Рэй Брэдбери «Жила-была старушка»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Жила-была тётушка Тилди, и была у неё своя философия: у смерти ума ни на грош, надо с ней драться, не верить в неё.
А однажды к тётушке пришёл чёрный человек с плетёной корзиной.
Именно такую тётушка Тилди видела года два назад, когда померла её соседка миссис Дуайр.
Рассказ написан в 1943 г. и переработан в 1946 и 1955 гг.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, July 1944», 1944 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 2: 1943-1944», 2014 г.
- /языки:
- русский (32), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (35), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Л. Брилова (5), М. Воронежская (2), Д. Жуков (1), Р. Облонская (21), М. Томахив (1), В. Чарный (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
evridik, 3 мая 2011 г.
Прелестный рассказ! Такой милый, так освежает сборник! Такого эффекта автор добился за счет героини, старушки Тильди, которая, даже приняв в своей квартирке неулыбчивого молодого человека со странной корзиной, не помыслила ничего дурного. Тильди – это прототип традиционной старушки, которая занимается только вязанием, внуками и сплетнями. О какой смерти может идти речь? И ох как славно было следить, что она, вопреки свершившемуся, борется за право оставаться живой и традиционной, а победив, демонстрирует гостям шрам от вскрытия. Живучесть героини и ее стремление остаться среди живых поистине достойны уважения.
+10
Yazewa, 4 января 2008 г.
Как всем нам хочется верить, что можно одолеть смерть!
И вот нам чудная (с ударением на У) сказочка. Никакой философской глубины, просто «а вот бы здорово!» — и все. Не веришь, — а радуешься.
Nirriti, 31 марта 2008 г.
Мудрость в неверии... Сознательно и подсознательно отрицая даже возможность смерти можно жить, Смерть — только слово, которое ничего не значит, если ты не веришь ему...
nef. princess, 25 августа 2007 г.
очень хороший рассказ! такая бойкость должна быть у каждого человека!!!
Sly Serpent, 21 октября 2013 г.
Рассказ очень порадовал! Старушка не вызывала никакого негатива, не смотря на своё брюзжание и ворчание. Твердая девятка по десятибальной шкале. Отличный пример «молодой души», несмотря на слова самой героини, тетушки Тильди — «У меня душа будто старый тюбик с краской, в ней давным-давно всё пересохло».
lubar, 3 марта 2011 г.
Рассказ потрясающий. Главное он очень оптимистичный и жизнеутверждающий. И иронии тут хватило. И по коммерсантам хорошо прошелся. Люди на неведомое реагируют либо страхом...либо игнорированием. И большинство участников рассказа пыталась игнорировать артефакт. Но старушка была боевая в любом своем обличье, так что Черному человеку еще придется за ней побегать, и большой вопрос, как встретит его Тилди в этот раз.
Okapi, 4 декабря 2008 г.
А я встречала в жизни людей похожих на тетушку Тилди. Этаких неисправимых оптимистов. Их, и правда, и болезни не берут, и из всех жизненных передряг они выходят невредимыми, и жить рядом с ними легко и просто.
IlyaS144, 7 ноября 2008 г.
Мне рассказ очень понравился. тема смерти затрагивалась у Рэя довольно часто, но этот рассказ небольшое исключение. В нем нет столько филосовскких размышлений, как например в «машине до килиманджаро» и «смерть и дева». Но несмотря на свою тематику, рассказ очень позитивный. Замечательно.
lex_art, 12 августа 2019 г.
А что будет, если взглянуть на рассказ не с точки зрения материализма (материя первична, а сознание вторично), а с точки зрения идеализма (сознание первично, а материя вторична)? Будет как минимум оригинальная трактовка сюжета. Почему человек умирает? От старости? А может потому, что необходимость смерти диктует культурное поле, в котором ты живешь? Но если ты не веришь в смерть, то твоему телу она не грозит.
Во вселенной материализма, когда придет твой срок, то за тебя возьмется целая куча специально подготовленных людей. Практически все персонажи рассказа — работники похоронной отрасли. Им страшно как надо видеть тебя в виде тела. Но если твое мировоззрение идеалистично, то ты можешь просто не верить в необходимость умирать. Вплоть до того, что мысленными командами можешь сам снова запустить свое тело, которое умыкнули материалисты, стоило тебе отвернутся.
Рассказ про истинный нонконформизм. И про то, что сознание вполне может определять бытие. И немного про то, как угроза убытков победила смерть.
viv, 30 декабря 2007 г.
Даже смерть не страшна, если в нее не верить! Держитесь за жизнь, даже если вы всего лишь вяжете шали, сидя дома. Держитесь так, как держалась эта старушка...
юнга Флинт, 11 ноября 2006 г.
Да, рассказ замечательный. И старушка замечательная. Знать бы где она живёт, зашёл бы, чаю бы попил:smile:
vfvfhm, 24 апреля 2024 г.
Рассказ можно прочитать двояко. Негативно — как притчу о людях ,которые хоронят себя заживо в казематах собственной гордыни и высокомерия по отношению к жизни и процессам, в ней проходящим. За последние годы мы тьму таких кадров повидали. Размалеванные кадавры, для которых и реальная смерть ничего не изменит. Ибо они раньше нее все сами устроили.
И позитивно — о реальной жизнелюбке, для которой и сам черт не брат в отстаивании собственных принципов. Сам Брэдбери был таким. Он не только в 20 лет Смерти кукиши крутил, как в этом рассказе, но и в возрасте за восемьдесят продолжал шутить и ерничать на самые мрачные темы бытия.
И, похоже, амбивалентность восприятия была так и задумана автором ,а не сама собой вычитывается.
alexey1978, 28 апреля 2007 г.
Отличный рассказ. И в жизни бывают такие боевые старушки, которых и смерть не остановит.
primorec, 3 сентября 2013 г.
В одном безымянном маленьком городке, в одно безвременное время жила-была одна старушка. В отличии от места и времени, имя у нее было. Тильди.
Занималась она самыми обычными «старушечьими» делами: сидела в любимом кресле в окружении милых сердцу вещей, слушала старые пластинки, которые пели о временах, когда все шло гладко, «не было ни заморских бедствий, ни смертей, ни отравлений, ни автомобильных катастроф, ни самоубийств», вязала мягкие шали и веселые салфеточки, и ждала весточек от своей любимой Эмили. Старушка, как старушка. Таких можете встретить где угодно и когда угодно: с виду мягкие, как воск, добродушные и безобидные на вид. Но это только с виду: на деле такие старушки тверже камня, крепче стали, более упертые, чем все ослы мира, и более смелые, чем все солдаты Вселенной. Если что такой не по нраву, сразу узнаете на своей шкуре, что скрывается за добродушной улыбкой. А не по нраву Тилди была сама Смерть. Не собиралась старушка покорно ложиться в деревянный ящик и кормить червей в сырой земле, когда шаль не довязана, чай не допит, песня любимая не дослушана. Нет никакой Смерти. Все. Точка.
Старая, старая, старая сказка. Про Человека и Смерть. Нет, даже так: про Человека и Жизнь. В ней о Жизни все же больше, чем о Смерти. О попытке создать свой собственный мир и бежать от реальности, закрыв для нее двери маленького домика-убежища и человеческого сердца. О попытке не замечать проблем и отгородиться от горестей мира. О любви, которая находит даже самую маленькую трещинку в броне против Жизни, способной разжечь огонь даже в самом холодном сердце, найти надежду там, где для надежды, вроде бы, и места уже никакого нет. А уж если собираются все вместе — Вера, Надежда и Любовь, и они — самые настоящие, то Смерть отступает перед этим вечным воинством Жизни.
Очень светлая получилась у Мастера эта сказка: маленькая притча о старушке, которая не признавала Смерть и отвоевала себе время для Жизни. Немножко запутанная, иногда даже спорная, но — мудрая. И поэтичная. Легкое кружево слов, связанных усталыми руками старушки Тильди, вплетающей с нитями шали думы о Жизни и Смерти, которые «целуют ее в щеку во сне».