fantlab ru

Филип Фармер «Мать»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
104
Моя оценка:
-

подробнее

Мать

Mother

Рассказ, год; цикл «Baudelaire»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

Мать — это повесть о землянине, психологически зависимом от матери. Зависимость приводит его в гигантскую матку; ему удается завязать общение с пленившей его великаншей и превратить «утробу» в свое постоянное жилье.

Во многих отношениях эта повесть была даже лучше, чем роман Грех межзвездный. Начитавшись критики на фрейдизм, Фармер придумал сюжет, который заканчивался буквальным возвращением в материнскую утробу. В «утробу», то есть в исполинских размеров самку не из нашего мира, которая выглядит как покрытый каменной коркой холм, не способный передвигаться и исполняющий свою репродуктивную функцию путем привлечения бродячих животных на струи соответствующих брачных ароматов. Каждое живое существо, оказавшееся поблизости, излавливается и заталкивается в гигантскую матку. Когда пленник зубами и когтями тужится проложить дорогу из темницы со стенками из живой плоти, раздражение «утробы» стимулирует зачатие. А исполнивший свою функцию пленник попросту переваривается.

Входит в:

— цикл «Baudelaire»

— антологию «Assignment in Tomorrow», 1954 г.

— сборник «Странные родичи», 1960 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.

— антологию «Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction», 1968 г.

— антологию «Bug-Eyed Monsters», 1972 г.

— антологию «Alpha 4», 1973 г.

— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.

— сборник «The Classic Philip José Farmer, 1952-1964», 1984 г.

— антологию «Histoires de sexe-fiction», 1985 г.

— антологию «Monsters», 1988 г.

— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.


Похожие произведения:

 

 


Миры Филипа Фармера. том 15
1997 г.

Самиздат и фэнзины:

Ночь света
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Assignment in Tomorrow
1954 г.
(английский)
Strange Relations
1960 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Chefs-d'oeuvre de la science-fiction
1967 г.
(французский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Bug-Eyed Monsters
1972 г.
(английский)
Assignment in Tomorrow
1972 г.
(английский)
Alpha 4
1973 г.
(английский)
Introductory Psychology Through Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Bug-Eyed Monsters
1974 г.
(английский)
Strange Relations
1974 г.
(английский)
Microcosmic God and Other Stories from Modern Masterpieces of Science Fiction
1975 г.
(английский)
Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition
1977 г.
(английский)
The Classic Philip José Farmer, 1952-1964
1984 г.
(английский)
Histoires de sexe-fiction
1985 г.
(французский)
Monsters
1988 г.
(английский)
Monsters
1989 г.
(английский)
A Century of Science Fiction: 1950-1959
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Century, Volume One
2006 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Волга впадает в Каспийское море. Лошади кушают овес и сено. Рассказ Фармера «Мать» построен на основе осмысления автором основных положений фрейдизма.

Это хрестоматийное утверждение о хрестоматийном рассказе Фармера, похоже, знают даже те, кто самого рассказа еще не читал. Не миновала подобная участь и меня. Еще до того, как я прочел этот рассказ, я уже был знаком с вышеприведенным тезисом и даже более того — знал в общих чертах фабулу рассказа. Что, впрочем, не помешало мне прочесть его с неослабным интересом и оценить очень высоко. Да и после, временами перечитывать его, смакуя каждую фразу. Поэтому тему фрейдистских мотивов трогать не будем, равно как и сильную зависимость героя от своей матери, его безвольный и инфантильный характер. Просто расскажу о своих впечатлениях.

Рассказ замечательный, а для своего времени даже революционный.

Фармер создал потрясающую картину крайне необычной жизни на планете Бодлер. Описаниями анатомии, физиологии загадочных существ планеты можно упиваться, даже несмотря на отталкивающие подробности. Очень крепко построено развитие событий в рассказе. Все продумано до мелочей, вплоть до таких, как, например то, что у Эдди Феттса очень тонкий слух, а у Паулы Феттс, его матери, тонкое обоняние. Все работает на раскручивание сюжета: то, что на Бодлере постоянные сумерки, что у главного героя абсолютный музыкальный слух, что он перед походом захватил с собой универсальный прибор панрад, способный проигрывать музыку, принимать и передавать радиосигналы, а также пеленговать их. Дотошно продуманы и подробно рассказаны многие вещи: механизм размножения и модификации генов гигантских медуз Бодлера, иерархия в их обществе (наибольшим весом обладают особи, вещающие на большие расстояния; особи более высокого статуса разговаривают медленнее, чем остальные), симбиоз с сумчатыми, с которыми медузы ведут торговлю. Много остроумных деталей: от привычки героя всем вещам и существам, окружающим его, присваивать имена — до интересной параллели: обе матери героя, и земная, и инопланетная, хорошо готовят тушенку. :biggrin: Также интересна история, объясняющая почему Полифема получила такое имя (привет Гомеру!).

Потрясает финал, когда герой, абсолютно счастливый (смотря, что считать счастьем!), в позе эмбриона, засыпает в утробе инопланетной Матери. Запомнился момент, когда уже после гибели родной матери героя, Мать Полифема пытается соблазнить его и привлечь к зачатию запахом пота земной женщины, которую она иначе, как от его матери получить не могла. В-общем, кошмарная карусель смертей, брачных союзов, рождений и перерождений, в которой участвуют люди и жуткие инопланетные создания.

Правда, меня заставил задуматься один момент. Гены сородичей Матери Полифемы (не забываем, что это однополый вид) передаются друг другу через подвижных животных, которые перевариваются после участия в зачатии, затем экскременты, содержащие остатки не переваренной плоти с генетическим кодом, извергаются на поверхность планеты, там они попадают в растения, другие животные их поедают, затем попадают в ловушку медуз, участвуют в зачатии и съедаются. И такой круговорот повторяется постоянно. Таким путем осуществляется нужное для продолжения рода комбинирование генов. Значит обязательное условие для размножения — партнер должен быть после зачатия съеден и переварен, а также должен быть представителем местных видов, то есть питаться продуктами планетного происхождения. Как в таком случае могла Мать Полифема получить от землянина, причем неоднократно, жизнеспособное потомство? Вопрос вопросов.

Есть конечно и спорные моменты, которые не понравились.

Натурализм, каннибализм и прочие «-измы».

Явный эдипов комплекс — для Эдди Феттса Мать Полифема стала идеальным выбором: и матерью, и супругой. Ну как же — рожает от него детенышей, кормит, поит, моет, напивается с ним, беседует, в-общем полностью заботиться о нем. В скобках замечу, что когда я узнал, что у этого рассказа есть продолжение, то я ждал от него симметричного ответа: развития темы комплекса Электры, то есть Эдди Феттс станет партнером своей дочери Слизняшки-Головастика и наплодит с ней кучу детенышей. Но к счастью или нет, мое ожидание не оправдалось...

Очень жалко Паулу Феттс — решительную, умную, героическую женщину, боровшуюся за сына до конца и отдавшую в итоге за него жизнь. Даже погибая в желудке Полифемы, она успевает бросить ему инструменты, которые могли обеспечить ему свободу. Другое дело, что сын не принял этой жертвы.

Но рассказ не был бы гениальным, если бы не заставил задуматься о подобных вещах. Отличное и очень фармеровское произведение на биологическую и психологическую тему. Прочесть его стоит обязательно.

Хотя бы ради картины, которая возникнет в голове у читателя: обретший счастье и гармонию человек в толще плоти инопланетного существа читает Достоевского под оперные арии.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ построен вокруг фантидеи – сложной, продуманной и очень интересной. И именно она вела меня по рассказу. Предложена необычная для нас форма жизни. Впрочем, возможно, не очень уж необычная, скорее почерпнутая откуда-то с дна морского. Но всё равно очень интересно: и как эта форма размножается, и как распространяется по планете, и как особи общаются между собой.

К сожалению, остальное показалось до уровня фантидеи не дотягивающим. В первую очередь это герои (их двое – главный герой и его мать). Они весьма картонны и, в первую очередь, картонен главный герой. Автор нарисовал его предельно инфантильным, к тому же снабдил тягой к алкоголю и неспособностью, ни к чему, кроме пения (он и есть профессиональный певец). Его мать же, наоборот, умна и самостоятельна. Но это в первой части рассказа, можно сказать в завязке.

В основной же части характеры скомкиваются. Мать ведёт себя совсем не так, как от неё ожидалось, да и почти что устраняется из сюжета. Герой же, наоборот, проявляет способности, ничем не обоснованные. Он вдруг начинает исследовать феномен, с которым столкнулся, при этом оказывается, что он в какой-то степени знает биологию, умеет пользоваться и оружием, и радиопередатчиком и… звучат фанфары… знает азбуку Морзе. Скажите, какой процент профессиональных певцов знает азбуку Морзе? А знали в 1953 году, когда рассказ вышел? Вот! В результате профессиональный певец ухитряется наладить диалог с чуждой нам формой жизни, причём обсуждает с ней весьма сложные биологические и социальные вопросы (в биологических не особо преуспевает, а вот как устроен местный социум выясняет в подробностях). Вот такой вот супермен.

Остаётся спросить «зачем абориген должен быть лысым?» Ах, извините, это из старого анекдота. «Зачем герой был певцом?». Только для того, чтобы повторить последовательность из нескольких звуков, принятых радиопередатчиком? Подозреваю, что дошкольного музыкального кружка для этого хватило бы.

Итак, что в остатке? В остатке очень интересная твёрдая НФ, упакованная в совсем не увлекательное повествование. А из-за серости героев рассказ ещё и показался изрядно затянутым.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот здесь фантастическая идея просто зашкаливает по отношению ко всем идеям, с которыми я познакомился в фантастической литературе. При этом я уверен, что никто не сумеет её повторить, ибо она находится на грани между фантастичностью и безумием, а также алогичностью возможности её осуществления. Особенно напрягает огромное количество роялей, которые позволяют герою рассказа существовать в утробе этого инопланетного существа, особенно раздражает установление контакта с возможностью объяснить все физиологические процессы на понятном уровне для двух видов разумной жизни, что означает очень высокий уровень развития, а значит осознания необходимости исследовать инородное тело. И так далее и тому подобное. В итоге рекомендую для ознакомления, уж очень невероятная идея.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх