Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Полярные регионы (Арктика ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
1 августа 17.. года к борту судна вышедшей из Архангельска полярной экспедиции прибивает льдину с собачьей упряжкой. Выживший путник-европеец, Виктор Франкенштейн рассказывает капитану историю своей жизни. Эта история нашедшего способ «оживления мертвой материи» студента-естествоиспытателя и путь мести людям его разумного порождения стали основой романа, который признается многими как первое произведение в жанре научной фантастики.
На сайте архива Шелли-Годвина выложена рукопись романа с расшифровкой.
Полноценный перевод романа выполнен Зинаидой Александровой и, возможно, Ю. Евтушенко (полнота не проверена).
Остальные переводы либо в сокращении, либо являются пересказами.
Входит в:
— цикл «Франкенштейн. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Франкенштейн», 1994 г.
— журнал «Weird Tales, August 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, December 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, July 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, June 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, May 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, November 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, October 1932», 1932 г.
— журнал «Weird Tales, September 1932», 1932 г.
— антологию «The Monster Makers: Creators & Creations of Fantasy & Horror», 1974 г.
— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: From Gilgamesh to Wells», 1977 г.
— антологию «The Classic Horror Omnibus. Vol. 1», 1979 г.
— антологию «Английская романтическая повесть (на английском языке)», 1980 г.
— антологию «A Treasury Of Gothic And Supernatural», 1981 г.
— антологию «Антология ужасов. Том 1», 1991 г.
— антологию «Комната с гобеленами», 1991 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 1, 1991», 1991 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 2, 1992», 1992 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 3, 1992», 1992 г.
— журнал «Молодёжь и фантастика № 4, 1993», 1993 г.
— антологию «Франкенштейн», 1994 г.
— антологию «Страшно увлекательное чтение. 21 иллюстрированный триллер», 2001 г.
— антологию «Вампир. Английская готика. XIX век», 2002 г.
— антологию «Франкенштейн», 2003 г.
— антологию «Смерть Дон Жуана, или «Незримого начала тень...», 2007 г.
— антологию «Готический роман», 2009 г.
— антологию «Демоны и призраки», 2010 г.
— антологию «Классические кошмары», 2010 г.
— антологию «Франкенштайн», 2010 г.
— антологию «Дом с привидениями», 2014 г.
— антологию «Франкенштейн. Подлинная история знаменитого пари», 2019 г.
Награды и премии:
Номинации на премии:
номинант |
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2016 // Творения (выбор публики) |
Экранизации:
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 1910, США, реж: Дж. Сирл Доули
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 1931, США, реж: Джеймс Уэйл
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 1984, США, Великобритания, реж: Джеймс Ормерод
— «Невеста» / «The Bride» 1985, Великобритания, США, реж: Фрэнк Роддэм
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 1992, Великобритания, реж: Дэвид Уикс
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 1994, США, Япония, реж: Кеннет Брэна
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 2004, США, Германия, Словакия, реж: Кевин Коннор
— «Франкенштейн» / «Frankenstein» 2011, Великобритания, реж: Дэнни Бойл
— «Виктор Франкенштейн» / «Victor Frankenstein» 2015, США, реж: Пол МакГиган
- /языки:
- русский (57), английский (49), украинский (2), белорусский (1), польский (1), болгарский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (97), периодика (12), аудиокниги (3)
- /перевод:
- З. Александрова (40), П. Алчеев (1), М. Дергачёва (1), Ю. Евтушенко (1), А. Климов (1), С. Клоков (2), А. Мартынов (4), Д. Мартынов (4), А. Ништа (1), П. Рипинская (1), Е. Суриц (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 22 февраля 2014 г.
Это книга где каждая страничка оставляет после себя впечатление! А как Мэри Шелли орудует Высоким Слогом! В двух словах не передать свое восхищение. Роман Ужасов? Нет! На самом деле это история глубокой печали, история безмерного одиночества и безграничного страдания.
До этого я думал, что Франкенштейн (чудовище, на самом деле, в книге у него нет имени) ужасный монстр а-ля Пеннивайза Стивена Кинга. Я не знал о чем пойдет речь и равнодушно открыл «темную» книгу, и тут же был озарен светом. История захватила меня целиком, и я не смог оторваться, пока не дочитал ее до конца. Я возненавидел Виктора и полюбил Чудовище, хотя, когда приступал к книге, думал о противоположных чувствах.
Безжалостный, бессердечный создатель! Он наделил Чудовище чувствами и страстями, а потом бросил, сделав его предметом всеобщего презрения и отвращения. Он создал гиганта с доброй, кроткой и отзывчивой душой, и в момент первого вдоха отрекся от своего творения.
Одержимый потрясающими идеями, Виктор долгие годы с иступленной страстью шел к поставленной перед собой цели, а достигнув ее, потерял интерес, испугался своего творения, и убежал в порыве безумия – будь он проклят!
Франкенштейн с первых дней стал несчастным, погружен в тупое отчаяние, безмерно одинок и беспомощен. ЗАЧЕМ ВИКТОР СОЗДАЛ ЧУДОВИЩЕ, ОТ КОТОРОГО САМ ОТВЕРНУЛСЯ С ОМЕРЗЕНИЕМ? Бог в своем милосердии создал человека прекрасным, по своему образу и подобию, творение же Виктора являлось изуродованным подобием его самого, еще более отвратительным из-за этого сходства.
У сатаны были собратья; в их глазах он был прекрасен. А Франкенштейн был одинок и всем ненавистен. Он сам познавал мир и его жестокие законы. Он пытался делать добро, но все его попытки были тщетны… Он нигде не видел сочувствия и ему казалось, что даже холодные звезды смотрят на него с отвращением. На всем свете не нашлось ни одного человека, кто смог бы его понять и помочь. ЕСЛИ БЫ КТО-ТО ОТНЕССЯ К НЕМУ С ЛАСКОЙ, он отплатил бы стократно.
ЭТО ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ РОМАН ПОСТРОЕННЫЙ НА САМЫХ ГЛУБОКИХ ЧУВСТВАХ!
sergio, 14 марта 2021 г.
Прежде всего «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818) не «образец» и не «пример» литературы XIX века, а совершенно новаторская, революционная вещь, далеко опередившая своё время.
Не буду повторять, что многие считают его первым научно-фантастическим произведением в мировой литературе. Но, разумеется, его не ограничишь рамками сайенс фикшн, готики и тому подобного. Роман сам по себе принадлежит прежде всего Большой Литературе. Многие жалуются на медлительность действия, скучность описаний — это свидетельство собственной «клиповости» мышления таких читателей. Кому действительно интересна подлинная жизнь того времени, так не скажет, Разумеется, в романе живая жизнь начала позапрошлого века отражена как в зеркале, что свидетельствует об уровне литературного произведения. Чисто стилистически и композиционно произведение — продукт своего времени, с оговоркой: один из лучших. Одновременно он намного живее и динамичнее написан, чем большинство прочей литературы начала XIX века.
В нём заключён огромный философский потенциал, который не до конца осмыслен до сих пор. Возможно, полностью осознать его смогут, лишь когда человечество окажется перед очередным реальным Апокалипсисом, выпущенным из научных лабораторий продажными или безумными учёными.
И всё же самое главное для меня — это то, что автором оказалась женщина, вернее девушка в возрасте 21 года, да ещё в Викторианской Англии! Даже самые образованные современные ей авторы-мужчины выглядят довольно бледно и мелко на фоне собранных в её романе научных, философских и этических проблем. Если кто ещё носит шляпу, то перед Мэри Шелли её надо непременно немедленно снять!
god54, 6 января 2019 г.
Это произведение можно смело и без каких-либо оговорок включить в список выдающихся книг на все времена. Многие вообще считают его первым научно-фантастическим произведением, с которого началась фантастика, как таковая, которая исследует не только научное открытие, не только самого ученого, но и социальные последствия таких изменений, не забывая при этом обычных человеческих чувств от самых высоких проявлений характера, до самых низких побуждений. Книга, которую читали, читают и будут читать всегда. Не вижу причин для обсуждения каких-то деталей, это абсолютно излишняя вещь, читатель должен получать удовольствие от текста, наслаждение от эмоций, удовлетворение от работы собственного мозга по мере осмысления информации. А потому рекомендую читать, перечитывать и почаще сравнивать эталон с тем, что издают сейчас.
Гиннунгагап, 12 декабря 2017 г.
Сложно писать про классические произведения, так как о них уже есть устоявшееся мнение и стереотипы. Франкенштейн один из ярчайших примеров того как поп культура может взять идею, перевернуть с ног на голову и дальше тиражировать в отрыве от первоисточника.
Книга написана пожалуй в классическом для 19 веке формате — переписки/путевого дневника. Скучно ли читать длинные и отвлеченные жизнеописания, вопросы о здоровье и благополучие родственников, надежду на скорую встречу — по началу пожалуй да, но после втягиваешься и погружаешься в атмосферу, когда самое быстрое сообщение доходило за несколько дней, а путешествия занимали недели.
Роман поднимает проблему ответственности создателя перед своим созданием. Должен ли создатель заботится о своем творение, должно ли творение оправдывать надежды создателя, должен ли создатель нести ответственность за творение? Вот пожалуй главные вопросы романа.
Герои романа несколько наивны по современным меркам. Для них есть только черное и белое, добро и зло. Но если сделать скидку на время написания и возраст автора, то все встает на свои места. Не забываем, это время когда еще есть суды чести и дворянство получает классическое образование.
Сам монстр — не то что с ним сделала масс культура. Это не тупой кретин зеленого цвета с болтами в шее, а гуманистический символ. Он наслаждается природой и пением птиц, постигает науку, сопереживает и помогает. Он не злой по тому что злой, он злой в качестве ответной реакции на среду, не более и не менее.
В общем книга хороша как пример гуманистической литературы и образец своего времени. Для понимания классики — стоит прочитать
vladimirfr91, 7 октября 2023 г.
Писательница написала этот роман, когда ей было 19 лет и это удивительно, ведь роман стал классикой мировой литературы, готической литературы и является одним из первых ив жанре научной фантастики.
Писательница была женой известного английского поэта Перси Биши Шелли. Однажды они проводили время в любопытной компании: Мэри Шелли, Перси Шелли, Байрон и Полидори . Все они читали истории о привидениях. В итоге Байрон предложил, чтобы каждый написал свой страшный рассказ. Так появился набросок Мэри Шелли, который впоследствии стал её самым известным романом, который был опубликован в 1818 годугоду, сначала без указания имени автора.
В этом романе переплетаются и романтизм, и научная фантастика, и готика. Это не поверхностная страшилка о рукотворном мостре, как это часто представленно в экранизациях книги. Конечно, классические фильмы студии Universal любопытны для просмотра, особенно для фанатов хорроров и людей, интересующихся историей кино, но они не отражают сути романа, либо искажают её, расставляют инные акценты, меняют сюжет и характеры персонажей. Эти фильмы, скорее некий фанфик, их надо воспринимать отдельно от романа, а не как его экранизацию. Тут мне было обидно за фильм 1994, который изначально был подан как фильм-экранизация романа, но подло не передавший корректно характеры и превративший всё в какой-то любовный треугольник в финале, что было ужасно. Мотивы в этом фильме тоже исковеркали, а местами просто не раскрыли. Что важно отметить, «демон», которого создал Виктор Франкенштейн в фильмах не силён интеллектом, чего не скажешь о персонаже книги. Также в фильмах он собран из мёртвых, но как он был собран в романе не описывается и это важно.
Итак, роман более глубок и является продуктом своего времени со знаком минус. Эпоха Просвещения, вера в прогресс и волю человека-покорителя природы — это окружало Мэри Шелли, эта эпоха выразилась в волевом, фанатичном характере Виктора Франкенштейна. Но выражено это лишь для того, чтобы выразить затем скепсис в прогрессе и безграничности человеческой воли. Виктор создал жизнь, но не смог принять то что он создал и взять ответственность за своё творение, он оказался несовершенным, как всё человечество вцелом. Он бежал, оставив своё создание в жестоком мире, где оно вынужденно было приспосабливаться и выживать, тоскавать от одиночества и отсутствия ласки и любви. Отвергнутое создателем оно ищет привязанности, но находит лишь гонение и жестокость со стороны людей, так как они боятся его внешнего вида. Всё это приводит к трагическим последствиям. В конце романа Виктор, умирая понимает что он виноват, что не сделал своё создание счастливым, что кровь погибших на его руках.
Мерри Шелли задаётся вопросом, способен ли человек нести ответственность за сотворенное им, если он сам не совершенен, к каким последствиям может привести необузданная жажда открытий и может ли их человек предвидеть. Она сомневается в исключительно положительной роли прогресса, а также в том, что воля человека безгранична в покорении природы. И всё это в контексте совершенно противоположных взглядов той эпохи.
Я не могу принять или опровергнуть эти мысли, что лежат в основе романа. Мне интересны разные точки зрения, особенно хорошо поданные. Это интересная книга, она действительно достойна считаться мировой классикой.
Ван Мяо, 17 мая 2019 г.
Трудно вспомнить в истории литературы другой похожий пример: очень молодой автор, совсем юная двушка, пишет единственное в жизни крупное произведение и оно становится невероятным, всемирно известным феноменом.
Конечно, после всего того что массовая культура, комиксы и киноосмысления сделали с образами Виктора Франкенштейна и его безымянного монстра, читать роман немного сложно: все время приходится отгонять от себя образ зеленого чудовища и лаборатории Виктора с подручным горбатым Игорем. В романе совсем немного «ужасного» и еще меньше фантастического. Гораздо больше там страдающих и одиноких людей. То есть наверняка в первой половине 19 века читатели и хватались за сердце, но сейчас такое не испугает даже совсем неискушенного читателя. Более того, все волнующие подробности, которые призваны ужасать, такие как сам процесс создания монстра из мертвых тел и оживление, в романе отсутствуют. Но история одинокого, брошенного собственным создателем и ожесточенного злым и несправедливым отношением людей трогает и сейчас.
makelen, 29 июля 2017 г.
Странно было читать столько негативных отзывов на великолепное творение Мэри Шелли.
Читается книга легко, я прочла на одном дыхании. Удивительный, завораживающий сюжет; яркие персонажи; своеобразный стиль написания (в виде дневника одного из героев). И в основе — две глубокие мысли: о том, что создатель в ответе за свое творение; и — что не надо судить о ком бы то ни было по внешности, не всегда существо, ужасное снаружи, является чудовищем.
Это шедевр мировой литературы. К прочтению обязательно.
Windsdel, 22 марта 2012 г.
Главной идеей книги, на мой взгляд, всё-таки является ответственность. Ответственность за свои поступки и творения. Нам показали как же это тяжело — быть Богом, особенно когда ты стремишься только к лаврам Творца, а про колоссальную ответственность забываешь.
В процессе прочтения книги вопрос о том, кто же больший злодей, творец или его творение, возникает не раз и не два. Именно за эту неоднозначность и глубину мне понравилась эта книга.
Кроме всего прочего, ещё эта книга учит какой-то доле терпимости по отношению к уродству и физической неполноценности. Ведь когда видишь, как общество отвергает чудовище только за его внешнее уродство, становится стыдно.
witkowsky, 4 мая 2012 г.
«Ворон ударил крылом высоко в горах. Сошла снеговая лавина. Завалило долину с жителями...»
Кажется, эхо от этого удара крылом слышится до сих пор — особенно теперь, когда после чуть ли не двух десятков неудачных попыток, появилась блистательная экранизация «Франкештейн Мэри Шелли» Кеннета Брамы (1994) с Робертом де Ниро в роли Чудовища. А для России важно и то, что «Франкенштейн» вышел в «Литературных памятниках» под одной обложкой с романом «Последний человек». Помнится, у Мэри Шелли еще пять романов есть, но их прочесть надо (а поди найди время....
Виктор Франкенштейн — не зря немец. Почему? пусть желающие прочтут книгу и найдут ответ (а то мне его под спойлер загонять придется, что, на мой взгляд, дело недостойное). Напомню лишь вопрос. заданный на Патриарших Воланду: «Вы немец?» — Воланд отвечает: «Да, пожалуй, немец...» Ну, и дальше, читатель, читай роман Мэри Шелли и сам поймешь — что сколько стоит.
Сказочник, 20 августа 2010 г.
Классика готического романа. Без «Франкенштейна» современная западная литература просто немыслима...
Чиал в оригинале в бородатом уже 1995-м году. Помню, что очень долгое время ходил под впечатлением от прочитанного. Ожидал обычного «ужастика», а роман оказался с острой социальной подоплёкой, наполненный романтикой и красотой... К сожалению, — а, быть может, к счастью, — так уже никто не пишет...
Edward Sheridan, 8 июля 2014 г.
Роман,который Шелли написала в 19 лет, ошеломил всех своим сюжетом. Однако, это не помешало стать ему классикой или даже «мэтром» своего жанра.
Мораль сего романа на мое рассуждение такова:«Мы в ответе за тех, кого приручили.» А. Де-Сент Екзюпери.
Dr.ShtARK, 22 сентября 2013 г.
Помню тот момент , когда я нашла эту замечательную вещь!!! Сев читать, скажу прямо, я уже не могла оторваться(а дело было в классе девятом или десятом)...О Боже, сколько приятных воспоминаний, ибо это замечательное произведение, тем более что частично оно даже пророческое. Помнится, в моем издании даже была статья о том, что у Мери Шелли было видение в котором она усмотрела, что люди в будущем начнут создавать живых существ себе подобных -искусственным путём!!! Как в воду глядела ведь!
sterh77, 17 мая 2012 г.
Если Вы вдруг никогда не читали западной научной фантастики, решили начать читать и притом в хронологическом порядке написания, то Вы должны начать с этой книги. Именно с нее, а не Герберта Уэллса или Жюля Верна.
Роман, помнится, прочел вслед за «Калеб Уильямс» Вильяма Годвина. Только я тогда еще не знал, что подряд читаю произведения отца и дочери! Так получилось...
Сложно как-то оценивать классику. Я, например, с удовольствием читал и перечитываю прозу Пушкина, Бестужева-Марлинского. Могу сказать, что от чтения Мэри Шелли испытывал схожие чувства. Романтизм, с готикой он или без — всегда в моем сердце!
its_muffin_time, 7 декабря 2021 г.
Неожиданно, но мне очень понравилось. Я ожидала от книги тяжелого слога, хождения героев туда-сюда без причины, как это часто бывает в классике, скучного сюжета и бессмысленных разговоров. Но, оказалось все с точностью до наоборот! Прекрасный язык Мэри Шелли сопровождал меня на протяжении всей книги, сюжет динамичный и не дает заскучать.
Виктор Франкенштейн ученый, которому приходит в голову оживить уже умершее. И вот, решив поиграть в Бога, он, как Прометей вылепивший человека из земли, собирает свое детище из кусков уже неживой плоти.
Эгоизм Виктора просто зашкаливает и вроде бы ты должен ему сочувствовать по задумке автора, но я сочувствовала одинокому монстру, от которого отвернулся его же создатель. Так скажи же Виктор, зачем ты создал такого монстра? Ты хотел поиграть в Бога и добиться этим признания всех народов? Создания Франкенштейна искренне жаль — его отец, его создатель испугался его уродства. Все люди вокруг от него шарахаются и боятся. За то, что он спасает ребенку жизнь его пытаются убить... А ведь монстр, по сути, сам еще ребенок, он только-только родился на свет и с помощью проб и ошибок, познает и знакомится с окружающим миром. Виктор сам виноват, что сделал из своего детища монстра. Что было бы, если бы Виктор был более сдержан, обучил бы монстра всему, познакомил бы его с миром? Этого мы уже не узнаем, остается лишь строить предположения.
Интересно, что автор по сути не описывает внешность монстра, лишь упоминается, что он был огромный, могучий и уродливый. И нам приходится самим додумывать, какая же внешность была у чудовища. Конечно. в первую очередь приходит на ум экранизированные или уже нарисованный раннее персонаж.
texnik-san, 17 декабря 2011 г.
прочитал книгу не один десяток раз. мне было 11 лет.книга запомнилась всем:шириной человеческих душ ,глубиной взглядов на одни и те-же вещи,глупостью людских комплексов. это не книга,это ЗНАНИЯ!!! очень, ОЧЕНЬ мало кто понял о чём книга повествует. «Франкенштейн» учит людей быть добрее,обьясняет как стать не умнее но мудрее. но не быть наивными,не идти на поводке. такие книги К СОЖАЛЕНИЮ больше не пишут.очень жаль. будь подобных книг больше — возможно и люди были-бы другими. читать обязательно!