fantlab ru

Кевин Брокмейер «Краткая история смерти»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.07
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Краткая история смерти

The Brief History of the Dead

Роман, год

Аннотация:

Кевин Брокмейер заставил заговорить о себе на редкость громко. Уже первые его «малые» работы вошли в престижную антологию «Лучшие американские рассказы». За этим последовали новые публикации, которые принесли автору целую коллекцию наград, среди которых знаменитая премия имени Итало Кальвино. «Помни обо мне, когда меня не станет», — слова, которые в Городе мертвых обретают совершенно новый смысл, ведь его обитатели существуют в своем Послесмертье, лишь пока о них помнят живые… А так — в общем, никаких особых отличий от мира живых. Те же офисы и фабрики, те же кафе и рестораны, автомобили и заправки, уличные проповедники и бродяги. Даже семьи те же, — разве что дети не рождаются. Так было, пока на Земле не распространился смертоносный вирус, сметающий миллионы человеческих жизней. И население Города мертвых тоже стало стремительно убывать. Некому помнить родных и близких — нет и жизни в Послесмертье. Таков закон. Но, возможно, на Земле еще остался кто-то, способный жить — и помнить?..

С этим произведением связаны термины:

В произведение входит:


7.06 (74)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Молодые львы / Young Lions Fiction Award, 2007

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Краткая история смерти
2012 г.

Издания на иностранных языках:

The Brief History of the Dead
2006 г.
(английский)
The Brief History of the Dead
2006 г.
(английский)
The Brief History of the Dead
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообщем-то, этот роман стал для меня разочарованием. Он практически во всех аспектах проигрывает Логинову и его «Свету в окошке». Проигрывает в продуманности мира. Действительно, в романе Брокмейера совершенно непонятно, почему все устроено именно так, тогда как у Логинова все прописано и продумано до мелочей. Проигрывает в сюжете, хотя поначалу кажется, что задумка о посмертии в постапокалиптическом мире является чем-то необычным. Но так кажется только несколько десятков страниц. Затем начинаешь понимать, что сюжета как такового нет. В загробном мире туманные персонажи ходят из точки в точку и вспоминают разные моменты из своей жизни. Причем эти моменты очень редко бывают интересными. Человек выходит из дома и вспоминает, как увидел на соседской лужайке прыгающую через скакалку девочку. Никаких выводов или морали эти истории не несут и через некоторое время становится скучно их читать. Тем более, что кроме этих историй ничего не происходит. Буквально ничего. Люди просыпаются, куда-то идут, и затем ложатся спать. Какой-то, но интерес поначалу вызывала история Лори в реальном мире, но и там все свелось к бессмысленному переходу из одной точки в другую и воспоминаниям о случайных встречах со случайными людьми.

Я понимаю, что хотел этим романом сказать Брокмейер, но у него не получилось сделать это интересно. Если у Логинова весь роман буквально ждешь как кто-то в реальном мире вспомнит главного героя, то здесь ждешь только момента, когда же все это кончится. Но и концовка не приносит радости, хотя последняя фраза хоть как-то открывает глаза на смысл всего происходящего.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Представьте, что ваши любимые книжные герои живут лишь до той поры, покуда их помнят читатели. Вы сами, зевающий продавец, полтора издателя и переводчик, а также тот гадкий тип, который попросил книжку на неделю и куда-то укатил три года назад. Кто угодно — лишь бы помнили. Не станет их, и все поменяется. Вместе с экипажем сгинет во льдах капитан Крозье, так и не дойдет до Башни Стрелок, а Братство Кольца навсегда останется в подземельях Мории. Едва ли кто забудет старшую сестру Рэтчед, но многие ли с ходу назовут ее имя? Видите, процесс давно запущен. Человеческая память, как и любое хранилище информации, устаревает, изнашивается, покрывает когда-то важные знания горами пыли и растворяет их в небытие. Звучит не слишком страшно, ведь Чарли Гордона с Элджерноном или Гарри Поттера с метлой будут помнить всегда, а второстепенные персонажи нас обычно не интересуют. Только вот что делать, если все мы для кого-то и есть те самые второстепенные персонажи?

Герои Кевина Брокмейера помнят многое. И что самое важное — многих. Попрощавшись с жизнью, все они оказываются в Городе. Он ничем не отличается от других — те же самые высотки, дороги, любимые заведения, парки и сумасшедшие проповедники на улицах. Единственная разница в том, что существует он не только по ту сторону бытия, но и по ту сторону памяти. Здесь можно воссоединиться с умершими родственниками или встретить погибшего много лет назад питомца, однако не стоит рассчитывать на бессрочную прописку. Мертвые горожане слышат биение неведомого сердца и пытаются разобраться в его природе, а сам Город подпитывается воспоминаниями живых. Пока в реальном мире остаются друзья и знакомые, пока хранится память о погибших, население Города может спать спокойно. Но, как известно, спокойствие и безмятежность в литературе не всегда сочетаются с увлекательностью и запросто могут превратить в скуку смертную даже самую интересную историю, поэтому автор придумывает вирус под названием «мигалка» и заражает им живых. Болезнь шагает по планете со скоростью «Капитана Скорохода», выжигая ячейки памяти в одной плоскости и стирая людей-воспоминаний в другой. Миллионы смертей в нашем мире разрывают связующие ниточки с Городом, ведь помнить становится просто некому. Так начинается великий исход.

Столь любопытную концепцию посмертного существования Брокмейер предложил в рассказе «Краткий курс истории мертвых», который выходил у нас в антологии «Лучшее за год 2005: Мистика. Магический реализм. Фэнтези». Задумка автору приглянулась, и спустя три года он переработал ее в роман (едва ли догадываясь, что раньше на очень схожей поляне потоптался Святослав Логинов в романе «Свет в окошке»). Город серьезных изменений не претерпел, в центре внимания здесь знакомые уже герои. Основное сюжетное новшество связано с введением второй сюжетной линии. И если «городская» часть развивает и оформляет идеи рассказа, этакой философско-мистической притчи о необычном загробном мире, то «земная» выстроена в ключе суровой survival-истории. Лори Бёрд в компании двух коллег на полгода отправляется в Антарктику. Экспедицию собирает корпорация «Кока-Кола», поэтому задача у исследователей довольно странная: изучить возможность применения полярного льда для создания безалкогольных напитков. Научная составляющая вояжа с самого начала выглядит лишь поводом для очередной пиар-кампании, тем не менее троица героев с энтузиазмом занимает хижину в царстве льдов и снегов, не догадываясь, что забирать их отсюда будет уже некому. Пропадает связь, прекращаются поставки продовольствия, и мужчины решают пробираться к соседней станции на снегоходах. А Лори остается одна. В отличие от обитателей Города, где новоприбывшие покойники в красках рассказывают о буйстве «мигалки», Лори не знает ничего. Она оторвана от мира с пониманием того, что их здесь бросили. Забыли. Накрывший Землю апокалипсис гремит за границей вечной мерзлоты, но выжить одной в Антарктике не намного легче, чем в зараженном вирусом мегаполисе.

Брокмейер ввел линию Лори не только для наращивания объема романа — судьба девушки невидимой пуповиной соединяется с Городом, а осколки ее памяти находят отражение там, в послесмертии. Вскоре выискивание подобных связей становится довольно увлекательным занятием, хотя и за путешествием через Антарктику наблюдать не менее интересно. Скрупулезности и полного погружения в снежный ад Дэна Симмонса ждать не стоит, но вспомнить, чем паковый лед отличается от шельфового, придется. Воспоминания — важнейшая деталь мироустройства по Брокмейеру, из них книга и соткана. Увы, море флешбэков убаюкивает и без того неспешное повествование. Их слишком много. С одной стороны, они подчеркивают местную аксиому «воспоминания суть жизнь», с другой, иллюстрируют еще одну: безболезненно увеличить объем рассказа в пару десятков раз практически невозможно. «Городские» главы чередуются с «арктическими», и на тонких соединительных струнах между ними все основательней повисают люди из прошлой жизни, эпизоды из детства, незначительные диалоги, вспышки узнавания и ворох подробностей о корпорации «Кока-Кола». Промо-акции, хитрые маркетинговые ходы, рабочие совещания — Брокмейер с чистой совестью мог потребовать оплату за «продакт плейсмент».

Запомните эту рецензию. Возможно, где-то в параллельной вселенной Фантлаб существует только благодаря памяти о его материалах. А даже если и не так, все рано запомните. Потому что Кевин Брокмейер написал хорошую книгу. С живыми (хоть и мертвыми) героями, опасными приключениями во льдах, с погибающим миром, с удивительным Городом, где каждый житель слышит стук незримого сердца. А еще эта книга подталкивает к размышлениям. Когда настанет час оказаться в Городе по ту сторону, каким бы он ни был на самом деле, много ли людей вспомнят нас? А если вспомнят, то по каким поступкам? У всех есть друзья, знакомые и даже родственники, встречи с которыми постоянно откладываются из-за работы, болезней, плохого настроения или сборной России по футболу. А ведь это так просто — набрать номер телефона и пригласить человека на рюмку «Кока-Колы». Каждый сам хозяин своей судьбы, но иногда хочется верить, что даже такие мелочи способны спасти кому-нибудь жизнь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема посмертия в произведениях фантастов заинтересовала меня после прочтения «Света в окошке» Святослава Логинова. Несколько иной взгляд на посмертный Город представил Кевин Брокмейер. Произведение выстроено таким образом, что вы проживаете последние месяцы человечества в компании Лори и параллельно видите как все, что происходит с ней, отражается на существовании обитателей Города.

Что мне было не понравилось в произведении — так это полное отсутствие каких-то логических подоплек под устройством Города. Почему уборщик при жизни также работает уборщиком после смерти? Отсутсвие желания что-то поменять? но это, позвольте, очень и очень странно. Денежные отношения также сохранились. Откуда берутся деньги? кто их печатает? Кто платит зарплату, к примеру, Луке? Он же раздает газеты за просто так. Или его подруге Мили, которая вообще ничем не занимается. Попрошайки все также попрошайничают, но это, видимо, им приносит удовольствие.

Люди открывают все новые кварталы в Городе. Это те же места, которые они посещали при жизни? Дома в которых они жили? Но опять же, это правило работает только на некоторых персонажей. Почему все не живут в дворцах или пентахусах с бассейном? Люди любят роскошь, как правило. А некоторые просто находятся в поисках жилья..в Городе мало пустых квартир? Вобщем, у меня осталось много вопросов.

Если же воспринимать Город просто как данность, то получается Город — это как бы некий буфер. Люди там продолжают вести свою самую обычную жизнь. Возможно, так происходит потому, что Лори вспоминает их именно такими.

Жаль,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что конец столь печален, что Лори теряет разум. И судя по всему, жизнь.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх