, которые мы не замечаем. Насекомые, микробы. Отсюда наверно идея о сосуществовании и непересечении.

Классно, ах классно!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Достаточно динамичный, со множеством неожиданных сюжетных поворотов и открытым финалом.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВОЗВРАЩЕНИЕ СО ЗВЁЗД

Роман Марии Галиной «Волчья звезда» — одна из первых книг, выпущенных в начале 2003-го года московским издательством «Махаон», возобновившим выпуск современной фантастики в серии «Зелёная луна».

В не очень далёком будущем земные учёные находят способ сделать людей практически бессмертными. Претенденты на вечную жизнь проходят специальную обработку в так называемом имморталии – своеобразном инкубаторе для бессмертных, где потом и пребывают безвылазно: «…никто не знает, что там происходит с людьми — прошедшие обработку свели свои контакты до минимума…». Люди отказывают себе во всём, чтобы скопить деньги на имморталий и отодвинуть смерть в бесконечность. Целью жизни становится её продление. Рождаемость в высокоразвитых странах падает до нуля. Технократическая и финансовая элита, заполучив биологическое бессмертие, думает только о том, как обеспечить личную физическую безопасность. Содержание огромного количества имморталиев, в которых закуклилась часть землян, высасывает все материальные и энергетические ресурсы планеты. Исчез движущий импульс развития человечества, утерян дух поиска, прогресс остановился, цивилизация стремительно клонится к закату.

К тому времени, когда население, не попавшее в инкубаторы, уже основательно деградирует, на Землю возвращается звёздная экспедиция, посланная в систему Сириуса ещё на заре эры иммортализации. Конечно, возвращаются, не те, кто улетал колонизировать Сириус, а их «потомки-преемники». Правда, они не совсем люди, но не будем забегать вперёд, пусть читатель наслаждается текстом, самостоятельно раскрывая тайны «Волчьей звезды» — загадок и сюрпризов в романе предостаточно. Колонисты, мечтавшие припасть к материнскому лону процветающей Земли, попадают в чужой, дикий, враждебный мир… Земляне-аборигены начисто лишены творческого воображения, ничего не делают без практической цели, не признают ничего нефункционального. Отдельные туземцы ещё владеют навыками чтения, пытаясь что-то понять в чудом сохранившихся книгах, но письмом уже никто не владеет. Ситуация усугубляется тем, что астронавтам перед отбытием в далёкий космос была сделана своеобразная прививка от агрессивности, под воздействием которой они, а, следовательно, — и их потомки превратились в заядлых ксенофилов-романтиков, миролюбивых до полного идиотизма. Вследствие этого Звёздным Людям (так называют аборигены колонистов) чрезвычайно трудно не то, что адаптироваться, а элементарно выжить в окружении вероломных землян, привычных к перманентной межплеменной вражде. В конце концов, сугубые прагматики-туземцы просто физически уничтожают почти всех носителей чужеродного, непонятного им мировоззрения. Но на этом книга не заканчивается. Странные и страшные события в лагере кочевников, в заброшенном трансильванском замке и в убогой туземной деревушке становятся фоном, на котором разворачивается печальное повествование о дальнейшей судьбе уцелевших Звёздных Людей и о том, как трудно быть человеком вне человечества…

Роман Марии Галиной концептуален, но не прямолинеен; увлекателен, но интрига не заслоняет его философский подтекст; легко читается, но это вовсе не примитивное «бульварное чтиво». Не буду пытаться идентифицировать жанр произведения. В выходных данных «Волчья звезда» названа фантастическим романом. Пожалуй, это и есть самое верное определение вещи, на редкость органично сочетающей элементы антиутопии, философско-приключенческого романа и готического хоррора.

©Владимир Ларионов, январь 2003 г.

Опубликовано в журнале «ПИТЕРbооk» #1-2 (83), 2003. С. 51.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плюс: хороший, образный литературный язык.

Минус: хорошим литературным языком говорят ВСЕ, включая деревенскую старуху и девочку-дикарку. И если в прямой речи еще иногда делаются попытки дать «простонародную речь» (изредка), то в повествовании от первого лица и попыток нет. Притом ЭТА девочка, по воспитанию своему, вряд ли вообще может мыслить метафорами...

Плюс: занимательный, динамичный, нестандартный сюжет.

Минус: на мой взгляд, много логических нестыковок, пробелов — даже не столько сюжетных, сколько поведенческих, психологических. Слишком часто у меня возникал вопрос: «А почему, собственно?» — и желание сказать: «Быть не может». Сломать стереотип суперменистого пришельца — это хорошо. Но поведение пришельцев настолько наивно, местами доходя до идиотизма... Правда, когда в конце выясняется, кто они на самом деле, это частично объясняет их поведение; но, мне кажется, все равно автор несколько перегнул палку. Как бы то ни было, они были знакомы с земной историей и культурой. И потом, тогда возникают другие нестыковки... Далее. Культура землян, АБСОЛЮТНО не имеющая никаких суеверий, никакого, пусть самого примитивного, искусства, вряд ли возможна. Это у нашего вида в крови, при самой тяжелой жизни, — если только не оговорено резкой мутации. Причем эти прагматики к пришельцам относятся куда более суеверно, чем другой народ, в суевериях погрязший по уши. Кроме того, не верю, что в заданных условиях человечество могло одичать до такой степени. Откат бы был, да. На несколько веков, в эпоху до автоматизации и электричества. Вряд ли дальше. И не верю, что без помощи развитых стран Индия и Африка тут же вымрут от всяких эпидемий. Они без этой помощи жили веками — и ничего, хотя смертность была побольше. Старые болезни вроде чумы вряд ли выкосят всё население даже в Европе — а в Индии всегда чума, они к ней давно привыкли. И потом: в 14-м веке от чумы погибла треть населения Европы и половина Китая. И что? После этого в Европе начался Ренессанс... Так что не стоит пугать.

Вот это мне меньше всего нравится: стремление накрутить ситуацию до такого драматизма — что уж и верить перестаешь.

И конец... Ну и? Что, собственно, хотел сказать автор — каюсь, не поняла. То ли «в общем, все всё равно умерли, только попозже», то ли «и дальше всё будет хорошо» — что по интонации можно бы предположить, но почему?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Что — присутствие нуждающейся в них девочки позволит им не сорваться? Ну предположим — и дальше что? Что они будут делать втроем? Цивилизацию возрождать, что ли? Маловероятно...

И почему «Волчья звезда»? Сириус? Но он вообще-то — Собачья звезда. Разве что это намек на очередное «а вот на самом деле...»?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх