fantlab ru

Джо Аберкромби «Последний довод королей»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.56
Оценок:
6423
Моя оценка:
-

подробнее

Последний довод королей

Last Argument of Kings

Роман, год; цикл «Земной Круг»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 286
Аннотация:

Это последняя книга трилогии «Первый Закон». Логен возвращается обратно на Север, Глокта принимает полномочия Наставника Адуи, а Джезаль неожиданно получает повышение по службе... Незначительные, казалось бы, события предыдущих книг неожиданно обретают важность, и больше не остается никаких секретов, персонажи показывают свои истинные лица, а все тайны одна за другой стремительно раскрываются, поясняя читателю неясные ранее вещи. Эта книга по праву считается лучшей в трилогии, ведь она наиболее насыщенна событиями и именно в ней происходят самые масштабные из них.

Джо Аберкромби завершает «Первый Закон» так, что его творение надолго останется в памяти читателей неизгладимым впечатлением прошлого.

Входит в:

— цикл «Земной Круг»  >  роман-эпопею «Первый Закон»


Награды и премии:


лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2011 // Лучший роман / авторский сборник нерусскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2008 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 2-е место

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2009 // Роман

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Переводная фантастика года

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Зарубежный роман года. 6-е место

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2015 // Переводной роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Последний довод королей
2011 г.
Последний довод королей
2013 г.
Последний довод королей
2015 г.
Последний довод королей
2017 г.
Последний довод королей
2020 г.
Первый закон
2020 г.

Аудиокниги:

Последний довод королей
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Last Argument of Kings
2009 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2010 г.
(английский)
Last Argument of Kings
2011 г.
(английский)
Останній аргумент королів
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  40  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не читал ПЛиО, поэтому сравнивать ничего ни с чем не буду.

Но это все равно ужас. Логика! Логика отсутствует в этой книге напрочь. И вообще, создается впечатление, что где-то ближе к концу 2 книги автор потерял интерес к серии и 3 книгу писал «на отвали». Контракт с издательством был на трилогию, чтоли?

Из самого запомнившегося — это, конечно же, гениальный план сражения с Бетодом. Упоминалось, что Бетод крепко окопался на холмах и войска союза упорно не могут взять эти высоты. Что же нужно сделать? Правильно! Отправить 800 человек в некую долину посреди гор, из которой есть только 1 выход и ждать пока Бетод...прийдет со всей армией, снявшись с укрепленной позиции...да что за бред я читаю?! Да он просто оставит сильный заслон у входа в долину и подождет пока они там с голоду перемрут! Это же, елки-палки, самый хитрый полководец Севера! Но нет, Бетод как козел на веревочке послушно снимается с места, оставляя у себя в тылу целую армию Союза, и идет штурмовать древнюю стену. Поступок, достойный гения тактики и стратегии, чего уж там.

Хотя, это вообще присуще 3 части — автор постоянно забывает какие характеры у персонажей — они меняются чуть ли не каждую главу. И еще меня немного раздражало то, что почти все персонажи ноют. Глокта вечно вздыхает о том, какой он был молодой и красивый, у Ферро мысли почти всегда заняты воспоминаниями о том, как плохо было у гурков, Джезаль хнычет, вспоминая былые беззаботные времена и больше всех ноет Логен — самый суровый и беспощадный убийца Севера. Кстати, у Логена чудесная регенерация — пальцы у него отрастают и отваливаются с невероятной скоростью — то у него нет мизинца, то среднего пальца.

Описание битв вроде бы эпичное, но быстро приедается, т.к. все битвы описываются одинаково — герой издает боевой клич, бьет вражину под щит(это вообще как — сгибается в 3 погибели?), отрубает ему руку/ногу (вариант — рука/нога/голова остаются болтаться на куске кожи/хряще/кольчуге) и потом могучим ударом отрубает половину черепа (сколько раз на форуме уже обсуждалась невозможность разрубания мечом черепа). Метательный нож, вонзившийся в лоб по самую рукоятку, окончательно добил мое воображение и заставил усомниться в своих познаниях анатомии.

Сама книга в целом настолько «эпична», что аж перебор. Во всем надо знать меру, даже в эпичности. Потому что, читая описание очередного грандиозного по размаху деяния, уже не восторгаешься, а думаешь «ага, еще одно описалово эпик сцены на 20 страниц».

Отдельно надо сказать про перевод. Как такое попало в печать вообще неясно, рука корректора явно не касалась этой книги. Переводы вроде thrall — тролль, hillmen — гномы и много чего еще неимоверно усложняют прочтение. Приходилось иногда смотреть в оригинал, чтоб понять — что же написал автор?

То, что у автора беда с концовкой книг, я понял еще в начале серии, но надеялся на более-менее внятный конец в 3 книге трилогии. Но нет, и тут нас ждет открытый финал. Зачем? Почему? Ведомо только автору.

В целом — книга испортила впечатление от до того неплохой серии. Нагроможденная концовка, спешащая дать ответы на все вопросы и завершить все сюжетные линии поскорее , неимоверное количество ляпов как автора, так и переводчика — все это привело к моей закономерно низкой оценке.

Оценка: 3
– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть искушения, которым невозможно противостоять, и одно из них — это желание узнать, что же будет дальше с героями полюбившихся книг. Всего лишь две трети «Первого закона» переведены на русский язык, но разве это может стать преградой? Напротив, чтение в оригинале, без посредников позволит мне ощутить истинную искрометность текста. Так думал я когда-то, считая, что первые две книги задали тон, и автору осталось только не уронить планку. Наивный! Я не мог даже предположить, что ждет меня в третьей книге.

Бешеная энергетика. Отрезвляющая, гнетущая серьезность происходящего. Горькая честность и потрясающий эмоциональный накал. Жестокость, страх и непреодолимый дух смерти. Кромешный мрак. Одним ударом твердую поверхность двух предыдущих книг выбили у меня из-под ног…

События романа происходят в смутное, отчаянное для Союза время. Королевская династия прервана. Новый король должен быть избран волей Открытого Совета, что означает ожесточенную борьбу за власть. На Севере по-прежнему действуют армии Бетода, а с Юга подступают полчища гурков. Развязка опасно близка.

Но есть люди, действия которых могут повлиять на судьбу Союза. Это Коллем Вест, Логен Девятипалый, Dogman, Джезаль дан Луфар, Занд дан Глокта, Ферро и, конечно, Байяз. Знакомые имена, не так ли? Быть может, вы даже уверены, что знаете о героях почти все? Опасное заблуждение!

В финале «Первого закона» Джо Аберкромби не только удалось до конца раскрыть образ каждого из героев, причем подчас весьма неожиданным образом, но и построить на базисе личных драм непротиворечивый, мощный и эмоционально насыщенный финал всей трилогии. Каждый герой – это клубок неразрешимых противоречий, намного более сложных, чем борьба между черным и белым.

В первую очередь «The Last Argument of Kings» – это бенефис Логена Девятипалого, по прозвищу Bloody Nine. Величайший воин Севера, привыкший к крови и смерти человек с необыкновенными умениями и странной судьбой – все это узнаешь из первых книг и не видишь в этом ничего особенного. Необходимо было прочесть финальный роман, взглянуть на героя, которому симпатизировал, под немного другим углом для того, чтобы увидеть правду. Пройти сквозь ад сражений на севере и юге, запомнить прощальный разговор Логена и Бетода, пронзительный и неожиданный, стать очевидцем страшного боя Логена с порождением Гластрода для того, чтобы понять.

Logen Ninefingers was a man full of death. И лучшего определения не подберешь! Судьба связала его жизнь со смертью, разрушив былое руками шанка, и спустя много лет он сам стал стихией смерти, бессмысленным и беспощадным призраком войны. В лице Логена Девятипалого перед нами предстает трагедия человека, уставшего от бесконечной войны, и тем не менее пригодного только на то, чтобы убивать вновь и вновь, каждый раз чудом оставаясь в живых. Его умению всегда находили применение правители; его поступки называли злодеяниями и великими подвигами, но по сути своей это были просто убийства. His victims were killed by Death.

В течение многих лет Логен Девятипалый стремился вернуться к мирной жизни. Он пытался перешагнуть через себя, оставить человека-машину по имени Bloody Nine в прошлом, но годы текли, началась и закончилась трилогия «Первый закон», а испытание миром все откладывалось.

А испытание дружбой? У Логена был только один настоящий друг, Dogman. Оба провели на войне большую часть своей жизни, оба были Названными. Подлинное стремление к миру смог сохранить только один из них.

Однако пришло время вернуться в Союз, судьба которого тесно связана с судьбой трех человек – Занда дан Глокты, Джезаля дан Луфара и Байяза, Первого из Магов.

На протяжении всей трилогии образ Глокты претерпевал эволюционное развитие. Трагедия полковника Глокты, выжившего в императорских тюрьмах, стала общим местом задолго до начала событий «Первого закона». Но драма инквизитора Глокты, человека, внушающего одновременно и симпатию, и страх, разворачивается уже на наших глазах. Человеку, который обладает острым умом, стремится к истине и готов любыми средствами добиться достижения цели, суждено либо быть найденным мертвым однажды утром возле доков, либо стать большим, чем слуга двух господ.

А что же Джезаль дан Луфар? Его жизнь – это драма человека-марионетки. Путешествие на край света заставило его проститься с беззаботной юностью, но задумывался ли он хоть раз, слушая старые сказки о Гароде Великом, о далекоидущих планах первого из магов? В одночасье Jezal the Magnificent распрощался со свободной жизнью, став для Союза всем и никем.

Судьбы героев, главных и второстепенных, изломаны судьбой мира. Люди всего лишь пешки в вечном противостоянии Байяза и Пророка Кхалюля. На стороне добра стоит Байяз – гордец, предатель и убийца. Призраки прошлого преследуют его, стремясь рассказать читателю горькую правду о Первом из Магов. Но каким бы негодяем он ни был, от него зависит судьба Союза. Историю же напишут победители.

Заключительный роман трилогии превзошел все мои ожидания. Мозаика людских судеб при взгляде со стороны складывается в четкую, непротиворечивую картину мира, где есть место всем оттенкам черного. За отдельными личностями проступают архетипы, за конкретными проблемами – вечное противостояние идей. В честном мире «Первого закона» нет места морали, и лишь одно правило действует непреложно: no one gets what he deserves.

Оценка: 9
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ой не даром «Первый закон» проходит в библиографии Джо Аберкромби как «роман-эпопея». По сути, все три немаленьких томика являются составляющими частями одного большого романа, и только прочитав все части можно в полной мере оценить авторский замысел. В первых книгах Джо мастерски водил читателей за нос, запускал обманные следы, дарил несбыточные надежды и при этом умело развешивал по стенам ружья, которым суждено было выстрелить в финальном акте. И только сейчас, в «Последнем доводе королей» автор раскрыл все карты, сбросил все маски и ответил на все вопросы.

И теперь можно со всей уверенностью сказать, что не зря именно Аберкромби называют «наследником Мартина». И речь сейчас идет не о схожих авторских стилях, описаниях, созданных мирах, нет, я сейчас говорю о поставленных целях, и методах, используемых для их достижения. Мартин в своем недавнем интервью упоминал, что стремился объединить фэнтези с реалиями нашего мира и как-то обыграть заезженные жанровые клише, Аберкромби в «Первом законе» делает то же самое. С первых страниц возникает впечатление, что главные герои трилогии сотканы из всех мыслимых штампов. Благородный молодой офицер, немного жестокий, надменный и горделивый, но с большим потенциалом; варвар-рубака с далекого севера, простой как валенок; мудрый маг, живущий в башне на берегу озера. Маг встречается с варваром, они вместе пускаются в путешествие, знакомятся с молодым офицером, которому будто бы суждено преодолеть все препятствия и вернуться домой морально переменившимся и с гордо поднятой головой... Как бы не так. Джо старательно копирует все основные жанровые клише, но результат зачастую получается совсем не тот, которого вправе ожидать знатоки жанра. У Аберкромби золушка не станет в одночасье мудрой королевой, убийца не сможет измениться к лучшему при помощи одного лишь своего желания, а мудрый старый маг вовсе не обязан быть добрым дядюшкой или крестной феей.

Образ Байяза вообще получился идеальным. Именно таким и должен быть могущественный волшебник, не одно столетие живущий на свете, преследующий свои цели и ведущий постоянную борьбу с идейными врагами. Более того, именно первый из магов в точности соответствует характеристике, составленной для этого типа персонажей у Мартина. Только если у Джорджа чародеи должны стремиться к власти, то у Аберкромби Байяз и так уже все контролирует, только не публично, а этаким серым кардиналом дергая за веревочки и нажимая на рычаги. И, поскольку магия постепенно утекает из мира, первый из магов учится полагаться и на другие, более современные, но не менее действенные механизмы.

Кроме того, Байяз уникален еще и тем, что он единственный персонаж трилогии, который остался в конце точно таким же, каким был в начале. Менялось отношение к нему других персонажей, сменялись маски, которые первый из магов надевал на публике, излагались новые точки зрения на казавшиеся давно известными события, но сам Байяз остался таким же, как и был. А вот все остальные персонажи на протяжении трилогии неоднократно изменялись, эволюционировали, развивались и пришли к финалу совсем другими людьми.

И именно развитие характеров персонажей можно назвать одним из главных преимуществ прозы Джо. Герои постоянно эволюционируют, меняются под влиянием совершенных поступков, эволюционируют под грузом появившихся обстоятельств. К сожалению, мало кто меняется в лучшую сторону, но ведь мы сейчас обсуждаем темное фэнтези, правда? Кроме того, персонажей Аберкромби регулярно называют мерзавцами, подлецами, негодяями и прочими нехорошими словами, но по сути очень мало кто из его героев однобок настолько, что бы к нему можно было прилепить тот или иной ярлык. У всех действующих лиц есть свои достоинства и недостатки, в шкафу припрятано по несколько скелетов, каждый хотел бы что-то исправить в своей жизни, положить хоть что-то на правую сторону весов, каждому есть о чем жалеть, но ни одного нельзя однозначно назвать героем или негодяем. И, на мой взгляд, это именно заслуга автора, ведь его персонажи получились многогранными, серыми, неоднозначными, другим словом, живыми.

Говоря о том, что единственный персонаж, не менявшийся на протяжении всего романа, это Байяз, я, возможно, слегка покривил душой. В конце романа мы понимаем, что Логен Девятипалый остался все таким же наводящим ужас одиночкой, не имеющим ни друзей, ни особых перспектив в жизни. Девять смертей остался все той же идеальной машиной для убийства, но нельзя сказать, что Логен не пытался измениться. Всеми силами он старался поменяться в лучшую сторону, стремился к лучшему, цеплялся за тех людей, которые могли помочь ему стать другим человеком, но, в конце концов не все в жизни зависит только от одного желания и не каждый получает то, к чему стремится. И ведь нельзя сказать, что автор не давал Логену шансов начать новую жизнь, напротив, практически каждому персонажу был предоставлен шанс что-то изменить, начать все сначала, сделать по-другому. Кто-то этим шансом воспользовался, кто-то его не увидел, кому-то удалось, кому-то нет. Впрочем, история Логена — это вообще отдельная тема. Если с большинством персонажей мы знакомимся, когда они впервые принимают участие в развитии событий, и прощаемся, когда их участие подходит к концу, то история Логена, совершив полный оборот, подходит к тому же, с чего все и начиналось. Даже название финальной главы как в зеркале отражает название первой главы первой книги, ну а последние абзацы...

Если смотреть на структуру построения трилогии, то практически все шансы выпали героям на второй том. В первой книге мы знакомились с героями в привычной им среде обитания или встречали их, когда они, грубо из нее вырванные, стояли на распутье, не имея за душой ничего, кроме старого походного котелка. Во второй части персонажи получают шанс что-то изменить, начать жизнь заново в краю, где никто не вздрагивает от ужаса, услышав твое имя, стать героем без страха и упрека, каким рисует молва или же представить, как могла бы развиться военная карьера одного бравого полковника, не случись с ним одного несчастья. В третьей же, грубо говоря, Джо занимается раздачей призов, и никто не получает того, что заслуживал.

Однако сказать, что финал получился незакономерным или нелогичным, у меня язык не повернется. На протяжении всех трех томов Джо старательно закладывал основы того, что должно было получиться в финале. Некоторые сюжетные ходы, естественно, просчитывались заранее, но никогда нельзя было угадать последствие тех или иных эпизодов — уж слишком старательно Джо маскировал истинную природу вещей. И когда автор в начале третьего тома привел в движение весь механизм, который он так тщательно выстраивал на протяжении всей трилогии, читателям оставалось только вздохнуть и броситься следом за лавиной, поглотившей героев и стремительно несущийся к финишу.

Концовка получилась просто ударной, и хотя после финального противостояния до конца книги остается еще порядка полусотни страниц, темпы повествования замедляются, а уцелевшие персонажи погружаются в беседы о том, как же все так получилось, кто в этом виноват и как всем дальше жить, читается вся книга все равно на одном дыхании.

Резюме: Блистательное завершение отличного цикла. Джо Аберкромби сполна показал, за что же его так хвалят и почему поют такие дифирамбы. К сожалению, трилогия придется по вкусу далеко не всем. Кого-то могут отпугнуть изменения, произошедшие с любимыми персонажами, кому-то рассказываемая история покажется слишком мрачной, а кто-то упрекнет автора в излишней скудости и простоте созданного им мира, но всем остальным романы Джо обязательно придутся по нраву. Ведь изначально поставленной перед собой цели он достиг, ну а выбранные им методы полностью оправдываются жанром, в котором он творит. Всем поклонникам темного фэнтези читать обязательно!

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, товарищи, не знаю даже, что сказать.

В целом даже слепому видно было, что с каждым томом Аберкромби отжигает всё более яростно, но от завершающей части трилогии я всё же ожидал мощного дарк боевика — а вместо него получил мизантропическое повествование, которое больше «про людей», чем «про битвы». Т.е. конечно, согласно законам жанра все армии, выписанные в предыдущих томах, сошлись в могучей схватке, и батальные сцены все безусловно хороши, и магия имеется, и орды монстров, и всё как положено, но книга всё же оказалась совершенно не про это.

Она про то, что жизнь — это бессвязный набор хаотических событий, и надо быть совсем полным дурачком, чтобы ожидать от нее какой-то «справедливости». Она про то, что любой человек, за редчайшими исключениями — это в сущности бычий пузырь, плотно набитый дерьмом, и стоит обстоятельствам легонько придавить, как начинка начинает щедро лезть наружу. Она про то, что люди могут меняться только в худшую сторону, а если нам кажется, что жизненный опыт сделал нас лучше, то это чистой воды самообман, который рассеется, как только обстоятельства придавят. Она про то, что история движется по кругу, год за годом, поколение за поколением, и дети повторяют те ошибки, которым их научили отцы (которых в своё время точно тому же учили деды), и вырваться из этого порочного круга невозможно.

Причём это всё не разу ни чернуха, несмотря на моргановский уровень брутальности — это честный психологический реализм. Ощущения «ну зачем он так сгущает» просто не возникает. На форумах многие жалуются «а где же хеппи-энд, почему всё так плохо кончилось», но мне эти претензии непонятны — в тех кругах, где вращаются герои Аберкромби (войны, политика, интриги, шпионаж) счастливых концов практически не бывает.

Что довольно неожиданно для объёмистых трилогий начинающих авторов, все сюжетные линии очень логично сведены вместе и завершены, все припасённые ружья (а их было немало) выстрелили, висящих в воздухе концов практически не осталось. Все получили по заслугам, никого не жалко. Впрочем, вернее сказать, всех немного жалко, хоть герои книги — моральный урод на уроде и уродом погоняет, но всё равно они все люди и в них во всех много человеческого, а некоторые под конец поднимаются вовсе до уровня высокой трагедии.

В общем, крайне прочищающая мозги книга. Оставляет ощущение гвоздя, назидательно вбитого в голову. За творчеством автора надо решительно следить.

Оценка: 9
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитан Последний том цикла «Первый закон». Мои впечатления от книги очень противоречивы. С одной стороны это все тот же Аберкромби — стиль повествования (манера описания событий) все та же это чувствуется несмотря на смену переводчика.

Относительно сюжета. Повествование начинается там же где нас оставил 2 том — в Союзе, оказавшемся на перепутье вследствие произошедших ранее неприятных событий. В общем стандартная ситуация ни раз обыгранная в фэнтезийной и не только литературе. Вот тут-то мы и узнаем о людях стремящихся половить рыбку в мутной воде — перед нами предстает шайка старых ослов чинуш и аристократов, готовых перегрызть друг другу глотку лишь бы дорваться до вожделенной власти. При этом, как это всегда и бывает, о насущных проблемах страны никто не думает — беззаконие, произвол аристократии, волнения черни — в общем опять стандартный набор несчастий. В придачу появляется внешняя опасность — армия гурков вторгается в Срединные Земли сея смерть и разрушения. Проблемы на севере отходят на второй план перед этой, куда более страшной, угрозой…

Относительно персонажей. В столь тяжелой ситуации все маски спадают, старые герои, к определенному образу поведения которых мы привыкли за прошедшие 2 тома, действуют по-новому, порой очень неожиданно. Их судьбы складываются по-разному: Глокта продолжает свою обычную деятельность, Вест воюет (пожалуй больше со штабными крысами — неразлучной парочкой Поулдером и Кроем), Арди и Джезаль на перепутье...

Развитие персонажей в 3 томе идет своеобразным и, порой, непредсказуемым образом. Джезаль — это уже далеко не тот раздолбай и пьяница, которого мы видим в 1 томе — а вполне серьезный, вызывающий интерес персонаж, не все произошедшие в 3 книге изменения с ним мне по душе, но определенное сочувствие он вызывает до конца тома. Волею судьбы или случая многие герои оказываются на новых местах, которым не всегда соответствуют их таланты. Более менее пристойно в новом качестве смотрится Глокта — все такой же расчетливый, обстоятельный, жестокий. Но вот его замечания в кавычках, радовавшие до этого своим остроумием (не знаю как бы получше высказаться, возможно скорее иронией) теперь надоедают — согласитесь, 3 том подряд взирать на одно и тоже неинтересно. Героев преследуют потери, разочарования, некоторые смогут пересилить себя и стать лучше, некоторые, наоборот, не выдержав испытаний покатятся по наклонной. В отличие от предыдущих книг герои много занимаются самокопанием, пытаются прийти к гармонии с миром и с собой — получится это или нет читатель увидит к концу книги.

Относительно идейного наполнения. Через всю трилогию красной нитью идет мысль о том, что люди лишь пешки в чужой игре (в свою очередь игроки сами являются куклами, за веревочки которых дергают еще более могущественные люди). Мысль о том, что все предопределено кем-то и пытаться что-либо изменить бесполезно (ярче всего это показано во взаимоотношениях Байяза и Джезаля; отчасти Глокты). Чаще, чем в предыдущих книгах подчеркивается что «никто не получает того, чего заслуживает» — по сути вся трилогия — иллюстрация этой идеи (правды жизни, если хотите). И, наконец, мне совершенно не понравилась главная идея всего тома (да и то как ее подают читателю, на мой взгляд слишком настойчиво) возможность/даже правильность идти к своей цели, не заботясь о жертвах, которые случатся по ходу ее достижения. Само собой, достижение великой цели предполагает громадные жертвы, но то как добиваются своего некоторые герои трилогии (которая скорее является цельным произведением — только очень большим по объему и воспринимается так же) меня сильно покоробило. Судьбы отдельных людей для них ничего не значат, некоторые из них совершенно беспринципны, способны пройти даже по головам своих ближайших соратников и никоим образом не переживают по поводу потерь/разрушений/смертей ознаменовавших достижение их, подчас, своекорыстных целей. Но жестокому миру «Первого закона» соответствуют жестокие люди, не так ли.

Если говорить о недостатках, то, помимо идейного наполнения, странными выглядят некоторые моменты повествования (долго готовившиеся выборы короля например). Автор уделяет много внимания схваткам между варварами, смакуя их с излишней подробностью, но совершенно обходит вниманием действия войск Союза (небольшие отрывки в стиле — эти пошли туда-то отколошматили тех-то и т. п). Иногда даже возникает желание пролистать пару страниц. Есть и самоповторы — что особенно удивительно для писателя уровня Аберкромби. Поэтому роман достаточно неровный — зрелищные сцены (например штурм и последующее разрушение Адуи — вспомним всем известный фильм и слова из него — «Ничто так не вдохновляет, чем мир лежащий в руинах») чередуются с откровенно скучными и не столь важными для сюжета. По трилогии вполне можно было снять интересный и небезыдейный боевик — может это когда-нибудь и произойдет?

Финал получился, на мой взгляд, слишком скомканным — вроде после значимых событий еще остаются аж 100 страниц, но из них полезны далеко не все, в придачу добавляются вопросы на которые уже не будет ответов. На многие старые вопросы ответы так и не получены, часть сюжетных линий обрывается в пустоту. Хотя некоторые линии достигли промежуточного финала, но ощущение незаконченности остается. Маленькая главка в конце, посвященная Логену, напоминает нам о начале первого тома, когда он остался один — израненный и вдали от друзей, к этому он, собственно и вернулся после всех своих злоключений. Неясно что будет с глобальным противостоянием Байяза и Кхалюля — с одной стороны трилогия выглядит как своеобразный отрывок из долгой истории их противостояния — начавшегося многие века назад и, видно, продолжившегося до скончания веков, но тогда неясно зачем выписывать таких великолепных, самодостаточных персонажей? если они все равно не более чем пешки в игре двух старцев?

Относительно перевода. Таких перлов я давно не видел — вот что значит поменять возницу на середине пути — тут нам и «тролли» вместо «бондов», и «длинный глаз» и много чего еще.

Итог: неоднозначный, противоречивый роман — с одной стороны интересный, пусть и не слишком оригинальный сюжет; повествование, наглядно демонстрирующее нам определенные идеи автора (прежде всего то, что «никто не получает того, чего заслуживает»); интересные персонажи, многие из которых прошли серьезную эволюцию с момента нашей встречи с ними в 1 томе. С другой — слабоватый, схематично проработанный мир; 3 том переворачивает все с ног на голову — и не всем понравится именно такой переворот; странная концовка, оставляющая ощущение недосказанности. В общем судите сам — что вам ближе. Прочитать книгу стоит однозначно тем, кто знаком с первыми томами. Но, по большому счету, можно попробовать прочесть и тем, кто впервые знакомится с этим писателем.

Оценка: 7
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пришла ко мне книга вечером в пятницу и вечером в воскресенье уже прочитана...

В общем, я разочарован:frown: Много было обещаний, едва ли не лучший роман и всё такое. Как по мне, это худший. После классного дебюта, вторая часть из-за некоторых натяжек и сюжетных неурядиц выглядела явно хуже, третья продолжила планомерное падение. По крайней мере по моему фентезиметру:gigi:

Я не буду распыляться понапрасну, а скажу сразу, что не понравилось и поскольку почти всё связано с сюжетом, то будут спойлеры, так что осторожно...

Самый главный и ужасный прокол-это семя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Совершенно гениальный ход, что оно было в доме Делателя. Там тысячу раз был Баяз, первый маг, который и не знал, что это за камюшек во главе конструкции.....ну да ладно. Очень чётко описыватся, как все заболевали при малейшем контакте с семенем(кроме демонов). Тот же Вест практически не контактировал, был в другой части города(насколько я понял) а заболел. А милые прогулки по дому Делателя мимо Семени Джезаля, Логена и прочих в первой части-это не в счёт? Т.е. Аберкромби посчитал, что слишком хороший финал будет, если единственный более менее положительный персонаж(Вест) останется жив. ПОэтому его надо убить. Ну убил его Аберкромби-самым дурацким и нелогичным способом.

Поехали дальше-прокол второй. В домике в порту вместе с головорезами Коски, Глокта щепетильно заботясь об Арди забирает её от дурной компании в подвал где при ней пытает практика, отрезая ему пальцы:gigi:Тоже гениально. Видать ей это приятнее. Не говоря о том, что практик страшно кричит, а в это время высаживаются гурки в этом же порту! Т.е. криков в подвали никто не слышал, а когда опустились в канализация стали слышны разговоры? Тоже мощный сюжетный ход.

С этим разобрались. Что там самое крутое у Аберкромби было?Я думал, что персонажи. До этой книги по крайней мере было всё ясно с ними. Тут Джо меня тоже разочаровал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
С Джезалем клоунада вышла-то он добродушный и властный правитель, то храбрец кидающийся в толчию вражеских войск первым, то обделавшийся трус. Человек, который, пусть даже нечестно, выиграл турнир не может быть трусом априори. Он получил болезненное ранение во второй книге и тут испугался колдуна, притом, что кидался на врага первым? Джо посчитал, что «доблестный правитель» не вписывается в новомодный сеттинг дарк фентези.

Что с Логеном?Это вообще ведь ужас. каждая 5я реплика-«нужно смотреть правде в глаза». Это было сказано раз двадцать, наверное, а то и более....Все эти псевдофилосовствования для 12летних ей-богу. Будто старшеклассник писал. То это волевой человек пытающийся что-то изменить в своей жизни....(в первых двух частях он таким и был и это было понятно), то превращающийся в злого и беспощадного убийцу и избивающий своих подданных. В конце книги он стал каким-то мрачным и злым ни с того ни с сего притом что выиграл войну. А ведь в начале книги на празднике в честь победителя турнира он был весьма приятным парнем и открытым. Короче, опять лажа.

С Глоктой всё тоже самое, но эта жёлчная манера уже изрядно поистрепалась. Тут вместо «правды в глаза» каждая 10 подчёркнутая мысль-реплика «....или моё плавающее тело найдут в доках». Этим умозаключением он поитоживает любую перспективу. Везде эти натянутые жёлчные комментарии, которые порядком поистрепались и поднадоели. Ничего нового. Глокта, как был собакой на поводке, так ею и остался. Все персонажи книги получили повышение, Глокта стал архилектором и продолжил быть верной, пусть и умной, но собакой на поводке. Дай бы Джо хоть какую-то надежду на интригу, какую-то фразу Глокты о возможном мятеже вместе с королём против Баяза. Нет, всё стерильно....

Единственный адекватный персонаж(и вполне жизненный) кроме Веста, оказался сам Бетод. Его мотивы понятны-объединить все племена во имя великого Севера. Вернуть Инглию, ставшую провинцией Союза. Это же Чингисхан практически!

С персонажами полный провал, перейдём к остальному....Почти вся книга-это бесконечные и унылые описания битв. Нет, битвы это интересно и тут они мне нравились. Но их тут просто немыслимо много. Я устал читать эту бесконечность....Сократить эти дела, убрать все эти «правде в глаза» у костра и книга бы вышла на 300 страниц. Слишком долго описана осада, много глаз практически пустых. В первых двух книгах каждая глава была частью общего сюжета-тут много тупо воды. Аберкромби явно высасывал эпичную концовку из пальца. И очень жаль.

За бесконечными битвами, Джо забыл о главном-о Кхалюле, о котором не сказано ничего. А ведь это едва ли не главный сюжетный ход-противостояние Кхалюля и Баяза. А тут пшик.

В целом за всеми этими потугами изобразить «реалистичность» и грязность книга перестала быть яркой, весёлой и лёгкой. Первая и вторая были такими-с изрядным юмором, иронией, без тяжеловесности. А тут груз какой-то. Хочешь реалистичность-пиши исторический роман с элементами мистики. Но заканчивать это дело типа «под реаилистичность» нельзя. Выходит чернушно и высосано из пальца. К общей тяжеловесности приложилась переводчица, первые 2 книги переводил мужчина. Не то чтобы плохо всё, но та лёгкость и элегантность слога пропала. Мало того, что сюжет «испачкался» в грязи, так еще перевод под стать....

Короче, я разочарован. Думал ставить 7, но теперь взвесив всё, не могу и 7 поставить, учитывая первые 2 книги и то какими они были классными(особенно дебют).

Оценка: 6
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как ни печально, прекрасно начавшаяся трилогия закончилась... В общем, куда автор захотел, туда телега и покатилась. Великий и ужасный Кхалюль оставался умным ровно до тех пор, пока это требовалось автору, затем принялся тупить. Байяз выпадает из повествования, превращаясь в картонную страшилку. Единственное светлое пятно — Глокта, но его возвышение просчитывалось с первой книги... Собственно, из героев только Глокта и удался, но его одного слишком мало для трилогии :frown:

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю, чего такого находят люди именно в третьем томе — он едва ли не самый слабый.

Не зря я не люблю читать аннотации. Под этой был спойлер на полкниги.

Сюжет. Как же все ходы предсказуууемы.. Плюс процентов на 80 я отгадала конец. А то, что не отгадала, показалось поданым так скомкано, что никаких чувств после себя и не оставило. Порой были откровенные лажи по сюжету. Куча ненужных (!) смертей. Честно говоря, я просто не поняла, что хотел донести до меня автор этой трилогией?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все поперемерли, а те, кто остался жив, остались несчастны или озлоблены. Разруха, предательство, злость, трусость. И полнейшая бессмысленность всего произошедшего. Будто автор не знал, какую мораль прописать и пошел наилегчайшим путем: «Вы искали морали? А ее нет. Это же жизнь. Вот как всё умно». Завуалировал, выкрутился.

Герои. Характеры у Джо скачут туда-сюда. Теперь мне кажется, что лучше уж они были бы статичными, как в 1й книге, ибо развивать характеры автор не умеет, он их просто не чувствует, не понимает сам своих героев. Некоторые нити повествования обрываются уж чересчур топорно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, Ферро. «Ой, вы знаете, она это, она на юг ушла, к гуркам. Что-то там делать будет». Ну не знал автор, что с ней делать. Кто-то скажет, что именно так всё и должно быть, мол, она затеряется где-то в пустыне и погибнет никем не замеченная, но у меня почему-то не возникает ощущения, что автор пытался сказать именно это.

Язык. Да нормальный перевод, и слог нормальный. А вот предложения типа: «Он подошел к ней сзади, приобнял за плечи, она прошлась пальцами по его груди, он уткнулся ей в затылок», — э? как она так руки вывернула? Или: «Не слезая с седла, он преклонил колени», — акробат. Ощущение, что автор просто не видит перед собой картинки происходящего, упиваясь описанием событий с помощью красивеньких фраз.

Объем. Половину книги можно было спокойно сократить. Особенно мозолили глаза описания битв, которые я читала между строк: мне не доставляло удовольствия смаковать каждую раскромсанную голову и отрубленную руку.

Концовка. Знаете, бывают концовки просто точные: и тогда плевать, много ли народу умерло, плевать на хэппи-энды или еще на что-то. А здесь.. На мой взгляд, финал сделан в угоду ни пойми кому/чему. Но он ни разу не точен.

Итог. Я повторяюсь, но автор — молодой и зеленый графоман. После себя цикл не оставил ничего. Бессмыслица. Точнее.. Точнее, если бы автор хотел донести, что всё бессмысленно, — это бы еще ничего. Но автор хотел сказать нечто другое, а выдал просто лишенный смысла набор буковок.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, читая «Первый закон» возникло ощущение, что Аберкромби очень любит телесериалы, или по крайней мере знает, как к ним относится большинство поклонников. Вот вспомнить, к примеру, «Звездный путь» или понравившийся многим «Светлячок» — в них фактически никакого значения не имеет, чем будут заниматься герои в следующей серии. Людям важно чтобы в этих сериях полюбившиеся герои просто были. Так и с романами Аберкромби — уже после первой книги главный интерес вызывали именно герои, а уж потом — все остальное. Вот и к третьему тому я подходил с абсолютной уверенностью, что роман произведет великолепное впечатление. Не прогадал...

Если говорить о фэнтезийной составляющей романа, то Джо не привнес в жанр почти ничего оригинального. Все это мы видели раньше, или по меньшей мере что-то похожее. Сюжетная составляющая тоже не слишком выразительна. Она интересна, бесспорно, но все же битвы в фэнтезийных мирах уже осточертели точно также как и самому Логену. Но в плюс можно записать шикарно придуманные и мастерски выписанные интриги. Автор все сделал красиво и предельно понятно. Не надо быть гением, чтобы в итоге разобраться кто кого обманул, и кто кого использовал. Мирок тоже скудноват. Есть Север, есть Союз и его столица, и есть еще Империя. Все с друг с другом воюют. Все.

Но все это меркнет и становится читателю глубоко до лампочки, когда на каждой странице он видит любимых героев! Один ярче другого! Мерзавец на мерзавце, подонок на подонке, но в каждом из них есть что-то впечатляющее, заставляющее переживать за них и вместе с ними. Аберкромби создал очень сложную ситуацию для всех своих героев. Никто из них не может сделать однозначного выбора, все мечутся в поисках правильного решения, и каждый со своей проблемой. Логен пытается покончить с прошлым, и казалось бы читателю — ну покончи, что тут сложного. В итоге открывается такое, что уже остро осознаешь — куда уж там, с таким красочным прошлым разве что в грязь. Джезаль, которому на голову свалилось ни что иное, как королевская корона. Первая мысль: «Ну вот он наверняка и проявит себя как настоящий мужик». Угу, держи карман шире. Самые шикарные эмоции вызывал несомненно Глокта. Вот за него я не переживал совсем, в плане увечий, конечно же. За его судьбой следишь только с мыслью, что хуже быть уже не может. Ан нет, может. Остальные герои, такие как Вест, Ферро, Ищейка и другие уже во втором томе выдвинулись на первый план. В третьем они стоят уже в одном ряду вместе с Логеном, Джезалем и Глоктой. А иной раз за их судьбы переживаешь и сильнее.

В итоге у Аберкромби получилось, что супротив трех основных героев первого тома, в третьем, таких же ярких, стало больше десятка, если не больше двух. Но и кроме героев у трилогии «Первого закона» есть еще один огромный плюс (а может и минус) — это беспредельная жестокая честность. Роман «Падение святого города» Бэккера, финал которого это похоронный марш вере в добрые чувства человека, выглядит вполне умеренно жестоким, по сравнению с «Доводом королей», который не оставляет никаких надежд никому, кроме пожалуй Ферро, которая в итоге так и осталась себе на уме. Из всей серии «Черная фэнтези» «Последний довод королей» оказался самым беспощадным к читателю. И теперь если кто из знакомых попросит ознакомить с жанром «Dark» — смело выдавайте читать три тома Аберкромби, в частности последний.

Итог: откровений ждать не стоит, но и разочарований не будет. Роман шикарен, но к нему следует быть готовым. Все люди лгут, прошлое всегда настигает, и никто не получает того, чего заслуживает. И самое главное: «Лучше сделать дело, чем жить в страхе перед ним».

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтобы раскочегарить огонек посильнее, чем нужно для варки яиц всмятку, необходимо хорошее топливо и наддув. Последний «...доводу королей» обеспечит битва колдунов, а воспламеняемый материал накопили предыдущие части «Первого закона».

Поэтому тем, у кого не абсолютная память, предлагаю после «Прежде чем их повесят» освежить «Кровь», а уж потом браться за «Последний довод королей».

Придется вспомнить многое. Персонажей, от практиков инквизиции до принцесс; архитектурные мелочи, вроде подбородка статуй и устройства интерьеров; столичную топографию и адрес черной двери; изменения характера Ки и страшные сны Глокты. Все пошло в дело, пустяки, обмолвки оказались важными ориентирами на пути к финалу.

Накал потребовался из-за того, что «Первый закон» преодолевает сопротивление традиционно устойчивых тем. Память легендарных веков, законы мироздания, которые нельзя нарушать, верность повстанцев, гордость аристократок, потерянные наследники, пришедшие на помощь северяне, воля простого народа, рацио ученых, раскаяние злодеев и хитрости коммандос потому и стали типовыми, общими местами, что сами по себе держат сюжет. Ведь Аберкромби не первый. Видали уже и добрых вампиров, и миролюбивых орков, и злодейское спасение мира. Без логически выверенных цепочек причин, следствий и последствий эпических событий, без демонстрации коренной ломки, без резни в горах, бетодовских проклятий и смерча над Адуей получилось бы банальное, чернушное сведение счетов с добрым и высоким, которое мало значит.

Поменять плюс на минус — просто. А вот дать подсказки в духе Агаты Кристи, а преступление убрать, показать, как на деле работает кукловод теории заговора, отказаться от ловушек в виде картин справедливого мира и любовных треугольников, раскрыть, что имидж, занятие, цели и внутренняя сущность человека независимы, что на последний довод королей есть ответ — работенка для гроссмейстера композиции и психологии.

Полиграфия на прежнем уровне, но смена переводчика на пользу не пошла. Есть неуклюжие и противоречивые фразы, проглядывает непонимание контекста: «троллям» вместо бондов и «гномам» здесь не место. Но она и не загубила книгу. Динамика не пропала, читается легко и быстро.

Что еще сказать без спойлера? Черный Доу не так прост, как Джезаль, Ищейка везуч, а месть Ферро не бесконечна... Если коротко — рекомендую.

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как сказал автор:« Можете оставить себе Арагорнов и Гендальфов. Я куда охотнее распил бы пинту пива с Боромиром и Саруманом.»

Он захотел избавится от детских шаблонов Героического фэнтези. И решительно это проявилось в 3-ем томе. Только сам же напоролся на свой же ножик. Создал свой, странный шаблон. Именно шаблон( «образец, которому слепо следуют.»). ВСЕ герои подверглись садизму автора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Скрытный маг оказался не Гендальфом, чёрт с ним. Джезаль оказался ещё более убогим, переживём. Логен «псих», да мы и так знали, что он любого мог порубить. Но тут автор в своём стремлении к своему шаблону не пожалел даже детей. Только последние кретины будут отправлять маленьких детей на битву мужчин...

Единственный получившийся персонаж Глокта и над тем поиздевался. Брак с ним- это нормально. Но вот какая к чёрту любовь к мяснику и уроду: «Сейчас я за тобой твоё г... уберу, я же тебя так люблю!»?? Ау, Кромби, ты это где таких девок видел, в каком бреду тебе такое привиделось? А всё из-за стремления к своему «гениальному» шаблону.

Ну надо было обязЗательно над Всеми поиздеваться — даже бедную «дикую девушку» и то с ума свёл. Вот такая у него необычная выдумка.

Кстати насчёт выдумки — сюжет абсолютно прямой, бесхитростный, нет ни загадок, ни головоломок. Скучновато.......

Из-за последнего тома пожалел, что потратил время...

Оценка: 4
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конец. Едва ли стоит начинать отзыв с таких слов... но всё же это конец. Тропа, выложенная из стали, крови, боли, гнева, ненависти и предательства, оборвалась резко, словно перерубленная шея под топором палача.

Последняя книга ничем не уступает двум первым. Если в первой книге мы видим зарождение идеи, словно занесённая секира над твоей головой, где идёт знакомство с миром Джо и его героями, и это лишь можно олицетворить с лицезрением холодного оружия. То во второй мы имеем удовольствие лицезреть уже раскрытие этой истории, когда секира рассекает воздух перед твоим носом, и лишь лёгкий ветерок стал причиной беспокойства, и мы уже понимаем, что пути назад нет, где страсти уже бушуют во всю и нет места компромиссам. В третьей же книги мы достигаем накала, когда ты ощущаешь всеми фибрами своего тела, что секира движется со своей смертоносной амплитудой прямо тебе промеж глаз, когда автор раскрыл всю идею, когда тебе остаётся пуститься на самотёк и наблюдать за разворачивающимся действием.

По поводу самой книги хотел бы сказать, что она великолепна. Всё то же добротное фэнтази, где суровая реальность средневековья показана во всей красоте и омерзительности, лишь несколько преукрашенная самим Джо (но ведь это же художественная литература, чего же вы хотели). Хочешь выжить? — Убей. Хочешь жить красиво? — Предай. Хочешь продержаться подольше на своём тёплом месте? — Лижи зад тем, кто тебе его обеспечил. Всё как в жизни. Автор предоставляет нам картину со стороны власть имущих, где уже нет различия между добром и злом. Где эти два понятия определяются сильнейшим. И если судить по тому, как подобные люди всё проворачивают, на какие жертвы им приходится идти (ради общего блага(?) — ещё один философский вопрос, над которым можно рассуждать часами), то я их вряд ли могу винить за всё, что они творят... как бы отвратительны их поступки не были. Ведь нельзя построить государство, заботясь о каждом, так же нельзя это сделать, заботясь о ком-то одном. Так же мы видим, как подобные люди руководят другими людьми с более высоким рангом закулисами.

Всё это делается путём применения шантажа, грубой силы, угроз или подкупа. Всё как в жизни.

Прочитал некоторые отзывы — удивлён. Какое порно? Незапоминаемость сюжета? Да ладно, неуж-то и в самом деле непонятно? На счёт Кхалюля соглашусь — слишком много трёпа, и всё впустую. Нам явили только его протеже — Мамуна. Закончена трилогия, но не закончена серия. Возможно, мы увидим его в следующих книгах. Немного о героях:

Логен в этой книге всё тот же человек, пытающийся стать лучше... Но он идёт стезёй Девяти Смертей. И в этой книге как нельзя лучше к нему подходит высказывание, — «Если хочешь что-то сказать о Логене Девятипалом, скажи, что он с лёгкостью может делать из друзей врагов». В этой книге его преследуют одни разочарования. О, воистину, ему выпало несчастья родиться тем, кто он есть. Ибо нет худшего на свете, чем убегать от себя. Слишком много разочарований, крови, потерь друзей. Возможно, что он собтственноручно натворил некоторые вещи, которые будут мучать его до конца дней. Или не будут. Кстати, я не верю, что Логен умрёт, как бы не заканчивалась последняя книга трилогии.

Глокта в роли непревзойдённого сыщика. Его методика меня как восхитила, так и изумила. Такой, казалось бы, тщедушный человечишка способен на столь многое. Чем острее твой разум, тем больше шанс им кого-то убить. Глокта действует по такому принципу. Он пилит и кромсает врагов своей смекалкой и нечеловеческой жестокостью. Так же он показан здесь как заботливый и сочувствующий человек. Не подкачал и юмор. Едкий сарказм, проскальзывающий в его мыслях... Он очарователен в своей манере держаться с людьми. Мой любимый персонаж.

Байяз. О! Это идол. Импозантный персонаж. Ещё более бесчеловечный, чем Глокта. А с чего бы ему быть другим? Проживите ка вы тысячу лет — и вы утратите всю мораль и этику. Вас ничего не будет волновать, кроме собственного благосостояния. Всё зависит от человека. Другие, как Юлвей... Или женщина-маг с острова — они просто пресытились жизнью и ничего от неё не хотят. Только, возможно, чтоб мир был добрее. Но первый из магов амбициозен, даже очень. Не моргнёт и глазом, как сотрёт в пыль тысячи человек, чтобы отомстить своему врагу. На мой взгляд — это не отрицательный персонаж. Он нейтрален.

Ферро всё та же злобная женщина с простыми истинами. Главное для неё — месть гуркам. На втором месте — собственная свобода. Был приятно удивлён, когда она отказалась идти на поводу у Другой Стороны. Но, по-моему, её это сведёт с ума.

Вест показывает себя как мужественного человека. Взваливает ответственность на свои плечи. До того момента, как он возвысился — был зажат между молотом и наковальней. И неплохо выпутывался, кстати, из этой ситуации. Судьба его тоже побила. Сколько нервов и сил было потрачено на войне. Тяжкий груз потерь ложился на его плечи, но он продолжал мужественно идти против ветра. Возможно, он умрёт, но недосказанность трилогии... Возможен любой исход.

Арди пережила «смерть» брата, уход любимого в долгий поход. Сильная женщина. Я ей восхищаюсь. Жизнь её бьёт, но она брыкается и кусается, карабкается по слизким и грязным ступенькам судьбы. И вот вроде бы подваливает счастье, — оказывается, что брат жив, а любимый вернулся... ан нет.

Джезаль оказался не таким плохим человеком, каким его представляли нам в начале первой книги. Всё-таки Байяз изменил его. Он открыл в нём добрую половину. Научил заботиться не только о себе. И всё это был холодный расчёт мага. Сделать короля из дурачка? Интересный план. Но Джезаль мужественно переносит эту ношу, хоть она и непомерно тяжела. Ведь теперь стоит думать не только о выпивках и женщинах, точнее, именно о них не стоит думать вообще. Нынче на тебя надеется вся страна.

У книги есть мораль. При чём не одна, её можно рассмотреть с разных сторон. И если её читать достаточно внимательно, то можно её понять. Чего стоят только одни цитаты Логена. Больше всего понравилась: «лучше сделать дело, чем жить в страхе перед ним». Эта стала одним из моих дивизов. Когда на что-то не могу решиться, вспоминаю эти слова.

Если вы хотите что-то сказать о Аберкромби, скажите, что он умеет писать чертовски чувственные книги. Книги, которые проникает в сердца и умы. Которые оставляют после себя след на тебе. След, словно шрам от раскалённого железа.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

вот и подошла к конце трилогия «Первый закон»... пестра и неожидана она оказалась.... И последняя книга — квисистенция всего сюжета, получилась просто на ура.

Многие герои раскрываються с новой стороны, и я думаю разговоров об их шаблоности не будет, даже казалось бы банальный вначале Логен('Does the devil know he is a devil?')....

Тем кому не хватало жестокости и реалистичности — тут этого еще больше.

Те кто ждал банального хеппи енда — получат ничего... Никто не получает то что желает или заслуживает...

Ну а то что историю творят победители — это мы давно все знали....

Забудьте о правилах — это война, а на ней все методы хороши.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Здравствуй, Джо!

Прости, что давно не писал, времени не было: все завертелось, закружилось… Событий произошло немерено, обо всех просто не расскажешь, а в большую часть ты, боюсь, просто не поверишь. Помнишь, я рассказывал про того напыщенного капитана? Так вот, он теперь король Союза. Я серьезно! Человек, который не может толком позаботиться о себе, теперь должен заботиться о целом государстве. Немыслимо. Хотя надо отдать ему должное: парень очень старается и уже не настолько пустоголов и напыщен, как это было вначале. Наш знакомый инквизитор тоже приятно изменился: сначала он постоянно кого-то пытал, затем внезапно начал спасать всяких малознакомых барышень, а нынче его времяпровождение состоит из пыток и угроз, которые применяет он, и пыток и угроз, которые применяют к нему. Но это ведь не главное, главное, что человек он хороший, правда?

В гости к северянину заходить не советую. Ты, наверное, не знал (иначе предупредил бы меня), что у этого варвара проблемы с режимом берсерка: в любой момент его может переклинить и мир станет для него биполярным (он – тот, кто должен выжить, все окружающие – те, кто должен умереть). Он даже союзников может порешить, так что в поход с ним идти не рекомендовал бы.

Что касается всего остального, то писать придётся слишком много, а у меня нет времени. Если в двух словах: вокруг пожар войны, все друг друга убивают, из темных щелей лезут какие-то демоны, маги, едоки… Политические интриги цветут и пахнут как ночной горшок. Погода улучшилась, или я к ней привык, но всякие дожди уже настолько незначительны на фоне всего остального, что на это вообще не обращаешь внимание. В общем, жизнь бьет ключом.

И я бы хотел сказать тебе спасибо. Спасибо за то, что показал мне это место, я его никогда не забуду. Что ж, Последний Довод Королей был услышан и мне пора бы возвращаться домой, но… Осталось еще блюдо, которое, я хочу тут попробовать, и которое, как известно, Лучше Подавать Холодным. Надеюсь, скоро вернусь,

Твой добрый друг, Deliann.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

С огромным трудом, я все таки добил этот цикл. Что можно сказать концовка получилась галопом по европам. Все как-то сумбурно и непонятно.

Так совсем непонятна смена династии Баязом, и то что оказалось, что он один всех разрулил и инквизицию, и гурков и вообще мега игрок в престолы, прямь Мизинец, Варис и Крововорон в квадрате. И супер артефакт оказался под носом, что делает предыдущий их мега поход бессмысленным.

На севере тоже нас ожидает самый из банальных и предсказуемых концов, где Логен побеждает чемпиона Бетода и убивает его самого. Причем нам так и не объясняет откуда пришла ведьма Бетода (имени к сожалению не помню) и как сумела заполучить в подчинение этакого монстра. Ну и гибель Логена тоже по мне так тупа.

И то, что эта сумашедшая негритянка в конец ополоумила. И то, что абсолютно никакой Джезаль в итоге становиться королем. Но больше всего убила концовка Глокты и Арди, где она говорит, что подтирать его и убирать за ним его г..но, извиняюсь, это для нее в удовольствии и она об это чуть ли не мечтала всю жизнь.

Не смотря на то, что читается по-прежнему легко. Книга как и весь цикл слабовата. Тем более странным кажется ее высокий рейтинг. И с Песнью Льда и Пламени и рядом не валялась.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх