fantlab ru

Мишель Уэльбек «Возможность острова»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
124
Моя оценка:
-

подробнее

Возможность острова

La Possibilité d’une île

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

«Возможность острова» — новый роман автора мировых бестселлеров «Элементарные частицы» и «Платформа». Эта книга, прежде всего, о любви. Сам Уэльбек, получивший за нее премию «Интералье» (2005), считает ее лучшим из всего им написанного. Заявив в одном из интервью, что он «не рассказчик историй», Уэльбек, тем не менее, рассказывает здесь, в свойственной ему ироничной манере, множество нетривиальных историй, сплетающихся в захватывающий сюжет: о тоталитарных сектах, о шоу-бизнесе и о судьбе далеких потомков человечества, на которую проецируются наши сегодняшние эмоции и поступки. Установив своеобразный телемост между прошлым и будущим, Уэльбек переворачивает современные представления об устройстве мира. Главный герой, эстрадный артист, сначала успешно выступает со скетчами собственного сочинения, затем столь же успешно снимает порнофильмы. Власть над стремительно растущей аудиторией побуждает его анализировать состояние умов и пускаться на рискованные эксперименты. Из этих экспериментов вырастает второй план книги — фантастический, на удивление гармонично сплавленный с жесткой реалистичностью первого.

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Интералье / Prix Interallié, 2005 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2007 // Научно-фантастическая книга (Франция)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)
/перевод:
И. Стаф (6)

Возможность острова
2006 г.
Возможность острова
2006 г.
Возможность острова
2009 г.
Возможность острова
2012 г.
Возможность острова
2014 г.
Возможность острова
2015 г.
Возможность острова
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман этот написан человеком, переживающим тяжелый жизненный и мировоззренческий кризис. Внезапно подступает старость, а кругом ликует истеричное кредитное пиршество. У тебя нет сил жить, а кругом бурлит как потом оказалось последняя разнузданная пати общества потребления. Есть от чего впасть в уныние и тоску. Эти эмоции Уэльбека зафиксировал Бегбедер в своем «Романтическом эгоисте», вышедшем в том же году, что и «Возможность острова». Тогда многим даже глубоко мыслящим людям показалось, что праздник Вечной весны изобилия и продлится вечно. Но миг только мигом и оказался.

Книга пропитана пессимизмом по поводу путей развития человечества. А чего еще можно ждать от современного ученика Шопенгауэра? Перефразируя знаменитого сегодня молодого дегенерата, «капитализм, счастье... и вот это». Желаете, чтобы удивительная история человечества закончилась подобным пшиком и ничтожеством, топите и дальше за свой любимый капитализм.

Про любовь в книге сказано много горьких и точных слов, но мне больше интересна была тема молодежи в контексте эпохи. Я ровесник молодых героев романа и все эти похождения, всю эту «философию» легкодоступного дешевого рая на своей шкуре испытал. И тяжелое похмелье от возвращение на грешную землю. Такие персонажи, как Эстер, юная любовница рассказчика Даниеля1, в середине 2010-х заправили свои розовые стринги в поношенные джинсы, натянули «желтые жилеты» и стали бороться за свободу Шотландии и Каталонии. И мобильники используют не для любовного чириканья — «целую крепко» — а зависают в протестных пабликах. Не стоило Даниелю так уж сильно им завидовать и переживать, не из-за чего было.

В целом, у Уэльбека получился глубокий философски роман в традиции Толстого. Не слабее, чем «Тошнота» Сартра и «Чума» Камю. «Возможность острова» завораживает своей сопряженностью нежности, лирики и строгой научности, а также глубоким погружением в психологию одинокого мужчины 40+.

Кстати, о науке. Пока читал роман, посмотрел свежую беседу социолога Бориса Кагарлицкого с антропологом и популяризатором науки Станиславом Дробышевским. Так вот Дробышевский не в первый раз убежденно заявил, что либо мы изменим себя с помощью генной инженерии, подстраиваясь под быстро изменяющуюся среду обитания, «либо мы тупо вымрем». Раньше он еще точнее формулировал — «либо научимся питаться пластмассой, либо вымрем». Так что размышления и утверждения Уэльбека давно уже находятся на самом крае современного научного мировоззрения. Но как художник, он еще и умеет очень живо показать апокалиптические альтернативы будущего.

Финал книги своей тематикой и настроением напомнил замечательный рассказ Паоло Бачигалупи «Народ песка и шлака», вышедший в одно время с романом. Смысл же названия и финала книги Уэльбека дуалистический. С одной стороны, это парафраз Джона Донна. Человек действительно может превратиться в остров, отделенный от материка человечества, а может создать или обрести новый социум, единство, которое не приведет к бесконечному умножению и продлению страданий или гранитному монолиту расы Грядущих.

Не смотря на то что роман Уэльбека получился очень интровертным и созерцательным, он в то же врем и очень кинематографичный. Замечательный бы из этого вышел лирический блокбастер в духе Стенли Кубрика. В одном фильме уместились бы и артистическая жизнь богемы, и бесконечные и бессмысленные вечеринки буржуа, и бдения сектантов-фанатиков, и масштабные апокалиптические картины грядущего заката человечества. А тратят миллионы на съемки всякой галиматьи...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ставлю книге 9 из 10. И на это есть несколько причин:

1. Как уже сказали, каждая фраза в книге наполнена концентрированными мыслями, которые можно смаковать и смаковать. Многие мысли пугают своей достоверностью, а в психологических копаниях Уэльбека видишь действительно живых людей.

2. Интересная взаимосвязь жизни Даниэля1 и его последующих копий — их мысли, и наконец уход одного из них на встречу дикому миру, в котором словесное мастерство Уэльбека раскрывается полностью.

3. Интересная концепция про любовь/секс/жизнь.

Книга стоит того, что бы ее прочитать.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же, Уэльбек — это не про фантастику.

Мишель Уэльбек это прежде всего один из последних классиков Настоящей, великой европейской литературы, главная черта которой ранее — вовлечение в допустимый дискурс все больших тем, сейчас — максимальная телесность и откровенность. Поэтому в первую очередь это романистика, и уже в последнюю — фантастика. Он мастер жесткого, бескомпромиссного реализма. Сразу предупрежу читателей не переносящих универсальные для всех людей пороки и грязь жизни: книга вам не понравится. Скорее всего вам захочется ее закрыть и выкинуть не дойдя и до пятой части. Что делает еще более удивительным то, как у НЕ фантастического романа было столько всего сказать о нашем вероятном будущем. Если фантасты Золотой Эпохи представляют клонирование человека (но не только) Техноцентричным, то у Уэльбека оно — Человекоцентрично. С одной стороны, исторический процесс движется согласно создаваемой человеком суммой технологий, с другой стороны, заложенными еще в процессе эволюции инстинктами, которые являются самой сутью человека, которыми он руководствуется хочет он того или нет. Вот именно об этой дихотомии книга. Вроде бы человек и хочет избавится от оков животного детерминизма, но из чего сознание будет черпать смысл без этой «плотской» основы, первого кирпичика в храме познания? Не думаю, что любой человек серьезно интересующийся жизнью, приближающейся к технологической сингулярности, может пройти мимо «Возможности острова». Даже если это не фантастика.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Много лет назад видела по телевизору сюжет о секте раэлитов. Данный роман является взглядом «изнутри» на ее деятельность и попыткой развить до логического завершения ее идеи, все это служит фоном для, как всегда, невеселых размышлений Уэльбека о судьбе современного мира и человека в нем.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для неискушенного читателя, впервые знакомящегося с творчеством М. Уэльбека (то бишь для меня) «Возможность острова» таит в себе целых два сюрприза. Первый заключается в неожиданном открытии: Уэльбек — это французский Пелевин, саркастичный философ-интеллектуал, чья проза так и просится быть разобранной на цитаты и афоризмы. Второй сюрприз поджидает по мере развития сюжета, внезапно поворачивающего в сторону апокалиптической фантастики, что не заявлено в аннотации, но, судя по всему, достаточно характерно для Уэльбека. Составители этой самой аннотации были, пожалуй, правы: книга писалась не ради того, чтобы рассказать о судьбе человечества, разделившегося на ведущих созерцательный образ жизни генно-модифицированных неолюдей и отброшенных в своем развитии на сотни лет назад дикарей. Книга писалась для того, чтобы рассказать о дне сегодняшнем: о деградации всех сфер жизни, кроме технической; об упадке искусства; о всеобщей подмене понятий; и о безысходности отдельно взятой жизни в частности. А еще — и это, пожалуй, главное — о неизменности самой человеческой природы, повлиять на которую не в силах ни генная инженерия, ни практики сродни буддистским. По Уэльбеку, сколько бы инкарнаций ни претерпело сознание человека, он все равно бросит спокойную размеренную жизнь в погоне за «возможностью острова». И пусть эта возможность — всего лишь иллюзия, что совершенно ясно дает понять автор, только она в конечном счете и придает смысл человеческому существованию.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как написано выше, Уэльбек действительно очень умный человек. Я, честно говоря, никогда не наблюдал столько мыслей, завернутых в каждое предложение. Это само по себе способно заставить читать эту книгу. Но читать ее я бы не всем советовал. Книга тяжелая, жесткая, буквально пронизанная тупиковостью. Тупиковостью развития европейского общества, тупиковостью жизни главного героя, тупиковостью жизни человека вообще. Совершенно непонятно для чего здесь прилеплена вся эта фантастическая составляющая с клонами и постапокалиптикой. Это не фантастика, этот жанр скорее можно назвать забытым словом «трагедия».

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего, на мой взгляд, гармоничного в этой книге нет. Очень крутой мужской кризис «среднего возраста». Понятие о любви путается с чистой физиологией.

Кое-что интересное наблюдается лишь в самом финале, когда последний из наблюдаемых нами клонов идёт по поверхности планеты, а писатель начинает соотносить его чувства и мысли не с сугубо не захватывающими переживаниями Даниэля 1, а с более широкими вопросами основ жизни «неолюдей».

Рассуждения о природе смеха в современном обществе также показались не лишёнными глубины.

Данная книга — очень хороший пример обращения к приёмам фантастики нефантаста, «неподкованного» в данной области, ему не видны давно и тщательно проработанные линии и темы, он с ними не взаимодействует (хотя бы те же темы клонирования, бессмертия и т.п.). Поэтому и получилось по видимости нечто новое, а по сути — сырое, проваливающееся между бездумной порнографией и попыткой осмысления выхода из водоворота одиночества в современной западной культуре нечто. Типичный пример распада романа.

Оценка: 3
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уэльбек очень умный человек и очень плохой писатель. Если бы он посвятил себя написанию документальных произведений о современном мире, эссе, философских очерков — было бы гораздо больше пользы. С точки зрения художественного стиля роман плохой, вторичный и поэтому пошлый.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв 18+! Абсолютно весь!

Книга оказалась прочитана совершенно не к месту. Милое название, да и обложка попалась мне с не менее милым островом в при свете дня и солнца! О, а эти слова из аннотации — история о любви! А что я имею?! Нет, не я, а автор имеет меня!

Я не противник порно! Я не ханжа! Но я считаю, что каждый САМ решает нужно ему это сейчас или нет! Почему на книге не написано громадным шрифтом 18+! Почему нам не предупреждают, что в книге масса интимных (пусть будет это слово) подробностей! Ну правда, я не хочу читать про: кто и где мастурбирует! На что мастурбирует! Как мастурбирует! При ком мастурбирует! Как надо ползать женские половые органы! Как надо лизать мужской орган! Как надо лизать яички! Кто и как часто кушает сперму, при этом рассказано как она добыта! Куда мажется эта сперма ради прихоти! Не хочу читать про то, как встаёт! У кого! На что! Про проблемы импотенции — тоже не хочу!

Нет, я не против всего этого. Я хочу САМА целенаправленно взять книгу и читать про это! А не принужденно! И только после прочтения я открыла книгу ещё раз и нашла кучу обложек, по которым можно сделать вывод, что в книги всё это будет. Но это случилось потом! Уже после того, как я взялась за книгу!

А самое противное, что на фоне всей этой дряни (дрянь — только потому что не хочу я сейчас эту тему читать) я не поняла сюжета! Я не поняла названия! Не поняла смысла! Есть Дэниэл, есть его куча клонов! Есть неолюди, живущие каждый в своей коморке, общающиеся дистанционно, по видео, по чатам, ещё есть еда в капсулах! Есть полное отсутствие детей (о эта тема чайлдфри!) и милые животные вместо детей! Ну и смысл?! Или пишешь эротику или пишешь утопию. Но не надо мешать это всё в 1 стакан! Когда отвратительное впечатление от одного напрочь перебивает получение впечатления от другого сюжета

Оценка: 1
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

ВОЗМОЖНОСТЬ УЭЛЬБЕКА

...Поддержание физического облика в состоянии, способном соблазнить представителей противоположного пола, являлось единственным подлинным смыслом здоровья...

Спорное утверждение, впрочем, у Уэльбека подавляющее большинство таких. Умение жонглировать парадоксальными сентенциями важная часть его концепции циника, ниспровергателя, интеллектуала. Писатель в современном мире, как поэт в России, должен быть больше. чем писателем, идеальный вариант — стать товарным знаком. Узнаваемое имя Мишеля Уэльбека складывается из последовательного проведения эпатажной, но такой притягательной линии еnfant terrible: дерзкого, эгоистичного, избалованного. Предельно откровенного разговора о сексе с подробными описаниями всех возможных вариантов. И, конечно, большого литературного таланта.

На то, чтобы оценить и восхититься которым, читателю часто не хватает сил. Терпения. Толерантности. Потому что, как бы четче сформулировать: он/а в той же возрастной группе, что объект изображения; носитель того же ментального багажа; принадлежит к тому же социальному слою. Хотя финансовое положение не так стабильно, как у большинства героев Уэльбека — его персонажи имеют возможность вести жизнь рантье. Та вожделенная, когда была недосягаемой, свобода не ездить каждый день на службу, которую все так быстро успели возненавидеть.

Что ж, зато теперь можем лучше понять героев Уэльбека, которых не то, чтобы ненавидели, но явно, недолюбливаем, несмотря на очевидное сходство с ними (а может, благодаря ему). Итак, к роману. Не создай себе автор еще прежде устойчивой репутации постмодерниста и живого классика, «Возможность острова» вполне можно было бы отнести к жанру социально-философской фантастики. Параллельные линии повествования последовательно разворачивают истории нашего современника, успешного шоумена, и его отдаленного потомка. Не совсем корректное определение, но клоном назвать тоже было бы неправильно, скорее генетической копии, относящейся к принципиально новому виду биологических существ, неолюдям.

Новый человек читает дневник своего предшественника, пытаясь перевести на свой понятийный язык его мотивации, и очень мало преуспевает. Насколько психологически нестабильным, зависимым от внешних влияний оказывается наш современник Даниэль1, настолько же погруженным в вечное сияние чистого разума. свободным от оков плоти предстает далекий Даниэль24. В его понятийном диапазоне нет места не только пресловутой тяге к совокуплению, столь важной для предка, но он практически не нуждается в пище и выделении отходов. Основа жизненного цикла неолюдей фотосинтез по растительному типу.

Круто? Не то слово. Делает ли это его счастливым? Скорее нет. Сама по себе фаустианская тяга к знаниям способна дать многие радости лишь человеку, который под то заточен и лишь тогда, когда есть возможность применения. Научные штудии останутся бесплодными без внешних импульсов соперничества, честолюбия и амбициозности. а что Даниэль1, бывал ли он счастлив? О, да! Хотя создается устойчивое впечатление, что только во время секса. Даже не так: во время особенно удачных оральных контактов с двумя женщинами из числа своих бесчисленных партнерш и в очень ограниченный промежуток времени.

Маловато будет? Согласна. Но герои писателя вообще довольно депрессивны, унылы и склонны к человеконенавистничеству. Каждый пишет, как он дышит. Однако за себя могу сказать, что с этой книгой много больше поняла и приняла его, чем с читаными прежде «Элементарными частицами» и «Серотонином». Такая неожиданно приятная возможность Уэльбека.

...Посмотри, там вдали копошатся маленькие существа; смотри же: это люди...

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх