fantlab ru

Адриан Чайковски «Дети времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
562
Моя оценка:
-

подробнее

Дети времени

Children of Time

Роман, год; цикл «Дети времени»

Аннотация:

Доктор Аврана Керн проводит эксперимент по наделению животных разумом. Терраформированная планета должна стать домом для обезьян, с которыми спустя века Керн мечтает говорить как с равными. Но по Земле и ее колониям прокатывается война. Эксперимент и его наблюдатель отрезаны от всех. Через две тысячи лет на сигнал бедствия Керн прилетает корабль-ковчег с остатками человечества. Мир Керн его последняя надежда. Кажется, пропасть непонимания между последними людьми и экспериментальным видом непреодолима, ведь разум обрели не обезьяны, а совсем другой вид.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2016 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2018 // Лучшая книга года (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2019 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2019 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2019 // Зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 2019 // Лучший зарубежный роман (Великобритания)

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2019 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2019 // (Великобритания)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2020 // Книги — Научная фантастика года

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2020 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第53回 (2022) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Дети времени
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Children of Time
2015 г.
(английский)
Children of Time
2016 г.
(английский)




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю пауков и почти сразу собрался бросить книгу. Однако, всё откладывал и в конце концов дочитал. Вполне хороший роман, достаточно увлекателен, твердая НФ, хотя и много условностей.

Но, это ж не научная работа в конце концов.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наслушавшись-начитавшись восторженных отзывов в рунете купил сразу на бумаге и пожалел потраченных средств. Тут много философских рассуждений об этом романе. Я же оцениваю только увлекательность чтения, а оно, к сожалению не на высоте. Местами так много ненужного текста, что порой таки пропускал некоторые обзацы. Идея интересная, реализация нудноватая.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы назвал эту книгу космической оперой с многочисленными научными элементами.

Сюжет. Оценка 8

Две сюжетные линии рассказывают о космическом корабле земных колонистов и о планете, существа которой подверглись генетической модификации. Сюжет о планете мне понравился больше, чем о космическом корабле. Эта линия напичкана научными идеями и поворотами сюжета. В ней показано развитие изначальной цивилизации, которая решает многие проблемы, в том числе и приходящие к этой цивилизации из космоса. Сюжетная линия космического корабля более стандартна, однако также насыщена событиями. В книге есть некоторая глобальная предсказуемость и различные сюжетные послабления, которые можно объяснить уникальными фантастическими технологиями. Это не приводит к большому снижению оценки, так как сделать все логично в такой сложной книге крайне трудно.

Персонажи. Оценка 8

Несмотря на то, что персонажи на планете часто меняются, показаны они великолепно. Каждый представитель этого вида озабочен насущными проблемами, позволяющими им проявить свой характер. Хорошо показаны гендерные различия этих существ и связанные с ними проблемы. Главные герои в космосе, в том числе и на планете-спутнике, тоже весьма различные. Их мотивы хорошо отражены. Интересная идея с личностью наблюдателя эксперимента. Мне понравилось, что название книги соответствует ее героям.

Диалоги. Оценка 8

В книге хорошие, но не выдающиеся диалоги. Возможно, надо было ярче отобразить оригинальность способа ведения диалогов на планете.

Стиль письма. Оценка 7

Несмотря на большой объем, книга читается легко. Научная информация органично вплетена в сюжет и не мешает чтению. Некоторые диалоги и события написаны однообразно.

Миростроительство. Оценка 10

В книге исключительно высокий уровень построения мира — множество идей из самых разных областей науки. Отображение цивилизации на планете — один из лучших образцов жанра. Некоторые идеи не разрабатываются более подробно, логично и последовательно, но это невозможно сделать при их большом количестве и требованиях художественной книги.

Заключение. Общая оценка 8

Одна из лучших первых книг серии в жанре космической оперы.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Откровенно говоря, разочарован.

В процесе чтения не веришь ни единому размышлению\идее автора о разумной расе пауков, настолько она человечна. Огромное количество допущений и нелогичности. Концовка в целом настолько предсказуема и глупа, что возникло ощущение, что прочел сценарий очередного фильма Марвел.

Оценка: 4
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, что делать, если страшно хочется стать титулованным фантастом, а своих идей для этого нет? Ответ прост: надо выбрать какое-нибудь не сильно известное современной публике произведение, которое уже получило несколько престижных премий, и переписать его, как говорят школьные учителя, «своими словами». И ещё запастись некоторым количеством денег, чтобы занести обзорщикам и рецензентам, которые расскажут, что это совершенно необычное, уникальное, ни на что непохожее, совершенное творение, и они никогда такого прежде не видели.

А дальше сеть сама обо всём позаботится и потащит в массы уже без авторского участия.

Речь, конечно, идёт про «Глубину в небе» Винджа, и я даже при очень большом желании не смогла найти ни одного внятного различия между романами, зато весь сюжет, все философские идеи и все персонажи прям вышли из одного творческого котла.

Просто, что говорится, следим за руками.

Люди, оказавшиеся перед лицом безжалостного космоса без инструментов и технологических запасов, и их единственная надежда — мир пауков. Пауки, которые освоили собственные технологии и построили совершенно отличную цивилизацию, но именуются «для удобства» человеческими именами, потому что такова задумка. Главный герой — «транскриптор», переводчик или классицист, который способен коммуницировать с обеими культурами. Биологические компьютеры из живых существ, приравненных к насекомым, только здесь в самом деле насекомые, а там были люди, полностью отъехавшие от этой реальности. Вирус, который уничтожает остатки человечества и порабощает их во имя местного диктатора. Внезапный сплав человеческого и паучьего сообщества во имя светлого будущего.

Божечки-кошечки, да Чайковски даже финал скопипастил со своим «Вояджером», только вместо винджевского Нювена у него в новый полёт к бескрайним холодным просторам с мотивацией «потому что тянет» отправляется какая-то праправнучка первых недоколонистов.

Новшеством, вероятно, можно считать то, что диктатором здесь выступает не мужчина, а женщина, некая истеричная бабища с манией величия, которая почему-то должна представляться читателю гениальным учёным. По факту она и оказывается не более, чем истеричной бабищей, у которой мозг давно заморозился (если когда-то был, потому что по сценам из пролога чёткое ощущение, что его всегда заменяло ЧСВ), к тому же, предательницей интересов собственного биологического вида.

Но сейчас модно продвигать повесточку «агрессивное поведение приматов — вина всех бед человечества, и вот если от него избавиться, то всё станет хорошо и наступит коммунизм», не думая о том, куда именно заведёт при столкновении с другим видом, эволюционировавшим из хищника, отсутствие агрессии. Однозначно, к миру и процветанию. Это ж всегда так работает. Вот жрёт тебя голодный крокодил — и мирно процветает.

Мир прописан кое-как. Как работает нановирус, например, который и стал завязкой всей этой так себе истории, чем он там разум стимулирует? Или почему этот долбанный искусственный спутник с Керн просто не сбили, разогнав парочку астероидов и навсегда прикрыв эту богадельню, которая с какого-то чёрта уверовала, что в праве решать за всё человечество? И любая мало-мальски важная техническая подробность лора не описана, зато нытьё истеричной Керн, которую ущемили в её божественности, размазывается на десять листов. Ой, да какая разница, книга ведь не о том. (тм)

А о чём книга? О том, какое неудачное человечество, и как обязательно надо его генетически модифицировать, чтобы оно стало аморфной массой, которая булькает восторгом от пауков? Спасибо, очень свежо.

Что имеем по итогу: плохой плагиат хороших идей, фанфик на «Глубину в небе» Винджа, в который ещё насыпали прямых цитат из «Возвышения» Брина. Будь это хотя бы хороший фанфик, я бы поставила оценку повыше.

Но нет. Он убог, потому что для переработки чужих идей тоже надо усилия прикладывать, чтобы можно было сказать «не украл, а вдохновился». И это не тот случай: усилия автора закончились на том, что он глубокомысленно задвинул в предисловии, что это «чрезвычайно личная» история.

Да что вы говорите.

Единственный выхлоп, который я смогла получить — вспомнила, что не прочитала третий тон «Зоны мыслей», хотя он уже у меня есть, чем, пожалуй, теперь и займусь. А Чайковски искренне желаю, чтобы его, так сказать, роман целиком украл какой-нибудь Netflix или Disney+, поменял персонажам цвет кожи и снял «оригинальный сериал», не выплатив ему ни цента роялти. Будет абсолютно справедливо.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея книги блестящая: эксперимент по внедрению на планете вируса, ускоряющего эволюцию специально привезенных приматов идет не так как задумано и срабатывает не на обезьянах, а на пауках. В результате чего пауки и прочие насекомые стремительно эволюционируют, становятся доминирующим видом на планете и развиваются в космическую цивилизацию, совершенно не похожую на человеческую.

Но исполнение этой идеи не впечатляет. Текст довольно сухой, герои заурядные и плохо запоминающиеся, кульминация и концовка сюжета разочаровывающие.

Есть и хорошие моменты, конечно. Кроме самой завязки сюжета, мне понравилось как автором была продумана цивилизация разумных пауков, их общество, язык, политическое устройство, их изобретения и технологии — все это довольно интересно и неординарно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В ходе прочтения возникают ассоциации с другими произведениями, например «Сами боги» или «Древний». Но ассоциации возникают на определённые приемы: такие как общение с другим разумом или путешествие во времени путем анабиоза. В целом книга понравилась, в некоторых комментариях люди пишут, что книга плагиат на произведение «Глубина в небе» — не читал, добавить не чего.

Затянутое начало, неожиданная концовка. Одна из немногих книг, которая не была отложена из-за отсутствия интереса.

К прочтению рекомендую на шестьдесят процентов. Время, проведенное с книгой, зря потраченным не считаю.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся почитать по рекомендации и знатно офигел. Такого плагиата ещё не видел.

Читал я в далёких и бородатых книгу Вернора Винджа Глубина в небе. Сначала подумал: нет, кажется, не может быть. А потом гляжу, я не один такой, увидевший дублирование многих моментов истории. И в чём разница: снова молодое распиаренное произведение и старенькая зачуханная фантастика, о которой знают единицы, ибо тогда, я так понимаю, это так не пиарилось. Один блоХер сказал, что это шедевр, и все побежали читать.

Немного из дублей повествования: снова у нас люди попадают в «неприятное положение», и вот мы имеем крутую расу пауков на планете. Тут и войны подъехали, непростые герои. Глав герой в одной книге переводчик, в другой — переводчица выступает мотиватором одного из главных героев. Ну и ещё там полно моментов, всех уже не вспомню (компьютеры из насекомых, компьютеры из людей), но ощущение дежавю при смаковании новой истории с языка уходить не хотело.

Концовочки тоже по мне так похожи. Да, понимаю, что оригинальный сюжет, когда так много всего написано, придумать, наверно, сложно (я не писатель, понятия не имею, как это происходит), но всё же, осадочек остался. Хотя, как знать, может автор Детей даже не в курсе, что задублировал кучу эпизодов, а может, вдохновился. В общем, за вторичность оценку снимаю.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дичайший плагиат на «Глубину в небе» Вернора Винджа, более писать не о чем.

Оценка: 1
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгий был путь у этой книги к изданию на русском. Ожидание, однако стоило того. Мне книга очень понравилась. Начиналась она конечно как твердая НФ с кораблем-ковчегом.. Ну я книгу уже думал относить в библиотеку, но потом я решил дать ей второй шанс и тут Остапа понесло, т.е., я уже не смог остановиться пока не прочитал книгу всю. Что хочется сказать. Во-первых, роман этот не твердая НФ а скорее космоопера. Что мне нравится. Во-вторых, несмотря на заезженное клише с разумными арахнидами, автору удалось привнести что-то новое в это. В результате, получилось что-то свое, новое. Вообще, главы с арахнидами — мои самые любимые. В-третьих, роману очень повезло что у него такая структура, которая размазывает сюжет на несколько тысяч лет, и отдельные части обрываются на самом интересном месте. Это придает истории полноценность, как ни странно это звучит. В четвертых, автору удалось передать атмосферу «равнодушного космоса», как он сам же и выразился. Не знаю как у него получилось, но я прямо ощутил это. В-пятых, мне не понравилась последняя часть, которая состоит всего из одной главы. Можно было бы написать еще страниц 100-150 и посвятить их взаимодействию пауков и людей. Было бы интересно. Так всегда получается, когда тебе интересен понравившийся роман, его объем непростительно мал, а вот когда неинтересен, то начинаются тонны «воды» 9/10

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, не знаю, это скорее технофентези\космоопера, чем научная фантастика, я люблю фентези и все такое,но уж слишком много тут сделано допущений. А еще тут вагон жанровых и не очень клише: полубезумные ученые,« апокалипсис в 1 день», мегавирус, примитивные аборигены с рогатками побеждают вояк намного более продвинутой цивилизации, взлом седалища\космического корабля (Почему ? Как ? Потому что вот так!), один человек устраивает диверсию на удаленном, автономном объекте(космическом корабле) и т.д. Это только то, что я сейчас вспомнил!

При всей моей критике книга написана технично, читается легко. Отлично подойдет для не напряжного чтения, особенно если вы не знакомы с жанром (хотя тут скорее сеттингом, автор оперирует известными вещами)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В фантастике полно описаний самых разных разумных инопланетян – на любой вкус, от гуманоидных, до всяческих причудливых тварей, вплоть до разумного океана Соляриса. А слабо описать разумную цивилизацию, развившуюся из вполне земного вида? Пауки, конечно, тоже мелькали среди инопланетных разумных тварей, но то были скорее злобные чудовища.

Будущее. Земляне находят в космосе планеты, похожие на Землю, проводят там терраформирование. Следующий этап – заселение. И вот тут на одной конкретной планете в виде эксперимента решили поселить колонию обезьян и запустить к ним нановирус, ускоряющий формирование разума. Чтобы спустя столетия земляне могли прилететь на планету и встретить там уже довольно разумных помощников. Как водится, если что-то может пойти не так, то это обязательно случится. В результате диверсии корабль, доставивший груз, взорвался, а капсула с обезьянами сгорела в атмосфере. Нановирус, однако, благополучно приземлился на планету – что ему, вирусу, сделается? На орбите осталась наблюдательная станция с доктором Керн, которая и затеяла этот эксперимент, а теперь намерена дожить до его окончания, хоть во плоти, хоть слившись с компьютерным разумом.

Нановирус принялся за дело. За неимением обезьян он внедрился в членистоногих: насекомых, ракообразных в морях и пауков. Вот эти последние как раз и достигли самых больших успехов по пути создания цивилизации. Причем цивилизация получилась очень своеобразной. Учитывая огромные физические отличия пауков от млекопитающих, а также отсутствие на планете залежей органического топлива, они пошли по пути не техники, а биохимии.

Между тем по космосу блуждает корабль-ковчег с остатками человечества. Они покинули ставшую совершенно непригодной для жизни Землю и ищут другую подходящую планету. За несколько тысячелетий поисков бодрствующие люди вели себя как и подобает венцу творения, которому дали в руки ружье. Споры, конфликты, сбрендивший на почве мании величия капитан. В итоге корабль просто начал приходить в негодность. Единственным решением казалось вернуться на планету пауков, откуда в первый раз людей выперли, и уничтожить ее обитателей, даже не дав себе труда задуматься: а что это такое, а не разумное ли оно. В общем, мои симпатии были на стороне пауков.

Очень хорошая твердая НФ. Альтернативная цивилизация прописана великолепно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Арахнофобам проходить за километр. Гуманистам за полтора. Но ближе к сути.

Да Винж, да «Глубина». Да корабли поколений, гибернации и игры с субъективным временем. Да арахниды и их цивилизация. Но это все только на беглый взгляд. Пауки здесь не водят машин, не сдают детей в школы, не работают в университетах и не ездят в отпуска. Не смотрят телевизор и не играют на фондовой бирже. Тяжелую промышленность и ядерную энергетику они так же не думали развивать. И, в отличие от «Глубины», это действительно пауки, а не «просто что-то примерно их напоминающее с виду».

Да, текст суховат. Но позволяет оценить эволюцию от и до. От мимолетных инстинктов до философских размышлений. От первобытной структуры, до целой цивилизации. От неприятных ползучих тварей, до существ, за которых переживаешь больше, чем за людей.

Комментатор чуть ниже упустил простую мысль. Это не «людишки недостойны», это выбор людей вести себя как люди. Действие — последствие. Если все пытаются уничтожить все, что им не нравится или чего они не понимают, в результате гибнет все. Но это именно выбор, а не предначертание.

В сухом остатке, достаточно занимательно и динамично. Без острой эмоциональной составляющей, как в «глубине», но интересно с точки зрения социологии. От муравьиной фермы, до пауков в банке.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Дети времени» оказался для меня очень подходящим произведением. Может быть это характеризует меня как посредственного читателя, но, хоть я и люблю научную фантастику, на многие современные образчики жанра у меня не хватает терпения: то автор пол книги описывает мир будущего, забывая про персонажей; то чтение превращается в изучение технической документации, да ещё и к выдуманному устройству. В этом плане, вышеупомянутая книга Адриана Чайковски на удивление сбалансирована и «человеколюбива», чем и пришлась мне по душе.

В «Детях времени» одновременно представлена значительная часть НФ тем: постапокалипсис, космические путешествия, «корабль поколений», терраформирование и колонизация миров, первый контакт, заигрывания с искусственным интеллектом, даже путешествия во времени, если за таковые принять стазис. И, казалось бы, такой винегрет вряд ли будет съедобен, но нет — Чайковски каким то образом выстроил все эти элементы в правильном, непротиворечивом порядке. Некоторые условности, конечно, есть: не очень понравилось, что муравьи выступают этакой палочкой-выручалочкой, закрывая практически все слабые места паучиного общества. Также, сначала не очень понравилась концовка — показалось, что получилось слишком много влияния deus ex machina. Однако, чуть позже, я осознал, что автор поступил вполне честно — как в хорошем детективе, ключевая подсказка была ещё в самом начале произведения.

На мой взгляд, роман «Дети времени» вышел очень увлекательным. Автор грамотно расставил акценты на событиях глобальных и локальных, поэтому интересно следить за судьбой как человечества и «паучечества» в целом, так и за отдельными их представителями.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гимн толерантности во всех смыслах.

Людишки недостойны. Надо дать дорогу паукам, да все равно кому, только не людишкам, противным, грешным, недостойным. Наука и космос — картонные задники. Написано гладко и профессионально. Технофентези.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх