FantLab ru

Майк Резник «Кириньяга»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Голосов:
97
Моя оценка:
-

подробнее

Кириньяга

Kirinyaga

Рассказ, год; цикл «Рассказы об Утопии»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

В начале времен Нгаи создал три племени — масаев, камба и кикуйю. Все они жили в согласии со своими традициями, однако со временем масаи и камба начали идти на компромиссы и их племена выродились. Немногие оставшиеся представители племени кикуйю, дабы сохранить свою культуру и свои обычаи, переселяются на планету Кириньяга, где живут в соответствии с заветами Нгаи. Однако цивилизованные люди и тут до них добираются и требуют, чтобы кикуйю начали жить по законам цивилизованного общества.

Входит в:

— цикл «Рассказы об Утопии»  >  роман «Кириньяга: Рассказы об Утопии», 1998 г.

— условный цикл «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction»  >  антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.

— условный цикл «Лучшее за год»  >  антологию «The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection», 1989 г.

— условный цикл «The Best from Fantasy and Science Fiction»  >  The Best from Fantasy & Science Fiction: Anniversary Anthologies  >  антологию «The Best From Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology», 1994 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1989 // Рассказ

лауреат
Премия читателей журнала "Science Fiction Chronicle" / Science Fiction Chronicle Reader Awards, 1989 // Рассказ

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1997 // Зарубежный рассказ года

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1988 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 



Периодика:

Если № 11, ноябрь 1996
1996 г.

Самиздат и фэнзины:

Кириньяга
2016 г.
Самое далекое плавание. Посвящается Хьюго Гернсбеку
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Best New SF 3
1989 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Sixth Annual Collection
1989 г.
(английский)
The Norton Book of Science Fiction: North American Science Fiction, 1960-1990
1993 г.
(английский)
The Best from Fantasy & Science Fiction: A 45th Anniversary Anthology
1994 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of The Best of The Best New SF
2008 г.
(английский)
Win Some, Lose Some: The Hugo Award Winning (and Nominated) Short Science Fiction and Fantasy of Mike Resnick
2012 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Угробив культуру кикуйю на Земле, цивилизованный социум (потомки тех, кто угробил) дали кенийскому народу шанс на ее возрождение, отведя целую планету, пообещав не вмешиваться, лишь чуь-чуть подправляя орбиту, что бы климат не менялся, а бананы, как в анекдотах, падали сами. Да, еще перед этим хищников истребили, оставив исключительно в санитарных целях гиен. В общем, бремя белого человека. Но злобные кикуйю задумали недоброе, а ставшие суперсверхтолерантными белые ничего не подозревают...

Довольно оригинальна идея, чуть слабее сюжет, а вот психологическая составляющая, должная нести заметную нагрузку, не очень удалась. Отсюда оценка не выше «крепкого рассказа».

P.S. Кстати, по открытым данным кикуйю сейчас более шести миллионов. Бойся, цивилизация)))

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ страшный на самом деле. Никакое преступление против человека, а тем более убийство младенца не может оправдываться ничем. Ни традициями многих веков, ни религиозными догмами (ими тем паче!), ни заботой о сохранении мудрости народа. И уже то, что молодые кикуйю взялись за копья, чтобы якобы защищать свой дом, а шаман готов учить их «убивать, калечить и совершать зверства», и вовсе ужасно. Не он ли, Кориба, говорил, что кикуйю не начинает войн, а только защищается?? Вообще, слово «шаман» по отношению к нему нужно взять в кавычки: никакой он не мундумугу, не шаман, но преступник и манипулятор вверенными ему дикарями будущего. Он лжёт, изворачивается и лицемерит, прикрываясь благородными мотивами, потому что понимает, что если люди из Обслуживания Утопии вмешаются, то тут и кончится его власть, и не получит он больше козла в своё стадо, и не придут к нему в нужную минуту.

Кстати, при внимательном рассмотрении становится ясно, как Майк Резник относится к кикуйю в сравнении с масаи. О масаи он всегда пишет с теплотой и участием к их судьбе, настроение же этого рассказа о кикуйю окрашено в багряно-кровавые цвета тревоги и страха. Масаи в его историях благородны и верны традициям предков исключительно из верности к традициям, кикуйю же движут совсем другие посылы: злоба, месть и упрямство. Хранить и чтить традиции – дело верное, трудное и нужное, но только в том случае, если оно не идёт рука об руку с глупостью, варварством и дикостями старины глубокой. А убийство – оно и есть убийство, как бы его не разукрасили. И грустно и страшно, что на этой Кириньяге псевдошаман сделает всё, чтобы кикуйю произнесли «слова ужасной клятвы и совершили ужасные поступки»…

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В сознании каждого человека на глубинном уровне заложены традиции и обычаи, в соответствии с которыми его народ жил многие столетия. Начиная с ХХ века грань между национальностями стирается, люди понемногу спаиваются в несколько крупных альянсов, мало помалу жертвуя определенными обычаями. Так, например, хочешь стать членом ЕС — не смей отрубать ворам правую руку, даже несмотря на то, что так веками поступали твои предки. Это нецивилизованно. Именно против такой спайки народов в однородную массу и выступают антиглобалисты. Да, возможно кому-то обычаи чужой страны кажутся варварством, но по этим законам раньше жило их общество и в том числе и они определяют их гражданское самосознание.

Именно эта проблема является центральной в рассказе Резника. Представители немногочисленного народа гикуйю бегут с Земли, чтобы лелеять свои традиции и жить в соответствии с обычаями. Однако другим эти обычаи кажутся слишком жестокими... и перед гикуйя ставится выбор — или избавиться от традиций, или умереть как народ...

Сильный рассказ. Главным персонажем в нем выступает главный шаман племени, главный хранитель традиций. Он готов пойти на все, чтобы все продолжалось в точности как и раньше. Великолепны и его притчи, которые он рассказывает за костром, и концовка — сильная, страшная, после которой понимаешь, что другого выхода у такого народа в «цивилизованном мире» просто нет.

Очень советую.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ- лауреат премий Хьюго 1989 года, лауреат Премии читателей журнала «Science Fiction Chronicle» 1989 года, лауреат Премии SFinks 1997 года. Номинант премии Небьюла 1988 года.

Такой иносказательный сюжет. Можно провести параллель между колонизацией Африки и навязыванием правил поведения планете Кения.

Мы вроде подняли уровень развития народов Африки, но что осталось от их самобытной культуры? Развитие самостоятельное прекратилось.

Так же наверно будет и при контакте с инопланетянами- они нам навяжут свою цивилизацию, и разве это будет прогресс?

Автор поднимает на сегодня самую спорную философскую проблему контакта.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх