fantlab ru

Дарья Бобылёва «Вьюрки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Оценок:
487
Моя оценка:
-

подробнее

Вьюрки

Роман, год

Аннотация:

Скрыться на время от безумия внешнего мира среди уютной зелени — мечта, сладкий сон... кошмар!

Что, если ты НИКОГДА не сможешь покинуть свою дачу?

Связи нет, дорога упирается в лес, соседи ведут себя странно, и лето — чертово лето! — никак не кончается...

Примечание:

Журнал «Октябрь» № 7, 2017 г. — журнальный вариант романа.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


6.87 (159)
-
7.21 (154)
-
7.17 (151)
-
7.02 (151)
-
7.60 (149)
-
7.31 (148)
-
7.40 (144)
-
7.30 (137)
-
7.17 (137)
-
7.39 (136)
-
7.30 (276)
-
8 отз.
7.24 (134)
-
7.38 (135)
-
7.04 (79)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 317

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3029 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 85 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 12% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2018 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 3 место)

лауреат
Новые горизонты, 2019 // (роман)

лауреат
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший роман русскоязычного автора

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Вьюрки
2019 г.
Вьюрки
2020 г.

Аудиокниги:

Вьюрки
2019 г.




 



Рецензии




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила меня равнодушной. Ничто не задело в моей душе ни единой струны. Где атмосфера? Где таинственность? Где это всё? Где герои, за судьбу которых переживаешь (даже детям не сочувствуется как-то в книге)? Все эти бабы Кати, Валерычи, председательши как-то мимо меня... Дорога пропала?! Господи, этим в России кого-то можно напугать или хотя бы удивить?!! Или пьющим жилистым мужиком? Или закусыванием коньяка редиской?

Ну, да, вижу, что зарисовки сделаны с натуры, но за этим ничего нет, ни сочувствия, ни сопереживания.

Ох, уж этот мне так называемый «русский фольклор»...

А дачный антураж лично меня не тронул, в генной памяти ничего не пробудил, ассоциаций ноль, увы. Возможно, разные поколения. Этот «пласт культуры» оказался мне абсолютно чуждым.

И вот ещё что... (Может, показалось?) Не понравился какой-то, на мой взгляд, одинаково снисходительный и к старикам, и к детям тон автора, вероятно, задумывавшийся как лёгкая ироничность.

Короче говоря, есть такая хорошая русская поговорка: ни уму, ни сердцу (А что? Тоже русский фольклор).

В общем, я оказалась не ЦА этого творения.

Шестёрку, конечно, ставлю. За гладкость.

P.S. Никогда не думала, что это случится со мной, и я когда-нибудь напишу подобное в отзыве, но я это сделаю: это не хоррор!

Оценка: 6
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не страшно — аж жуть!

Любят у нас все самое-самое. «Самый страшный фильм» нам уже показывали, песню про самый лучший день слышали. Теперь самая страшная книга. Я сначала и не поняла — название это такое что ли? Ан нет — аннотация, лид, так сказать. Чтоб знали, что бояться надо.

К делу.

Персонажи прекрасны. Нет, не так. ПРЕКРАСНЫ. Они живые, родные и милые сердцу (даже, если не очень милые в принципе), выписаны любовно. Вообще, у автора легкий слог и замечательное чувство юмора.

Сюжет собирается из нескольких историй. И качество их, так сказать написания, очень разное: есть сильные главы (про игошу, про Боевых), есть слабее (про Валерыча, про соседок-ведьм). Но, в целом, истории интересные. Не страшные, но интересные.

Провисать книга начинает, когда автор пытается собрать все рассказы в однин сюжет. Они, конечно, стыкуются, но с зазорами... Поскольку сами по себе истории не особо страшные, думаешь — ну вот сейчас-то уже будет тайна-тайн и ужас-ужас. И тут на тебе — история про бабулю без пальца и ее темное детское прошлое. И не страшно, и не особо интересно. Печаль. Конец книги про исход в поле с рюкзаками вообще какой-то комический. Так и вижу эту построевшуюся парами толпу дачников. Может, в том и суть, что про ужасы надо писать серьезнее, а то, не получается бояться как-то. Как известно, смех убивает страх. А может, это неправильные ожидания, вызванные обложкой. И если б читатателя сразу не настаивали на хоррор в дачном стиле, то и воспринималась бы книга лучше.

Итого. Интересная книга с чудесными героями и прекрасным юмором, с ненапряжной заявкой на размышления о бренной русской жизни. Но, конечно, это не хоррор.

Оценка: 6
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едва начав чтение, с тоской подумал: ну вот, — передо мной аналог Кинговского «Под куполом», только на нашей, Российской почве. Ну и масштабы, естественно, поменьше: у Кинга — город, здесь — дачный поселок «Вьюрки». Но уже через пару десятков страниц понял: нет, это — нечто совершенно новое, оригинальное, самобытное, свежее и ни на что читанное мною ранее не похожее. От сердца отлегло, и я принялся за чтение. Да так и не смог оторваться, пока не прочел весь роман.

Стыдно признать, но с творчеством Дарьи Бобылевой я до этого был совершенно не знаком. В процессе чтения я был абсолютно уверен в том, что автор — матерый романист, — настолько уверено он держит в руках отнюдь не маленькое повествование. Прочитав книгу, стал наводить справки, и с удивлением узнал, что «Вьюрки» — первое крупное произведение автора: до этого были только рассказы. Что же, дебют следует признать весьма и весьма успешным: роман читается на одном дыхании. Никаких затянутостей, тупиковых линий или провисаний сюжета не наблюдается. Действующих лиц хоть и немало, но лишних среди них нет, и все они мастерски прописаны.

В жанровой принадлежности произведения сомневаться не приходится: перед нами типичный образец литературы хоррора или, проще говоря, «ужастик». А для произведений подобного жанра главным является вопрос: будет страшно в процессе чтения или нет? Что ж, лично мне местами было не просто страшно, а очень страшно. Вплоть до того, что с трудом смог заснуть после чтения. Ну и последующие ночные кошмары — тоже гарантированы. Но вместе с тем мне хотелось бы отметить одну очень важную особенность произведения: «Вьюрки» — не просто тупое «пугалово», каких сейчас хоть пруд пруди. Оно не только (и не просто) пугает, оно заставляет задуматься о многих важных вещах. Автор каким-то образом ухитрился вплести в легкомысленный в общем-то жанр мощную философскую составляющую.

Ну и напоследок нельзя не отметить прекрасный авторский стиль повествования, что в последнее время стало большой редкостью не только в литературе подобного рода, но и в Литературе вообще, — не чтение, а подлинное наслаждение текстом.

В общем, искренне рекомендую данный роман к прочтению. А автору (да и всем читателям) хочется пожелать побольше подобных произведений.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Урожайный выдался у меня год на отечественные хоррор-романы. Сперва «Скелеты» Максима Кабира очень порадовали, сейчас «Вьюрки» Дарьи Бобылевой приятно удивили. Надеюсь, следующий год выдастся не менее удачным в этом плане.

«Вьюрки» поначалу сбивают с толку. Это роман, который успешно притворяется сборником рассказов, бросая читателя сразу в гущу событий, но усыпляя бдительность достаточно неспешным темпом повествования.

Пожалуй, стоит начать с того, что Вьюрки — это садовое товарищество в вакууме. Если у вас когда-либо был огород или дача, или вы ездили отдыхать в деревню, то без труда узнаете в жителях Вьюрков собирательные образы реальных людей: тут вам и молодежь, приехавшая исключительно на шашлычки, и крепкие пенсионеры, живущие полгода своим огородным хозяйством, и бойкие бабульки, обожающие телевизор и копаться в саду, и тихие алкоголики, да и много кто еще. Впрочем, самые примечательные жители Вьюрков – это различного рода нечистая сила, которая порадует всех неравнодушных к славянскому фольклору. Слова «леший», «кикимора», «игоша» и так далее сейчас уже не кажутся пугающими, от них не веет сверхъестественным (только облегченными ругательствами, скорее потешными, нежели обидными), но именно их Дарья Бобылева использует, чтобы пощекотать читательские нервы. И колоритными образами упомянутых лешего и кикиморы дело не ограничивается: роман просто пестрит всевозможной нечистью.

В результате, люди не могут покинуть Вьюрки и спастись от чертовщины. Чертовщина проникает во Вьюрки, но все время не тем путем. И как-то незаметно мистические рассказы, объединенные местом действия, перерастают в необычный роман, а история столкновения простых обывателей с нечистой силой становится историей о человеческих взаимоотношениях.

«Вьюрки» не показались мне страшными, местную нечисть я находил скорее интересной, нежели пугающей. Мне очень понравилась обрядовость борьбы с чертовщиной, живость многих персонажей, отличный авторский слог с нотками иронии и юмора, а также бережное отношение к фольклору. А вот что не понравилось, так это небольшое сюжетное провисание в районе шестой главы и некоторые странности в поведении персонажей, которые иначе как мистикой не назовешь.

Тем не менее, «Вьюрки» — это образец хорошего мистического романа, густо замешанного на фольклоре. Всем любителям жанра читать если не обязательно, то очень и очень желательно.

Оценка: 8
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взялся я за «Вьюрков» с энтузиазмом, начитавшись множества положительных отзывов и рецензий. И довольно быстро, еще на первых главах, мой энтузиазм стух. Дочитывал уже с усилием.

Первое: самый большой и основной недостаток — этот роман ужасов абсолютно не страшен. Прям совсем. Только одной-двум новеллам/главам («На память» и «Огненная баба») удается немного припугнуть и вызвать интерес.

Второе: это и не роман вовсе — чуть больше дюжины новелл, связанных в основном лишь местом действия, которые при минимальной корректировке сойдут за самодостаточные произведения.

Третье: концовка невнятная. Только усугубляет общее впечатление «неинтересности». Выглядит высосаной из пальца.

Хочу отметить, что текст романа довольно приятен, не вызывает отторжения. Хотя для «страшного» романа слишком много... ироничностей. Так же неплохо, но несколько поверхностно и, местами, клишировано, прописаны персонажи.

Итого: как хоррор — незачёт. А как что-то другое... ну не знаю... неплохо, наверное. Но я-то ужасов хотел. И остался сильно разочарован.

Оценка: 6
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга не понравилась.

Купился. на лестные отзывы, хорошую рекламу и на собственное желание почитать что нибудь свеженькое и доселе неизвестного автора. И после прочтения очень удивился, читая отзывы других читателей — им было страшно, очень страшно, жутко и тд.

Мне хотелось спать. Кушать. Пойти погулять. Выпить пива. Но только не дочитывать. Повествование скучное, я бы даже сказал — унылое. Никак не зацепило.

Но я, конечно, как прилежный книгоман — дочитал. Резюме — никаким хоррором (в моем понимании, конечно) — в книге и не пахнет. Это не ужастик, не хоррор, не триллер и даже не страшилка на ночь. Какие то деревенские или дачные (кому как угодно) байки, которые, возможно, были актуальны для детворы очень древних времен. Да и то, я уверен, детвора бы не испугалась и попросила бы рассказать что нибудь другое. Пострашнее)))

Никаких рекомендаций. Никаких оценок.

ПиСи: — Хотите хоррора или страшного — читайте временем проверенных авторов — По, Кунц, Кинг, Лавкрафт, Меррит и тд.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Обитатели дачного посёлка Вьюрки в один не очень прекрасный день обнаруживают, что они полностью отрезаны от мира и в их «загородном раю» начинают происходить загадочные, а порой даже страшные события ...... В последнее время редко мне попадаются новые авторы, знакомство с которыми буквально сразу же вызывает чувство близкое к восторгу и однозначное осознание — «вот это моё!». Дарья Бобылёва как раз и стала одним из таких авторов, а «Вьюрки» одной из таких книг. Я бы сравнил с бессмертными «Вечерами на хуторе близ Диканьки» Гоголя, только вместо сельской малороссийской атмосферы, здесь атмосфера исключительно российская, дачная. И нечисть присутствует близкая в первую очередь русскому читателю — домовой, кикимора, русалки, бешеная баба-соседка с тяпкой ..... Атмосфера, надо сказать, сочная, густая, почти осязаемая во время прочтения. И персонажи вроде вполне типичные дачные типажи, но выписаны замечательно, абсолютно живые и сопереживательные. Практически каждый из них получит свою «минуту славы» в этом романе в рассказах, где каждая глава вроде бы и отдельная история с новым солирующим дачником и в то же время связана с предыдущими, словно отдельная картинка в общем паззле. Замечательный роман ужасов, который пугает не мясом и кровищей (хотя и без этого не обошлось), а в первую очередь таинственным и неизведанным. А ещё человеческим равнодушием и банальными непониманием и злостью. Лёгкий юмор абсолютно к месту и со вкусом, а доброта и я бы сказал — человечность, обычно редкие гости в современных ужастиках, делают «Вьюрки» чем-то большим, чем просто ещё один роман в жанре хоррор

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

***Веретено

***

У «Вьюрков» редкая, необыкновенная композиция. Она настолько прихотлива, что необходимо прочитать больше половины романа только для того, чтобы убедиться – это действительно роман, а не сборник рассказов. И ведь структура произведения и принцип развития сюжета на самом виду! Дарья Бобылёва сделала из них… название.

Вьюрок – птичка? Ну да. Маленькая такая, вертлявая, из певчих воробьиных. А ещё катушка – тюрючок для ниток. Как полое веретено. Вот, самое оно и есть. Дальше проще, поскольку символика веретена и прядения знакома всем. Время, судьба, мировая ось, превращение, жертва… Много чего. А в псковских говорах веретено ещё и «злая баба». Но это так, к слову.

Представьте «Вьюрки» мотком пряжи на веретене. Ухватитесь за кончик нити и потяните. Крутится веретено, кружит, ложатся на землю кольца, петляет нить – а самого-то его и не видно. До самого конца. Кто главный герой? Кто злодей? В чём интрига? Тяните, дорогие читатели, да не спешите. Оцените мастерство пряхи – до чего нить хороша!

***

Четырнадцать рассказов до последнего прячут взаимосвязи, представляясь каждый наособицу. Нет даже обрамляющего. Какой-то Валерыч, какой-то Витёк, свихнувшиеся кто куда пенсионеры, истеричные мамаши, девочка – гот и паникёрша, даунёнок, алкоголики… Обычный дачно-пригородный зоопарк на выезде. Летний шанс расслабиться и коллективно побыть самими собой, без шпилек и галстуков.

При этом у каждого рассказа претенциозное, недвусмысленно направленное на создание строго определённой культурной аллюзии название. «Война котов и помидоров», «Близкие контакты на тринадцатой даче», «У страха глаза мотыльки»… Как вам такое? По-моему, несомненная игра с читательскими эрудицией и ожиданиями. Вот только для чего? Погружение в контекст или юмор? Мне кажется, что всё-таки юмор.

Новеллистическая конструкция настолько изящно сложена, что последние, наконец-то собирающие персонажей вместе рассказы кажутся неудачными. Увы, судьба у них такая. Чтобы нить шла надёжно и плавно, первые витки надо завязать, скрутить на веретене потуже, защемить. Не случайно история эпилога наматывается пусть и в другую сторону, но снова ладно.

***

Слог у Дарьи Бобылёвой ясный, правильный и гладкий, так и просится определение «классический». Читать приятно. А вот метод и жанр далеки от всяких стилизаций и простоты. Реализм, магический реализм, сюрреализм, неосюрреализм или вовсе литература абсурда? Мистика, ужасы, фантастика, пародия, притча? Я голосую за магический реализм и мистику.

Пожалуй, доходчивее и проще будет показать аналоги её стиля не в литературе, а в кинематографе. «Колыбельная» Юлиуша Махульского, «Полено» Яна Шванкмайера, «Люми» Владимира Брагина, «Бал вампиров» Романа Полански. Страшно и смешно, узнаваемо, серьёзно, мило и по-соседски, но почему-то горько. А ещё, в данном конкретном случае, всё очень по-женски: интриги, пересуды, любовь и отношения.

Топор да веретено – древняя пара. Только вот оба уже не те, что прежде. Мужики — что делец, что бездельник — нынче равно неумёхи, растяпы и алкоголики. Бабы, конечно, надулись от важности, взялись командовать. А как вновь на мужское суровое жизнь повернула, за голову схватились: топор такой мягкий стал, что голову поднять не может! С детства женским воспитанием заклевали.

***

Славянского фольклора в романе куда меньше, чем кажется. Названия есть: ведьма, оборотень, подменыш, игоша, водяной, русалки, кикимора, заложный мертвец, леший, полуденница. Только их почти никто не узнаёт, и веры в них у персонажей нет. Инопланетяне балуют, военные или полтергейст. Таким что в лоб, что по лбу. Нет веры – нет и силы. До последнего, пока жареный петух не клюнет.

С тем же успехом можно насобирать обрывков из современной хоррор-культуры. Никак не меньше получится: ожившие статуи, экстрасенсы, потусторонние звонки, каннибалы, зомби, нерожайки, дети с особенностями, пугала-убийцы, маньяки, озверевшие кошаки, занимательные подвалы и взбунтовавшаяся флора. Тоже суеверия, если разобраться, только Новейшего времени.

Во «Вьюрках» своя, изменённая логика. Закольцованы пространство и время, ограничены разум, чувства и реакции персонажей. Никто ничему особо не удивляется, многое тут же забывают. Мифология у Дарьи Бобылёвой тоже собственная. Новая, да на старый лад. Вот и дачный посёлок получился зачарованным, отделённым от всего остального мира, как чертоги Медной горы и терем Седого медведя. Заходите, гости дорогие, если не боитесь измениться и остаться здесь навсегда!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне как заядлому дачнику было читать «Вьюрки» интересно , очень много знакомых личностей встретил на страницах этой книги — и новые богатые владельцы дач и старушки кошатницы и дачные алкоголики и колоритная председательница — это мне знакомо . А вот хтонь нашу как оказалось я хуже знаю — ладно бы Кикимора этот персонаж известный , а вот например Игоша — кто это вообще ? Были тут конечно пугающие персонажи . Вся книга состоит из небольших историй , где в связке идёт дачник и привязавшееся к нему нечисть , главным же героем через все эти былички идёт немного таинственная рыбачка Катя ... В целом книга понравилась и на дачу я поеду без страха (хотя если ежик затопает — могу и за Игошу принять и кинуть чем то) ... да и для Кати этой хотелось бы судьбы получше.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга превысила все мои ожидания, которые были, признаться, несколько занижены моим скепсисом в адрес русского хорора. Тем приятнее было сделать для себя такое открытие. Роман получился не страшным — седых волос у меня точно не прибавилось, но местами все же жутковатым — по крайней мере, в некоторых эпизодах у меня мураши по телу табунами бегали.

Но тут вопрос даже не в том — страшно или не страшно, а в самой атмосфере книги, в сочности и цветастости языка, в какой-то очень родной, как оказалось, локации — понятной и близкой, наверное, только россиянам, у которых есть опыт дачной, ну или хотя бы деревенской жизни, а он есть, пусть даже из детства, наверняка у большинства.

У меня этот опыт тоже имеется, не самый, надо сказать, приятный, но во время чтения как-то столько нюансов и мелочей в голове всплыло, и как-то умилило это меня, заставило с ностальгией вспомнить русское лето.

А еще с этой книгой можно побывать в гостях у сказки. Столько «нашей» нечисти в одном месте я давненько не встречала. Просто какая-то концентрированная аномалия, сотканная из сказочных мотивов, страшилок и легенд. Это было супер ощущение.

Фольклорный триллер — так сказано было в предисловии. Вот абсолютно точное определение. У меня сразу невольное сравнение с Убыром в голове образовалось. И у Бобылевой получилось в этот жанр еще более мощно ворваться, чем сделал это Измайлов.

У Дарьи все ...богаче, что ли, глубже, позаковыристее.

Кстати, поначалу мне казалось, что просто в каждой главе будет рассказываться история какого-то отдельного персонажа, но вместе все это не свяжется в результате. И даже на этих условиях мне роман безумно нравился. Но — еще один сюрприз — к финалу все дорожки, все рассказики и все монстрики пересекутся, объяснение читатель все-таки получит.

В общем, я оторвалась по полной с этой книгой. Удовольствие получила колоссальное.

Для себя взяла автора на заметку. Буду следить за ее книгами.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если упомянутое мной ранее «Южнорусское Овчарово» — хороший пример того, как не надо рассказывать истории, то «Вьюрки», напротив — пример того, как надо. Исходные данные почти те же самые: современная русская деревня, набор разномастных персонажей, связанных преимущественно местом действия и иногда пересекающихся между собой, мистическая составляющая и изложение в виде отдельных рассказов. Но если в Овчарово из этого вышла какая-то безидейная муть на киселе, то во Вьюрках компоненты сложились в привлекательный роман, который прочитался на одном дыхании. Даже несмотря на то, что кровищи там, как в плохом американском ужастике, и вообще местами текст неприлично напоминает пародию Галкина на упомянутые.

Выше было сказано, что «Вьюрки» про деревню, но это не совсем корректно (хотя, где теперь вообще возьмешь настоящую деревню). Они про садовое товарищество, которое однажды замкнулось само на себя. В смысле, что уйти из него оказалось затруднительно – дверь в окружающую реальность захлопнулась. Ну а дальше – здравствуй потусторонний мир, который с каждым днем становится все более реальным. И уже непонятно, соседка Тамара Яковлевна – это еще она, или уже «соседка» в кавычках. Но если отвлечься от «соседей», то в остальном – это довольно уютный мирок со старыми дачами, грядками, речкой, котами и бесконечным летом. Да и люди, живущие внутри – в массе своей вполне симпатичны, местами –сплочены, иногда дружны, и внезапно – не так уж сильно огорчены своей вынужденной изоляцией от мира. То есть, да – некоторые рвутся, но в основном оказывается, что дачный мир принадлежит людям, не особенно-то любящим общество. Что, в общем, вполне правда.

Мистическая часть замешана на славянском фольклоре, но здесь его обитатели совсем не столь человечны (и внешне в том числе), как мы привыкли их себе представлять. Да и само представление зависит от свойств приемника – кому русалки милые девочки, а кому – страшилища многолапые. С другой стороны, что мы знаем об этом древнем мире?

В общем, неожиданно приличная книжка оказалась, мне понравилась, хотя обычно я такое не очень люблю. Из вредности можно обругать несколько смятый и не совсем внятный финал, но не хочется. А вот похвалить хороший язык – очень даже. Задумалась, не почитать ли у Дарьи что-нибудь еще.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написана книга очень неплохо, ярко. Но, мне, к сожалению, не понравилась. Не потому, что плохой роман, просто, совсем не мой жанр.

Ровно до половины произведения читал с удовольствием. Потом — без интереса.

Дачный посёлок. Жаркое лето. И вдруг, конечно, привет С. Кингу и его роману «Под куполом», все дачи вместе с жителями, оказываются в некой, замкнутой, вневременной зоне. Выхода нет.

Роман построен в виде сборника рассказов. Объединённых общим местом действия — «Вьюрками». Герои — дачники. Все люди разные, у каждого своя история.

Вообще — герои, это сильная сторона данной книги. Живые, образные. Довольно глубоко раскрыты характеры, интересная психологическая составляющая.

И, великолепная атмосфера. Действительно, жаркое лето в дачном посёлке. Очень живописно и кинематографично.

А вот сюжет, вообще, не понравился.

Нет, я люблю мистический хоррор со славянским мифологическим уклоном. Лешие и русалки, домовые и банники — очень экзотично и колоритно.

Но, на мой взгляд, целостной картины и гармоничного сюжета не вышло. Получилось — все в кучу. И родовые проклятия и временные дыры. Другое измерение и славянская нечисть. Как то, не укладывается все это в одну книгу. В отдельные рассказы — да. А роман получился как плохая мозаика. Притянуто все за уши. Не стыкуются многие кусочки.

Впрочем, читается книга легко и быстро. Без труда прочёл за два дня. Если не рассматривать ее как хоррор, а как мистику с интересной психологической составляющей — в принципе, неплохо. Есть страшные моменты, немного юмора, немного фольклора, чуть-чуть любви.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приоткрытая завеса.

Неожиданно хорошо написанная современная книга, да еще и мистикой на славянской мифологии. Даже как-то приятно стало, что если соберутся люди, то могут же написать, так чтобы кровь из глаз не брызгала.

Не очень понятно почему это называют рассказами и пишут, что сборник, даже, если предположить, что они печатались в журнале по одному, но мы ведь Диккенса романы не называем сборниками рассказов учитывая, что он печатался в газетах по кусочкам. Так что это просто главы книги, которые называют определенным образом и по одному они довольно плохо работают, учитывая, что напоминают о том, что было в других главах и их начало и конец, не действуют отдельно от всего повествования, может кроме первой главы, очень самостоятельной.

История дачного поселка Вьюрки — интересна, но концовка показалась мне все же грубоватой, не все линии героев завершены, учитывая, что про этих героев были большие главы и мы из одной истории в другую следили за тем, как они реагируют на происходящее. Но общее впечатление от книги положительное. Тут действительно красиво проявляется идея с нежитью, что она сама не очень людей и боится их. Сильно выбивается только история с пионерами, но учитывая, что нежить, которая не имеет своего тела, вселяется в подобие тел, то можно и это принять как проявление общего направления в книге. Очень понравилось, как книга начинается, нам с самого начала показывают общую атмосферу Вьюрков, рассказывают о том, что там произошло, и мы уже со знанием переходим к дальнейшему повествованию, нам не нужно дополнительных объяснений, нам уже все, через действие человека, показали, потом просто дополнили, разукрасили полотно событий.

Не могу сказать, что читать было страшно, то есть ужасами я бы для себя эту книгу не определила, но надо учитывать, что меня и «Оно» Кинга нигде не пугало, так что у еще то, извращенное существо, которому с ужастиками не сильно везет))) Мне нравилась в книге мистическая составляющая, как закручивался сюжет, как постепенно до людей доходило что происходит, как они пытались решать проблемы. Интересно, что люди так и не объединились в одно целое, хоть всей гурьбой прибегали на крики ради спасения содачника. И в книге есть моменты, объясняющие как раз такое поведение людей.

Концовка, эх, концовка, с одной стороны все предсказуемо, но с другой, столько еще вопросов и нет какой-то безнадежности или тяжести. Она не докрученной получилось или не расплетенной, что-то «не до» и это печально. Хоть опять же повторюсь, это довольно приятная книга, она продуманная, взвешена. Тут нет действий ради действий, диалогов ради диалогов, тут раскрытие героя, происходящего, удерживание атмосферы.

Для тех, кто надеется на ужасы-ужасы, я не могу сказать, что вы получите то, что желаете, но как мистика, как интересные события, как не затюканные всем и вся образы, может только что леший, да еще в последнее время часто мне встречающаяся полуденица, это можно брать читать. Тут будет приятное открытие.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно что-то написать об этой книге. Казалось бы, вот она — идеальная книга для нынешнего периода. Дачный посёлок, замкнувшийся сам в себе, в котором происходит не пойми что. Ужас, славянская мифология, мистика. Но опять написано это всё так, что страха и ужаса не испытываешь, а испытываешь очень сильное отвращение. Порой мне начинает казаться, что без алкашей, деградантов и мата современные русские авторы писать не могут. Последнего тут мало, но мне слух резало всё равно. Автор не утруждает себя тем, чтобы объяснить откуда возник этот феномен, куда и каким образом он пропал, нет и объяснений каким-то мифологическим существам. Такое чувство, что беря в руки книгу, вы уже заранее должны были прочитать соответствующую литературу, что бы знать, кто такие Игоши, Полуденицы, подменыши и прочии. А если нет, тогда догадывайся как хочешь? Всё это было бы незначительным, если бы здесь была атмосфера, присущая ужастикам, но и этого тут нет. При всей моей нелюбви к Кингу, он может описать совершенно обыденные вещи так, что начинаешь дергаться от любого шороха. У Бобылёвой во «Вьюрках» нет ощущения надвигающейся беды, нет чувства тревоги, разлитого в воздухе, а есть просто описание мистических происшествий с каждым отдельным жителем дачного посёлка, большинство из которых просто противные. Читать было скучно. С каждым новым рассказом надежда, что вот сейчас начнётся что-то интересное, угасала, и в конце была только одна мысль: «Зачем я это прочитала?»

Единственное, что порадовало — аудиоверсия этой книги, озвученная Ланой Войс. Приятный низкий голос, красивая музыка и совершенно неинтересный текст.

Оценка: 2
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравился этот роман. Давно не получал такого удовольствия от книг российских писателей. От шильдиков «Русский Кинг» все больше устаешь, тем более когда эта наклейка откровенно врет. Про Дарью Бобылеву я подобных сравнений не слышал, но я и про саму Дарью ничего не знал.

Все началось с того, что мне захотелось почитать что-то мистическое и обязательно российского автора. Долго и упорно рылся в классификаторе и нашел роман «Вьюрки». Описание банальное, но уютное, навевающее что-то из Лоумера или Кинга. Начал читать и увлекся. Увлекся так, что иногда просто заставлял себя ложиться спать, потому что скоро на работу.

Роман очень яркий, но в то же время уютный. В иддиллическом дачном поселке вдруг начинает происходить всякая чертовщина. Более того, из него теперь не выбраться. В каждой главе автор начинает раскрывать нам картину происходящего с различными жителями. Понятно, что роман является набором рассказов, что, как правило, не является чем-то хорошим. Но в выбранном формате — замкнутом поселке с большим коллективом — это себя оправдывает. Тем более, что Бобылевой удается пропитать эти главы клеем общего сюжета и более главных, чем остальные персонажей. В результате, повествование смотрится на удивление последовательным и логичным, хотя иногда и уплывает (как, например, в главе со скульптором) в философские возвышенности.

У автора очень хороший язык, в меру простой, в меру разнообразный. Здесь все вовремя: юмор, когда это нужно, хоррор, когда уже пора. Некоторые главы откровенно жуткие (Игоша), некоторые — чистый триллер (штурм дачи Бероевых), некоторые просто интересно с юмором и с невероятной проницательность показывают дачную жизнь. Персонажи очень яркие, они не повторяются. Женские получились немного глубже, но и мужские характеры показаны с удивительной проницательностью.

Отдельно стоит остановится на персонажах «соседей». Вначале роман похож на хоррор, а ближе к концу это уже страшная сказка с очень самобытными существами из русского фольклора. С этой стороны данная книга — просто бриллиант. Много ли у нас пишут серьезных (не женское фэнтези), страшных романов, где идет речь не о вампирах, призраках и оборотнях, а наших родных и забытых леших, домовых и прочих кикиморах? Крогме «Убыра» и, отчасти, «Вакансии» Малицкого ничего и не вспомнишь. А здесь просто пиршество для ценителей странных существ, заговоров, обрядов. Автору удалось в современной литературе ужаса почти невозможное — она понятно и правдоподобно прописала логику потусторонних существ. Наверное, «бабки» и «ведуньи» ее и так знали. Но мы-то ни сном ни духом. В голливудских фильмах это вооще за кадром, там главное сделать «Бу!».

В общем, автору удались герои, она придумала зубодробительный бастиарий, завязала все это в сюжет и, самое главное, не слила концовку. Кто-то, конечно, пишет, что слила. Но нет. Здесь все отлично, с неожиданными поворотами, неожиданным злодеем и достаточно сильным концом. Я закрыл книгу с чувством печали от того, что она кончилась. Такого со мной не было давно и это дорогого стоит.

p.s. уже второй автор (первый — Дмитрий Сафронов «Радио судьбы») локализует аномальную зону в районе г. Серпухова. Река Сушка — маленькая речка у Приокско-Террасного заповедника, Город — это Серпухов, Трасса — это М2. Никаких Вьюрков там нет, но теперь мы понимаем, что они исчезли из реальности. Как выпал из реальности и сам этот город в районе 101-го км.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх