fantlab ru

Айзек Азимов «Роботы зари»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
1606
Моя оценка:
-

подробнее

Роботы зари

The Robots of Dawn

Другие названия: Роботы утренней зари; Роботы рассвета

Роман, год; цикл «Галактическая история»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

На Авроре, центральном мире космонитов, произошло «роботоубийство». Кто-то намеренно уничтожил мозг человекоподобного робота. Как считает доктор Фастольф, чтобы такое сделать, на всей планете хватит знаний только у него самого. Но он этого не делал. Фастольф — лидер политического движения помощи землянам. Правительству Земли очень не выгодно лишаться его поддержки, и оно посылает проверенного человека — Бейли должен любой ценой распутать это деликатное дело...

© vad
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Роман Айзека Азимова «Роботы Утренней Зари» является третьей книгой его серии о позитронных роботах.

• «Посвящается Марвину Мински и Джозефу Ф. Энгельбергеру, которые кратко изложили, собственно, теорию и практику робототехники».

Марвин Ли Мински — американский учёный и исследователь в области искусственного интеллекта, сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.

Джозеф Энгельбергер — американский инженер, изобретатель, предприниматель и публицист, занимавшийся созданием промышленных роботов.

(bellka8)


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Космос 2000 / Cosmos 2000, 1985 // Роман (США)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1984 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (13)

Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы Утренней Зари
1992 г.
Роботы утренней зари
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Том 4
1994 г.
Роботы зари
2001 г.
Роботы зари
2002 г.
Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо
2003 г.
Стальные пещеры. Обнаженное солнце. Роботы зари
2003 г.
Я, робот
2005 г.
Роботы зари
2007 г.
Стальные пещеры
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Robots of Dawn
1983 г.
(английский)
The Robots of Dawn
1984 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лучшая, наиболее проработанная с точки зрения психологии персонажей (в том числе и роботов) книга цикла. Показывает, насколько глубоко Азимов понимал проблему и как разносторонне старался ее рассмотреть пути ее решения.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман в котором присутствует и детективное направления а также затронута глобальная тема будущего в котором новая человеческая раса со своими проблемама сталкивается с простой задачей решения которой посильно только более отсталой расе.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной фантастико-детективный роман в этом цикле не разочаровывает, а еще более укрепляет в вере в оригинальность развития сюжета, возможность неординарного решения возникающих проблем и доставляет удовольствие и глазам и уму при чтении.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удачное соединение фантастики и детектива. Роботы зари, на мой взгляд, лучшая книга о Элайдже Бейли.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный роман. Первые 100 страниц шли тяжеловато, но желания забросить поризведение не возникло, далее пошло как по маслу! Вообщем наслаждался по полной, чего и всем желаю :glasses:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С трудом осилил четверть книги-отложил, а спустя время за раз проглотил все остальное. Согласен пока это лучшая книга о позитронных роботах. Появилось желание узнать, чем все это закончится, слава Богу, такая возможность есть

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл с наслаждением, правда , это было довольно давно. интернета тогда ещё не было (по крайней мере у нас):glasses:

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё великолепно, но слегка подпортило впечатление «отношения» между героем и подследственной

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения этого романа я остался в несколько противоречивых чувствах. С одной стороны роман понравился глубиной затрагиваемых тем, неожиданной развязкой, а с другой стороны — несколько разочаровал её неестественностью и недосказанностью.

Мне показалось странным, что самый крупный специалист по робототехнике на Авроре, не смог разобраться в действительном соотношении интеллектов его собственных роботов. Показалась не до конца раскрытой тема привязанности Василии и Жискара. Вполне возможно, что именно Василия является центральной фигурой в этом деле. Она имела дело с робототехником Амадейро, она общалась с Гремионисом, имела огромное влияние на Жискара. А самое главное — у неё имелись как политические, так и личные мотивы для противодействия Фастольфу. И случилось так, что именно её роль в произошедшем не была раскрыта до конца. Кстати, судя по тому, как легко аврорцы относятся к сексу между людьми и роботами, возможно Василию с Жискаром связывало нечто большее, чем детская привязанность...

В романе упомянуты темы индивидуализма и коллективизма на примере научных сообществ Земли и Авроры, тема социальной сегрегации на примере отношения людей и роботов на Авроре. Отношение аврорцев к землянам почему-то напоминает мне то отношение, которое, как мне кажется, испытывают граждане из стран «просвещённой демократии» к гражданам стран «третьего мира». Взять Великобританию или США и Китай или Индию. То же пренебрежение к «недочеловекам», варварам и дикарям, та же удовлетворённость сложившимся статус-кво и желание вставить палки в колёса любому, кто желает его нарушить. Рождаясь с осознанием своей избранности, эти люди изначально теряют стимулы к развитию и на деле легко могут оказаться примитивнее тех, выше которых себя превозносят. Аврорцы вообще мне напоминают высокомерных англичан и американцев. То же низведение любви до секса и удовлетворённости, та же забота о процветании собственного образа жизни, то же желание делать своё процветание чужими руками — не важно, идёт ли речь о колонизации других планет силами роботов или о наведении демократии точечными ударами крылатых ракет и беспилотников...

Тема сексуальных взаимоотношений между человеком и роботом позволяет в некоторой мере осознать отличия между любовью и сексом в их утилитарном смысле: в сексе преобладает эгоизм, в любви — забота о партнёре. С другой стороны, может ли робот, заботящийся о партнёрше, считаться способным любить? Вопрос остаётся открытым. Вообще, это довольно скользкая тема, рассуждения о которой могут легко вызвать раздражение читателя. Единственно правильный подход к тому, чтобы донести свои мысли до читателя, заключается в том, чтобы обрисовать ситуацию, размышления над которой сами приведут читателя к мыслям, которые хотел передать автор. В этом романе Азимов именно так, с одной стороны, без ложной скромности, с другой стороны — достаточно тактично подталкивает читателя к определённым размышлениям на тему любви и секса.

Персонаж Дэниэла Оливо, как мне показалось, был полностью исчерпан уже в первом романе, «Стальные пещеры». В романе «Обнажённое солнце» он скорее выполняет роль статиста, нежели одного из главных персонажей. В «Обнажённом солнце» автор даже на время избавляет Илайджа от компании Дэниэла, как будто тот является обузой. Я ожидал, что и в этом романе роль Дэниэла будет не самой главной, и потому уже приготовился к тому, что Дэниэл опять будет выполнять роль статиста. По большому счёту, так оно и вышло. Однако в этом романе появились более объёмные второстепенные персонажи, так что повествование было довольно плотным и не имело очевидных сюжетных провисаний. Но главный сюрприз меня ждал в конце романа — по-настоящему разумный робот, обладающий собственной мотивацией, что и отличает его ото всех описанных в цикле роботов и делает практически равным человеку.

Этот роман определённо стоит прочитать, однако, на мой взгляд, его нельзя полноценно воспринять без прочтения предыдущих двух романов цикла. Рекомендую.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил после себя такое ощущение, что теперь не успокоюсь, пока не прочитаю весь цикл. Очень жаль, что прямо сейчас нет под рукой продолжения. Чтение «Роботов зари» заразило такой динамикой, что хочется в этом же безостановочном темпе и дальше читать про Бейли и Дэниела.

Но колесо повествования раскрутилось не сразу и не сразу набрало такую скорость. Роман в два раза длиннее предыдущих из цикла и поэтому стиль немного изменился. Довольно долго детектива посвящали в курс дела, достаточно долго он намечал для себя пути следования для первоначальных версий и несмотря на то, что основую долю текста занимают диалоги, повествование кажется слегка разбавленным по сравнению со «Стальными пещерами», где много места уделялось описанию мироустройства планеты Земля и обитаемой Галактики и в отличие от «Обнаженного солнца», где так ярко, достоверно и отчасти шокирующе описан оригинальный мир и социальный строй Солярии. Хотя в принципе, то, что такое внимание автором отданно описанию работы мысли и разговорам с подозреваемыми и свидетелями, как раз таки понятно, если учесть чудовищно сжатые сроки, в которые нужно было уложиться Элайджу Бейли до того, как всё станет фатально. А цель совсем даже не маленькая. Совсем даже масштабная цель у проведенных сыщиком мероприятий. Ни много, ни мало — будущее всего человечества. Удивительно, как он ещё мог спать по ночам в таком напряжении, в чужом мире, во враждебном окружении.

Если устройство мира Стальных пещер вызывает растерянность и обескураженность, если мир Солярии вызывает полнейшее потрясение и отчасти забавляет, то Аврора кажется просто нереальной в своем цинизме, высокомерии, брезгливости, сексуальной раскрепощенности, а каждый персонаж, житель этой планеты, кажется средоточием различных комплексов и фобий. Читал обо всем этом с чувством брезгливого интереса. Я думаю, что автор нарочно показал Аврору с такой вот изнанки. Из-за этого лучше можно понять главного героя, закинутого в совершенно чуждое место и действующего просто на обнаженных нервах. И хотя в романе показана небольшая часть обитаемого мира и события происходят в небольшом радиусе, всё равно вызывает сильные и часто противоречивые ощущения.

Космониты. Раса, представленная в романе «Стальные пещеры» как отстраненные наблюдатели, практически во всем идеальные, имеющие очень большой вес в политике и социуме планеты Земля и представленные чуть ли не хозяевами всей Галактики, этакими полубогами, на деле оказались теми, кем себя зарекомендовали, а вовсе не теми, кем являлись. Сильный ход. У читателя появляется невольная гордость за родную планету, за человечество, за главного героя, который это человечество представляет.

Глэдия. Я просто был абсолютно уверен в том, что тот лирический эпизод в финале книги «Обнаженное солнце» не может закончится ничем. Что детектив Бейли и Глэдия просто обязаны будут встретиться вновь и что искорка, зародившаяся между ними, не должна будет угаснуть и линия их отношений получит свое развитие. Очень хорошо, что так и вышло. Очень украсило сюжет.

Р.Дэниел Оливо не сыграл в романе какой-либо значительной роли. Но его присутствие на страницах книги радует читателя не меньше, чем радует Элайджа Бейли его присутствие в ходе расследования дела. Без него было бы всё совсем не так. Всё-таки очень яркий и потрясающе достоверный персонаж.

Кульминация и финал романа просто восхитили. Роман стоит прочитать хотя бы даже ради них, потому что это действительно сильно, волнующе и красиво. Такого потрясающего финала я совершенно не ожидал. Он открывает бескрайние горизонты для дальнейших событий, а также для фантазии и воображения. Дух захватывает.

В принципе, по ощущениям, роман этот заслуживает высшей оценки. Но лучшим в цикле я пока считаю «Обнаженное Солнце». Поэтому хочется быть объективным. Девять.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересные ощущения возникают при чтении этого романа — как будто это герметичный детектив, хотя никаких явных поводов для этого и в помине нет. Даже наоборот. В самом начале главный герой проводит время на открытом пространстве, пытаясь привыкнуть к отсутствию защитных стен Города. Затем ему приходится снова совершить космический перелет и даже пережить (хоть и виртуально) отсутствие защитной оболочки корабля. Да и на планете Аврора прямо таки культ «неблизкого соседства» и больших территорий под открытым небом. И тем не менее...

Может быть, дело в том, что с самого старта этого необычного расследования почти как мантра повторяется утверждение, что круг подозреваемых очень-очень ограничен и нет никакой возможности его расширить. А возможно, такому эффекту способствуют два вида агорафобии, которой подвержены как главный герой, так и другие действующие лица. Землянин Элайджа Бейли страдает более классической ее формой, которая заключается в паническом страхе перед любыми открытыми пространствами. А вот агорафобия обитателей Авторы не столь очевидна и, как верно замечено в самом финале романа, от нее труднее избавиться. Речь идет о боязни покинуть защитные рамки нравов, обычаев и предрассудков сложившегося на планете общества.

Кроме тем отношений между человеком и созданным им ИИ, а также выхода из, как сейчас модно говорить, «зоны комфорта» и взглядов различных обществ и отдельных людей на секс, в этой книге есть несколько довольно забавных тематических рефренов: детектив Элайджа Бейли осваивает незнакомый и нередко довольно чуждый ему мир через еду и... посещение уборных. :)

А если серьезно, то расследование ведется очень скрупулезно, от расспросов и рассуждений главного героя иногда веет чуть ли не занудством, но оттого еще больше проникаешься уважением к автору, который сплёл такую замысловатую паутину загадок и разгадок. Вот только финал меня несколько озадачил — неужели Бейли-человека нисколечко не смутило то, что он узнал? На мой взгляд, тезисы его последнего собеседника на Авроре более чем тревожные.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых замечательных книг в жанре «рободетектива». Вообще совмещение двух таких разных жанров литературы, как детектив и НФ, дело довольно сложное, но у мэтра робототехники это получилось (И, как видим, не один раз).

Что касается книги, то она заметно отличается от предыдущей («Обнаженное солнце»). Тут и больший мир, и больше действия.

Но что объединяет все книги цикла про Илайджа Бейли и Р. Дэниела Оливо — так это интрига. Как и в первых двух частях тетралогии, тут мы видим один большой морской узел, состоящий из протагониста и ряда других героев (как людей, так и роботов). С каждой страницей мы как бы затягиваем узел, и чем ближе мы к финалу книги — тем быстрее затягиваем. Но развязка книги все расставляет по своим местам, и мы невольно как бы говорим себе: «Невероятно!», или «Я так и знал!».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь Элайдж Бейли распутывает туго запутанный клубок обстоятельств, и вновь вытряхивает из шкафов толпы запылившихся скелетов, и вновь великолепные напарники — на коне, а преступников... отпускают с миром. Но мы-то знаем, что на то есть особые обстоятельства, ведь пожертвовав малое, Элайдж Бейли выигрывает много большее — право Земли на прекрасное далёко.

Роман изрядно затянут — первую половину читать довольно скучно. Впрочем, именно тут автор раскидал множество мелких, незначительных с виду обстоятельств, которые впоследствии сыграют важную роль. Роман изрядно шокирует обилием «взрослого контента» — честно говоря, от Азимова я таких подробностей не ожидал. Мир Авроры, как и мир Солярии из предыдущего романа — ну, не сказать чтобы прям уж так складен и гармоничен, не всегда веришь, что подобное общество жизнеспособно и реалистично.

Но на всё это стоит закрыть глаза ради финального разговора Элайджа Бейли и Р. Жискара Ривентлова — вот это поворот!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Безобидный тактичный скромняга допотопный робот вдруг оказывается серым кардиналом, решающим за людей, что для них благо, а что пойдёт во вред.

То ли ещё будет! Если меня правильно информировали, в следующем романе парочка роботов вообще изобретают Нулевой закон роботехники со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так что, перед финалом есть смысл запастись попкорном.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

У роковой женщины с планеты Солярия Глэдии Дельмар опять возникли проблемы. На этот раз окончательно вышел из строя человекоподобный робот Джендер Пэнелл. Всё бы ничего, но подобных роботов в Галактике было всего двое. Джендер и наш старый знакомый Дэниел Оливо. А так как у космонитов, живущих в окружении роботов, вопрос с преступностью давно закрыт, то для расследования преступления в очередной раз с Земли пришлось вызвать Элайджа Бейли.

По хронологии цикла со времени предыдущего романа прошло всего два года, однако между их написанием лежат почти тридцать лет. И это хорошо ощущается. В тексте упоминаются компьютеры, поднимается животрепещущая проблема секса с роботами, повествование становится многословнее и скучнее, чего уж там. Но зато в финале взрывается настолько мощный «вотэтоповорот», что при первом чтении буквально сносит крышу. А ещё Три Закона начинают восприниматься как сложная сбалансированная структура, а не как некие аксиомы, о смысле и наполнении которых и не стоит задумываться.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько удивило то, что разгадка непосредственно того дела, ради которого Бейли вызвали с Земли на Аврору, остается как бы за скобками, ни на что в глобальном смысле не влияя (к слову, как и в предыдущих двух книгах цикла). В остальном же — умная, мастерски написанная книга, вполне достойное продолжение серии.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх