fantlab ru

Джеймс Типтри-младший «Девушка, которую подключили»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.42
Оценок:
298
Моя оценка:
-

подробнее

Девушка, которую подключили

The Girl Who Was Plugged In

Другие названия: Девочка, которую подключили

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 57
Аннотация:

Ф. Берке, одинокая безобразная девочка, после неудачной попытки покончить с собой получает второй шанс в жизни, когда её сознание выбрано, чтобы управлять искусственно выращенным телом.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— антологию «New Dimensions 3», 1973 г.

— сборник «Warm Worlds and Otherwise», 1975 г.

— антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.

— сборник «Her Smoke Rose Up Forever», 1990 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «Cybersex», 1996 г.

— антологию «Visions of Wonder», 1996 г.

— журнал «Если 2000'8», 2000 г.

— антологию «The Ultimate Cyberpunk», 2002 г.

— антологию «The James Tiptree Award Anthology 3», 2007 г.

— сборник «Счастье — это тёплый звездолёт», 2018 г.

— антологию «The Future Is Female! More Classic Science Fiction Stories by Women, Volume Two: The 1970s», 2022 г.

— антологию «The Big Book of Cyberpunk», 2023 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Короткая повесть

номинант
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Короткая повесть

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1986 // Научная фантастика - Рассказ (США)

номинант
Премия "Нильс Клим" / Niels Klim-prisen / Niels Klim Award, 2012 // Длинный рассказ (США)

Похожие произведения:

 

 


Счастье — это теплый звездолет
2018 г.

Периодика:

Если № 8, август 2000
2000 г.

Самиздат и фэнзины:

Границы бытия
2004 г.
Девочка, которую подключили
2012 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

New Dimensions 3
1973 г.
(английский)
New Dimensions III
1974 г.
(английский)
New Dimensions III
1974 г.
(английский)
Warm Worlds and Otherwise
1975 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 3
1977 г.
(английский)
Warm Worlds and Otherwise
1979 г.
(английский)
Her Smoke Rose Up Forever
1990 г.
(английский)
Cybersex
1996 г.
(английский)
I premi Hugo 1974-75
1996 г.
(итальянский)
The Ultimate Cyberpunk
2002 г.
(английский)
Her Smoke Rose Up Forever
2004 г.
(английский)
The James Tiptree Award Anthology 3
2007 г.
(английский)
The Future Is Female! More Classic Science Fiction Stories by Women, Volume Two: The 1970s
2022 г.
(английский)
The Big Book of Cyberpunk
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Со всех сторон просто офигенная повестуха. В ней одной и запрятаны все без исключения пласты того, что чуть позднее оформится в киберпанк. Этакий сжатый архив всех атмосфер, идей и стилистик, которыми пользовались знаменитые «отцы» поджанра (вот же бяда, оказывается, не первопроходцы). По сути, все они просто коллективно переписывали этот самый один рассказ. Вильям наш Гибсон, разумеется, неспроста обозвал кинозвезду из «Муравейника» не иначе как Тэлли Ишем. Вообще, Гибсону, Стерлингу, Суэнвику сотоварищи полагалось бы одной вежливости ради таскать Алисе десятину от полученных гонораров или почтой высылать ей по ящику вискаря с носа. А после, как она покинула наш мир, хотя бы раз в год зажигать по свечке на её могиле. Ибо влияние того произведения в их творчестве заметно аж по сию пору (заглянуть хотя бы в гибсоновские штуковины последних лет, как то «Периферали» и «Агент влияния») – 50 лет уж как.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целях привлечения внимания к творчеству замечательного писателя Джеймса Типтри-младшего, нормальный сборник избранных произведений которого, наконец-то, планирует издать «Азбука» летом 2017 года в серии «Мир фантастики», посвящаю свой юбилейный 500-й отзыв повести «Девочка, которую подключили»...

»...и не такое уж это далекое будущее, папаша.»

Я не знаю, сколько раз я перечитывал эту повесть. Раз десять, наверное, точно. И это с учётом того, что осилил я её далеко не с первого раза. Своеобразный язык автора и рваный ритм повествования никак не способствуют лёгкости восприятия. Но через первую треть повести просто НАДО продраться, потому что потом картинка, наконец, складывается из отдельных эпизодов, и ты уже буквально не можешь оторваться от истории, которую рассказывает тебе Типтри-младший. Он же (или она же?) — Алиса Шелдон. Рассказывает, совершенно не заботясь о том, всё ли тебе понятно, ничего не разжёвывая и толком не объясняя, перескакивая с одного на другого, да и обращаясь, в общем-то, не к тебе:

«Говорю тебе, сюда смотри, папашка дохлый. Видишь, к примеру, ту пигалицу?

Вон там, в толпе. Она пялится на своих божков. Одна дрянная девка в городе будущего (ты не ослышался). Смотри дальше...»

Это история о том будущем, которого пока не случилось. Но кто даст гарантию, что оно не случится через пять, десять или двадцать пять лет? Ведь эта циничная история — прежде всего о торговле. В будущем, созданном воображением Типтри/Шелдон, запрещена реклама. Любая реклама. Но кто помешает использовать скрытую рекламу? С этой целью создаются модифицированные эмбрионы — оболочки, которыми при помощи сложной технологии управляет Удалённый Оператор, или попросту Удалёнка. Эти искусственно созданные тела нацелены только на одно — демонстрировать те или иные вещи на экранах голопроекторов, чтобы люди захотели себе такие же. Соответственно и тела — необычные: «на постели садится самая хорошенькая девочка, какую ты когда-либо видел. Она трепещет – ну прямо порно для ангелов». Одним из таких тел выпадает шанс управлять безобразной бездомной по имени Ф.Берке. При этом «она чувствует себя в этом миленьком тельце. Когда ты моешь руки, ты чувствуешь, как вода попадет тебе на мозг? Конечно, нет. Ты чувствуешь воду на руках, хотя это «чувство» – на самом деле набор потенциальных сигналов, проскакивающих в электрохимическом желе у тебя меж ушей. А попали туда эти сигналы по длинным импульсным цепям от твоих рук над раковиной. Именно так мозг Ф. Берке в шкафу чувствует воду на ее руках в ванной. Тот факт, что сигналы по дороге в мозг перепрыгнули через пустое пространство, не имеет ровным счетом никакого значения. Хочешь ученого жаргона? Это называется эксцентрическая проекция или сенсорная референция, и все это ты проделывал всю свою жизнь. Ясно?» Вот только чуть позже появляется одна загвоздка — Ф.Берке перестаёт ощущать себя в своём уродливом теле...

А дальше будет история, от которой лично у меня — мурашки по телу. Жёстко, цинично, страшно, местами даже жестоко, но при этом — про любовь. Про настоящее чувство, которому ничто не может стать помехой. Только вот на хэппи-энд рассчитывать не приходится. «А ты что, решил, это Золушка на транзисторах?» И это, напомню, написано в 1973 году! Задолго до «Аватара». И как написано! Пересказать невозможно — это нужно читать... В те времена ТАК фантастику не писали. И не зря «папочки киберпанка», которые Гибсон со Стерлингом, неоднократно поминали Типтри как прямого предшественника киберпанков.

Одним словом — рекомендую. Однозначно. Особенно тем, для кого киберпанк — не просто слово. «Девочка, которую подключили» без преувеличения — настоящая веха для жанра. И очень жаль, что в нашей стране данная повесть не сказать, что особенно популярна, как и творчество Типтри-младшего в целом. Надеюсь, сборник от «Азбуки» исправит ситуацию.

P.S. Случайно ли первой в мире сенсорной книгой стала именно «Девочка, которую подключили»? (подробности тут: https://fantlab.ru/blogarticle40339) Вряд ли. Потому что Будущее — ближе, чем мы можем себе представить...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ -лауреат премии Хьюго 1974 года, номинант премии Небьюла 1973 года.

Пронзительный сюжет, страшная история. Нет, не ужастик. Как полюбить биоробота, не зная об этом? Трагедии нашей жизни -как их много. Впечатлительный рассказ.

Можно ли манипулировать сознанием чужого человека?Можно и скоро это произойдет, если не происходит уже сейчас.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложно мне дался этот рассказ. Некие абзацы приходилось перечитывать несколько раз, чтоб поймать ускользающий от меня смысл. Видимо, просто не мой стиль изложения. А вот суть произведения, несмотря на то что оно было написано в далёком 1973 г., остаётся актуальной и сегодня. Алчность, жажда заработать, насилие, цинизм, желание управлять людьми...

Обезображенная девочка после неудавшегося самоубийства подключена к виртуальному миру. У неё, вернее её глянцевой обложки яркая, насыщенная, богатая жизнь, а её тело в это время корчится в шкафу. Нам, потребителям, нужен глянец, лоск, красота. Так было и так, к сожалению, есть. И создатели «куклы» могут дать это в избытке, вот только они не учли, что среди пластикового мира всё ещё существует любовь. Правда, это мало помогло главной героине, но всё же дало надежду читателю.

Для меня — это рассказ-предупреждение, рассказ-предсказание. И я абсолютно согласна с финалом, хэппиэнду в этой истории я бы не поверила.

Из особо запомнившихся цитат:

« — Новости, — он смеется. — В новостях нет ничего, кроме того, что они хотят, чтобы люди знали. Полстраны может сгореть, и никто ничего не узнает, если они того не захотят. Ди, разве до тебя не доходят мои слова? Это же тотальный контроль над вещанием! Они зомбировали всех и каждого, чтобы люди думали то, что им показывают, хотели того, что им дают, и дают то, что сами же запрограммировали хотеть. Замкнутый круг — ни вломиться, ни вырваться. И ни одной зацепки. Думаю, у них и плана никакого нет, кроме как поддерживать вращение этой карусели. И Бог знает, что происходит с людьми, или с Землей, или, скажем, с другими планетами. Единый гигантский водоворот мусора и лжи, в котором все кружатся и кружатся и ничто никогда не изменится. Если мир не проснется вскоре, с нами покончено!»

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё из-за любви и её недостатка.

Сколько приходится на наш век людей, подобных Ф.Берке? Особенно женского пола... Их напряжёнными лицами переполнены улицы и социальные сети. Прилагая неимоверные усилия и затрачивая любые суммы они стараются сделать со своей внешностью всё, чтобы не быть собою. Ягоды, ногти, грудь, губы, глаза, гнёзда на головах. Имена. Они полностью отказываются от себя естественных, стараются сделаться особенными, совершенными. Но они только кажутся такими и только себе. Кажутся, но не являются. Внутри они такие же израненные, надломленные жизнью, родителями, сверстниками и коллегами. Через километры и гигабайты они лезут из кожи вон — доказать своё превосходство, как можно откровеннее проявляя свои особенности, но вместо этого тонут в серой массе подобных «индивидуальностей». Надо помнить и понимать, что любой товар найдёт своего покупателя. Ценность каждого в изначальной оригинальности, в этом же и тяжкое бремя (ответственности). Человеческая катастрофа состоит в отрицании своей природы и самого себя, тут причина всех болезней и одиночества. Зависимость от чужого мнения, соперничество на грани безумства, всё это из-за недостатка любви. Только она, окаянная и святая, способна исцелить душу и заполнить ту, бесконечно растущую чёрную дыру, хлопаньем белоснежных крыльев.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю попытки «реабилитации «для себя» текстов Алисы Шелдон (в данном случае — ее «литературной персоны» (псевдонима) Джеймса Типтри младшего). Согласись, уважаемый потенциальный читатель, есть некая тайна, некая загадка — в том, что не принимает организм оных текстов, почитая за чуждые абсолютно. Ведь в чисто техническом плане — в смысле литературной «техники исполнения» — с оными текстами, вроде бы, особых проблем не фиксируется. Тогда — почему?

Единственная возможность получить адекватный ответ — «отключить эмоции», сформулировать Тему текста как набор конструктов, формирующих проблематику повествования, и оценить приемлемость восприятия этого набора. Вот теперь — если реализовать все вышеозначенное — тайны никакой нет. Даже несколько жаль, что интрига — исчезает. В данном тексте Автор живописует нам некое действо, основными сюжетообразующими базовыми блоками которого являются следующие:

*** попытка нейтрализовать негативные аспекты периодических кризисов перепроизводства за счёт высокотехнологичных адресных воздействий на сознание потенциальных потребителей;

*** допустимость использования сознания Личности в качестве базовой программы дистанционного управления биороботом — в определенных обстоятельствах, связанных с данной Личностью;

*** приемлемость принципа: «...если человек не способен — в силу ряда обстоятельств — обеспечить своё существование самостоятельно, допустимо использовать его Личность на благо общества — как элемент высокотехнологичной системы...».

В чем может быть мой «интерес» чтения «этого»? Мне это — ЗАЧЕМ? Чтобы «убедиться» в том, что это отвратительно и безобразно? Так, пардон, я и без этого текста в оном абсолютно уверен. Услышь меня, уважаемый потенциальный читатель: «Я вырос на текстах Стругацких, Крапивина, Булычева, Логинова, Кларка, Азимова, Шекли, Герберта...» (всех перечислить не смогу — места не хватит). То, что мне предлагает в своём тексте Алиса Шелдон — это издевательство над самой идеей Фантастики. Для меня это абсолютно чуждо. И — надеюсь — для миллионов таких же, как я».

Вот, как-то так. Второй текст — и, пока, результат стабилен

Оценка: 1
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Девочка которую подключили. ОЧЕНЬ странный рассказ. Читается тяжело. Антиутопическое будущее. И девочка уродка которая получает ШАНС. Место с рекламой не понял. Похоже ее запретили чтобы иметь монополию на рекламу. ну и.. Да она несколько умственно отсталая... не поняла чем грозит отключение. не поняла что те ( в отношении нее) вовсе не злыдни а честно выполняют сделку. Ну и даже не намекнуть любимому о правде? Понимаю тяжело. Но на что она надеялась?

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что я могу сказать? Достаточно неоднозначное чтиво. Сразу же хочется отметить тот слог, которым описано повествование: он мне показался грубым что ли? Приходилось прямо-таки продираться сквозь хитросплетение фраз и прямого обращения ко мне, читателю. Примерно половина рассказа проходила с мыслью, «ну к чему же они ведут?» «зачем затягивание идёт?», возникают различные попытки предугадать финал, но, увы, финал как-то смялся для меня, что ли? Одна из тем, которая начала проясняться и заставила бы доктора Тесла поседеть, как по мне, не особо сильно проявила себя. Мир какой-то немного спутанный. Попытка представить его как-то не особо ассоциируется с тем, что видишь и читаешь на страницах рассказа. Однако, не тороплюсь с выводами, может, его нужно прочитать неоднократно, чтобы понять что хотел сказать автор? И, чем-то смутно-неуловимым он меня зацепил. Даже не могу понять чем... может, описанием социума потребителей с вопросом «а куда мы катимся?» или же попыткой написать новую «Золушку», которая отнюдь не похожа на добрую сказку Шарля Перро? Не могу сказать чем именно, но какой-то тёмный осадочек остался.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав повесть спустя почти полтора десятка лет, с изумлением констатирую, хорошие произведения с годами становятся лучше. Киберпанка да и любой другой фантастики за эти годы прочитано немало, а таких по-хорошему драйвовых и безнадежных повестей как-то сразу не вспоминается. Фишка данной повести в том, что чуда не будет, но минимальный шанс на него был, просто это не сказка про Золушку, в светлом будущем мира капитала автор сказок не видит, да и откуда им там взяться.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для 1973 года содержание произведения выше всяких похвал. У меня претензии к подаче материала. Сложновато читать, еще сложнее слушать в аудиоварианте. Рваный, сумбурный текст.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грустная история о людской алчности зависящей от своеобразного симбиона -гибрида компютера и человеческого мозга и пустого вегетативного тела управляемого гибридом. Филадельфия Берке, изуродованная уличная девочка, едва ли понимающая происходящее вокруг неё, вдруг получает ВСЁ. И начинает жадно впитывать жизнь через тело «куколки» Делфи абсолютно теряя последнюю связь с реальностью отождествляя своё «Я» с другим телом.

Пока тело Дельфи активно используют как ходячюю рекламу, её возлюбленный решает что эту малышку он не обязан делить ни с кем, и смело выключает её из сети.

Жуткая циничная реальность, отвратительно даже представлять себе что можешь оказаться в роли одного из действующих лиц этой трагедии. а ведь мы так любим надевать чужие лица

Самое интересно, после того как эта история получила «Хьюго» в 74 и до 76 никто не знал что Джеймс Типтри — женщина. Женщина весьма интересная, кроме того что она воевала в Великой Отечественной, она служила в разведке и работала в ЦРУ, была доктором психолигии и умерла также как писала и жила- застрелилась после того как застрелила собственного мужа

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Переложение идеи из андерсоновского «Зовите меня Джо», только с добавлением любовной истории и пары штрихов про ужасное будущее, и истерично-бессвязным языком.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Заря киберпанка, никаких выкрутас и аллюзий. Лаконичный сюжет. Очевидное развитие. Сильные чистые краски. Очень необычный язык (видимо, низкий поклон переводчику). Ложь, реклама, красота, глупость и смерть.

Декорации рассказа забавно перекликаются с хваленой «Девочкой-флейтой» Бачигалупи. Если не учитывать время написания рассказа, он может показаться простоватым, и вторичным по отношению к Гибсоновским моделям. Но я учитываю.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Произведение читается очень легко, история не сказать что бы необычная, ожидаемо отсутствует хэппи-энд, что немного давит.

Девочка обреченная на жалкое существование, получает возможность прожить другую жизнь. Прекрасную жизнь, в центре внимания, в окружении прекрасных вещей, поклонников. Также ей удается заполучить внимание настоящего принца. Она старается взять от жизни то, чего ей так не хватало, но читая вы постоянно находитесь в ожидании часа «Ч», когда карета превратится в тыкву, а лошади станут мышами.

Подробности стерлись в памяти, могу сказать, что сюжет захватывает и не отпускает в ожидании мрачной развязки.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, заря киберпанка, может быть один из первых рассказов на эту тему.

Да, остросоциально,

да, зло,

да, «рассказ–крик»,

да, «рассказ – предупреждение»…

Но вот воплощение… ниже среднего — сумбурный рваный текст, автору абсолютно наплевать на читателя, типа пусть он сам там разбирается… хотя может автор и сам запутался в своих выкладка.

Вердикт: Очень плохо написанный рассказ с простым, но новаторским в свое время сюжетом. Лихая, но не очень талантливая заявка на «киберпан»… Сейчас можно прочесть только из «любви к искусству»…

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх